Виды техники и правила слушания: Виды и техники слушания

Что такое техника пассивного слушания с описанием правил и примерами

Довольно большую часть нашей жизни заполняет общение с другими людьми. Общение может быть формальным, в рамках рабочего процесса, или неформальным – с близкими людьми, например. За день ты слышишь очень много информации, перерабатываешь её или просто забываешь. В разных ситуациях это разное слушание. Ведь не зря говорят, что есть большая разница между тем, чтобы слушать и слышать.

Эта разница заключается в том, на сколько точно ты понимаешь собеседника. Слышать – почти синоним слова понимать. А вот слушать можно, как говорится, «вполуха». Это значит, что ты, конечно, слышишь рядом говорящего, но не вникаешь глубоко в смысл его текста и не включаешься эмоционально. И даже такое пассивное слушание бывает полезно обеим сторонам.

В этой статье:

Разные виды включённостиПассивное слушание – тоже трудПассивное слушание горяПассивное слушание радости и счастьяПравила использованияТипы слушателейГде пригодится навык пассивного слушанияКак улучшить навыки пассивного слушания

Новости СМИ2

Разные виды включённости

Фото автора Anna Shvets: Pexels

Существуют разные виды слушания. Выделяют обычно активное и пассивное. В некоторых классификациях отдельно выделяют эмпатическое слушание. Они отличаются по степени включённости. Активное слушание сопровождается уточняющими вопросами, различными отзеркаливающими техниками.

Активное слушание больше похоже на диалог. Оно помогает человеку лучше разобраться в какой-то проблеме, особенно если есть ощущение запутанности. Вопросы со стороны и обратная связь от слушателя помогают посмотреть на ситуацию под новым углом.

Эмпатическое слушание похоже на активное, но здесь акцент делается именно на эмоции. Тому, кто говорит, очень важно получать эмоциональный отклик на свой рассказ. Эмпатический слушатель искренне сопереживает человеку, вместе с ним злится или плачет, радуется или гневается. Эмпатическое слушание – это проявление чувств, присоединение к говорящему.

Пассивное слушание предполагает минимальную включённость. Здесь не нужно уточняющих вопросов или проявления чувств. Слушатель даёт максимальную свободу говорящему, спокойно присутствуя рядом. Это самая простая техника, на первый взгляд. Хотя по трудоёмкости не уступает двум другим.

Что такое техника пассивного слушания?

Пассивное слушание – тоже труд

Не всегда это легко – просто слушать другого человека. Казалось бы, чего проще? Но ведь у каждого человека есть своё отношение ко всему, своё мнение. А уж если пришла подруга с бедой, то ты-то точно со стороны лучше видишь! Это неосознаваемая особенность мышления каждого человека. Ведь, если честно признаться, то каждый человек считает себя умным и правым.

Стремление быть первым, лучшим и всегда правым – это, так сказать, базовые настройки каждого человека. Это вложено в нас глубоко в подсознании.

Отдельный бонус – стремление давать советы. Это присуще особенно женщинам. Тут и материнский инстинкт, и просто искренняя невозможность оставаться в стороне, когда что-то случается у близкого человека. Так и хочется поделиться самыми умными мыслями, житейской мудростью и лавиной чувств.

Но иногда человеку действительно нужны только «свободные уши». Ведь бывают моменты, когда необходимо просто выговориться, разделить с кем-то то, что болит внутри. Человеку может быть очень нужна возможность монолога, чтобы ему дали место и время выговориться.

Пассивное слушание – это предоставление другому свободы говорить, выражать эмоции, быть естественным.

Пассивное слушание горя

Техника пассивного слушания хорошо подходит в поддержании проживания горя, утраты. Когда, например, у твоей подруги умер кто-то из близких, или серьёзно болен. Здесь не нужно лишних расспросов, какого-то анализа ситуации. Неуместны и советы о том, как взбодриться и перестать плакать, переживать.

Когда у человека горе, неприятности, больше всего ему нужно, чтобы его просто слушали. Чтобы присутствовали рядом, не осуждали, не пытались изменить его чувства или мысли. Это может оказаться очень сложным – просто быть рядом с тем, кому плохо. Это особе искусство – слушать, принимать, контейнировать.

Giphy

Если человек переживает смерть близкого, то ему будет легче, если он сможет говорить об этом человеке столько, сколько ему потребуется. Пассивное слушание создаёт условия для этого. Человеку нужно просто говорить, плакать, замолкать и делать паузы, потом продолжать говорить, когда он будет готов.

Такому человеку можно сказать, что ты готова его слушать и быть с ним рядом, разделить с ним утрату. Это будет самая лучшая, правильная поддержка.

Так же с расставаниями, разводами. Если твоя подруга переживает эти неприятности, будь готова просто слушать и быть рядом. В этом и есть дружеская поддержка. На начальном этапе переживания расставания, развода или другой потери очень важно поддержать горе и слёзы близкого человека.

В любом горе первая стадия – это шок и отрицание. Если человек уходит в отрицание, это закончится в итоге депрессией и опустошением. Это не помогает правильно прожить и отпустить горе. Очень важно поддержать естественный процесс горевания близкого. Если ты видишь, что твою подругу «несёт» не туда после развода, предложи ей просто поговорить. Спроси как она себя чувствует и просто дай ей говорить, слушай внимательно, включайся все своим присутствием. Но не управляй беседой, а просто слушай.

Фото автора Klaus Nielsen: Pexels

Такие беседы помогают людям вернуться к себе, к своим настоящим переживаниям.

Пассивное слушание радости и счастья

Радость, как и горе, бывает не с кем разделить. А к этому добавляется ещё страх зависти и всякого сглаза. Поэтому и с большими радостями люди часто остаются одиноки. Пассивное слушание и здесь помогает человеку.

На самом деле большая радость и счастливые события – такой же стресс, как и негативные! Что такое стресс? Это слишком большой и внезапный иногда объём новизны, обрушивающийся на человека. Психика не может сразу обработать этот объём новизны и адаптируется постепенно. Все сопутствующие реакции и процессы называют одним простым словом – стресс.

Тоже самое и с радостью! Например, встреча любви, своей половинки, свадьба. Это очень большой объём новизны. Новый человек, сильное чувство, которое захватывает, большие, кардинальные перемены в жизни, перемены внутренние. Всё это психика должна обрабатывать. Не зря невесты часто худеют и плачут. Это реакция на стресс.

Пассивное слушание здесь просто лекарство. Если ты видишь, что твоя подруга трясётся в любовной лихорадке и плохо спит, предложи ей просто поговорить об этом. Пассивное слушание даст ей возможность снять напряжение, рассказывая все события, свои чувства и эмоции, свои мысли.

Фото автора Alex Green: Pexels

Когда человек говорит, он постепенно укладывает это всё в своей голове. Таким образом «перевариваются» все эмоции и чувства – в свободном, не ограниченном проговаривании. И ты увидишь, что после такого разговора подруге станет значительно легче.

Правила использования

Не забывай, что пассивное слушание – энергозатратный процесс. Это только со стороны кажется, что ты ничего не делаешь. Но когда ты даёшь человеку много говорить и выражать себя, ты становишься для него в этот момент эмоциональным контейнером. Ты как будто вмещаешь в себя часть его эмоций, переживаний, разделяешь с ним всё это.

Поэтому предлагать поговорить и послушать другого нужно только тогда, когда у тебя есть на это ресурс. Иначе ты почувствуешь скуку и раздражение. И после таких бесед обязательно нудно давать себе отдых. Не нужно делать это себе во вред. Да и границы обозначать тоже можно – сколько времени у вас есть на такую беседу.

Пассивное слушание – техника очень поддерживающая. Если человеку важно разделить с кем-то свои переживания, пассивное слушание помогает сделать это правильно.

Типы слушателей

Существует два вида слушания – активное и пассивное, и между ними довольно серьезная разница, если рассматривать эти явления с точки зрения вовлечения в беседу.

При эффективном активном слушании человек полностью вовлечен в беседу, поскольку задает уточняющие вопросы, переспрашивает, высказывает свое мнение, дает советы и рекомендации, тоже рассказывает какие-то свои истории, делится чувствами, испытывает определенный уровень заинтересованности.

Уточнение, повторение сказанного и иные коммуникативные действия – незаменимые помощники хорошего слушателя, но в ряде случаев ни бывает неуместны. Способность выслушивать человека и разделять его чувства тоже важна.

При пассивном слушании человек просто слушает другого и соблюдает молчание. Он никак не комментирует услышанное, не реагирует на идеи говорящего, но анализирует состояние рассказчика, считывает его эмоции. По большей части он молчит и просто слушает то, о чем ему рассказывает собеседник.

Такое восприятие помогает человеку расслабиться, выговориться, позволяет лучше осознать свою проблему и смысл сказанного, принять какое-то конкретное решение.

Где пригодится навык пассивного слушания

Пассивное слушание бывает не только при личной беседе двух людей. Самый распространенный пример пассивного слушания – это присутствие на лекции в университете или школе, просмотр видеоматериалов, прослушивание подкастов и т.д.

Навыки и методы пассивного слушания часто приходится применять психологам в работе с клиентами или при смежной профессиональной деятельности. Особенно необходимым это является в момент первой встречи, когда человек несет в кабинет специалиста свои мысли, проблемы и переживания, когда у него происходит так называемая исповедь.

Применение техник пассивного слушания в общении нельзя обесценивать, ведь всем нам хоть раз в жизни иногда хотелось лишь одного – чтобы нас просто выслушали и тем самым обеспечили психологический комфорт, даже если у диалога нет какой-то великой цели.

Как улучшить навыки пассивного слушания

Скорее всего, тебе уже понятно, что такое активное слушание. Обычно после понимания перед людьми встает другой закономерный вопрос – а можно ли как-то развить собственные навыки активного слушания?

Да, есть несколько способов, упражнений и лайфхаков, которые помогут тебе стать отличным пассивным слушателем.

Не витай в облаках

Самый главный навык хорошего пассивного слушателя – это умение сосредоточься на информации и слушать внимательно.

Не сиди с отсутствующим видом, старайся уловить суть монолога. Помни о том, что из пассивного слушателя ты можешь стать активным.

Представь, в какую неловкую ситуацию ты попадешь, если подруга целый час рассказывала тебе о своих непростых отношениях с мамой, а ты из ее слов не уловила ровным счетом ничего. Подруге будет неприятно, если ты будешь отделываться общими фразами или высказываться невпопад.

Также во время слушания отложи телефон, планшет и другие гаджеты, иначе собеседник может решить, что ты его не уважаешь, обесцениваешь его чувства.

Всегда воспринимай разговор как возможность узнать что-то новое, полезное или интересное, ведь мы никогда не знаем, как и каким образом нам в жизни пригодится та или иная информация.

Используй сигналы тела

Во время пассивного слушания никто не запрещает использовать язык тела или подавать говорящему невербальные сигналы. Так твой собеседник будет понимать, что ты заинтересована в разговоре. Из невербальных сигналов можно использовать следующее:

  • поднимай брови в знак удивления, если человек рассказал тебе что-то неожиданное или интересное;
  • ты можешь придвинуться немного ближе к собеседнику, если между вами неформальные отношения;
  • если это уместно, можно смеяться, улыбаться или просто сохранять доброе выражение лица;
  • кивай головой, если с чем-то соглашаешься или понимаешь, о чем идет речь;
  • наклоняй голову в сторону собеседника;
  • кивай в знак согласия, также можно добавлять краткие минимальные междометия типа «ага», «угу», «ясно» и т. д.;
  • иногда можно делать разнообразные жесты руками, если это уместно;
  • если говорящий тебе близок, то в процессе разговора можно использовать тактильные приемы (например, коснуться руки человека, если хочешь его подбодрить или поддержать).

Даже если ты применяешь технику пассивного слушания, человеку требуется отражение и обратная связь, эмоциональные реакции. Это не всегда является легкой задачей, поэтому читай статьи о невербальном общении, учитывай особенности каждого конкретного собеседника.

Главное – желание работать над собой, научаться чему-то новому и налаживать взаимодействие с себе подобными, даже если это трудно.

Зрительный контакт

Развивай в себе умение сохранять зрительный контакт с говорящим, ведь это – одно из правил этикета, хорошего тона. Сохраняя зрительный контакт, ты демонстрируешь человеку свое уважение и внимание. В результате он раскрывается, выражает эмоции, демонстрирует определенный интерес и принимает участие в разговоре более активно.

Ты как будто негласно сообщаешь ему и подразумеваешь, что тебе интересна тема разговора, что он может продолжать рассказывать что-нибудь дальше.

Обращай внимание на язык тела собеседника

Хороший слушатель умеет не только слышать сказанное, но и сам обращает внимание на невербальные сигналы. Часто язык тела может сообщить о человеке очень многое, даже то, о чем он избегает говорить вслух.

Например, если партнер по разговору прячет взгляд, смотрит то на пол, то себе на колени, это может указывать на то, что ему неловко, что он тебя стесняется.

Попробуй улыбнуться ему, сесть в более открытую позу, всем своим видом продемонстрировать дружелюбие. Возможно, к нему придет осознание, что ты настроена положительно, ваше общение приобретет какое-то развитие, ты сможешь оказать человеку помощь.

Старайся сопереживать

Даже если тебе не особо близка тема разговора, постарайся понять, что же сейчас чувствует твой собеседник. Попробуй отождествить его с собой чтобы предположить, какие чувства он сейчас пытается выразить и продемонстрировать.

Со временем ты научишься понимать чужие сильные и глубокие чувства, а также показывать свои.

Не нужно всегда и во всем соглашаться с собеседником, перенимать его точку зрения. Это не всегда правильно и честно, но умение сопереживать и проявлять эмпатию – полезная черта.

Держи тебя в руках

Как бы тебе не хотелось вставить свое слово, не нужно вмешиваться, высказывать свои переживания, обсуждать сказанное, делать замечания или как-то еще мешать человеку выговариваться.

Если во время переговоров тебе потребовалось срочно что-то сказать, то используй следующий подход речевого этикета – во время паузы скажи фразу типа «Извините» или «Я прошу прощения», а потом дай собеседнику понять, что у тебя возникла особая ситуация, что тебе нужно срочно отойти или вставить слово, что твое поведение и вмешательство не продиктованы неуважением или невоспитанностью.

Осознавай важность метода

Методом пассивной коммуникации стоит овладеть всем людям без исключения, ведь любой из нас (родитель, ребенок, друг, начальник, коллега, подчиненный) может оказаться в ситуации, когда ему придется быть на месте слушающего.

Возможно, техника поможет избежать конфликтной ситуации или даже поставить в ней точку, снизить градус нервного возбуждения, достичь эмоционального комфорта и взаимопонимания сторон.

Имидж современного учителя


Культура педагогического общения

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.

Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.

Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому).

Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание – вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.

Продуктивные способы активного слушания

  • Перефразирование (эхо-техника).

    Сущность: возвратить собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами. Начать можно так: «Как я Вас понял…», «По Вашему мнению…», «Другими словами, Вы считаете…». Главная цель «эхо-техники» – уточнение информации. Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важные моменты сообщения. Но при «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным.

  • Резюмирование.

    Эта техника предполагает воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога. «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…». Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике. Резюмирование позволяет не тратить время на не относящиеся к делу разговоры и может быть действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником.

  • Развитие идеи.

    Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказывание собеседника не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного. Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед, дает возможность получить информацию без прямых вопросов. Но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки и мягкие тона.

Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, если возникает желание надерзить партнеру, развить начавшийся конфликт.

Типичной ошибкой людей при применении активного слушания является чисто формальное следование правилам. В таких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас понял, что…», но, не услышав ответа, продолжает развивать аргументы в пользу своей собственной точки зрения, фактически игнорируя точку зрения собеседника. Потом такой человек удивляется, что техника активного слушания не работает.

Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно. В таких случаях важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение.

Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. В таком состоянии человек не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, и только потом с ним можно общаться. В таких случаях эффективно работает прием пассивного слушания.

Пассивное слушание – умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу-угу», «ну, конечно», кивание головой. Эмоциональное состояние подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится, и после с ним можно будет общаться нормально. Главное в этом виде слушания:

  • не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека тем более;
  • не задавать уточняющих вопросов, потому что это только вызовет ответный взрыв негодования;
  • не говорить партнеру: «Успокойся, не волнуйся, все уладится» – он этих слов адекватно понять не может, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких случаях полезно «подстроиться» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения, т. е. вести себя так, как он, разделять его чувства. Но делать это нужно искренне, в противном случае повторение действий будет оценено как издевательство над его чувствами.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают.

Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания — такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.

Правила эмпатического слушания:

  • Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отойти от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае можно понять, что чувствует собеседник, «увидеть» его эмоции.
  • В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято.
  • Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, чтобы разобраться в своем переживании.
  • Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения этого чувства. Замечание типа: «Так это у тебя оттого, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме ответной агрессии и защиты.
  • В случаях, когда партнер возбужден и беседа складывается таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а ваша беседа носит достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или повторять его последние слова.
  • Методика эмпатического слушания применима только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями. В случае же, когда он задает обычные вопросы типа: «А вы не знаете, что означает то-то?» или же просто не хочет говорить с вами, а вы бы очень хотели обсудить с ним что-либо, применение эмпатического слушания просто невозможно.

Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка, помогает нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к оценке. Стремление многих учителей слушать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто становиться причиной коммуникативных барьеров. К ним относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства юмора, навыков социального контакта). Одним из разновидностей диалога между учителем и учеником является спор. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору, т.е. в «состояние взаимной вражды».

Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил (И. И. Рыданова):

  • Восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации.
  • Учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр. ).
  • Выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус.
  • Заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого учащегося.

Критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом («Этот поступок представляется мне некрасивым», а не «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездельник» и др.).

  • Контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору.
  • При отстаивании своего мнения использование общепринятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем вместе», «Может быть, я ошибаюсь» и т. п.), готовность признать ошибки, извиниться за оплошность.
  • Готовность принимать компромиссные решения, учитывая интересы учащихся, их потребности.
  • Терпимость, уступчивость в мелочах.
  • Дисциплинирование класса с помощью косвенных воздействий – переключения внимания, шутки.
  • Доминирование экспрессии оптимизма. Показателями низкой культуры диалога с учащимися можно считать следующие:
  • Ограничение свободы выражения мнений, в особенности не совпадающих с точкой зрения учителя («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»).
  • Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Сидорова, своими заумными вопросами!»).
  • Акцентирование того, что разъединяет с учащимися («Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»).
  • Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на парту», «Как можно не знать таких простых вещей?»).
  • Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной двойке!»).
  • Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).
  • Упреки («Сколько раз напоминала, а ты…», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать!»).
  • Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну, посмотрите на этого «профессора»! Лучше бы постригся»).
  • Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо-Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»).
  • Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что в голове — две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»).
  • Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю в школе 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях?»).
  • Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно, стыдно не знать элементарных вещей»).
  • Использование лести, показной доброты, улыбки, ласкательного вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выгоды, достижения эгоистических целей.
  • Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»).

Таким образом, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической.

Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит: ?

  • проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему; ?
  • проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства; ?
  • признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами; ?
  • учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации. Однако в таких ситуациях обычно наблюдается высказывание прямых негативных оценок в адрес ребенка: «Вы всегда ведете себя так…», «Ты как всегда не готов…», «Ты снова начинаешь оправдываться…». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывания» учителя характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Схема «Я-высказывания» такова:

  1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что ты…», «Когда это происходит…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…».
  2. Точное называние своего чувства в этой ситуации: «Я чувствую…», «Я не знаю, как реагировать…», «Я огорчаюсь…».
  3. Называние причин этого чувства: «Потому что я не люблю грязь», «Потому что ты нарушил обещание».

Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А. Б. Добрович): ?

  • Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии. ?
  • Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работы. ?
  • Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход. ?
  • Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям. ?
  • Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь. ?
  • Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами. ?
  • Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

Техники и советы по аудированию и ведению заметок

Техники и советы

Пишите фразы, а не полные предложения. Записывайте только те ключевые слова, которые необходимы для понимания сути вопроса. Пропустите такие слова, как «the» и «a», которые не добавляют дополнительного смысла к содержанию лекции. Сохраняйте ключевые технические или отраслевые термины.

Делайте заметки своими словами. Перефразируйте то, что вы слышите, чтобы оно имело для вас смысл — это поможет вам понять и запомнить то, что вы слышите. Постарайтесь перефразировать все, кроме тех случаев, когда информацию нужно указать точно.

Структурируйте свои заметки с помощью заголовков, подзаголовков и нумерованных списков. Используйте заголовки для обозначения тематических областей или включения библиографических сведений об источниках информации. Используйте форму плана и/или систему нумерации и отступы, чтобы помочь вам отличить основные моменты от второстепенных, а также как четкий способ указать структуру информации лекции.

Кодируйте свои заметки — используйте цвет и символы для обозначения структуры и выделения.

Использовать цвет для выделения основных разделов, основных моментов и диаграмм. Вы также можете использовать разные цвета для классификации и связывания концепций или информации по темам. Однако не слишком зацикливайтесь на цветовом кодировании во время лекции. Это требует времени и концентрации, поэтому полезнее выделять и подчеркивать большую часть текста, когда вы позже будете пересматривать свои заметки.

Подчеркивание, кружок, звездочка и т. д. для выделения ключевой информации, примеров, определений или других важных материалов. Разработайте свой собственный код маркировки для обозначения каждого типа.

Если вы что-то пропустили , напишите ключевые слова, пропустив несколько пробелов, и получите информацию позже. Оставьте место на странице для собственных заметок и комментариев.


Использование символов и аббревиатур

Символы и аббревиатуры для часто используемых слов, фраз или имен полезны для заметок на лекциях, когда важна скорость. Важно быть последовательным, чтобы вы помнили, что они представляют, и могли легко их использовать. Составьте «ключевой список» часто используемых символов/аббревиатур и их значений, чтобы вы могли обращаться к ним в будущем.


Сокращения и аббревиатуры для ведения заметок
1. Общий

и т. д. (и так далее) = и остальные

напр. = например

информация = информация

т.е. = то есть

н.б. = обратите внимание, важно

p = страница (pp = страницы)

пункт = пункт

гл. = глава

нет. = число

diff = разные

C19 = девятнадцатый век

2. Специально для дисциплины

Это должно быть то, что часто используется в вашей области обучения.

В химии: Au для золота, Mg для магния.

В случае количеств и понятий они представлены греческими буквами во многих полях.

A или a (альфа) B или b (бета)

3. Личный

Разработайте свой набор, чтобы не писать каждое слово полностью. Вы можете сократить любое слово, которое обычно используется в ваших лекциях.

  • правительство = правительство
  • н/к = необходимо

Разработайте систему, которую вы запомните, и используйте ее постоянно. Вводите несколько символов и сокращений одновременно, чтобы помочь вам запомнить их.

4. Сокращения

Некоторые аббревиатуры настолько хорошо известны и широко используются, что стали аббревиатурами — аббревиатурами, произносимыми как слова. Например:

Лазер = Усиление света путем стимуляции излучением

ABC = Австралийская радиовещательная корпорация

 

Символы для заметок
равно/равно/то же самое, что и
не равно/не то же самое, что
эквивалентно
поэтому, таким образом, таким образом
потому что
и более плюс
больше, больше
меньше
меньше минус
дает, вызывает, производит, приводит к, приводит к, дается, производится, возникает из, исходит из
увеличивается, увеличивается на
падает, уменьшается на
пропорционально
не пропорционально

 

Используйте концептуальные карты и диаграммы

Информацию также можно записывать с помощью концептуальных карт или диаграмм. Попробуйте нарисовать диаграммы или картинки для понятий, которые трудно быстро запомнить. Например, нарисуйте круговую диаграмму, чтобы примерно указать относительную силу политических партий на выборах, вместо того, чтобы записывать эти детали. Информация может быть добавлена ​​в концептуальную карту позже.

Концептуальные карты легко загромождаются. Используйте обе противоположные страницы открытого блокнота формата А4, чтобы изложить свою концептуальную карту и оставить достаточно места для добавления идей и символов.

  • Начните с середины страницы и добавляйте идеи в ветви, исходящие из центральной идеи или из предыдущих ветвей.
  • Стрелки и слова можно использовать для отображения связей между частями концептуальной карты.
  • Цвет и символы являются важными частями концептуальных карт, помогая иллюстрировать идеи и пробуждая ваши собственные мысли.

 

Примеры

 

 

 См. далее: Создание заметок с помощью электронных устройств

8 Ключевые навыки понимания на слух

Умение слушать является ключом к эффективному общению. Чтобы улучшить навыки аудирования учащихся, мы должны иметь возможность собирать данные об их успеваемости, ориентироваться на конкретные области потребностей, а затем предоставлять персонализированные инструкции и целенаправленную практику.

В Listenwise мы поддерживаем учителей, предоставляя учебную помощь в обучении грамоте и другим навыкам 21-го века, особенно аудированию. Чтобы повысить уровень владения учащимися навыками понимания на слух, мы определили 8 ключевых навыков, которые согласуются с общими базовыми стандартами штата и заявлениями о доказательствах Smarter Balanced Assessment. Тесты Listenwise соответствуют стандартам CCSS, связанным с претензией SBAC ELA/грамотности № 3: 9.0243 Учащиеся могут использовать эффективные навыки говорения и аудирования для различных целей и аудиторий .

 

Использование викторин Listenwise для оценки основных навыков понимания на слух

Мы разработали формирующие оценки понимания на слух с несколькими вариантами ответов, которые сопровождают уроки Listenwise. Эти оценки включают вопросы, связанные с этими 8 ключевыми навыками понимания на слух, поэтому учителя могут анализировать данные об успеваемости учащихся, чтобы получить более детальную картину сильных сторон и потребностей понимания на слух. Глядя на панель данных викторины и анализируя результаты по навыкам, преподаватели и учащиеся могут видеть закономерности и определять потребности в обучении для классов, групп и отдельных учащихся, а затем разрабатывать инструкции для удовлетворения этих потребностей. Учителя, которые использовали Listenwise, сообщают, что они наблюдают рост успеваемости своих учеников по аудированию на стандартных тестах.

Как мы решили, какие 8 ключевых навыков слушания мы хотим оценить и отслеживать? Мы определили навыки понимания, которые включены в оценки чтения, потому что мы знаем важную связь между чтением и аудированием. Хотя аудирование и чтение требуют навыков понимания, многие из которых частично совпадают, применение этих навыков может несколько различаться в зависимости от контекста. Например, учащимся необходимо попрактиковаться в определении наиболее важных идей в аудиорассказах, которые могут быть организованы иначе, чем печатные рассказы. Естественная речь, встречающаяся в этих аудиорассказах, как правило, не соответствует структуре письменной статьи с четко сформулированным замыслом и линейным развитием идей. Когда учащиеся слушают голос говорящего, они также могут обращать внимание на тон, акцент и темп речи, что помогает им делать выводы или анализировать аргументы говорящего. Таким образом, хотя развитие навыков понимания посредством аудирования также может улучшить понимание прочитанного, есть дополнительные преимущества в развитии навыков понимания на слух непосредственно с использованием аудиоотрывков, предназначенных для прослушивания.

8 Ключевые навыки понимания на слух
  • Распознавание буквального значения : Вопросы о фактах, деталях или информации, явно изложенных в аудиорассказе
  • Понимание словарного запаса : вопросы о значениях слов, используемых в контексте аудиоистории 
  • Выводы : Вопросы, в которых учащимся предлагается сделать выводы, когда они слушают аудиорассказы, интерпретируя сказанное, выходя за рамки буквального смысла 
  • Определение основной идеи : Вопросы, в которых учащимся предлагается определить центральную идею или суть аудиорассказа 
  • Определение цели : Вопросы, в которых учащимся предлагается определить цель аудиорассказа
  • Подведение итогов : Вопросы, в которых учащимся предлагается сделать выводы путем синтеза информации в аудиорассказе
  • Анализ рассуждений : Вопросы, в которых учащимся предлагается проанализировать рассуждения, подтверждающие утверждение в аудиорассказе
  • Поиск доказательств : вопросы, в которых учащимся предлагается определить утверждения или детали в аудиоистории, которые предоставляют доказательства в поддержку утверждений или выводов

Первые четыре основных навыка восприятия на слух оцениваются во всех викторинах Listenwise.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *