Быть человеком означает быть осознающим и быть ответственным – Что значит быть человеком ответственным?

«Что значит быть ответственным?»

Классный час «Что значит быть ответственным человеком» в 8Б классе

Классный руководитель Екатерина Владимировна Орлова

Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности, содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям, формирование коммуникативной компетенции, развитие смекалки, логического мышления.

Задачи:

— развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;

— формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;

— развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

  • Проектор

  • Бумага

  • Ручки

  • Смайлики

Ход час общения

I. Сообщение темы и цели часа общения.

Добрый день, я рада видеть вас всех вместе. Пожмите соседу руки так, как это делается во всем цивилизованном мире перед серьезной работой в качестве дружеского жеста.

Сегодня мы проведем классный час на тему, которая была предложена на предыдущей нашей встрече. В качестве темы мне хотелось бы предложить высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.

— Как вы понимаете это высказывание? (высказывания ребят)

II. Введение в тему

Когда вы были маленькими, ваши действия во многом диктовались теми, кто заботился о вас. Вы ели, когда родители давали вам еду, вы шли туда, куда вас вели, т.е. вы полностью зависели от родителей. Сейчас вы повзрослели, приобрели необходимые навыки, постепенно становясь самостоятельнее, у вас появилась обязанность ходить в школу, выполнять домашние задания. Скоро вы станете взрослыми и будете полностью отвечать за себя и за других.

От того, как вы научись делать выбор сегодня, зависит ваша способность ответственно

подходить к жизни в будущем.

Я хочу предложить вашему вниманию историю.

Один неудачник спросил успешного человека: 
– Мне вечно не везет. Как ты думаешь, почему? 
В ответ успешный человек спросил: 
– А в чем тебе не везет? 
– Да во всем, – ответил неудачник. – Вот, например, вчера я опоздал на работу и получил от начальника нагоняй и штраф. 
– А почему ты опоздал? – спросил успешный человек. 
– Потому что вчера на пути на работу была непредвиденная автомобильная пробка, и я в ней застрял, – ответил неудачник. И добавил: но я же в этом не виноват! 
– Понятно, – сказал успешный человек, – в чем тебе еще не везет? 

Неудачник подумал и говорит: 
– Ну, еще я недавно разбил свою машину. 
– А почему ты ее разбил, как ты думаешь? – спросил успешный человек. 
– Потому что дорога была скользкая. И опять же, я в этом не виноват, мне просто как всегда не повезло – я же не знал, что внезапно ударит мороз и дорога обледенеет! 
– Понятно, – сказал успешный человек. – В чем еще тебе не везет? 
– Да мне еще со школы не везет , как только не выучу урок, обязательно спросит учитель и ставит «двойку». 
– И в этом ты тоже не виноват? – спросил успешный человек. 
– Конечно, не виноват! Разве я виноват, что у меня не хватило время домашнюю работу сделать или правило важное выучить? 
– Всё ясно, – констатировал успешный человек, словно врач, который поставил диагноз. 
– Что тебе ясно? – спросил неудачник. 

— Как вы думаете, что ответил неудачнику успешный человек ? (высказывания детей)


– Ясно,- ответил успешный человек, — в своих неудачах ты прежде всего склонен винить обстоятельства, поэтому не стремишься улучшаться сам. И пока ты не научишься принимать ответственность за свои поступки на себя, вместо того, чтобы перекладывать ее на других, ты так и останешься неудачником.

III. Основная часть

Ваши высказывания оказались почти такие, как ответил успешный человек.

Но не менее трудное для человека – это умение сдержать своё слово. Недаром в одной русской пословице: «Не давши слова – крепись, а давши слово – держись»
А сколько случаев, когда вы с лёгкостью обещаете мне, друг другу что-то сделать. А наступает день … и оказывается, что ничего не делается.

Сейчас я вам предложу несколько ситуаций

 
1 Ситуация: В день Здоровья ребята в классе договариваются, кто будет в команде, кто отвечает за съемки, кто за другие дела. В назначенный день из 21 ученика приходит 16, чем заняты остальные неизвестно (а это учебный день), и даже участников команды ребятам пришлось вызванивать по телефону. Как вы думаете, почему так произошло? По какой причине класс оказался на последнем месте? (высказывания детей).

Как можно назвать поступок ребят, которые подвели остальных?

2 Ситуация: Группа учеников должна идти в определенное время на профильные пробы. Ребята были предупреждены о времени начала проб завучем и классным руководителем. Все спокойно выслушали, пообещали обязательно прийти, но в назначенное время пришла только половина ребят, остальные, оставшиеся дома не сочли нужным ответить классному руководителю на телефонный звонок. Как вы думаете, почему?

Как можно охарактеризовать такой поступок? (высказывания детей).

3 Ситуация: За месяц ученики договорились, что в определенный день пойдут всем классом в боулинг. Накануне 4 человека предупредили, что не смогут пойти, по ряду разных серьезных причин. Остальные промолчали. В назначенное время оказалось, что пришли в боулинг 11 человек из 21. Как вы считаете, о какой черте характера говорит этот поступок.

Как можно назвать этот поступок? (высказывания).

Что такое ответственность? Когда возникает это чувство? (Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.)

Какие качества характера свойственны ответственному человеку? На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.

(честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.)

— Как ведет себя в речном потоке рыба? ( плавает по течению и против течения, т. е. активно)

— Что происходит с плавающим на поверхности бревном? (Ответы)

— В каком случае с рыбой может происходить то же, что с бревном (Ответы)

— Годы своего детства и юности вы можете прожить активно, как «рыба», или пассивно, как «бревно». Рыба, живущая в реке, способна плыть как по течению, так и против него.

Если она перестанет двигаться, ее сносит течением.

Но плывя в противоположную сторону, рыба может преодолеть силу потока и даже добраться до верховий реки. У бревна же нет выбора: оно, в конце концов, окажется там, куда его вынесет поток.

— А давайте спросим себя: создаем ли мы собственное будущее или плывем по течению, как бревно по реке?

Как вы считаете, вы плывете по течению или создаете свое будущее, кто-то может честно и ответственно сказать об этом? (Высказывания детей).

IV. Итог урока.

— Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком?

(Научиться отвечать за свои поступки).

Серьезное отношение к жизни начинается с сознательного решения взять на себя ответственность. Такое решение мы принимаем не раз, его принимаем много раз в течение своей жизни.

Ответственный человек – это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение. Если вы этому не научитесь, то тогда ваша жизнь будет меняться по воле других людей.

В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.

V. Рефлексия

Перед вами лежат разноцветные смайлики. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему отношению к нашему разговору, если:

1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать. — Зеленый

2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть… Желтый

3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время. Красный

Спасибо за работу!

infourok.ru

О смысле страдания — 1001.ru

Виктор Франкл

Мы уже говорили, что быть человеком — это значит быть осознающим и ответственным. Человеческая ответственность всегда оказывается ответственностью за реализацию тех или иных ценностей-причем реализацию не только «вечных», непреходящих, но и «ситуативных» ценностей (по Шелеру). Возможности для реализации ценностей предоставляются человеку в каждый момент самые различные, так же как и разные люди используют эти шансы совершенно по-разному. Требование реализации ценностей-требование, исходящее от мира ценностей и направленное к миру человеческих судеб, — становится, таким образом, конкретным, персональным и ежечасным призывом к каждому отдельному человеку. Неповторимые возможности, предоставляемые каждому индивиду, настолько же специфичны, как и возможности, заключённые в каждой сложившейся исторической ситуации со всем ее неповторимым своеобразием.

Различные ценности соединяются таким образом, что в результате формируется конкретная специфическая задача для данного индивида. Это соединение придает ценностям ту неповторимость, в которой каждый человек видит серьезное и по-настоящему убедительное обращение к нему лично — и ни к кому другому. До тех пор пока он не познает, что именно определяет единственность и принципиальную неповторимость его собственного существования, он не сможет ощутить выполнение своей жизненной задачи персонально обязательным и неотделимым элементом собственной судьбы.

Обсуждая вопрос о смысле жизни, мы выдвинули три категории ценностей. В то время как ценности первой категории (созидательные) актуализируются в действии, ценности переживания реализуются в (относительно) пассивном принятии мира (например, природы или искусства) нашим сознанием. Ценности отношения, однако, актуализируются всюду, где индивид сталкивается с чем-либо, навязанным судьбой, чего изменить уже нельзя. Из того, каким образом человек принимает такие печальные «подарки» судьбы, как он ассимилирует все эти трудности в своей душе, проистекает неисчислимое множество потенциальных ценностей. Это означает, что человеческая жизнь может быть наполнена не только созиданием или наслаждением, но и страданием.

Тот, кто преклоняется перед поверхностным культом успеха, очевидно, не поймет и не примет этих соображений. Но как только мы дадим себе труд остановиться и задуматься над собственными обыденными суждениями о человеческом существовании, мы сразу же увидим, что признаем ценность многих вещей вне зависимости от связанных с ними успехов или неудач. Великие художники, в частности, хорошо понимали и отражали в своих произведениях этот феномен внутренней полноты и целостности, присущих человеку вопреки внешним неудачам. Выразительный пример, который сразу же приходит в голову, описан в повести Толстого «Смерть Ивана Ильича», где рассказывается история некоего респектабельного государственного чиновника, который оказывается потрясенным всей чудовищной бессмысленностью собственной жизни, «прозрев» только перед лицом неожиданно надвигающейся смерти. Но, постигая всю свою бессмысленность, в самые последние часы своей жизни этот человек перерастает сам себя; он достигает такого внутреннего величия, что оно освящает всю его предыдущую жизнь и — несмотря на ее очевидную ничтожность — делает ее значительно более осмысленной. Жизнь, таким образом, может приобрести свой окончательный смысл не только в результате смерти (например, героическая смерть), но и в самом процессе умирания. Не только пожертвовав жизнью, можно придать ей смысл — жизнь может наполниться благородным смыслом даже в тот момент, когда она неожиданно разрушается.

Несостоятельность поклонения успеху становится особенно очевидной, если обратить внимание на нравственную проблему жертвенности. Конечно, в тех случаях, когда человек совершает жертвенный поступок на основе расчета, тщательно взвесив, в какой мере этот поступок приблизит его к желаемому результату, жертвенность теряет всю свою нравственную значимость. Настоящая жертвенность появляется только там, где существует риск того, что наше пожертвование может оказаться неоцененным или даже напрасным. Кто осмелится утверждать, что человек, бросившийся в воду ради спасения утопающего, действовал менее нравственно или даже безнравственно, только потому, что оба утонули? Разве могли мы хотя бы предположить этот риск, когда признавали любое спасательное в подобной ситуации действие высоконравственным? Вспомним, какую высокую моральную оценку мы выносили человеку, который всю жизнь героически боролся, хоть и безрезультатно, и ушел из жизни героически, прожив ее не напрасно.

Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла. Это становится также очевидным, когда мы возвращаемся к нашему прошлому и вспоминаем, скажем, периоды собственной влюбленности. Пусть каждый честно спросит себя, решился бы он «вычеркнуть» из своей прошлой жизни периоды несчастной любви, со всеми их сомнениями и страданиями? Большинство из нас, конечно же, такого не сделает. Полнота страдания никогда не кажется нам недостатком осмысленности. Напротив, человек растет и мужает в результате страданий; его несчастная любовь приносит ему больше, чем могло бы дать целое множество любовных побед.

Как правило, люди склонны переоценивать положительные и отрицательные стороны или приятные и неприятные оттенки своих переживаний. Приписывая преувеличенную значимость таким моментам, они вырабатывают в себе ничем не оправданную склонность жаловаться на судьбу. Мы уже обсудили не одну трактовку нашего тезиса о том, что «мы посланы в этот мир не для наслаждений». Мы подчеркивали, что удовольствие не в состоянии придать смысл человеческой жизни. А если это так, то отсутствие удовольствия не умаляет ее смысла. И вновь мы обращаемся за примерами к искусству: необходимо лишь вспомнить, насколько маловажным для оценки художественных достоинств мелодии является то, в каких- мажорных или минорных-тональностях она написана. Среди лучших музыкальных произведений-не только неоконченные симфонии, как мы уже отмечали в другом месте, к лучшим относятся и многие «патетические» произведения.

Мы уже сказали, что, создавая творческие произведения, человек реализует свои созидательные ценности; переживая-ценности переживания; страдая-ценности отношения. Кроме того, страдание и само по себе не лишено смысла. Страдая от чего-либо, мы внутренне отодвигаемся от того, что вызвало наши страдания, мы как бы устанавливаем дистанцию между собой и этим нечто. Все время, пока причиной нашего страдания является то, чего быть не должно, мы остаемся в состоянии напряжения, как бы разрываясь между тем, что есть в действительности, с одной стороны, и тем, что должно быть, — с другой. И только в подобном состоянии мы способны сохранять в своем представлении свой идеал. Как мы уже видели, это относится и к тому, кто уже отчаялся; сам факт его отчаяния позволяет снять с него часть того, в чем он себя винит, поскольку он оценивает свое бытие, соотнося его с идеалом, и сам факт, что он представляет себе существующие ценности (пусть даже и не реализованные), свидетельствует о том, что даже и отчаявшийся человек является носителем некоторой ценности. Он не мог бы судить себя так строго, если бы уже не обладал ценностью и достоинством судьи — человека, который постиг различие между тем, что есть, и тем, что должно быть. Таким образом, страдание вызывает плодотворное, можно даже сказать-кардинально преобразующее, духовное напряжение, ведь оно на эмоциональном уровне помогает человеку осознать то, чему не следует быть. В той мере, в какой человек отождествляет себя с существующим положением вещей, он устраняет свою удаленность от них, лишаясь, таким образом, плодотворного чувства диссонанса между тем, что есть, и тем, что должно быть.

Вот так в чувствах человека открывается глубокая мудрость, которая выше всякого рассудка и, по сути, идет вразрез с учением о прагматической утилитарности. Рассмотрим, к примеру, смысл, который имеют для человека такие переживания, как скорбь и раскаяние. С чисто прагматической точки зрения они выглядят бессмысленными. С точки зрения «здравого смысла» скорбеть о чем-либо безвозвратно утраченном-бесполезно, то же верно и в отношении непоправимого проступка. Но для внутренней жизни человека и скорбь, и раскаяние полны глубокого смысла. Потерянная возлюбленная или возлюбленный в каком-то смысле продолжают жить благодаря нашей скорби о них, раскаяние же помогает виновному вновь поднять голову, как бы очистившись от вины. Тот, кого мы любили и оком сейчас скорбим, потерян объективно, в реальном времени, но он сохраняется субъективно, во времени внутреннем. И раскаяние, как показал Шелер, способно оправдать неверный шаг; и хотя сделанного не воротишь, сам виновный переживает как бы нравственное возрождение. Эта способность прошедших событий быть плодотворными для внутреннего развития человека не противоречит его ответственности, находясь с ней в диалектическом взаимодействии. Ибо вина сама по себе уже подразумевает ответственность. Человек несет ответственность за все содеянное-ведь он не может изменить ни один сделанный им шаг; как самое незначительное, так и самое важное решение всегда остается последним. Совершает он поступок или отказывается от него-ни одно из этих действий нельзя вычеркнуть из жизни так, как будто бы их и не было вовсе. Тем не менее благодаря раскаянию человек может внутренне порвать с совершенным им и, переживая это раскаяние, может «воротить содеянное», но в области духовной, нравственной. Только очень поверхностный человек усмотрит какое-либо противоречие между этими двумя утверждениями.

Шопенгауэр, как известно, с сожалением отмечал, что жизнь человека «болтается между тревогой и скукой». В действительности и то, и другое полно глубокого смысла. Скука — это постоянное напоминание. Что приводит к скуке? Бездействие. Но деятельность существует не для того, чтобы спасаться от скуки; скорее скука существует для того, чтобы мы бежали от бездействия и должным образом оценили смысл нашей жизни. Борьба жизни держит нас в «напряжении», потому что смысл жизни зависит от того, насколько мы выполняем или не выполняем требования, предъявляемые нам нашими собственными жизненными задачами. Таким образом, это напряжение по своей сути отлично от состояний, которые вызываются жаждой ощущений или внешнего одобрения и поддержки, свойственных невротикам и истерикам.

И смысл «тревоги» заключается в том, что она по сути своей-также напоминание. В области биологической, как известно, боль является полным смысла стражем и хранителем. В духовной сфере она выполняет подобную же функцию. Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения. Пока мы способны к страданию, мы остаемся живыми духовно. Действительно, мы мужаем и растем в страданиях, они делают нас богаче и сильнее. Раскаяние, как мы только что видели, обладает властью вернуть назад уже сделанное, его значение состоит в том, что оно как бы переделывает какое-то внешнее событие, но уже во внутреннем плане сознания. Скорбь обладает властью увековечивать, сохранять навсегда прошлое в нашем настоящем-в этом ее значение. И раскаяние, и скорбь — оба эти чувства — служат для того, чтобы, так сказать, «исправить» прошлое. И таким образом, они решают проблему — ту самую, которую никакие отвлечения и никакие наркотики решить не в состоянии. Тот, кто пытается «отвлечься и не думать» о несчастье или притупить свои чувства наркотиками, задачи не решает, это никак не помогает ему примириться с несчастьем; все, чего он достигает, — это избавление от непосредственного воздействия этого несчастья: от неприятных ощущений. Пытаясь развлечься или «забыться» с помощью наркотиков, человек заставляет себя «не замечать» случившегося, как будто бы не знает более о нем, пытается убежать от действительности, ищет прибежища, скажем, в алкогольном опьянении. Но поступать так — значит совершать глубокую психологическую (по сути — субъективистскую) ошибку, которая состоит в том, что человек действует так, как будто «притупление» неприятных чувств наркотиками приводит также к устранению самого предмета переживаний; как будто все, что оттеснено в область подсознательного, таким образом вытесняется и из действительности. Однако взгляд на какой-то предмет не создает еще самого этого предмета — точно так же, как и взгляд в противоположную сторону не приводит к его исчезновению. Аналогично этому вытеснение нахлынувшей скорби не избавляет нас от того, что заставило нас так горевать. В действительности же родственники умершего, например, чаще всего категорически отказываются принимать успокаивающие лекарства, предпочитая круглосуточные рыдания над усопшим. На простое предложение принять что-нибудь снотворное человек, охваченный скорбью, обычно возмущенно возразит, что, как бы ни спалось ему сейчас, это уже не поднимет и не вернет того, кто заснул навсегда. Смерть — этот чистейший образец необратимого события — никуда не исчезает, даже если ее вытеснять из сознания, даже если сам скорбящий находит прибежище в бессознательном забытьи.

В отличие от применения наркотиков алкогольное опьянение имеет положительное значение. Суть опьянения состоит в том, что человек как бы отворачивается от объективной действительности в сторону некоего субъективного мира. Применяя наркотики, человек перестает осознавать несчастье, он испытывает «счастье» в шопенгауэровском негативном смысле, а именно испытывает состояние нирваны. Наркотизация — это духовная анестезия. Но, подобно анестезии, применение которой в хирургии способно вызвать смерть, духовная анестезия может привести к смерти духовной. Постоянно подавляя действительно значимые эмоциональные импульсы из-за того, что они могут вызвать отрицательные переживания, человек в итоге убивает свою внутреннюю жизнь. Разумность смысла эмоциональных переживаний глубоко заложена в человеке, о чем свидетельствует следующий пример. Существует особый вид меланхолии, отличающийся тем, что человек не испытывает печали. Вместо этого больные жалуются, что они не в состоянии чувствовать себя в достаточной степени грустными, не могут выплакать свою меланхолию, оставаясь эмоционально холодными и внутренне мертвыми. Такие пациенты страдают, как мы говорим, от меланхолии обезболивающей. Каждый знакомый с подобными случаями знает, что едва ли существует отчаяние большее, чем то, которое испытывают такие больные из-за того, что они не в состоянии испытывать обыкновенную человеческую грусть. Этот парадокс вновь ясно показывает, что принцип удовольствия-лишь конструкт, но не явление. Эмоциональная «логика сердца» всегда заставляет человека стремиться- испытывая грустные чувства или, наоборот, веселые-к тому, чтобы оставаться «духовно живым», чтобы не впасть в апатию. Таким образом, парадокс, состоящий в том, что страдающий от меланхолии обезболивающей испытывает страдания из-за своей неспособности страдать, является парадоксом только для патопсихологии. И это вовсе не парадокс для экзистенциального анализа, поскольку он признает смысл страдания, отводя страданию заметное место в жизни человека. Страдание и горе являются частью жизни, как судьба и смерть. Ни одно из них нельзя вырвать из жизни, не разрушая ее смысла. Лишить жизнь горя, смерти, судьбы и страдания — значит лишить ее присущих ей формы и содержания. Ибо лишь под ударами молота судьбы, в горниле страданий обретает жизнь свои содержание и форму.

Таким образом, судьба, которую переживает человек, имеет двоякий смысл: он должен ее формировать, где это возможно, и — где это необходимо — достойно принимать ее, терпеть. Не будем забывать, что «бездеятельному», пассивному страданию также присущ глубинный смысл всякого страдания.

Вместе с тем человек должен остерегаться соблазна преждевременно сложить оружие, сдаться, слишком легко приняв ситуацию за судьбу и склонив голову перед всего лишь мнимой своей участью. Лишь когда он не имеет более возможности реализовывать созидательные ценности, когда под рукой действительно нет средств, чтобы воздействовать на судьбу, тогда лишь наступает время реализовывать ценности отношения, тогда лишь ему имеет смысл «взвалить на себя крест». Сама суть ценностей отношения проявляется в том, как человек приговаривает себя к неизбежному; поэтому ценности отношения могут быть полностью реализованы, только когда доля, выпавшая человеку, оказывается в самом деле неизбежной. Брод называл это «благородным несчастьем», в отличие от «несчастья неблагородного», представляющего собой ситуацию, которую можно избежать либо в которой человек повинен сам*.

Так или иначе, в этом случае каждая ситуация предоставляет человеку возможность для реализации ценностей-либо созидательных, либо ценностей отношения. «Никем свыше не сказано, что поступки человека или его страдания не могут его облагородить», — находим у Гёте. Можно было бы сказать, что, если мы даже терпим что-либо, мы уже совершаем действие, пусть даже только подразумеваемое, но только тогда, когда это терпение оправданно, то есть если сама судьба ставит человека в условия, когда он вынужден терпеть, ибо ни изменить свое положение, ни вообще избежать его он не в состоянии. Только «оправданное» терпение является нравственным достижением; только такое неизбежное страдание несет в себе смысл. Это заложенное в страдании нравственное достижение известно каждому простому честному человеку. Такому человеку хорошо понятен будет следующий случай.

Несколько лет назад, когда в Британии готовилось награждение бойскаутов за высочайшие достижения, награды, которых заслуживали многие, были вручены трем молодым людям, находившимся в больнице с неизлечимыми заболеваниями. Тем не менее эти ребята держались мужественно и бодро, стойко перенося свои страдания. Их выдержка была признана более значительным достижением, чем выдающиеся успехи, скажем, в спорте и т. п. многих других бойскаутов.

«Жизнь-ничто, это лишь возможность совершать что-то». Похоже, в этом принципе Геббеля содержится ответ на вопрос о смысле жизни. Ибо существуют лишь две возможности: работать вместе с судьбой, придавая ей форму, то есть «лепить» судьбу, а не ситуацию, если последняя окажется такой, что изменить ее человек не в состоянии, — и таким образом реализовывать созидательные ценности; или же, если подобное окажется действительно невозможным, занимать такую позицию по отношению к своей неизбежной участи, когда страдание является достижением, — то есть реализовывать ценности отношения. Будет похоже на тавтологию, если мы скажем, что болезнь дает людям «возможность» для «страданий». Но все окажется далеко не столь очевидным, если слова «возможность» и «страдания» понимать в смысле, предложенном нами выше. Все становится совсем не таким очевидным, как только мы станем различать болезненные состояния-включая психические недуги-и страдания. С одной стороны, люди могут быть больны, не «страдая» в собственном смысле этого слова. С другой стороны, помимо всякого рода болезней, существует страдание, глубокое человеческое страдание, которое является неотъемлемой частью жизни человека, происходя из самой природы и смысла жизни. Следовательно, возможны случаи, когда необходимо вмешательство экзистенциального анализа, чтобы помочь человеку вновь обрести способность страдать. Вместе с тем целью психоанализа является возвращение человеку способности испытывать удовольствие и действовать. Ведь есть ситуации, когда человек может выполнить свою жизненную задачу только путем истинных страданий — только так, и никак иначе. И точно так же, как человек может упустить возможность совершить что-то, что готовит ему жизнь, так он может упустить и возможность перенести истинные страдания, которые открывают для него мир ценностей отношения. В свете вышеизложенного мы можем согласиться с Достоевским, сказавшим, что он боится только одного, а именно что он может оказаться недостойным мучений, выпавших на его долю. И мы теперь в состоянии оценить должным образом достижение больных, которые борются, не сдаваясь, со своим недугом, чтобы оказаться достойными своих мучений.

Одному необыкновенно талантливому молодому человеку неожиданно пришлось расстаться с активной профессиональной деятельностью. Вызванный туберкулезной инфекцией воспалительный процесс в спинном мозге привел к параличу его нижних конечностей. Решался вопрос об операции (по удалению пораженной части спинного мозга). Друзья больного обратились к одному из ведущих нейрохирургов в Европе. Тот был уверен, что у больного нет никаких шансов, и не взялся его оперировать. Отказ врача передали в письме одной из близких знакомых больного, на даче у которой он в это время жил и которая ухаживала за ним. Ни о чем не подозревавшая служанка передала письмо хозяйке в тот момент, когда та завтракала со своим больным гостем. Что последовало за этим, подробно описано в письме больного; несколько абзацев этого письма мы приводим ниже.

«…В подобной ситуации Ева была вынуждена показать мне письмо. Таким образом я узнал о своем смертном приговоре, который был совершенно очевиден из слов врача.

— Я вспомнил фильм о корабле „Титаник“, который смотрел когда-то давно. В особенности мне вспомнился эпизод, когда один парализованный — его играет Фриц Кортнер — произносит молитву, готовя небольшую группу таких же, как он, жертв к смерти, в то время как корабль погружается и вода поднимается все выше и выше вокруг них. Из кинотеатра я вышел глубоко потрясенный. Какой же это дар судьбы, подумал я тогда, сознательно идти к своей смерти. А теперь и мне судьба предоставляла подобное! У меня есть этот последний шанс проверить силу своего борящегося духа, только это борьба, исход которой предрешен с самого начала. Скорее это последнее напряжение обыкновенной силы, как бы последнее гимнастическое упражнение… Я хочу переносить ожидающую меня боль без наркотиков, насколько это вообще будет возможно… „Борьба за проигранное дело?“ Исходя из нашей философии, подобную фразу необходимо вычеркнуть из книг. Ибо в расчет идет только процесс борьбы… И не может быть никаких проигранных дел… Вечером мы исполняли четвертую, „Романтическую“ симфонию Брукнера. Меня переполняла любовь ко всему человечеству, я испытывал ощущение необъятности вселенной. Что до остального, я занимаюсь математикой и не поддаюсь сентиментальности».

В других случаях болезнь и приближение смерти могут выявить столько способностей в человеке, который до сих пор прожигал свою жизнь в «метафизическом легкомыслии» (Шелер), совсем не занимаясь развитием своих способностей. Молодая, крайне избалованная женщина однажды совершенно неожиданно попала в концентрационный лагерь. Там она заболела, и было видно, что она угасает. За несколько дней до смерти она произнесла такие слова: «По сути дела, я благодарна судьбе за то, что она обошлась со мной так сурово. Я происхожу из средних слоев общества, и жизнь моя до лагеря была, пожалуй, слишком легкой. Мне все давалось легко, к своим литературным устремлениям я не относилась серьезно». Она видела, что приближается смерть, и встречала ее по-настоящему смело. С постели больной иногда удавалось мельком увидеть ветвь цветущего каштана за окном. Женщина часто говорила об этом дереве, хотя оттуда, где она лежала, и была видна лишь одна ветка с двумя соцветиями. «В моем одиночестве это дерево — мой единственный друг, — говорила больная. — Я беседую с ним». Что это было: галлюцинация или женщина бредила? Неужели она и вправду думала, что дерево ей «отвечает»? Что это был за странный диалог, что же «сказало» дерево умирающей? «Оно говорит: „Я здесь, я здесь. Я — это жизнь, вечная жизнь“».

Виктор фон Вайцзэкер заметил однажды, что больной в чем-то превосходит врача. И у меня было такое же чувство, когда я покидал эту больную. Врач, тонко чувствующий едва уловимые нюансы отдельной ситуации, всегда будет испытывать что-то подобное стыду, находясь у постели неизлечимо больного или умирающего. Ибо сам врач бессилен, он не в состоянии вырвать эту жертву из тисков смерти. Больной же становится героем, смело встречающим свою судьбу; он не сдается, ибо принимает свою участь с тихим страданием. Таким образом, последние моменты его жизни становятся истинным достижением в метафизической области, тогда как в мире физическом, подвластном медицине, у врача связаны руки и он терпит поражение.

Виктор Франкл

1001.ru

Что значит быть человеком ответственным. Психология

Психология личности человека, который успешен, уверен в себе и доволен жизнью, предполагает широкую зону ответственности. Именно благодаря тому, что люди сами принимают решения, строят отношения , делают выбор, ошибаются и исправляют их, им удается многого достичь в личной и профессиональной областях. Таких людей называют сильными личностями, с ними советуются, они являются авторитетными, ответственными людьми.

Как понять, что у человека не сформирована ответственность? Психология личности в таком случае будет отличаться желанием не решать проблемы, а избегать их, обвинять других людей в неудачах, делать вид, что ничего не происходит, ждать, когда проблема решится сама, или кто-то поможет это сделать. Безответственность сопровождается привычкой давать обещания и тут же забывать о них, расхождением в словах и поступках, попытками переложить ее на других людей.

Дословно это понятие можно перевести как «не давать ответа» на все, что происходит в жизни. Учитывая то, что каждый проживает свою жизнь сам, то и отвечать за все, что в ней случается, человек тоже должен сам, а не винить в неудачах других людей, обстоятельства, друзей, родителей, страну.

Быть ответственным — это значит понимать свои желания, мысли и поступки, ставить цели и делать шаги для их достижения, видеть, к чему приводят те или иные действия, учиться на ошибках, делать выводы. Психология человека так устроена, что он в силах отличать свою ответственность от ответственности других людей или обстоятельств. Это означает понимать, что иногда нет возможности повлиять на ход событий и изменение планов. В таком случае важно не разочаровываться и не опускать руки, а думать, как можно исправить ситуацию в рамках своей ответственности. Как сформировать это чувство и сделать так, чтобы оно прочно закрепилось в чертах характера, можно узнать, прочитав эту статью.

Люди, которые находятся в отношениях, могут давать друг другу обещания. Когда человек что-то обещает, значит, у него были мотивы это сделать. Никто не заставляет людей обещать и не выполнять — они делают это сами. В глазах окружающих людей их невыполнение делает человека безответственным. Речь идет о тех словах, которые были сказаны и почти тут же забыты.

При желании развить чувство ответственности, нужно отказаться от привычки давать обещания, которые могут быть невыполненными. Вспомните все, что когда-то было сказано, но не сделано. Какие для этого были причины? Начать нужно с определения мотива — почему обещания были даны? Было ли желание что-то сделать для другого настоящим, искренним, или это была потребность показать свою компетентность и значимость? В первом случае данные обещания чаще всего исполняются, во втором они могут быстро забываться. Постарайтесь не обещать сразу, скажите, что подумаете, оставьте себе время все взвесить и давайте обещание тогда, когда будете твердо уверены, что сможете выполнить его.

Обратите внимание на отношения с окружающими

Бывает так, что человек не осознает свою личную ответственность, когда он привык, что за него все решают другие люди. Так часто бывает, если в детстве за ребенка делали выбор родители и решали его проблемы. Привычка так жить может остаться и во взрослой жизни.

Останавливайте тех, кто желает делать за вас то, с чем вы можете справиться сами. Это могут быть родственники или коллеги, которые желают ощутить чувство собственной значимости или друзья, которым не хватает общения. Так ответственность за вашу жизнь может перейти в руки других людей и последствия принимаемых кем-то решений уже не будут зависеть от вас.

Для того чтобы сформировать привычку выполнять свои дела самостоятельно, нужно, во-первых, хотеть делать то, что касается вас, во-вторых, донести до окружающих людей, что отныне вы сами принимаете решения, делаете выбор и решаете свои проблемы.

Если у человека не развито чувство ответственности, он редко задумывается о завтрашнем дне — такова психология личности. Он не умеет прогнозировать возможные проблемы, делать вклад в настоящее на благо будущего, не готов к неожиданным неприятным сюрпризам. Фактически, он не имеет ответа на то, что может произойти с ним завтра, не знает как поступить и чаще всего не поступает никак, позволяя другим людям делать это за него. Так развивается тотальная безответственность.

Чтобы быть ответственным, нужно чувствовать себя хозяином своей жизни. Это возможно, если ясно мыслить и понимать все, что в ней происходит — причины событий, отношения с окружающими собственную роль. Объективная тревога о будущем и мысли о завтрашнем дне — это планирование, которое приводит к действиям. Если человек отвечает за них, то можно сказать, что чувство ответственности в нем начинает развиваться.

Учитесь на своих ошибках

Совершать ошибки — это часть психологии человека. Не брать ответственность — это не понимать, что негативный опыт станет повторяться вновь и вновь, пока не будет изменена стратегия поведения.

Если нет привычки анализировать все, что происходит, то сохраняется опасность повторения прошлых ошибок. Если нет ответственности за происходящее, то возникают ошибочные мысли, что сл

www.opcgate.ru

что значит быть ответственным человеком

Человек – существо социальное. Он привык жить в социуме и неуютно чувствует себя в одиночестве. К отшельничеству склонны единицы, хотя каждому необходимо свое личное пространство и невторжение в него посторонних. Но жить в обществе и быть от него свободным нельзя. Потому все мы связаны явными и невидимыми нитями с множеством других людей: родственников, друзей, знакомых, коллег и даже тех, с кем случайно встретились взглядами на улице или в транспорте.

Основы человеческого общежития

О том, как следует выстраивать отношения с людьми, написано немало руководств к действию. И все мы знаем 10 заповедей, и то, что к окружающим нужно относиться так, как хотим, чтобы они относились к нам. Однако, говоря о любви и толерантности как самых важных принципах гармоничных и высокодуховных связей, мы забываем еще об одном качестве, не менее значительном и принципиальном. Это ответственность – перед кем-то и за что-то. А ведь на ней базируется все: семья, работа, быт, карьера. И не только в личном, но и в общечеловеческом масштабе. Что значит быть ответственным человеком? Попробуем осветить данный вопрос с разных сторон.

От простого к сложному

В первую очередь, наверное, это быть обязательным. Помните, как в присказке: «давши слово – держи!» Следовательно, сдерживать обещания, отвечать за свои слова, соответствовать им, не бросать на ветер – вот что значит быть ответственным человеком. Причем касается это и большого, и малого! Чувство обязательности необходимо воспитывать с раннего детства. Элементарный пример того, что значит быть ответственным человеком: дочке мать поручила прибраться, та пообещала сделать, но заигралась, забыла. Вечером неожиданно пришли гости, а в квартире кавардак. Кто будет краснеть? Правильно, мама. И за беспорядок, и за дочь, которую еще не научила соответствовать обещаниям. И если после случившегося взрослые проведут с ребенком воспитательную беседу, помогут осознать, что именно он поставил всех в неудобное положение – дочерью урок на тему того, что значит быть ответственным человеком, усвоится раз и навсегда.

Совесть и ответственность

Обязательность просто необходимо прививать детям в тех семьях, где растут несколько детей или есть больные, беспомощные родственники. Подогреть и подать старенькой бабушке чай, найти затерявшиеся очки, забрать братика из сада или накормить его ужином, проверить уроки у сестрички – подобные заботы родители вполне могут возложить на своих 10-11-летних детей.

Ребенок быстрее поймет, что означает быть человеком ответственным, если от него будет зависеть что-то действительно важное. В этом же случае понятной и близкой станет для него такая нравственная категория, как совесть. И если подросток старается вовремя прийти из школы не потому, что родители заругают, а потому, что дома его ждет бабушка, которая сама не может достать из холодильника еду, или собака, которую необходимо выгулять, – ему уже не нужно разъяснять, что означает быть человеком высокой ответственности. И в дальнейшем, став взрослым, он не побоится взвалить на свои плечи заботу о близких или чужих людях. И жить рядом с ним будет надежно.

Сказка — ложь?

В «Маленьком принце» Антуана Экзюпери есть фраза, давно и прочно ставшая крылатой: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Она напрямую связана с тем, что означает быть ответственным в нашем понимании. Герой Экзюпери покинул свою планету и отправился в путешествие потому, что обиделся на Розу – прекрасный цветок, но на редкость капризный и беспокойный. Принцу показалось, что Роза – своенравная эгоистка, совсем не ценит его заботу и внимание, занята только собой. Он не понял простой истины: когда в тебе нуждаются — это большое счастье. Раскрыл глаза на все герою мудрый Лис. Он объяснил, что на Земле хоть и увидел принц множество роз, но та, что растет на его планете – все равно особенная. Потому что только любимые становятся единственными. И ради них рискуют, жертвуют собой, терпят неудобства. А еще к любимым всегда возвращаются. Ведь вы приручили их, а они – вас. Так и принц улетает к себе домой, ведь там ждет его Роза, грустит, и о ней некому позаботиться! Вот почему нужно быть ответственным человеком: тебе доверились, и обмануть доверие ты не можешь, не имеешь права. Зато летчику маленький философ делает поистине царский подарок. Он советует в моменты одиночества и тоски чаще смотреть на небо и помнить: там, среди бесконечного числа сияющих звезд, есть одна – планета Маленького Принца. И с нее принц тоже смотрит в небо, ищет среди золотых пылинок Землю, думая о своем друге-летчике. И о Лисе. А когда ты знаешь, что где-то далеко есть сердце, любящее тебя – ты перестаешь быть одиноким!

Вот как переплетаются ответственность, совестливость, забота и любовь, образуя нравственный кодекс личности.

fb.ru

Классный час «Что значит быть ответственным»

КЛАССНЫЙ ЧАС «Что значит быть ответственным»

Цель: Воспитание ответственного поведения

Задачи:

1.способствовать развитию у школьников чувства ответственности;

2.содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий:

3. убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент.

2.Эмоциональный настрой.

(Образуем круг радости, взявшись за руки стоя у парт)

Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня.

Здравствуйте, все, кто верит доброте.

Здравствуйте, все, кто, не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Прошу вас, ребята, повернуться лицом друг к другу, взяться за руки и передать своё душевное тепло по кругу всем одноклассникам. Оно умножится в несколько раз и вернётся вам теплом, нежностью, хорошим настроением. Садимся за парты.

3.Работа над темой.

Побеседуем

Общество людей делится на детей и взрослых.

-Скажите, чем отличаются взрослые от детей?

(дети отвечают, что у взрослых больше ответственности за детей, они отвечают за воспитание детей, они образованные люди, мудрые и опытные, у них больше прав, взрослые стараются, чтобы у детей было счастливое детство).

-А ваше детство вы считаете счастливым?

(Дети доказательно утверждают, что они счастливы, что живут в таком доме, здесь о них заботятся, здесь их любят, воспитывают, красиво одевают, вкусно кормят, имеются занятия по интересам, много бывает в детском доме гостей, которые не равнодушны к детям…) , т.е. взрослые, заботясь о детях, отвечают за свои поступки.

— «Я отвечаю за свои поступки». Как вы понимаете эти слова? ( Каждый может высказаться по теме, в зависимости от того, как он это понимает).

а) Я (акцент на этом слове) и никто другой.

б) Акцент на слове отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки).

в) За свои и ничьи другие.

г) Отвечаю за поступки, значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий.

Ответ — отвечаю — ответственность.

— Сегодня мы поговорим об ответственности., выясним, что значит быть ответственным? Всё чаще от взрослых вы слышите «БУДЬ БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЫМ!» Проявляя ответственность, вы определённо вырабатываете характер.

— Что такое вообще ответственность?

Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.

Ответственность – обязанность и готовность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

— Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…

На доске выставка рисунков «Мой хороший поступок»

  1. Расскажите о случае, когда вы поступали ответственно с вашей точки зрения.

  2. Какие чувства вы испытывали?

  3. Соотнесите это чувство с цветом.

(предположите то же самое только с противоположной ситуации)

— Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?

Вывод:

проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.

-А какой вывод можно сделать о безответственности?

Вывод:

-когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.

-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к заданию ответственно.

4. Игра на внимание (Дети становятся в круг или около парт.)

Я буду называть некоторые поступки. Если я назову то, что означает выполнение своих обязанностей, вы делаете хлопаете в ладоши и говорите «ответственность», если я назову нехороший поступок, вы садитесь и ничего не говорите.

— Наводить порядок дома или в школе (+)

— Свалить вину на других за свой поступок (-)

— Вначале закончить работу, а потом играть. (+)

— Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная. (+)

— Оставляете вещи в беспорядке, чтобы за вами убрали другие (-)

— Сначала думаете, а потом делаете. (+)

-Не обращать на прозвеневший звонок на урок, играть (-)

-Поднимать руку, если хочешь спросить или ответить (+)

-Не убирать со стола и не мыть посуду, мама всё сама сделает (-)

-Быть внимательным, активным на уроке (+)

-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.

5.Определение СЕКРЕТА ЖИЗНИ

Вы, наверное, заметили, что выбор может быть различным в разных ситуациях.

Есть поступки, которые мы уже настолько выработали в своей жизни, что даже не замечаем, что поступаем всегда правильно:

1)например, здороваемся со старшими, знакомыми, друг с другом;

2)говорим «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.

Это стало нашей привычкой, воспитанной с детства.

Но даже эти хорошие поступки постоянно проявляются в каждом из нас, если мы этого хотим, если мы отвечаем за них. Это и есть проявление доброй воли. Но всегда ли мы правильно пользуемся этим выбором?

Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

Давайте проанализируем, что может случиться в итоге в нашей повседневной жизни, если руководствоваться принципом: “Хочу и могу”, “Не хочу, но надо”.

Хочу и могу”. (доскажи словечко)

1)хочу «отлично» учиться – … выучу;

2)хочу помочь маме — …. уберу комнату;

3)хочу много знать – …. буду читать книги;

4)хочу быть здоровым –…. буду закаляться;

5)хочу быть сильным – …. буду заниматься спортом;

6)хочу научиться плести из бисера – …. буду посещать кружок;

7) хочу стать уважаемым человеком- … делать правильный выбор своих поступках

«Не хочу, но надо» – выступление от лица родителей.

Папа Димы – шофер.

Я работаю водителем автобуса. Мне приходится каждое утро рано вставать и идти на работу. Иногда так хочется поспать, но я прекрасно понимаю, что если я не выйду на работу или опоздаю, то … Как вы думаете, что тогда будет?

Мама Алёны – врач.

Я работаю врачом на “Скорой помощи”. Мне приходится работать не только днем, но и ночью. Наша бригада выезжает к больным сразу же, как только поступит вызов. Мы знаем, что нам надо торопиться, чтобы скорее оказать помощь больному. А как вы думаете, что было бы, если бы мы сказали, что не хотим ехать?

Подведение итога.

-Молодцы! Работали активно, с заданием справились, значит, вы делаете всё ответственно.

6. СЦЕНКА «ДОВЕРИЕ»

А сейчас ребята представят вашему вниманию сценку

АЛИНА: мама, можно я пойду с девчонками на каток.

МАМА: Нет, Алина! Я не разрешаю тебе себе сегодня пойти с подружками на каток.

АЛИНА: мама, ты мне не доверяешь?

МАМА: Ты права, Алина. Я тебе не доверяю. Почему? Подумай сама, Алина. Подумай. (Мама уходит, качая головой).

АЛИНА (сама с собой). Что это она имеет в виду? Мне 10 лет. Я её дочь. Она должна мне доверять.

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 1: Эй, Алина! Это я, твоя совесть!

Помнишь, на прошлой неделе пропустила занятия в школе без уважительной причины, а учителю сказала, что болела. Если человек может солгать, то он может совершать и другие поступки. Где была твоя честность?

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 2: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! А помнишь, как твоей старшей сестре попало за сломанную тобой настольную лампу, и ты ничего не сказала. Где была твоя порядочность?

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 3: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Раз уж ты начала вспоминать, то вспомни-ка, как ты сдерживаешь свои обещания. Сколько раз ты обещала прибрать в своей комнате и просто все спихивала под свою кровать. И все бы ничего, если бы твоя мама не нашла там семейство обживающихся мышат.

Сколько раз ты обещала вовремя возвращаться с прогулки, и каждый раз опаздывала на две временные зоны. Где твоя аккуратность и настойчивость?

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 4: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Что случилось с твоей ответственностью. Когда ты ушла к подружке и оставила своего трёхлетнего брата без присмотра, а ты обещала поиграть с ним, пока мамы нет дома. Где твоя ответственность? Где твоя надёжность и заботливость?

АЛИНА: Ну, ладно, ладно, хватит на этом. Может быть, я, правда, не всегда была честна, порядочна, ответственна, надёжна. Никто не совершенен. С сегодняшнего дня я начну быть достойной маминого доверия. Буду делать хорошо и не буду плохо!

Вопросы:

— Как вы считаете? Удастся ли Алине быть достойной маминого доверия?

— Что для этого надо ей делать?

-Когда это может произойти?

Вывод:

Отвечай за свои поступки перед своей совестью и другими людьми

-Молодцы, вы ответственно подготовили это задание.

7. Работа с картинками «Как избежать неприятностей» №1,2,3(дидактическая игра)

Ребята называют опасные ситуации, в которые попали дети на рисунках.

— Какой вывод можно сделать?

«Человек, умеющий отвечать за свои поступки – достоин уважения».

Вывод:

Отвечай за свои поступки перед самим собой

8. Таблица возрастающей ответственности

С годами ответственность человека не уменьшается, а только растет

Ответственность перед собой

Ответственность перед совестью, другими людьми
Ответственность перед законом, государством

9. Двустишия собственного сочинения об ответственном поведении (читают вслух сами)

Глущенко В

1.Бумажку бросил- убирай,

Школьный двор не засоряй!

2. Я поливаю цветочки, чтобы не завяли в горшочках!

Кузнецов Д

1.Сделал дело- потом играй

Маме по дому всегда помогай!

2. Бросил бумажку- убирай,

Другим пример показывай!

Харланова Л

1.Сам ошибки исправляй и соседу помогай!

2.Трудное дело всегда выполняй и за работу ты приступай!

3.Не бросай свою работу,

Коли начал ты её!

4.За собой порядок наводи, а потом гулять иди!

Склярова Л.

1.Сам ошибки исправляй и других не совершай!

2.Трудное дело всегда выполняй, не ошибайся и не унывай.

3. Сделал дело, потом играй и гуляй смело

4.Школьную парту не обдирай, не рисуй, а вытирай!

Деревянченко Я.

1.Помогай с большой охотой,

Не бросай свою работу!

Лозовая А.

1.Если мама заболела,

Всё вокруг тебя верх дном,

Принимайся-ка за дело,

Без тебя не может дом.

Сидоркина К.

1.Сам ошибки исправляй

Допиши и дочитай.

2.За собой порядок наводи

Убирай и вымывай.

10. Счастье — град

14 человек вывешивают части радуги на доске ( или рисуют) с правилами

Составление кластера. Звучит песня «Дорога добра»

Р (красный) Не подводить никого.

А (оранжев.) Соблюдать правила поведения.

Д (желтый) Уметь отвечать за свои дела, поступки.

У (зеленый) Хорошо выполнять обязанности.

Г (голубой) Быть надежным, исполнительным.

А (синий) Выполнять обещанное.

(фиолет) Не ждать напоминаний, проверок.

-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.

— Что случилось бы, если бы, ученик, у которого красный и зеленый карандаши отказался повесить свою полоску.

(Радуга бы не получилась)

— Как поступил бы ученик?

(Безответственно)

Над радугой прикрепляется солнце (1 ученик), на котором написано: “Правила ответственности”.

-Уметь отвечать за свои поступки… Что это значит?

(читаем правила ответственности)

Дополнительно прикрепить облака (3 ученика):

1.Применять в своей жизни опыт других.

2.Понимать, что необдуманные действия могут принести вред мне и другим.

3.Понимать, что с плохими привычками надо постоянно бороться, так как плохое прививается быстро, а хорошее только через усилие воли.

-Посмотрите на нашу доску.

Солнце, радугу и облака мы можем назвать “Счастьеграммой”, потому что, когда помогаешь окружающим, делаешь добро людям, тогда и на душе становится тепло и радостно.

НАШ СЕКРЕТ: СЕРДЦЕ

Наш секрет — это сердце, которое подскажет вам, как надо поступить, какой выбор сделать в том или ином случае, потому что, я думаю, вы поняли, что, прежде чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях.

И уж если вы окончательно решили сделать что-либо хорошее, то делайте все с душой, с чистым сердцем. И вот сейчас мне вспомнились слова С.Я. Маршака

Пусть каждый день

И каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет.

Круг «От сердца к сердцу» (показывают движениями «тебе»- на соседа, «мне»-на себя рукой, «везде»-вокруг себя)

Мир, мир, мир везде,

Мир в тебе, мир во мне!

Свет, свет, свет везде.

Свет в тебе, свет во мне!

Любовь, любовь, любовь везде,

Любовь в тебе, любовь во мне!

(сердца ответственности раздать)

-Когда вы будете совершать какой-то поступок, раскрывайте свои сердца для лучших поступков задавайте себе вопросы, которые написаны на ваших сердцах ответственности: ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК?

11.Итог занятия. ( 2 ученика читают стихотворение)

Ответственным быть

Очень нужно любому.

Важно оно очень

В школе и дома.

И в жизни тебе

Без него — никуда.

Забыл, что ответственен —

Будет беда.

Ты помни, дружочек,

Все время об этом.

С другим поделись

Этим важным секретом.

Итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” будет для вас постоянным ориентиром.

12.Рефлексия.

Сядьте удобней, расслабьтесь.

Закройте глаза и мысленно продолжите фразу:

“Сегодняшний разговор помог мне понять, что …”

multiurok.ru

Франкл Виктор Эмиль — Планета людей

Афоризмы


Биологическая судьба представляет собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки зрения человека, он существует.

Быть человеком – значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит

Быть человеком означает быть осознающим и быть ответственным.

В век, когда десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь. Тогда не только сама эта жизнь будет казаться ему осмысленной (а осмысленной – значит заполненной делами), но и он сам приобретет иммунитет против конформизма и тоталитаризма – этих двух следствий экзистенциального вакуума.

В конце концов человек изобрел газовые камеры Освенцима; однако человек был также и тем, кто, не теряя достоинства, шел в газовые камеры с молитвой на устах.

В мире, как он описывается многими науками, отсутствует смысл. Это, однако, означает не то, что мир лишен смысла, а лишь то, что многие науки слепы к нему. Смысл приносится в жертву многими науками.

Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь.

В нашу жизнь приходит радость, когда у нас есть чем заняться; есть кого любить; и есть на что надеяться.

Воля к смыслу – наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает озабочено смыслом своего существования.

Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы – свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь.

В такой век, как наш, когда утерян смысл существования, образование, вместо передачи традиций и знаний, должно быть направлено в первую очередь на возвышение и очищение сознания человека.

Духовное, по определению, и есть свобода в человеке. Духовная личность – это то в человеке, что всегда может возразить!

Духовность, свобода и ответственность — это три экзистенциала человеческого существования.

Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.

Если бы фактор конечности жизни лишал ее смысла, было бы неважно, когда настанет конец, в обозримом ли будущем или очень и очень скоро. Мы должны были бы признать, что время, когда всему придет конец, не существенно.

Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.

Жизнь либо имеет смысл, и в таком случае смысл не может исчезнуть ни от чего, что может случиться. Либо она не имеет смысла — но тогда это тоже не зависит от происходящих событий.

Жизнь человека (по крайней мере, если не говорить о жизни душевнобольного) всегда напрвлена на что-то или кого-то, находящегося вне самого человека,- будь то задача, которую надо исполнить, или другой человек, о котором нужно заботиться.

Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся.

Из длительности сроков жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности.

Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, – именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим.

Инстанция, перед которой мы несем ответственность, – это совесть. Если диалог с моей совестью – это настоящий диалог, то есть не просто разговор с самим собой, то встает вопрос, является ли совесть все-таки последней или же лишь предпоследней инстанцией. Мы должны стать последними, кто не решался назвать эту инстанцию, эту сверхличность тем именем, которое ей дало человечество: Бог.

Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа.

Как указал однажды Шелер, человек имеет право считаться виновным и быть наказанным. Отрицать его вину посредством объяснения, что он есть жертва обстоятельств, – значит отнимать у него его человеческое достоинство. Я бы сказал, что это прерогатива человека – становиться виновным. Конечно же на его ответственности лежит также преодоление вины.

Когда человек поддается своим влечениям, он именно поддается влечениям; это значит, что он свободно отрекается от свободы, чтобы найти оправдание своей несвободе.

Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя.

Любовь — это высочайшая и предельная цель, к какой только может стремиться человек.

Мы даже возьмем на себя смелость сказать, что этот наиболее радикальный вызов самому себе, на который способен человек (то есть не только сомнения в смысле жизни, но и действия, направленные против жизни), эта фундаментальная возможность человека выбрать самоубийство, эта его свобода решать, быть ли ему вообще, выделяют человека из всех других существ, этим человеческий способ бытия отличается от существования животных.

Мы никогда не должны забывать о том, что можем найти смысл в жизни даже тогда, когда попадаем в безнадежную ситуацию, столкнувшись с судьбой, которую невозможно изменить.

Мы существуем постольку, поскольку мы открыты для окружающего мира. Человек не для того здесь, чтобы наблюдать и отражать самого себя; он здесь для того, чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя.

Насколько соблазнительны популярные разговоры о самоосуществлении и самореализации человека! Как будто человек предназначен лишь для того, чтобы удовлетворять свои собственные потребности или же себя самого.

Наследственность – это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель – не из камней.

Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать.

Невозможно определить смысл жизни в общем, он различается от человека к человеку и от момента к моменту.

Невозможно полностью понять другого человека, если не любишь его.

Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла.

Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим.

Никогда в течение жизни судьба не предоставит человеку случая избежать необходимости выбора из альтернативных возможностей. Тем не менее он может сделать вид, «как будто» у него нет выбора и он несвободен в своем решении. Такое «поведение как будто» составляет существенную часть человеческой трагикомедии.

Осуществление смысла всегда включает в себя принятие решения.

Побуждения и инстинкты толкают, а основания и смыслы притягивают.

Поступайте по собственной совести, но при этом понимайте, что Ваша совесть может ошибаться.

Свобода может вылиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности.

Свобода предполагает ограничения, основывается на них.

Смысл должен быть найден, но не может быть создан.

Смысл страдания – лишь неизбежного страдания, конечно, – самый глубокий из всех возможных смыслов.

Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии; эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке.

Страдание вызывает плодотворное, можно даже сказать – кардинально преобразующее, духовное напряжение, ведь оно на эмоциональном уровне помогает человеку осознать то, чему не следует быть.

Страдание заполняет душу и сознание человека целиком, независимо от того, велико или мало это страдание.

Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения.

Стремление найти смысл жизни является главной мотивирующей силой в человеке… Я не побоюсь сказать, что в мире не существует более действенной помощи для выживания даже в самых ужасных условиях, чем знание, что твоя жизнь имеет смысл.

Стремление не может возникнуть по просьбе, команде или приказу. Нельзя стремиться к стремлению. А чтобы обнаружить стремление к смыслу, необходимо выявить сам смысл.

Существует определение, гласящее, что смыслы и ценности — не что иное, как реактивные образования и механизмы защиты. Что до меня, то я бы не хотел жить ради моих реактивных образований, и еще менее — умереть за мои механизмы защиты.

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

Совсем необязательно резко разграничивать жизнь и смерть, скорее смерть является неотъемлемой составляющей жизни.

У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия.

Ученый может придерживаться и оставаться в одном измерении, но он должен также оставаться открытым, оставлять свою науку открытой по крайней мере возможности другого, высшего измерения.

Цель психотерапии – исцеление души, цель же религии – спасение души.

Цель может быть целью жизни, только если она имеет смысл.

Целью нашей жизни должно быть не наслаждение, не погоня за удовольствиями и богатством, не удовлетворение своих желаний и потребностей. Напротив, raison d»etre, оправдание существования, должно заключаться в сохранении и возвышении человеческого достоинства.

Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

Человек нуждается не в разрядке напряжения любой ценой, но в возбуждении потенциального смысла, который он должен реализовать.

Человеческая свобода – это конечная свобода. Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не обуславливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. Он может также подняться над ними и таким образом открыться и войти в человеческое измерение.

Чем более всеобъемлющ смысл, тем менее он постижим. Бесконечный смысл необходимо лежит вне постижения конечного существа. Это пункт, где наука уступает и мудрость берет верх.

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.

Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.

Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла.

 

planeta-l.ru

Что значит быть человеком ответственности. Психология

Ответственность как качество личности – способность взять на себя груз принятия решения, держать ответ за исполненное, отвечать за порученное, добровольно принимать наказание за неверно выполненное не только, когда принятие ответственности инициировано самим «ответственным субъектом», но и когда на него формально или неофициально возложен контроль за проявлениями групповой активности и ее последствиям.

Ответственность — это когда перед началом деятельности, реализации какого-либо события в своей жизни человек готов к самому худшему сценарию, к самому плохому финалу. Ответственный человек, планируя какое-либо действо, готов отвечать в любом случае, даже если всё пошло не по его плану. Всё рушится, но он уже это просчитал, поэтому не сильно огорчается, принимая ответственность за фиаско своих планов.

Уже в книге «Повести временных лет» (X век) использовался термин «ответ», близкий по смыслу к понятию ответственность Слово «ответственность» было введено в научный обиход А. Беном в книге ‘Эмоции и воля” (1865 г.). Ответственность рассматривалась в купе с вопросом наказуемости, т.к. любой вопрос, возникающий при обсуждении этого термина, являлся вопросом обвинения, осуждения, наказания.

Жизнь улыбается ответственным. Джон Стейнбек писал: «Быть человеком — значит взять на себя какую-то ответственность, а не просто заполнять собой пространство». Безответственный человек практически не имеет шансов добиться в жизни чего-либо значимого, ценного для себя и людей. Не случайно женщины ставят ответственность на одно из первых мест среди мужских качеств личности вместе с уверенностью в себе и целеустремленностью. Многие желают иметь власть над людьми, пользоваться её благами, но при этом не желают принимать на себя никакой ответственности. Человек, перекладывающий ответственность на других, добровольно отдает им власть над собой. Психологический словарь называет боязнь ответственности «гипенгиофобией». Есть такая притча. К одному Учителю пришёл человек и спросил: «Ты Бог?!» — Нет. – кротко ответил Учитель. — Ты знаешь больше всех?! — Нет. – кротко ответил Учитель. — Ты мудрее всех остальных?! — Нет. – кротко ответил Учитель. — Так почему же ты думаешь, что имеешь право что-то говорить людям?! — Мы все идём по одной дороге, и если я, или кто-то другой увидел яму, то его долг предупредить об этом всех остальных.

Несерьезные, глупые, трусли

48msb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *