Что такое свобода и ответственность – Свобода и ответственность — психология

Свобода и ответственность | Велнес-Портал

    Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным. И. Гете

 

 

 

 

Приветствую вас посетители велнес-портала. 

Давайте раскроем сегодня один из величайших секретов успеха — взаимодействие свободы и ответственности в нашей жизни.

Свобода и ответственность. Эти два непреодолимых жизненных закона прочно связаны между собой и  несут в себе великую силу наших свершений или приносят страдания в нашу жизнь. Как и где взаимодействуют свобода и ответственность?

В отличие от всех других созданных когда- либо на Земле существ , по замыслу Творца, мы созданы свободными личностями , обладающими даром создавать свою жизнь. Но … Как часто мы боимся сделать свой выбор лишь по одной причине , потому что боимся нести ответственность за него .

Таким образом , обладая свободой сделать что-либо важное , мы этого не делаем. Тем самым ,  мы запутываем свою жизнь, превращая ее в ад на земле.

Свобода и ответственость  соединяются мистическим образом в своей точке прикосновения — в нашей личной жизни.

Они всегда идут вместе , рука об руку.

Не имея ответственности , мы не можем располагать в своем арсенале свободой выбора. Таким образом мы попадаем в рабство в той или иной форме, формируем нездоровые привычки , привязанности и даже зависимости.

Мы мечтаем о свободе , даже не подозревая , что большая свобода таит в себе большую ответственость.

Джорж Бернард Шоу , английский писатель и драматург в свое время сказал : » Свобода означает ответственность . Вот почему люди боятся ее.»

Понимание свободы достаточно простое. Это значит , что мы несем ответственность за каждый свой вздох , за каждое свое действие, за все , что мы делаем или за свое бездействие.

Но, как бы много мы не говорили о желаемой свободе . на самом деле немногие люди хотят ее на самом деле. Ведь они где-то подсознательно понимают , что это принесет им много проблем и неудобств в жизни. Мало кто готов взять на себя ответственность любви.

Свобода и ответственность нужны нам , как  воздух . И что же  делать с этой свободой? Если вы не творец, не создатель , то и ну ее…

На самом деле , свобода- это возможность найти свое предназначение , найти истинного себя. Это настоящая радость от своей индивидуальности. Это наша возможность сделать ваш мир немного лучше , немного красивее . Это ваше личное счастье , это еще один счастливый человек рядом с вами, еще один уютный дом ,еще одно красивое тело , в конце концов.

В основе любого нашего выбора лежит свобода и ответственность!!!
  • Если у нас есть свобода думать , то мы должны думать позитивно.
  • Если у нас есть свобода говорить, то всегда нужно говорить правильно и осмысленно.
  • Если у нас есть свобода действовать , то наши действия должны нести мир и покой.

Все эти решения принимаются самим человеком. И по — другому никогда не будет. Так должно быть в идеале. Если бы все люди делали так, то наша планета была бы лучшим местом в Галактике.

Но в жизни происходит к сожалению по другому . Мы сваливаем свою ответственность на других людей , на различные житейские обстоятельства , заганяя тем самым себя в тупик и принося страдания себе и нашим близким.

Что такое ответственность и в чем сила ответственности . Что происходит , когда мы  берем на себя ответственность   ?

Хотим мы этого  или не хотим , нравится нам это или нет, но наступает момент , когда жизнь заставляет обратится за помощью именно к ответственности.

Многие люди  видят в этом слове опасность .  Но так ли уж страшно чувство ответственности? Часто  с детства нас пугают ответственностью и наказаниями за безответственность.  При этом даже взрослые не понимают , что значит это слово . Тем самым они не вырабатывают позитивное отношение к данному состоянию у своих детей .

Ведь, не признавая и не принимая ответственность , мы не можем в полной мере пользоваться этим даром . Часто именно этим мы  «зарываем» наш успех.

[bubble class=’1′ author=’.’]Википедия говорит: ответственность: это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат(реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий и есть в следствие твоих поступков(действий). Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность, и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Ответственность — это умение объяснить и показать как ты добился этого результата.[/bubble]

Если сказать коротко то, то все дело  корне этого слова . Корень  — ответ.  И в этом вся хитрость.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЭТО НАШ ОТВЕТ НА  ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УЖЕ СЛОЖИВШИЕСЯ УСЛОВИЯ  И ПЛАНИРОВАНИЕ  СВОЕГО БУДУЩЕГО. 

Какие плоды приносит  ответственность ?

Накопление переживаемого опыта. Приобретение свободы.  Без ответственности свободы нет. Обвиняя других в своих проблемах, мы отдаем им власть над нами.Приближение и реализация своих целей .  Таким образом мы берем на себя ответственность за результат. Получая свой результат  человек становится более счастивым.з

Как много зависит от того насколько ответственно вы подошли к сценарию своей жизни, насколько вы грамотно и мудро ее спланировали!!! Я прекрасно понимаю , что жизнь часто вносит свои коррективы. Очень часто , испытывая трудности, мы даже не понимаем , зачем нам нужны те или иные ситуации  и сетуем на жизнь. Но чаще всего , нам просто нужно ответственно отнестись к новым условиям , сделать выводы и идти дальше. И только свобода и ответственность  приведут нас к новым замечательным результатам.

Я думаю все вы встречали людей , которые без конца жалуются на жизнь и на ее несправедливость . При этом они не хотят посмотреть на свою жизнь по-новому , оценить ситуацию и попытаться найти выход.

Но ведь  сетованиями здесь не поможешь. Просто — тяжело ли , но нужно принять адекватное ответственное решение за свою жизнь.

К сожалению , отговорки «а я не знал», «а я не знала» не принимаются.

ПРИМИТЕ РЕШЕНИЕ ВЗЯТЬ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ  И СДЕЛАЙТЕ  ШАГИ НАВСТРЕЧУ СВОБОДЕ. 

Те же принципы действуют в отношении  здоровья , красоты и внешнего облика. Мы формируем их ответственными решениями и самодисциплиной. Иногда через пробы и ошибки. Но всегда с опытом : это-мое, это- не мое; это-идет, это — не идет.

 Начинайте ухаживать за собой уже в молодости. Я говорю не только о внешнем уходе, но и о красоте внутренней (здоровое отношение к себе , к жизни ,  к окружающим ,правильные решения по поводу питания , физической активности и прочее)
 Если вам понравилась статья , проголосуйте за нее в социальных сетях.Обязательно нажмите  на кнопку «+1» и «Ретвит», поделитесь ссылками со своими друзьями , оставьте  комментарий, выскажите свое мнение. 

 

Если вы хотите использовать материалы нашей статьи на вашем сайте , вам не нужно для этого разрешение , но активная не закрытая  от поисковиков ссылка на наш сайт обязательна!!! Пожалуйста , соблюдайте наши авторские права.

 

 

 


Поделиться новостью в соцсетях

 

velnesportal.ru

Свобода и ответственность личности

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

И прежде всего нам предстоит ответить на вопрос: что такое свобода?

Хотелось бы сразу предостеречь изучающих социальную философию от соблазна сводить

253

свободу только к тому, о чем чаще всего говорят и пишут средства массовой информации — к свободе политической. В действительности же свобода личности есть понятие многоплановое, многогранное.

Речь идет прежде всего о свободе экономической, то есть в значительной степени о свободе от «эксплуатации, которая в свою очередь тоже не может быть сведена только к неравноправным отношениям между владельцами средства производства и лишенными таковых собственниками рабочей силы. Неэквивалентный обмен был и остается характерным для взаимоотношений между регионом развитых стран и третьим миром сегодня, зачастую он встречается и в отношениях между городом и деревней. Переход к патриархату, означавший всемирно-историческое поражение женщин, свидетельствовал о появлении еще одного вида эксплуатации — дискриминации половины человечества, ограничения прав женщин в обладании собственностью, в получении образования и профессии, в оплате труда и т.д.

Но экономическая свобода по своему объему значительно превышает свободу от эксплуатации, включая в себя, в частности, такой важный момент, как свободу принятия экономических решений, свободу экономического действия. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (предпринимательство, труд по найму и т.д.), какая форма собственнического участия ему представляется наиболее целесообразной, в какой отрасли и в каком регионе страны он проявит свою активность.

Крайне важна свобода политическая, то есть такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. При этом политическая свобода не может рассматриваться только как средство реализации других свобод — экономический, идеологической и т.д. Будучи средством, политическая свобода в то же время обладает самоценностью, ибо немыслимо цивилизованное общество (тем более современное) без всеобщего и равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства, прямого участия народа в решении кровно затрагивающих его вопросов. Потребность в политическом комфорте, обеспечиваемом демократией, является неотъемлемой чертой менталитета современного цивилизованного человека.

Еще одна сторона социального комфорта обеспечивается свободой духовной — свободой выбора мировоззрения, идеологии, свободой их пропаганды. Особое место в системе духовной свободы занимает то, что и в официальных документах и в обществоведческой литературе именуется «свободой совести». Хотя этимологически этот термин претендует на более широкое звучание, обычно при его употреблении имеется в виду свобода человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой (быть атеистом), а также право на религиозную либо атеистическую пропаганду.

254

Весьма специфической является такая грань свободы человека, которую условно можно назвать свободой гносеологической. Напомним, что гносеология есть теория познания, и, таким образом, гносеологическая свобода может быть определена как способность человека все более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира. В литературе нередко встречается идущее от Гегеля положение, согласно которому «свобода есть осознанная необходимость», причем зачастую оно трактуется расширительно, распространяется на все грани свободы, а не только на свободу гносеологическую. И тогда мы попадаем в царство нонсенса. Скажем, человек находится в совершенно невыносимых политических условиях, но если он осознал их как необходимость — он… свободен? Впрочем, можно вспомнить, что в ключе подобного нонсенса ведут свое доказательство представители некоторых уже рассмотренных философских течений, например, экзистенциалисты. В действительности же гегелевское положение применимо только к свободе гносеологической: чем глубже и полнее мы познаем, тем большие перспективы открываются перед нами в нашей деятельности по овладению природой и нашими собственными общественными отношениями. Заметим, что в каждом конкретном случае индикатором того, что необходимость осознана адекватно, служит выбор нами оптимального варианта личного или коллективного действия. Максимализм же, равно как и минимализм, отражает поверхностность наших знаний либо их игнорирование в процессе практики

И все-таки свобода является лишь одной стороной, характеризующей социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной, поскольку индивид не Робинзон: он живет в обществе подобных ему, а посему его свобода должна быть «притерта» к свободе других индивидов, коррелироваться с ними. Таким образом, свобода является относительной, и из этой относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы. Так, в Декларации Организации Объединенных Наций о правах человека подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Законодательством многих стран запрещена пропаганда расовой и национальной неприязни, а тем более ненависти; преследуется деятельность изуверских религиозных сект, способных нанести вред физическому и психическому здоровью верующих.

Относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими

255

свободами. В противном случае наступает разъедающая общество анархия. Это ежечасно и ежеминутно должны помнить все мы. Как говорил Гете, «не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными».

Проблема свободы личности в социальной философии уже на протяжении ряда веков фокусируется в проблеме отчуждения. По

сути дела идея отчуждения была заложена в концепции «общественного договора», исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству. Затем сама идея отчуждения была подхвачена и развита Гегелем, превращена в одну из центральных категорий его философии (Entfremdung). Заметим, что и у Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение рассматривается только в плане духовном, идеалистически — как отчуждение политических прав, отчуждение духа и т.д.

В действительности же исходной сферой возникновения отчуждения выступает сфера экономическая, а исходным пунктом в ней — общественное разделение труда. В литературе нередко в качестве такого исходного пункта рассматривают возникновение и утверждение частной собственности, причем приписывают такое понимание Марксу. Однако анализ «Экономическо-философских рукописей 1844 года» показывает истинный ход рассуждений Маркса: сама частная собственность видится ему как продукт порожденного общественным разделением отчужденного труда, выступая одновременно как средство дальнейшего отчуждения, его реализация [1]. Следовательно, отчуждение по своему первоначальному происхождению носит цивилизационный характер, ибо общественное разделение труда, как это ни парадоксально выглядит на поверхности, нацелено на подлинную интеграцию общества, на установление всеобщей связи индивидов. Другое дело, что формационный облик общества каждый раз вносит в феномен отчуждения существенные коррективы.

1 См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 96.

В обществе с состоявшимся общественным разделением труда, а тем более с сформировавшейся и воспроизводящейся частной собственностью, отчуждение заложено уже в самом акте производства, в производственной деятельности индивида. Отчуждение характеризует определенный тип связей противоположных сторон в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и важнейшей чертой этого типа является дистанцирование и принципиальное расхождение этих сторон (собственника средств производства и собственника

256

рабочей силы, производителя и потребителя и т.д.). В особенности это дистанцирование дает себя знать в условиях антагонистических формаций: труд работника принадлежит другому; сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому; труд является для работника чем-то внешним, не принадлежащим его сущности.

Возникнув в сфере материального производства, отчуждение распространяется и на все другие сферы жизни общества. От индивида отчуждаются политические учреждения, производство и потребление духовных благ, институты социальной сферы (образование, здравоохранение). Причем отчуждение — удел не только народных масс, оно в ряде аспектов захватывает и «верхи» общества, о чем нам еще представится возможность сказать особо.

Отчуждение можно представить в виде двухступенчатой ракеты, первая ступень которой выводит общество на такую траекторию, когда от людей, как членов социальных коллективов, отделяются их силы, способности и результаты их деятельности. Но на этом «полет» не завершен: сами отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из-под контроля и превращаются в силу, господствующую над обществом. Нередко это господство приводит к разрушительным последствиям.

В каком смысле категория «отчуждение» является исторической? Очевидно, только в том, что у отчуждения, как мы видели, есть конкретно-историческое начало. Мнение же о том, что историчность отчуждения включает в себя и его конечность (такова была многолетняя позиция большинства марксистов) противоречит тенденциям и логике общественного развития. Оно было бы верным только в том случае, если бы исходным пунктом отчуждения была частная собственность, — по мере социализации общественных отношений отчуждение должно было бы исчезнуть. Но напомним, что таким исходным пунктом было общественное разделение труда, а оно отнюдь не обнаруживает тенденции к исчезновению. Следовательно, сохраняется на всю обозримую перспективу и отчуждение, имманентно присущее саморазвивающемуся социуму, начиная с определенного этапа в его развитии.

mirznanii.com

Проблема свободы и ответственности

Екатеринбургская академия современного искусства

Кафедра профессиональных дисциплин

Контрольная работа № 2

по дисциплине «Философия»

для студентов направления 031600

«Искусства и гуманитарные науки»

Студента группы 131 З.Ф.

Скляровой Лилии Сергеевны

Преподаватель Кошкарова Н.И.

Дата сдачи контрольной работы 15.10. 2008.

Дата проверки контрольной работы______________

Оценка

Подпись преподавателя

Екатеринбург 2008

1. Проблема свободы и ответственности

Целью данной контрольной работы является анализ свободы и ответственности личности.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и не нарушения прав и свобод других людей. Еще в французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. отмечалось, что свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Право на личную неприкосновенность означает, что никто не вправе произвольно силой или угрозой ее применения принуждать кого-либо к тем или иным действиям, подвергать личность аресту или обыску, наносить вред ее здоровью и т.д.

Лишение свободы в демократическом обществе и государстве допускается лишь по приговору суда, а временное лишение свободы (арест или полицейское задержание) — только на определенный срок (обычно 2-3 суток) и с соблюдением процедур, установленных законом. Здесь особенно большую роль играет существующий в большинстве демократических стран институт «habeas corpus», согласно которому каждый задержанный имеет право требовать немедленно быть доставленным к судье с тем, чтобы он решил вопрос об обоснованности лишения свободы.

2. Свобода и ответственность личности

1.1 Свобода

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека — как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек — индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества. В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются. Не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

1.2 Ответственность

Ответственность — это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед законом за совершенное преступление — является одним из признаков правового государства.

Развитие человеческой цивилизации требует и цивилизованного развития права, поэтому возникла концепция правового государства как определяющая любую государственность. Прошло время правового беспредела, когда права и свободы личности ничем не гарантировались и не защищались. Общество имеет новые пути правового обустройства человека, который будет уверен в завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.

Правовое государство гарантирует личности его права и свободы и их правовую защиту — важнейший принцип. Следующий принцип — подчинение только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в условиях полной демократии.

Правовое государство является своего рода сочетанием свободы и ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом смысле с одной стороны, а за совершение преступления наступает ответственность — с другой стороны.

Правовое государство и народовластие — это неразделимые понятия, управление и самоуправление народных масс, подотчетность выборных органов своим избирателям и смена этих органов при несправлении с возложенными на них обязанностями и задачами, нарушением ими закона.

Правовое государство предполагает закрепление интересов личности на первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну линию мужчину и женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в обществе.

Конституция России поставила интересы личности на первое место. Первоочередная задача для правоохранительных органов — охрана личного, государственного и общественного имущества, установила статус личности, гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в современных условиях для ее развития в обществе.

3. Современное состояние вопроса свободы и ответственности

3.1 Диапазон между свободой и ответственностью

Что же такое свобода? Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем обратиться к уголовному законодательству, подробно регламентирующему назначение такого вида наказания за серьезные преступления, как лишение свободы. «Лишение свободы, — читаем мы в ст.56 действующего Уголовного кодекса, — заключается в изоляции от общества путем направления его в колонию-поселение или помещение в исправительную колонию… в тюрьму». Под лишением свободы понимается принудительная изоляция в учреждениях со специальным режимом, а под свободой, соответственно, жизнь за пределами этих учреждений. Вряд ли такое понимание свободы может нас удовлетворить, если все люди за пределами исправительных учреждений свободны, то и речь не о чем вести. Тем более, не за что бороться, «каждый день идти на бой», как выразился Гете. Следует признать, что речь идет о специальном, юридическом, а не фил. употреблении термина. Однако сам подход, заключающийся в определении понятия свободы через противопоставление ее тому, что свободой не является, достаточно плодотворен. Последуем и мы этим путем, последовательно ставя рядом со «свободой» понятия, обозначающие то содержание, которое противоположно ей. Первым рядом со словом «свобода» поставим слово «произвол». Рассмотрим сначала этимологию, т.е. первоначальное значение этих слов. Обратимся для этого к «Толковому словарю живого великорусского языка» Вл. Даля. Даль ставит рядом со словом «свобода» слово «слобода». Он пишет: «слобода» — вольное поселение. Свобода — «своя воля, простор, возможность действовать по-своему: отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле». Свобода, таким образом, есть воля. А что такое воля? Ответ таков: воля есть «данный человеку произвол действия». Нетрудно видеть, что все вертится вокруг одного и того же и переходит одно в другое. Свобода, воля, произвол — практически синонимы.

СВОБОДА — универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и обозначается как «noietis», деятельность же свободного, т.е. реализующего свои цели, мыслится как творчество и обозначается как «chretis» или «praxis». СВОБОДА ВОЛИ — способность человека к самоопределению в своих действиях. Свободный человек — это гражданин полиса, тот, кто живет на земле своих предков. Противоположность ему — военнопленный, увезенный на чужбину и превращенный в раба. Поэтому антоним термина «свободный» — не столько «раб», сколько «негрек», «варвар». В гомеровском эпосе понятие свободы обнаруживает еще один смысл. Свободный человек тот, кто действует без принуждения, в силу собственной натуры. Предельно возможное выражение свободы — в действиях героя, преодолевающего судьбу и тем сравнивающегося с богами. Аристотель рассматривает проблему СВ. в контексте нравственного выбора. Свобода связана со знанием особого рода — знанием-умением. Свобода гражданина и «свобода» раба различаются только количественно: первый не обладает абсолютной свободой, о втором нельзя сказать, что он совершенно несвободен. Согласно Спинозе свободен только Бог, т.к только его действия детерминированы внутренней закономерностью, человек же как часть природы несвободен. Тем не менее он стремится к к свободе, переводя неотчетливые идеи в отчетливые, аффекты — в рациональную любовь к Богу. Свобода, выбор и временность суть одно и то же, считает философ. В русской философии проблема свободы, СВ. специально разрабатывалась Бердяевым. Миру объектов, где царят страдания и зло, противостоит творчество, призванное преодолеть консервативные формы объективаций. Результаты творчества неизбежно будут объективированы, но сам творческий акт столь же неизбежно является свободным.

mirznanii.com

Свобода и ответственность.

Количество просмотров публикации Свобода и ответственность. — 1099

Проблема смысла человеческого бытия, человеческой жизни одна из самых сложных и неоднозначно решаемых. Речь идет прежде всœего о личностной характеристике отношения к жизни, об осознании целœей и задач человеческого существования, о соотнесении индивидом своей позиции с выработанной в обществе системой ценностей, о степени включения (или невключения ) себя в социальную жизнь. При рассмотрении всœех этих вопросов наряду с позицией, признающей тот или иной вариант смысла человеческого бытия, можно выделить и позицию, отрицающую его существование вообще.

Такого рода негативная позиция проявилась еще в ветхозаветной библейской книге ʼʼЕкклезиастʼʼ, автором которой считается царь Соломон. Эта позиция выражена в знаменитом изречении из этой книги: ʼʼВсе суета!ʼʼ, призванном подчеркнуть бессмысленность человеческого бытия.

В современной философии отпечаток этой позиции во многом присущ экзистенциализму. Так, крупнейший представитель французского экзистенциализма Альбер Камю, с одной стороны, убежден, что мир хаотичен и абсурден и столь же абсурдна вера в смысл жизни. Стоит сказать, что для него любой человек подобен помещенному в телœефонную будку, наблюдая за которым мы приходим к мнению об абсурдности его существования. Камю пишет: ʼʼКогда человек разговаривает по телœефону в стеклянной будке, мы не слышим его, но наблюдаем бессмысленную мимику. Отсюда вопрос: зачем он живет? Неприятие бесчеловечности самого человека, бездна, откуда мы смотрим на самих себя, ʼʼтошнотаʼʼ, по словам одного современного автора, — всœе это тоже абсурдʼʼ.[285]

При этом, с другой стороны, Камю всœе же находит смысл бытия в бунте против абсурда. Именно такой бунт способен, по его мнению, придать осмысленность действиям человека.

Этот поворот Камю к признанию, хотя и с оговорками, возможного смысла в действиях человека дополняется большим числом публикаций в западной философской литературе, в которых безоговорочно провозглашается абсурдность, и в связи с этим, бессмысленность любой человеческой деятельности в виду отсутствия у нее какой-либо объективной направленности. Такая точка зрения получила в XX столетии немалое распространение.

Особое место рассматриваемая проблема занимает в религиозных воззрениях.

Религиозное понимание смысла человеческого бытия связано не с эмпирической внешней жизнью мира, а с областью внутренней, духовной жизни человека. Именно преодоление мирской бессмыслицы делает бытие верующего человека осмысленным в его стремлении использовать дарованную Господом возможность сохранить бессмертную душу и достичь вечной жизни как абсолютного добра. Обретение подлинного смысла жизни с религиозных позиций связано с подавлением человеком своего ʼʼживотногоʼʼ, ʼʼтварногоʼʼ начала и с приобщением к Богу. Как указывал русский мыслитель С.Л.Франк, ʼʼпреодоление мировой бессмыслицы истинно сущим смыслом жизни — ϶ᴛᴏ добровольное самоуничтожение своего тварного существа ради торжества в нас нашего божественного существаʼʼ.[286]

Упор на нравственное содержание смысла человеческой жизни был сделан В.С.Солоьвевым, который соединил религиозный подход к рассматриваемой проблеме с философскими исканиями. По Соловьеву, нравственный смысл человеческой жизни состоит в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности. Этот процесс, тем не менее, связан как полагал Соловьев с совершенствованием ее на началах добра. Следовательно, смысл жизни состоит, с этих позиций, в обретении добра. Для мыслителя ʼʼпоказать добро как правдуʼʼ — значит найти ʼʼединственный правый, верный себе путь жизни во всœем и до концаʼʼ, а условия достижения истинной жизненной цели представляют из себяопределœенные нравственные нормы, которым следует сознательно поставивший себе эту цель человек.[287]

Свой подход к рассматриваемой проблеме Соловьев противопоставил взглядам известного немецкого философа Фридриха Ницше, который полагал, что смысл жизни заключен в ее эстетической стороне. Точнее – в достижении того, что в ней величаво, красиво, сильно и что подлежит дальнейшему развитию до создания новой чистейшей красоты и сверхчеловеческого величия. Неслучайно свое ключевое произведение Соловьев озаглавил ʼʼОправдание добраʼʼ (1897-1899), что выглядит явным противопоставлением важнейшей работе Ницше ʼʼПо ту сторону добра и злаʼʼ (1886).

Проблема смысла человеческого бытия, человеческой жизни особо волновала и Л.Н.Толстого, творчество которого наполнено сложными философскими исканиями. Он призывал людей ʼʼставить и решать неразрешимый разумом вопрос… какой смысл имеет моя жизнь? Ответ должен быть не только разумен, ясен, но и верен, ᴛ.ᴇ. такой, чтобы я поверил в него всœей душой…ʼʼ.[288]

Облекая свой ответ в религиозные, христианские формы, Толстой выделил особую , в решении данного вопроса, роль любви в высоком смысле этого слова, любви, присущей верующему человеку. Он провозглашал любовь как ʼʼстремление к благу того, что вне человека, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ остается в человеке после отречения от блага живой личностиʼʼ.[289]И в то же время любовь, по Толстому, — ʼʼсама жизнь, но не жизнь неразумная, гибнущая, но жизнь блаженная и бесконечная…ʼʼ.[290] Так любовь и жизнь смыкаются между собой и, по мнению великого мыслителя, ведут к согласию и единству людей, делающих их бытие осмысленным.

Долгое время философы, исходя из существования некой абстрактной и неизменной человеческой природы, занимались конструированием на этой базе некого идеала человека. В его достижении и усматривался смысл человеческого бытия, основное направление человеческой деятельности, осуществляемой чисто духовными средствами.

Принципиально иное понимание этой проблемы было предложено в марксистской философии. Здесь смысл человеческого бытия был увиден в самореализации сущностных сил человека, в саморазвитии человеческой индивидуальности на путях ее всœестороннего совершенствования, в осуществлении человеком активно преобразующей деятельности. С этой точки зрения, мера соотношения личного и общественного служит в конечном счете своеобразным критерием значимости человеческого бытия. Она изменяется на различных этапах истории, ведет ко всœе более глубокой индивидуализации личности и наряду с этим к единœению ее с обществом, смыслом его существования и развития. Марксизм видит подлинный смысл человеческого бытия в максимальном содействии решению задач общественного развития, в созидательном труде, формирующем предпосылки всœестороннего развития личности.

С позиций марксистского подхода к человеку особенно важен вопрос о масштабах и точках отсчета͵ необходимых для решения проблемы смысла человеческого бытия. Коль скоро человек самоизменяется, то он сам и вносит в мир смысл своей жизнедеятельности. Смена выдвигаемых им перед собой целœей придает прогрессивную направленность социальному бытию человека. Эти цели служат искомыми масштабами оценки человеческой деятельности, тех идеалов, которыми она руководствуется. Именно такие сменяющие друг друга цели и выявляют смысл человеческой жизни. Сказанное означает, что об объективной ценности жизнедеятельности можно судить, учитывая, в какой мере эта жизнедеятельность содействует общей направленности развития социального бытия человека.

Марксизм исходит из цельности развития человеческой индивидуальности, которая выявляет творческие возможности и дарования человека на протяжении всœей цепи всœе более высоких целœей, которые он перед собой ставит. Реализуя на этом пути свое назначение, свое призвание, человек обретает смысл собственного бытия.

В последние десятилетия ХХ века в отечественной философии произошло качественное изменение в теоретическом постижении проблем смысла человеческого бытия: был углублен антропологический подход, ориентированный на индивида, начали развиваться теории социально-исторического и культурного творчества человека, понятого в качестве его жизненно-смысловой реализации. Были высказаны и космические варианты понимания смысла человеческого бытия в современных условиях. В частности, известный отечественный философ Э.В.Ильенков увидел его в собирании сил для начала нового цикла расширения Вселœенной. Высказывались мнения и о том, что смысл бытия состоит в деятельности людей по недопущению (или сокращению) процесса сжатия Вселœенной.

Естественно, что верно решенный вопрос о смысле бытия, дает человеку ориентир , как и во имя чего жить. Такой ориентир, несмотря на многовариантность заключенного в нем выбора , на огромное множество присущих ему оттенков, очень важен для подавляющего большинства людей. Утрата его нередко оборачивается подлинной человеческой трагедией.

Теряя понимание смысла собственного бытия, человек теряет какой-то возвышенный идеал своей деятельности и зачастую оказывается погруженным в повсœедневность, в функционирование обыденного, повсœедневного сознания. Ситуация утраты смысла жизни [291] представляет собой ситуацию сознания , вышедшего за собственные пределы и возвысившегося над собой. Не секрет, что повсœедневность и повсœедневное мышление способны существовать в качестве такой определœенности и целостности, для которых проблема смысла жизни не существует. Эта проблема не обыденного, повсœедневного, а ʼʼрастревоженногоʼʼ или даже ʼʼпотрясенногоʼʼ сознания. Повсœедневность, втягивая человека в инœерцию существования, довольствуется сама собой, собственной самодостаточностью.

При этом и ориентируясь на определœенное понимание смысла жизни, исповедуя его, человек отнюдь не гарантирован в плане смыслообеспечивающих возможностей его бытия. Невозможность реализовать в своей жизнедеятельности определœенным образом понимаемый смысл жизни иногда приводит к трагическому исходу. К примеру, из истории известен случай добровольного ухода из жизни в 1911 году дочери К.Маркса Лауры Лафарг и ее супруга французского социалиста Поля Лафарга именно по этой причинœе. В своем предсмертном письме они объяснили, что приближающаяся старость не позволяет им всœецело отдаваться революционной борьбе и это лишает их возможности служить идеалам избранного ими смысла жизни. Найденный ими выход из создавшегося положения – самоубийство.

Нужно иметь в виду, что проблема поиска смысла человеческого бытия связана с проблемой конечности жизни, смертности человека. Размышляя о смысле своего бытия, человек не должен забывать о том, что его жизнь имеет границы, и он способен реализовать избранный им идеал лишь в этих границах. Именно в связи с этим вопрос о смысле человеческой жизни неразрывно связан с осознанием ее конечности.

Выбор смысла жизни – сложнейшая проблема. Наставляя тех, кто стал перед таким выбором, древнеримский мыслитель Сенека справедливо отметил, что такие люди более склонны доверять другим, нежели рассуждать. Между тем, такой выбор является плодом долгих и мучительных размышлений.

В годы духовного созревания человек зачастую интенсивно начинает искать идеал для подражания, стремится к возвышенным целям, наполняющим его бытие смыслом. Этот процесс нередко связан со взлетами и срывами, духовными завоеваниями и разочарованиями. В итоге, человек, преодолевая конфликт желаний и возможностей, ожиданий и действительности постепенно обретает социальную зрелость.

Зрелая личность уже способна управлять своей жизнедеятельностью, подчинять менее важные цели более важным, делать выбор предпочтений в своих потребностях. Она подготовлена для реализации сложившегося у нее ʼʼзамысла жизниʼʼ, в состоянии проанализировать, в какой мере он осуществляется на практике. Проблема смысла бытия получает у нее широкую гамму ответвлений, затрагивая размышления о ʼʼблагеʼʼ, ʼʼдобреʼʼ, ʼʼзлеʼʼ, ʼʼответственностиʼʼ и т.д.

Разумеется, каждый человек обладает индивидуальным пониманием смысла своего бытия; его осознание получает у каждого субъективную форму. Тем не менее можно выделить некоторые общие компоненты понимания смысла жизни. К ним, к примеру, относят: любовь и семью; любимое дело, труд; борьбу; самосовершенствование; служение на благо другим; поиск удовольствия; познание мира и т.д. Такого рода ʼʼзаготовкиʼʼ, полученные за долгие годы размышлений о смысле человеческого бытия, составляют богатейший арсенал выбора того или иного варианта ʼʼзамысла жизниʼʼ.

В последние десятилетия данный арсенал значительно расширился за счёт составляющих ʼʼкосмическогоʼʼ смысла бытия человека. Для всœе большого числа людей смыслом их жизни становится задача согласовать свои перспективные интересы и идеалы с ее состояниями и тенденциями, гармонизировать силы и части природы, создать замкнутый цикл между социальными и природными процессами, между естественной и ʼʼискусственнойʼʼ природой. Служение целям очеловечения, ʼʼсоциализацииʼʼ природы, превращения ее в мир человека наряду с осуществлением задач охраны, сбережения, возрождения мира естественной природы придает ʼʼкосмический смыслʼʼ существованию человека на нашей планете.

Вновь подчеркнем, что вопрос о смысле жизни глубоко связан с осознанием ее конечности. Философов издавна волнует вопрос об обретении подлинной и внутренней свободы при условии учета этого обстоятельства. Причем, в последние годы, проблема свободы, как правило, соотносится ими с проблемой ответственности.

О свободе философы размышляют с древнейших времен.Еще Сократ утверждал, что свобода состоит в том, чтобы поступать наилучшим образом. Со времен Аристотеля в европейской культуре доминирующим был аспект свободы как свободы воли человека. В XYII веке Б.Спиноза связал проблему свободы с проблемой крайне важно сти. Он определил свободу как осознанную крайне важно сть. Гегель дал с идеалистических позиций развернутую трактовку диалектического единства свободы и крайне важно сти. Для Ф.Энгельса свобода не только осознание крайне важно сти, но еще и действия в соответствии с ней.

С позиций диалектико-материалистического подхода крайне важно сть воспринимается как первичное, а воля и сознание человека – как вторичное, производное. Точнее, объективные законы, царящие в природе и в обществе, трактуются как форма существования крайне важно сти. Учитывается, что на начальном этапе своей истории человек, неспособный еще проникнуть в таинства природы, был подчинœен ʼʼслепойʼʼ, непознанной крайне важно сти. Он, следовательно, был не свободен. Постигая объективные законы, он начинает действовать всœе более осознанно и свободно. В качестве ограничителœей человеческой свободы проявляется также зависимость людей от общественных сил, выступающих над ними в определœенных исторических условиях.

Тем не менее осмысление проблемы свободы не должна быть ограничено установлением ее соотношения с крайне важно стью. В ХХ столетии на первый план в размышлениях философов вышла взаимосвязь ʼʼсвобода-ответственностьʼʼ.

Новая ʼʼфилософия свободыʼʼ изложена во взглядах экзистенциалистов. Особенно обстоятельно категория ʼʼсвободаʼʼ проанализирована в воззрениях Ж.-П.Сартра. С его точки зрения, свобода не может рассматриваться ни как результат действия человека, ни как его достижение. Она заключена в выборе им своей цели, в постановке определœенной задачи, в проявлении определœенного стремления. Свобода по-сартровски состоит в праве выбирать, но не реальные возможности, а свое отношение к сложившейся ситуации. Человек, с этих позиций, свободен либо примириться со своей зависимостью от окружающей действительности, либо восстать против нее. Речь другими словами идет, о самоопределœении отношения к своему положению.

Позиция Сартра, таким образом, проявилась в том, что человек свободен именно в своем отношении к миру. В случае если Маркс в одиннадцатом тезисе о Фейербахе утверждал: ʼʼФилософы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит по сути в том, чтобы изменить егоʼʼ, то Сартр увидел проблему в другом. Его позицию можно выразить утверждением: задачу следует видеть не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить отношение к нему. Комментаторы взглядов Сартра отметили в его взглядах данный основополагающий вывод, который сродни по своей значимости марксистскому тезису.

По Сартру, ʼʼсвобода, есть свобода выбораʼʼ. Это означает, что ʼʼчеловек, осужденный быть свободнымʼʼ, существует свободно выбирая свою сущность, возвышаясь до уровня личности, становясь самим собой. Понятия человеческого существования и свободы неразрывно связаны во взглядах Сартра.[292] С его точки зрения, подлинно существует лишь тот, кто свободно выбирает, делает сам себя, становится создателœем собственного выбора. Лишь свободный выбор своей судьбы, каждого отдельного поступка и в целом своего будущего порождает личность. По Сартру, ʼʼбыть – значит, выбирать себяʼʼ. Диапазон выбора предельно широк: отношение к себе, к другому, к обществу, к жизни, любви, смерти.

Разумеется, выбор в каждом конкретном случае зависит от той системы ценностей, которой мы придерживаемся, от тех целœей, которые мы перед собой ставим. С точки зрения, экзистенциалистов, выбор наших целœей абсолютно свободен: каждый свободно устанавливает для себя нормы истинного, критерии возвышенного и прекрасного, систему устраивающих его ценностей.

Итак, Сартр придерживается принципа: ʼʼВыбирая себя, я создаю мирʼʼ. С его точки зрения, свобода есть свобода выбора: каждый свободен выбрать то или иное, но он не может избавить себя от выбора. А это, в свою очередь, приводит экзистенциально мыслящего ʼʼпредставителя человеческой реальностиʼʼ к признанию того, что выбор является основой избранного им бытия. Словом, человек таков, каким он себя свободно выбирает.

С позиций экзистенциализма, свобода состоит в поисках самого себя, или в выборе самого себя. Это означает, что человек при этом занят выбором своего предметного мира. Такой выбор нередко становится для самого него довольно неожиданным, давая возможность узнать самого себя в непредсказуемых ʼʼдекорацияхʼʼ избранного им предметного мира.

С точки зрения экзистенциализма, свобода и случайный выбор не имеют между собой ничего общего.[293] В случае если бы свобода была сродни лотереи, то она была бы ʼʼничемʼʼ, или же чем-то ʼʼв-себеʼʼ, а она существует как свобода ʼʼдля-себяʼʼ. Ее можно охарактеризовать как ʼʼпросвет бытияʼʼ или ʼʼразрыв в бытииʼʼ. Она – не что иное, как момент решения. Словом, жизнь свободного человека представляет собой выборы самого себя и череду ʼʼразрывов бытияʼʼ, осуществляющихся с каждым актом выбора, с каждым принятием решения.

Рассматривая свободное бытие как бытие в ситуациях, экзистенциализм связывает ситуации в важнейшей своей части с предпринимаемой мотивацией того или иного выбора. Причем, мотивация воспринимается как продукт взаимодействия обстоятельств и свободы. Обстоятельства прежде всœего связаны с теми препятствиями, которые возникают перед человеком. Точнее, свободный человек, воспринимает возникающие обстоятельства как препятствия, сопротивление которых для него проявляется в результате его свободного выбора. Его выбор, таким образом, происходит в противовес, вопреки препятствиям.

Человек, будучи свободным, постоянно чувствует свою ответственность перед окружающим миром и людьми. Она теснейшим образом связана со свободой. Ответственность служит подтверждением того, что любой поступок, действие, акция имеют мерой их оценки лишь самого человека. По Сартру, человек, будучи осужденным на то, чтобы быть свободным, несет на собственных плечах тяжесть всœего мира, ведь он ответственен за мир, за самого себя, и это способ его бытия.

Иллюстрируя такую всœеобщую ответственность, Сартр приводит показательный пример: если человека мобилизовали на войну , то это его война – по его образу, и он ее заслужил, заслужил прежде всœего потому, что всœегда мог избежать ее в результате самоубийства или дезертирства; если он этого не сделал, то значит он ее выбрал и несет за нее ответственность.

Словом, Сартр исходит из того, что человек несет личную ответственность не только за всœе происходящее с ним, но и за общественные явления, поскольку никто другой за него не в состоянии выполнить эту миссию. Такая абсолютная ответственность – логическое следствие его свободы. Экзистенциалисты убеждены: хотя мы не делаем того, что хотим, тем не менее мы ответственны за то, чем мы являемся.

Свободные действия человека, свободные оценки происходящих событий, свободный выбор дают возможность человеку почувствовать его ответственность за эти события. Речь идет о чисто субъективном ощущении собственной ответственности, о признании ее тяжести.

При этом подчеркнем: экзистенциалистский подход к проблемам свободы и ответственности сводит ответственность только к сфере личной свободы человека, гипертрофируя их. В реальности же ответственность не должна быть ограничена лишь областью личных (интерсубъективных) отношений. Это ведет, желают того или нет сторонники такого подхода, к нивелировке, уравнительности при оценки роли какой-либо личности в ситуации выбора. Избежать этого позволяет учет меры ответственности за совершенный выбор, анализ социальной значимости той ответственности, которую несет личность за свои шаги и поступки.

Мера ответственности определяется возможностью и способностью совершаемого выбора, а также нравственным долгом, от которого личность несвободна. Словом личность ответственна перед своей совестью не слепо, на ʼʼавтоматическиʼʼ, а с учетом нравственной чистоты своей позиции. Это означает, что личность несет ответственность не только за слабоволие или откровенное предательство, но и за уровень своей мировоззренческой зрелости.

Способность к моральному выбору является, следовательно, таким же объектом моральной ответственности, как и само стремление совершить такой выбор, разрешить ту или иную ситуацию. Несомненно, что мера ответственности личности возрастает вместе с расширением диапазона свободы морального выбора.

Определяя свои формы поведения, каждый человек сталкивается с крайне важно стью сочетать стремление к позитивному разрешению конкретных проблем с учетом объективных обстоятельств, обуславливающих ситуацию. Форма активности человека, игнорирующая объективные обстоятельства, получила благодаря художественной литературе, нарицательное наименование ʼʼдонкихотствоʼʼ. Речь идет о типе выбора, в котором активность во имя долга и идеала рассматривается обычно как безусловная добродетель: она как бы компенсирует сама собой обстоятельства и последствия выбора. Тем не менее человек, совершающий свободный выбор в пользу ʼʼдонкихотскойʼʼ позиции, нередко уже заранее обрекает общество на выставление ему негативных оценок за его ответственность по шкале ее социальной значимости. ʼʼДонкихотствоʼʼ ведь ценят как порыв одиночки, а когда оно затрагивает интересы других людей, то действия человека, проявившего его, в большинстве случаев, оцениваются как безответственность. Сказанное наглядно подтверждает, что ответственность предполагает неизбежный анализ ее социальной значимости, и всœе попытки уйти от этого обстоятельства несостоятельны.

Именно в социальном контексте ответственность наиболее полно раскрывается как жизнеутверждающий, гуманистический принцип. Такая ее трактовка, к примеру, ярко отражена в знаменитом рассказе французского писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери ʼʼПланета людейʼʼ. В нем он описывает с указанных позиций своего друга летчика Гийоме: ʼʼЕго величие – в сознании ответственности. Он в ответе за самого себя, за почту, за товарищей, которые надеются на его возвращение. Их горе или радость у него в руках. Он в ответе за всœе новое, что создается там, внизу, у живых, он должен участвовать в созидании. Он в ответе за судьбы человечества — ведь они зависят от его труда. Он из тех больших людей, что подобны большим оазисам, которые могут многое вместить и укрыть в своей тени. Быть человеком — ϶ᴛᴏ и значит чувствовать, что ты за всœе в ответеʼʼ.[294]

Категория ответственности, отражая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, связана не только с характеристикой выполнения личностью своего нравственного долга, но и правовых норм. Эта категория позволяет охарактеризовать способность человека сознательно выполнять определœенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи, возможность одобрения или осуждения его поступков, вознаграждения или наказания за них.

В ходе развития общества социальный вектор ответственности, присущей его представителям, устремлен в направлении ее повышения. Но ответственность неразрывно связана с человеческой свободой, а, значит, ее возрастание – с глобальным процессом преодоления несвободы. Именно эта связь свободы и ответственности служит одним из важнейших водоразделов между свободой и произволом. Недаром же известный английский писатель Бернард Шоу небезосновательно заметил: ʼʼСвобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ееʼʼ.

referatwork.ru

Свобода = ответственность

Я уже писала о внутренней свободе и о личной ответственности, но так получается, что в своем жизненном путешествии я регулярно возвращаюсь к этим темам, и их актуальность не ослабевает. Я отчаянно хочу свободы и боюсь ответственности, этот дисбаланс сопровождает меня всегда, и лишь недавно я поняла, что одно невозможно без другого.

Свобода и ответственность идут в комплекте. Повзрослеть в моем понимании – значит принять на себя ответственность за свою свободу. Мы обретаем свободу лишь тогда, когда принимаем ответственность за свою жизнь, от начала до конца, за каждую минуту, каждое слово, действие и противодействие, за каждый вдох и каждую мысль. Свобода без ответственности – иллюзия и утопия: это разновидность жизни за счет других (или жизни других за ваш счет), когда вы якобы свободны, но решения принимают другие. Перекладывая обязательства на других, мы и свою свободу отдаем им.

Если мы верим, что зависим от обстоятельств, мы также перекладываем ответственность и также становимся несвободны. Вообще обретение свободы – это решение. Сначала решение, а затем – подкрепляющие его действия. Но все начинается с решения стать свободным, а значит, и ответственным за свою жизнь. Если я понимаю, что по определению свободна, и лишь я сама себя в чем-то ограничиваю, сковываю, заточаю в рамки, что никакие внешние силы не способны меня сдерживать, если я сама этого не хочу, значит, я приближаюсь к пониманию свободы. Я и только я ограничиваю себя в выборе, самовыражении, действиях, я выбираю такие убеждения, такое видение, при котором у меня якобы мало возможностей. Только я приковываю себя к нелепым «истинам», чуждым мне сценариям, ограниченным моделям поведения; только я решаю, что число вариантов действия, дорог, ограничено каким-то числом (чаще всего однозначным) вместо того чтобы видеть весь миллионный спектр возможностей. Только я способна забрать у себя свободу или дать ее себе.

Когда в жизни полный бардак – со здоровьем, деньгами, работой, другими людьми – страданий хватает и так, и очень не хочется признавать, что ты сам все это с собой сделал. И очень не хочется что-либо исправлять – хочется, чтобы «все прошло само», чтобы «отпустило», «наладилось», «исчезло/появилось», но это, опять же, предполагает снятие с себя ответственности, ожидание, что кто-то придет и сделает мне хорошо, а так не бывает. Точнее бывает, но если кто-то извне дает вам это «хорошо», он же может его забрать, оставив вас ни с чем, а это значит, что вы не контролируете свою жизнь. Вариант ждать, чтобы все наладилось само, меня не устраивает, и, принимая решение быть свободной и ответственной, я вижу его проявление в действиях в первую очередь так: нужно привести в порядок свою жизнь. Этого никто не сделает за меня, а если я не сделаю этого, то не смогу нормально пользоваться своей свободой, так как буду постоянно спотыкаться и падать в устроенном мною же бардаке.

Мне очень понравилась мысль о том, что, прежде чем тянуться к божественному (для тех, кто занят духовными поисками) или к другим людям (для тех, кто ищет любви), нужно навести порядок в собственной жизни, иначе свой раздрай вы привнесете в отношения с человеком или богом. Либо будете искать в них спасителя, а это – верный способ отпугнуть и бога, и людей. Ну, а следуя моей простой логике, для того чтобы навести порядок в жизни, нужно навести его внутри себя. Это означает не бороться с последствиями, то есть, симптомами, а разбираться с причинами, лечить саму болезнь. Вариантов развития этой болезни великое множество, но первоисточник всегда один – нелюбовь к себе и неприятие себя, от легких форм до извращенных, запущенных и грозящих летальным исходом.

Все начинается с вас, с вашего решения быть свободным и распоряжаться своей свободой ответственно. Все начинается с меня. Всегда.

improve-me.ru

4.3. Свобода и Ответственность — Textb.net

Главная страница

Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика

4.3. Свобода и Ответственность

  Проблема свободы — одна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечеством, традиционно решается в этике с позиций соотношения свободы и необходимости.
  Моральная свобода является ценностью, к достижению которой человек стремится, и обладание которой есть для него благо.
  Необходимость является для морального субъекта теми внешними условиями и обстоятельствами, в которых он вынужден действовать.
  В качестве необходимости могут выступать как объективные факторы и ситуации жизни (война, землетрясения и т. п.), так и устоявшиеся нормы и традиции морали и даже капризы другого человека, предписывающие субъекту определенный тип поведения.
  Идея необходимости как внешней или внутренней обусловленности человеческой деятельности имела в философских учениях различные толкования. В древнеиндийской философии она выступает в виде кармы; в китайской — как дао — путь, по которому идет все сущее; в религиозной философии Фомы Аквинского это моральный закон — ориентация на христианские добродетели, воплощающие общечеловеческие ценности Добра. Именно понимание необходимости как морального закона — над нами и внутри нас — кажется нам наиболее приемлемым.
  Следование моральному закону — это не просто исполнение внешних требований долга. Основные черты этого закона — его разумность и целесообразность. Он не требует автоматического подчинения, он не лишает человека моральной независимости. Он лишь учит различать добро и зло. Поэтому он — не закон-предписание, он — закон свободы, предоставляющий человеку право выбирать Добро и следовать ему. Это путь свободной моральной инициативы, не попадающий в поле прямых запретов или долга.
  Христианство учит, что свободная добродетель выше простого повиновения заповедям. Человек добродетелен, когда принимает божественный моральный закон сознательно и с любовью — с желанием добра, а не из страха перед наказанием. Действительно свободен тот, кто отвергает зло не потому, что оно запрещено, а потому, что оно зло.
  Формой проявления и осуществления свободы выступает выбор. Свободный выбор обеспечивается разумом и волей. Выбор зависит от уровня познания, сознания и разумности личности, помогающих ей:
  — определить собственные цели и возможности их достижения;
  — увидеть максимальное число вариантов выбора действий;
  — распознать необходимые и достойные средства его реализации;
  — предвидеть ближайшие и отдаленные последствия выбора.
  Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности. Он ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями между хочу, могу и надо.
  Свободный выбор также связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.
  Таким образом, нравственная свобода — это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и в убеждения человека. Свобода не является чем-то непреложно данным человеку. Это программа его саморазвития. Человек достигает свободы по мере того, как он способен 1) сознательно принимать решения; 2) давать им нравственную оценку; 3) предвидеть их последствия; 4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.
  Сложность достижения и переживания свободы приводит многих людей к отказу от свободы, причины и механизм которого раскрыл Э. Фромм в книге «Бегство от свободы». Фромм считал, что свобода — «эта величайшая тайна богов и людей» — не до конца «освоена» человеком. По Фромму, свобода имеет два аспекта: негативный и позитивный.
  Негативная свобода — это «свобода от» — свобода, отрицающая зависимость — от сил природы, общественных и моральных догм и установок. Ее-то человек и считает подлинной свободой, за нее борется, к ней стремится. Но, достигнув такой свободы, он оказывается предоставленным самому себе. Такая свобода приносит человеку независимость и в то же время — чувство одиночества, бессилия, тревоги. И человек вновь оказывается перед выбором: либо избавиться от этой свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до позитивной свободы — «свободы для», дающей возможность полной реализации интеллектуальных и эмоциональных способностей; свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого человека.
  С проблемой свободы тесно связан вопрос о нравственной ответственности, которая проявляется как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Более того, свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность.
  Между свободой и ответственностью не существует противоречий, а существуют разные виды и разная мера ответственности.
  Виды ответственности определяются тем, перед кем/чем и за что человек несет ответственность. В этом смысле можно выделить:
  — ответственность человека перед самим собой: я делаю выбор и в конечном итоге выбираю свою жизнь, свою судьбу и поэтому несу за нее ответственность; этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувствах вины, страха, сожаления, раскаяния и пр.;
  — ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми, особенно если затрагиваются их интересы; такая моральная ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) часто совпадает с правовой и административной ответственностью.
  — ответственность человека перед миром и человечеством, проявляющаяся как забота о мире. Это наиболее сложный вид ответственности, выражаемый обычно формулой «Я отвечаю за все». Эта ответственность может даже не осознаваться человеком.
  Наиболее распространенным и общепринятым является второй вид ответственности. Быть ответственным — значит уметь думать о других, о последствиях своих действий — не будут ли они в ущерб другому. Основанием здесь выступает «золотое правило» нравственности.
  Мера моральной ответственности у разных людей в различных ситуациях неодинакова. Она зависит прежде всего от самостоятельности совершаемого действия. Однако наличие принуждения не снимает ответственности с человека. И если он совершает низкий поступок под принуждением, то все равно должен нести за него моральную ответственность. Поэтому сфера моральной ответственности не совпадает со сферой личной безопасности: даже угроза смерти не может, например, оправдать предательство, совершенное ради спасения собственной жизни. Моральная расплата за него — презрение, осуждение, моральная изоляция, нравственное падение.
  Мера ответственности зависит также от значимости совершаемого деяния для судеб других людей. Так, в экстремальной ситуации, когда нужно немедленно принять решение, от которого может зависеть жизнь людей, мера ответственности намного выше, чем в обычное время.
  Мера ответственности определяется и масштабами принимаемых решений: она будет различной в зависимости от того, идет речь о судьбе отдельного предприятия или о судьбе государства.
  Мера ответственности определяется также общественным положением или должностью личности, принимающей решения: ответственность президента страны намного выше, чем ответственность трамвайного диспетчера. Вместе с тем моральная ответственность — не придаток к должности или служебному положению. Каким бы ответственным не было дело, порученное человеку, оно не способно автоматически наделить его чувством ответственности, так как это особое качество личности: у одних людей развитое, у других находящееся в зачаточном состоянии.

textb.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *