Тест люшера как пройти правильно: Как правильно пройти тест Люшера

Психологические тесты при приеме на работу. Совет

Готовясь к собеседованию, каждый пытается продумать все до мелочей — как правильно одеться и как себя вести, как ответить на вопросы о причине ухода с предыдущей работы и о желаемом размере зарплаты. Но вот различные психологические тесты при приеме на работу иногда загоняют соискателей в тупик и заставляют их показать свои недостатки.

Психологические тесты могут использоваться как на начальном этапе — чтобы отсеять большинство кандидатов, так и на заключительном — чтобы окончательно убедиться, что соискатель действительно подходит на эту должность, сможет справляться с поставленными задачами, найдет общий язык с коллегами и руководством. Тесты бывают устными и письменными. Письменные можно разделить на интеллектуальные, личностные и квалификационные.

Интеллектуальные тесты используют для того, чтобы определить общий уровень интеллекта кандидата, его способность к логическому мышлению, уровень образованности и воспитания.

Используют числовые, лингвистические, пространственные задания, тесты на определение уровня IQ. Такие тесты могут содержать общие вопросы или быть привязанными к профессии.

Квалификационные, или профессиональные, тесты используются для определения уровня квалификации, навыков и профессиональных знаний. Это могут быть общие вопросы о том, на каком уровне вы владеете компьютером или иностранными языками, или практические задания, которые помогут работодателю определить уровень вашей подготовки более подробно.

Личностные тесты, как правило, не являются основным критерием при приеме на работу. Но они очень важны для определения того, как человек вольется в коллектив, насколько ответственно будет работать, как справится с конфликтами и стрессовыми ситуациями, какую атмосферу будет создавать в коллективе. Конечно же, можно ответить «правильно» на все вопросы, но лучше всего не лгать, потому что уже после нескольких недель работы ложь раскроется. Иногда задают вопросы личного характера — молодых женщин могут спросить, когда они собираются уходить в декрет и сколько детей хотят родить в будущем.

Простейшие тесты совмещают в себе вопросы на определение личностных качеств и профессиональной подготовки. Чаще всего используются при приеме на низкие должности.

К устным психологическим тестам на собеседовании можно отнести тест Люшера, ситуативные задачи и стрессовое интервью.

В цветовом тесте Люшера кандидату предлагают разместить карточки разных цветов от наиболее до наименее приятных. Чаще всего используют красный, желтый, зеленый, синий, серый, фиолетовый, коричневый и черный цвета. Желтый означает потребность в постановке цели, красный — потребность в действии, зеленый — стремление самоутверждаться, синий — потребность к постоянству и безопасности, серый — усталость, фиолетовый — уход от действительности, коричневый — потребность в защите, черный — депрессию. Считается, что первые две карточки указывают на стремления человека, две следующие — показывают истинное положение дел. Лучше всего, если в первой четверке вы разместите красный, желтый, зеленый и синий цвета, а во второй — все остальные.

При стрессовом интервью соискателя ставят в различные неловкие ситуации, стремятся вывести его из себя — повышают голос, провоцируют, задают вопросы личного характера. Главное — не потерять самообладания и не поддаться на провокацию.

Ситуативные задачи, или кейсы, помогают определить аналитические способности кандидата и уровень его профессионализма в нестандартных ситуациях. Чаще всего такие задания предлагаются кандидатам на ответственные должности.

Чтобы пройти все эти психологические тесты, перед собеседованием поищите варианты ответов и интернете и как следует подготовьтесь. Самое главное при прохождении тестирования — то, как вы будете себя вести. Отвечайте быстро, особо не задумываться, предельно честно, но и не перечисляйте все свои недостатки.


Тест Люшера для HR? Да вы, наверное, шутите?

Хотелось бы отдельно сказать несколько слов о проблемах связанных с практикой использования теста Люшера. В том числе и в HR-сфере.

Основной их источник, как представляется — это непреходящая и светлая вера в волшебную палочку созданную каким-нибудь всемирно известным волшебником. Согласно вере, палочка волшебным образом осчастливит обладателя, даст ему неограниченные возможности а также избавит от необходимости думать своей головой. Как ни печально, в поисках такого волшебства многие люди склонны увлекаться. Что, с одной стороны, приводит к заметной умственной ограниченности, а с другой — к потере связи с реальностью. В полном соответствии с принципом — если реальность не соответствует моим представлениям о ней — тем хуже для самой реальности.

Интересуясь компьютерной психодиагностикой ещё будучи студентом психфака Томского университета я как-то обнаружил весьма любопытную программную модификацию восьмицветового теста Люшера. Программа была разработана Вадимом Сысуевым — владельцем сайта «Психология и лингвистика» и называлась «Объективный тест Люшера». Порядок работы с программой следующий. Пользователю в случайной последовательности демонстрируются прямоугольники восьми цветов. На появление каждого такого цветного прямоугольника он должен отреагировать нажатием клавиши «Пробел». В итоге, после нескольких циклов появляется график отражающий последовательность цветовых предпочтений. Пример такого графика приведён ниже.

В качестве идеи для создания программы послужила гипотеза о том, что время реагирования пользователя на цвет пропорционально значимости данного цвета для тестируемого. Если цвет субъективно воспринимается как более приятный — реакция будет более замедленной, если он воспринимается как менее приятный — напротив. Причём графические результаты, отражающие и среднее время реагирования и среднее отклонение времени реакции на тот или иной цвет дают дополнительную информацию, которую с помощью классического теста Люшера получить просто невозможно.

Впрочем, что меня заинтересовало больше всего — это принципиальная невозможность сознательного или даже неосознанного искажения, фальсификации результатов тестирования именно теми испытуемыми, которые хорошо знакомы с концепцией Люшера.

Впечатлившись возможностями этой тогда ещё новой и только что появившейся программы я, по случаю, попытался обратить на неё внимание одного из наших преподавателей. Она в ту пору уже имела докторскую степень и для какого-то своего очередного исследования попросила ряд студентов — в том числе и меня — пройти тест Люшера. Я сказал ей что данный тест нам уже хорошо знаком, а стало быть, результаты тестирования могут быть сомнительны. После чего вкратце описал программу Сысуева, принцип работы которой предполагает изящное решение проблемы достоверности тестирования.

На это доктор наук без тени сомнения заявила, что проблема полностью надумана ибо, согласно её авторитетному мнению, знание интерпретаций цветов на их выборе никак не отражается и отражаться не должно. Я понял, что со своим наивным желанием поделиться инновацией несколько переусердствовал, извинился и на этом тема была закрыта.

С тех пор ни обсудить с кем-то разработку Вадима Сысуева, ни убедиться в состоятельности той идеи которая лежит в её основе мне так и не довелось. Во-первых, ни одного знакомого психолога использующего тест Люшера тема эта никак не заинтересовала. Во-вторых, ни одной научной работы, где данная модификация теста Люшера упоминается, я за долгие годы так и не встретил. При этом я даже знаю почему — Макс Люшер в своих книгах ничего не писал о Вадиме Сысуеве.

Почему же я о нём решил вспомнить?

Сам я отнюдь не могу назвать себя специалистом хорошо разбирающимся в концепции Люшера. Моё знакомство с ней ограничено лишь курсом психодиагностики в рамках университетской программы, и я даже не всегда могу вспомнить сколько карточек используется в его тесте. Тем не менее, даже прослушанного курса, а также прочитанной литературы мне вполне достаточно чтобы чётко понимать — результаты теста Люшера будут недостоверны абсолютно для всех, кто хоть как-то знаком с предлагаемой им трактовкой цветов. И чьё-либо «авторитетное мнение» или же просто игнорирование этот научный факт никак собой отменить не смогут.

Лично для меня, судьба идеи воплотившейся в разработке Вадима Сысуева — это  печальный показатель состояния российской психологии. Дело здесь не только в заметном отсутствии каких-то свежих фундаментальных идей или новых практических разработок. Развитие, а также использование уже существующих инструментов и концепций часто напоминает что-то среднее между мифотворчеством и шаманскими ритуалами.

Так, например, в одном рекрутинговом агентстве Томска мне довелось своими глазами наблюдать как нанятый психолог использовал тест Люшера в качестве инструмента для отбора кандидатов на некую должность. Меня тогда это очень сильно удивило — я всегда был твёрдо убеждён в том, что сфера диагностики данного теста ограничена текущим психоэмоциональным состоянием тестируемого, а также вероятными причинами такого состояния. Какое отношение всё это имеет к предполагаемой работе, с учётом того, что само психоэмоциональное состояние может заметно меняться, причём меняться в достаточно короткие сроки?

Уже много лет спустя мне, в качестве психолога, довелось некоторое время работать в службе соцподдержки. Руководителем отдела была одна эксцентричная дама когда-то закончившая психфак Томского педуниверситета. И как то раз у нас произошёл с ней разговор, где она пыталась убедить меня в том, что тест Люшера, помимо прочего, допускает диагностику личностных характеристик испытуемого. Я спросил как такое возможно, на что получил многозначительно-загадочный  ответ, который звучал примерно так: «От переживаемых эмоций мы переходим к личности».

Двух этих событий оказалось достаточно, чтобы я заинтересовался темой чуть больше чем того требовала необходимость. В итоге обнаружилось, что источником зла, пагубно влияющим на неокрепшие умы российских психологов (включая тех, кто занят в сфере HR), является изданная в начале нулевых книга Петра Всеволодовича Яньшина «Введение в психосемантику цвета». В ней автор сообщает об исследованиях, где ему удалось обнаружить некоторую связь между предпочтением определенных цветов теста Люшера и индивидуальными особенностями субъекта.

Что ж, я вполне могу допустить что Яньшин прав и такая связь действительно есть. Хотя, наверное, стоило-бы чуть более детально разобраться с тем насколько корректно эти исследования были проведены. Тем не менее главный вопрос здесь совсем в другом — следует ли из этого, что тест Люшера может использоваться для психодиагностики личности?

Правильно ответить на него поможет книга «Психометрика», написанная Майклом Фером и Верном Бакараком. Издана она была в конце нулевых и вот что авторы пишут в главе «Валидность. Теоретические основы»:

Идея о том, что цветовые предпочтения говорят что-то о личности респондента, достаточно интересна, но является ли интерпретация цветовых предпочтений валидной? Обзор научной литературы не дает практически никаких оснований считать цветовые предпочтения валидными в качестве инструмента, измеряющего личностные характеристики.

После чего делают вполне ожидаемый вывод:

…менеджер по персоналу, использующий любую из версий Цветового теста, должен быть готов защищать свое решение в суде. Поскольку очевидно, что научные доказательства валидности теста как показателя свойств личности весьма незначительны, у кандидатов, которым было отказано в приеме на работу на основании результатов тестирования, есть законные основания быть недовольными и подать в суд.

Да и может ли быть иначе, если тест Люшера изначально создавался для оценки текущего психоэмоционального состояния, и валиден лишь в качестве именно такого инструмента? В его использовании для диагностики личностных особенностей смысла ровно столько же, сколько в беге на лыжах по асфальту.

Учитывать стоит и то, что прочесть или даже что-то услышать о классическом восьмицветовом тесте Люшера мог каждый кто не жил в диком лесу последние десять лет. А стало быть тест этот давным-давно не соответствует требованиям достоверности, то есть не защищён от сознательной или неосознанной фальсификации. И место ему в музее. Равно как и тем психологам которые прикипели к нему душой.

Это, конечно же, не относится к модификациям подобным «Объективному тесту Люшера» Вадима Сысуева.

Что же касается использования любой модификации теста Люшера HR-ами при подборе персонала, этот вопрос даже не должен стоять — однозначно нет.

Оценка эмоциональной сферы детей с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода

  1. Фриденсон-Хайо Ш. , Берггрен С., Лассаль А. и др. Распознавание базовых и сложных эмоций у детей с аутизмом: межкультурные данные, Mol. Аутизм , 2016, том. 7, нет. 1, с. 52.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  2. Велиева С.В., Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие . СПб: Речь, 2005.

    900 10
  3. Денисова, Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста 3 7 лет . Волгоград: Учитель, 2020. 9. Н.Д.0007

  4. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста . М.: ПЭБ, 2007.

  5. Хамфри Н., Каламбука А., Вигельсворт М. и др., Показатели социальных и эмоциональных навыков у детей и молодежи: систематический обзор, Educ. Психол. Изм. , 2011, том. 71, нет. 4, с. 617.

    Артикул Google Scholar

  6. Новицки С. и Дьюк М.П., ​​Индивидуальные различия в невербальной передаче аффекта: диагностический анализ шкалы невербальной точности, J. Nonverbal Behav. , 1994, том. 18, нет. 1, с. 9.

    Артикул Google Scholar

  7. Nowicki, S., Jr. и Carton, J., Измерение эмоциональной напряженности по выражению лица, J. Soc. Психол. , 1993, том. 133, нет. 5, с. 749.

    Артикул пабмед Google Scholar

  8. Лебединский В.В., Нарушения психического развития в детском возрасте , Москва: Моск. ун-та, 2003.

  9. Никольская О.С., Баенская Э.Р., Либлинг М.М. и др., Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение (Autistic Child and Adolescent: How to Help), Москва: Теревинф, 2005.

  10. Samson, A.C., Hardan, A.Y., Podell, R.W., et al., Регуляция эмоций у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра, Autism Res. , 2015, том. 8, нет. 1, с. 9.

    Артикул пабмед Google Scholar

  11. Nuske, H.J., Hedley, D., Woollacott, A., et al., Задержки развития стратегий регуляции эмоций у дошкольников с аутизмом, Autism Res. , 2017, том. 10, нет. 11, с. 1808.

    Артикул пабмед Google Scholar

  12. Бек, К.Б., Коннер, С.М., Брайтенфельдт, К.Е., и др., Оценка и лечение нарушений регуляции эмоций при расстройствах аутистического спектра на протяжении всей жизни: текущее состояние науки и будущие направления, Child Adolesc. психиатр. клин. Север Ам. , 2020, том. 29, нет. 3, с. 527.

    Артикул Google Scholar

  13. Mazefsky, C.A., Herrington, J., Siegel, M., et al. Роль регуляции эмоций при расстройствах аутистического спектра, J. Am. акад. Ребенок-подросток. Психиатрия , 2013, т. 1, с. 52, нет. 7, с. 679.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  14. Samson, A.C., Phillips, J.M., Parker, K.J., et al., Дисрегуляция эмоций и основные черты расстройств аутистического спектра, J. Autism Dev. Беспорядок. , 2014, том. 44, нет. 7, с. 1766.

    Артикул пабмед Google Scholar

  15. Ахенбах, Т.М. и Раффл, Т.М., Контрольный список поведения ребенка и соответствующие формы для оценки поведенческих/эмоциональных проблем и компетенций, Pediatr. Ред. , 2000, том. 21, нет. 8, с. 265.

    Артикул КАС пабмед Google Scholar

  16. Бут, А.Дж., Роджерс, Дж.Д., Волкер, М.А., и др., Психометрические характеристики DANVA-2 у высокофункциональных детей с РАС, Дж. Аутизм Dev. Беспорядок. , 2019, том. 49, нет. 10, с. 4147.

    Артикул пабмед Google Scholar

  17. Стеркенбург П.С., Кемпельманн Г.Е.М., Хентрих Дж. и др., Шкала эмоционального развития – краткая: надежность и достоверность в двух выборках детей с умственной отсталостью, Рез. Дев. Инвалид. , 2021, том. 108, с. 103821.

    Артикул КАС пабмед Google Scholar

  18. Ляксо Е., Фролова О., Клешнев Е. и др., Апробация метода эмоционального развития ребенка (CEDM), в Companion Publication of the International Conference on Multimodal Interaction 2022 (ICMI ’22 Companion) , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 2022, с. 201.

  19. Харт, С., Психометрические свойства шкалы эмоционального развития: исследование надежности и валидности, включая поправки с помощью метода взаимодействия Маршака и нейроаффективного ментализирующего интервью, Докторская диссертация , Ольборг, Дания: Ольборгский университет, 2018, с. 195.

  20. Schopler, E., Reichler, R.J., DeVellis, R.F., and Daly, K., К объективной классификации детского аутизма: Шкала оценки детского аутизма (CARS), J. Autism Dev. Беспорядок. , 1980, том. 10, нет. 1, с. 91.

    Артикул КАС пабмед Google Scholar

  21. Барон-Коэн, С., Уилрайт, С., Хилл, Дж., и др., Тест «Чтение мыслей по глазам», пересмотренная версия: исследование с нормальными взрослыми и взрослыми с синдромом Аспергера или высокофункциональный аутизм, Дж. Детская психология. Психиатрия , 2001, вып. 42, нет. 2, с. 241.

    Артикул КАС пабмед Google Scholar

  22. Ляксо Э. и Фролова О. Показатели раннего развития позволяют прогнозировать особенности речи детей-аутистов, в Companion Publication of the International Conference on Multimodal Interaction 2020 (ICMI ’20 Companion) , 2020, p. 514.

  23. Харт С. и Якобсен С.Л. Зоны ближайшего эмоционального развития — психотерапия с нейроаффективной точки зрения, стр. 9.0005 J. Младенец Ребенок Подросток. Психотер. , 2018, том. 17, нет. 1, с. 28.

    Артикул Google Scholar

  24. Харт С. и Якобсен С.Л., Шкала эмоционального развития: оценка эмоциональных способностей детей в возрасте от 4 до 12 лет, J. Infant Child Adolesc. Психотер. , 2019, том. 18, нет. 2, с. 185.

    Артикул Google Scholar

  25. Ляксо Е., Фролова О., Рубан Н., Мекала А. М. Классификация эмоциональной речи ребенка по человеку на двух языках: русском и тамильском, Речь и компьютер , Карпов А. и Потапова Р., ред., т. 1, с. 12997 из конспектов лекций по информатике , Cham: Springer-Verlag, 2021, с. 384. https://doi.org/10.1007/978-3-030-87802-3_35.

  26. Аморим, М., Аникин, А., Мендес, А.Дж., и др., Изменения в голосовом распознавании эмоций на протяжении всей жизни, Emotion , 2021, vol. 21, нет. 2, с. 315.

    Артикул пабмед Google Scholar

  27. Морнингстар, М., Нельсон, Э.Э., и Диркс, М.А., Созревание распознавания голосовых эмоций: выводы из литературы по развитию и нейровизуализации, Neurosci. Биоповедение. Ред. , 2018 г., том. 90, с. 221.

    Артикул пабмед Google Scholar

  28. Херба С.М., Ландау С., Рассел Т. и др., Развитие обработки эмоций у детей: влияние возраста, эмоций и интенсивности, J. Child Psychol. Психиатрия , 2006, том. 47, нет. 11, с. 1098.

    Артикул пабмед Google Scholar

  29. Коварски К., Шарпантье Дж., Хуи-Дюран Э. и др. Эмоциональное выражение визуального несоответствия негативности у детей, Dev. Психобиол. , 2022, том. 64, нет. 7, с. е22326.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  30. Китинг, К.Т. и Кук, Дж. Л., Выработка и распознавание выражения лица при расстройствах аутистического спектра: меняющийся ландшафт, стр. 9.0005 Ребенок-подросток. психиатр. клин. Север Ам. , 2020, том. 29, нет. 3, с. 557.

    Артикул Google Scholar

  31. Сапок, Т., Барретт, Б.Ф., Вандевельде, С. и др., Шкала эмоционального развития — Краткая, Res. Дев. Инвалид. , 2016, том. 59, с. 166.

    Артикул пабмед Google Scholar

  32. Ляксо Е., Фролова О., Калиев А. и др., AD-Child.Ru: Речевой корпус для русских детей с атипичным развитием, Конспект лекций по информатике , 2019, том. 11658, с. 299.

  33. Перес-Эспиноса, Х., Мартинес-Миранда, Дж., Эспиноса-Куриэль, И., и др., IESC-Child: интерактивный эмоциональный детский речевой корпус, Comput. Речь Ланг. , 2020, том. 59, с. 55.

    Артикул Google Scholar

  34. Цао Г., Тан Ю., Шэн Дж. и Цао В., Распознавание эмоций по речевым сигналам детей с использованием глубокого обучения временных рядов на основе внимания, Материалы Международной конференции IEEE по биоинформатике и биомедицине 2019 г., 18–21 ноября 2019 г. , Сан-Диего, Калифорния, 2019 г., с. 1296.

  35. Ландовска А., Карпус А., Завадска Т. и др., Автоматическое распознавание эмоций у детей с аутизмом: систематический обзор литературы, Sensors (Базель), 2022, том. 22, нет. 4, с. 1649.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  36. Garcia-Garcia, J.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *