Теория привязанности мэри эйнсворт – Теория привязанности — Википедия

Содержание

Теория привязанности — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июня 2019; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июня 2019; проверки требуют 15 правок. Для младенцев и малышей запустить поведенческую систему установления привязанности — значит достичь близости с какой-нибудь важной человеческой фигурой, как правило, с родителями.

Тео́рия привя́занности — психологическая модель, которая пытается описать динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений. Однако «теория привязанности не сформулирована как общая теория отношений. Она затрагивает только их определённую грань»[1]: как люди реагируют на боль в отношениях, например, при опасности, грозящей близким, или при разлуке с ними. По сути, привязанность зависит от способности человека развивать базовое доверие к себе и значимым другим.[2] У новорождённых привязанность как мотивационно-поведенческая система направляет ребёнка к поиску близости со значимым взрослым, когда он (ребенок) встревожен, ожидая, что он получит защиту и эмоциональную поддержку. Джон Боулби считал, что склонность младенцев приматов развивать привязанность к значимым взрослым была результатом эволюции, поскольку поведение привязанности облегчит для ребёнка процесс выживания перед лицом таких опасностей, как хищничество.

[3]

Важнейшим принципом теории привязанности является то, что для успешного социально-эмоционального развития, и в частности для того, чтобы научиться эффективно регулировать свои чувства, ребёнок должен развивать отношения, как минимум, с одним значимым взрослым. Отцы и другие взрослые могут с равной вероятностью стать главными фигурами, если они обеспечат основную часть ухода за ребёнком и предоставят ему достаточный опыт социальных связей.[4] В присутствии чуткого и отзывчивого взрослого ребёнок будет использовать его в качестве «надёжной базы» для исследования мира межличностных отношений. Следует признать, что «да

ru.wikipedia.org

Мэри Эйнсворт | Познание мира

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Мэри Эйнсворт была американо-канадским психологом, который вместе с Джоном Боулби разработал одну из величайших и наиболее полезных психологических теорий раннего социального развития: теорию привязанности. Сначала они создали эту теорию только с учетом детей. Однако в 60-х и 70-х годах Эйнсворт представила новые концепции, которые привели к расширению, ориентированному на взрослых.

Она была одним из самых цитируемых психологов в течение 20-го века. Ее блестящая теория и по сей день является той опорой, на которой основывают свои исследования многочисленные исследователи и психологи. 

Университеты по всему миру используют ее работу в качестве примера

Важно! Кроме того, она получила многочисленные признания, несмотря на то, что она жила в эпоху, когда женщины были весьма ограничены в своих профессиональных ролях. Во время учебы в колледже Эйнсворт начала размышлять о том, какие отношения обычно связывают детей и материнство.

Тем не менее, ее жизнь была не только об исследованиях и работе. На самом деле, все было гораздо динамичнее, чем можно ожидать от женщины ее времени.

Жизнь Мэри Эйнсворт

Мэри Эйнсворт родилась в Соединенных Штатах. Однако ее семья переехала в Торонто, Канада, когда она была всего лишь маленькой девочкой. Она закончила факультет психологии развития в Университете Торонто и получила степень доктора философии. В 1939 году, после окончания учебы она поступила в канадский женский армейский корпус и провела четыре года в армии.

Вскоре она вышла замуж и переехала в Лондон со своим мужем. В то время она начала работать в Тавистокском институте человеческих отношений вместе с психиатром Джоном Боулби. Они начинают экспериментировать с разлучением детей с матерями.

В 1953 году она переехала в Уганду и начала работать в Восточноафриканском институте социальных исследований. Там она продолжала исследовать ранние отношения матери и сына.

Через некоторое время она получила должность в университете Джона Хопкинса в Соединенных Штатах. Позже она начала работать в университете Вирджинии, где она продолжала развивать свою теорию привязанности до своей пенсии в 1984 году.

Склонность создавать сильные эмоциональные связи с конкретными людьми является основным компонентом человеческой натуры.

Джон Боулби

Теория привязанности

Джон Боулби считается отцом теории привязанности. Исследования Боулби показали, что дети имеют врожденное поведение. Несмотря на это, если они чувствуют себя незащищенными или находятся в опасности, их первая реакция — обратиться за поддержкой к своей матери. Мэри Эйнсворт добавила новую концепцию к этой теории: незнакомая ситуация.

Важно! Мэри Эйнсворт изучала отношения детей со своими опекунами, добавляя «незнакомую ситуацию». «Незнакомая ситуация» состояла из добавления человека в отношения между матерью и сыном.

Основываясь на полученных результатах, Мэри Эйнсворт расширила теорию, объединив три стиля привязанности: безопасная привязанность, небезопасная привязанность, небезопасная амбивалентная. Затем другие исследователи продолжили расширять ее теорию. Теория привязанности, которую мы знаем сегодня, является результатом дополнений других психологов.

Мэри Эйнсворт и другие типы привязанности

Четвертый тип привязанности позже сделал разрез в теории привязанности. Однако Мэри Эйнсворт только определила и охарактеризовала эти три:

  • Безопасная привязанность: когда ребенок чувствует себя любимым и защищенным. Даже если опекун отсутствует и ребенок чувствует определенную боль в тот момент, когда он разлучается, но ребенок точно знает, что опекун скоро вернется.
  • Небезопасная привязанность:
     когда ребенок реагирует с сильной болью на разлуку с матерью или опекуном. Этот тип привязанности является результатом плохой доступности матери или опекуна. Дети с таким типом привязанности понимают, что их мать не всегда будет рядом, когда им это нужно.
  • Небезопасная амбивалентная / устойчивая привязанность. Этот тип привязанности развивается, когда основной опекун не в состоянии удовлетворить потребности ребенка. Эти дети развивают чувство недоверия и учатся не обращаться за помощью в будущем.

Выдающаяся работа

Мэри Эйнсворт очень хорошо осознала важность развития здоровых отношений с матерью. Она думала, что это важно, потому что это может повлиять на ребенка в будущем.

Она поддерживала программы, которые помогли бы женщинам работать и одновременно быть матерями. Честно говоря, в то время для женщин было почти невозможно сделать это. Однако сегодня мы видим это каждый день.

Как женщина-исследователь, она знала, что ее работа должна выходить за рамки академического мира. Она хотела помочь будущим женщинам выбрать свой индивидуальный жизненный путь.

Важно! Мэри Эйнсворт умерла в 1999 году в возрасте 86 лет, посвятив всю свою жизнь разработке одной из самых важных психологических теорий.

poznanie-mira.ru

Теория привязанности — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Психология отношений Последнее обновление: 17/06/2015

Теория привязанности рассматривает отношения и связи между людьми — преимущественно долгосрочные отношения, включающие отношения как между родителями и детьми, так и между романтическими партнерами.

Что такое привязанность?

Под привязанностью подразумевается эмоциональная связь с другим человеком. Психолог Джон Боулби первым из психологов описал привязанность — как «устойчивую психологическую связь между людьми».
Боулби считал, что самые ранние связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни. Он предложил также, что привязанность служит для того, чтобы в раннем возрасте удержать ребёнка около матери, тем самым повышая шансы этого ребёнка на выживание.

Центральная идея теории привязанности заключается в том, что те, кто изначально ухаживает за малышом, те, реагировать на его потребности и удовлетворяют их, позволяют ребёнку почувствовать себя в безопасности. Младенец знает, что тот или иной взрослый надёжен, и это даёт ему надежную опору для последующего познания мира.

«Странная ситуация» Мэри Эйнсворт

В своём исследовании в 1970-х годах психолог Мэри Эйнсворт значительно расширила положения оригинальной работы Джон Боулби. Её новаторское исследование «Странная ситуация» выявило серьёзное влияние привязанности на поведение. В ходе исследования ученые наблюдали детьми в возрасте от 12 до 18 месяцев, фиксируя их реакцию на ситуацию, в которой они ненадолго оставались одни, а затем воссоединились со своими матерями.
Основываясь на наблюдаемой исследователями реакции, Эйнсворт описала три основных стиля привязанности: надежный, тревожно-амбивалентный и избегающий. Позже, в 1986 году, исследователи Мейн и Соломон на основе результатов собственных экспериментов добавили четвёртый стиль привязанности, назвав его дезорганизованной привязанностью. Ряд проведённых позже исследований подтвердили идею о стилях привязанности, предложенную Эйнсворт, и показали, что от стиля привязанности во многом зависит поведение человека в дальнейшей, взрослой жизни.

Почему привязанность так важна?

Исследователи обнаружили, что стили привязанности, сформированные у детей в самом начале жизни, могут привести к ряду последствий. Например, дети, у которых в младенческом возрасте сформировалась надёжная привязанность, обладают более развитым чувством собственного достоинства и способны лучше обеспечивать себя по мере того, как они становятся старше. Эти дети также стремятся к большей независимости, лучше учатся в школе, успешнее выстраивают социальные отношения, меньше подвержены депрессии и тревогам.

Характеристики стилей привязанности

Надёжный стиль привязанности

Надёжную привязанность отличает стрессовое состояние, возникающее у ребёнка, когда воспитывающий его взрослый его покидает, и радость от того, что он вернулся. Важно помнить, что такие дети чувствуют себя в безопасности и могут полагаться на взрослых. Когда взрослый уходит, ребёнок может быть расстроен, но как только родитель или попечитель возвращается, малыш чувствует себя уверенно.
Испугавшись, дети с надёжным стилем привязанности будут искать утешение как раз у взрослых. Эти дети знают, что их родители или опекуны способны обеспечить им комфорт и уверенность в случае необходимости.

Тревожно-амбивалентный стиль привязанности

Дети с тревожно-амбивалентным стилем привязанности обычно очень огорчаются, когда их оставляют родители. Это стиль привязанности встречается сравнительно редко, им обладают лишь около 7-15% детей (по данным американских исследователей). Многочисленные исследования показали, что амбивалентный (т.е. двойственный по своей природе) стиль является результатом плохой материнской поддержки. Эти дети не могут положиться на своих матерей (или опекунов), поскольку они не уверены, что взрослые будут рядом, когда в них нуждаются

Избегающий стиль привязанности

Дети с избегающим стилем привязанности, как правило, стараются избегать родителей или опекунов. Такие дети не оказали бы предпочтения своему родителю перед совершенно незнакомым человеком, если бы им предложили такой выбор. Исследования показали, что этот стиль привязанности может быть результатом оскорбительного или нерадивого отношения опекунов. Дети, которых наказывают за то, что они полагаются на взрослого, впоследствии перестают обращаться к ним за помощью в будущем.

Дезорганизованный стиль привязанности

Дети с дезорганизованным стилем привязанности часто демонстрируют запутанное сочетание моделей поведения и могут казаться дезориентированными, ошеломленными, сконфуженными. Такие дети могут как избегать взрослых, так и противостоять им. Некоторые исследователи считают, что отсутствие четкого стиля привязанности, скорее всего, связано с недопустимым поведением родителей. В таких случаях родители могут служить как источником комфорта, так и источником страха, что приводит к выработке неорганизованного поведения.

Этапы становления привязанности

Исследователи Рудольф Шэффер и Пегги Эмерсон в своём продольном исследовании проанализировали привязанность по мере того, как её формируют дети. Они наблюдали за 60 младенцами в течение первого года их жизни — каждые четыре недели, — а затем ещё раз проводили эксперимент в возрасте 18 месяцев. Основываясь на своих наблюдениях, Шэффер и Эмерсон выделили четыре отдельные фазы привязанности:

  • Предварительная стадия. От рождения до трёх месяцев младенцы не проявляют особой привязанности к кому-либо из тех, кто о них заботится. Сигналы младенца — плач и беспокойное поведение, — естественно, привлекают внимание взрослого, а положительная реакция ребёнка на заботу заставляет его оставаться с ним и дальше.
  • Стадия недифференцированной привязанности. До семи месяцев младенцы выказывают предпочтение первичному и вторичному опекунам. Во время этой фазы у них начинает развиваться чувство доверия, осознание того, что взрослый будет реагировать на их потребности. Несмотря на то, что они все ещё принимают уход от других людей, по мере приближения к семимесячному возрасту малыши начинают гораздо лучше различать знакомых и незнакомых людей. Наиболее положительно при этом они реагируют на первичного опекуна.
  • Стадия дифференцированной привязанности. Начиная примерно с семи и до одиннадцати месяцев, младенцы проявляют сильную привязанность к одной конкретной личности. Они будут протестовать, если их разлучить с особым опекуном (страх сепарации), и начнут беспокоиться, если вокруг них будет много незнакомцев.
  • Стадия множественной привязанности. Примерно через девять месяцев после рождения дети начинают образовывать прочные эмоциональные связи с другими опекунами — уже за пределами первичной привязанности: отцом, старшими братьями и сёстрами, бабушками и дедушками.

Хотя этот процесс может показаться простым, существует несколько факторов, которые могут оказать существенное влияние на то, как и когда будет формироваться привязанность. Во-первых, это сама возможность для привязанности. Дети, о которых некому заботиться, такие как воспитанники детских домов, например, могут не сформировать чувство доверия, необходимое для образования привязанности. Во-вторых, качество ухода — жизненно важный фактор. Когда воспитатели быстро и последовательно реагируют на потребности детей, дети понимают, что они могут положиться на людей, которые несут ответственность за заботу о них — а это является важнейшей основой для формирования привязанности.

Проблемы с привязанностью

Что происходит с детьми, которые не сформировали надёжную привязанность? Исследования показывают, что неспособность сформировать надёжную привязанность в начале жизни может иметь негативное влияние на поведение человека на протяжении всей его последующей жизни. Дети с диагнозами «оппозиционное вызывающее расстройство» (ОВР), «расстройство поведения» (РП) или «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) часто проявляют проблемы с привязанностью — возможно, из-за раннего жестокого обращения, пренебрежения или травм. Клинические психологи полагают, что дети, усыновлённые в возрасте после шести месяцев, подвержены более высокому риску возникновения проблем с привязанностью.
Несмотря на то, что стили привязанности проявляющиеся в зрелом возрасте не обязательно совпадают с детскими, исследования показывают, что ранняя привязанность может оказать серьёзное влияние на последующие отношения. Например, те, у кого в детстве сформировалась надёжная привязанность, как правило, имеют хорошую самооценку, крепкие романтические отношения и способность раскрыться перед другим человеком. Став взрослыми, они обычно создают здоровые, счастливые и длительные отношения.

Теги: любовь, привязанность, Психология отношений, теории


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Теория привязанности | Блог 4brain

Привязанность – это сильные эмоциональные узы, возникающие между новорожденным и человеком, опекающим его. Теория привязанности направлена на объяснение эволюции этой связи, ее развитие и последствия для человеческого опыта, взаимодействий на протяжении всей жизни. Хотя она и относится в основном к исследованию развития ребенка, с 1980-х годов оказала большое влияние на социально-психологические теории личности и теории регулирования эмоций, в том числе относительно развития романтических отношений.

История

Теория привязанности была первоначально разработана британским психоаналитиком Джоном Боулби. Он стремился понять, почему младенцы испытывают сильные переживания, когда их отделяют от родителей. И заметил, что разлученные младенцы, чтобы восстановить контакт с отсутствующим взрослым идут на различные действия, такие как плач, лихорадочный поиск, цепляние руками за различные предметы. В то время как остальные психоаналитики утверждали, что такое поведение было выражением незрелых механизмов защиты, действующих для подавления эмоциональной боли, Боулби отмечал, что подобные проявления – эволюционная функция.

Основываясь на эволюционной теории, Боулби предположил, что такие реакции являются адаптивным ответом на отделение от первичной фигуры привязанности – человека, оказывающего поддержку, защиту и заботу. Он утверждал, что в ходе эволюции младенцы, поддерживающие близкий контакт с родителем, с большей вероятностью доживали до репродуктивного возраста.

Индивидуальные различия и стили привязанности у младенцев

Хоть Боулби и считал, что его теория охватывает то, как привязанность действует у большинства детей, он признавал и существование индивидуальных различий. Позже коллега Боулби, Мэри Эйнсворт, начала изучать процесс разлуки младенцев и матерей. Так была придумана техника под названием «незнакомая ситуация» – лабораторная процедура для изучения привязанности.

Суть техники сводилась к следующему. 12-ти месячные дети и их родитель попадали в помещение, и оказывались отделенными друг от друга, а затем воссоединялись. Результат эксперимента позволил выделить три стиля привязанности:

  • Надежный. Большинство детей, порядка 60%, вели себя так, как это подразумевается в модели привязанности Боулби. Они расстраивались, когда мать покидала комнату, но когда возвращалась, активно ее искали и быстро успокаивались рядом.
  • Тревожно-устойчивый (амбивалентный). Другие дети (около 20%) плохо себя чувствовали в начале разлуки, становились крайне расстроенными. А когда воссоединялись с матерью, их трудно было успокоить. Часто проявляли противоречивое поведение, предполагающее, что они желают быть утешенными, а также демонстрировали желание наказать за разлуку.
  • Тревожно-избегающий. Дети (около 15-20%), использующие данный стиль, не кажутся слишком расстроенными в результате разделения и при воссоединении, даже избегают контактов.

В последующие годы исследователи добавили четвертый стиль привязанности к этому списку – дезорганизованный. Он относится к детям, у которых нет предсказуемой структуры поведения привязанности.

Эта работа Эйнсворт важна по трем причинам:

  • Во-первых, она представила одно из первых эмпирических доказательств того, как поведение привязанности проявляется как в безопасной, так и в пугающей ситуации.
  • Во-вторых, она выработала первую классификацию индивидуальных различий в моделях привязанности младенцев. Согласно ее исследованиям, существуют, по крайней мере, три типа детей: те, кто находятся в надежных отношениях с родителями, те, кто озабочен сопротивлением, и те, кто проявляет избегание.
  • Наконец, она продемонстрировала, что эти индивидуальные различия имеют связь с взаимоотношениями младенцев и родителей дома в течение первого года жизни. Например, у детей, ощущающих себя в безопасности в незнакомой ситуации – родители, которые реагируют на их потребности. Дети же, проявляющие неуверенность в подобных моментах (то есть тревожно-избегающие и амбивалентные), часто имеют родителей, нечувствительных к их потребностям, оказывающих мало помощи и редко проявляющих заботу.

Привязанность во взрослых романтических отношениях

Джон Боулби в первую очередь сосредоточился на понимании характера связи между ребенком и родителем. Он считал, что привязанность играет определенную роль в человеческом опыте на протяжении всей жизни. Однако только в середине 1980-х годов психологи начали серьезно изучать и то, как привязанность влияет на жизнь во взрослом возрасте.

Так, Синди Хазан и Фил Шейвер одними из первых исследовали идеи Боулби в контексте романтических взаимоотношений. Согласно им, эмоциональная связь, которая развивается между зрелыми романтическими партнерами, частично зависит от той же мотивационной системы – поведенческой системы привязанности, обусловленной эмоциональной связью между младенцем и его родителем.

Ученые также отметили, что пара младенец-родитель и романтические партнеры имеют ряд следующих особенностей:

  • Чувствуют себя в безопасности, когда другой проявляет чуткие реакции, находясь рядом.
  • Участвуют в близком, телесном контакте.
  • Чувствуют себя неуверенно, когда другой в недосягаемости.
  • Делятся друг с другом открытиями.
  • Оба играются с чертами лица друг друга. Проявляют взаимное внимание и чувство озабоченности друг другом.
  • Участвуют в разговоре, имеющем некий интимный окрас – очень личный и своеобразный, который понимает только пара.

Исходя из этих параллелей, Хазан и Шейвер утверждают, что зрелые романтические отношения, как и отношения младенцев и родителей (воспитателей), являются привязанностью, основанной на сексуальности и желании заботы.

Теории привязанности у взрослых

Идея о том, что романтические отношения связаны с привязанностью, оказала глубокое влияние на современные исследования межличностных взаимосвязей. Однако есть как минимум три критических вопроса вытекающих из этого:

  • Во-первых, если взрослые романтические отношения являются отношениями привязанности, тогда мы должны наблюдать в них те же самые индивидуальные различия, как и у ребенка-родителя, обнаруженные Мэри Эйнсворт.
  • Во-вторых, если взрослые романтические отношения являются привязанностью, то они должны работать так же, как работают у ребенка-родителя.
  • В-третьих, независимо от того, является ли взрослый надежным или ненадежным, его взаимоотношения являются частичным отражением его привязанности в раннем детстве.

Наблюдаем ли мы одни и те же формы привязанности среди взрослых и среди детей?

Самое раннее исследование, посвященное изучению индивидуальных различий в привязанности взрослых, было проведено в 1987 году теми же Хазан и Шейвер. Это был опросник, состоящий из трех частей (пунктов). Пункт А описывал дискомфорт, трудности в доверии и близости, отстраненность. Пункт В описывал легкость, доверительность, поддержку и взаимозависимость. В пункте С указывалась нерешительность, натянутость и нервозность между партнерами. Они попросили респондентов изучить все три части и указать, какая из них лучше всего характеризует то, как они думают, чувствуют и ведут себя во взаимоотношениях.

В итоге ученые обнаружили, что число людей, выбирающих каждое из этих описаний, было схоже с количеством детей из исследований Эйнсворт о стилях привязанности (надежный, амбивалентный, избегающий). Другими словами, около 60% взрослых выбирали параграф B (надежный стиль), около 20% выбирали пункт А (избегающий), а около 20% выбирали пункт C (амбивалентный).

Работают ли зрелые романтические отношения так же, как между родителем и ребенком?

По большей части исследования показывают, что романтические отношения функционируют таким же образом, как и в связи младенец-родитель. К примеру, есть исследования, которые указывают, что человеку, ищущему романтического партнера, необходимо то же отношение, что и у матери к своему ребенку. Изучение этого вопроса во многих культурах показало, что защищенный образ привязанности повсеместно считается наиболее желательным. Человек определяет для себя наиболее привлекательные качества в потенциальных партнерах – внимательность, теплота и чувствительность.

Является ли модель привязанности устойчивой с периода младенчества до периода взрослой жизни?

Существует умеренная степень корреляции между тем, как люди чувствуют себя со своими матерями и романтическими партнерами. Среди тех, кто сильно привязан к родителю, 65 % будут чувствовать себя комфортно и со своим романтическим партнером. Люди, ощущающие себя в безопасности в детском возрасте, с большей вероятностью и в процессе взросления будут стремиться сохранить это чувство.

Важным следствием здесь является то, что независимо от того, чувствует ли себя человек комфортно или нет, во взаимоотношениях может присутствовать частичное отражение привязанности из раннего детства. Ожидания, убеждения, правила или сценарии поведения и мышления, которых придерживается ребенок, исходят из опыта заботы о нем.

Например, защищенный ребенок склонен полагать, что другие будут оказывать ему поддержку, так как предыдущий опыт привел его к такому выводу. Как только он начинает развивать подобные ожидания, то начинает стремиться к поиску межличностных переживаний, согласующихся с этим опытом; воспринимает окружающих людей через призму, окрашенную этими убеждениями.

Исследования показали, что такой процесс способствует преемственности в моделях привязанности в течение всей жизни. Однако привязанность к человеку может подвергаться изменениям, если межличностные переживания не согласуются с личными ожиданиями.

Автор: Денис Варяница

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: