10 класс самопознание – План-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему: Конспект урока по обществознанию в 10 классе (профильное обучение) по теме: «Самопознание и развитие личности»

Содержание

Урок самопознание 10 класс

УРОК САМОПОЗНАНИЯ 10 класс Семья прошлое, настоящее, будущее.

 

УРОК САМОПОЗНАНИЯ 
10 КЛАСС 
Учитель Фадеева Т.В.
тема Семья: прошлое, настоящее, будущее.

Цель: углубление представлений учащихся о важности постижения 
семейных корней. 
Задачи:- расширять знания о семейных ценностях; 
— прививать навыки изучения истории семьи; 
— воспитывать ответственное отношение к сохранению семейных 
ценностей. 
Оборудование: учебники, тетради, фломастеры, муляжи кирпичей

Ход занятия:

Приветствие учителя: я рада всех вас видеть в добре и здравии. 

КРУГ РАДОСТИ 
Упражнение «Передай тепло по кругу» 
Учитель предлагает всем сконцентрировать тепло в своих ладонях, затем пожать руку соседа, тем самым, передав ему тепло своих рук, своего сердца. Через рукопожатие передается доброжелательность. 

Я шлю тебе своё тепло – 
С кончиков пальцев. 
Я шлю тебе своё тепло – 

Просто погреться. 
Пусть душу снегом замело – 
Это случается. 
Хороших больше, чем плохих – 
Знает сердце.

И тёмной ночью звёзды есть – 
В облачной выси. 
Пусть мглой тебя заволокло – 
Так не навечно. 
Тебя ждёт радостная весть – 
Только дождись её. 
Я шлю тебе своё тепло – 
Вот и легче. 

Мозговой штурм: 
упражнение «Имя существительное»

Учитель. Предлагаю продолжить самоанализ состояния своей семьи. Инструкция: за 1 минуту необходимо назвать как можно больше существительных, связанных с семьей. 
Анализ: какие существительные названы в числе первых трех? Почему?

Мы сейчас определим, какие бывают семьи, 
необходимо придумать прилагательные к слову «семья»

1. «с»- счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная…. 
2. «е»- единая, единственная, единомыслящая…. 
3. «м»- маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная 
4. «я»- ясная, яркая…

БЕСЕДОЧКА: ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ? 

Многие люди, услышав вопрос: «Зачем вам семья?», приходят в замешательство и не знают, что ответить. 
Семья является своего рода убежищем, позволяющим пережить все трудности и невзгоды. Это тот тыл, за который обычно не беспокоишься. Человеку необходимо ощущать себя нужным и понятым. А ещё, хочется ласки и ответной заботы. Семья — это единомышленники, которые всегда будет на твоей стороне, 
которые готовы выслушивать любые твои занудства, 
человек, которому просто-напросто будет хорошо тогда, 
когда и тебе хорошо и на поддержку, которого можно рассчитывать в трудные минуты. 
Именно семья для каждого человека – неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

КОПИЛОЧКА «БАГАЖ МУДРОСТИ» 
Закончите афоризмы. Объясните их значение. 

В гостях хорошо, /а дома лучше/. 
Чувствуй себя как / дома/. 
Мой дом – моя /крепость/. 
Это интересно! 
Афоризм «мой дом – моя крепость» («my house is mу castle») принадлежит английскому правоведу Эдуарду Коку (Coke; 1552–1634). Появился он в его комментариях к той части средневекового английского права, в которой говорится о неприкосновенности жилища. 
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. 
С глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от губительного холода, нестерпимого зноя или от насилия. Дом давал возможность человеку на маленьком пространстве огромного мира реализовать свою свободу и создать тот мир, который соответствует его духовно-нравственным ценностям, потребностям и привычкам. 
СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ СТРОИТЬ ДОМ СВОЕЙ СЕМЬИ. 
Учащимся предлагается построить из кирпичей дом: любовь, милосердие, трудолюбие, вера, умение прощать, насилие, взаимопонимание, предательство, умение слушать и говорить, умение светиться, конфликты, нежность, эгоизм, измена, холод, одиночество, защита, уважение, семейные традиции, поддержка, преданность, забота, … 

Анализ работы. 
Теперь послушайте одну легенду. 
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и тоже слово. 
— Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ. 
( На листе было написано слово «понимание»)

Вывод: Дом — МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО , ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО . 

Составление генеалогического дерева

С чего начать родословную своей семьи? – «C себя и своих близких» 

Где и как искать сведения о предках? – В архивах с помощью ученых генеалогов или опрашивая родственников 
Зачем человек ищет свои корни? 
Все больше людей начинают интересоваться своей родословной, историей того места, где родились, значением имен и фамилий. Другими словами, люди ищут свои корни. 
Через судьбу своих предков человек обретает «кровную» связь с историей своего народа, своей страны, которая, как и история любого государства, пишется в семье. Когда прерывается связь поколений, человек становится подобным растению, силой вырванному из почвы, утрата корней ведет к гибели. Человек без корней, в первую очередь, гибнет духовно, им легко манипулировать, ведь у него нет нравственного стержня и духовных идеалов. Это подобно предательству не только своих близких и своего народа, а в первую очередь, предательству самого себя как Человека. 
Зачем человек ищет свои корни? 
Ответы могут быть разные, я думаю, что в глубине этих поисков лежит один мотив: каждый человек, даже на подсознательном уровне, хочет понять, кто Он, для чего пришел в этот мир, в чем его предназначение? Именно ответы на эти вопросы делают из человека — Человека.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

. Продолжить работу над генеалогическим деревом

КРУГ «ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ»

Каждый наш день состоит из множества событий и день семьи как большой коллаж выписан всеми красками его событий, чувств, дел, настроений, погоды. 
Искусство повседневности — ритуалы встреч и расставаний, деловой суеты и прогулок слов, взглядов, пожатий» 
«Пока»,- мы говорим друг другу, детям, ближним каждый день, словно забыли старую традицию благословений каждому выходящему из дома. Благословлять — какое счастье! Благословлять на день, на счастье, на успехи, на радостные встречи, на дела. Это благословенье есть у всех: родительское благословение, благословение детей родителям, сестер братьям, братьев сестрам, старших младшим, младших старшим и т.д. 

Время — вроде замкнутого круга, 

Год мелькнул, как месяц, день, как час, 
Почему-то выслушать друг друга 
Не хватает времени у нас. 
Может, стоит нам остановиться 
Среди этой вечной кутерьмы? 
Может, разглядеть поближе лица 
Друг у друга всё ж успеем мы?

РЕФЛЕКСИЯ. 
Что сегодня Вас затронуло? Что взволновало? О чем заставило задуматься?

infourok.ru

Урок самопознания 10 класс «Имя

План урока «Самопознание»

Школа: Боскольская СШ

Дата_________ № 2 урок

Тема: «Имя – человек»

Ценность: Истина

Качества: самоанализ, стремление развивать свой внутренний мир, познание своего «Я»

Педагог: Бостанбаева З.М. Класс: 10 Кол-во уч-ся: 11

Цель: расширение представлений учащихся о ценности истина как основе познания человеком собственного «Я».

Задачи:

 содействовать совершенствованию внутреннего мира;

— развивать ценностные ориентации и убеждения через осмысление бесконечности процесса познания своего «Я»;

— воспитать стремление обогащать, развивать свой внутренний мир.

Ресурсы:

музыка

Волшебная композиция. Хрустальная грусть, учебник, видеоролик о Нике Вуйчиче, материалы для создания коллажа, Песня «Быть человеком»

Ход урока:

  1. Орг.момент.

— приветствие

— проверка отсутствующих

— проверка готовности

Позитивный настрой. Концентрация на Свет

Анализ состояния:

— Ребята, расскажите, что вы представляли?

— Что чувствовали?

Сообщение темы урока: «Имя — человек».

Примечания

музыка

Волшебная композиция. Хрустальная грусть

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: «Человек».

— Как вы понимаете данное высказывание?

— Согласны ли вы с ним?

  1. Рассказывание истории (беседа)

Просмотр видеоролика о Нике Вуйчиче.

Вопросы:

  • Какие советы дает Ник Вуйчич людям?

  • Можно ли назвать его человеком с большой буквы?

  • Можете ли вы привести подобные примеры?

  1. Творческая деятельность, групповая работа

Разработать модель проекта «Человек будущего». Презентация проектов.

  1. Групповое пение.

И.КОБЗОН — БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Чья-то дорога проходит во мгле,
Чья-то пронизана солнечным светом,
Долг человека на этой Земле — 
Быть Человеком! Быть Человеком —
Долг человека на этой Земле!

Звёзды мерцают как угли в золе —
Их не погасишь ни снегом, ни ветром,
Главное дело на этой Земле —
Стать Человеком! Быть Человеком —
Главное дело на этой Земле!

Люди обязаны помнить о зле,
Верить в добро и не верить наветам,
Ты отвечаешь за всё на Земле —
Стань Человеком! Будь Человеком —
Ты отвечаешь за всё на Земле!

Краски рассвета неси на крыле,
Радуйся утру и солнечным рекам,
Высшая должность на этой Земле —
Быть Человеком! Быть Человеком —

Высшая должность на этой Земле!

Высшая должность на этой Земле —
Быть Человеком! Быть Человеком —
Высшая должность на этой Земле!

Песня «Быть человеком»

  1. Домашнее задание

Чтение притчи «Воспитание характера», стр.20.

  1. Заключительная минута тишины.

Учитель:

Человек, который в будущем, возможно, станет внешне красивее, выше, здоровее, должен сохранить в себе свою человеческую природу – способность познавать себя, окружающий мир, творить добро и любить мир вокруг.

infourok.ru

Урок самопознания 10 класс «Человек и его характер»

План урока «Самопознание»

Школа: Боскольская СШ

Дата_________ № 3 урок

Тема: «Человек и его характер»

Ценность: Праведное поведение

Качества: самопожертвование, бескорыстие, отзывчивость, доброта.

Педагог: Бостанбаева З.М. Класс: 10 Кол-во уч-ся: 11

Цель: расширить представление учащихся о значимости ценности праведное поведение в становлении характера человека.

Задачи:

  • Раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;

  • Развить осознанное отношение к собственным личностным качествам;

  • Воспитывать потребность в самосовершенствовании.

Ресурсы:

музыка

«Голоса леса», Песня «Ты — человек»

Ход урока:

  1. Орг.момент.

— приветствие

— проверка отсутствующих

— проверка готовности

Позитивный настрой. Мысленная прогулка в лесу.

Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

Анализ состояния:

— Ребята, расскажите, что вы представляли?

— Что чувствовали?

Примечания

музыка

«Голоса леса»

  1. Проверка домашнего задания

Чтение притчи «Воспитание характера», стр.20.

Обсуждение.

Поясните значение слова «характер».

Толковый словарь Ожегова.

характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении 
Пример: Сильный, волевой, твердый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твердость, не уступить в чем-н.). В. характере чьем-н. (свойственно кому-н.). Человек с характером (с твердым характером). Человек без характера (слабовольный). Сильные характеры (также перен.: люди с сильным характером).

Сообщение темы урока: «Человек и его характер».

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Посеешь поступок – пожнешь привычку,

посеешь привычку – пожнешь характер,

посеешь характер – пожнешь судьбу.

— Как вы понимаете данное высказывание?

— Согласны ли вы с ним?

Притча. Плохой мальчик.

А какими качествами должен обладать человек? Подумаем об этом. Хочу в подарок подарить вам притчу.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди… Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения. Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: «Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется…» Не важно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья — это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как ты их любишь.

Давай людям больше, чем они ждут от тебя, и делай так со всем. Когда говоришь «я люблю тебя», говори это серьезно. Когда говоришь «мне очень жаль», смотри человеку в глаза. Не смейся над чужими мечтами. Ты можешь получить много душевных ран, но это единственный способ прожить свою жизнь. Не суди людей по их близким. Говори медленно, но думай быстро. Если тебе задают вопрос, на который тебе не хочется отвечать, улыбнись и спроси: «Почему ты хочешь это узнать?» Помни, что величайшая любовь и величайший успех несут очень большую опасность. Когда ты проигрываешь и теряешь многое, не потеряй урока. Помни о триаде: уважение к себе, уважение к другим, ответственность за свои поступки. Не позволяй маленькому различию разрушить большую дружбу. Улыбайся, когда говоришь по телефону. Тот, кто тебе звонит, почувствует это по твоему голосу. Читай между строк. Помни: иногда не получить что-то, когда ты этого хочешь, это удача.

Вопросы к беседе:

  • Почему отец посоветовал сыну вбивать гвозди в садовую ограду?

  • Что понял мальчик, когда стал сдерживать себя?

  • Почему отец предложил мальчику вытаскивать вбитые гвозди?

  • Какой совет дал отец сыну?

  • Что должен помнить человек при общении с друзьями?

  • Что ты должен беречь и дорожить?

  • Как ты понимаешь высказывание :«Иногда не получить что-то, когда ты этого хочешь, это удача».

  1. Творческая деятельность, групповая работа

  1. Игра «Угадай кто». Все учащиеся на отдельных листочках описывают черты характера одного из своих одноклассников. Затем все листочки собираются и по очереди зачитываются учителем. Класс должен угадать, о ком идет речь.

  2. Создайте синквейн к слову «характер».

  1. Групповое пение.

«Ты — человек» — Из фильма «Приключения Электроника»

Куда подует ветер, туда и облака,

По руслу протекает послушная река.

Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,

Своими руками судьбу свою делай.

Иди против ветра, на месте не стой,

Пойми, не бывает дороги простой.

Где рельсы проложили, там ходят поезда,

Куда пастух погонит, туда бредут стада.

Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,

Своими руками судьбу свою делай.

Иди против ветра, на месте не стой,

Пойми, не бывает дороги простой.

Теперь не доверяют, как прежде чудесам,

На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,

Своими руками судьбу свою делай.

Иди против ветра, на месте не стой,

Пойми, не бывает дороги простой.

Текст песни «Ты — человек»

  1. Домашнее задание

Поделитесь мыслями о том, что вы думайте о человеке? Отразите в своих размышлениях ответы на вопросы: что является главным в человеке? Чем красив человек? Что составляет характер человека? Каким человеком вы бы хотели стать?

  1. Заключительная минута тишины.

Учитель:

А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.

infourok.ru

Самопознание 10 класс. Тема: ИМЯ — ЧЕЛОВЕК | Уроки по Самопознанию

Самопознание 10 класс. Тема: ИМЯ — ЧЕЛОВЕК