Ответственность психология – Личная ответственность — Психологос

Содержание

Личная ответственность — Психологос

Фильм «По семейным обстоятельствам»

Фильм «Аватар»

— Прилив не даст нам зайти в порт… — А что, кораблем командует прилив?
скачать видео

Личная ответственность имеет несколько разных сторон.

С одной стороны, личная ответственность — вещь вполне объективная и внеличностная. Это то, за что обязан отвечать лично я, а не кто-то или что-то. Что я обязательно обязан сделать, за чем проследить или за что в случае чего я обязан платить своим личным. См.→

С другой стороны, ответственность — это личностная характеристика человека, вещь также достаточно объективная. Чем больше человек может (готов) взять на себя ответственности и уверенно с нею справиться, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта. См.→

Близкие понятия — авторская ответственность, авторская жизненная позиция, разделенная ответственность↑.

Субъективной стороной ответственности является внутренний мир ответственности: понимание и чувство личной ответственности. Для кого-то ответственность — тяжкий груз, для кого-то — предмет гордости…

Ответственность в человеческой жизни

Ответственность — это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Ответственность — это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Когда ноша ответственности тяжела, естественным образом поднимается вопрос о раскладе ответственности, и решается этот вопрос по разному… Но ответственность — не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности. См.→

Личная ответственность в постановке целей

Если человек, сформулировав цель, готов взять себе контролера и обозначить цену вопроса, он ставит цель как ответственный человек. Если он уходит от личной ответственности, заминает вопрос о контролере и цене вопроса — его словам грош цена.

Ответственность в практической психологии

В психологии практическим синонимом личной ответственности является понятие «уровень субъективного контроля» (по Роттеру). Как правило, чем выше у человека личная ответственность, тем выше его самооценка. В разных направлениях практической психологии за человеком признается разный объем личной ответственности. Максимальную личную ответственность признает за человеком личностно-деятельный подход. См.→

www.psychologos.ru

понятие, проблема ответственности. Как развивать?

Ответственность является важным звеном в формировании и развитии всякой личности. Под ответственностью понимают сознательное выполнение требований, которые предъявляются к человеку. Осуществление конкретных задач происходит путем волевого усилия, намеренного сосредоточения на результате той или иной деятельности. Ответственный человек всегда переживает за последствия принимаемых решений и руководствуется в своей деятельности рациональным подходом. Как бы ни складывались внешние условия, человек, принимающий на себя полную ответственность за происходящее, всегда будет действовать во благо ситуации и окружающих людей, не забывая при этом самого себя.

Понятие ответственности

Понятие ответственности каждому из нас знакомо с детских лет. Родители всегда стремятся к тому, чтобы научить своего ребенка правильному поведению в обществе, поэтому стараются с самого раннего возраста привить ему правила достойного поведения. Мы живем в социуме, и хотим того или нет, вынуждены ежедневно с ним контактировать. Другие люди не всегда бывают вежливыми, не всегда понимают нас. Ответственность, которая возлагается при этом на каждого из участников взаимодействия, по – своему индивидуальна и конкретна. Скажем, если ученик в школе не подготовил домашнее задание, он должен понимать, что последствием его поступка может стать плохая оценка. Если взрослый человек совершает необдуманный поступок, противоречащий общественной морали и собственным нравственным ценностям, то будет отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью. Понятие ответственности включает в себя следующие компоненты.

Личная ответственность

Подразумевает под собой следование индивидуальным установкам, реализацию планов и стремлений. В данном случае личность сама определяет, за что она будет отвечать, в чем именно заключается ее задача. Личная ответственность может выражаться так же в том, что человек берет на себя определенную роль в социуме и ставит перед собой цель, которую собирается достичь в установленные сроки. В таком случае он несет личную ответственность за выполнение действий по улучшению или развитию конкретной ситуации. Человек дает слово и остается верным ему. В противном случае он может лишиться положительной репутации.

Коллективная ответственность

Подразумевает, что отдельный индивид заранее включен в общественную систему. Он является звеном в огромной цепочке, которая создает движение к выбранной цели. Коллективная ответственность накладывает равные права и обязанности на каждого члена общества. Конкретная личность становится действующим механизмом в такой системе, хотя и может руководить ею в отдельно взятых случаях. Здесь возможно «стирание» границ между индивидуальностью ее участников, поскольку на первый план выходит эффективность приложенных усилий для общественно – полезного дела.

Как формируется ответственность

Каждый человек достаточно рано попадает в коллектив. Нас с детства приучают к тому, что мы не можем жить вне социума. Иногда становится особенно опасно иметь собственное мнение, если оно идет в разрез с принципами общественной морали и установками, каким должен быть человек. Личность, попадая в социум, с самого начала учится жить по его правилам, постепенно узнавая, что хорошо, а что плохо. Соответственно меняется и поведение индивида: он уже не может вести себя столь свободно, как это было раньше, а вынужден подстраиваться под требования коллектива, принимать на себя соответствующую роль. Ответственность в данном случае заключается в том, чтобы адекватно вписаться в общество и не потерять свою индивидуальность.

Проблема ответственности

Проблема  ответственности занимает чрезвычайно важную позицию в психологии личности. По значимости она затрагивает глубинные аспекты формирования и развития индивида. Данная проблема включает в себя несколько структурных компонентов.

Почему не все принимают ответственность

Если под ответственностью рассматривать осознанное стремление выполнить свои обязательства перед обществом и самим собой, то получается, что вначале индивиду необходимо воспитать в себе крепкую волю. Только тот человек может не отступить от ответственности, который знает и понимает ее истинную цену. Гораздо проще попытаться избежать наложения всяческих обязательств, чем нести бремя ответственности. Это качество характера приносит индивиду дополнительные беспокойства и обязательства. Однако в то же время ответственность помогает сделаться дисциплинированным человеком, воспитать твердость и правильные качества характера.

Если ребенку еще в какой – то мере простительно не выполнить данное обещание, то с взрослого человека спросится гораздо строже за его проступок, и последствия такой ошибки могут быть более серьезными. Личность, которая не желает принимать на себя ответственность, не может считаться в обществе вполне зрелой и самостоятельной. Такие люди чаще других подвергаются осуждению со стороны, неприятию поступков и действий. В социуме существует негласное правило, что тот, кто ошибается, непременно должен прийти к осознанию своей неправоты.

В чем заключается истинная ответственность личности?

Нередко с ответственностью люди путают  слепое следование чужой воле, полное подчинение коллективу и утрату своего мнения. Это абсолютное заблуждение. Ответственный человек никогда не совершит поступок, противоречащий общественным нормам, но он и сам не останется в ущербе. Ответственность предполагает принятие на себя определенных обязательств с последующим сохранением себя, своей сущности в этих обстоятельствах. Существуют такие понятия как свобода выбора, ответственность перед самим собой и другими людьми.  Первое включает в себя возможность действовать согласно своим внутренним установкам и убеждениям. Второе понятие базируется на том, чтобы уметь принимать такие решения, которые бы помогали развиваться и совершенствоваться собственной личности. Наконец, третье понятие связано с возможностью принимать решения относительно взаимодействия с окружающими, корректировать свои действия. Истинная ответственность всегда предполагает наличие здравого разума и умение быстро находить выход из сложных ситуаций.

Как ответственность связана со свободой?

Многие философы со времен глубокой древности задавались этим непростым вопросом. Они размышляли над тем, что такое свобода, может ли человек быть свободным до конца или это только глубочайшее заблуждение, видимость?

Ответственность помогает развиться дисциплинированности. Тот, кто нацелен на достижение какого – либо результата, как правило, не отступает перед трудностями, не ищет легких путей. Свобода в данном случае выступает своеобразным мотивирующим звеном, установкой, которая помогает действовать согласно заданному направлению. Человек совершает необходимые шаги по своей воле, и осознает всю важность и значимость этого решения. Даже если в данный момент ему совсем не хочется что – то делать, он возьмет волю в кулак и сосредоточится на выполняемой задаче. Нередки случаи, когда люди с высокой температурой или плохим самочувствием появлялись на работе, потому что у них не было возможности взять больничный. Они осознавали большую степень ответственности перед обществом и стремились быть полезными. Если личность принимает решение развивать свои лучшие качества характера, таланты и способности – это тоже можно назвать свободой и ответственностью. Любая ответственность предполагает наличие осознанного стремления к какой – либо деятельности, формирование мотивации и установки на ее выполнение.

Как развить в себе ответственность

Нет необходимости доказывать, почему столь важна в жизни ответственность. Без ответственности нельзя обойтись никакому специалисту, если он считает свою деятельность хоть сколько – нибудь серьезной и собирается заниматься ею длительное время.  Какие же шаги необходимо предпринять, чтобы воспитать в себе огромную силу воли, натренировать желание быть полезным самому себе и обществу в целом? Приведенные ниже рекомендации позволят сформировать ответственность за определенный временной промежуток.

Осознание твердой необходимости

Ничто не стимулирует больше, чем понимание того, что за вас ответственность никто другой не примет. Вы отвечаете за свою жизнь сами и можете, как растратить ее напрасно, так и сделать максимально полезной во всех отношениях.  Дела сами не выполнятся, если не прикладывать к этому никаких усилий. Когда приходит четкое понимание, что мы сами ответственны за свои поступки и отчасти за происходящие события, не хочется искать виноватого. Зрелый человек не станет уходить от ответственности. Обычно тот, кто осознал необходимость в чем – либо, уже готов  идти до конца к победным свершениям.  На данном этапе и происходит формирование индивидуальности, развитие личности и самосовершенствование.

Планирование деятельности

Чем бы вы ни занимались, любая деятельность требует к себе ответственного и дисциплинированного подхода. Нельзя работать спустя рукава, только чтобы отделаться от неприятной обязанности. Всякую деятельность необходимо тщательно планировать. Если объем работы слишком большой, то необходимо разбить ее на более мелкие составляющие. Делать объемный труд по частям гораздо легче, чем целиком. Но для этого нужно грамотно подойти к процессу планирования.

Старайтесь сразу четко обозначить временные рамки, в которых вы собираетесь работать. Если границы слишком короткие, то и трудиться ежедневно вам придется больше. Лучше, чтобы у вас в запасе находилось два – три дополнительно свободных дня. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (а они могут произойти в самый неожиданный момент) вы будете знать, что все успеваете. А это немаловажно, поверьте, особенно когда дело касается срочной и серьезной работы.

Никогда не откладывайте все на последний день. Поверьте, через три дня или даже неделю у вас не появится настроение, чтобы завершить начатый проект. Плюс ко всему добавится нервное напряжение и вы будете переживать, что не успеваете. Оставить самое трудное на последний день все равно, что поставить себя в неловкое положение, да еще и сделать это намерением. Такие переживания отнимают у человека много сил и энергии, после чего понадобится время для восстановления от психического напряжения. Делайте все заранее, и вам не придется лишний раз нервничать.

Прогнозирование результатов

Ответственность предполагает умение выстраивать в деятельности дальнейшую перспективу. Дисциплинированная личность, так или иначе, предвидит определенные результаты своего труда. Поэтому рассчитать объем деятельности на каждый день не очень сложно. Умение предвидеть конечную цель помогает предотвратить возможные ошибки, которые могут возникнуть, если человек понадеется на благоприятный случай.  Прогнозирование результатов поможет собраться в тот момент, когда будет одолевать усталость, высвободит силы, находящиеся в резерве, чтобы пустить их в расход. Принимая ответственность за все, что происходит, личность учится анализировать свою работу и совершенствоваться.

Не отступайте от цели

Иногда бывает так, что какая – то задача вызывает многочисленные трудности. В этом случае необходимо как можно скорее изучить все существующие аспекты, чтобы предотвратить возможную ошибку. Если вы начали деятельность, с которой вас связывают определенные обязательства, никогда не отступайте. В самых трудных ситуациях обращайтесь за помощью, но не уходите от решения проблемы. От того, какой способ поведения вы изберете, зависит ваша дальнейшая деятельность. Чувство победы приносит с собой и уверенность в собственных возможностях.

Таким образом, ответственность тесно связана с самосознанием личности, умением преодолевать трудности, решительностью. Достигая определенных высот в том или ином деле, человек тренирует волю.

psyh.info

Ответственность как социально-психологический феномен и уровни ее развития Текст научной статьи по специальности «Психология»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И УРОВНИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Г.И. Кашапова

В статье рассматриваются различные взгляды на понимание сути ответственности как социально-психологического феномена. Сформулировано авторское понимание сущности ответственности как социально-психологического феномена и рассмотрена проблема уровня ее развития.

Ключевые слова: ответственность, личностная и социальная зрелость, локус контроля, совесть

Responsibility as the socially-psychological phenomenon and its development levels. The

article discusses the various views on the understanding of responsibility as a socio-psychological phenomenon. Formulated by the author’s understanding of the nature of responsibility as a socio-psychological phenomenon, and consider the problem of its level of development.

Key words: responsibility, personal and social maturity, locus of control, conscience

Современная психология характеризуется интересом к личности и к тем феноменам, которые непосредственно связаны с личностной проблематикой. Исследователи все чаще обращаются к вопросам о том, какие личностные характеристики делают человека человеком. Ключевыми среди этих характеристик являются такие личностные образования, как ответственность, нравственный выбор, поступок.

Ответственность, по мнению многих ученых, является высшим личностным образованием, сложным феноменом, который характеризует личностную и социальную зрелость. Ответственность имеет огромное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и общества в целом. Она является одним из фундаментальных принципов человеческого бытия и нравственности. В то же время, ее изучение сильно осложняет отсутствие обстоятельно разработанной общей теории ответственности. Трудность и деликатность данной проблемы в большей степени обусловлены ее психологическим подтекстом. Люди чувствительны к тому, что является их собственным долгом, личной ответственностью и виной, без которой не существует ответственности. Призывы к ответственности часто воспринимаются как угрожающие в силу неотвратимости наказания, что вызывает дискомфорт [0]. И, в то же время, ответственность признается социально ценным личностным качеством, необходимым не только для личностного роста, но и для жизни.

Одним из острых вопросов изучения ответственности остается недостаточный уровень феноменологической проработанности данной категории, рассматриваемой в одном ряду со свободой, выбором или судьбой.

Фундаментальных отечественных исследований по психологии ответственности немного. К ним можно отнести монографии К.Муздыбаева [0] и С.В.Быкова [0]. Хотя понятие ответственность используется широко в праве, этике, социологии, психологии и некоторых других науках. Употребляя это слово в обычных житейских ситуациях, люди легко улавливают его значение из контекста. Однако при попытке дать научное определение ответственности возникают немалые трудности. Обратимся сначала к некоторым словарным определениям. Так в «Словаре современного русского литературного языка» ответственность определяется как «возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия» [0]. Здесь ответственность определяется через два понятия: «обязательство» и «вина». В других источниках, например, в «Философском словаре» пишется, что «ответственность — категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм» [0]. Здесь ответственность определяется через понятие долга, а также выполнения правовых норм. При всем различии, существующем между научным понятием и теми значениями, которые соответствующий термин имеет в общелитературном языке, т.е. в контексте культуры данного народа, они тесно сопряжены. Ведь понятия науки, как правило, формируются на базе живого литературного языка [0].

В психологии под ответственностью понимается осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью человека с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора или сознательное предпочтение определенной линии поведения. Для личности особенно значима проблема выбора своего «Я». Здесь может возникнуть проблема «быть или не быть» или «быть или казаться». Для человека «быть» означает быть человеком, отстаивать свои жизненные позиции и нести за них ответственность. Выбор «казаться» означает отказ от ответственности [0].

По мнению С.В.Быкова, ответственность «представляет личностный интеграл способа самовыражения, типа активности «я», движущих сил ее активности и одновременно позиции, которую она занимает и осуществляет в жизни» [0]. Психологический эквивалент ответственности начинается с утверждения ребенка «я сам». Оно проявляется в тезисах взрослой личности: «Я знаю, что делаю», «Я имею право делать так, как считаю нужным». То есть ответственность представляет собой интеграл инициативы, желания, долга, необходимости, обязанности. И если активность, индивидуальность, «я» включены в систему необходимости, то ответственность становится синонимом полезности обществу, другим людям, а также общественной необходимости своей личности и основанном на этом достоинстве.

Ответственность как психологическое свойство личности К.Муздыбаевым понимается как ответственность социальная. Он выделяет в качестве ее существенных признаков точность, пунктуальность, верность личности в плане исполнения обязанностей, готовность отвечать за последствия своих действий. Это подразумевает честность, справедливость, принципиальность.

Развитость таких эмоциональных черт, как способность к сопереживанию, чуткости к чужой боли и радости, а также волевых качеств: настойчивость, усердие, стойкость, смелость, выдержка [0]. Итак, одним из критериев социальной ответственности являются ролевые обязанности и социальные отношения, обуславливающие их. Таким образом, когда речь идет о принятии социальных норм поведения, то говорят о социальной ответственности личности. Особенность ее состоит в том, что ее объектом являются социальные нормы и ролевые функции. Субъектом контроля может выступать как сам человек, так и его социальное окружение. Социальная ответственность — это определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями [0].

Функция ответственности как социальной категории состоит в активизации социального поведения человека, так как его вступление в сферу разнообразных отношений требует от него активного проявления ответственности на основе понимания общественной важности и смысла своей деятельности.

Главная характеристика данного качества — «устойчивость просоциальной направленности во всех сферах социальных отношений, наиболее полная реализация возможностей человека в нравственных целях» [0].

То, что ответственность является социальным качеством личности, показал А.С.Макаренко. По его мнению, ответственность зиждется на отношениях зависимости. При этом не только тогда, когда кто-то находится в беде или не может достичь цели без твоего участия (как это считает Л.Берковиц), а также и тогда, когда ты сам считаешь, что от твоего труда и прикладываемых усилий зависит судьба общего дела, коллектива, преобразование окружающего мира в лучшую сторону. Таким образом, социальная ответственность включает в себя и отношение, и меру исполнения требований моральных и правовых норм.

Поэтому, говоря о социальной ответственности, мы будем иметь в виду склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнения ролевых обязанностей и ее готовности дать отчет за свои действия. Если рассматривать ответственность в профессиональном поведении личности, то она определяется как внешними, так и внутренними регуляторами.

В качестве внешних регуляторов выступают правовые и моральные нормы, сложившиеся в обществе и реализующиеся в каждой из его подсистем, к которым с полным правом можно отнести любую организацию [0]. Общество и организация осуществляют контроль за исполнением этих норм, используя формальные (правовые, административные) и неформальные (общественное и групповое мнение) социальные санкции.

В качестве внутренних регуляторов выступает, прежде всего, человеческая совесть, которая представляет собой осознание личностью соответствия или несоответствия своего поведения объективно существующим моральным нормам, общественным требованиям [00]. Ее особенность в том, что она является личностной формой самоконтроля.

При этом сначала формируется чувство долга, ответственное отношение к обязанностям, к требованиям коллектива. Эти требования выполняются под влиянием конкретного авторитета (отца, матери, учителя, затем руководителя), под воздействием общественного мнения (мнения коллектива). Основную роль здесь играют еще внешняя оценка и внешнее воздействие. По мнению Р.Х.Шакурова, то, что является должным с точки зрения общества, для самого индивида обнаруживается как чувство, как голос совести, как потребность быть на нравственной высоте, как убеждение — отражение чувств и потребностей человека в форме идей, мыслей, определенной системы знаний и взглядов [0]. В свою очередь, совесть возникает на основе уже накопленного нравственного опыта, уже созданных представлений о добре и зле, о справедливом и несправедливом [0].

Однако остаются открытыми вопросы: а что же такое «вина», «долг»? Поэтому есть необходимость более тщательного рассмотрения феномена ответственность. По мнению Б.С.Алишева, его сущность связана с осознанием человеком причинно-следственных соотношений между действиями отдельных субъектов и теми изменениями в жизненной среде, которые они порождают, и которые оказываются значимыми не только для него самого, но и для других членов сообщества. При этом ответственность может пониматься как своеобразный, выработанный в ходе психосоциокультурной эволюции механизм регуляции (социального контроля) поведения отдельных личностей. Данный механизм на уровне общества (социальном) реализуются с помощью социальных норм (правил) и санкций, а на психологическом уровне — с помощью соответствующих социальных чувств (стыд, вина, долг, совесть и др.) [00; 0]. Такое понимание ответственности согласуется, по мнению многих ученых с тем, что основная функция ответственности как психологического феномена состоит в активизации социального поведения человека, поскольку его вступление в сферу разнообразных отношений требует от него активных действий на основе понимания общественной важности и смысла своей деятельности и своего поведения.

По мнению Б.С.Алишева, могут быть выделены три взаимосвязанных, но различных значения понятия «ответственность»:

— ответственность как выполнение обязанностей, которые могут быть, как взяты на себя человеком самостоятельно, так и указаны извне, т.е. ответственность в этом смысле близка к обязательности, даже исполнительности (исполнение долга) и во временном отношении отнесена к будущему;

— ответственность как «авторство» уже совершенных деяний, за которые воздано либо вознаграждением, либо наказанием; в этом случае ответственность отнесена к прошлому и связана с понятиями «успех» и «вина»;

— ответственность как самостоятельность, способность по собственной инициативе принимать на себя решение трудных проблем; в данном случае в понятии отсутствует временной аспект, необходимо рассматривать в сочетании с понятием «свобода» [0].

Таким образом, можно сказать, что существует два уровня развития ответственности. Ответственность как исполнение долга и готовность брать на себя «авторство» означает, что у

человека развита ответственность за себя и ситуацию, в которую он включен благодаря действию внешних факторов — это первый уровень развития ответственности. Ответственность как стремление взять на себя решение сложной задачи, инициативность — это второй уровень развития ответственности в виде способности у человека привлекать в «поле» своей ответственности других людей и ситуации, в которые он ранее включен, не был.

Из проблемы «авторства» вытекает идея Д.Роттера о двух типах возложения ответственности, или локуса контроля. Говоря о локусе контроля личности, имеют в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо во внешней среде, либо в самом себе. То есть здесь речь идет о двух типах локуса контроля: интернальном и экстернальном. При первом человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями; при втором человек приписывает ответственность за все внешним факторам: другим людям, судьбе или случайности, окружающей среде. Обычно тип локуса контроля в том виде, в каком его рассматривал Д.Роттер, не принято трактовать как социальную установку, но, по мнению Б.С.Алишева, такое понимание данного феномена является наиболее продуктивным. Обоснование этого феномена дается в статье Б.С.Алишева [00].

При этом по результатам многих исследований отмечаются положительные корреляции между ответственностью и интернальностью. Эти результаты дают право говорить о том, что интернальность является существенной составляющей ответственности как качества личности. Таким образом, локус контроля отражает такой аспект ответственности, как ее внутреннюю локализацию и характеризует в какой-то степени и развитие уровня ответственности. При этом «предполагается, что интернальный локус (принятие ответственности на себя) отражает более высокий уровень ее развития, а экстернальный (переложение ответственности на других людей или на обстоятельства) — менее высокий» [0].

В историческом развитии ответственности существует несколько векторов: от коллективной (коллективная ответственность как показатель включенности является свидетельством совпадения интересов и стремлений членов коллектива в принятии ответственности за результаты общего труда) к индивидуальной, от внешней к внутренней (внутренняя ответственность подразумевает активную жизненную позицию личности и усиление удельного веса самоуправления в обществе), осознанной, личностной ответственности.

Во временном измерении феномена ответственности выделяют его перспективный аспект (ответственность за то, что необходимо, должно совершить или ответственность за будущее, обязанность), и аспект ретроспективный (ответственность за совершенное действие или ответственность за прошлое, вина). В переходе ответственности от ретроспективного плана к перспективному и проявляется прогрессивная тенденция ее эволюции. При этом имеется в виду не просто умение личности предвидеть результаты будущих действий, Но и ее стремление активно участвовать в преобразовании окружающего мира.

Появление ответственности за будущее — результат способности субъекта осознавать личную ответственность за осуществление своих обязанностей и предвидеть последствия собственной деятельности.

Исходя из вышесказанного, мы можем выделить следующие признаки высокого уровня развития ответственности как качества личности: осознание личной ответственности, внутренняя активация ответственности собственными ценностями, моральными нормами; активность ответственности по отношению к ее объекту; изменение субъекта во времени под влиянием принятой ответственности.

Центральная тенденция эволюции ответственности в том, что должен возникнуть внутренний механизм контроля, а личность в своем развитии проделать путь от простого исполнителя к активному субъекту. Следствием этого является перенос ответственности с внешней инстанции на внутреннюю [0]. Выводы:

1. Сущность ответственности связана с осознанием человеком причинно-следственных соотношений между действиями отдельных субъектов и теми изменениями в жизненной среде, которые они порождают, и которые оказываются значимыми не только для него самого, но и для других членов сообщества. Социальная (внешняя) и психологическая (внутренняя) стороны ответственности связаны между собой и даже больше, существуют только в единстве. При этом ответственность рассматривается как своеобразный механизм социальной регуляции (социального контроля) поведения личности. Данный механизм на социальном уровне (общества) реализуются с помощью социальных норм (правил) и санкций, на психологическом уровне с помощью социальных чувств (стыд, вина, долг, совесть и т.д.).

2. Существует два уровня развития ответственности. Ответственность как исполнение долга и готовность брать на себя «авторство» означает, что у человека развита ответственность за себя и ситуацию, в которую он включен благодаря действию внешних факторов — это первый уровень развития ответственности. Ответственность как стремление взять на себя решение сложной задачи, инициативность — это второй уровень развития ответственности в виде способности у человека привлекать в «поле» своей ответственности других людей и ситуации, в которые он ранее включен, не был.

Центральная тенденция эволюции ответственности заключается в возникновении внутреннего механизма контроля, а в своем развитии личность проделывает путь от просто исполнителя к активной позиции в жизни (перенос ответственности с внешней на внутреннюю).

Литература:

Алишев Б.С. К проблеме социальных установок эволюционно-культурного уровня // Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сборник научных трудов./ Под ред. Б.С.Алишева. Казань: Отечество, 2009. С.5-28.

Алишев Б.С. Фундаментальные социальные установки и их соотношение // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2007. Т.149., кн.1. С.46-60.

Быков С.В. Проблемы психологии ответственности личности: Монография / Под ред. д-ра психол. наук, проф. Г.В. Акопова. Тольятти: ВУиТ, 2004. 213с.

Быков С.В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности: дис. … д-ра психол. наук / С.В.Быков. Казань, 2006. — 340с.

Кашапова Г.И., Алишев Б.С. Влияние интернальных и экстернальных установок студентов на мотивацию их учебной деятельности // Ценностные ориентации и социальные установки студентов. Сборник научных трудов / Под ред. Б.С.Алишева. Казань: «Отечество», 2008. С.55-69.

Кашапова Г.И., Алишев Б.С. Влияние социальных установок студентов на показатели их учебной активности // Ценностные ориентации и социальные установки студентов. Сборник научных трудов / Под ред. Б.С.Алишева. Казань: ИПП ПО РАО, изд-во «Отечество», 2008. С.55-69.

Кашапова Г.И., Алишев Б.С. Особенности локуса контроля у студентов с коллективистическими и индивидуалистическими установками // Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сборник научных трудов / Под ред. Б.С.Алишева. Казань: Отечество, 2009. С.38-47. Марк Аврелий Антонин. Размышления /Подг. А. И. Доватур, А. К. Гаври-лов, Яан Унт. СПб.: Наука, 1993. 246 с.

Муздыбаев К. Психология ответственности. Ленинград: «Наука», Ленинградское отделение, 1983. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие, изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2000. С.280.

Сатонина Н.Н. Социально-психологические аспекты различных видов ответственности в профессиональном поведении // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2005. Серия Психология, №1. С.47-54. Словарь современного русского литературного языка. М., 1959. т.8. 1840 стб.

Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М. 1997. Философский словарь. М.: Политиздат, 1980. C.267.

Шакуров Р.Х. Рождение личности: новая парадигма: монография/ Р.Х.Шакуров. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. 528с.

cyberleninka.ru

Ответственность — Психология человека

Тема ответственности настолько серьезна, что мне давно бы следовало написать статью про нее, и тот факт, что я до сего момента этого еще не сделал, объясняется только тем, что я тщательно продумывал структуру данной статьи, дабы представить ответственность с несколько иной стороны, чем та, представление о которой имеют большинство людей. Косвенно тему ответственности я поднимал во многих своих статьях, без этого качества человек в принципе ничего существенного в жизни не добьется, хотя желающих сделать свою жизнь лучше достаточно много. Однако как только заходит речь об ответственности, на пути к более достойной жизни, многие сразу прячутся в кусты, ибо сами не понимают, чего они боятся и чего избегают. Я бы это охарактеризовал не столько страхом, как обычно это выглядит, сколько ленью, ибо страх перед ответственностью иллюзорен, в то время как лень сразу себя обнаруживает, останавливая человека перед теми действиями, которые он должен сделать.

В этой статье я предлагаю каждому из вас взглянуть на ответственность с иной стороны, с той стороны, с какой ее вижу я и многие из тех людей, статус которых в нашем обществе очень высок, что не является случайностью, а является закономерностью. Эта закономерность, не сводится только к знаниям, коими так любят некоторые довольствоваться, так и не приступая при этом к практическим действиям, вот поэтому я повторю столь привычную для последнего времени фразу, или даже призыв – вдумывайтесь во все что я вам пишу, вы ничего не вынесете из знаний, если они останутся для вас чужими и не станут вашими собственными. Если вы не поставите перед собой целью основательно вдуматься во все что я напишу, вникнуть и вжиться в мои слова, вы не сможете изменить своего мышления и ничего не вынесете из этой и других подобных статей. Вы лишь заполните очередную ячейку в своем мозгу несколько новой и интересной с вашей точки зрения информацией. И так, стандартное определение такому понятию как ответственность, вы очевидно все знаете, словарь и Википедия вам в помощь, прочтите эти определения, они достаточно интересны и в принципе безусловно верны, только вот не являются полными.

Если бы люди знали об ответственности все, учитывая какую пользу она дает человеку в жизни, они бы ее не боялись, и возможно даже не ленились бы брать на себя больше ответственности, ибо ответственность – это власть и сила. Посмотрите на людей у которых есть власть, что вы видите, в чем эта самая власть заключается, разве только в деньгах, на которые они покупают других людей, или в тех материальных ценностях, которыми они располагают и которые вызывают зависть у большинства из вас? Ответственность, вот чего у них на самом деле много, благодаря ей они и имеют власть над большинством, человек стремящийся к власти, берет на себя больше ответственности, а люди которые перекладывают ее на других, соответственно отдают власть над собой в чужие руки. Мне часто приходят на почту письма с просьбой помочь прийти к власти, заиметь много денег и прочее, одним словом все что обуславливает успешного человека по нашим общим понятиям, хочется всем, но далеко не все понимают в чем заключается власть, как делаются деньги и прочее, все ждут инструкций, подобных тем, которые пишут к телевизорам или стиральным машинам, следуя которым можно добиться их работы.

Примерно из пятнадцати-двадцати писем, которые в среднем я сейчас получаю, от трех до семи включают в себя такие просьбы, и передо мной всегда встает задача, как издалека начать человека настраивать на ту волну, которая способствует достижению таких целей. Дело в том, что подавляющее большинство людей не имеют ни ответственности, ни истинного желания что-то делать, чтобы преобразить свою жизнь, и очень сложно объяснить человеку, который избегает ответственности, как ему прийти к власти. Власть начинается не с внешних факторов, она начинается в голове, достаточно представить себя в роли президента и сразу все станет понятно, вы просто растеряетесь и не будете знать что вам делать, ибо понятия не имеете о том, как решать те проблемы, которые стоят перед человеком, имеющим власть над целой страной. Вот почему президент по определению не должен и не может выбираться народом, нельзя просто так поставить у руля страны хорошего с общественной точки зрения парня, который только думает что знает о том, как руководить страной, даже не догадываясь о множестве подводных камней, имеющих место быть у штурвала.

Это же объясняет и разногласия между властью и народом, ибо с одной стороны речь идет о людях у которых очень большая ответственность, а с другой о тех, кто ее избегает, такие люди в принципе понять друг друга не способны. Настоящий лидер, тем более лидер целой страны, всегда определяет правильность своих действий исходя из интересов большинства и тенденции в целом, такой человек не может и не должен вникать в проблемы каждого в отдельности и даже не должен вникать в проблемы определенных групп. Я бы сравнил это с весами, на которых постоянно приходится взвешивать разные порции зла и делать выбор в пользу меньшего. Вот это ответственность, именно она позволяет пожертвовать сотнями ради тысяч, тысячами ради миллионов, миллионами, ради десятков и сотен миллионов и так далее. Многие этого не понимают, просто потому что не хотят понять ибо являются собственно тем самым разменным товаром в глобальной игре, но это ведь их собственная вина, они отдали власть над собой в чужие руки, и не им в таком случае решать теперь, как для них самих и как вообще будет лучше.

Максимум что остается делать таким людям, это возмущаться и выражать свой протест, что мы и наблюдаем время от времени как в нашей собственной стране, так и в остальных странах, ибо суть устройства любого общества везде одинакова, только детали могут отличаться несущественно. Вот поэтому всем кто хочет власти, я могу дать следующий ответ – берите на себя ответственность за других людей, не говоря о самих себе, люди с радостью на вас ее переложат, отдав власть над собой в ваши руки, а значит и сделав вас сильнее, ибо в вас будет необходимость как в человеке, который отвечает. Власть ведь это не что иное, как власть над другими людьми, а они эти самые люди, никогда не станут делать то что вы им скажете просто так, если вы не возьмете на себя ответственность за результат, а следовательно и власть в свои руки. Приведу вам простой пример того, как люди не хотят брать на себя ответственность за других, ставя крест на собственном росте. Как я уже писал, в этой жизни мне довелось поработать энное время по найму, весьма продуктивное для меня время, с точки зрения получения важных жизненных уроков. Представьте себе магазин, в котором продают, скажем мебель, и работают наемные сотрудники, такие как продавец, кассир, охранник, грузчик, водитель, менеджер, уборщица.

Всем этим делом заправляет владелец данного магазина, который несет ответственность за всю его работу и за каждого отдельного сотрудника и следовательно имеет над всеми ними власть, кормя их со своей доброй руки. Теперь представьте покупателя, заказавшего к примеру себе диван, оплатив заказ и отправившись домой, в ожидании доставки своего нового дивана, который ему пообещали доставить через два часа. Все работники магазина сделали свою работу, ту самую, за которую им платят деньги. Продавец проконсультировала покупателя и выписала ему товар, кассир взяла с него деньги и выдала чек, грузчик погрузил диван в машину для доставки, водитель оправился в путь, уборщица помыла полы, охранник отстоял свою смену не допустив дебоширства, а менеджер все это вроде как проконтролировал. Все эти люди дорогие друзья, сделали свою работу, каждый в отдельности все сделал правильно, ответственно и с совестью выполнив то, за что ему платят. Но в целом все эти люди работают на одно – удовлетворение потребности клиентов, покупателей, чьи деньги и служат для них заработной платой.

Теперь представьте себе, что водитель повез диван заказчику, попал в большую пробку или в ДТП, у него сел сотовый или он как вне зоны действия сети, как часто мы иногда слышим в трубке наших мобильных устройств. Заказчик, не дождавшись товара ни через два, ни через три часа, разумеется, начинает нервничать и звонить в магазин, попадая скажем на кассиршу, ибо телефон стоит рядом с ней. Конечно люди бывают разные, в одном случае человек может начать просто интересоваться о том, где находиться его заказ, а в другом, может и сразу начать разговаривать на повышенных тонах. Как на все вопросы и расспросы и тем более крики, будет реагировать типичный наемный сотрудник, не несущий ответственность ни за чью работу, кроме своей? Я вам скажу как, все они будут твердить о том, что понятия не имеют где заказ человека, будут говорить о том, что их работа стоять на кассе, охранять магазин, грузить товар, мыть полы и даже менеджировать чертовым магазином, который не может доставить товар вовремя. В общем и целом все это будет выглядеть именно так, никто не захочет нести ответственность за других, и разве что только менеджер догадается позвонить водителю и выяснить где тот застрял, но обнаружив, что телефон его не отвечает, лишь разведет руками.

До проблем клиента и дела никому не будет, кроме разве что владельца магазина, который в принципе может разрулить ситуацию, в том числе согласившись возместить все моральные и финансовые убытки, за счет все тех же своих сотрудников. Этот простой и примитивный пример я привел не случайно, в общем-то если вы включите свое воображение, то поймете что в жизни подобных примеров достаточно много, они повсюду, люди не хотят брать ответственность за других людей, пасуют перед возможностью нести ущерб за действия других, в то время как власти хотят все. Подумайте над тем, как часто в вашей жизни вы отталкиваете от себя власть, боясь элементарно отвечать, и тем самым преграждаете себе путь высотам, когда неся ответственность, вы несете ее лишь с моральной точки зрения, а физически за все отвечают все равно те люди, которые вам отдали власть над собой. Фактически, будучи у власти, вы решаете проблемы людей, их же собственными руками, и тем больше у вас силы, чем сильнее и преданнее вам люди, которыми вы управляете. Бизнес – это хорошая возможность начать отвечать за действия других людей, это начало пути к власти, ведь вы контролируете процесс, в котором одни, удовлетворяют потребность других, сами делая всю работу, но уповая на вас, как на ответственное лицо, которое потом поощрит их крохами за их работу.

Вы видите какая цена у безответственности, и разве она так сложна, и так страшна, если понимаешь что по сути ты просто направляешь действия других людей, причем не всегда успешно это можно делать? Вы можете ошибиться, а виноват будет исполнитель, он же и другие понесут ущерб, а вы лишь определите новую стратегию, которой опять-таки все будут следовать. Возвращаясь к примеру с магазином, можно привести пример с перспективными для жизни действиями кассирши, которая возьмет всю ответственность на себя, возьмет на себя вину за задержку доставки товара, извинится и успокоит клиента на ранней стадии, пообещав все исправить. Затем она начнет звонить водителю, и не дозвонившись скажет клиенту что тот в пробке и скоро будет, что все в порядке и заказ будет доставлен. Возможно это не коим образом не отразиться на ее зарплате, мало того, ее даже могут наказать за инициативность и за то, что она делает не свою работу, и возможно даже хозяин магазина уволит ее как плохого работника, но хорошего руководителя. Понимаете в чем тут прелесть ответственности, такой человек ближе к президентскому креслу, чем любой другой лизоблюд, который даже нализавшись большого количества морщинистых задов, может спасовать в самый последний момент, когда перед ним встанет ответственность, принять на себя которую он не готов.

А вот лизать задницу, будучи человеком ответственным и видя цель сего действа, прийти к власти не составит труда, и если вы интересуетесь политикой, то вероятно уже провели некоторые сравнения моих слов с действительностью. Нет страха в том, что наделяет тебя властью и силой, надо лишь видеть перспективы от того креста, который вы беретесь нести, тогда и ноша не будет такой тяжелой. Конечно дополнительная ответственность может напрягать, но это когда ее мало, вы берете ответственность за себя, когда скажем решаете не работать на дядю, а работать на себя, самому искать потребителя ваших услуг и договариваться об их предоставлении. Для многих это очень страшно, потому что прежняя комфортная зона не требовала никакого умственного напряжения, надо было лишь выполнять чужие распоряжения, и затем получать за это пусть незначительное, но приятное вознаграждение. А как люди боятся детей, бросая их или своих супругов из-за появившейся ответственности, не понимая при этом того, что такая ответственность сделает их более дисциплинированными, целеустремленными, умными, сильными.

Ведь отступать будет некуда, если сжечь все мосты, и все же если есть пути к отступлению и есть непонимание ответственности, как очень полезного энергетического толчка, люди отступают и отдают всю свою власть, принимая жизнь такой, какая она есть, какую ее определят для них другие люди. Но если для маленькой ответственности нужна вера в себя, а еще в большей степени желание действовать, то вот для большой ответственности, достаточно убедить других людей в вашей возможности решить их проблемы, даже если вы не в состоянии это сделать. Разве может кандидат в президенты, сделать жизнь людей лучше, если те, отлынивают от работы, а в свободное время занимаются только тем, что агонизируют, развлекаясь и получая удовольствие? В том представлении, в каком эти люди понимают такую возможность, разумеется нет, но они голосуют за тех, кто им это обещает, в общей форме, красиво, эмоционально, видя решение проблемы в ком и чем угодно, но не в самих людях. И вот придя к власти, такой человек просто начинает пинками сгонять всех лентяев с печи и заставляет их жить более продуктивной жизнью. Больше работать, если они хотят денег, больше учиться, если они хотят денег, но не хотят работать. Несет ли такой человек ответственность, которую он на себя взял?

Он ее несет только условно, в целом же, люди сами все делают, просто движимые идеей о том, что человек который их направляет, знает что делает, но это не всегда так, ибо человеку свойственно ошибаться, но за ошибки человека у власти, ущерб несут другие, те, кто ему эту власть передал. Станьте более инициативным, начните отвечать за все и вся, займитесь организацией других людей, беря ответственность за результат и за действия других людей на себя. Если вы сможете удержать эту резвую лошадку в своих руках, если не спасуете, перед проблемами, которые вам придется решать в случае неудач, по большей части это будут психологические проблемы с вдохновением коллектива, коим вы управляете, значит у вас есть хороший потенциал на пути к власти. Ведь все что вам нужно для обладания властью – это заинтересовать собой как можно больше людей, привлечь к себе их внимание, заразить их какой-нибудь идеей, и увязать на себе результат от поставленной перед ними цели и собственно сам труд людей, как средство его достижения. Вам не надо вступать ни в какие партии, как это советуют сделать люди, отводящие ваше внимание от истинного пути к власти, вы сами создадите партию, объединение, да что угодно, если только люди пойдут за вами, возложив на вас ответственность не только за результат.

Но и за всю свою жизнь. Поэтому ответственность друзья, это не только власть и не только сила – это еще и смысл жизни для тех, кто сам не понимает для чего он пришел в этот мир и что ему делать. Фактически беря на себя как можно больше ответственности, вы управляете всей жизнью некоторых людей, которые видят смысл в том, чтобы следовать вашим указаниям, ибо верят в ваше четкое видение смысла в этом, даже если его нет. Вот что в действительности представляет из себя такое понятие как ответственность, это крайне интересный и полезный продукт. Употребление этого продукта стимулирует творческие способности человека, не давая ему сдуться как воздушному шарику, в ряду растраты всех своих интеллектуальных потенциалов, коими мы все с рождения обладаем. Нас так косвенно учат бояться ответственности и избегать ее, делая это настолько умело, что многие все понимают именно так, как надо тем, кто стремиться взять на себя как можно больше, этой самой ответственности, живя при этом полной жизнью и имея большую власть.

Вдумывайтесь в эту статью дорогие друзья, если не хотите быть пассивностью в этой жизни, и если ваши мечты о власти не просто мелькающие мысли, стоящие у вас в одном ряду с другими, многочисленными желаниями, не имеющими фундамента для их осуществления. Пока вы не поймете что такое ответственность, так же четко и ясно, как понимаете важность и необходимость для себя пищи, воздуха, крыши над головой, и других вещей, без которых вы эту самую жизнь представить себе не можете, власть вы будете воспринимать лишь как возможное отсроченное наказание, как кормящую руку, как кого-то, кто лучше вас знает что и как вам надо делать, или как своего личного врага, коим она никогда не являлась и не является. Власть над вами – это власть, которую вы сами отдаете, перекладывая на других ответственность за всю свою жизнь на других людей, пока вы не будете заняты исключительно собой, вы будете под властью. Сколько ответственности вы сможете унести, столько власти вы и получите, и это закон нашей жизни, закон этого мира, который вам я считаю следует знать, а вот понять его в силах только вы, имея на то очень сильное желание.

psichel.ru

Психологические особенности ответственности человека Текст научной статьи по специальности «Психология»

УДК 130.2

Канд. филос. наук В.А. ПШЕНАЙ-СЕВЕРИН

(СПбГАУ, [email protected])

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Ответственность, неофрейдизм, аналитическая психология, гуманистическая психология

Общество всегда будет заинтересовано в том, чтобы его граждане были в большинстве своем ответственными. Начиная с семьи и ближайшего социального окружения. Особо значимой тема ответственности человека становится в обществе, где процесс реформирования в различных сферах затягивается, а результаты осуществляемых реформ далеки от ожидаемых и вызывают неоднозначную реакцию у различных слоев общества. В современном российском обществе обеспокоенность по поводу уровня и качества гражданской и личной ответственности россиян четко проступает в различных публичных выступлениях и заявлениях многих деятелей культуры, представителей политической элиты, включая первых лиц государства. Ответственность в различных ее формах и на различных уровнях становится уже не отвлеченной проблемой для интеллектуалов, а проблемой реальной жизни.

В сфере гуманитарных наук, за исключением юридических, ответственность не выделяется в особую тему исследования. В философском плане дело не заходит далее декларации ответственности человека как его сущностной черты; если ответственность и упоминается, то главным образом в рамках проблематики свободы. Формула человека как «человека ответственного» не получает распространения, а если и признается, то не разворачивается в специальное поле философского дискурса. Аналогичная ситуация существует и в академической психологии, где ответственность чаще всего просто постулируется как важнейшее психологическое качество развитой личности.

Между тем не в собственно философии, а на стыке философии и психологии, а именно в некоторых направлениях классической и современной психологии представляется возможным выделить некоторые основные теоретические подходы в интерпретации ответственности человека, в том числе в изучении психологических аспектов и механизмов ответственного поведения. Обращение к философско-психологической традиции позволяет не просто обозначить эти подходы, а в известной мере способствовать избавлению от упрощенного, а зачастую и декларативно-пафосного представлений об ответственности человека.

В самом общем виде в психологии личности можно констатировать два противоположных варианта философско-психологической интерпретации ответственности как свойства личности. Один, несмотря на существенные различия в исходных теоретических предпосылках, присутствует в классическом фрейдизме и бихевиоризме, согласно которым то, что делает человека ответственным, по существу есть результат интериоризации внешних социальных норм. Внешние табу (выражаясь языком Фрейда) в процессе социализации индивида просто становятся внутренними, перемещаются вовнутрь личности, в Свех-Я. Таков и механизм формирования совести как важнейшего индикатора ответственности личности. Аналогично в бихевиоризме и необихевиоризме совесть предстает как одно из значимых интериоризованных звеньев «внутренних переменных», но все же жестко зависимых от могущественных внешних условий-стимулов. В результате личная ответственность как таковая не представляет какого-то существенного значения для приверженцев данных направлений.

Другой подход, в неофрейдизме и гуманистической психологии, связывает ответственность человека с несводимыми к внешним условиям собственно психологическими факторами. У Э. Фромма тема ответственности человека приобретает фундаментальный философско-психологический статус, поскольку она связана с «дихотомией человеческого существования» и за ней скрываются глубинные внутренние истоки в бессознательном. Ответственность выражает внутреннюю потребность человека в объекте для служения и бессознательное стремление к гармонии с миром. Особо Фромм подчеркивает, что в современном обществе эта потребность (называемая им религиозной в самом широком смысле слова) может гаситься в установке «иметь, а не быть», в «безразличии к себе и другим», либо неконструктивно удовлетворяться в авторитарных (негуманистических) системах ориентации [1]. Основатель аналитической психологии К.Г. Юнг более резко противопоставляет ответственность человека в социальном плане и в личном, в том числе в религиозном контексте («индивидуальная ответственность перед Богом»). По существу у

Юнга присутствует разведение социальной ответственности как результата «принуждения извне, перед которым пасует всякий, кто жив лишь внешним миром» [2], и собственно личной ответственности. Это разведение наиболее четко просматривается при психологическом анализе совести. С психологической точки зрения у акта совести есть две стороны. Первая сторона (моральная) есть результат суггестивного воздействия моральных предписаний, «напоминание, идущее от нравов», результат «вдалбливания путем обучения». Другая (этическая) возникает при столкновении моральных предписаний и в конечном итоге представляет собой решение, привнесенное архетипом, соответствуя самым глубинным основаниям личности [3].

Представители гуманистической психологии второй половины ХХ столетия, несмотря на декларируемую ими оппозицию по отношению к глубинной психологии, так же особое внимание обращают на значение глубинных потребностей человека. Более того эти потребности (самосовершенствовании, самоактуализации, в обретении смысла жизни, внутренней гармонии) и становятся главным критерием при анализе такого качества личности, как ответственность. В плане психологической интерпретации ответственности как особого качества личности особый интерес представляет анализ самоактуализирующихся личностей у А. Маслоу. Американский психолог прямо подчеркивает, что люди, достигшие стадии самоактуализации (высшего уровня психологического развития), характеризуются высоким уровнем автономии, где ответственность стоит в одном ряду с такими качествами, как самодостаточность, самодисциплина, способностью принимать самостоятельные решения и действовать самостоятельно. Для таких личностей не существует дихотомии социальной и личной ответственности, для них «долг, обязанность превращаются в удовольствие». Особо подчеркивает Маслоу, что у такого типа людей глубокое чувство причастности, симпатии и приязни к человечеству в целом, чувство единения с человечеством. Такие люди и наиболее далеки от фундаменталистских или националистических настроений [4]. Эта направленность мысли получила дальнейшее развитие в так называемой трансперсональной психологии («трансгуманистической», по выражению Маслоу). Для представителей этого направления человек, прошедший через трансперсональный опыт, характеризуется «высшим психическим здоровьем», он «подходит к повседневной реальности с предельной серьезностью, с полной личной и социальной ответственностью и в то же время осознает относительную ценность такой перспективы» [5].

Эти выводы вполне можно соотнести с данными исследований в современной социальной психологии, например, в контексте исследований конформистского и нонконформистского поведения. В частности, для социальной психологии характерно выделение двух типов личности: с экстернальным и интернальным локусами контроля. Первый тип нельзя характеризовать как исключительно безответственный, скорее для него характерен адаптивно-конформистский тип ответственного поведения. В основе личности такого типа лежит внутренняя идентификация с определенной социальной группой, благодаря чему достигается некий минимум внутренней комфортности, ощущения важности и ценности своего я. Но существеннее другое, а именно то, что в данном случае личная ответственность сводится к минимуму. Именно на такой тип личности ориентируются по существу политики авторитарного и националистического склада в своей идеологии, поведении и речах. Не следует сбрасывать со счетов и возможную социально-биологическую основу такого поведения — стадный инстинкт, страх подвергнуться изоляции. Выводы социальной психологии и социобиологии могут уточняться и корректироваться со стороны этнической психологии. В частности, относительно вопроса о конформизме и нонконформизме, поскольку для коллективистских культур конформизм не является сугубо негативной оценкой.

Все выделенные подходы можно объединить в рамках идеи амбивалентности психологической (личностной) ответственности человека. Эта идея по существу содержится в рассуждениях Фромма и особенно Юнга. Развивая дальше эту логику рассуждений, можно сказать, что ответственность с психологической точки зрения может быть разного качества. Иными словами, ответственность ответственности (и, соответственно, совесть совести) рознь. Все зависит от того, какая инстанция требует ответа в виде определенных обязательств и действий от личности и какие психологические механизмы задействованы в этих случаях. Ситуация с психологической точки зрения становится неоднозначной и напряженной, когда человек может ощущать присутствие давления разных инстанций, ощущая внутри себя разные голоса совести. К этой ситуации и можно применить термин «амбивалентный» как обозначающий столкновение в психике человека противоположных чувств, мотивов. Один «внутренний голос» в итоге может оказаться требованием

социальной группы и человек может на подсознательном уровне выбрать адаптивно-конформистский вариант поведения. Другой «внутренний голос» может исходить от более глубинных уровней личности и требует зрелых личностных качеств, отнюдь не конформистской стратегии поведения. Именно в отстаивании существования этих реальностей основной пафос гуманистического направления в классической и современной психологии. Но все дело в том, что все эти уровни присутствуют внутри человека. В случае социальной по своей природе ответственности могут превалировать механизмы адаптивно-конформисткого поведения, а собственно личностная ответственность требует достаточно высокого уровня личностного развития (автономия, самоконтроль, креативность). Главная проблема (и, наверное, беда человеческой природы) связана с тем, что требования среды психологически оказываются гораздо сильнее, они более быстро и отчетливо трансформируются во внутренние чувство долга и веления совести. Голос других инстанций есть слабый голос внутри нас, он, по выражению Маслоу, скорее шепчет, чем кричит и «этот шепот легко заглушить» [6]. За силой требований внешних инстанций скрываются и угроза наказания, и боязнь отторжения от социума. Сила и значимость этих требований подкрепляются и собственно психологическими факторами, которые особо выделяются в психологии личности (потребность в признании со стороны других, требования со стороны «я для других»). Эти факторы могут оцениваться нейтрально (например, в известной «пирамиде потребностей» Маслоу), но и довольно негативно в плане угрозы для личностного роста (как «фундаментальный недуг» и основа неконгруэнтности у К. Роджерса). Можно добавить к этому важность достаточного личностного опыта различения различных «голосов совести». Отсутствие такого опыта может сказываться негативно на развитии личности, а в кризисных ситуациях — оказывать разрушающее воздействие.

Выявление и изучение психологических аспектов ответственности показывает глубину и неоднозначность этой стороны человеческого существования. Прежде всего, знание этих аспектов не позволяет редуцировать всю проблематику ответственности преимущественно к социальной ответственности по модели правового характера. Ответственное (или безответственное) поведение имеет и свои собственно психологические истоки, причем различного уровня и характера.

Может быть, в рассуждениях некоторых классиков современной психологии личности заметна довольно негативная оценка значения социальной ответственности для развития личности. Однако такая установка выглядит вполне оправданной, поскольку ее можно рассматривать как предостережение о легкости и опасности превращения людей не просто в послушных исполнителей социальных ролей, а в объекты манипулирования, исполнителей чужой воли, Трагедии ХХ столетия показали, что в массовых масштабах зачастую реализуется преимущественно социальная ответственность в ее адаптивно-конформистском варианте. В идеологиях тоталитарных режимов в качестве объекта высшего служения и, соответственно, подчинения, выдвигался некий мифологизированный идеал (расовый, национальный или интернациональный). Идеология тоталитарных режимов по существу стремилась формировать один тип ответственного поведения, ответственность по линии беспрекословного подчинения индивида коллективу, нации, этносу, а на самом деле — интересам и воле узкого круга лиц. Для этих режимов на языке социальной психологии выгодно доминирование в обществе именно конформистского типа личности с внешним локусом контроля. В заключение можно добавить, что знание проблематики ответственности может вносить свой вклад и в анализ психологии современного терроризма.

В современной России мы давно являемся свидетелями или участниками того идейного противостояния, которое было задано еще в 19 столетии славянофилами и западниками. Причем в последнее время явно получает распространение тезис, (часто как само собой разумеющийся) не просто об особой самобытности России, а о ее особом цивилизационном типе. Особое место в этом ряду занимает тема национального характера, в частности, коллективистских начал русского народа. Вызывают недоумение лишь крайние варианты такого образа мысли, упрощающие реальность. Чрезмерный акцент на коллективизме (как абсолютном благе) в противовес западному индивидуализму (как абсолютному злу) является скорее следствием вторжения идеологии в теоретические дискуссии. Такой подход не придает существенного значения положительным сторонам процессов взаимодействия, взаимопроникновения культур. А с точки зрения психологии это означает провозглашение примата этнической психологии над общей, включая психологию личности. С другой стороны, игнорируется современный психологический уровень анализа ответственности личности, что ведет на деле к утверждению и оправданию только одного варианта ответственности, основывающегося на психологических механизмах адаптивного конформизма и

внешнего локуса контроля. Примечательно, что не все поборники темы национального русского характера стремятся свести его к одному полюсу коллективизма. Оказывается, в отечественной литературной, публицистической и философской традициях можно найти достаточно примеров отстаивания наличия в русском характере своего индивидуализма, тяги к личной свободе и независимости [7]. Такой подход больше соответствует философскому и психологическому уровню рассмотрения ответственности человека, которые стараются удержать в фокусе своего внимания ее сложность и многоуровневость, личностный и социальный аспекты.

Л и т е р а т у р а

1. Фромм Э. Психоанализ и религия //Сумерки богов. — М.: Прогресс, 1989. — С. 179, 162.

2. Юнг К. Настоящее и будущее //Аналитическая психология: прошлое и настоящее. — М.: Мартис, 1997.- С. 121 — 122.

3. Юнг К. Совесть с психологической точки зрения //Аналитическая психология: прошлое и настоящее. -С. 98.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — С. 195, 200, 219.

5. Гроф С. За пределами мозга. — М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993. — С. 431.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. — М., 1993. — С. 181.

7. Я — русский! Хрестоматия русского национального характера / Авт.-сост. В.Н.Аристархов. — М.: Вече, 2010. — С. 304.

cyberleninka.ru

Ответственность и безответственность за свою жизнь — Психология PRO

Порой приходится действовать вынужденно, не по своей воле, а потому что так «надо», потому что ты – бедная несчастная жертва обстоятельств, у которой нет выбора, а потому нет и ответственности ни за себя, ни за свою жизнь. В такие моменты живешь по принуждению, под ударами плети, которые наносит повозчик судьбы.

Такой выбор делаешь сам, чтобы обвинить во всем правительство, начальство, родителей, друзей, случайного встречного – кого угодно, лишь бы закрыть глаза на собственный вклад в свою жизнь. Так прячешься от «горькой» правды о себе, как о слабой инфантильной личности, избегаешь трудностей, не решаешь проблемы, а строишь из себя жертву обстоятельств, которую надо по справедливости пожалеть и вознаградить за понесенный ущерб.

Позиция жертвы – это состояние, когда уверяешь себя, будто выбора нет, но есть обязательства, которые связывают по рукам и ногам. Став жертвой, действуешь не по выбору, а когда должен и обязан – то есть от безвыходности.

Жертва не выбирает действовать. Ей «надо» действовать, потому что жизнь прижала и обстоятельства вынуждают.

Все от такого человека чего-то хотят, ждут чего-то, все ему уже давно надоели, в то время как он сам ничего решать не хочет, а хочет только отдыхать и развлекаться. И любые препятствия к желанному, рассматривает как одну большую вынужденность выползать из зоны комфорта.

И так живет большинство. Люди себя выталкивают по утрам на офисные плантации, потому что у них «нет выбора», а есть только принудиловка. Всю жизнь тянут лямку, не понимая, что это и был их собственный выбор, продиктованный внутренними противоречиями.

Вся эта рабская вынужденность заканчивается ровно в тот самый миг, когда осознаешь, что сам выбрал так жить. А если за выбор ответственности не принял, и ждешь, пока жизнь сама наладится, реальные возможности роста остаются незамеченными.

И позиция жертвы, и ответственность – всего лишь умственный финт – способ мышления. Позицию жертвы выбирают ради вторичной выгоды – свалить вину за события своей жизни на внешнюю инстанцию. Дескать, пусть «там» виновные раскаются, и уже начнут нашу жизнь налаживать…

Обратите внимание, какой это детский подход – насупиться, или разрыдаться, чтобы кто-то там, во вне узрел творящуюся с нами несправедливость и принялся нас утешать.

Жертва не умеет действовать. Она ждет, что все обойдется, уляжется и обустроится как-нибудь само собой, без ее активного участия. Но ничего толкового самопроизвольно обычно не происходит. Перемены к лучшему требуют сознательных усилий. Чудеса, наследства и прочие дары судьбы в расчет не берем. В целом жизнь меняется, когда сам движешься в желаемую сторону.

Делать выбор бывает страшно – это реальные перемены, за которые несешь ответственность. Но только так можно повзрослеть и выбраться из состояния вечного пострадавшего, неспособного управлять своей жизнью.

Самостоятельность и ответственность – это и есть нелегкий путь душевного взросления.

Раздутое величие

К привычным, заезженным тропинкам, страшно привязываешься, потому что на них чувствуешь себя продвинутым «юзером» – царем ничтожных кубических сантиметров «комфорта».

Избегаешь ответственности за свою жизнь, когда не хочется осознавать, кто ты есть, и чего достоин. Избегаешь ответственности, и обвиняешь других, чтобы сохранить раздутую самооценку, которую правда разбила бы в щепки.

Да, в очередной раз все сводится к самооценке. Все очень любят ее завышать. Хлебом не корми, дай только повод почувствовать себя крутым и востребованным. А потом, когда проникся иллюзией своего величия, становится страшно ее терять. И в такие моменты капитулируешь, спасаешься от реальности бегством, снимаешь с себя ответственность за свои промахи и становишься жертвой обстоятельств.

Так плохой танцор отказывается признавать факты, начинает философствовать и рационализировать: туфли жмут, не выспался, пол скользкий, завистники помешали, не повезло. Любые оправдания – в счет. Лишь бы самому в них верить.

Так прячешься от правды, уверяешь себя, что на самом деле ты умный и важный, а во всех проблемах виноваты другие… Пытаешься сохранить свою завышенную самооценку нетронутой, потому что проще обижаться на жизнь, чем признать свой вклад в ситуацию.

Для самообмана подходит любое самооправдание, на которое хватает неосознанности повестись. Так создаешь внутренний раскол, чтобы сохранить иллюзию собственного величия, и остановиться в развитии.

Но подспудно правду знаешь, и до ужаса ее боишься…

Подспудно знаешь свой обман. А на поверхности сознания продолжаешь себе врать и будешь готов «придушить» любого, кто на этот самообман намекнет. Будешь свою ложь отстаивать с пеной у рта.

В зоне комфорта увязаешь, когда перемены ставят под угрозу необоснованно раздутое величие. Подавленная правда создает неврозы.

Исцеление требует признания правды. Только ты сам ответственен за себя и свою жизнь.

Вынужденность

Вынужденность, безвыходность и обязательства – одна большая иллюзия. Все это – свой реальный выбор, продиктованный сомнениями и внутренними противоречиями. Всегда сам выбираешь жить так, как живешь.

Если домашние заставляют прибраться, не предлагая других вариантов, все равно остается выбор. Можно сознательно отказаться от дел, и принять последствия. Можно сознательно согласиться заняться уборкой. В любом случае выбор совершаешь. А если ответственным быть не привык, даже в такой невинной ситуации станешь жертвой обстоятельств.

Так даже небольшая услуга может оказаться тяжким страданием потому, что воспринимается вынужденной ношей – проблемой, которую не постеснялись свалить на безвольного холопа. И теперь, не имея выбора, приходится, сопротивляясь жизни, делать свой рабский труд, тянуть чужую ношу. А после – тихо возмущаться чужой «наглости», мечтая поднять бунт против всего мира.

Достаточно одного трезвого взгляда на ситуацию, чтобы увидеть всю ее несуразность. Когда тебя просят что-то сделать, – это момент совершения выбора. И этот выбор есть всегда. Можно отказать, можно прикинуться дурачком, убежать, огрызнуться, можно исполнить просьбу. Достаточно признать, какой выбор ты сам хочешь сделать. Не вынужден, а хочешь! Честное взвешенное «хочу» в любой ситуации освобождает от надуманного принуждения. Теме выбора на progressman.ru посвящен целый ряд статей.

«Должен» и «хочу»

Да, в жизни есть ограничения. Ты – человек, а не божество. Не можешь создавать любые желанные условия по мановению ока. Можно дойти до абсурда и начать возмущаться вынужденности дышать воздухом, есть пищу и справлять нужду. Это данности жизни – их остается спокойно принимать.

А проблемы возникают там, где неизбежные данности путают с обычными житейскими трудностями. Так свое нежелание делать что-либо принимают за неисполнимую невозможность.

Трезвое «не могу» указывает на реальное ограничение. А бывает «не могу» невротическое, когда нежелание заниматься делом оправдываешь внешним якобы «ограничением». Дескать, и горы свернул бы, кабы во время разбудили… Та самая позиция жертвы обстоятельств.

Стать божеством не можешь – это правда. И переживать тут бессмысленно. А если переживаешь, что не можешь бросить курить, – это уже невроз, которым оправдываешь свое нежелание бросать курить.

Утверждение, будто не можешь бросить курить, подразумевает, что можешь и не бросать. Просто не хочешь признать своего реального желания курить.

Любое «хочу» может обернуться «надо», когда дело оказывается сложней, чем предполагал. Если сдаешься и уже не хочешь продолжать, именно это свое нежелание и надо бы принять как данность, а не терзать себя за свои слабости. Если дело оказалось сложней, лучше уж сразу признать свое «не хочу», нежели обманываться лживым «не могу».

Эмоциональные «надо», «не могу» и «вынужден» – это неврозы, в ситуациях, где отказываешься брать ответственность за свой выбор, апеллируя к своим якобы ограничениям.

Не можешь заняться спортом? Не надо делать из себя пострадавшего. Просто спокойно признай, что можешь забить на спорт.

Ответственность – это честное признание последствий собственных решений, осознание себя главной причиной происходящего с собой. Уклонение от ответственности за свою жизнь – это застревание в душевном детстве, бесконечные обиды и терзания.

Быть ответственным означает просто замечать, что ты всегда делаешь то, что хочешь и получаешь закономерные последствия своего выбора.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Для тех, кто уверил себя в том, что нет ни выбора, ни личности: «Выбор и спотнанность»

progressman.ru

Ответственность в практической психологии — Психологос

Уровень субъективного контроля

Уровень субъективного контроля (УСК) говорит о том, насколько человек ощущает себя способным контролировать значимые события своей жизни, быть их автором, причиной, а не следствием действий других или влиянием обстоятельств. УСК можно измерять опросником Роттера. Похоже, что УСК — практический синоним понятия «Личная ответственность».

Как правило, чем выше у человека личная ответственность, тем выше его самооценка​.

Личная ответственность в разных направлениях практической психологии

Разные направления практической психологии решают вопрос о личной ответственности по-разному.

Максимальную личную ответственность признает за человеком личностно-деятельный подход, предполагающий личную ответственность и за внешнее, и за внутреннее поведение. Такой подход, предполагающий высокую осознанность и развитие воли, личные усилия и личную ответственность, высокий уровень развития личности — подходит не всем. Более всего этот подход востребован в работе с деловыми людьми, бизнесменами — людьми развитыми и привыкшими к ответственности, и понятно, что это не самый частый контингент психологов. Для большей части клиентов (а за ними и психологов-психотерапевтов) более привлекателен подход с разделенной ответственностью, когда ответственность за происходящее в его жизни клиент делит между собой и кем-то или чем-то другим.

Например, по мнению М.Р. Гинзбурга, в эриксоновском гипнозе за запрос отвечает клиент, за процедуру — психотерапевт, а за результат — бессознательное…

Было бы желание, списать ответственность за свои проблемы можно всегда: например, на подавленные эмоции, на трудное детство, на закрытую душу, загрязненные чакры и родовые травмы. К этому очень склонны многие как клиенты, так и горе-терапевты, однако не всегда за этим стоит непрофессионализм. Как вынужденный ход в психотерапевтической работы, временное снятие части ответственности с клиента может быть оправданным.

Из записок коллеги, консультирующей женщин:

Часто думаю, услышит ли меня моя клиентка, если я ей скажу: «Милая, ты бесишься от того, что тебе просто нечем заняться в свободное время, а рукоделием ты никогда не увлекалась, никто не научил, а самой начинать искать себе хобби — лень. Или пойди в бассейн, погуляй в парке. Будь активной!» – Нет, эта моя клиентка такое от меня услышать не захочет, нет. Она услышит в этом наезд, обвинение и даже может обидеться. Вместо этого нужно тепло сказать: «Возьми карандаши. Рисуй! Вот видишь, ты изображаешь этот домик с закрытыми окнами, потому что твоя душа закрыта и не впускает в твой мир любовь, радость, красоту. Давай перерисуем домик. Откроем окна, раскрасим солнце в оранжевый, это цвет положительных эмоций. Рядом посадим деревце. А ребенка рисовать будем? Открывай свое сердце, твори! У тебя все получится!» И женщины сразу оживают. Расцветают и молодеют, как девчонки!

www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *