Правила о правилах: что делать, чтобы ребёнок слушался и соблюдал ваши договорённости
С раннего возраста в жизни каждого ребёнка появляются разнообразные правила. Они касаются всего –поведения, безопасности, коммуникации и так далее. Некоторые из них становятся железными на всю жизнь, а другие почему-то не приживаются. Как вводить правила, сколько их должно быть и нужны ли они вообще, рассказали психологи Центра психологического сопровождения образования «Точки Пси» Татьяна Беглова и Александра Теплицкая на лекции Клуба экспертов образования.
Когда в нашей жизни появляется новое правило, мы задаём себе вопросы: а зачем мне оно нужно и что оно мне даст? Если мы не находим в правиле смысла, то отказываемся ему следовать. Ведь правила — это осознанные и целесообразные требования к поведению. В каждом возрасте приоритетные правила свои. Если в жизни маленького ребёнка они связаны в основном с безопасностью, то детям постарше они помогают включаться и в деловые отношения.
Александра Теплицкая (слева) и Татьяна Беглова10 вещей, который нужно знать о правилах прежде, чем их вводить
1. Правил не должно быть много.
2. В любом правиле есть две важные составляющие: содержание и форма предъявления. От последней зависит то, насколько правило станет понятным и незыблемым для ребёнка.
Пример: мама хочет, чтобы уборка комнаты стала для ребёнка правилом. Первая модель родительского поведения: «А чего это у тебя такой свинарник? Зайти противно в твою комнату!». Вторая модель родительского поведения: «У нас в семье есть общее для всех правило: поддержание порядка в комнатах. Я в своей убралась. Твоя сестра убралась в своей комнате. Будь добр, найди время и ты». В первом случае кроме того что ребёнок был оскорблен и унижен, он о правилах так ничего и не понял. Во втором случае реакция была достойной, и, скорее всего, ребёнок будет его соблюдать.
3. Правило должно нести информацию. «Когда папа спит, мы не шумим!» — это не правило, а требование. В нём нет информации, потому что нет объяснения.
4. Правило должно быть чётким, ясным, однозначным и эмоционально нейтральным (без гнева).
5. Нарушение правил влечёт последствия. Это либо санкции, установленные взрослыми на семейном совете и озвученные ребёнку, либо физическая травма, полученная во время нарушения, если речь идёт о безопасности.
6. Правила нужны детям для повышения уверенности в себе. Если они есть, мир предсказуем. Дети неслучайно любят смотреть один и тот же мультфильм по кругу, хотя знают его наизусть. Предсказуемость и стабильность — это то, в чём они нуждаются, чтобы чувствовать себя хорошо.
7. Правила — это требования к поведению, но не к чувствам. Мы не можем требовать, чтобы ребёнок был весёлым, не злился и думал определённым образом.
8. Если в «правиле» нет смысла, это не правило, а каприз или прихоть.
9. Реакция на нарушение правила у всех взрослых в семье должна быть последовательной и согласованной.
10. Правила создают у ребёнка ощущение безопасности, отсутствие правил создаёт непонятность.
Любое правило должно вводиться осознанно: детям необходимо объяснить, зачем правило создано и к чему приведёт его нарушениеДошкольный возраст (0-6 лет)
Главная особенность этого возраста в слабой способности к произвольной саморегуляции. Дошкольники очень спонтанны.
«Нельзя стоять близко к качелям, потому что при ударе будет очень больно. Если ты сам на качелях, а кто-то подошёл к ним, остановись! Ты можешь сделать больно другому человеку. Заодно объясни ему, почему нельзя подходить близко к качелям».
Обычно подобные правила хорошо укладываются в голове ребёнка, если ему объяснены последствия. А в случае нарушения применяются санкции, которые заранее проговорены: не соблюдаешь правила — не качаешься на качелях. Свойство дошкольного возраста в том, что дети подражают взрослым и в хорошем, и в плохом. Поэтому создавая правила, взрослые обязаны следовать им сами.
Начальная школа (7-10 лет)
Ребёнок приходит в школу и осваивает новую для себя деятельность: он начинает учиться. Сложность в том, что правила по-прежнему вводит взрослый, но родители в этот момент не всегда рядом. Для детей правила, созданные учителем, становятся важнее. Поэтому задача родителей заранее адаптировать семейные правила к жизни. Если правила учителя не совпадают с семейными, об этом нужно обязательно сообщить учителю и объяснить, почему ребёнок не может им следовать.
6 советов о том, как правильно запрещать
В этот возрастной период главные правила — «правила дела». Их психологический смысл в том, что они помогают ребёнку удовлетворить потребность быть хорошим. То есть их соблюдение приближает ребёнка к этому ощущению, что он «хороший». Но это состояние вскоре меняется другим.
Подростки (11-14 лет)
Часто кажется, что подросткам правила не нужны совсем. На самом деле они в них остро нуждаются. В этом возрасте для них важнее всего быть лучше, чем они есть сейчас. Им свойственно ощущение взрослости и вместе с тем ущербности. И есть одно большое ограничение: подросткам очень сложно объективно оценить своё поведение. В это же самое время учитель (и вообще взрослый) падает с пьедестала. И нет другого выхода, как попробовать договориться с ними. Это можно сделать на семейном совете. Правила принимаются и отменяются сообща.
Очень важно вводить правила в состоянии, когда «всё хорошо», а не в ситуации стресса
Психологический смысл правила этого возраста в том, чтобы показать подростку коридор, в котором можно «танцевать». Он значительно шире, чем у ученика начальных классов, но он обязательно должен иметь границы.
Юношество (15-17 лет)
Если к этому возрасту ребёнка у родителей не сформировались отношения с ним, то возможностей что-либо изменить в поведении и образе жизни ребёнка не так много. Потребность юношеского возраста в равноправных отношениях с родителями, в осмыслении и предъявлении другим людям собственных моральных принципов, стремление к практической реализации своей способности и готовности выбирать. При этом родители по-прежнему помогают удержаться ребёнку в условной «норме».
Существует четыре зоны правил:
1. Решай сам (выбирай, соблюдать правило или нет, но все последствия на тебе).
2. Можно, но есть границы (ребёнок их должен почувствовать).
3. Нельзя (то есть всегда нельзя).
4. Обычно нельзя (ложимся спать в 22.00, но в новогоднюю ночь можно намного позже).
Основные причины нарушения правил
1. Ребёнок не понимает правила. Пример: «Относись к людям с уважением!»(в пять лет он может не понимать смысла слова «уважение»).
2. Ребёнок не в состоянии соблюдать правило. Пример: «Тут говорят только на китайском языке! И ты должен» (ребёнок не знает китайского языка).
3. Нежелательное поведение более выгодно ребёнку. Пример: ребёнок, которому недостаточно внимания, падает со стула во время занятий, тем самым привлекая внимание учителя.
4. Правило не соответствует возрасту. Пример: «Зимой ты всегда должен ходить в шапке!» (14-летний подросток выходит из дома и снимает шапку).
5. Правило непоследовательно и противоречиво. Пример: «Ты не должен есть в комнате!» (в комнате в этот момент на столе стоит большое красивое блюдо с печеньем и конфетами).
Правила должны соответствовать возрасту ребёнка и быть ему полностью понятнымиКак стиль воспитания влияет на выполнение правил
Существует связь между родительским стилем воспитания и воздействием, которое он оказывает на ребёнка. В середине прошлого века психолог Диана Баумринд предположила, что большинство родителей придерживаются одного из трёх стилей воспитания (позднее американские психологи Элеанора Маккоби и Джон Мартин добавили к ним ещё один).
Авторитарный стиль
При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит к наказанию без объяснения причины, а свой запрет и правила они не объясняют. Комментарий один: «Потому что я так сказал». Дети могут вырасти послушными и умными, но в большинстве своём не могут похвастаться ни счастливым детством, ни социальной компетентностью, ни высокой самооценкой.
Авторитетный стиль
Родители с авторитетным стилем воспитания устанавливают правила и принципы, но этот стиль воспитания гораздо более демократичен. Авторитетные родители не наказывают, а выслушивают, объясняют необходимость требований и устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей. Авторитетный стиль способствует тому, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым. Когда дети считают правила понятными и разумными они скорее будут их выполнять. Правила авторитетных родителей дети усваивают наверняка.
Либеральный стиль
Либеральные родители практически не предъявляют требований к своим детям. К наказаниям прибегают редко, потому что не ждут от ребёнка самостоятельности и самоконтроля. Они «дают», а не требуют, придерживаясь мягких методов воспитания. Они общаются со своими детьми скорее как с друзьями. Либеральный стиль воспитание часто влечёт за собой низкую степень самоконтроля, проблемы с субординацией, плохую успеваемость.
Попустительский (индифферентный) стиль
Такие родители удовлетворяют основные потребности ребёнка, но далеки от его жизни. При таком стиле воспитания практически полностью отсутствуют правила и требования. Попустительский стиль формирует у ребёнка недостатки, которые проявляются почти во всех областях жизни. У детей низкая самооценка, нехватка компетенций и знаний.
Правила работы в сети Интернет для детей | Можайский г.
о.Научите ваших детей соблюдать основные правила безопасности работы в сети Интернет. По мере взросления детей добавляются новые разъяснения безопасного поведения в Сети, о которых нужно помнить родителям.
1. Не входите на незнакомые сайты. Не переходите по подозрительным ссылкам. Не отвечайте на «спам».
2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
3. Никогда не посылайте никому свой пароль. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв, а также периодически меняйте их.
4. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник). При общении лучше выбирать ник, не позволяющий определить половую принадлежность и возраст (не стоит делать частью виртуального псевдонима год своего рождения). Никогда не давай информацию о себе, которая может указать, что ты – ребенок.
5. Нормы поведения и нравственные принципы одинаковы как в виртуальном, так и в реальном мире, в виртуальном пространстве необходимо вести себя абсолютно так же, как в реальности. Не грубить, не сквернословить и не оскорблять других.
6. Незаконное копирование продуктов труда других людей (музыки, игр, программ и т.д.) считается плагиатом (умышленное присвоение авторства чужого произведения).
7. Не верьте всему, что вы видите или читаете в интернете. При наличии сомнений в правдивости какой-то информации следует обратиться за советом к взрослым. Учите ребенка избирательно относиться к информации в Сети и всегда проверять ее.
8. Нельзя сообщать другим пользователям интернета свою личную информацию (адрес, номер телефона, номер школы, любимые места для игр, местоположение ребенка и родителей, планы, касающиеся длительных путешествий, каникул и отпусков, фото дорогих вещей, фото квартиры, автомобиля или дома, информация о личных документах, номерах автомашин, фото личных документов, банковских карт и т.д. Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо, чтобы незнакомые люди видели ваши личные фотографии.
9. Если вы общаетесь в чатах, пользуетесь программами мгновенной передачи сообщений, играете в сетевые игры, занимаетесь в интернете чем-то, что требует указания идентификационного имени пользователя, тогда выберите это имя вместе со взрослыми, чтобы убедиться, что оно не содержит никакой личной информации.
10. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере. Расскажите ребёнку, что если он использовал чужой компьютер (планшет, смартфон) для просмотра своей странички в социальной сети, то должен обязательно выходить из аккаунта по окончанию работы. Нельзя на чужих устройствах сохранять пароли – это могут использовать злоумышленники.
11. Интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают, поэтому вы не должны встречаться с интернет-друзьями лично. Главный принцип: если незнакомец кажется подозрительным, угрожает, обещает подарки, деньги или настойчиво просит о чем-то, общение в Сети с ним необходимо моментально прекратить.
12. При возникновении чувства неловкости или тревоги при виртуальном диалоге, а также, если собеседник навязчиво настаивает на перенос отношений в реальную жизнь, следует прекратить общение и сообщить старшим; Виртуальное знакомство не должно перерасти в реальное. Если такое решение принято, встреча должна состояться в общественном месте и под контролем родителей;
13. Научитесь доверять интуиции. Если что-нибудь в интернете будет вызывать у вас психологический дискомфорт, поделитесь своими впечатлениями с взрослыми.
14. Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть вас во время разговора, т.к. он может быть записан.
15. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист (messenger, соцсети и т.д.).
10 правил безопасности тела, которые должны знать дети и которым должны научить родители Важные правила безопасности тела, которые следует включать в ежедневные разговоры.
Родители упорно трудятся, чтобы научить своих детей правилам безопасности на улице и на воде, а также установить и переоборудовать ремни автомобильных сидений, чтобы дети чувствовали себя в машине в безопасности. Мы следим за тем, чтобы они носили шлемы на велосипедах и солнцезащитный крем на солнце, а также смотрели в обе стороны один раз, а затем второй раз, прежде чем перейти улицу.
Вы также находите время, чтобы учить и говорить о безопасности тела со своими детьми?
Я знаю, что эта тема для разговора может показаться неудобной, пугающей и даже пугающей — как для родителя, так и для ребенка — но когда вы избегаете ее, вы оказываете своему ребенку огромную медвежью услугу.
Центры по контролю за заболеваниями (CDC) утверждают, что 1 из 6 мальчиков и 1 из 4 девочек подвергаются сексуальному насилию в возрасте до 18 лет. Хотите услышать что-то еще хуже? По данным Министерства юстиции США, 90% происшествий были совершены кем-то, кого ребенок знал (только 10% — незнакомцами), а 23% нарушителей – сами дети!
Мы не всегда можем защитить наших детей. Они ломают кости и царапают колени, и, как бы страшно это ни звучало, они подвержены риску сексуального насилия — чаще всего совершаемого другими детьми, — но если мы вооружим нашего ребенка информацией, это будет лучшей профилактической мерой, которую мы можем ему дать.
10 Правила безопасности тела для участия в ежедневных разговорах 1. Используйте имена собственные для частей тела
Обучение технике безопасности тела с раннего возраста. Первый шаг – научить детей правильно называть части тела, одновременно обучая их всем частям тела (в возрасте около 1 года).
Объясните, что все, что надевается под нижнее белье и купальник, является это учит ребенка, как общаться, используя имена собственные, если кто-то прикасается к ним неподобающим образом.
2. Уточняйте, что является личнымДетей следует учить, какие части тела являются личными и что если кто-то (хищник и небезопасное лицо, которым может быть ребенок, взрослый, член семьи и т. д. .) прикасается к их интимным частям, они должны сообщить об этом доверенному лицу. сразу взрослый.
Объясните, что мама и папа могут видеть ребенка голым, когда помогают ему одеваться или принимают ванну, а люди вне дома не могут. Детский врач во время осмотра может видеть интимные зоны ребенка, пока мама или папа находятся с ними в палате.
Объясните, что если кто-то просит показать или потрогать половые органы, попросить ребенка показать свои половые органы, попросить ребенка увидеть или потрогать половые органы взрослого или показать им изображения половых органов, все это неправильно и также требует для немедленной передачи доверенному взрослому.
3. Четкое понимание того, что безопасно, а что небезопасноПримерно в возрасте 2,5–3 лет, когда ваш ребенок начинает понимать и запоминать больше, вы можете начать обсуждать безопасные и небезопасные прикосновения.
Небезопасное прикосновение не обязательно должно касаться интимных частей тела, хотя это самый важный компонент безопасности тела. Когда вы связываете небезопасное прикосновение с малышом, вы можете привести такие примеры, как толкание, удары или пинки, а также неуважение к человеку, когда он просит другого прекратить действие, такое как щекотка.
Безопасное прикосновение может быть, когда ваш ребенок прижимается к вам, держит вас за руку или обнимает вас. Раздвигание границ, когда ребенок заговорил и попросил другого прекратить действие, но они не будут, например, щекотать или бороться, превращает безопасное прикосновение в небезопасное прикосновение.
Когда ребенок просит прекратить действие, человек должен уважать вас и слушать, потому что ребенок сам решает, что кажется безопасным, а что небезопасным.
Кроме того, если ребенку неудобно обниматься или прижиматься к кому-либо, его не следует заставлять делать это, потому что другой человек считает это «безопасным», хотя ребенку это неудобно. Автономию тела важно уважать с раннего возраста.
4. Ощущение дискомфорта
Когда вы беседуете со своим ребенком, важно также помочь ему обсудить свои чувства.
Каково это быть счастливым, грустным, злым, напуганным? Дети, которых учат выражать свои чувства словами, более восприимчивы к сообщениям, которые сообщает им их тело.
То же самое относится и к предупреждающим знакам, когда дети чувствуют себя в опасности. Они могут испытывать «неприятные» ощущения в животе, учащенное сердцебиение, потные ладони, дискомфорт и необъяснимое ощущение, что что-то не так в ситуации или человеке.
Если ребенок испытывает какие-либо из этих признаков раннего предупреждения о небезопасном человеке или опасной ситуации, ему необходимо немедленно сообщить об этом взрослому, которому он доверяет.
5. Секреты запрещеныБольшинство правонарушителей просят детей хранить секреты жестокого обращения, часто в небрежной и дружеской манере.
Например:
- «Мне нравится проводить с тобой время, но если ты скажешь своим родителям или кому-либо еще, они больше не позволят нам играть вместе. Ты никому не скажешь, хорошо.
- «Это наш маленький секрет. Если ты кому-нибудь расскажешь, у меня будут большие неприятности, и у тебя тоже».
Как правило, лучше не хранить секреты дома, с друзьями, семьей или кем-либо еще. Если кто-то говорит вашим детям хранить секреты, особенно секреты тела, это никогда не нормально и должно быть доступно любому взрослому.
Придумав стоп-слово для своей семьи, ребенку будет легче сказать, не разглашая всех подробностей, если он поначалу боится или чувствует себя некомфортно.
6. Нет фотографий интимных частей телаЭто одна из самых упущенных частей обучения технике безопасности тела, и в наши дни с огромным количеством технологий это чрезвычайно важно. Существует целое онлайн-сообщество, которое будет фотографировать обнаженных детей и делиться ими с большой сетью в Интернете.
Научите детей, что никто никогда не должен фотографировать интимные части тела или показывать фотографии интимных частей других людей.
7. Как выйти из неловких ситуацийКогда ребенок находится в небезопасной ситуации и ему нужно уйти от другого ребенка, сверстника или взрослого, который заставляет его чувствовать себя небезопасно или просит его сделать что-то небезопасное, научите его извиняться, чтобы уйти или сходить в туалет, это нормально. . Дело в том, что ребенку нужно быстро выйти из ситуации, и если ему нужно соврать, чтобы выйти из комнаты, в данном случае это нормально.
8. Даже если это Кто-то, кого знает ребенок, это никогда не нормальноТелевидение и кино изображают детей-хищников большими, злобными и страшными. Правда в том, что дети-хищники выглядят как мы с вами, а иногда и сами дети! Когда вы учите ребенка технике безопасности тела, вам нужно донести мысль, что никто не может прикасаться к его интимным частям, будь то другой ребенок, член семьи, друг или незнакомец.
9. Идите и скажите взрослому, если что-то не так или вам кажется, что что-то не такЕще раз скажите ребенку, что он хозяин своего тела. Ребенок может остановить действия небезопасного сверстника или взрослого, который просит прикоснуться к его интимным частям или прикоснуться к ним, крикнув: «НЕТ! или «СТОП!» и оттолкнуть человека от них. Тогда сразу иди и скажи взрослому.
10. Дети никогда не попадают в бедуПоддержание открытой линии связи и включение этой темы в родительские беседы может иметь решающее значение для вашего ребенка. Подчеркните, что вы всегда будете им верить, что они могут рассказать вам что угодно и НИКОГДА не попадут в беду, что бы ни случилось.
Рекомендуемые книги по безопасности детей:
Другие статьи по безопасности детей:
- Общие приемы, которые использует ребенок-хищник: отличительные признаки ребенка-хищника
- 5 полезных советов по обеспечению безопасности детей в людных местах
- Небезопасная информация, которую вы можете публиковать в Интернете, не подозревая об этом
- Почему каждой семье нужно безопасное слово
7 7 важных правил безопасности для детей
Социальные правила и ожидания для детей
Если вы с кем-то сталкиваетесь, вы обычно говорите «извините» или «извините». Когда кто-то говорит, вы не перебиваете его, чтобы что-то сказать.
Скорее всего, вы усвоили эти неписаные социальные правила, когда были очень молоды, и быстро поняли, когда и как им следовать. Но некоторые дети просто не понимают социальных правил или сигналов. Им нужна дополнительная помощь в их изучении.
Вот пять социальных правил, которые могут быть сложными для детей, и советы, которые помогут вашему ребенку понять их и соблюдать.
Изучите связанные темы
Социальные навыки
Социальное правило №1: встречайтесь и здоровайтесь вежливо.
Это включает:
- Приветствие, представление и прощание
- Вежливое предложение и получение комплиментов
- Умение начинать и заканчивать разговор
Узнайте, как подобные навыки помогают заводить и сохранять друзей. Прочтите совет эксперта о том, как лучше всего помочь, если ваш ребенок не вписывается в общество.
Социальное правило № 2: Говорите по очереди.
Это включает в себя:
- Слушать, когда другие говорят, и смотреть им в глаза
- Не перебивать
- Реагировать должным образом и в нужное время
Прочитайте об уловке, которую мама использует, чтобы заставить своего ребенка перестать перебивать.
Социальное правило №3: обращайте внимание на других.
Это включает в себя:
- Прекращение того, что вы делаете, чтобы вы могли слушать
- Чтение эмоций людей по их языку тела и выражению лица
- Изменение вашего поведения, чтобы соответствовать тому, что делают другие люди, например, успокоиться вместе с остальными номера
Получите советы о том, как помочь ребенку понять язык тела и выражение лица.
Социальное правило № 4: Думай о других, прежде чем действовать.
Это включает в себя:
- Не прикасаться без спроса
- Не перерезать линию
- Ожидание своей очереди
- Стоять на удобном расстоянии во время разговора
Изучите идеи, как научить ребенка соблюдать личное пространство. И посмотрите, как эксперт объясняет свою технику обучения детей личному пространству — с помощью хула-хупа!
Социальное правило №5: Сотрудничайте с другими.
Сюда входят:
- Следовать указаниям, когда вас просят
- Просить о помощи, когда она вам нужна
- Извиняться, когда это необходимо
- Быть гибким и открытым для новых идей
Узнайте, почему некоторым детям трудно следовать указаниям. И ознакомьтесь с советами, как заставить ребенка следовать указаниям.
Посмотрите, как подросток описывает, каково это бороться с неписаными социальными правилами.
Как помочь ребенку следовать социальным правилам
Вы можете начать с нарушения социальных правил так, чтобы ваш ребенок мог их понять и практиковать. Ролевые игры — хороший способ смоделировать поведение и помочь вашему ребенку попрактиковаться в реагировании на различные социальные ситуации. Вы также можете использовать любимые телепередачи вашего ребенка, чтобы сосредоточиться на чтении языка тела и других социальных сигналов.