Мораль. Нравственность. Потенциальное добро
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
Окружающий мир
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Литература
resheba.me
Добро и зло — Психология человека
Вы даже не представляете себе, дорогие друзья, насколько сильно, ваше понимание добра и зла, сказывается на вашей жизни. Добро и зло нас учат различать с раннего детства, когда нас старательно убеждают в правильности одних поступков и неправильности других. И сами мы, в меру своих возможностей пытаемся разобраться, что для нас хорошо в этой жизни, а что плохо. И не всегда, далеко не всегда, нам удается узнать правду о добре и зле, о правильном и неправильном, о хорошем и плохом. В итоге, мы сталкиваемся в своей жизни с различными проблемами, из-за нашего неадекватного восприятия действительности. Мы совершаем ненужные нам ошибки, последствия которых могут оказаться для нас весьма и весьма плачевными.
Очень многие проблемы психологического характера, сводятся к определению человеком добра и зла и выработкой им адекватной, с его точки зрения, реакции, на то и другое. Многие из вас, наверняка недовольны своим положением в жизни, и это весьма распространенное явление. Всякие там, философские и религиозные убеждения об отношении к деньгам, к ближнему своему, к образу жизни, к умеренности и тому подобное, пытаются переубедить нас в том, что мы чувствуем всем своим телом. Ну, вроде как, деньги – это зло, желание обладать какой-нибудь понравившейся тебе женщиной – грех, желание жить во дворце – необязательная роскошь. Получается, что вполне естественные для нашей жизни вещи, являются чем-то неправильным и нехорошим, и мы не должны хотеть того, чего мы очень сильно хотим. Простите, но как же на счет тех людей, которые все это имеют, которые живут полной жизнью и не собираются от нее отказываться? С какой такой стати, мы должны себя в чем-то ограничивать и кому-то что-то уступать?
Что нам хорошо, а что нам плохо, мы наверное и сами можем понять, если нам никто не будет навязывать свою точку зрения на те или иные вещи и внушать нам свои представления о добре и зле. Человек имеет базовый набор инстинктов, которые порождают в нем естественные желания, и прислушиваясь к своим инстинктам, но придавая им разумную форму, мы можем легко понять, что именно и почему нам нужно, что для нас является добром, а что злом. Будете следовать своим истинным желаниям, научитесь удовлетворять свои основные потребности, и проблем с вашим психическим и психологическим здоровьем, у вас станет значительно меньше.
Я знаю, о чем говорю, через меня прошли тысячи людей с различными проблемами. И очень часто эти проблемы упирались в их неправильное, а вернее, намеренно искаженное мировоззрение. Но стоит только указать человеку верный путь и он постепенно приходит к пониманию того, что сам загнал себя в тупик, следуя чужим убеждениям о добре и зле. Ну вот, к примеру, пишут мне люди о том, что их семейная жизнь похожа на ад и что они больше не могут терпеть свинское отношение к себе, но не знают, что им делать, как лучше поступить. А вот просто разорвать с неправильным человеком отношения, у них духу не хватает, ибо нехорошо это как-то, бросать человека, который возможно тебя в глубине своей души любит. Ну да, конечно любит, любит так, что бьет, оскорбляет, унижает, нещадно эксплуатирует, да еще и убить грозится. Очень такая, искренняя любовь, которая иногда заканчивается весьма плачевными результатами. Да, иногда спешить с разводами не следует, потому что проблема может скрываться в вас самих, но когда все заходит слишком далеко, когда семейная жизнь превращается в игру на выживание, решение следует принимать незамедлительно. Правда порой принять правильное решение непросто, ибо человека одолевают сомнения, касательно правильности этого решения, да к тому же, есть еще такая вещь, как привычка, которая вынуждает человека привыкать ко всему, в том числе и к очень плохой, и даже очень опасной жизни.
Что же, в таком случае, учитывая, что живем мы в современном мире, следует обратиться за помощью к психологу, который поможет принять правильное решение и объяснит вам его правильность. Можно сходить к психологу на прием, а еще лучше, связаться с ним по интернету, например написать ему письмо и попросить его помочь разобраться в сложной для вас ситуации, попросить помочь вам решиться на правильный шаг. Поверьте, хорошие специалисты, всякой неадекватной ерундистикой не отравлены, они смотрят на жизнь трезвыми глазами, и советы дают гарантированно верные, следуя которым, вы получите больше, чем потеряете. Мудрый ответ специалиста на ваш вопрос, не обязательно должен стать для вас откровением, он может просто помочь вам решиться на тот поступок, правильность которого вы и сами прекрасно понимаете.
Так что смысл советов психолога, как и вообще, любых мудрых советов, сводится к побуждению человека принять единственно верное для него решение в жизни. То, что иной раз кажется человеку злом, и из-за чего он сильно переживает, на самом деле, может являться добром для него и для других людей. И наоборот, то, что мы воспринимаем, как добро, может оказаться злом. Если наш умственный дешифратор внешнего мира, настроен неправильно, мы и решения в таком случае, тоже принимаем неправильные, более того, мы еще и мучаемся от своего неправильного отношения к той или иной ситуации в жизни, или от отношения к тому или иному своему поступку. Иной раз человек считает, что поступил неверно, что поступил плохо, если его поступок расходится с его убеждениями, тогда как на деле, он чувствует себя очень хорошо и результат от его действий убедительно доказывает, что они были правильными. И спрашивается, чему мы должны верить, тому, что нам кто-то внушил, или своим собственным ощущениям?
Почему мы вообще должны верить тому, что говорят нам другие люди о хороших и плохих поступках, о добре и зле, о правильном и неправильном? Какие у нас на то основания? Вы посмотрите на всех этих добродетелей, несущих чистое и светлое в народные массы, да многие из них утонули в пороках и лжи, многие из них, как например священники в Ватикане, совершают преступления сексуального характера против детей, а нас учат следовать Божьим заповедям. Мать, которая защищает своего сына, беспощадно убившего нескольких людей, включая маленьких детей, видит зло не в своем сыне, а в обществе, которое якобы виновато в том, какой он у нее вырос. И что же, мы всему этому должны верить, мы должны следовать тем правилам, которые нам навязывают такие вот люди? Чтобы уметь отличать добро от зла, нужно просто научиться предвидеть последствия от тех или иных своих действий и учитывать их влияние на вашу жизнь и жизнь других людей в долгосрочной перспективе. Думаю вам понятно, что сами по себе вы жить не сможете, следовательно, вам надо как-то учитывать интересы окружающих вас людей, а не делать все только ради самого себя. Нездоровый эгоизм, чреват нездоровыми последствиями. С другой стороны, делать неправильное и бездумное добро другим людям, тоже неразумно, никто ваших стараний не оценит, скорее, люди постараются поиметь с вас побольше, пользуясь вашей добротой. Так что делайте полезные для себя и для других людей дела, по необходимости, учитывая все возможные последствия от этих дел. Просчитав последствия от своих действий и адекватно оценив эти последствия, вы не столкнетесь с неприятными для вас неожиданностями.
Иногда это не просто сделать, не просто понять, к чему может привести тот или иной совершенный тобой поступок, и следовательно, невозможно дать ему верную оценку, определив его как хороший или плохой поступок, как правильный или неправильный. Вот поэтому, мы обращаемся за советами к другим людям, которые, благодаря своему опыту и знаниям, могут предупредить нас о вероятных последствиях от наших действий, о которых сами мы ничего не знаем. Будет ли для вас таким советчиком ваш знакомый, ваш родственник или психолог, значения не имеет, главное, чтобы это был мудрый человек, разбирающийся в жизни. А таким может быть только тот человек, который сталкивается с различными жизненными проблемами непосредственно, кто знает, в чем они заключаются, и знает, как их решать. Не прислушивайтесь к различным советчикам, которые сами натворив в жизни кучу ошибок, берутся учить других людей как им надо жить. Уж они-то, точно ничего путного не скажут вам о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Вспомните, сколько раз в своей жизни, вы все делали, как вам казалось, правильно, а в итоге, получали не самый лучший результат? Как у нас в таком случае говорят: хотели как лучше, а получилось как всегда? А с чего вы взяли, что хотели вы как лучше, знали ли вы вообще о том, как лучше поступить в той или иной ситуации или только думали, что знаете? Часто оказывается, что люди этого не знали и не понимали, вот и получили такой же неожиданный и совершенно неприемлемый для них результат. В этом-то и вся проблема, не зная, как лучше поступить в той или иной ситуации, нельзя и прийти к тому, к чему ты планировал прийти. Иногда и вовсе ничего делать не нужно, вообще в чужие дела и даже в ситуацию в собственной жизни, вмешиваться не следует, и тогда конечный результат чужих усилий, принесет пользу именно вам. Бездействие, это в определенной степени, тоже действие, причем часто весьма эффективное, способное существенным образом повлиять на исход тех или иных событий.
Бывает, обращаются ко мне за помощью люди, описывают свою ситуацию, считая ее неблагоприятной для них, и простят дать им дельный совет, как им следует поступить, чтобы повлиять на эту ситуацию. Однако при глубинном анализе описанной этими людьми ситуации, я иногда прихожу к выводу, что им вообще ни во что не следует вмешиваться и ничего им не нужно менять в своей жизни. Я вижу, что порой человеку выгоднее оставаться безучастным в тех или иных делах и тогда они закончатся в его пользу. Чтобы это понимать, нужно конечно уметь просчитывать вероятный исход тех или иных событий, которые происходят в нашей жизни, нужно мыслить на несколько шагов вперед, тогда в некоторых случаях вообще можно ничего не делать и при этом получать нужные тебе результаты. Ну, это когда знаете, дурак что-то делает, а мы ему просто не мешаем, не вмешиваемся в его деятельность, и в итоге, результат этой деятельности оказывается вполне приемлемым для нас.
Иной раз нам только кажется, человек делает доброе, или наоборот злое дело, и мы возмущаемся, переживаем, вмешиваемся и пытаемся что-то изменить, не понимая, что и без нас все идет именно так, как надо, в том числе, как надо нам. А все из-за нашего неправильного представления о добре и зле, которое пробуждает у нас адекватные нашим убеждениям эмоции и тем самым вынуждает определенным образом реагировать на ту или иную ситуацию. Только вот, если хорошенько подумать, если все тщательно взвесить и должным образом оценить, тогда вы наверняка обнаружите положительные стороны во всем происходящем в вашей жизни и сможете воспользоваться той или иной ситуаций в своих интересах.
Скольких ошибок в жизни можно было бы избежать, если бы люди умели безошибочно отличать добро от зла, хорошее от плохого, правильное от неправильного. А то ведь как обычно происходит, если мы что-то видим, слышим, или о чем-то узнаем, мы сразу же даем этой информации свое объяснение, которое может совершенно не соответствовать действительности. Таким образом, мы можем расстраиваться в тех ситуациях, когда на самом деле надо радоваться, или наоборот, можем радоваться, когда следовало бы озаботиться происходящим, принимая во внимание все возможные последствия тех или иных событий и готовясь к этим последствиям. Другими словами, ошибочность наших убеждений, вещь весьма и весьма серьезная, и если в жизни у человека все складывается не самым лучшим для него образом, ему следует пересмотреть свои взгляды на жизнь, самостоятельно или с помощью специалиста.
Помните, что за гранью добра и зла скрывается истина, истина, которая раскрывает перед нами все тайны нашего бытия. Мы живем по строгим и нерушимым законам вселенной или Божьим законам, как их еще называют, которые на самом деле, как бы мы их не называли, определяют всю нашу жизнь от начала и до конца. Зная эти законы, вы всегда можете под них подстроиться, всегда можете использовать их себе во благо. Отчасти эти законы известны религии, отчасти науке, отчасти каждому из нас, в зависимости от нашей образованности. Пользуясь этими законами, мы можем защищать себя от различных угроз, как со стороны природы, так и со стороны других людей, можем делать свою жизнь лучше, развивая науку и технику, можем прогнозировать свое будущее. И всякое доброе дело в таком случае, будет означать, что мы делаем что-то, что улучшает нашу жизнь, что делает ее более безопасной, более сытой, более интересной и перспективной.
Добро – это порядок, и мера, который этот порядок обеспечивает. Когда всего в меру, когда во всем есть порядок, грамотная последовательность, когда все слажено и во всем есть дисциплина, тогда все складывается для нас самым наилучшим образом. Зло же, наоборот, все разрушает, лишает нас благ и возможностей развиваться, делает нашу жизнь хаотичной, непредсказуемой, бессмысленной. Все это мы можем почувствовать на своей шкуре, наши ощущения нас не обманут никогда, в отличии от других людей, все явления следует объяснять с позиции их конечного результата. Может быть, мы не все, настолько образованы, чтобы правильно оценивать все происходящие в нашей жизни события, может быть и ощущения свои мы не все и не всегда понимаем, но не смотря на это, лучше оставаться в поисках правильного ответа на свои вопросы, нежели довольствоваться ответами готовыми, но неверными.
И тем из вас, уважаемые читатели, кто желает избавиться от отравляющих вашу жизнь проблем, я настоятельно рекомендую навести порядок в своей голове, пересмотреть все свои убеждения, все свои желания и поступки, и прийти к полному пониманию того курса, по которому вы в данный момент движетесь. Если вам для этого нужна помощь – обращайтесь. Главное, чтобы вы видели выход из любой ситуации, или хотя бы понимали, что он вообще существует. А он действительно существует, поверьте мне, его не может не быть, в жизни нет тупиковых ситуаций, в жизни есть только люди, которые не могут найти выход из тупика, и которые нуждаются в том, чтобы им помогли это сделать. Не спешите принимать судьбоносные решения в своей жизни, не посоветовавшись с умными людьми, не действуйте на эмоциях, они часто вынуждают людей совершать очень серьезные ошибки, исправить которые потом бывает не просто.
Добро и зло всегда воспринимались и воспринимается нами, преимущественно с позиции чужих убеждений, которых мы придерживаемся, считая их своими собственными. Ну вот допустим, считаете вы, что подавать милостыню попрошайкам, является добрым делом, и вы не задумываетесь о том, что на самом деле, творите зло, ибо своим поступком потворствуете нищете. Мало того, в нашем мире добра и зла, нищенство часто связано с криминалом, при котором страдают грудные дети, накаченные водкой, которая их усыпляет, а заодно и убивает. Делается это ради создания образа бедной мамаши, просящей деньги для своего чада, то есть, идет давление на жалость. Такая вот звериная дикость, дети ведь часто умирают от алкоголя, поддерживается теми, кто подает таким мамашам деньги. И делают это люди с твердой уверенностью в том, что совершают правильный поступок, то бишь, делают доброе дело.
Таким вот образом, движимые благими намерениями, мы можем творить зло, а после удивляться тому, что конечный результат прямо противоположен нашим ожиданиям. Друзья, не знаете, как правильно, спросите совета у мудрых людей, пусть они вам подскажут, что действительно является делом добрым и что является делом злым. Только, попросите их, объяснить вам, почему они что-то считают добром, а что-то злом. Я понимаю, что мудрых людей нынче днем с огнем не сыщешь, и все же они есть, и вы всегда можете их найти, и посоветоваться с ними.
Жизнь ваша станет намного проще, если вы будете смотреть на нее трезвым взглядом, если будете понимать, что на самом деле происходит с вами и вашей жизнью, к чему это вас может привести и что вам следует делать или чего делать не следует, чтобы правильным образом повлиять на нее. Зная правду и умея ею пользоваться, вы всегда сможете принимать самые правильные для вас решения, в любых ситуациях.
psichel.ru
По лестнице добра. Совесть, мораль, право
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
resheba.me
Добро и зло — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Добро́ и зло́ — дихотомия в философии, этике и религии нормативно-оценочных категорий, относящихся к социальным явлениям, действиям и мотивам людей, и означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной — нравственно-отрицательное и осуждаемое[1][2].
Различные религиозные культуры, например, авраамические, манихейские, зороастризм, а также подверженные духовному влиянию буддизма, как правило, воспринимают дихотомию добра и зла в качестве антагонистического дуализма, в котором зло должно побеждаться[1].
В любом языке имеются слова, выражающие понятие добра и зла, своего рода культурная универсалия, объединяющая моральные суждения вроде хорошо — плохо, правильно — неправильно, желательно — нежелательно[3]. В наше время суть этой дихотомии, являясь широким понятием, обычно касается в части добра — любви, справедливости, счастья, добродетели, благих дел, созидания, а в части зла — разрушения, порока, умышленного причинения вреда, дискриминации, унижения, актов не избирательного насилия[4]. Особенностью человеческого поведения является способность одновременного выполнения и добрых, и злых действий[5].
Некоторые исследователи, например, Эдвард О. Уилсон или Франс де Ваал рассматривают вопросы морали, в частности понятия добра и зла, как вполне применимые и в биологии[6][7].
Начиная с древности, имеется множество точек зрения на причины существования добра и зла. Их можно рассмотреть в зависимости от отношения к двум определениям:
- объективно и дейс
ru.wikipedia.org
План-конспект на тему: Классный час «О добре и зле»
Тема: «О добре и зле»
Цель: уточнить представление учащихся о добре и зле; воспитывать стремление к самосовершенствованию; развивать внимание, мышление, память, воображение.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло, милосердие.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.
Формирование УУД:
Личностные: самостоятельно определять и называть самые простые, общие для всех людей правила поведения;
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на занятии, делать выводы вместе с учителем;
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, работать в паре, группе
Оборудование: плакаты, у учащихся — цветные карандаши,
Ход занятия
1.Организационный момент. Задачи урока. Постановка проблемы.
Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня мы проводим необычное занятие. И начнем мы классный час с необычного персонажа детского мультфильма, посмотрите на доску. На доске плакат с изображением персонажа мультфильма.
Узнали? Кто же это? Из какого мультфильма этот сказочный персонаж?
Ответы детей: Приключения кота Леопольда.
Расскажите, что вы знаете о нем. Какой он?
Ответы детей: добрый, вежливый, аккуратный, он не отвечает злом на зло.
Посмотрите внимательно на кота Леопольда, опишите выражение его лица.
Дети дают описание черт лица, а учитель записывает на доске: глаза, улыбка приветливые, добрые.
А почему он часто улыбается? Какой кот Леопольд? Он, по-вашему, добрый кот?
Ответы детей: Добрый всегда приветлив, вежлив, он счастлив.
А кто коту Леопольду все время портит жизнь, строит козни, совершает гадкие и злые поступки?
Ответы детей: Это мыши.
Они, по-вашему, злые?
Ответы детей.
Так, о чем мы с вами поговорим?
Ответы детей: О добре и зле.
Сегодня мы поговорим с вами о добре и о зле.
Тема нашего занятия так и называется: «Добро или зло?».
2. Психологическая разминка.
Сегодня мы должны сделать вывод, что же нам дороже? Добро или зло?
Но для начала я попрошу вас сесть в круг, взяться за руки.
Проведем такой эксперимент.
Теперь закройте глаза и послушайте музыкальную композицию
( звучит музыка добра, чувств и мечтаний).
Что вы почувствовали?
Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.
А почему, как вы думаете?
Ответы детей: музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло на ваше настроение.
Вы правы в этом. А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы почувствовали?
Ответы детей.
Что же лучше? Делать добро или зло?
Ответы детей.
3. Работа по теме занятия. Определение понятий «добро» и «зло».
А вы знаете, что называют добром, что злом?
Задание 1.
Прочитайте притчу.
Когда – то давно старый индеец сказал своему внуку: «В каждом человеке борются два волка. Первый волк представляет зло: зависть ,ревность, эгоизм, ложь… Второй волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, верность».
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк побеждает?»
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»…
Ответь на вопросы.
- Притча утверждает, что есть люди хорошие и есть люди плохие. Так ли это? (Нет. Притча утверждает, что в каждый человек может совершать и хорошие поступки, и плохие.)
- Как вы понимаете выражение «кормить волка»? (Воспитывать в себе хорошее, полезное, нужное людям, стараться совершать больше добропорядочных поступков либо, наоборот, взращивать в себе всё плохое, вредное, гнусное и приносить огорчения окружающим.)
- Добро — это то, что оценивается людьми положительно, рассматривается как важное и значительное, что позволяет человеку развиваться, становиться лучше, достигать успехов.
- Зло — это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло -это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, к гибели. Зло является противоположностью добра. Проще говоря, зло — это то, что мы не хотели бы испытать на себе.
Каждый из нас должен сам определить, какого волка кормить, каким волком он хочет жить.
Задание 2.
Расшифруйте слово.
Ответ. Выбор.
В жизни нам часто приходится делать выбор. Это не всегда бывает легко. Идти или не идти к стоматологу? Пойти — значит испытать боль. Не пойти — можно потерять зуб. Какой выбор сделать? Где добро, а где зло? Помочь прохожему собрать рассыпавшиеся яблоки или пройти мимо, сделав вид, что не заметил? Как поступить? Выбор нас преследует всегда.
Задание 3.
Отметьте то, что выбрали бы вы.
- Если рассыплю мусор под партой, то скажу, что это сделал сосед. Если рассыплю мусор под партой, то сам его и уберу.
- Если случайно толкну одноклассника, то извинюсь.
Если случайно толкну одноклассника, то попрошу его в следующий раз быть осторожнее.
3. Если не смогу решить дома задачу, то попрошу товарища дать
списать.
Если не смогу решить дома задачу, то попрошу товарища объяснить мне её решение.
4. Если нечаянно сломаю одолженную у одноклассника ручку, то
скажу, что она такая и была.
Если нечаянно сломаю одолженную у одноклассника ручку, то попрошу прощения и куплю ему новую.
5. Если в столовой одноклассник прольёт на себя компот, я вместе
с другими посмеюсь над ним.
Если в столовой одноклассник прольёт на себя компот, я скажу: «Ничего страшного, бывает» и помогу удалить пятно с одежды.
Приведите свои примеры.
4. Физминутка – игра “Сотвори солнце в себе”.
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.
Поднимите ручки вверх и покажите, какая у вас получилась звёздочка. Вот какие звездочки радости, тепла, света у нас получились. (Дети разводят руками)
— Ребята, а школа наша тоже является источником тепла, уюта, источником знаний. Школа – это источник добрых дел.
5. Первичное закрепление.
Задание 4.
Соедините стрелкой понятие и прилагательные, ему соответствующие.
отзывчивый
грубый
жестокий
ласковый
злопамятный
вежливый
эгоистичный
мягкосердечный
чуткий
сострадающий
Ответ. Добрый — отзывчивый, ласковый, мягкосердечный, вежливый, чуткий, сострадающий. Злой — грубый, жестокий, злопамятный, эгоистичный.
Задание 5.
Расшифруйте известную фразу (афоризм) Выучите ее.
6, 5, 9, 8, 7, 10 11, 14, 13, 5, 18, 14, 17 16, 14 15, 5, 15,
17, 15, 5 12, 1, 14, 14, 15 6, 14, 13, 4, 15, 2 6, 5, 9, 8, 5, 4 15, 5, 15, 17, 15, 5 16, 14 12, 1, 14, 14, 15 6, 14, 13, 4, 15, 2 3, 13, 4.
Код:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
мм | ь | з | а | о | д | ы | р | б | й | ч | у | л | е | т | н | к | в |
Ответ. «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.»
(В. Ключевский)
6. Физминутка – игра «Добрые мысли, добрые чувства» (Психогимнастика)
— Нужно молча, только глазами выразить друг другу добрые пожелания. Играем в парах. Начали передавать добрые пожелания.
Вопросы:
— А какие пожелания вы передавали? (Добро, любовь, счастье)
— Это был поступок?
— Какие появились ощущения после поступка? (Стало очень хорошо и уютно)
— Передайте словами свои ощущения. (Радость, счастье)
— Понравилась игра?
Обогрейте прекрасными словами свою душу и Матушку-Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и Вы увидите Чудеса, сотворенные своими руками.
7. Закрепление введенных понятий.
Задание 6.
Соедините начало и конец пословиц о добре и зле.
Злой плачет от зависти, | на беду набредешь. |
Добро творить — | на добро не надейся. |
За недобрым пойдешь — | а добрый от радости. |
Делая зло, | худое на ум не пойдет. |
Учись доброму, | себя веселить. |
Ответ. Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Добро тес рить — себя веселить. За недобрым пойдёшь — на беду набредёшь. Де лая зло, на добро не надейся. Учись доброму, худое на ум не пойдёт,
Как научиться отличать добро от зла? С детства человек общается с людьми, наблюдает за их поведением и тем, как их поведение оценивают окружающие, берёт с них пример или, наоборот, избегает быть на них похожими.
Некоторые люди рискуют своей жизнью ради спасения жизни других. Например, обычный прохожий спрыгнул с высокого моста в реку, чтобы спасти тонущего человека. Это отзывчивый и сострадающий человек. А вот другие прыгают с моста головой вниз на резинке, завязанной на ногах. Что они хотят этим доказать? Что они смелые? Интересно, а думают ли они о том, что может случиться беда? Что своим бессмысленным риском они могут причинить своим родным и близким страдания? Если в результате такой глупости человек станет инвалидом, прикованным к коляске, кому он сделает лучше? Себе? Родителям, которые будут ухаживать за ним до конца своих дней?
Жизнь — это самая большая ценность, и она, к сожалению, одна. Нужно всегда помнить об этом.
Иногда человек ошибается и поступает неправильно, но прислушавшись к тому, что о нём говорят родители, товарищи, учителя, начинает понимать, что его поступки не приносят радости окружающим, а только причиняют боль, и тогда человек делает выводы и принимает верные решения.
Научиться быть добрым — это труд. И только тот, кто не ленится самосовершенствоваться, со временем приобретает положительные качества личности: доброжелательность, скромность, сочувствие, сострадание и другие. Кому-то может показаться, что проще жить, ни о чём не задумываясь, так, как тебе хочется. Но тогда нужно быть готовым к тому, что окружающие могут отвернуться от него, оттолкнуть, не захотеть дружить, не станут любить и уважать. И такой человек может остаться в одиночестве. А что может быть страшнее?
Конечно, человек не может быть идеальным. Но мы должны стремиться стать лучше. И тогда первый волк, олицетворяющий зло, просто сбежит от нас или вовсе умрёт. И давайте не будем забывать кормить нашего второго волка, олицетворяющего добро.
8. Рефлексия и итоги занятия.
Задание 7. Нарисуйте мини-плакат на тему «Спешите творить добро!»
Давайте теперь установим правила доброты.
Дети называют правила, а учитель записывает на доске.
Правила доброты.
1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.
2. Будь внимателен к людям, помогай им.
- Делай добрые дела.
- Не отвечай злом на зло.
Что же вы выбираете? Добро или зло?
Ответы учащихся
Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет очень счастлив, красив и привлекателен, потому, что доброта украшает и облагораживает человека.
Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки, с хорошего настроения, с музыки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно. Словом, идите дорогою добра.
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) …».
В заключение исполняют песню из К/ф «Приключения маленького Мука». Песня Маленького мука.
Занятие окончено.
nsportal.ru
Добро и зло
Добро и зло — это основополагающие понятия морали. Но несмотря на то, что много веков человечество находится под влиянием тезиса о том, что нужно творить добро и не творить зла, как одного из главных, которым нужно руководствоваться в своих деяниях, у этих понятий до сих пор нет чёткого смысла. Как и другим абстрактным, но важным, понятиям, неразумные люди не могут дать ясное определение добру и злу, не могут разобраться, как отличить хорошие поступки от плохих, не могут понять, что будет добром в конкретных условиях. В результате получается так, что многие поступки людей, декларирующих, что они служат добру, абсолютно аморальны, бессмысленны и эгоистичны. Одни активно творят зло, убедительно (в глазах большинства) прикрываясь добром, другие, наблюдая ситуацию в мире, путаются и находятся в недоумении, что является добром и злом на самом деле, потакая первым своим бездействием. В этой статье я рассмотрю, что такое добро и что такое зло с точки зрения разумного подхода.
1. Соотношение между добром и злом.
Выяснение того, что такое добро и что такое зло, начнём с выяснения соотношения между добром и злом. Как я уж писал ранее в этой статье, для эмоционально мыслящих характерно ложное представление о данном соотношении, которое приводит к принципиальным проблемам. В их представлениях добро и зло существуют как два полюса, как два отдельных независимых источника.+
Это представление близко мышлению эмоционально мыслящих, привыкших ориентироваться на свои положительные и отрицательные эмоции, привыкших вешать на всё положительные и негативные ярлыки. Однако такое представление приводит к многочисленным серьёзным проблемам. Эмоционально мыслящие зацикливаются на фиксированных антагонистических оценках вещей, что мешает им хоть сколько-нибудь адекватно воспринимать ситуацию в целом. В голове у человека возникает множество точек отсчёта, что считать добром, а что злом, в которых он путается. Путаница возникает и в представлениях всего общества. Манипулируя ярлыками, более хитрые и эгоистичные люди переворачивают всё с ног на голову, выдавая зло за добро, а добро за зло.
На самом деле более-менее мыслящие представители человечества уже давно давали правильную интерпретацию отношения добра и зла. Добро и зло неправильно рассматривать как два независимых источника, правильно рассматривать зло как отсутствие (точнее, недостаток) добра.
В представлении эмоционально мыслящего нет понимания, где точка отсчёта, позволяющая определять, что есть добро. Добро — это то, что хорошо для него? Или для кого-то другого? Если нечто хорошо для одного, а для другого плохо, где найти компромисс, и т. д. В современном обществе, в котором наблюдается всё большая вакханалия эгоизма, каждый эгоист или группа эгоистов выбирает свою, выгодную для него, точку отсчёта, относительно которой пытается давать оценку всем вещам. Понятно, что это не может быть правильным. Единственный правильный вариант — это использовать для определения, что есть добро, единственную абсолютную точку отсчёта. Эта точка отсчёта будет соответствовать пониманию добра как гармоничного состояния Вселенной, злом же (большим или меньшим) будет являться отклонение (большее или меньшее) от этого состояния.
2. Борьба со злом. Добро и лжедобро.
Зацикленность на антагонистичесих представлениях и видение добра и зла как двух отдельных источников принесло немало вреда человечеству. Считая себя служителями добра и навешивая на остальных ярлыки злодеев, религиозные и прочие фанатики творили геноцид миллионов. Однако наряду с подобным неадекватным представлением о борьбе со злом существует и другое, весьма вредное представление о том, что бороться со злом не нужно. Сторонники подобного представления пропагандируют ложную интерпретацию добра как неделания зла и непротивления любому злу. Крайне популярна, например, подобная ложная интерпретация добра в современном христианстве. Не понимая в силу своей неразумности абсолютный характер добра и меряя его, подобно эгоистам, от конкретной личности или группы, равно для эгоиста и честного человека, эти проповедники лжедобра интерпретируют борьбу со злом как зло, смотря на неё с точки зрения отдельного эгоиста. Руководствуясь своими ложными интерпретациями, эти горе-доброжелатели становятся на одну доску со злодеями, поддерживая выгодное для тех разделение людей на аморальных хищников-эгоистов и пассивных жертв. Кроме того, очевидно, что то, что видится как зло, если смотреть с точки зрения эгоиста, например, наказание преступника, на самом деле является добром не только для тех, против кого он может совершить преступления, но и для него самого. Путь зла никого не может привести ни к чему хорошему, и чем раньше мы остановим преступника и исправим дефекты в его мышлении, тем лучше будет как для общества, так и для него самого. Подобная же логика лежит в основе активного насаждения в последнее время опасной толерантности. Подменяя устойчивые моральные нормы произвольными интересами эгоистов, опасные толерасты подменяют тезис о служении добру тезисом о лояльности к этим эгоистическим интересам окружающих и их действиям, независимо от того, что тем взбредёт в голову. Это уже привело к резкому росту в обществе отклонений, сдвигу, под влиянием вседозволенности, среднего образца поведения к поведению крайне аморальному, агрессивному, эгоистичному и безответственному.
Нет сомнений, что любой нормальный человек, стремясь к добру, будет выправлять отклонения от добра, т. е. бороться со злом. При этом, в отличие от неразумных фанатиков, он будет понимать, что добро абсолютно, а зло относительно, и его задача состоит не в борьбе со злом до посинения, а в выправлении дефекта. Очевидно, что для выправления отклонения нужно приложить правильное усилие. Недостаточное усилие не позволит выправить дефект, и он останется, чрезмерное усилие приведёт к тому, что вместо одного отклонения возникнет другое отклонение, только в другую сторону. С малым злом нужно бороться малым усилием, с большим злом нужно бороться большим усилием. К сожалению, люди, как правило, абсолютно не понимают даже таких простых вещей, и пока зло мало, на него вообще не обращают внимания, когда же оно становится заметно и начинает сильно досаждать, абсолютизируют его и начинают рьяно бороться, создавая вместо одного отклонения другое, противоположное отклонение — от диктатуры приходят к анархии, от искусственной уравниловки к искусственному неравенству и т. д.
3. Как выяснить, что есть добро.
Очевидно, что ситуация в мире далека от гармонии и торжества добра. Поэтому, стремясь к добру, мы будем иметь в виду добро как ориентир. Но как понять, насколько точно то или иное наше действие ведёт к добру? Эмоционально мыслящих такой вопрос постоянно заводит в тупик. Меряя действие от разных точек отсчёта и по разным критериям, эмоционально мыслящие в любом действии видят плюсы и минусы. В этой ситуации, определяя, какой поступок лучше, а какой хуже, они могут решить дать одним плюсам или минусам больший вес, чем другим, пытаться посчитать, чего — плюсов или минусов — больше, либо стараться не делать вообще ничего, в чём видят минусы, как горе-проповедники лжедобра.
Используя разумный подход, нетрудно понять, какой поступок является правильным с точки зрения морали. Прежде всего, необходимо понимать, что добро должно быть одно, абсолютное, а не субъективное или временное. Нельзя сравнивать, принимая решение, зло и добро по величине, пытаясь сделать выбор в пользу «большего» добра или «меньшего» зла. Нужно прежде всего, понять, какой результат будет получен в итоге. При этом может оказаться, что «добро», которое мы сделаем, испарится, а последствия окажутся лишь негативными, либо наоборот, зло, совершение которого мы видели в действии, впоследствии нейтрализуется, а конечный результат будет лишь положительным. Просчитывая последствия того или иного выбора, мы должны придти к такой точке, когда преимущество одного из вариантов станет очевидным. Конечно, не всегда это просто сделать, тем не менее, следуя данному правилу, человек всегда совершит больше добра, чем слепо идя на поводу у эмоций.
Можно сказать, что поступок А является (большим или меньшим) отклонением от добра, если существует другой поступок Б, который можно совершить в той же ситуации, и который содержит больше плюсов, чем А (при том же количестве минусов), либо меньше минусов (при том же количестве плюсов). Рассмотрим пару примеров. Допустим, мы поймали наркоторговца. Можно отобрать у него наркотики, незначительно наказать и отпустить. Правильно ли это? Нет, это неправильно, поскольку наркоторговец может взяться за старое и причинить дополнительный вред обществу, распространяя наркотики, по сравнению со случаем, когда мы его не отпустим. Можно расстрелять наркоторговца. Правильно ли это? Это тоже неправильно, поскольку существует шанс на то, что наркоторговец исправится и принесёт какую-то пользу обществу. Таким образом, мы должны изолировать наркоторговца и применять к нему меры, достаточные для его перевоспитания до тех пор, пока он устойчиво не осознает ошибочность своих поступков и не изменит свои представления. Рассмотрим другой пример. Следовало ли ГКЧП в 1991 году действовать более решительно, арестовать Горбачёва и Ельцина, захватить Верховный Совет и разогнать митинг предателей, которые собрались его «защищать»? Да, следовало, т. к. хотя это и было бы формальным нарушением закона и повлекло бы другие негативные последствия, но предотвратило бы развал страны, закон которой был бы нарушен и другие негативные последствия, включающие и значительно превышающие последствия первого варианта.
Можно заключить, что разумный человек всегда идёт по пути, который приведёт к добру в конечном итоге, в то время как эмоционально мыслящий ориентируется на частное, сиюминутное и потому зачастую ложное видение добра и зла.
4. Аморальность эмоционально мыслящих.
Эмоционально мыслящие аморальны. Даже если они стараются целенаправленно творить добро, результат их усилий обычно характеризуется фразой «благими намерениями вымощена дорога в ад». Причина этого состоит в особенностях их мышления. Эмоционально мыслящие мыслят спонтанно, их взгляд выхватывает из целой картины лишь отдельные её фрагменты, причём и то, на что они обратили внимание, совершенно искажено под влиянием их эмоционально-оценочной матрицы и догм. Оценивая, что есть добро, а что зло, эмоционально мыслящие не видят целого, замечая лишь отдельные, зачастую совершенно второстепенные плюсы и минусы и на основании их вынося вердикты. Например, искусственно созданный вредителями в конце 80-х дефицит стал поводом для многих поддержать абсурдные реформы и предателей, разрушавших страну. Узкий взгляд обывателя заслонил (а для многих продолжает заслонять и по сей день) главное. Нет сомнений, что лишь разум и истина — синонимы добра, а неразумность и невежество, характерные для эмоционально мыслящих — зла.
Источник
welemudr.mirtesen.ru
Тест по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Граница между добром и злом.
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 городского округа город Михайловка Волгоградской области»
Контрольная работа
по курсу ОРКСЭ
Модуль: Основы светской этики.
Название учебника: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
Тема: Граница между добром и злом.
Выполнила: Сахнова Н.В.
2013г.
Контрольная работа
1.Что считается добрым поступком?
- забыть о неприятной просьбе
- опоздать на интересную встречу
- дать списать домашнее задание
- помочь соседу по парте разобрать задачу
2.Как творят добрые дела?
- в надежде на вознаграждение
- чтобы избежать наказания
- бескорыстно и сознательно
- в надежде на похвалу
3.Что является последствием злых дел?
- радость
- дружба
- мирное сосуществование
- вражда
4.Что изучает светская этика?
- правила техники безопасности
- законы общества
- законы природы
5.Откуда берутся правила поведения?
- устанавливают сами люди
- придумывают компьютеры
6. ___________ — мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни.
7. ___________ — правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие — злыми.
8. ___________- противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни.
9. _____________-добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.
10. _____________-учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении.
11.Выбери те поступки, которые общество одобряет, с точки зрения добра и зла.
- нежелание выполнять обещание
- уважение к родителям
- неопрятность
- умение говорить правду
12.Выберите те поступки, которые общество осуждает.
- опоздание в школу
- помощь другу
- соблюдение режима дня
- невыполнение данного обещания
13.Знания о добре и зле помогают людям…
- дружить
- проявлять заботу о близких
- жить в мире
14.С какой точки зрения мораль рассматривает поступки человека?
- страны, в которой живёт человек
- возраста человека
- добра и зла
- времени, когда был совершён поступок
15.Правила поведения человека в обществе определяют…
- моральные нормы
- законы природы
- правила гигиены
- технические нормы
16.Укажите поступки, которые одобряет общество.
- обман
- насилие
- взаимопомощь
- унижение
17.Соотнеси понятия и примеры
нравственный поступок воровство
оказание помощи больному соседу
безнравственный поступок нежелание помогать пожилым родителям
усыновление детей
18.Что соответствует картинке:
- этичное поведение
- безнравственный поступок
19.Какие картинки соответствуют понятию «ДОБРО».Соедини линией .
Добро
20. Распредели слова в две группы, в первую группу помести слова относящиеся к понятию «добро», во вторую — к понятию «зло».
ПОМОЩЬ ВЗАИМОВЫРУЧКА НАСИЛИЕ ОБМАН
Контрольная работа
Ключ к ответам.
1.Что считается добрым поступком?
- забыть о неприятной просьбе
- опоздать на интересную встречу
- дать списать домашнее задание
- помочь соседу по парте разобрать задачу
2.Как творят добрые дела?
- в надежде на вознаграждение
чтобы избежать наказания
- бескорыстно и сознательно
- в надежде на похвалу
3.Что является последствием злых дел?
- радость
- дружба
- мирное сосуществование
- вражда
4.Что изучает светская этика?
- правила техники безопасности
- законы общества
- законы природы
5.Откуда берутся правила поведения?
- устанавливают сами люди
- придумывают компьютеры
6. ДОБРО — мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни.
7. МОРАЛЬ — правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие — злыми.
8.Зло- противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни.
9. Нравственность -добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.
10. ЭТИКА-учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении.
11.Выбери те поступки, которые общество одобряет, с точки зрения добра и зла.
- нежелание выполнять обещание
- уважение к родителям
- неопрятность
- умение говорить правду
12.Выберите те поступки, которые общество осуждает.
- опоздание в школу
- помощь другу
- соблюдение режима дня
- невыполнение данного обещания
13.Знания о добре и зле помогают людям…
- дружить
- проявлять заботу о близких
- жить в мире
14.С какой точки зрения мораль рассматривает поступки человека?
- страны, в которой живёт человек
- возраста человека
- добра и зла
- времени, когда был совершён поступок
15.Правила поведения человека в обществе определяют…
- моральные нормы
- законы природы
- правила гигиены
- технические нормы
16.Укажите поступки, которые одобряет общество.
- обман
- насилие
- взаимопомощь
- унижение
17.Соотнеси понятия и примеры
нравственный поступок воровство
оказание помощи больному соседу
безнравственный поступок нежелание помогать пожилым родителям
усыновление детей
18.Что соответствует картинке:
- этичное поведение
- безнравственный поступок
19.Какие картинки соответствуют понятию «ДОБРО». Соедини линией .
Добро
20. Распредели слова в две группы, в первую группу помести слова относящиеся к понятию «добро», во вторую — к понятию «зло».
ДОБРО ЗЛО
Помощь Обман
Взаимовыручка Насилие
nsportal.ru