Как конспектировать правильно: Как конспектировать правильно

Конспект брошюры «Как правильно читать книги?» / Хабр

Предисловие

Я считаю, что мой конспект может быть полезен людям, которые хотели бы прочитать данную книгу, но им сложно это сделать по той или иной причине.

В конспекте наверняка найдутся проблемы, и внимательный читатель обратит на них внимание, поэтому прошу такого читателя сообщить мне о них в критическом комментарии, чтобы я научился писать лучше.

Задача самой книги, равно как и конспекта – в том, чтобы открыть рядовому читателю глаза на то, что читать книги нужно учиться, и что читать их надо правильно, а не «как получается».

Если вы считаете, что вещи в книге очевидны, то спешу сообщить, что по крайней мере часть тезисов очевидна не всем.

Мною «актуализирована» некоторая часть советов, всё-таки XXI век на дворе.

I. Общие советы

Общие советы по выбору книг:

Читайте немного книг, но выбирайте лучшие, не самые лёгкие, но и не самые сложные, а такие, для чтения которых нужно прикладывать усилие. Из них выбирайте самое нужное и необходимое.

Плохое чтение может навредить:

Если некритически читать книги, способствующие деградации ума, поведения или мышления. Если «читать запоем», доводя себя до неврозов, головной боли, переутомления. Можете стать любителем говорить «громкие слова» попусту, став так называемым «фразёром». Если ваши знания будут бессистемно надёрганы отовсюду, вы можете стать плодом ложной начитанности, зубрёжки и отсутствия логической выучки, так называемым «человеком с кашей в голове». У таких отсутствует сколь-нибудь стройное мировоззрение, и разговор с ними – мука.

В дополнение к этому следует напомнить дурные привычки при чтении:

Читая книгу, думать о другом. Пробегать книги. «Проглатывать книги». Бросать книгу, не дочитав до конца, — она ослабляет волю, делает вас слабохарактерным (ведь одно из качеств сильного человека – всё важное и нужное доводить до конца).

Или другие, которые проявляются в ослаблении внимания. Эти привычки образуют дурные навыки. Но необходимо бороться с этим, необходимо постепенно поддерживать в себе навык к полному, углублённому чтению хороших, нужных, глубоких книг.

Образованный от необразованного отличается не количеством сведений: важно не только наполнять память, но и главным образом – дисциплинировать и упражнять ум, приобретать навык к систематическому отчётливому мышлению.

Используйте воображение, пуская его «вовсю» где надо, даже если придётся перечитать отрывок несколько раз. Воображение – крайне полезный инструмент для чтения.

Чтение в коллективе – хороший инструмент для проработки материала, однако коллектив должен исключительно обсуждать материал на равных со всеми, когда каждый участник заранее проработал материал самостоятельно, только тогда коллективное обсуждение будет эффективным инструментом самообразования – будить интерес, рождать новые мысли и развивать идеи, а иначе – только навредит.

Необходимые условия для правильного чтения:

1) Наличие известных способностей.

2) Отсутствие дурных навыков в чтении.

Первое и главное условие – способность сосредоточивать и удерживать внимание на читаемом.

Нередко приходится слышать жалобы на ослабление памяти: «прочту две-три строки или маленький отрывок, перехожу к следующему – а первое уже забыл; не помню даже, о чем была речь». Здесь чаще всего две причины:

1) нервная болезнь – психастения, неврастения и т. д., и таких случаях надо, не мешкая, обратиться к врачу;

2) ослабление внимания.

Мы не запоминаем потому, что не можем, как следует, сосредоточить внимание на читаемом. Мысль постоянно отвлекается от него. Иногда можно заметить, что параллельно смутно сознаваемым мыслям книги идут свои мысли, с ней ничего общего не имеющие. Причины этому тоже по большей части две: или также болезнь, или дурной навык.

Борьба с дурным навыком и, отчасти, с болезненным ослаблением и недостатком внимания сводится главным образом к упражнению внимания, усиленной тренировке его.

Например, берут сперва отрывок в две-три строчки и стараются прочесть его с полным сосредоточением внимания так, чтобы мысль его стала для читающего совершенно отчетлива, прозрачно ясна. Для этого приходится иногда перечитать её несколько раз подряд. Когда это достигнуто с двумя-тремя строчками, начинают увеличивать с каждым днем число строчек.

Упражнение должно проделываться каждый день. Если ослабление внимания не так сильно, нужно, конечно, начать с более длинного отрывка.

II. Чтение

Придерживайтесь плана чтения, особенно в начале изучения науки: сперва краткий учебник, затем более глубокий, и так далее.

Некоторые книги служат вам источником вдохновения, надежд и бодрости, их стоит читать и перечитывать пассивным чтением. Задача – впитать мысли и настроения, пережить их, заразиться ими. Отмечайте в таких книгах впечатляющие места, чтобы снова и снова их перечитывать. Если не переводить возникшие идеи и мысли в действие, то рискуете остаться всего лишь мечтателем.

Произведением искусства сперва наслаждаются пассивным чтением, затем сознательно изучают с проработкой, это разные виды деятельности.

Проработав одну книгу, можно закрепить, а то и углубить полученные знания, проработав противоположную по направлению книгу, изучив с проработкой те места, где она конфликтует с прочитанной. Можно научиться читать такие книги параллельно.

Величайшая помеха при чтении — читать с наименьшим усилием, с наименьшим напряжением мысли и воображения. Даже если в остальном человек трудолюбив и готов зазубривать страницы – нельзя избегать анализировать, доказывать, проверять.

Как бороться с этой помехой? – Постоянно помните, что надо преодолевать лень, и каждый раз прилагать усилие. Нам нужна привычка, а она создаётся рядом повторных действий.

Для глубокого изучения сложной книги совершенно недостаточно прочитать её один раз.

Главные группы целей чтения:

«низшая группа» целей:

А) Убить время; Б) Отвлечься от неприятных мыслей В) Развлечься; Г) Чтобы заснуть; и т.п.

«высшая группа» целей:

А) Для осведомления, пополнения сведений о чём-нибудь; Б) Чтение для нравственного, «волевого» воздействия на душу – «воодушевляющее». Они вливают новые силы, поднимают настроение, мотивируют. В) Чтение крупных произведений искусства, это не развлечение, это важное и необходимое средство для расширения кругозора и опыта для углубления мировоззрения, мыслей, чувства. Г) Чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса. Д) Чтение для самообразования.

Искусный читатель должен: А) Если потребуется, выжать из книги максимум. Б) Приспособлять способ чтения к цели чтения. Один из главных недостатков безыскусного чтения – тот, что мы читаем приблизительно одинаково. Разница не особенно велика. Кто привык читать быстро, просматривая, тот одинаково «просмотрим» и развлекательную, и научную литературу. Кто привык читать медленно так же внимательно читает развлекательный пост, как учебное пособие.

Основное правило искусства чтения такое: Способ чтения зависит от цели чтения и всецело ею обусловливается.

Способы чтения распадаются на группы, главные из них:

Первая группа.

«Пролистать книгу». «Просмотреть», «пробежать» её. При этом умелый читатель схватывает только наиболее существенные вообще или наиболее важные для него: главные мысли, факты и т.д. Медленное, неполное чтение, «выборочное»: читают не бегло, основательно, но с пропусками. Например, пропускают ненужные вставки. Полное, без пропусков, но и без особой работы над материалом. «С проработкой» её содержания. Этот способ – лучшая школа чтения. Кто не читал и не умеет читать с проработкой, тот никогда не достигнет той цели умения читать вообще и хорошо просматривать книгу, какая доступна ему по его способностям.

Вторая группа. (названия не совсем точные)

Пассивное чтение. Просто отдаёмся на волю автора, не критикуем текст, не даём ему оценки, просто переживаем его мысли, чувствования, образы, сливаемся с его личностью, смотрим его глазами, живём в его мире, забываем о себе и т.д. Активное чтение. Всегда осознаём себя, оцениваем мысли автора, соглашаемся с ними, критикуем их, перерабатываем по-своему, делая выводы и т.д.

Третья группа.

Поверхностное чтение. Углублённое чтение.

Трудно кратко выяснить различие и его сущность, поэтому автор даёт сравнение. Мне оно не понравилось, я дам своё объяснение: когда читаем углублённо, то прорабатываем весь материал книги, соглашаясь или оспаривая его, тем самым вся книга нами переработана, нет опущенных, отложенных на потом деталей или частей книги.

III. Проработка и отработка книги

Работа над книгой состоит:

А. Прежде всего в том, чтобы хорошо понять книгу. Нередко спросишь человека, прочитавшего книгу, в чём суть её – и окажется, что он совершенно не понял её или понял (ещё чаще) самым превратным образом. Можно не только понять книгу, но и «пережить» её содержание.

Б. Помимо вопросов и задач, которые ставит автор, у нас возникают собственные – на фоне согласия или несогласия с автором. Критикуем, стараемся опровергнуть и т.д. Вся эта в высшей степени полезная работа углубляет и чтение, и нашу мысль. А кто работы этой не производит – тот плохо читает.

В. Правильно читая хорошую научную книгу, мы следим за ходом мысли выдающихся мыслителей, прорабатываем их рассуждения, усваиваем их методы, их способы исследовать вопрос, доказывать, объяснять. Прорабатывая всё это, мы учимся на практике у великих мастеров мысли. Это имеет огромное значение для дисциплинирования и развития мышления.

Добиваясь этих трёх целей, нам неизбежно придётся выработать много полезных навыков, а именно:

1) сосредоточиваться на том, что читаешь;

2) «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи;

3) «охватывать мысль» автора вполне ясно и отчетливо: это помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей;

4) мыслить последовательно и осторожно – целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к более глубокому пониманию жизни:

5) наконец, воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь, – дар, о важности которого многие и не подозревают.

Вся работа над книгой, нужная для отмеченных нами задач, вместе со вспомогательными приемами, о которых будет речь ниже, и называется – проработкой книги. Она необходима при изучении книги или отдельного вопроса и при чтении книг для самообразования.

Для такой работы, как уже сказано, не должно щадить ни времени, ни сил. Вкладывайте в нее все силы, это оплатится с избытком.

Два основных пути к проработке книги.

1. Прямо начать чтение и проработку с первой страницы, и затем двигаться по частям далее. К прочитанному не возвращаются.

Одна из основных задач чтения с проработкой – отчётливое понимание всей книги. Первый путь при этом недостаточно удобен.

2. Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением и проработкой ее дает обычно большое сбережение времени и труда и лучшие результаты.

В предварительном ознакомлении с книгой, особенно когда нужно отсеять часть книг, помогут часто пропускаемые части:

Предисловие и введение позволят понять какие цели и задачи ставит автор, на что обратить внимание.

Оглавление покажет общий план содержания книги, с него надо начинать и им заканчивать чтение.

Заключение объясняет к чему книга подводит, какие задачи выполняет.

Главных задач проработки научной книги (а вместе с тем и всякого настоящего, серьезного чтения её) три:

1) книга должна быть правильно и отчётливо понята;

2) мысли и сведения, содержащиеся в ней, должны «отработать» в нашем уме, в нашей психике;

3) во многих случаях должна быть произведена оценка её содержания.

Задача понимания книги сложнее, чем кажется. Возникает опасность «иллюзии понимания»: кажется, что понял, а на деле или понял не совсем, или вообще неправильно. Пришлось объяснять другому – запутался. Начал перечитывать – и вдруг «озарение» — «так вот что это значит! Как я прежде читал и не понимал?». Если чувствуешь, что не понимаешь – потрудись и поймёшь. Если кажется, что понял, а на самом деле нет – ошибка останется.

Первое условие понимания книги – достаточная подготовка. Каждая книга кроме «популярных» требует известные знания. Если их нет, то читатель её не поймёт.

Второе условие – понимание иностранных слов и терминологии книги. Не брезгуйте гуглить незнакомые термины и слова – это важно!

Третье условие – умение «вникать» в читаемое, а не «пробегать глазами». Для того, чтобы глубже «вникнуть» в мысль, нужно уметь ее задерживать и всю силу внимания сосредоточивать на ней. Для этого требуется особое характерное усилие, известное, вероятно, каждому и столь неприятное «ленивому» уму. Кто не умеет или ленился «вникать» в читаемое, для того настоящее знание закрыто.

Отработка содержания книги — то, что мы вычитали в книге, должно как-то связаться с имевшимися уже у нас мыслями, сведениями, эмоциями и т. п., войти в систему их, или изменить их. В этом и состоит его работа. Если прочитанная книга не производит работы, а только запоминается, – то это самая благодарная почва для превращения читателя в «праздно болтающего», «фразёра» и т. п.

«Отработку» можно свести к двум главным типам.

Первый тип. Содержание книги может быть «усвоено» нами, т.е. мы перенимаем мысли из книги. Мы обычно не можем сами создать великую мысль: но мы можем сделать ее «нашей», если она станет определяющей силой в нашей жизни и в нашем миросозерцании. На вопрос «что вы думаете о том-то?» мы отвечаем в большинстве случаев заимствованными мыслями.

Второй тип «отработки» – противоположный. Мы не признаем содержания книги истинным. Наоборот. Мы «отвергаем» его, так как оно кажется ошибочным или несовместимым с нашими взглядами. Здесь производится работа, часто не менее ценная, чем при усвоении. Если мы хорошо поняли чужие мысли и хорошо вникли в них, кое-что в наших мыслях будет дополнено, исправлено. Они приобретут большую отчетливость и углубятся, станут более определенными и обоснованными.

Чем больше собственных мыслей, знаний, эмоций сопоставляется, сравнивается, исправляет ошибки и оценивается относительно тех, что содержатся в книге, в ходе изучения содержания книги – тем больше и глубже результаты «продумывания» книги. Тем полезнее это для самообразования и для умственного развития.

Необходимо создать привычку сознательного и намеренного продумывания.

Для этого есть два условия – не читать без передышек, и уметь некоторое время поддерживать внимание на одном и том же вопросе.

Останавливаться на интересных мыслях, подумать о них, прислушаться к новым мыслям, на которые первая нас наведёт, — вот элементарный случай продумывания.

Мысли, которые приходят при проработке книги, нередко очень ценны, и их следует записывать – да хоть в твиттер – но не чтобы забыть, а чтобы чётко и коротко её сформулировать, «отработав» её лучше, чем просто продумав «в голове», рискуя оставить её неясной, туманной.

Тем более следует научиться записывать чужие мысли, которые могут пригодиться. Сохраните их для себя.

При чтении для самообразования выбираются лучшие произведения лучших авторов, так как их критиковать, когда мы только учимся?

Не бойтесь этого. Только знайте цену этой критике. Это – критика для развития нашей мысли, чтобы научиться критике. Мы имеем право сомневаться и быть несогласными, поставить знак вопроса и стараться решить, так это или нет? Без этого нет самодеятельности мысли.

Нужно добросовестно и тщательно работать над решением вопроса, по мере сил. Если не можем – оставляем вопросом. Вместо «автор глуп» спрашиваем «не показалось ли мне, что здесь ошибка? Не сам ли я ошибаюсь?»

Критика – палка о двух концах. Иногда показывает проблемы книги, иногда – легкомыслие и невежество критика. Настоящая критика требует не только смелости, но и знания, и труда. Критиковать, – не значит только находить ошибки и недочеты, но и находить достоинства, вообще оценивать.

Оценивать сложные многогранные труды гораздо сложнее, чем простые и плоские. В первом может быть много ошибок, зато найдётся настоящее сокровище, а во втором порядочно, аккуратно, но и только.

Критика при чтении с проработкой заключается не только в отметке ошибочного и сомнительного, но и особо выдающегося. Важно после своей критики прочитать критику крупного специалиста, тоже с проработкой, сопоставлениями, проверкой. Это очень углубляет и усвоение книги, и мысль, и критические навыки.

При прочтении соблюдайте основной принцип: от общего впечатления идти к частям, к подробностям. Полезно предварительно пробежать главу до её прочтения.

После предварительного ознакомления советуем разделить её на главные части по смыслу и прорабатывать их по очереди.

Проверочные вопросы очень полезны, читайте их не раньше проработки всей главы.

IV. Освоение книги

Условия освоения параграфа: первое – отчётливо понять его. Отчетливо понять – значит уметь точно и ясно определить его тему и кратко изложить ответ на нее. Этот «самоэкзамен» – лучшее средство самоконтроля при чтении. Если не можем – значит плохо вникли, плохо поняли. Если не получается – отметьте это место, и читайте далее, возможно позже автор даст не хватающие сведения для понимания пропущенных глав.

Доказательства. В каждом есть три части:

1) Тезис – та мысль, которая доказывается.

2) Аргументы – основания в поддержку тезиса.

3) Демонстрация, способ доказательства – связь между аргументами и тезисом.

Если нарушена связь между ними – доказательство неубедительно.

Понять доказательство – понять связь этих частей.

Критиковать доказательство – доказать неприемлемость аргументов или отсутствие связи с тезисом.

Для овладения книги нужно:

А) кратко сформулировать главную мысль книги. Затем поделиться ей с кем-то – через реферат или беседу о книге.

Б) после прочтения восстановите в общих чертах в памяти общее содержание, план книги.

В) если велись конспекты по главам или по отделам, чрезвычайно полезно переработать их в один цельный конспект всей книги.

Г) Если приложен предметный указатель, то полезно взять из него наиболее важное и задать себе как вопрос, что оно значит.

Изучайте чертежи и рисунки в книге, это полезно.

При прочтении книги полезно оставлять в ней отметки: подчёркивания, символы. Одним они позволяют внимательнее читать книгу, когда она просто «пробегают» её, но лучше всего другим – они отмечают важные или интересные места, делают указания для себя.

Следует подчеркнуть, что выписки – это вспомогательное средство при чтении, а не его цель. Выписки нужно в первую очередь не коллекционировать, а постоянно применять к делу. Некоторые думают, что такими выписками можно заменить свой ум – это совсем плохо. Выписки это не «готовые мысли», которые нужно просто правильно подобрать под ситуацию и бездумно пересказать.

Свои мысли и заметки можно также хранить в виде выписок, но если они касаются цитат – то следует писать их в выписке с цитатой.

Для написания конспекта надо:

1) Выделить из неё всё существенное, основное. 2) Связно изложить.

Как это будет сделано – зависит от условий:

а) Самой книги; б) наших целей; в) нашего опыта и уменья;

Для краткого конспекта придётся признать несущественным многое, что важно для подробного.

Конспект в целях самообразования пишется иначе, чем обычный.

Работа над конспектом имеет две стороны.

1. Надо дать «схематическое», сжатое изложение всего существенного, притом в наиболее удобной, легко обозримой форме. Цель тут – получить возможность в несколько минут восстановить в памяти основное содержание книги. 2. Надо для этого проделать сложную работу над читаемым. Постоянно производить анализ и синтез читаемого: постоянно выделять существенное из несущественного, основное из менее важного; надо устанавливать отчётливо связь между отдельными частями главы, отдела, книги; надо наиболее существенное выделить на первый план, менее существенное, вошедшее в конспект, отдалить на второй план, так чтобы «перспектива» была сразу видна при чтении конспекта, и т.д.

Если конспект пишется в целях самообразования, то на вторую сторону нужно налечь особенно. Тут не столько важно получить пособие для восстановления в памяти книги, сколько важна сама работа над конспектом. На неё не надо жалеть ни времени, ни сил, потому что это не только лучшее средство для наиболее полного понимания и восприятия книги, но и превосходная школа для развития и упражнения ума и для выработки искусства овладевать материалом и методами чужого мышления. Конечно, для этого нужно брать только достойные книги, и из которых лучше всего можно познакомиться с данной наукой и её методами.

При конспектировании для самообразования нередко приходится выбрать тип «свободного конспекта». Суть: составляя конспект, мы можем строго выдерживать порядок мыслей, который имеется у автора, — даже если нам кажется, что наш лучше. Или же можем тот же материал излагать при конспектировании в другом порядке, по нашему мнению, более удобном или выгодным для читателя. Эта свобода от плана автора и характеризует «свободный конспект». Обычно отступления небольшие. Например, мысли на разную тему, разбросанные по всей книге, сводятся в одном месте конспекта: разные мысли в главе перестанавливаются, и т.д. Таким образом придаём материалу автора несколько иную форму, и делаем шаг к его обработке. Работа очень полезная.

Но при таком подходе возникает недоразумение: мы попадаем в т.н. «ложный круг»:

1. Чтобы лучше понять главу, нужно её законспектировать. 2. Хорошо конспектировать можно, только прочитав и хорошо поняв всю книгу.

Наиболее удобный выход из этого круга такой: делать предварительные наброски конспекта каждой главы при чтении, исправлять их, если потребуется, при чтении последующих глав и переработать в настоящий, окончательный конспект по прочтении книги. Кто добросовестно, тщательно выполнит эту работу, тот почувствует, какую огромную пользу она принесла ему.

При чтении полезно вести так называемый журнал чтения. Суть:

Если в какой-то день мы что-то читали (книга, статья), то отмечаем день и то, что именно читали. Делаем выписки (выписки или выдержки в виде сжатого изложения какого-нибудь места книги: они очень полезны, особенно касаемо нашей специальности, связанные с выработкой мировоззрения или с интересующим нас серьёзным вопросом. Это превосходный источник справок и «вдохновений», главное, чтобы можно было легко их найти) по необходимости, вписываем по поводу прочитанного: мысли, вопросы, недоумения и др. Иначе говоря, ведётся «запись чтений и проработки книг в течение дня».

По прочтении книги сюда вносятся её «резюме», общая оценка и т.д.

К такому журналу нужно параллельно вести алфавитный указатель тем, иначе трудно будет разобраться. С ним это будет не только дневник чтения, но и средство, помогающее изучению книги, ведь он неоценим для справок, освежения прошлых работ, знаний, мыслей. Кроме указателя тем, может попутно вестись и указатель авторов.

Указатель имеет цели более общие, чем изучение книги. Указатель нужен для лучшего изучения вопроса по специальности или т.п. Суть:

Заводим документ, куда в алфавитном порядке вносим темы, связанные с вопросом (специальностью или т.п.), встреченные в прочитанных книгах, статьях и т.д., с указанием, где они встречались.

При каждой теме – указание книг и страниц, где они встречались вам. Таким образом, у вас составляется постепенно подробный указатель всех тем по вопросу, встречавшихся вам при чтении, и тех мест в книгах и журналах, где эти темы рассматривались.

Самый просмотр тем иногда бывает очень полезен.

Заповеди читателя.

А. Общие :

1. Не читай все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать цели чтения.

Б. При чтении для образования:

1. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьезных работ, не «между прочим», не «ничегонеделание».

2. Хотя бы одну из читаемых тобою книг читай с проработкой.

3. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение.

4. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги.

5. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понято.

6. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.

7. Не бросай книги недочитанной без самых серьезных причин.

8. Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего.

9. Где надо – заставляй воображение работать «вовсю».

10. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай «с пером в руке»; делай конспект, заметки, выписки.

11. Научись пользоваться оглавлением. Читай не только «слева направо», но и все время «справа налево» – возвращайся к прочитанному.

12. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.

13. Чужую критику на книгу читай после книги.

14. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.

В. О выборе книг для самообразования:

1. Читай хотя бы немного, но основательно.

2. Читай необходимое, хотя бы неинтересное.

3. Читай самое лучшее, что можно достать.

4. Читай не слишком легкое, не слишком трудное.

5. Руководись каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).

Послесловие

Это моя первая попытка в создании полезных статей, и в планах публиковать ещё другие конспекты. Прошу предоставить вежливую критику: что плохо в такой статье, что следует исправить, и на что исправить.

Если вы не ставите себе цель убить энтузиазм в зачатке, то прошу избегайте резких высказываний, я довольно впечатлительный.

Как делать полезные конспекты: 9 методов эффективной записи

15 ноября 2022 Образование

Запомнить много информации, разобраться в материале или придумать новые идеи — для каждой задачи нужен свой способ.

1. Метод Билла Гейтса

Необычный способ ведения записей Билла Гейтса подметил молодой предприниматель Роб Ховард и описал его в своём блоге. Создатель Microsoft пользуется обычной бумагой и ручкой и делит лист на четыре равные части. Каждый из получившихся квадратов отведён под определённую информацию: Робу удалось подсмотреть, что в одном из нижних Билл записывает вопросы.

Когда полезен

Пригодится на деловых встречах, лекциях без чёткого плана, проходящих в форме свободного обсуждения.

Как использовать

На одну тему выделите чистый лист бумаги и разделите его на четыре части. Каждой дайте название, в зависимости от того, чем вы будете их наполнять. Например:

  • основные мысли;
  • заметки и важные подробности;
  • примеры;
  • вопросы, возникающие в ходе беседы.

2 . Метод Корнелла

Возможно, именно этот метод Билл Гейтс модифицировал под себя. Способ предполагает чёткое разделение основных мыслей и заметок во время записей. По итогу вы должны сформулировать резюме внизу листа.

Когда полезен

Отличает метод Корнелла то, что с его помощью удобно обрабатывать большие объёмы информации — продолжительные и информативные лекции.

Как использовать

Сверху оставьте место для обозначения темы. Остальную часть листа разделите на две колонки — узкую и широкую. Внизу оставьте место — около четверти страницы.

Левая узкая часть понадобится для записи ключевых мыслей. Чем их будет меньше, тем лучше. И тем удобнее вам будет потом ориентироваться в конспекте. Причём лучше заполнять её уже после лекции, чтобы точно выделить только нужное.

В правой части вы записываете всю важную информацию, подробности и заметки. Внизу — резюме лекции: делаете выводы и формулируете вопросы по теме.

3. Метод боксов

Этот метод тоже схож с предыдущими, но его суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Таким образом визуально воспринимать информацию легче и удобнее: вы фокусируетесь только на выделенном аспекте темы. В итоге факты не путаются между собой, и вспомнить написанное проще.

Когда полезен

Способ подходит, когда на лекции вы рассматриваете несколько понятий, учите иностранные слова, даты, биографии исторических личностей. На работе удобен при обсуждении нескольких задач в рамках одного проекта.

Как использовать

Информацию по каждой ключевой мысли или понятию заключайте в «боксы» — квадраты или прямоугольники. Распределяйте их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу и не объединять понятия между собой. Внутри них информацию максимально структурируйте.

Например, вам нужно коротко запомнить ключевые моменты из жизни известных личностей X века. Нарисуйте отдельные квадраты для князя Игоря, княгини Ольги, Святослава и других. В каждом из них отдельными пунктами отметьте важные даты и факты. В итоге конспект будет выглядеть примерно так:

4. Метод колонок

Будет удобен, если тема лекции одна и каждый её пункт нужно рассмотреть по одинаковым критериям. Для этого рисуем таблицу — такие обычно делают на уроках истории. В левой колонке пишем даты, а в остальных поочерёдно указываем, что произошло, где, какие итоги у этого и так далее.

Когда полезен

Эффективен, если вам нужно законспектировать много фактов, свести несколько элементов в одну понятную систему и разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Как использовать

Определите заранее, какие колонки вам понадобятся. Старайтесь, чтобы их было 4–6 и в них действительно содержалось самое важное. Например, вы готовитесь к совещанию по рабочему проекту. Названия колонок могут быть такими:

  • кто;
  • чем будет заниматься;
  • с кем в команде;
  • когда должен закончить;
  • каких результатов мы ждём.

5. Метод предложений

Суть этого способа проста: каждая записанная вами мысль нумеруется. Это делается для того, чтобы вам было легко ориентироваться в тексте и не приходилось мельчить на полях в поисках места, куда дописать информацию.

Когда полезен

Идеально подходит, если вам предстоит законспектировать длинную лекцию, а преподаватель привык перескакивать с одной мысли на другую.

Как использовать

Во время лекции пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку. Нумеруйте каждую из них. А если нужно вернуться к написанному в третьем предложении, просто в конце новой мысли укажите: «см. № 3».

6. Метод Марии Поповой

Мария Попова — создательница блога BrainPickings. Она рассказывает, что каждую неделю ей приходится читать около 15 книг, чтобы писать по три статьи в свой блог ежедневно. Было бы странно, если бы она конспектировала всё, что читает. Поэтому Мария составила собственную систему заметок, в которой отмечает только страницы книг.

Когда полезен

Метод поможет, если вы читаете много трудов по предмету. В конспекте можно собрать нужные материалы или вычленить основную мысль из очень объёмной книги.

Как использовать

Всё, что вам нужно записать, — это главную тему конспекта и ключевые моменты. К ним вы добавляете те страницы из книг, где нашли основную мысль.

Например, вы делаете разбор нескольких книг о пластичности мозга. Ваш конспект будет выглядеть примерно так:

  • что такое пластичность мозга — Норман Дойдж, с. 12, 56;
  • можно ли её развить — Норман Дойдж, с. 17;
  • как это сделать — Джо Диспенза, с. 26, 45.

Цитаты отмечайте прямо в книге — текстовыделителями, карандашами или стикерами. Так вам не придётся тратить время на подробный конспект, а в момент написания работы по материалу нужно будет просто следовать пунктам списка.

7. Метод индексов

Этот способ предполагает, что важные мысли вы маркируете в тексте определёнными значками. Они помогут продолжить работу с конспектом после: структурировать информацию, предпринять какие-то действия, сформулировать вопросы.

Когда полезен

Пригодится, если у вас нет времени или возможности обработать материал сразу по ходу письма. К примеру, когда после встречи нужно поставить задачи, распределить приоритеты и роли.

Как использовать

Составьте список значков, которые вы будете использовать. Маркируйте мысли подобным образом:

  • квадрат — собственные задачи;
  • круг — задачи, которые нужно делегировать;
  • звёздочка — особо важные моменты;
  • знак вопроса — что нужно уточнить.

8. Метод потока

Этот способ записи предложил программист и предприниматель Скот Янг. Он советует записывать не слова лектора, а собственные мысли. Только так, считает Скот, можно по-настоящему научиться чему-либо.

Когда полезен

Метод помогает в тех случаях, когда вам не нужно точно или дословно воспроизводить материал. Используя его, вы лучше разберётесь в теме, так как будете сразу самостоятельно перерабатывать полученную информацию. Плюс, сможете формулировать вопросы по ходу лекции и задать их сразу же.

Как использовать

Записывайте только ключевые моменты лекции. Если попадается ещё что-то важное — передавайте своими словами. А в остальном дайте полную свободу потоку мыслей: фиксируйте свои идеи, вопросы, комментарии и выводы.

9. Метод ментальных карт

Карта мыслей на первый взгляд кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного построчного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее.

Когда полезен

Метод удобен, когда вам нужно переработать очень большой объём информации, найти новые идеи, составить план или как-то проанализировать своё текущее состояние. Если надоело тупо зубрить учебники, способ вам тоже понравится — чего только стоит рисование веток, стикеров и других обозначений.

Как использовать

В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.

Например, перед вами стоит задача создать сайт компании. Нужно составить план. В центре листа пишите: «Создать сайт». Теперь ответьте на вопрос, какие моменты нужно проработать? И отвечайте, рисуя ветки: «Цель», «Цена», «Создание», «Наполнение», «Продвижение». Это будет первый уровень карты.

Идём дальше, на второй уровень — от «Цели» ведите «Продажи», «Привлечение партнёров», «Рекрутирование». Далее переходите к цене. Сюда будет входить стоимость домена, хостинга, услуг дизайнеров, разработки, копирайтеров и команды по продвижению. По такой же логике раскройте остальные пункты. В итоге у вас получится подробный список, что нужно учесть, чтобы приступить к выполнению задачи.

Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Читайте также 🧐

  • Как развить креативность с помощью фрирайтинга
  • Как правильно рисовать в конспекте и зачем это нужно
  • 7 причин носить с собой бумажный блокнот

5 шагов для создания идеального контура

Процесс письма может быть напряженным, особенно если вы не знаете, с чего начать. Вот почему вам нужно начать с наброска.

План — это просто основа для представления основных и вспомогательных идей по конкретному предмету или теме. Планы помогают разработать логическую и связную структуру статьи, упрощая воплощение ваших идей в слова и предложения. Как только ваш план будет завершен, у вас будет четкое представление о том, как вы хотите, чтобы ваша статья развивалась.

Вот пять шагов к четкому плану: 

  1. Выберите тему и определите цель. Многие писатели изо всех сил пытаются определить первоначальную направленность своей статьи. Попытка придумать тему из списка возможных — сложная задача, но не менее важно понять основную цель вашего эссе. Имея в виду цель или задачу, вы сможете установить правила и ограничения в отношении того, что является подходящим содержанием для вашего эссе. Что вы хотите, чтобы ваши читатели узнали, прочитав вашу статью? Что вы хотите, чтобы они поняли о вашей теме? Эти вопросы могут помочь вам сосредоточить свои идеи на конкретных сообщениях, которые вы хотите оставить своим читателям.
  2. Создайте список основных идей. Это часть мозгового штурма в процессе написания. Цель здесь состоит в том, чтобы составить список основных идей, которые вы планируете представить в своей статье или эссе. Этот шаг может быть списком аргументов для ответа на вопрос, списком ресурсов или даже советами о том, как что-то сделать. Независимо от темы, этот шаг дает вам возможность изложить все свои идеи и составить список возможных тем, которые вы можете затронуть в своем эссе.
  3. Организуйте свои основные идеи. Цель этого шага — изменить список идей, которые вы придумали на шаге 2, расположив их в порядке, который будет понятен вам и читателю. Существует множество различных стратегий организации ваших идей, и они будут различаться в зависимости от типа эссе, которое вы пишете. Некоторыми общими организационными структурами являются причинно-следственная, классификационная, хронологическая и процессная. Как только вы упорядочите свои идеи, вы на правильном пути к разработке структуры своего эссе.
  4. Выделите основные моменты. После того, как вы определились с порядком основных пунктов, вам нужно будет добавить соответствующий контент, чтобы поддержать каждую основную идею. Ваша цель на этом этапе — расширить ваши первоначальные идеи, чтобы ваш читатель лучше понял каждый пункт. Вы можете добавить больше деталей к каждой концепции, включив примеры, цитаты, факты, теории или личные анекдоты. Хотя этот шаг может показаться утомительным, он значительно облегчит процесс рисования. Вы сэкономите время в долгосрочной перспективе, потому что ваша статья будет более логичной и целенаправленной, а ваши идеи будут полностью развиты.
  5. Просмотр и настройка. Большинство людей думают, что после четвертого шага ваш план готов, но это не так. Написание — это повторяющийся процесс, и все хорошие писатели продолжают пересматривать и исправлять свое эссе до тех пор, пока не почувствуют, что оно стало как можно лучше. То же самое касается наброска; это должно быть похоже на дорожную карту, которую вы используете, чтобы направить свое эссе именно туда, куда вы хотите. Убедитесь, что вы включили все свои идеи и установили связи между каждым из ваших основных моментов.

Хотя составление плана может показаться долгим процессом, он значительно облегчит процесс написания. Как только вы закончите план, вся тяжелая работа будет выполнена. Вы готовы начать излагать свои идеи в полные предложения и писать логическое, хорошо разработанное эссе.

Брэндон Рэми , стажер по маркетингу в Университете Герцинга, в настоящее время учится в колледже, изучает бизнес-маркетинг. После выпуска Брэндон мечтает вернуться в аспирантуру, чтобы получить степень MBA в области маркетинга.


* Бюро статистики труда (BLS), Министерство труда США, Справочник по перспективам занятости на 2021 год. Оценки BLS не представляют заработную плату и/или оклады начального уровня. Множество факторов, в том числе предыдущий опыт, возраст, география рынка, на котором вы хотите работать, и область образования, будут влиять на результаты карьеры и заработок. Herzing не заявляет, что ее выпускники будут получать среднюю заработную плату, рассчитанную BLS для конкретной работы, и не гарантирует, что окончание ее программы приведет к получению работы, продвижению по службе, увеличению заработной платы или другому карьерному росту.

Центр письма | Схема

Схема — это схема вашего эссе. Он показывает, какую информацию будет содержать каждый раздел или абзац и в каком порядке. В большинстве планов используются числа и/или маркеры для систематизации информации и передачи пунктов.

Зачем создавать схему?


Планирование — это инструмент, который мы используем в процессе написания, чтобы помочь систематизировать наши идеи, визуализировать потенциальную структуру нашей статьи, а также для дальнейшего уточнения и развития идей. Это позволяет писателю понять, как он или она будет связывать информацию для поддержки тезиса и утверждений статьи. План дает писателю пространство для легкого обдумывания идей без необходимости писать полные абзацы или предложения.

Создание схемы:


Прежде чем приступить к составлению плана, полезно иметь четкую формулировку тезиса, четкую цель или аргумент, поскольку все остальное в плане будет работать для поддержки тезиса. Примечание: план может помочь в написании тезиса, и поэтому ваш тезис может измениться или развиться в процессе изложения.

Организуйте свой план в любом формате, соответствующем структуре, необходимой для типа статьи, которую вы пишете. В одном распространенном формате схемы используются римские цифры, буквы и цифры. Другие контуры могут использовать маркеры или другие символы. Вы можете использовать любые организационные модели, которые лучше всего подходят вам и вашей статье, если вы понимаете свои собственные организационные инструменты. Планы могут быть написаны с использованием полных предложений или фрагментов или их сочетания.

Помните! После создания схемы вы можете решить реорганизовать свои идеи, расположив их в другом порядке. Более того, во время написания вы можете сделать некоторые открытия и, конечно же, всегда можете скорректировать план или отклониться от него по мере необходимости.

Примеры контуров:

Как видно из плана ниже, автор решил разделить план по темам, но мог бы использовать и другую структуру, организовав план по отдельным абзацам, указав, что будет делать или говорить каждый абзац.

Пример 1:

  1. Введение
    A. Общая информация
    B. Диссертация
  2. Причина 1
    A. Используйте цитаты из x
    B. Используйте доказательства из y
  3. Причина 2
    A. Контраргумент
        1. Они могут сказать…
        2. Но…
  4. Заключение
    A. Вернитесь к тезису
    B. Ответьте на вопрос «и что» или «что теперь»
    C. Закончите на памятной ноте

Примечание: Приведенный выше образец плана иллюстрирует структуру плана, но он довольно расплывчатый. Ваш план должен быть максимально конкретным.

Схема предложения:

  1. Краткое изложение предлагаемого проекта
    • Обоснование
    • Конкретные цели и задачи
    • Используемые экспериментальные подходы
    • Потенциальное значение
  2. Специальные цели
    • X
    • Y
    • Z
  3. Предыстория и значение
    • Исходная информация
    • Значение для текущего проекта
    • Значение для долгосрочных целей исследования
    • Критическая оценка существующих знаний
    • Дальнейший прогресс
  4. Предварительные данные
    • Описание предварительных данных для обоснования обоснования
    • Демонстрация осуществимости проекта
  5. План эксперимента и методы
    • Детали дизайна и процедур
    • Протоколы
    • Средства анализа и интерпретации данных
    • Новая методология и ее преимущества
    • Возможные технические трудности или ограничения/альтернативные подходы
  6. Ссылки
    • Цитаты

Примечание: Контуры могут выглядеть совершенно по-разному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *