Урок самопознание 10 класс
УРОК САМОПОЗНАНИЯ 10 класс Семья прошлое, настоящее, будущее.
УРОК САМОПОЗНАНИЯ
10 КЛАСС
Учитель Фадеева Т.В.
тема Семья: прошлое, настоящее, будущее.
Цель: углубление представлений учащихся о важности постижения
семейных корней.
Задачи:- расширять знания о семейных ценностях;
— прививать навыки изучения истории семьи;
— воспитывать ответственное отношение к сохранению семейных
ценностей.
Оборудование: учебники, тетради, фломастеры, муляжи кирпичей
Ход занятия:
Приветствие учителя: я рада всех вас видеть в добре и здравии.
КРУГ РАДОСТИ
Упражнение «Передай тепло по кругу»
Учитель предлагает всем сконцентрировать тепло в своих ладонях, затем пожать руку соседа, тем самым, передав ему тепло своих рук, своего сердца. Через рукопожатие передается доброжелательность.
Я шлю тебе своё тепло –
С кончиков пальцев.
Я шлю тебе своё тепло –
Пусть душу снегом замело –
Это случается.
Хороших больше, чем плохих –
Знает сердце.
И тёмной ночью звёзды есть –
В облачной выси.
Пусть мглой тебя заволокло –
Так не навечно.
Тебя ждёт радостная весть –
Только дождись её.
Я шлю тебе своё тепло –
Вот и легче.
Мозговой штурм:
упражнение «Имя существительное»
Учитель. Предлагаю продолжить самоанализ состояния своей семьи. Инструкция: за 1 минуту необходимо назвать как можно больше существительных, связанных с семьей.
Анализ: какие существительные названы в числе первых трех? Почему?
Мы сейчас определим, какие бывают семьи,
необходимо придумать прилагательные к слову «семья»
1. «с»- счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная….
2. «е»- единая, единственная, единомыслящая….
3. «м»- маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная
4. «я»- ясная, яркая…
БЕСЕДОЧКА: ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ?
Семья является своего рода убежищем, позволяющим пережить все трудности и невзгоды. Это тот тыл, за который обычно не беспокоишься. Человеку необходимо ощущать себя нужным и понятым. А ещё, хочется ласки и ответной заботы. Семья — это единомышленники, которые всегда будет на твоей стороне,
которые готовы выслушивать любые твои занудства,
человек, которому просто-напросто будет хорошо тогда,
когда и тебе хорошо и на поддержку, которого можно рассчитывать в трудные минуты.
Именно семья для каждого человека – неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
КОПИЛОЧКА «БАГАЖ МУДРОСТИ»
Закончите афоризмы. Объясните их значение.
В гостях хорошо, /а дома лучше/.
Чувствуй себя как / дома/.
Мой дом – моя /крепость/.
Это интересно!
Афоризм «мой дом – моя крепость» («my house is mу castle») принадлежит английскому правоведу Эдуарду Коку (Coke; 1552–1634). Появился он в его комментариях к той части средневекового английского права, в которой говорится о неприкосновенности жилища.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
С глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от губительного холода, нестерпимого зноя или от насилия. Дом давал возможность человеку на маленьком пространстве огромного мира реализовать свою свободу и создать тот мир, который соответствует его духовно-нравственным ценностям, потребностям и привычкам.
СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ СТРОИТЬ ДОМ СВОЕЙ СЕМЬИ.
Учащимся предлагается построить из кирпичей дом: любовь, милосердие, трудолюбие, вера, умение прощать, насилие, взаимопонимание, предательство, умение слушать и говорить, умение светиться, конфликты, нежность, эгоизм, измена, холод, одиночество, защита, уважение, семейные традиции, поддержка, преданность, забота, …
Теперь послушайте одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и тоже слово.
— Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.
( На листе было написано слово «понимание»)
Вывод: Дом — МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО , ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО .
Составление генеалогического дерева
С чего начать родословную своей семьи? – «C себя и своих близких»
Зачем человек ищет свои корни?
Все больше людей начинают интересоваться своей родословной, историей того места, где родились, значением имен и фамилий. Другими словами, люди ищут свои корни.
Через судьбу своих предков человек обретает «кровную» связь с историей своего народа, своей страны, которая, как и история любого государства, пишется в семье. Когда прерывается связь поколений, человек становится подобным растению, силой вырванному из почвы, утрата корней ведет к гибели. Человек без корней, в первую очередь, гибнет духовно, им легко манипулировать, ведь у него нет нравственного стержня и духовных идеалов. Это подобно предательству не только своих близких и своего народа, а в первую очередь, предательству самого себя как Человека.
Зачем человек ищет свои корни?
Ответы могут быть разные, я думаю, что в глубине этих поисков лежит один мотив: каждый человек, даже на подсознательном уровне, хочет понять, кто Он, для чего пришел в этот мир, в чем его предназначение? Именно ответы на эти вопросы делают из человека — Человека.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
. Продолжить работу над генеалогическим деревом
КРУГ «ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ»
Каждый наш день состоит из множества событий и день семьи как большой коллаж выписан всеми красками его событий, чувств, дел, настроений, погоды.
Искусство повседневности — ритуалы встреч и расставаний, деловой суеты и прогулок слов, взглядов, пожатий»
«Пока»,- мы говорим друг другу, детям, ближним каждый день, словно забыли старую традицию благословений каждому выходящему из дома. Благословлять — какое счастье! Благословлять на день, на счастье, на успехи, на радостные встречи, на дела. Это благословенье есть у всех: родительское благословение, благословение детей родителям, сестер братьям, братьев сестрам, старших младшим, младших старшим и т.д.
Время — вроде замкнутого круга,
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?
РЕФЛЕКСИЯ.
Что сегодня Вас затронуло? Что взволновало? О чем заставило задуматься?
infourok.ru
Урок самопознания 10 класс «Имя
План урока «Самопознание»
Школа: Боскольская СШ
Дата_________ № 2 урок
Тема: «Имя – человек»
Ценность: Истина
Качества: самоанализ, стремление развивать свой внутренний мир, познание своего «Я»
Педагог: Бостанбаева З.М. Класс: 10 Кол-во уч-ся: 11
Цель: расширение представлений учащихся о ценности истина как основе познания человеком собственного «Я».Задачи:
— содействовать совершенствованию внутреннего мира;
— развивать ценностные ориентации и убеждения через осмысление бесконечности процесса познания своего «Я»;
— воспитать стремление обогащать, развивать свой внутренний мир.
Ресурсы:
музыка
Волшебная композиция. Хрустальная грусть, учебник, видеоролик о Нике Вуйчиче, материалы для создания коллажа, Песня «Быть человеком»
Ход урока:
Орг.момент.
— приветствие
— проверка отсутствующих
— проверка готовности
Позитивный настрой. Концентрация на Свет
Анализ состояния:
— Ребята, расскажите, что вы представляли?
— Что чувствовали?
Сообщение темы урока: «Имя — человек».
Примечания
музыка
Волшебная композиция. Хрустальная грусть
Позитивное высказывание (цитата).
Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: «Человек».
— Как вы понимаете данное высказывание?
— Согласны ли вы с ним?
Рассказывание истории (беседа)
Просмотр видеоролика о Нике Вуйчиче.
Вопросы:
Какие советы дает Ник Вуйчич людям?
Можно ли назвать его человеком с большой буквы?
Можете ли вы привести подобные примеры?
Творческая деятельность, групповая работа
Разработать модель проекта «Человек будущего». Презентация проектов.
Групповое пение.
И.КОБЗОН — БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Чья-то дорога проходит во мгле,
Чья-то пронизана солнечным светом,
Долг человека на этой Земле —
Быть Человеком! Быть Человеком —
Долг человека на этой Земле!
Звёзды мерцают как угли в золе —
Их не погасишь ни снегом, ни ветром,
Главное дело на этой Земле —
Стать Человеком! Быть Человеком —
Главное дело на этой Земле!
Люди обязаны помнить о зле,
Верить в добро и не верить наветам,
Ты отвечаешь за всё на Земле —
Стань Человеком! Будь Человеком —
Ты отвечаешь за всё на Земле!
Краски рассвета неси на крыле,
Радуйся утру и солнечным рекам,
Высшая должность на этой Земле —
Быть Человеком! Быть Человеком —
Высшая должность на этой Земле —
Быть Человеком! Быть Человеком —
Высшая должность на этой Земле!
Песня «Быть человеком»
Домашнее задание
Чтение притчи «Воспитание характера», стр.20.
Заключительная минута тишины.
Учитель:
Человек, который в будущем, возможно, станет внешне красивее, выше, здоровее, должен сохранить в себе свою человеческую природу – способность познавать себя, окружающий мир, творить добро и любить мир вокруг.
infourok.ru
Урок самопознания 10 класс «Человек и его характер»
План урока «Самопознание»
Школа: Боскольская СШ
Дата_________ № 3 урок
Тема: «Человек и его характер»
Ценность: Праведное поведение
Качества: самопожертвование, бескорыстие, отзывчивость, доброта.
Педагог: Бостанбаева З.М. Класс: 10 Кол-во уч-ся: 11
Цель: расширить представление учащихся о значимости ценности праведное поведение в становлении характера человека.
Задачи:
Раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;
Развить осознанное отношение к собственным личностным качествам;
Воспитывать потребность в самосовершенствовании.
Ресурсы:
музыка
«Голоса леса», Песня «Ты — человек»
Ход урока:
Орг.момент.
— приветствие
— проверка отсутствующих
— проверка готовности
Позитивный настрой. Мысленная прогулка в лесу.
Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
Анализ состояния:
— Ребята, расскажите, что вы представляли?
— Что чувствовали?
Примечания
музыка
«Голоса леса»
Проверка домашнего задания
Чтение притчи «Воспитание характера», стр.20.
Обсуждение.
Поясните значение слова «характер».
Толковый словарь Ожегова.
характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении
Пример: Сильный, волевой, твердый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твердость, не уступить в чем-н.). В. характере чьем-н. (свойственно кому-н.). Человек с характером (с твердым характером). Человек без характера (слабовольный). Сильные характеры (также перен.: люди с сильным характером).
Сообщение темы урока: «Человек и его характер».
Позитивное высказывание (цитата).
Посеешь поступок – пожнешь привычку,
посеешь привычку – пожнешь характер,
посеешь характер – пожнешь судьбу.
— Как вы понимаете данное высказывание?
— Согласны ли вы с ним?
Притча. Плохой мальчик.
А какими качествами должен обладать человек? Подумаем об этом. Хочу в подарок подарить вам притчу.
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди… Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения. Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: «Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется…» Не важно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья — это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как ты их любишь.
Давай людям больше, чем они ждут от тебя, и делай так со всем. Когда говоришь «я люблю тебя», говори это серьезно. Когда говоришь «мне очень жаль», смотри человеку в глаза. Не смейся над чужими мечтами. Ты можешь получить много душевных ран, но это единственный способ прожить свою жизнь. Не суди людей по их близким. Говори медленно, но думай быстро. Если тебе задают вопрос, на который тебе не хочется отвечать, улыбнись и спроси: «Почему ты хочешь это узнать?» Помни, что величайшая любовь и величайший успех несут очень большую опасность. Когда ты проигрываешь и теряешь многое, не потеряй урока. Помни о триаде: уважение к себе, уважение к другим, ответственность за свои поступки. Не позволяй маленькому различию разрушить большую дружбу. Улыбайся, когда говоришь по телефону. Тот, кто тебе звонит, почувствует это по твоему голосу. Читай между строк. Помни: иногда не получить что-то, когда ты этого хочешь, это удача.
Вопросы к беседе:
Почему отец посоветовал сыну вбивать гвозди в садовую ограду?
Что понял мальчик, когда стал сдерживать себя?
Почему отец предложил мальчику вытаскивать вбитые гвозди?
Какой совет дал отец сыну?
Что должен помнить человек при общении с друзьями?
Что ты должен беречь и дорожить?
Как ты понимаешь высказывание :«Иногда не получить что-то, когда ты этого хочешь, это удача».
Творческая деятельность, групповая работа
Игра «Угадай кто». Все учащиеся на отдельных листочках описывают черты характера одного из своих одноклассников. Затем все листочки собираются и по очереди зачитываются учителем. Класс должен угадать, о ком идет речь.
Создайте синквейн к слову «характер».
Групповое пение.
«Ты — человек» — Из фильма «Приключения Электроника»
Куда подует ветер, туда и облака,
По руслу протекает послушная река.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Где рельсы проложили, там ходят поезда,
Куда пастух погонит, туда бредут стада.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Теперь не доверяют, как прежде чудесам,
На чудо не надейся, судьбой командуй сам.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Текст песни «Ты — человек»
Домашнее задание
Поделитесь мыслями о том, что вы думайте о человеке? Отразите в своих размышлениях ответы на вопросы: что является главным в человеке? Чем красив человек? Что составляет характер человека? Каким человеком вы бы хотели стать?
Заключительная минута тишины.
Учитель:
А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.
infourok.ru
Самопознание 10 класс. Тема: ИМЯ — ЧЕЛОВЕК | Уроки по Самопознанию
Самопознание 10 класс. Тема: ИМЯ — ЧЕЛОВЕК
13.12.2014 6798 0Цель: расширение представлений учащихся о человеке как носителе нравственных качеств.
Задачи:
— содействовать совершенствованию внутреннего мира;
— развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление бесконечности процесса познания своего «Я»;
— воспитывать стремление обогащать, развивать свой внутренний мир.
Первый урок самопознания является в десятом классе не просто вводным, а задающим тон всему курсу самопознания па старшей ступени. Вопрос, который должны решить для себя учащиеся: в чем неповторимость, уникальность человека в отличие от всего, что существует в природе? Этот вопрос волнует не одно поколение ученых, писателей, философов, религиозных деятелей и по-прежнему остается открытым. Перед учителем стоит непростая задача создать условия для поддержания интереса учащихся к теме, проявления ими своих знаний, творчества с целью ответа на ключевой вопрос: что есть человек? Исходным тезисом, конечно же, послужат слова эпиграфов урока:
Человек не появляется на божий свет разумным. Он становится им, слушая людей, видя их дела, трудясь в поте лица.
Абай Кунанбаев
Я знаю все, но только не себя!
Франсуа Вийон
Пока человек существует, он будет себя открывать.
Евгений Богап
Разовьет интерес к теме и обращение к притче Пауло Коэльо «Вечный вопрос» в рубрике «Чтение»:
* * *
Немецкий философ Шопенгауэр шел по улице Дрездена, ища ответы на вопросы, которые его занимали. Проходя по скверу, он решил посидеть и посмотреть на цветы. Один из жителей района наблюдал за странным поведением философа и вызвал полицию. Минутой позже офицер приблизился к Шопенгауэру.
— Ты кто? — грубо спросил офицер. Шопенгауэр осмотрел полицейского сверху донизу.
— Если вы можете помочь мне найти ответ на этот вопрос, — сказал он, — я буду вам вечно благодарен.
• Что бы вы ответили на вопрос офицера? Все последующие виды деятельности учащихся, обозначенные в рубриках «Беседа», «Задание», «Чтение», помогут учителю подвести учащихся к учебной информации:
Каждый человек отчасти наделен врожденными инстинктами и задатками, иначе он не мог бы жить и развиваться. Но не это имеет решающее значение, не это делает его настоящим человеком.
Все достижения, приобретенные в период общественно-исторического развития человечества, передаются людям новых поколений не в силу действия законов наследственности (так передаются только такие черты, как, например, цвет глаз или некоторые врожденные общие свойства нервной системы), а совершенно иначе. Люди каждого нового поколения с рождения окружены предметами и явлениями, которые представляют собой продукты деятельности предшествующих поколений. К числу таких явлений принадлежат и язык, и выражаемые языком понятия, знания, а также различные 24 художественные произведения. Для совсем маленького ребенка это просто физические предметы и явления. Но уже очень рано ребенок вступает в практическое общение с окружающими его людьми. В процессе общения с ними он научается пользоваться окружающими его вещами, учится понимать обращенную к нему речь и говорить, овладевает языком окружающих, усваивает его. Постепенно он овладевает все более широким кругом творений человеческих рук, коллективной человеческой мысли и человеческих чувств; у него формируются подлинно человеческие способности и свойства. Так он становится настоящим человеком.
В научной литературе описано несколько редких случаев, когда маленькие дети вырастали в лесах, среди животных, никогда не видя ни одного человека, ни одного человеческого предмета. Что же представляли собой эти дети? Кроме внешнего облика, у них не было ничего человеческого. Они не говорили, были не способны целесообразно пользоваться орудиями, у них не было даже самых простых понятий об окружающем. Они обладали только некоторыми унаследованными ни ими от далеких животных предков человека инстинктами и сформировавшимся на их основе индивидуальным опытом приспособления к природной среде. Подобные случаи особенно наглядно показывают, что человек становится Человеком только среди людей, только живя в человеческом обществе.
Однако особо хотим подчеркнуть, что перед знакомством с этими сведениями следует дать задание, обозначенное и учебнике:
Дайте собственное определение понятию «человек».
После обсуждения ответов можно предложить определения
из словаря СИ. Ожегова, Большого энциклопедического словаря. Подчеркнем, что
для учащихся не столько важно уяснить общепринятое понятие «человек», сколько
создать в своем сознании образ человека со всеми присущими ему
свойствами, важнейшими из которых является состояние
внутреннего мира.
Рассмотрению этого понятия будет способствовать знакомство с произведениями компьютерной томографии доктора-рентгенолога Кай Хат Фунга из Гонконга, размещенными в рубрике «это интересно», и репродукцией картины казахстанского художника Александра Осипова «Мир Риты». Репродукция и фотографии не передают многоцветия палитры компьютерной КОМПОЗИЦИИ и живописного произведения. Но причудливость линий, витиеватость узоров создают представление о сложности и неповторимости внутреннего мира каждого человека, (Репродукция картины и фотографии представлены и учебнике.)
На основе увиденного учащиеся попробуют изобразить свой внутренний мир (в Тетради ученика).Этот вид деятельности рассчитан на поддержание интереса в десятиклассников к теме. Прочувствовать же глубину вопроса учащиеся смогут, вдумавшись в смысл размышлений авторов двух писем, представленных в рубрике «Ситуация»:
«Я только что вернулась из школы, сегодня ребята писали обо мне — у нас такая анкета. Написали, конечно, не все, но если бы вы почувствовали, подействовало все это на меня. Я затеяла эту анкету, питому что, мне кажется, это необходимо для десятиклассника, Писали разное, было и хорошее. Нет. я не буду вам писать об анкете, зачем я о ней заговорила?
Наверное, потому что она снова, еще сильнее, чем раньше, затронула все мои наболевшие вопросы. Я надеюсь, что вы, получив это письмо, ответите мне. Ответьте, пожалуйста, если вам хочется мне помочь. Я понимаю, что подобных мне тысячи, но что поделаешь, если так мучительно не понимать. Может , готовых рецептов нет, но ведь что-то есть!
Я, наверное, сейчас у того рубежа, когда самое время задавать себе вопросы: зачем, как, для чего?. Но ведь не все задают их себе вот что страшно. Что же делать? Как донести до человека, который не хочет думать, все, что понимаешь сам?
Нас с Галей (это моя подруга) многие не понимают в классе. Конечно, они в этом не виноваты, но что делать, чтобы нас понимали, чтобы наши вопросы стали вопросами для всех?
Может, я не могу видеть в человеке чего-то самого существенного. Но ведь каждый человек интересен, в каждом человеке скрыто стремление к совершенству. Я хочу помогать людям стать лучше, красивее. Но что нужно для этого делать — не понимаю, научите.
Поняли ли вы что-нибудь из моего письма? Мне хочется, чтобы вам захотелось написать мне и помочь.
Ирина, ученица 10 класса
«Всю жизнь меня интересуют люди, их мысли и чувства, их отношение к окружающим. Многие, даже родственники, не понимают, почему я так легко и быстро сближаюсь с людьми, переписываюсь с ними. Родственники относятся к этому с иронией. Конечно, я сближаюсь не со всеми, а только с теми, которые по душе. Узнать человека, подружиться с ним, помочь ему стать лучше — какая радость!
Мучает меня совесть, что я не съездила вовремя к моим старым подругам, когда они были больны. Все что-то мешало. Получила известие о том, что их уже нет, и мучаюсь до сих пор. Но не возвратить утерянного. Мне уже много лет. Восьмой десяток разменяла уже пять лет тому назад.
Людей любила и люблю. Работала пятьдесят лет в школе с малышами. Книги Андерсена очень мне помогали в воспитании…
Сейчас я не одинока. Живу в семье сына, есть внуки. Хотелось бы, чтобы они чаще читали хорошие книги, может быть, добрее станут если не ко мне, то друг к другу и к окружающим их людям.
Было в моей жизни и зло. Но человечность его победила. Не перестаю думать о человеке…
Маргарита Семеновна, пенсионерка»
Задача учителя — обратить внимание учащихся на внимание и молодого автора, и пожилой женщины к проблеме сущности человека, поисков путей его совершенствования. Возможно, эти мысли созвучны переживаниям самих учащихся, что важно обсудить при выполнении задания:
Поделитесь мыслями о том, что вы думаете о человеке. Отразите в своих размышлениях ответы на вопросы: что является в человеке главным? Чем красив человек? Что составляет внутренний мир человека? Чем вы особенно гордитесь в человеке? За что в деяниях человека вам стыдно? Каким человеком вы сами хотели бы стать?
Завершающим этапом двух уроков по теме станет разработка модели «Человек будущего», что предусмотрено в рубрике «Творческая деятельность». Учителю важно подвести учащихся к мысли о том, что человек, который в будущем, возможно, станет внешне красивее, выше, здоровее, должен сохранить в себе свою человеческую природу — способность познавать себя, окружающий мир, творить добро и любить мир вокруг.
Саму модель в целях экономии времени можно предложить разработать дома, разбив учащихся на 2-3 творческие подгруппы. Однако презентацию проектов следует произвести непосредственно на уроке, дав слово каждой группе.
Утверждение в рубрике NB важно подать как ключевую идею проекта «Мое призвание»:
Особенностью человека является его постоянное стремление к познанию своего личностного «Я».
С этой целью учащимся нужно переформулировать вывод урока в главную цель проекта, например, так: «Цель моей исследовательской деятельности — осуществить познание собственного «Я» через постижение призвания». Запись необходимо произвести в Тетради ученика.
tak-to-ent.net
Урок по самопознанию для 10 класса на тему «Человек и его характер»
План урока самопознания №1
Школа-лицей №15 г.Астаны
Класс 10
Количество учащихся – 26
Дата 06.10.2015
Педагог Ниязбекова М.Г.
Тема «Человек и его характер»
Ценность Праведное поведение
Качества доброта, дружба, уважение.
Цель: раскрытие представления учащихся о характере человека через практику общечеловеческой ценности Праведное поведение.
Задачи:
формировать интерес учащихся к познанию самого себя;
развивать у учащихся доброе отношение к людям;
воспитывать чувство уважения и дружелюбного отношения друг к другу.
Ресурсы:
(материалы,
источники)
Ход урока:
Орг. Момент. Позитивный настрой на Море.
Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
• Поделитесь своими ощущениями.
• Что вы чувствовали?
компьютер;
интерактивная доска;
аудиозапись мелодии для минутки тишины
Текст песни «Ты — человек» — Из фильма «Приключения Электроника»
Проверка домашнего задания.
Чтение текста «Человек-творец себя» Иммануил Кант. стр. 22-24 в учебнике.
Нравственное воспитание состоит прежде всего в формировании характера…
Характер – это одновременно и наличие твердых намерений осуществить что-либо, и при этом способность реализовать намеченные планы, как говорит Гораций, вот что такое настоящий характер! Например, коли я уже пообещал что-либо кому-нибудь, я должен сдержать слово даже и в том случае, если бы мне это было и во вред. Человек, который решил что-нибудь сделать и не делает этого, не может более доверять самому себе; например, если кто-нибудь решит всегда вставать рано, чтобы заниматься, или что-нибудь сделать, или совершить прогулку, и станет затем весной отговариваться тем, что поутру еще холодно и что это может ему принести вред, летом же, что поутру так хорошо спится, а сон ему так приятен, и так будет откладывать задуманное со дня на день, то в конце концов он более не станет верить самому себе.
Сказанное не относится к намерениям, противоречащим нравственности. Когда характер проявляет дурной человек, это уже называется закоренелым упрямством, и его твердость в осуществлении замыслов достойна лучшего применения…
Следует обратить внимание юноши на то, чтобы любое решение его, к коему он пришел по зрелому размышлению, претворялось им на практике: в противном случае уж лучше не затевать никаких планов и не принимать окончательного решения…
Юноше следует указать также:
— на необходимость жизнерадостности и хорошего настроения, человек живет в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя;
— на необходимость ровного, спокойного расположения духа. Самовоспитанием можно добиться того, чтобы всегда оставаться человеком оживленным, не отягощающим собой никакого общества;
— на то, чтобы многое в жизни рассматривать как свой неизменный долг. Любой мой поступок должен обладать для меня ценностью не потому, что он отвечает той или иной моей склонности, а потому, что совершая его, я тем самым исполняю мой долг;
— на необходимость любить других людей, а также помнить о том, что все мы – граждане мира…
— на необходимость, наконец, отчитываться перед самим собой каждый день, чтобы иметь возможность в конце жизни подвести итог ее ценности и значения.
Вопросы:
Как автор определяет характер?
Почему формирование характера является основой воспитания нравственности?
Какие черты характера характеризующие нравственную воспитанность, отмечены автором?
Как должен жить человек, чтобы доверять самому себе?
Приведите примеры из жизни, когда человек проявляя свой характер совершал поступки, являющиеся примером для других?
В чем проявляется ваше самовоспитание?
Позитивное высказывание (цитата).
Жизнь человека — вот его характер. Гёте И.
Подарок учителя. Рассказывание истории (беседа).
Притча о характере
Ученик Дзен пришел к Банкэю и пожаловался:
— Учитель, у меня такой необузданный характер. Как мне исправить его?
— Это у тебя что-то уж очень странное, — ответил Банкэй, — ну-ка дай мне на него взглянуть.
— Я не могу показать его сразу сейчас, — ответил ученик.
— А когда ты сможешь? — спросил Банкэй.
— Он проявляется неожиданно, — ответил ученик.
— Тогда, — заключил Банкэй, — он не может быть твоей истинной природой, иначе ты бы смог показать мне его в любой момент. Ты родился без него, и родители тебе его также не передавали. Подумай хорошенько.
Вопросы: 1. О чем жаловался Дзен Учителю? 2. Что имел в виду Банкэй, говоря о истинной природе Дзена? 3. Благодаря каким ценностям в человеке воспитывается совершенный характер? 4. Расскажите, как влияет характер на ваше поведение?
Приведите примеры из своей жизни, когда вы поступали правильно, по совести.
Творческая групповая деятельность (стр. 20-21 в учебнике).
Класс делится на группы по 4-5 человек (всего 5 групп).
Составить и представить синквейн к слову «долг».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Групповое пение.
Песня «Ты — человек» — Из фильма «Приключения Электроника»
Куда подует ветер, туда и облака,
По руслу протекает послушная река.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Где рельсы проложили, там ходят поезда,
Куда пастух погонит, туда бредут стада.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Теперь не доверяют, как прежде чудесам,
На чудо не надейся, судьбой командуй сам.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Домашнее задание (опережающее).
Чтение «Сказки о волшебнике» стр. 29-31 в учебнике.
Заключительная минута урока. Звучит спокойная музыка. Прошу ребят закрыть глаза, вспомните о чем мы говорили на уроке, поразмышляйте, что вы узнали для себя полезного.
Директор Б. Жаркенов
Педагог М. Ниязбекова
infourok.ru
Урок по предмету «Самопознание» 10 класс Тема в разделе № 3 «Человек и его характер»
План урока самопознания
Гимназия №111 Дата_______ учитель Ильина И.В.
Тема урока№3 «Человек и его характер»
Ценность: Праведное поведение
Качества: справедливость, бескорыстное служение обществу, гражданская и социальная ответственность
Класс: 10 Кол-во учащихся:_______
Цель:Расширение представлений обучающихся об ОЧЦ праведное поведение через понимание качеств характера человека.
Задачи:
раскрыть значение понятия «гражданская и социальная ответственность»;
развивать стремления быть справедливым в различных ситуациях;
воспитывать у учащихся такое качество как бескорыстное служение обществу
Ресурсы:
Учебник самопознания 10 класс, методическое пособие для учителя
Ход урока:
Позитивный настрой
Концентрация на свет.
Опережающее Д/З И.Кант «Человек – творец себя»
Вопросы:
почему автор считает формирование характера основой воспитания нравственности?;
с какой ОЧЦ можно сравнить нравственное воспитание? Поясните свой ответ?;
какими качествами можно охарактеризовать современное поколение? Аргументируйте свой ответ, подтвердите примерами из жизни.
Цитата урока:
Посеешь поступок – пожнёшь привычку,
посеешь привычку – пожнёшь характер,
посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Вопрос:
Как вы понимаете смысл цитаты?
Подарок от учителя
Видеоролик: «Одна смерть спасла сотни жизней»
какое впечатление произвел на вас видеосюжет?
перечислите основные три черты характера Рейчел. Аргументируйте свой ответ примерами из ролика
встречали ли вы человека, схожего с Рейчел? Поделитесь случаем из жизни.
Творческая деятельность.
Как быть с плохими привычками, которые зачастую формируются куда легче хороших?
Составьте список плохих и хороших привычек. Помните, что в положительной привычке присутствует мотив «надо» — мотив долга, мотив необходимости, в отрицательной – мотив «хочу» — мотив лёгкости, мотив приятности. Сформулируйте главное условие развития полезных привычек и искоренения вредных.
Упражнение «Зато».
Продолжи фразы:
Я небольшого роста, зато…
Я застенчива, зато…
Я криклива, зато…
Я зануда, зато…
Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…
Я капризна, зато…
Обсуждение.
Что было сложнее сказать о себе плохое или хорошее?
Учитель предлагает повторить цитату урока хором
Групповое пение
Песня «Быть человеком» слова и музыка М. И. Ножкин.
Домашнее задание
Подготовить добрую историю о бескорыстном служении людям.
Заключительная минута тишины
Учитель просит учащихся закрыть глаза и подумать, что нового и хорошего они узнали на уроке, пусть сохранят это в своём сердце.
infourok.ru
«Служение обществу» урок самопознания в 10 классе
План урока «Самопознание»
План урока «Самопознание»
Школа КГУ «СШ№6» Дата 18.01.17 Урок 16
Тема: Служение обществу.
Ценность Праведное поведение.
Качества: дисциплина, долг, различение, гражданская и социальная ответственность.
Педагог: Гайт А.В. 10 класс Кол-во уч-ся 25
Цель: Углубление представлений обучающихся об общечеловеческой ценности Праведное поведение через осознание своего предназначения в служении обществу.Задачи:
Учить быть полезными семье иобществу.
Развивать навыки праведного поведения, такие как чувство долга, ответственность.
Воспитывать лидерские качества.
Ресурсы:(материалы, источники)
Слайд с цитатой, музыка для позитивного настроя и заключительной минутки урока, песня «Туган елем», текст песни
Ход урока:
1. Орг.момент. – оценивание готовности учащихся к уроку.
Наличие учебника, тетради, дневника, ручки. Дисциплина.
Позитивный настрой. «Космос».
«Представьте себя летящим в открытом космосе. Это чувство полёта даёт вам ощущение свободы и уверенности. Вы летите и вам навстречу несутся миллиарды звёзд и миллионы галактик. Всё так необычно вокруг вас, так загадочно и не похоже на привычный вам мир. Вы рассматриваете проплывающие мимо вас планеты. Ваше внимание привлекает одна, издалека похожая на бело — голубую перламутровую жемчужину. Вы приближаетесь к ней, внимательно всматриваетесь, и вдруг начинаете узнавать очертания материков и океанов. Вы видите зелёные пятна лесов и синие ниточка рек. Вы видите, как восходящее солнце окрашивает золотистым светом белоснежные пики гор, и как миллионами искр оно дробится в океанских брызгах. Вас охватывает чувство, как будто после дальней и долгой дороги вы вернулись домой. Вам уютно и спокойно, вы чувствуете уверенность и защищённость. Сохраните это состояние внутри себя и потихоньку возвращайтесь в класс».
Проверка д.з. стр. 122 – 124 уч., «Письмо к сыну» В. Сухомлинского.
Человек сам творит свое призвание. Ты любишь музыку Баха. Так вот, в роду Иоганна Себастьяна Баха было 58 музыкантов. Прадед музыкант, дед музыкант, отец музыкант… Даже браки заключались внутри этого рода. Что же, получается так, как будто уже при рождении было предопределено: человек этот будет композитором или выдающимся исполнителем? Да, но природа разрешает стать композиторами примерно 80 процентам всех родившихся. Становятся же ими единицы. Почему это так? Почему все-таки в роду Баха было 58 выдающихся музыкантов? Потому, что эти люди сами творили свое призвание. Потому, что первым впечатлением жизни каждого ребенка в этом роду была музыка; первой красотой, познанной в окружающем мире, — музыкальная мелодия; первым удивлением, изумлением было удивление, изумление перед музыкой; первой гордостью, пережитой человеком, — гордость наслаждения красотой музыки, гордость творения, создания музыки.
Человек – господин своего призвания. Я без особенного энтузиазма отношусь к твоим восторгам; ах, какое счастье стать радиофизиком; ах, как я люблю радиофизику! Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души. Это очень хорошо, что ты относишься с интересом к радиофизике, но помни, что это еще только интерес. Призванием же становится интерес, помноженный на труд. И множимое всегда бывает во много раз меньше, чем множитель, лишь тогда производное – солидная величина.
Я хочу тебе кое-что посоветовать. Наука развивается ныне стремительными темпами. Если хочешь быть хорошим специалистом в своем деле, внимательно следи за новинками в области радиофизики. То, что дают на лекциях, лишь незначительная часть знаний, нужных тебе как воздух. Установи сам себе вот такое правило: ежедневно, буквально ежедневно – и в праздник, и в выходной – прочитывать и штудировать хотя бы пять страниц из научных журналов по радиофизике и смежным наукам – электронике, астрофизике, космической биологии и др. Я еще раз повторяю: делать это надо ежедневно.
Я не случайно употребляю слово «штудировать»… Это значит глубоко осмысливать, трансформировать факты и выводы в своем сознании и только после осмысливания записывать в рабочую тетрадь. Не переписывать из научной статьи или учебника, а записывать то, что у тебя уже отложилось в сознании. Чем больше ты будешь углубляться мысленно в предмет, который ты считаешь своим призванием, тем в большей мере он будет твоим призванием.
И еще один совет. В любой специальности есть теоретическое штудирование и практическая работа, творчество. А по радиофизике практическая работа может быть особенно интересной. Пользуйся малейшей возможностью потрудиться в лаборатории, в мастерской. Монтируй радиоприемники и действующие модели, управляемые по радио, продолжай делать то, что делал в школе, но в более сложном виде. И никогда не удовлетворяйся посредственным результатом. Стремись к совершенству – в этом путь к воспитанию призвания. Не получилось первый раз – делай заново, не гнушайся самой простой, черновой работы. Тренируй, упражняй руку. Добивайся, чтобы рука твоя была важнейшим инструментом, орудием мастерства. У меня есть интересная статья о руке, о ручном труде – высылаю тебе эту статью одновременно с письмом. Хочется, чтобы у тебя эта статья пробудила такое же чувство изумления, как у меня. Наукой доказано, что человеческая рука может находиться в тысяче миллиардов «рабочих положений», связанных с творческим трудом, и каждому из этих положений соответствует своя мысль. Вот в чем секрет красоты труда, творчества, подлинного призвания – в мастерстве руки. Если хочешь быть настоящим инженером – сделай руку творцом, поэтом. Твой отец.
Задание: Подчеркни , какие советы ты бы взял для себя за основу подготовки к служению обществу.
Вопросы:
Какие советы вы выбрали для себя? Почему?
Кто уже задумывался о сформированности у себя данных качеств?
Для чего они нужны?
Примечания
Позитивное высказывание, цитата.
«Человек добивается успеха, прикладывая усилия к преодолению препятствий и прикладывая способности к служению потребностям других людей».
Генри Форд 1863 — 1947
американский промышленник,
владелец заводов по производству автомобилей по всему миру,
изобретатель, автор 161 патента США.
Согласны ли вы с высказыванием? Обоснуйте свой ответ.
Почему автор считает, что успех приходит тогда, когда вы служите другим людям?
Рассказывание истории (беседа).
По материалам сайта «Набираем.ру»
В последнее время, все чаще приходиться слышать от умных, деятельных, хорошо устроенных и обеспеченных молодых людей такие слова: «В нашей стране жить не очень, не держали бы меня тут друзья, родственники, и некоторая оседлость, давно бы свалил в Европу». И, вы знаете, диву даешься, задаешь им вопрос: «А почему вы не хотите что-то создавать, улучшать, менять на благо своей страны? Вы же знаете, чем в Европе лучше, попробуйте у себя дома создать такие же условия». Ответ до тупости прост: « Что тут можно поменять, если правительство ничего не делает, и народ такой же и что-то тут делать бесполезно – это пустая трата времени, и вообще моя забота – мой кусок хлеба, я на него зарабатываю, причем прилично, и тратить свое время на тупую страну не намерен, да и бесполезно это».
И вот тут мой рассудок приходит в полный упадок.
Неужели они не понимают, что все, что они имеют сейчас, они имеют благодаря той стране, в которой живут? Страна – это не правительство, не пробки, не коррупционеры на всех местах власти, и не оборотни в погонах. Страна – это те люди, которые трудились, чтобы построить для вас дом, которые продают вам еду в магазине и её производят, это люди, которые строят для вас электростанции, строят вагоны, аэропорты, магазины, клубы, парикмахерские и работают в них, это люди которые вас учили и терпели ваше молодое хамство, люди, которые вас возят каждый день на работу в метро, автобусе, троллейбусе и т.д. Вдумайтесь! Все, что вы имеете, каждая вещь, каждая услуга, которую вы получаете – это труд другого человека, который для вас что-то произвел, доставил, сделал и т.д. Что плохо делают? В Европе лучше? А сами пробовали хоть что-то из этого построить, организовать, поработать водителем, грузчиком, монтёром, строителем? Или хотя бы озаботиться идеей, того чтобы что-то создать? Это люди, которые защищают вашу безопасность и границы! В армию или милицию никто не хочет пойти послужить?
2. Неужели они думают, что приедут в другую страну, город, край, где кровью и потом многих поколений местных жителей было построено более совершенное общество, более качественная жизнь, более крепкие моральные и политические устои, и будут там приняты на ура со своим иждивенчески-паразитарным: «Мое дело – мой кусок хлеба, об остальном позаботиться государство»?
Служение обществу, в сущности, может проявляться в любом правильном, моральном добром поступке, будь то усердное выполнение своей работы, учебы или какой-либо иной функции, возложенной на тебя. Главное все время помнить, что наша цель в жизни – это служение обществу, даже когда мы получаем образование, рожаем детей и воспитываем их, грамотно обустраиваем свой распорядок дня и отдых – мы служим обществу, потому, что мы получаем знания, силы для дальнейшего продуктивного труда, и производим на свет новых членов общества, которым обязаны дать все самое лучшее, чтобы далее они могли с ещё большей пользой служить обществу. И поверьте, многие преуспевающие люди, мульти — миллиардеры, крупные ученые, политические деятели, деятели культуры, не ради своих благ и постоянного обогащения работают, они создают что-то лучшее новое, новый уровень качества жизни – и это есть основной мотиватор их деятельности. Почитайте биографии великих поэтов, композиторов, ученых, бизнесменов – они все жили и живут не ради прославления и обогащения себя (получение материальных благ и славы являлось скорее, результатом, но не причиной, по которой они создавали, творили и работали), а ради того, чтобы привнести что-то новое, лучшее в мир, в котором они живут.
Помните, зачем вы пришли в этот мир, и благодаря чему вы в нем существуете и имеете, все, что у вас есть. Чаще спрашивайте себя: «А чем я могу быть полезен обществу?». И не бойтесь лишних отягощении. Когда начинаешь больше делать добрых дел и «напрягать» себя в служении обществу, каждый день наполняется ощущением того, он прожит не зря и вся жизнь обретает смысл.
http://nabiraem.ru/blogs/twaddle/7123/
Опубликовал Алексей Сергеевич Гулов
Вопросы:
Как вы относитесь к проблеме, поднятой автором? Считаете ли её актуальной?
Какие примеры служения обществу вы можете привести?
Что движет этими людьми? Какие качества они проявляют?
Менделеева, Форда, Дайсона, Гейтса, Джобса, Цукерберга
Творческая деятельность, групповая работа.
А) Класс делиться на 7 групп. Каждая группа получает одно из положений национальной идеи Мәңгілік Ел
1. Независимость Казахстана и Астана.
2. Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе.
3. Светское общество и высокая духовность.
4. Экономический рост на основе индустриализации и инноваций.
5. Общество Всеобщего Труда.
6.Общность истории, культуры и языка.
7. Национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.
Задача каждой группы продумать какое участие в реализации этого положения они могут принять сейчас, какое в будущем. Какие качества для этого необходимы.
Б) Защита работ.
Групповое пение.
Роза Рымбаева
Туған елім
Асқарлы қарлы шың
Аялаған ақ құсың
Туған жер армысын
Саған мың алғысым
Туған жер тілегім
Сенде өтті түлегім
Өзің деп үнемі
соғады жүрегім
Туған жерім, туған елім,
Ардақтағаным айбыным
Арманысың арман
Думан елім
Асқар белім
Шалқар көлім
Құшағын жайған айбыным
Мәнгілікке пана
Өзін ғана
Много слов сказано
Сколько песен сложено
И стихов искренних
На разных языках
О степях ветреных
Снегом запорошенных
О тебе вечная
Цветущая земля
Припев
Своих детей храни земля
Пусть ночи будут мирными
У нас на всех одна, одна страна
Своих друзей цени земля
Мы вместе будем сильными
Дорога впереди у нас одна
Домашнее задание.
Стр. 161 – 162 учебника, раздел «Это интересно», читать.
Заключительная минута урока.
Закройте глаза и представьте всё то хорошее, что вы сможете сделать в своей жизни. Пусть всё сбудется.
Спасибо за работу. До встречи.
Музыкальная композиция «Симфония сердца»
infourok.ru