Правило публицистический стиль: Публицистический стиль — Русский язык без проблем

Официально- деловой стиль


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


Стили общения

В профессиональном речевом общении используются, как правило, следующие стили

коммуникативного взаимодействия: официально-деловой,

научный,

публицистический,

бытовой (разговорный).

Официально- деловой стиль

Деловой стиль требует предельной точности речи, которая достигается прежде всего использованием терминов, как широко распространенных, так и узкоспециальных. Термины чаще всего обозначают:

— наименование документов: постановление, уведомление, запрос, договор, контракт, акт и др.;

  • наименование лиц по профессии, состоянию, выполняемой функции, социальному положению: педагог, судья, менеджер по продажам, брокер, президент компании, следователь, психолог, коммерческий директор, маркетолог, бухгалтер и пр.;
  • процессуальные моменты, например: осуществить экспертизу, провести допрос, выемку, аттестацию, сделать оценку или выполнить какие-то профессиональные действия (информировать, подготовить отчет, написать справку и т.
    п.).

  • Деловой стиль требует объективности информации. В документах недопустимо выражение субъективного мнения лица, составляющего текст, употребление эмоционально окрашенной лексики, вульгаризмов.

    Этот стиль характеризуется компактностью изложения, краткостью, экономным использованием языковых средств (КИЯ — коротко и ясно). Согласно данным психологических исследований, половина взрослых людей не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз, если фраза содержит более 13 слов. Кроме того, если фраза длится без паузы более 6 секунд, нить понимания обрывается. Фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух вообще не воспринимается.



Официальная сфера общения, повторяющиеся стандартные ситуации, четко ограниченный тематический круг деловой речи определяют ее
стандартизированность,
которая проявляется не только в выборе языковых средств, но и в формах документов. В них обязательны общепринятые формы изложения и определенное расположение структурно-композиционных частей: вводная часть, описательная часть, регулятивная и резюмирующая части.

В деловой речи широко используются речевые клише и речевые шаблоны, например:

— для выражения признания — приносим наши извинения за…;

— выражения просьбы — мы очень рассчитываем на вашу помощь в…;

-выражения одобрения и согласия — я полностью согласен с вашим мнением…;

-завершения разговора — я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы…

Деловой стиль является самым распространенным в повседневной практике формального общения.

Чем больше работники следуют этому стилю, тем больше в организации порядка, взаимопонимания и организационной культуры.

Скачать 59,49 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Русский язык и культура речи: Публицистический стиль

 

Общая характеристика публицистического стиля

Публицистический стиль (от лат. publicus – общественный) обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологических, общественно-экономических, культурных и других. Данный стиль является наиболее популярным их всех книжных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой информации: его образцы представлены на страницах газет, журналов, в оперативно издаваемых книгах и брошюрах, в материалах радио-, кино- и тележурналистов, а также в Интернете. 

Основными функциями публицистического стиля (публицистики) являются информирование (сообщение) и воздействие, причём первичной функцией является информирование. Публицистика позволяет массовой аудитории получать оперативную информацию о событиях в стране и мире, о новостях политики, науки, спорта и т. д. 

Таким образом, информация, содержащаяся в публицистических текстах, специфична. Её отличают:  как правило, злободневность и актуальность проблематики;  разнообразие содержания, поскольку публицистика отражает разные аспекты нашей жизни: политический, экономический, нравственный и т. д.; предназначенность массовой, весьма неоднородной и чаще всего рассредоточенной аудитории: ведь мы читаем газету, слушаем радио чаще всего в одиночку (исключение составляют кинозрители и отчасти телезрители, а также слушатели публичного выступления оратора, хотя интересы этой аудитории также могут быть весьма разнообразны; стилистическая неоднородность речевого  и визуального оформления. Не менее важна для публицистики функция воздействия (волюнтативная). Ведь в коммуникативное намерение автора входит не только сообщение на ту или иную тему, но  надежда на отклик читателя (слушателя), на общественный резонанс. 

Наряду с информацией фактологического плана,  публицистическое произведение содержит и её авторскую интерпретацию, оценку, комментарий. Оно воздействует на наши чувства и разум, и это влияние  осуществляется за счет не только эмоциональности, экспрессивности, но и продуманной логики изложения материала. Поэтому для аналитических жанров публицистики система аргументов, логических суждений является обязательной.  

Следует отметить также, что воздействовать  в публицистике можно как открыто, «прямолинейно», так и завуалировано. В последнем случае точка зрения автора (СМИ) может быть выражена, например, через порядок расположения (последовательность) журналистских материалов, через изобразительный ряд, интонацию радио- или телеведущего и т. д. 

Функция воздействия публицистики традиционно тесно связана с такими понятиями, как агитация и пропаганда. 

Агитация – это распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующих жизненную позицию массового адресата по конкретным ситуациям. Агитационные материалы передают идейно-эмоциональное отношение автора и СМИ к фактам, событиям, процессам и др. Типичным образцом агитации являются предвыборные листовки и видеоролики кандидатов. Пропаганда – это деятельность по распространению фундаментальных идей, знаний, формирующих массовое сознание, а также миросозерцание конкретного человека, дающая массовому адресату ценностные ориентиры для понимания процессов, происходящих в обществе.  

В первую очередь популяризируются взгляды, которых придерживается владелец и/или редакция СМИ (а также стоящие за ней общественно-политические силы), по кардинальным вопросам жизни. Так, например, «глянцевыми» изданиями последовательно пропагандируется буржуазный образ жизни. Названные выше функции в равной степени характерны и для публицистического стиля, и для журналистики, однако эти термины не следует отождествлять. Первый термин значительно шире, поскольку к публицистике, помимо жанров, представленных в средствах массовой информации, относятся также литературно-критические произведения, а также общественные (публичные) выступления на собраниях, митингах, пленумах и др. Публицистические произведения издаются в виде книг; да и многие школьные сочинения и эссе также носят публицистический характер. 

Таким образом, создать публицистический текст, выражая в нём  собственное мнение по поводу тех или иных событий и явлений, способен любой человек, владеющий публицистическим стилем. Однако в нашем обыденном сознании термин публицистика прежде всего ассоциируется всё же с журналистикой (журналистами) и политикой (политиками). 

Публицистика существует как в письменной, так и в устной форме. Поскольку смотрят и слушают сегодня гораздо больше, чем читают и пишут, особое значение в современных условиях приобретает радио- и телепублицистика.  Кроме того, существуют публицистические жанры, совмещающие словесный и визуальный компоненты: плакат, карикатура, теле- и радиопередачи, театрально-драматические постановка и др.  

18 основных правил журналистики

Writers Write — это исчерпывающий ресурс по писательскому мастерству. Наш приглашенный блоггер перечисляет 18 основных правил журналистики для писателей.

Гостевой пост

«Основные правила журналистики» служат вашей шпаргалкой по правилам игры. Они, по крайней мере, по моему скромному мнению, составляют хорошего журналиста и хорошую журналистику. На их запись меня частично вдохновили «Заповеди игры на гитаре» капитана Бифхарта (я всегда был ярым поклонником), мои различные курсы, предлагаемые журналистам, и, наконец, мои собственные ошибки.

У вас есть мое разрешение распечатать их и держать под рукой (или, в истинном стиле заповеди, хранить на планшете).

#1: Задавайте вопросы.

Одним из главных достоинств журналиста является его природное любопытство. Начните со знаменитого с пятью буквами W (и одной H) , а затем спросите еще. Спрашивая «почему?», вы получаете хорошие вещи.

#2: Раскопайте историю.

Если вы думаете, что знаете всю историю, покопайтесь еще. Самые увлекательные части истории часто находятся прямо под поверхностью.

#3: Выучите язык.

Основным инструментом журналиста является язык. Читайте как можно больше и как можно чаще, исследуйте странные слова и архаичные поговорки, смотрите, что стоит за этимологией. Изучите шаблоны языка и как их использовать.

#4:
Орфография имеет значение.

Перепроверьте, если вы не уверены в правописании или стиле (особенно в случае имен), и внимательно прочитайте сообщения и статьи перед отправкой.  

#5:
Знай свою публикацию.

Прежде чем делать презентацию, узнайте стиль публикации, состав редакции и содержание. Публикации, как правило, более чем рады предоставить старые выпуски. Если вы не можете найти руководство для авторов, отправьте короткое вступительное электронное письмо с запросом их.

#6: Контакты — это ваша карьера.

Контакты (и ваша репутация среди этих контактов) — это вся ваша карьера. Редакторы, источники и интервьюируемые — все это жизненно важные части журналистского процесса. Без них вы были бы облажались.  

#7: Если это не для протокола, держите его в таком виде.

Надежные источники расскажут вам все самое пикантное, увлекательное, скандальное и личное из вашей карьеры журналиста, часто неофициально. Заткнись.  

#8: Три — золотое число.

Помните о правиле трех: иметь по крайней мере три надежных подтверждающих источника для каждого факта; по три интервьюера на каждую статью; и прочитайте произведение не менее трех раз, прежде чем сесть менять запятая — это хотя бы .  

#9: Отказ — это возможность.

Отклонение статьи означает, что вы только что открыли линию связи с новым редактором — поздравляем. Шаг снова. Отказ также дает вам возможность продать историю в другом месте: иногда отказ просто означает, что это неправильно для них  

#10: Редакторы — это учителя.

Вы можете чертовски многому научиться на опыте своих редакторов, и если вам представится такая возможность, вы должны это сделать. Они отважились на поле журналистской битвы раньше вас, так что вы можете доверять их правки и советы. Обычно они правы.  

#11: Следите за количеством слов.

Да, вы можете сделать это в назначенном количестве слов, и редактор либо заставит вас добавить, либо вырезать, если вы этого не сделаете. Здесь всегда знают лучше. (Запомните этот ключевой совет из «Элементы стиля» и повторяйте его как свою ежедневную мантру редактирования: опускайте ненужные слова. )  

#12: Сроки святы.

Крайние сроки существуют по одной причине: никогда не пропускайте крайний срок, если только вы не дееспособны или мертвы. Если вам нужно, сообщите об этом своему редактору заранее и у вас должна быть чертовски веская причина. Затем не делайте этого снова. Сравните крайние сроки с менструальными циклами: если вы пропустите один из них, вы можете просто испытывать стресс. Если вы пропустите несколько, у вас будут проблемы.  

#13: Знайте закон.

Журналистика может привести вас в странные места. Убедитесь, что вы всегда знаете закон и на чьей стороне вы стоите.  

#14: Всегда проводите исследования.

Убедитесь, что ваше исследование безупречно и что вы всегда можете сопоставить, какой источник дал какой факт. Используйте перекрестные ссылки, найдите информацию из первых рук и проведите предварительное исследование, прежде чем запрашивать, планировать или проводить интервью.  

#15: Обрисуйте это в общих чертах.

К тому времени, когда вы представите идею, набросайте и подготовьте ее скелет. Таким образом, у вас будет вся информация, и это облегчит вашу и их работу. Ваш план должен включать предлагаемый заголовок статьи, подзаголовки и разделы статьи (здесь вы можете записать факты в качестве ключевых слов) и тех, у кого вы будете брать интервью.  

#16: Сохраняйте и регистрируйте все.

Храните предыдущие заметки, интервью , источники, записи, многое другое: вы никогда не знаете, когда вам это понадобится, и, вероятно, вам это понадобится.

#17: Берегите свои пороки.

Многие великие журналисты были искалечены или полностью уничтожены своими пороками – и это может быть что угодно: переутомление, кофе, маниакальные упражнения, болеутоляющие или более тяжелые наркотики. Что бы ни было у вас, держите его под контролем или рискуйте своей работой.

#18: Burnout — бешеная клыкастая обезьяна.

Выгорание — это миф, пока вы не там . Это умственный и физический захват вашего двигателя письма, и если вы не найдете способ расслабиться, вы доберетесь до него намного быстрее.

by Алекс Дж. Койн

Об авторе: Алекс Дж. Койн — независимый журналист, писатель и лингвист. Он писал для различных международных изданий, блогов и клиентов, включая журнал People, Funds for Writers, The Dollar Stretcher, The Investor, CollegeHumor и Great Bridge Links, среди прочих. Дополнительную информацию о его статьях и курсах для журналистов можно найти у Алекса Дж. Койна.

Если вам понравилось, прочитайте другие его посты:

  1. 9 практических советов, как писать быстрее
  2. 6 способов, которыми Bridge может сделать вас лучшим писателем
  3. Бесценные советы по безопасности для журналистов
  4. 12 Ресурсы архива газет для журналистов и писателей
  5. 18 основных правил журналистики
  6. 9 вещей, которые могут (и произойдут) пойти не так, когда вы проводите собеседование
  7. 8 уроков фриланса о деньгах, которым меня научили
  8. Ключи от скелета: история ужасов, которая напугает всех писателей

Главный совет : Узнайте больше о наших рабочих тетрадях и онлайн-курсах в нашем магазине .

Опубликовано: 17 марта 2017

Пять правил журналистского письма | Эдуссон

Если вы только начинаете изучать журналистику, вы, вероятно, не знакомы с пятью основными правилами журналистского письма. Это золотые правила; те, которые будут следовать за вами на протяжении всей учебы в школе и продолжатся в вашей карьере. На самом деле, вы, вероятно, не избавитесь от них, пока не выйдете на пенсию.

Эти законы настолько укоренились в учебной программе студентов-журналистов, что их нелегко забыть или отодвинуть в сторону. Сломайте один, и вы можете столкнуться с серьезными последствиями. Некоторые студенты были исключены из своих колледжей, удалены из своих университетов или уволены из своих комнат для сотрудников газеты за нарушение правил.

Почему? Потому что журналистика — это карьера, которая влияет на огромное количество людей. Ко всему, что написано, можно относиться серьезно, и это оказывает большое давление как на автора, так и на публикацию, чтобы все было правильно.

С профессиональной точки зрения было бы неправильно нарушать эти правила. И, иногда, это может даже оказаться юридическим вопросом.

Предоставлено: unsplash.com

1. Не занимайтесь плагиатом

Вы, наверное, слышали это с начальной школы, независимо от того, собирались ли вы изучать журналистику или нет. Плагиат — это билет в один конец из колледжа и очень простой способ столкнуться с гражданскими обвинениями. В реальном мире на вас могут подать в суд за использование чужой работы без указания автора. В колледже вам могут поставить ноль или вообще выкинуть.

Легко не заниматься плагиатом, если вы знаете, как правильно цитировать. Как в формате MLA, так и в формате APA предусмотрены схемы этих цитат, и большинство преподавателей описывают то, что они ищут, когда вы начинаете свой курс.

2. Работайте ногами

Если вы придумываете свои истории, они будут преследовать вас. Самым печально известным нарушением этого правила был человек по имени Стивен Гласс.

Теперь известный как король лжи, Гласс сфабриковал свои истории, источники и информацию. Он был уволен среди урагана плохой рекламы, когда история вышла, разрушив его репутацию и его карьеру.

Если ты не хочешь работать ногами, тебе не стоит идти в журналистику. Может показаться, что придумывать что-то легко, когда речь идет только о занятиях в колледже. И, может быть, вы даже можете уйти от него. Но это очень неприятная привычка, и она ведет вниз по скользкой дорожке.

3. Используйте точные цитаты

Самый простой способ попасть в суд за клевету или клевету — это вырвать цитату из контекста и опубликовать ее. Журналисты несут ответственность за запись своих собственных интервью. Некоторые предпочитают писать свои заметки стенографией; другие используют аудиоустройство. Любой из них просто прекрасен, пока текст точен. Есть некоторые мужчины и женщины, которые во время интервью будут придирчивы к конкретным словам и фразам. Неправильное цитирование кого-либо является очень серьезным нарушением, особенно когда это имеет последствия, которые наносят ущерб их репутации.

4. Избегайте анонимных источников

Это правило не такое уж черное и белое. Если вы можете избежать использования анонимного источника, вы должны это сделать. Иногда это означает быть твердым во время интервью и настаивать на том, чтобы ваш вопрос попал в протокол. Если они откажутся, возможно, вам придется жить без их содержания.

Если статья не может быть запущена без предоставленной ими информации, и они настаивают на сохранении анонимности из соображений безопасности, вы обычно можете сделать исключение. Однако вам придется найти другой способ проверить историю. Работа с одним анонимным источником не очень заслуживает доверия, и, вероятно, читатели не поверят.

Когда дело доходит до дела, положение вашего анонимного источника является наиболее важной частью проблемы. Если то, что они говорят, может привести к их увольнению или причинению вреда, вы можете объяснить эту информацию в истории, добавив немного правдоподобия этой части. Вам нужно будет поговорить с вашим профессором или редактором, если вы когда-нибудь столкнетесь с этой проблемой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *