Привязанность упражнений к ситуации называется – Онлайн-тесты на oltest.ru: Методика преподавания иностранного языка

Онлайн-тесты на oltest.ru: Методика преподавания иностранного языка

Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеМетодика преподавания иностранного языкавопросы91-105

91. Прецизионные слова включают в себя
числительные

92. При обучении диалогической речи на втором этапе
устанавливаются реактивные связи, специфические для диалога

93. При обучении диалогической речи на старшем этапе используется:
комплекс ситуативных упражнений на базе стандартных и свободных ситуаций

94. При обучении монологической речи используют:
дискуссии

95. При обучению диалогической речи на начальном этапе формируются:
произносительные и элементарные грамматические навыки

96. Привязанность упражнений к ситуации называется:
ситуативностью

97. Приемом обучения называются:
конкретные действия и операции преподавателя, цель которых передать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач для процесса обучения

98. Принцип обучения, требующий максимального приближения процесса обучения к реальному процессу общения, называют:
коммуникативным

99. Принцип отбора языкового материала, предполагающий выделение для заучивания готовых стандартных выражений, обусловленных узусом, т.е. принятым в данном языковой среде употреблением языковых средств, называют:
коммуникативностью

100. Принцип отбора языкового материала, при котором лексика отбирается и предлагается учащимся в рамках семантических систем, включающих ядро из наиболее близких по значению слов, называют:
системностью

101. Принцип отбора языкового материала, требующий предусмотреть для усвоения в первую очередь единицы языкового материала, способствующего превращению языка в речь, называют:
функциональностью

102. Произносительные навыки — это:
способности совершать операции, связанные с артикуляцией отдельных звуков и их соединением в слоги, слова и т.п

103. Развивающие цели обучения представляют собой …
передачу учащимся творческой, поисковой деятельности

104. Раскрытие значения лексических единиц называют:
семантизацией лексики

105. Реальные или предполагаемые закономерности, сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться в учебном процессе, называются:
принципами обучения



oltest.ru

Принцип обучения, требующий максимального приближения процесса обучения к реальному процессу общения, называют

Порождение устной речи, чаще всего в коммуникативных целях, называется
 (*ответ*) говорением
 чтением
 письмом
 аудированием
Постоянно действующие принципы обучения данному предмету независимо от целей и условий обучения являются

 (*ответ*) общими методическими принципами
 принципами обучения
 дидактическими принципами
 частными методическими принципами
Предвосхищаемые результаты обучения, воплощаемые в определенную предметную форму, — это
 (*ответ*) цели обучения
 принципы обучения
 средства обучения
 содержание обучения
Прецизионные слова включают в себя
 (*ответ*) числительные
 артикли
 местоимения
 глаголы
При обучении диалогической речи на втором этапе
 (*ответ*) устанавливаются реактивные связи, специфические для диалога
 используется обильное аудирование
 выполнение упражнений, организованных на базе стандартных и свободных ситуаций
 формируются произносительные и элементарные грамматические навыки
При обучении диалогической речи на старшем этапе используется
 (*ответ*) комплекс ситуативных упражнений на базе стандартных и свободных ситуаций
 устанавливаются реактивные связи, специфические для диалога
 формируются произносительные и элементарные грамматические навыки
 используется обильное аудирование
При обучении монологической речи используют
 (*ответ*) дискуссии
 формирование произносительные и элементарные грамматические навыки
 комплекс ситуативных упражнений на базе стандартных и свободных ситуаций
 обильное аудирование
При обучению диалогической речи на начальном этапе формируются
 (*ответ*) произносительные и элементарные грамматические навыки
 обильное аудирование
 выполнение упражнений, организованных на базе стандартных и свободных ситуаций
 реактивные связи, специфические для диалога
Привязанность упражнений к ситуации называется
 (*ответ*) ситуативностью
 многократностью
 однократностью
 микрореферированием
Приемом обучения называются
 (*ответ*) конкретные действия и операции преподавателя, цель которых передать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач для процесса обучения.
 конкретные действия и операции преподавателя, цель которых передать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения проблем методики преподавания иностранного языка..
 конкретные действия и операции преподавателя, цель которых передать информацию, формировать навыки и знания, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач для процесса обучения.
 конкретные действия и операции ученика, цель которых получить знания, сформировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность для решения частных задач для процесса обучения.
Принцип обучения, требующий максимального приближения процесса обучения к реальному процессу общения, называют
 (*ответ*) коммуникативным
 комплексным
 артикуляторным
 акустическим

www.soloby.ru

СГА ответы Комбат бесплатно — 0545.Зач.01;ТБПД.01;1

Автоматизированность — одна из характеристик речевого навыка,
Аудирование — это
Аудирование предварительно подготовленного текста называется
Базовое упражнение по обучению аудированию основано на учебном действии
В методике обучения иностранным языкам выражение лингвистических или психологических законов является
Вид имитативных упражнений, характеризующийся отсроченным воспроизведением заученного материала, — это
Вид упражнения в речевой деятельности, включающий некоторые учебные ограничения, а также использование наряду со способом учения «поиск», способа учения — «повторение», относят к
Вид упражнения, совмещающего два способа учения: ознакомление и повторение — относят к
Вид упражнения, цель которого ознакомить учащихся с новым материалом, называют
Во время упражнения на повторение отрабатывается
Вспомогательные средства обучения — это
Вспомогательные средства обучения, включающие вычислительную технику, магнитофон, видеомагнитофоны, электрофоны, кинопроекторы, фильмоскопы, кодоскопы и т.п. относятся к
Грамматический навык — это
Движение органов речи, необходимые для произнесения звука, а так же механизм, способствующий восприятию и пониманию речи, называется
Диалог реализуется только в
Диалогическая речь характеризуется
Дидактика — это
Дидактические принципы обучения — это
Дидактический стиль речи — это
Для становления произносительных навыков используют
Для становления произносительных навыков не используется
Для формирования лексических навыков используют
Единицей обучения иностранным языкам являются (ется)
Закономерности, отражающие специфику процесса обучения данному предмету и составляющие основу методов обучения, — это
Знание является
Знания и языковой материал, ограниченные одной областью знаний, называются
Значимость самого материала, которым оперируют на уроке; адекватность приемов и упражнений задачам урока; оптимальное соотношение тренировки учащихся в усвоении материала и его использовании в речи относится к
Игровые упражнения используют у учащихся рефлекс
Имитативные упражнения — это упражнения,
Имплицитный подход — это
Индивидуальная работа учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника называется
Интерпретация тех или иных лингвистических, психологических или педагогических закономерностей в непосредственных условиях обучения конкретному предмету, является
Информативное чтение бывает
Использование в диалогической речи готовых фраз клише, соответствующих той или иной ситуации, относится к такой характеристике диалогический речи, как
К вызывающему трудности при аудировании языковому материалу не относятся
К индивидуальным особенностям речи не относят
К принципам отбора языкового материала не относят
К принципам отбора языкового материала относят
Как компонент содержания обучения иностранным языкам знание включает
Комплексное средство обучения, способное в той или иной степени реализовывать функции учителя в их совокупности, —
Конкретные действия и операции преподавателя, цель которых передать знания, сформировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач для процесса обучения, называются
Лексический навык — это
Мастерство учителя, его поведение, актерские способности относятся к
Методика обучения иностранным языкам — это
Методом обучения называется
Монологическая речь реализуется
Монологическая речь характеризуется
На начальном этапе обучения чтению используется
Навыком называется способность
Наименьшей произносительной единицей является
Направленное аудирование — это аудирование
Направленное аудирование служит развитию
Обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач относится к
Обусловленность речевого навыка — это одна из характеристик,
Обучающие действия — это
Обучение — это специальный вид деятельности, заключающийся в передаче
Обучение аудированию должно предусматривать…
Обучение аудированию заключается в
Обучение аудированию невозможно без обучения
Обучение диалогической речи проводится при использовании
Обучение иностранному языку — это
Обучение письму слагается из
Обучением общению на иностранном языке (различным видам речевой деятельности, языковому материалу, тематике) называются
Общие методические принципы — это
Объяснение — это
Ограниченные языковым материалом, взаимосвязанные по целям организационные учебные действия учащихся называются
Один из видов средств обучения, функция которого заключается в том, чтобы служить объектом действий учащихся, — это
Один из основных видов речевой деятельности, заключающийся в восприятии речи с ее пониманием, называется
Одна из основополагающих категорий методики, складывающаяся из двух компонентов: знаний, навыков и умений, — называется
Одна из форм общения, реализующаяся как в устной, так и в письменной форме, характеризующаяся развернутостью, последовательностью и предметным содержанием, называется
Одна из характеристик речевого навыка, заключающаяся в воспроизведении заученного действия, называется
Однозначные, широко употребительные в обиходной речи слова, выражающие точные понятия, называются
Ознакомительно-тренировочное упражнение — это вид упражнения,
Ознакомительное упражнение — это вид упражнения,
Ознакомление — это
Основное организационное звено процесса обучения, на котором осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, называется
Основные формы выражения языка в речи — это
Письменная речь как одна из форм выражения языка характерна для
Письменная речь характеризуется
Письменная речь характеризуется
Письменная речь характеризуется
Повторение — это
Подготовительные упражнения, часть из которых может выполняться в письменном виде, используется при обучении
Подкрепление — это
Подстановочные упражнения — это тип упражнения,
Подход к обучению произношению, опирающийся на такие теоретические положения, как опережающее формирование произносительных навыков по сравнению со слуховыми; знание учащимися особенностей артикуляции при произнесении каждого звука; раздельное формирование произносительных и слуховых навыков; тщательная отработка каждого звука, независимо от его характеристик, называется
Подход к обучению произношению, при котором основное внимание уделяется тренировке слуховых анализаторов учащихся, называется
Поисковое чтение, в 2-3 раза превышающее поисковое чтение за счет нейтрализации артикуляции, называется
Показ — это
Порождение устной речи, чаще всего в коммуникативных целях, называется
Постоянно действующие принципы обучения данному предмету независимо от целей и условий обучения являются
Предвосхищаемые результаты обучения, воплощаемые в определенную предметную форму, — это
Прецизионные слова включают в себя
При обучении диалогической речи на втором этапе
При обучении диалогической речи на старшем этапе используется
При обучении монологической речи используют
При обучению диалогической речи на начальном этапе формируются
Привязанность упражнений к ситуации называется
Приемом обучения называются
Принцип обучения, требующий максимального приближения процесса обучения к реальному процессу общения, называют
Принцип отбора языкового материала, предполагающий выделение для заучивания готовых стандартных выражений, обусловленных узусом, т.е. принятым в данном языковой среде употреблением языковых средств, называют
Принцип отбора языкового материала, при котором лексика отбирается и предлагается учащимся в рамках семантических систем, включающих ядро из наиболее близких по значению слов, называют
Принцип отбора языкового материала, требующий предусмотреть для усвоения в первую очередь единицы языкового материала, способствующего превращению языка в речь, называют
Произносительные навыки — это
Развивающие цели обучения представляют собой
Раскрытие значения лексических единиц называют
Реальные или предполагаемые закономерности, сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться в учебном процессе, называются
Репродуктивные упражнения — это разновидность
Речевая ситуация — это
Речевой деятельностью называется (ются)
Речевой навык — это способность
Речь учителя по любому предмету выполняет важную и ответственную функцию в учебно-воспитательном процессе и называется
Самостоятельная работа учащихся — это
Семантизация лексики — это
Система обучения — это
Система средств обучения по конкретному предмету при ведущей роли учебника называется
Систематическое прослушивание специально подобранных и записанных разными дикторами на пленку текстов с последующим контролем понимания их содержания относится к
Ситуации, которые обусловлены социальными отношениями, повторяются и составляют регламентированную часть жизни общества, называются
Ситуации, которые порождаются, жизнью учебного заведения называются
Сложный вид речевой деятельности, заключающийся в ознакомлении с текстом с целью выделения из него содержания с целью его письменного изложения, называется
Смысл образуется в результате согласования семантической информации с
Совокупность обстоятельств и отношений, включенных в коммуникацию, называется
Социально обусловленные дополнительные представления, ассоциируемые с лексической единицей и связываемым с ней понятием, называются
Способ обучения — это
Способ обучения путем демонстрации, использования наглядных пособий — это
Способ обучения путем изложения правил, описания значения слов и т.п.,
Способ обучения, заключающийся в оценке действий учащихся, и которому всегда предшествует контроль
Способ учения путем заучивания и выполнения упражнений, нацеленный на закрепление в долговременной памяти приобретенных знаний — это
Способ учения, первый этап формирования навыков и умений, заключающийся в восприятии нового явления, называется
Способ учения, предполагающий получение знаний через самостоятельные мыслительные действия для решения возникающих в процессе учения задач — это
Способности совершать операции, связанные с артикуляцией отдельных звуков и их соединением в слоги, слова и т.п., относят к
Способность автоматизированно вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание или готовую фразу, соответствующие коммуникативной задаче, называется
Способность автоматизированно извлекать из долговременной памяти грамматические средства речи называют
Способность автоматизированно совершать действия (операции) называется
Способность автоматизированно совершать речевое действие называется
Способность осознанно совершать речевое действие, управляя сформированными навыками, называется
Способность производить одновременно лексические, грамматические, произносительные и другие операции является
Способность управлять своими навыками для решения задач, возникающих в ходе деятельности, называется
Способы учения — это
Среди механизмов аудирования не выделяют
Среди подходов к обучению произносительным навыкам не существует
Среди подходов к формированию грамматических навыков не существует
Среди подходов к формированию грамматических навыков существует
Средства обучения — это
Средства обучения, способные замещать преподавателя в выполнении отдельных функций, являются
Структура урока определяется
Сущность аудирования заключается в
Теоретически обоснованная модель деятельности учителя и учащихся, направленная на реализацию целей обучения, называется
Тип упражнений, определяемый исследовательским рефлексом саморазвития и использующий способ учения — «поиск», называют
Тип упражнения, предполагающий изменение данных структур или форм, называется
Тип упражнения, предполагающий изменение данных структур или форм, относят к
Тип упражнения, предусматривающий тренировку таким способом учения, как повторение, называют
Умение — это
Упражнение в выделении ключевой информации в тексте называется
Упражнение второго этапа, связанное с повторением, называется
Упражнение на материале ситуационных клише служит развитию механизма
Упражнение на прецизионные слова служит развитию
Упражнения не бывают
Упражнения, совмещающие два способа учения: повторение и поиск относятся к
Условно-речевые упражнения — это упражнения,
Устная речь характеризуется
Устная речь характеризуется
Устная речь характеризуется
Учебная деятельность — это
Учебник является
Учебные действия — это
Учебные речевые ситуации, в которых учащиеся исполняют воображаемые профессиональные роли, называются
Учебные ситуации, в которых одно из слагаемых задачи остается неизвестным, называются
Фонемы, буквы, интонемы, слова, словосочетания, готовые фразы, грамматические формы и структуры и т.п., подлежащие заучиванию в процессе овладения языком относятся к
Фонемы, буквы, интонемы, слова, словосочетания, готовые фразы, грамматические формы и структуры, подлежащие заучиванию в процессе овладения языком называются
Формирование грамматических навыков без объяснения правил грамматики, на основе интуиции называют
Формирование грамматических навыков на основе усвоения грамматических правил называют
Цели обучения, предусматривающие становление всесторонне развитой личности, являются
Частные принципы обучения — это
Частные упражнения при обучении аудирования различаются по
Чтение, осуществляемое с целью научиться складывать из букв слова, правильно произносить слова и предложения, приобрести необходимую беглость чтения, называется
Чтение, преследующее цель извлечения из текста информации, называют
Эксплицитный подход — это
Эллипсисы чаще всего встречаются в
Языковая оснащенность — это одна из характеристик

antimuh.ru

Тема: «Развитие связей: привязанность. Создание доверия».

Тема: «Развитие связей: привязанность. Создание доверия».

План

(ЗНАКОМИМ СО СТАДИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (ПО ЕРИКСОНУ).

СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ПЕРИОД ДЕТСТВА

(по Ерику Ериксону)

Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир и люди вокруг него зависят друг от друга. Дети в период грудного возраста, получившие внимание, ласку, заботу и любовь от родителей (потребности ребёнка в этот период были удовлетворены), привыкают к мысли, что окружающий их мир доброжелателен и поэтому можно доверять людям.

Когда у ребёнка нет возможности показать на что он способен, а причиной этого могут быть его слишком строгие родители, которые заставляют делать то, что они считают нужным и не позволили ему делать то, что он мог и умел, то ребёнок в результате, может потерять веру в себя и свои возможности.

Инициативность – это отношение к окружающему миру и к собственным возможностям, к дальнейшему познанию этого мира. Ребёнок, который ведёт себя «слишком хорошо» испытывает в какой-то степени вину, исчезает желание отдохнуть и желание заняться чем-то новым.

Начинает иметь значение где-то в возрасте около 6 лет и продолжается в течении 5-6 лет. Осознание того, что ребёнку удалось что-то сделать, воодушевляет его и появляется чувство само достоинства и желание учиться и познавать мир далее. Осознание неудачи приводит к обратному – появляется чувство неполноценности, которое подавляет дальнейший интерес к учёбе.

Это очень тяжёлый период для любого из нас, даже люди в возрасте переживают из-за недоверия другим людям, совести, чувства вины, успеха и неудачи – всё это очень сложные процессы.

В идеале это родной родитель, но если так случилось, что ребёнка поместили в другую семью, то это приёмный родитель.

Привязанность:


«Нежная связь между двумя индивидуумами, которая выдерживает расстояния и которая связывает их эмоционально».

Хорошая привязанность ведёт к:


Близким постоянным отношениям / Пониманию того, что происходит.
Формируется:
Доверие Одобрение Эмпатия Комфорт
Уверенность в себе/Самоуважение Безопасность
Комфортность/Расслабление в социальных отношениях 
Социальное понимание
Движение к другим/Понимание того, кто ты есть
Взаимная связь – понимание друг друга

Если у ребёнка не формируется привязанность, то ребёнок не может пройти все стадии эмоционального развития. Рассмотрим, как ребёнок воспринимает своего воспитателя 

если сформировалась привязанность.


Привязанность можно рассматривать как растение. Привязанность это корни, которые поддерживают рост цветка (зарисовать цветок). Если не будет корней, цветок просто упадёт. 
Сейчас будем говорить о той ситуации, когда ребёнок не формирует привязанности, когда цветок не очень устойчив. Что происходит в этой ситуации с ребёнком? Какие проблемы могут возникнуть? (Выслушиваются ответы участников).

Составляется схема проблем (со слов участников).


Рассмотрим, что может произойти, если привязанность нарушается:

ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОДЕЛИ / ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ
(на реакцию ребёнка оказывает влияние его 
индивидуальность и стремление к выживанию)





Приемному родителю необходимо научиться правильно завершать этот цикл, удовлетворять потребности ребёнка.

НОВЫЕ РОДИТЕЛИ СТРЕМЯТСЯ ОБЕСПЕЧИТЬ

Подбадривание/ содействие в развитии привязанности/
Чуткость к невысказанной потребности.
Последовательность / Похвалу и поощрение/
Не ожидают слишком многого очень быстро.
Вы должны осознавать, что ребёнок нервничает в новом окружении.
Работают чувства – вкус, звук, прикосновении, запах.
Стимуляция/ Режим и целесообразность.


Привязанность может помочь ребёнку:

  • реализовать его потенциал

  • разобраться в его чувствах, переживаниях и ощущениях

  • логически мыслить

  • проявлять совесть

  • поверить в свои силы

  • справиться со стрессом и разочарованием

  • побороть страхи и переживания

  • развить будущие отношения

Приёмный родитель должен научиться реагировать на ребёнка без злости, иначе у ребёнка не будет формироваться привязанность.

Упражнение со свечами.
Это упражнение можно использовать как пример, чтобы показать привязанность ко взрослому и то, как ребёнок может формировать новые привязанности и старые привязанности могут быть нарушены.
Берутся 2 свечи 
папа
мама
Когда родилась Н (ты) мама и папа её очень любили и давали ей много любви. Этот огонёк – ты, этот – твоя мама, этот – твой папа, поставь в ряд. Затем появился ещё один ребёнок (зажечь огонёк), брат А.
Все огоньки выстроились в рядок (по социометрии, отодвигая другие свечи). Кого ты ещё любишь – бабушку и дедушку. Это твои бабушка и дедушка ( зажигаются ещё два огонька).
В семье стало не всё хорошо. Папа и мама решили, что не могут за тобой ухаживать и отправили тебя в приют (забрали огонёк).
Социальные работники нашли тебе новую семью. Через несколько месяцев ты решила, что можешь уйти к ним жить. И это может быть твоя новая семья (мама, папа и сестра) (зажигаются огоньки). Но ты ещё не совсем решила, что любишь их очень. Но со временем решила, что ты их любишь.
Посмотри, сколько свечей горит вокруг тебя. И хотя они не все могут быть рядом с тобой, они всё равно любят тебя. Чувствуешь, какое тепло излучают свечи?

1) ☻Н ☻п 3) ☻п 4) ☻п ☻м
☻м ☻м ☻б ☻Н
☻б ☻д
☻Н ☻б
☻б ☻д

5) ☻п ☻м 6) ☻п1 ☻м1
☻б ☻Н ☻с1 
☻б ☻д

Пути формирования привязанности

  • Позитивное настроение, отношение к ребёнку.

  • расчёсывание волос (особенно у девочек).

  • Читать ребёнку.

  • Занятия интересным делом, вдохновить ребёнка, подтолкнуть ребёнка к общению, делу вне дома.

  • Показать заинтересованность делами и успехами в школе.

  • Готовить вместе с ребёнком пищу.

  • Привлечение к домашнему труду.

  • Говорить ребёнку о своих чувствах, что радует, что огорчает.

  • Говорить ребёнку о своём прошлом, рассказывать истории, которые рассказывали ваши бабушки и дедушки.

  • Составить родословную биологической и приёмной семьи.

  • Составлять книгу истории жизни ребёнка вместе с ребёнком.

  • Анализировать ситуацию, обиды; разбираться почему так.

  • Положительные физические контакты (обнял, приласкал), но надо быть осторожным:

«Закон 3*10»
10 раз похвалить
10 раз погладить
10 раз посмотреть в глаза

  • Играть с ребёнком.

  • Разместить фотографии семьи приёмного ребёнка.

  • Расскажите как вы горды и счастливы за то, что вас выбрали воспитателем.

  • Дать ребёнку вещь, которая принадлежит вам, талисман.

  • Узнайте, что ребёнок любит, а что нет.

  • Найдите время побыть наедине с ребёнком.

  • Разделить чувства и настроения ребёнка.

  • Если вы уехали, то всё равно поддерживайте связь с семьёй, с приёмными детьми (позвоните, пошлите открытку).

  • Улыбайтесь чаще друг другу.

  • Выделять событие знакомое для ребёнка и всегда вспоминать об этом.

  • Найти общие интересы с приёмным ребёнком, вовлекать своих детей.

  • Давайте возможность выбора и участия в принятии решений.

  • Нес ответственность за что-то и кого-то.

Упражнение: «Где Вы на дереве сегодня?»
Разные способы использовать это упражнение.

Если счастлив – фигура №1.
Если нет – фигура в низу.

  • У ребёнка спрашивается: «Зол ли ты? Как ты зол, покажи?»

  • Ребёнок может объяснить, как чувствует себя по отношению к приёмному воспитателю (показать № фигуры).

Позволяет невербально общаться с ребёнком.
Сегодня эти упражнения будем использовать в связи с привязанностями. Будете говорить сегодня о своих привязанностях. Должны подумать и выбрать адекватную фигуру о привязанности к Вашей семье. Если сильно привязаны – фигура будет вверху, если нет – то внизу.
После того, как обозначите привязанность к своей семье, поменяйтесь карандашами и обозначьте привязанность к этой группе
2 человека, которые хотят поделиться (обсуждение обозначенного).
Внимание обращается на ребёнка, который валится вниз, взбирается на лестницу.

Упражнение: «ЕСОМАР»

На этой схеме поместили ребёнка в центр. Вокруг другие кружки: это члены семьи и все, кто окружает ребёнка. Мы просим у ребёнка с помощью стрелок показать привязанность к другим людям, соединив свой круг с более маленькими кружками. (Объясняем условные обозначения штрихов).
Можно сделать свой круг, если кого-то нет в кружках, и к кому Вы привязаны.
Это упражнение можно проводить как со взрослыми, так и с детьми. Эту картинку могут одновременно заполнить и ребенок, и приёмные родители. Цель – проследить совпадения.

Далее членам группы предлагается отметить свою привязанность. Обмен мнениями.


 

kopilkaurokov.ru

Упражнение 43. Разделяем любовь и привязанность в существующих отношениях

Упражнение 43. Разделяем любовь и привязанность в существующих отношениях

Останьтесь в одиночестве, попросите родных не отвлекать вас, займите удобную позу, расслабьтесь.

Подумайте о том, кого вы любите. Представляйте, как он изменяется, становясь лучше и лучше – становясь таким, каким вы хотели бы его (ее) видеть. Сделайте паузу, запомнив свои ощущения.

Теперь представляйте, что ваш любимый меняется в отрицательную сторону – стареет, болеет, становится все менее и менее терпеливым. Как теперь изменились ваши чувства?

Примите то, что вы чувствуете, не осуждайте и не обвиняйте себя.

Если вы понимаете, что вам проще любить человека, который близок к нарисованному вами идеалу, чем реального, несовершенного партнера, то продолжите выполнение упражнения.

Представьте своего партнера перед собой и мысленно окружите его светом. Скажите ему: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Я – принятие».

Если после выполнения первой части упражнения вы пришли к выводу, что эти отношения вас не устраивают, но вы не знаете, как разорвать привязанность, то представьте этого человека перед собой в сиянии света и скажите ему: «Я благодарен тебе за то, что ты был в моей жизни. Я отпускаю тебя. Я отпускаю себя. Я желаю тебе найти свою любовь!» Будьте искренне в пожелании человеку добра!

В этом случае через непродолжительное время эти отношения закончатся сами собой, спокойно и без потерь для вас и вашего партнера.

Когда вы чувствуете себя в одиночестве спокойно и уверенно, у вас не появляется потребность в том, чтобы кто-то заботился о вас и опекал вас, значит, вы готовы к отношениям, построенным на принципах гармонии, вы готовы, чтобы в вашу жизнь пришла истинная любовь.

Если этого не происходит – не теряйте терпения. Лучше немного подождать, чем согласиться на подделку.

Помните, что слишком сильное желание испытать любовь, заполучить ее в свою жизнь говорит о том, что не все ваши страхи проработаны, не все пробелы заполнены.

Работайте над собой и будьте уверены в себе и в том, что настоящая любовь придет в положенный срок, тогда, когда вы будете действительно готовы встретить ее.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

«Формирование привязанности у детей – сирот. Эмпатия. Развитие эмпатии замещающих родителей к детям»

27 апреля 2012 года на базе Сосновской школы – интерната состоялось очередное занятие в школе приемных родителей по теме «Формирование привязанности у детей – сирот. Эмпатия. Развитие эмпатии замещающих родителей к детям».

Цель: рефлексия родительской позиции, формирование навыков и умений эмпатического взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми.

Задачи:

1.Познакомить замещающих родителей с особенностями формирования привязанности у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.Формировать умение анализировать причины детских чувств и эмоциональных состояний и адекватно на них воздействовать.

3. Развивать способность к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга в детско-родительских отношениях.

Мини-лекция об эмпатии

Упражнение «Сердце коллектива»

Упражнение «Семейная история»

Упражнение «Сиамские близнецы»

Ход занятия:
1. Вступительное слово

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами! Сегодня у нас очередное занятие в школе приемных родителей. Его мы начнем с упражнения «Качество, которое мне помогает…». Поделитесь, пожалуйста, секретом. Назовите два качества, которые вам помогают добиваться успеха в воспитании детей.

2. Упражнение «Качество, которое мне помогает…»

Цель: сплочение группы, создание благоприятных условий для работы.

Мы чем-то похожи друг на друга, но такие разные и относимся к одному и тому же по-разному. Чтобы жить в доброте, взаимопонимании и взаимоуважении, необходимо понимать и принимать того, кто не похож на тебя.

3. Постановка целей и задач занятия

Вопрос о том, как найти общий язык с ребенком и построить с ним доверительные отношения, волнует практически каждого замещающего родителя. И вопрос этот не простой. Ведь попадая в новую семью, ребенок, как правило, имеет негативный эмоциональный опыт отношений с близкими людьми, разлуки с ними. Сегодня мы попробуем понять, что же происходит с таким ребенком и как помочь ему наладить полноценную жизнь. Тема занятия — «Формирование привязанности у детей – сирот. Эмпатия. Развитие эмпатии замещающих родителей к детям».

4. Мини-лекция

В 80-х гг. прошлого столетия среди лиц, занимающихся проблемами устройства осиротевших детей в семьи, довольно популярным стал термин «расстройство чувства привязанности, или нарушение привязанности». Этим явлением ученые объясняли многие трудности, возникающие в семьях, которые усыновили или взяли на воспитание в семью детей старше 3-х лет. Что же такое привязанность? Чтобы понять это, приведу наиболее типичную жалобу. Родители девочки, удочеренной из детского дома, поначалу решили, что восьмилетняя девочка достаточно легко адаптировалась к новой жизни. Она была мила со всеми членами новой семьи, ласково целовала родственников при встрече и обнимала их при расставании. Однако вскоре усыновители поняли, что точно так же она ведет себя и с незнакомыми людьми. Они были обеспокоены этим открытием и очень обижены тем, что дочь оказывает одинаковые знаки внимания им, ее приемным родителям, и совершенно посторонним людям. Еще одним неприятным для них моментом стало то, что девочка совершенно не расстраивается, когда родители уходят, и может легко остаться с любым малознакомым человеком. На консультации у психолога они узнали, что у ребенка не сформировано чувство привязанности.

Были ли в вашей практике такие моменты?

(Выступления родителей)

Почему взрослых так пугает, когда ребенок не разделяет своих и чужих и радостно называет любую женщину мамой? Охотно дает руку любому чужому взрослому на улице и готов идти с ним куда угодно? Что это значит для ребенка — чувство привязанности?

Особенно важными все эти вопросы становятся при усыновлении или взятии под опеку, когда мы имеем с одной стороны взрослых, которые представляют некую идеализированную картинку отношений между детьми и родителями, и, конечно же, им хочется достигнуть ее прямо сейчас. А с другой стороны мы имеем ребенка с прежним жизненным опытом, накладывающим определенный отпечаток на его сегодняшнее поведение, чувства, эмоции, отношения со взрослыми. И это вызывает тревогу.

Чувство привязанности не является врожденным, это приобретенное качество, и присуще оно не только людям. Применительно к животному миру это свойство называют «импринтинг» — запечатление. Вероятно, вам доводилось слышать о том, что цыплята считают своей матерью утку, которая их высидела и которую они увидели первой, или щенята считают своей мамой кошку, которая их впервые накормила собственным молоком. Поскольку у младенца, от которого отказалась родная мать, она не запечатлелась в мозгу, а кормили его совершенно разные люди, даже не беря на руки, то у него не устанавливается постоянной связи с конкретным человеком, поэтому и говорят, что у таких детей нарушено формирование чувства привязанности.

5. Просмотр фильма о раннем развитии детей.

— Какое впечатление произвел на вас фильм? Какие чувства вы испытывали во время просмотра?

— Что нового вы узнали о детях, воспитывающихся в доме ребёнка?
6. Презентация

Типы нарушенной привязанности

Негативная (невротическая) привязанность — ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь вызвать их раздражение.

Амбивалентная — ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют.

Избегающая — ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив его отношения к людям — «никому нельзя доверять».

Дезорганизованная — эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись.
7. Замечание специалиста

Нарушение привязанности может быть и у детей, воспитывающихся в семьях. Вот, например, результаты исследования, которое проводилось в обычном детском саду: дети с нарушенной привязанностью составляли более половины выборки (52%), это объяснялась тем, что каждая третья семья, участвовавшая в исследовании, относилась к числу неблагополучных по одному из трех следующих признаков: низкий материальный уровень, неполный состав или алкоголизм родителей.
8. Слово специалиста

На сегодняшнем занятии мы постараемся найти способы, с помощью которых можно компенсировать негативный детский опыт.

Важным моментом в воспитании детей и общении с ними является присутствие взаимопонимания, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Один из способов понимания другого человека определяется как эмпатия.

Эмпатия (греч. empatheia – сопереживание) — это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Именно благодаря эмпатии, люди понимают друг друга, радуются чужим успехам, беспокоятся, когда кому-то плохо, и сломя голову бросаются на помощь.
9. Упражнение «Сиамские близнецы».

Цель: анализ собственных эмоций, выработка умения видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией и конкретным человеком.

Очень давно в Таиланде родились близнецы, мальчики Чанг и Энг. Они были необычны тем, что у них были общие части тела, т.е. они срослись. Поскольку Таиланд в старину назывался Сиамом, мальчиков назвали сиамскими близнецами. Быть сиамскими близнецами очень нелегко, ведь на двух человек приходятся всего две руки. Попробуйте убедиться в этом сами: обнимитесь с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого, и вот в таком положении выполните простейшие с точки зрения нормального человека действия:

– вырежьте ножницами кружок из бумаги;

– замените стержень в шариковой ручке.

Рефлексия

— Трудно ли было справляться с заданием и почему?

— Что вы чувствовали?

10. Упражнение  “Гомеостат”

Цель: развитие способности внимательно относиться к личности другого.

Так называется прибор со множеством ручек и циферблатов, который используется психологами для изучения групповой совместимости. Наш “прибор” устроен несколько проще. Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде ведущего все “выбрасывают” пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга вы­бросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими “незаконными” способами пытаться согласовывать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели. Для того чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в последующем такте игры, участники после каждого “выбрасывания” фиксируют на какое-то время положение своих растопыренных пальцев.

Рефлексия

— Как вы думаете, почему вы не достигли (достигли) своей цели?

Комментарий

Вам было трудно, потому что были запрещены все способы понимания другого человека, потому что было невозможно поставить себя на место каждого участника.

11. Арабская притча «Взаимопонимание»


Один мулла хвастался, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух аналогично показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак. 
— Вот видите – воскликнул мулла – мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая «Признаешь ли Аллаха, единственного творца нашего?», а он, показав два пальца, ответил «и его и Пророка его, Мухаммеда тоже». Далее, показав пять пальцев, я спросил: «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?», а он, показав кулак, ответил: «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама». 
Спутники решили узнать, так ли действительно все понял пастух. Пастух отвечал: 
— Он мне показал палец и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо, говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что тоже дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял.

12.Упражнение «Семейная история»

Цель: выработка умения эффективного взаимодействия с детьми.

Эмпатия является необходимым составляющим эмоционального благополучия всей семьи.

Послушайте семейную историю. Маленькая городская квартирка, смежные комнаты. Уже двенадцать, взрослые укладываются спать – им завтра на работу. В комнате сына- десятиклассника горит свет, тихо мурлычет магнитофон, изредка шелестят страницы перелистываемой книги. Родители легли, им не спится. Звуки, доносящиеся из комнаты сына, особенно слышны. Наконец мама не выдерживает и говорит отцу:

-Пойди и скажи ему что – нибудь, я больше не могу!

Поставьте себя на место отца семейства. Разыграем сценку. Кто будет сыном? (Выбираем участника на роль сына.) Итак, вы все отцы семейства, пойдите и скажите своему сыну «что – нибудь».

Раздать замещающим родителям карточки с предложениями:

-Уже 12!!! Вырубай свет и спать!!! Быстро!!!

-Нисколько о других не думаешь!!! Ты нам мешаешь!!! Спать немедленно!!!

-Сын, нам завтра на работу!!! Ты мешаешь, ложись спать!!!

-Тебе завтра рано вставать!!! Не выспишься, дремать будешь на уроках, давай ложись!

-Когда ты, наконец, ляжешь!!!

Давайте спросим сына.

-Что ты чувствовал, когда тебе говорили отцы?

-Хотелось ли тебе выполнить то, что они тебя просили?

-Какие слова тебе не понравились больше всего?

Попробуем изменить слова.

Раздать карточки с предложениями:

-Тебе не хочется спать? А мы уже легли. Я зашел пожелать тебе спокойной ночи. Да. Приглуши, пожалуйста, звук и веди себя потише.

— Ты знаешь, мы что — то уснуть не можем. Попробуй бодрствовать потише…

— Что – то мы сегодня здорово устали. Хотим заснуть – не получается. Ты ведешь себя достаточно тихо, но все равно слышно.

Давайте спросим еще раз сына.

— Что ты чувствовал, когда тебе во второй раз говорили отцы?

-Хотелось ли тебе выполнить то, о чем они тебя просили?

Какая просьба понравилась больше всего?

Как вы думаете, какие фразы из произнесенных способствуют взаимопониманию, укреплению взаимоотношений, а какие ухудшают?

13. Упражнение «Произнеси фразу «Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит с…»

— радостью;

— злостью;

— печалью;

— спокойствием;

— страхом;

— весельем;

— удивлением.

Цель: тренировка умения выражать своё эмоциональное состояние.

Участники получают карточки с заданием. Группа угадывает чувство.

14. Упражнение «Пчелы и змеи»

Цель: развивать доверие к людям, учить принимать помощь.

Я хочу предложить вам сыграть в игру «Пчелы и змеи». Для этого нужно разбиться на две примерно равные группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти «мед», а змеиный король должен отыскать ящерицу. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать « мед» и «ящерицу». Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваш король. Тогда вы легко сможете ему помочь: громко жужжать или шипеть при его приближении к цели и тихо – при его удалении. Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете право говорить.

Рефлексия

— Что помогало и мешало добиться цели?

— Какие чувства испытывали?
15. Упражнение «Сердце коллектива»

Цель: развитие внимания к личности другого, умения выражать свои мысли.

Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим–нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
16. Рефлексия

Наша встреча подошла к концу. Давайте подведём итог, поделимся своими чувствами и впечатлениями о сегодняшнем занятии.

1piar.ru

Типы нарушенной привязанности. Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка

Типы нарушенной привязанности

Существуют разные подходы к классификации и описанию нарушений привязанности. При этом многие авторы, имея расхождения в терминологии, сходятся в описании содержания. Здесь приводится один из вариантов такой классификации.

Негативная (невротическая) привязанность: ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

пример:

Мальчик Андрей впервые попал в учреждение в три года. Он был доставлен из милиции, до этого его неоднократно задерживали в метро вместе с людьми, занимающимися попрошайничеством. По документам у него был статус «подкидыш». В период жизни в разных учреждениях ребенок отличался вспышками агрессивного и протестного поведения (все делал наоборот, был очень упрямый). Специалисты, работавшие с ребенком, выяснили, что у мальчика не было опыта привязанности к кому-либо из близких взрослых, он никого не мог назвать из значимых людей, вспомнить кого-то из тех, кто его любил. Также было известно, что нуждами ребенка пренебрегали: его били, плохо кормили, плохо одевали, крайне редко мыли… Когда Андрею было шесть лет, ему нашли семью. Мальчику очень понравились приемные родители, он с удовольствием пошел к ним жить. В приемной семье с ребенком очень хорошо обращались, заботились о нем, зная о всех лишениях, которые он перенес. Через три дня пребывания в семье мальчик сказал: «Мама, папа, отвезите меня обратно в детский дом, не надо меня так любить». Этот ребенок пугался и реагировал агрессией на позитивное внимание к себе (похвалы, внимание к его нуждам, ласковые слова) и, нуждаясь во внимании, старался привлечь его к себе какой-нибудь каверзой, негативным поведением. На расспросы взрослых о причинах его действий шестилетний мальчик честно говорил: «Я так привык» и «Я вам не верю, вы притворяетесь добрыми». В дальнейшем специалисты и родители работали над ослаблением у ребенка гнева, вызванного плохим обращением с ним в детстве со стороны взрослых, а также над формированием доверия и позитивной привязанности в новой семье. В настоящее время Андрею пятнадцать лет, он учится в частной школе, живет с родителями за границей, у него прекрасные близкие отношения с семьей. Есть отдельные трудности в самореализации, но его социальное поведение адекватно и конструктивно.

комментарий:

В период адаптации в семье многим детям свойственно провоцирующее поведение: они и проверяют прочность отношений в новой семье, и стараются отстаивать свои границы – тому есть много причин. В данном случае имело огромное значение то, что приемные родители при поддержке специалистов смогли преодолеть страх ребенка перед близостью и помочь ему начать доверять семье.

Амбивалентная привязанность: ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому («привязанность-отвержение»), то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка (эмоциональное и физическое насилие), делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему. Такое обращение с детьми встречается как в неблагополучных семьях, где родители непоследовательны в силу алкоголизма, так и в социально благополучных, но дисфункциональных семьях.

пример:

Девочка-подросток, в приемную семью попала в возрасте двенадцати лет. Ее кровная мать воспитывала дочь одна и умерла от онкологического заболевания, когда девочке было восемь лет. Мать до болезни выпивала, но при этом дочку любила, старалась заботиться о ней. Из рассказов девочки и людей, знавших семью, известно, что мать была неуравновешенной по характеру, взбалмошной, могла внезапно накричать на девочку или побить ее. Тяжелое заболевание вкупе с алкоголизмом усилило ее природную эмоциональную неустойчивость. Девочка «назло ей», в отместку за что-то могла уйти из дома, дерзила, не слушалась. Когда мать умерла, девочка продолжала вести себя таким же образом со взрослыми в учреждениях и затем – в приемной семье. В ходе жизни в замещающей семье в поведении девочки отмечалось чередование периодов понимания, близких и теплых отношений с приемной мамой с периодами вздорного и деструктивного поведения. Сама девочка переживала по поводу этих «вспышек», говорила, что любит приемную маму и знает, что и та очень любит ее, но не может вести себя иначе, как будто что-то заставляет ее. Важно было помочь девочке пережить утрату кровной мамы и преодолеть чувство вины перед ней. Совместная работа специалистов и приемной мамы была направлена на то, чтобы у ребенка сформировались рефлексии и самоконтроль в социальных отношениях, а также чтобы она смогла освоить позитивные модели отношений с другими людьми. В настоящий момент девочке восемнадцать лет, она сама стала мамой, живет в гражданском браке с мужем в доме своей приемной семьи и ждет получения собственной жилплощади. В ее отношениях с близкими по-прежнему присутствуют перепады от плохого к хорошему, но они не носят такого критического и разрушительного характера, как прежде. Она хорошо заботится о своем ребенке и у нее прочные отношения с близкими.

Избегающая привязанность: ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив – «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые – как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой. Со временем замкнутость и неприязненность проходят, но дистантность и осторожность в отношениях сохраняются.

Причиной формирования такого типа нарушенной привязанности может быть сочетание личностных особенностей ребенка (цельность характера, ригидность и чувствительность) и потери единственного источника эмоционального тепла в ситуации эмоционального отвержения и/или физического насилия со стороны ближайшего окружения.

Специалисты, занимающиеся семейным устройством, время от времени имеют дело с детьми, которых потенциально легко было бы устроить в семью: ребенок не имеет грубых нарушений в развитии, достаточно адекватен в поведении, способен поддерживать социальные отношения с воспитателями и детьми в детском доме. Однако эти дети либо категорически не хотят идти в семью, и тверды в своем намерении, или под давлением персонала детских домов соглашаются пойти в семью, но в семье делают все для того, чтобы их вернули. Специалистам важно не смешивать эти ситуации со случаями естественного страха детей перед кардинальными изменениями в их жизни, когда они боятся сделать первый шаг, но затем идут в семью и успешно там приживаются. Для детей с избегающей привязанностью возникающая близость в отношениях означает неминуемость расставания и связанной с этим боли. Чем сильнее чувство привязанности, тем сильнее паника и желание убежать. Этот страх заставляет детей бороться с чувством привязанности и стремиться к увеличению дистанции или разрыву отношений со значимыми людьми. Семейное устройство для таких детей возможно только в те семьи, где взрослые – личностно зрелые и эмоционально благополучные люди, которые способны принимать ребенка с его потребностью в значительной дистанции в отношениях и скупыми проявлениями теплых чувств.

«Размытая» привязанность: так можно обозначить часто встречающуюся особенность поведения у детей из домов ребенка, особенно «отказников», живущих в учреждениях с рождения. Они ко всем прыгают на руки, с легкостью называют взрослых «мама» и «папа», и так же легко отпускают. То, что внешне выглядит как неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, по сути представляет собой попытку добрать качество за счет количества. Дети стараются хоть как-нибудь, от разных людей получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие. Основной причиной такого поведения является эмоциональная депривация и отсутствие опыта привязанности к конкретному человеку в раннем детстве. Младенцы категорически не должны находиться в учреждениях, это наносит огромный урон их физическому и психическому развитию, что подтверждается большим количеством научных исследований за последние сто лет. В большинстве развитых стран мира не существует домов ребенка, все маленькие дети сразу устраиваются в семьи.

пример:

Девочка Даша в семью была устроена в возрасте трех с половиной лет из дома ребенка. Для приемных родителей большой проблемой стало то, что в любом общественном месте девочка легко могла пойти на руки к тому, кто ласково с ней заговорит или просто проявит к ней внимание. Также она постоянно «терялась», стоило родителям отпустить ее руку в людных местах, потому что не имела привычки внимательно следить за своими родителями, держаться с ними рядом и подавать знаки – плакать, кричать, потеряв их из вида, как обычно делают дети ее возраста. Работа специалистов была направлена, с одной стороны, на то, чтобы родители привыкли отслеживать поведение Даши так, как если бы она была ребенком гораздо более младшего возраста. С другой стороны, специалисты работали с Дашей на понимание ею разницы в отношениях и способах поведения с близкими взрослыми (семья) и со всеми остальными (социум). С течением времени у девочки сформировалось чувство привязанности к своей семье. В настоящее время ей десять лет, ее социальное поведение в целом адекватно, хотя сохраняется поверхностная общительность и доверчивость.

Дезорганизованная привязанность: эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Наличие привязанности помогает формированию у человека сочувствия другим и ограничивает в разрушительных действиях. Дети с дезорганизованным типом привязанности ничем не ограничены в своем разрушительном поведении и не испытывают сочувствия к другим. Специфическое ощущение «мне ничего не жалко, потому что нечего терять» дает им иллюзию свободы и силы по сравнению с другими людьми. Семья как таковая ценна для этих детей тем, что там меньше, чем в учреждении, степень контроля. Их действия в отношении других людей или животных могут носить жестокий характер. Они не испытывают раскаяния по поводу совершенных действий и входят в группу риска по криминальному поведению.

Все вышеописанное характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, пренебрежению интересами и никогда не имевших опыта привязанности (эмоциональное отвержение и насилие).

пример:

Два брата жили в семье с одинокой пьющей матерью, которая часто применяла физическое насилие в отношении детей (жестоко била). Также в семье была бабушка, которая уделяла внимание старшему внуку и игнорировала младшего, поскольку он не был ребенком ее сына. Когда старшему мальчику было десять лет, а младшему шесть, их кровная мать была лишена родительских прав. Бабушка не могла взять опеку над детьми, поэтому они попали сначала в приют, а затем в детский дом, где для них довольно быстро нашли приемную семью. Оба ребенка были привлекательны внешне, физически здоровы, их интеллектуальное развитие было близко к возрастной норме. К моменту семейного устройства было известно, что ни к кому из кровных родственников пойти жить дети не могут, и мальчики сознательно согласились жить в приемной семье, которая им понравилась. В этой семье были мама и папа с опытом воспитания собственных детей. Старший мальчик достаточно быстро адаптировался в семье, хорошо учился в школе, и его отдельные поведенческие проблемы были решаемы. Младший ребенок, которого очень полюбила приемная мама, в семье постоянно провоцировал конфликты. В контактах со сверстниками был агрессивен (склонен к жестоким дракам) и деструктивен; имея сохранный интеллект, категорически не хотел учиться в школе. Он очень рано стал пробовать курить, воровал. В любых социальных ситуациях мальчик не принимал никаких правил, кроме своих собственных. В возрасте двенадцати лет его поведение стало совершенно неконтролируемым, и никакие усилия родителей и специалистов не могли изменить ситуацию. Мальчик возвратился в детский дом. Были предприняты еще две попытки устроить его в приемные семьи, он не прижился нигде, и все родители говорили одно и то же: «Он ни к кому не испытывает привязанности, его поведение невозможно контролировать». Для специалистов стало очевидным, что усилия по формированию привязанности у этого ребенка ни к чему не приводят, и все, что можно сделать – это просто добиваться снижения деструктивности его поведения ограничениями и жестким контролем. В возрасте шестнадцати лет мальчика перевели в колледж с общежитием. Известно, что в дальнейшем он был замешан в торговле наркотиками, и в целом его поведение носило криминальный характер.

комментарий:

В этом примере очень важно, что у двух братьев был разный эмоциональный опыт в раннем детстве и разные особенности личности. Старший брат застал тот период, когда обстановка в семье была лучше: мать еще не так много пила, бабушка хорошо относилась к ребенку. По характеру старший мальчик был более оптимистичным, уживчивым, контактным и эмоционально теплым. Младший брат жил в гораздо более жестких условиях: семья была к этому времени в худшем состоянии и социально, и материально. Мальчик не получал эмоционального тепла ни от матери, ни от бабушки, подвергался жестокому обращению. Личностными особенностями этого ребенка всегда были выраженные лидерские черты, упрямство и настойчивость в достижении своих целей.

Очень важно понимать, что не любые агрессивные/деструктивные проявления в поведении детей являются признаками дезорганизованной привязанности! Разрушительное поведение и непослушание может быть результатом негативного социального опыта, фазой отреагирования утраты, может быть обусловлено ситуативными причинами, возрастными кризисами и т. д.

Только в том случае, когда:

– имеется комплекс признаков расстройства привязанности, диагностированный специалистами (профессиональными психологами), соотнесенный с жизненной историей ребенка и его личностными особенностями;

– проводится профессиональная реабилитационная работа вкупе с попытками социальной реабилитации при участии взрослых, испытывающих эмоциональное тепло к данному ребенку;

– и ни то, ни другое не приводит к положительным изменениям в поведении ребенка и его отношениях с людьми в течение долгого времени, – только в этом случае можно делать вывод о дезорганизованном характере привязанности этого ребенка.

Все приемные родители сталкиваются с трудностями в поведении и проблемами в отношениях с детьми. Родители могут чувствовать себя растерянными, сердиться на приемных детей. Очень важно не делать поспешных выводов на основе возникших сильных негативных чувств и прочитанных про дезорганизованную привязанность книг! Большая часть затруднений поправима, и большинство приемных семей преодолевают тяжелые периоды, так как настоящая дезорганизованная привязанность встречается нечасто.

Таким образом, у детей, разлученных со своими семьями, могут наблюдаться разные типы нарушенной привязанности. При первых четырех типах нарушений привязанности (негативная, амбивалентная, избегающая, размытая) детям требуется помощь приемных семей и специалистов. С течением времени многие душевные раны детей врачуются благодаря нормальной родительской заботе и опыту позитивных отношений со взрослыми, которые ребенок получает в приемной семье. Вмешательство специалистов требуется там, где родители не понимают, что происходит с приемным ребенком, или негативные проявления сохраняются абсолютно неизменными, несмотря на долгий срок жизни ребенка в благополучной ситуации.

При дезорганизованной привязанности, прежде всего, необходим внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитационные мероприятия. Однако дети с дезорганизованной привязанностью не так часто попадают в приемные семьи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *