12 что такое социализация: Что такое социализация и почему она так важна в любом возрасте

Содержание

Что такое социализация и почему она так важна в любом возрасте

5 сентябряЛикбезЖизнь

От неё зависит психическое здоровье, иммунитет и даже срок жизни.

Ия Зорина

Автор Лайфхакера, атлет, КМС

Поделиться

0

Что такое социализация

Социализация — это усвоение идеологии и правил поведения, установленных в конкретном сообществе людей. Благодаря этому процессу человек понимает, как он должен действовать в той или иной ситуации, чтобы оставаться членом группы и приносить ей пользу.

Первичная социализация начинается с младенческих лет, когда ребёнок взаимодействует со своими родителями. В дальнейшем этот процесс продолжается среди сверстников, учителей, тренеров и других людей, контактирующих с ребёнком и имеющих на него влияние.

Вторичная социализация наступает после подросткового возраста и происходит каждый раз, когда человек попадает в новую группу. Например, поступает в вуз, устраивается на работу, переезжает в другой город или страну.

Можно сказать, что социализация никогда не заканчивается — этот процесс протекает всю жизнь. Ниже мы разберём несколько её главных этапов и расскажем, почему они так важны.

Почему важна первичная социализация в семье

Даже такие, казалось бы, базовые навыки, как умение нормально ходить, распознавать жесты и реагировать на боль требуют обучения.

В книге по социологии приводится история девочки, обнаруженной в квартире родителей‑маргиналов. Лишённая базовой заботы и общения, семилетняя Даниэлла не умела говорить, странно передвигалась и не могла взаимодействовать даже простыми жестами.

Она не смотрела в глаза, не знала, как жевать и глотать твёрдую пищу, не умела плакать и не реагировала на стимулы, которые обычно вызывают боль.

Однако даже не в такой запущенной форме недостаток социализации в раннем возрасте может сломать всю оставшуюся жизнь человека. В книге «Биология добра и зла» Роберт Сапольски наглядно доказывает это, вспоминая события в Румынии во времена диктатора Николы Чаушеску.

После запрета абортов и контрацепции в 80‑х годах ХХ века специальные учреждения были переполнены брошенными детьми. Из‑за нехватки работников они содержались в ужасных условиях, недоедали и были лишены базового общения и заботы.

В дальнейшей жизни у воспитанников приюта наблюдали снижение когнитивных навыков, проблемы с привязанностью, депрессии и тревожные состояния.

Более того, у них даже мозг отличался: было меньше серого и белого вещества, наблюдались замедленный метаболизм лобной коры, нарушение связей между разными участками мозга и увеличение миндалины.

Таким образом, первичная социализация в семье оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Детские психологические травмы, насилие и прочие неблагоприятные условия много позже могут вылиться в психические расстройства и проблемы во всех сферах жизни.

Кроме того, она влияет и на последующий этап социализации — общение со сверстниками.

Чем важна первичная социализация в группе сверстников

Детский сад и школа — это важные агенты социализации, которые помогают усвоить правила, установленные в обществе.

Помимо предметов образовательные учреждения передают детям скрытую программу: учат ждать своей очереди и поддерживать дисциплину, работать в команде, мириться с проигрышем и привыкать к бюрократии.

Но, пожалуй, самое большое значение имеет общение со сверстниками. Благодаря ему дети, находившиеся в центре родительского внимания, начинают понимать, что не всё будет происходить по их правилам, а потому надо слушать других и учитывать их потребности. В общении с другими ребёнок учится разделять желания группы и работать в команде, иногда поступаясь своими порывами.

И от того, насколько успешно пройдёт этот этап, зависит вся его дальнейшая жизнь.

Недостаток социальных навыков может помешать ребёнку выражать себя и понимать других. Чаще всего эта проблема встречается у детей, чьи родители предпочитают строгий стиль воспитания, основанный на жёсткой дисциплине и наказаниях.

Частые конфликты, пренебрежение эмоциями, отвергающее поведение — всё это мешает ребёнку развить эмпатию и овладеть навыками нормального общения.

Дети из таких семей с трудом находят контакт со сверстниками, рискуют попасть в социальную изоляцию или стать объектом насмешек. И то и другое сильно бьёт по психическому, а иногда и физическому здоровью.

Неудачная социализация в школьные годы может вылиться в депрессию, тревожность и расстройства поведения в подростковом периоде.

Более того, одиночки и жертвы издевательств во взрослом возрасте чаще имеют лишний вес и проблемы с сердечно‑сосудистой системой, чем те, кто успешно адаптировался в детском коллективе.

Почему вторичная социализация также важна

Каждое новое место, будь то университет или работа, заставляет человека адаптироваться к новым условиям и принимать правила поведения. И если он успешно преодолел первичную социализацию, вторичная будет даваться проще. Однако в некоторых ситуациях люди всё же рискуют оказаться в социальной изоляции.

Конечно, во взрослом возрасте это не превратит человека в агрессивного психопата, но может негативно сказаться на его здоровье и благополучии.

Одиночество увеличивает риск высокого кровяного давления и других нарушений в работе сердечно‑сосудистой системы, повышает уровень кортизола — гормона стресса, нарушает сон и снижает иммунитет.

Кроме того, недостаток общения значительно увеличивает риск развития депрессии, уровень воспринимаемого стресса и боязнь негативной оценки, тревожность и злость, снижает уверенность в себе и оптимизм.

А вот успешная социализация может хорошо сказаться не только на здоровье, но и на успехах в работе.

В одном эксперименте выяснили, что общение с коллегами «лицом к лицу» значительно улучшает настроение и помогает эффективнее выполнять рабочие задачи.

Вторичная социализация особенно важна в пожилом возрасте. В это время многие люди выходят на пенсию и перестают общаться с сослуживцами, отдаляются от взрослых детей и теряют дружеские контакты.

Если человек не адаптируется к новым условиям и не найдёт источники общения, он рискует ускорить возрастной когнитивный спад. Исследования показывают, что одиночество негативно отражается на умственных способностях, увеличивает риск болезни Альцгеймера, плохо сказывается на исполнительном контроле — памяти, внимании, когнитивной гибкости.

А вот общение помогает пожилым людям поддержать когнитивные функции, увеличивает благополучие, служит профилактикой нейродегенеративных заболеваний и в целом продлевает срок жизни.

Так что вторичную социализацию в преклонном возрасте без преувеличения можно назвать жизненно важной.

Читайте также 👥

  • Единственный ребёнок в семье: что об этом говорит наука
  • Откуда берётся инфантилизм и что с ним делать
  • Как стресс и переживания физически меняют наш мозг
  • Как не страдать от одиночества
  • 10 психологических тестов, которые помогут лучше узнать себя

24.

Социализация личности

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.Социализация выполняет в общество три основных задачи:1)      интегрирует индивида в общество;2)  способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей;3)  сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:1)имитацию — копирование детьми поведения взрослых;2)  игровую — детское поведение как исполнение роли со значением;3)  групповые игры — роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях .

жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации. Вторичная социализация — интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам.Основными определяющими факторами на внеличностном уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.На следующем — межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.
На личностном уровне
проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. пять способов адаптации к социуму:мазохистский — рецептивный,садистский – эксплуатируемый ,деструктивный — накопительский,конформистский — рыночный,продуктивный — духовный.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Каковы механизмы социализации? По Фрейду:1) имитация — это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;2) идентификация — это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;3)

стыд и вина — это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.По Смелзеру: 1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация — это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды. По их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с «моделью». «Идентификация» для них означает «внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом «социального научения».Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе «outsiders». Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.

Понимание социализации в социологии

Шарлотта Никерсон, опубликовано 12 июля 2022 г. | Проверка фактов Солом Маклеодом, доктором философии


Социализация — это процесс, посредством которого молодежь общества усваивает ценности, идеи, практики и роли этого общества.

Процесс социализации является полусознательным, в том смысле, что первичный фактор социализации, семья, не обязательно видит себя в этой роли, в то время как некоторые вторичные факторы социализации, такие как образование, преднамеренно создаются для этой цели.

Процесс социализации никогда не бывает тотальным, поскольку молодые люди усваивают одни уроки, но отвергают, адаптируют или расширяют другие. Таким образом, общества сохраняют некоторую преемственность, но также и прогрессируют.

Одним из примеров первичной социализации являются гендерные роли. Гендерная социализация — это процесс, посредством которого дети узнают о гендерных ролях и приходят к пониманию того, что значит быть мальчиком или девочкой. Детей учат гендерным ролям с самого раннего возраста, и эти сообщения исходят из разных источников, включая семью, друзей, учителей, средства массовой информации и религию.

Например, девочкам можно давать кукол для ухода за ними, а мальчиков можно приучать к играм с подвижными или конструкторскими игрушками. Эта укоренившаяся гендерная социализация может продолжаться и во взрослой жизни.

Например, по мере того, как взрослый узнает и встречает людей, которые идентифицируют себя с альтернативной гендерной идентичностью, он может лучше принять идею о том, что гендер не обязательно является только мужским или женским (Cromdal, 2006).

Что такое социализация?
  • Социализация – это процесс, посредством которого люди становятся членами общества. Он включает в себя процессы приобретения знаний, навыков, взглядов, убеждений, ценностей и моделей поведения, необходимых для функционирования в обществе. Социализация начинается с рождения и продолжается всю жизнь.
  • Дети часто копируют поведение, которое они наблюдают у других, но они также являются активными участниками процесса социализации и несут ответственность за выбор собственного поведения.
  • Различают множество типов социализации: от первичной и вторичной до развивающей, опережающей, десоциализационной, ресоциализационной, организационной и вынужденной.
  • Социологи определили пять стадий социализации: исследование, социализация, сохранение, ресоциализация и воспоминание.

Цель социализации

Социализация готовит людей к участию в группе, иллюстрируя ожидания этой группы. Благодаря социализации людей учат языку, ценностям и поведению, принятым в группе, и они учатся контролировать свои естественные импульсы.

Например, у ребенка может быть естественное желание сохранить игрушку, но в ходе социализации он узнает, что обмен является ожидаемым и полезным поведением (Cromdal, 2006).

Социализация необходима для развития и функционирования общества, потому что именно через социализацию мы узнаём нормы и обычаи, которые объединяют общество. Кроме того, социализация позволяет людям взаимодействовать с другими и формировать отношения, необходимые для приобретения социального капитала и ресурсов (Cromdall, 2006).

В сумме они сводятся к трем основным целям: обучение контролю над импульсами и развитие совести, подготовка людей к выполнению определенных социальных ролей и культивирование общих источников смысла и ценности (Арнетт, 19 лет). 95).

Хотя социализацию часто считают чем-то, что происходит с детьми, это процесс на всю жизнь. Взрослым нужна социализация, когда они вступают в новые группы или организации.

Например, женщина, которая несколько лет была домохозяйкой, может чувствовать себя некомфортно и неуместно, когда она начинает работать. Она пройдет через период социализации, во время которого узнает ожидания и нормы своего нового рабочего места.

Подобный процесс социализации может произойти, например, когда кто-то переезжает в новую страну с совершенно другой культурой. Этот непрерывный пожизненный процесс обычно считается вторичной социализацией (Cromdall, 2006).

Первичная социализация происходит между ребенком и теми людьми в его/ее жизни, с которыми он/она состоит в первичных отношениях. Этими людьми обычно являются родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, друзья, учителя, тренеры и т. д. Вторичная социализация происходит, когда мы взаимодействуем с людьми за пределами нашей семьи.

Первичная социализация

Первичная социализация происходит между ребенком и теми людьми в его/ее жизни, с которыми у него/нее есть близкие, личные и интимные отношения лицом к лицу.

Для большинства людей в первую очередь устанавливаются отношения с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками и другими членами семьи. Семья прививает детям чувство моральных ценностей, учит различать правильное и неправильное поведение и правильно относиться к другим (семье, друзьям, незнакомцам и т. д.).

Однако важно видеть в детях не пассивных получателей информации, а активных участников создания собственной идентичности. Дети постоянно делают выбор, каким человеком стать.

Родители играют важную роль в том, чтобы помочь детям выбрать правильный путь. Но родители не могут заставить своих детей вести себя определенным образом. Вместо этого родители должны помочь детям понять, почему они должны вести себя определенным образом.

По мере взросления дети начинают формировать первичную привязанность к друзьям, а затем и к другим взрослым через такие вещи, как брак, работа и т. д. с кем у них второстепенные отношения. Вторичные отношения – это отношения, в которых индивидуум не имеет близких, личных, интимных или личных отношений с людьми, которые отвечает за процесс социализации.

Именно благодаря вторичной социализации люди учатся вести себя в различных ситуациях и начинают видеть себя членами определенных групп, таких как их религиозная община, их место работы или их страна.

Вторичные отношения включают учителей, тренеров, священников, телеведущие, рок-звезды и т. д. Эти отношения помогают людям понять, чего от них ожидают, как вести себя надлежащим образом и как взаимодействовать с другими.

В некоторых случаях, таких как школа и учителя, мы находятся в ежедневном контакте лицом к лицу с людьми, которые нас социализируют, но никогда не развивают первичная привязанность к ним.

Одним из примеров вторичной социализации является ситуация, когда студент поступает в колледж и должен научиться ориентироваться в новой социальной и академической среде. Это может включать в себя новое расписание, новые способы поведения в классе и способы вести переговоры с одноклассниками и приспосабливаться к ним (Cromdal, 2006).

Эти формы общения не всегда прямые, но тем не менее они могут влиять на нас. Например, когда мы смотрим фильм, мы видим, что кто-то что-то делает, и подражаем этому поведению. Когда мы слушаем песню, мы слышим, как кто-то еще поет, и подражаем этому поведению.

Вторичная социализация необходима, потому что она представляет собой способ, которым мы начинаем учиться о природе социального мира за пределами наших первичных контактов.

Вторичная социализация важна, потому что она учит, как взаимодействовать с людьми, которые эмоционально не близки вам, а это большинство люди, с которыми мы свяжемся во взрослой жизни.

Социализация развития

Социализация развития — это процесс обучения, в котором основное внимание уделяется развитию социальных навыков или обучению поведению в рамках социального института. Например, застенчивый человек может пройти развивающую социализацию, чтобы научиться быть более общительным.

Этот тип социализации может произойти в любой момент жизни, но часто считается, что он происходит в детстве и подростковом возрасте. Именно в эти годы дети осваивают важные социальные навыки, например, как общаться с другими, как разрешать конфликты и как заводить друзей (Cromdal, 2006).

Упреждающая социализация

Упреждающая социализация — это процесс, посредством которого люди узнают о будущих ролях и ожиданиях, чтобы подготовиться к ним.

Часто это происходит перед тем, как человек вступает в новую социальную ситуацию, например, начинает новую работу. Например, представьте, что кто-то собирается впервые начать работать в офисе. Она может провести некоторое исследование того, чего ожидать, чтобы предвидеть дресс-код, культуру рабочего места и другие аспекты своего нового окружения.

Или ребенок, который собирается пойти в детский сад, может пойти на день знакомства с учителем, чтобы узнать, что от него ожидают в классе (Cromdal, 2006).

Дифференциальная социализация

Дифференциальная социализация — это процесс, посредством которого люди из разных групп по-разному социализируются. Это может быть связано с их классом, расой или полом. Например, девочек часто социализируют, чтобы они были более пассивными и заботливыми, а мальчиков социализировали, чтобы они были более активными и агрессивными.

Это может привести к разным ожиданиям и опыту девочек и мальчиков по мере их взросления. Эта социализация происходит через множество агентов, таких как родители, учителя, средства массовой информации и сверстники.

Важно отметить, что дифференцированная социализация не обязательно означает превосходство одной группы над другой. Скорее, он просто отражает различные ожидания и модели поведения, связанные с каждой группой (Cromdal, 2006).

Десоциализация Социализация

Десоциализация — это процесс, при котором кто-то переживает потерю роли и сопутствующую потерю связанной с ним власти или престижа. Это может произойти, когда человек уходит с работы, переживает развод или уходит на пенсию.

Например, представьте, что кто-то только что ушел в отставку с высокой руководящей должности. Она может обнаружить, что чувствует себя потерянной и бесцельной, поскольку у нее больше нет того чувства важности или авторитета, которое она имела в своей предыдущей роли. Это может быть трудным переходом, так как человек должен научиться приспосабливаться к новому образу жизни (Cromdal, 2006).

Ресоциализация Социализация

Ресоциализация — это процесс, посредством которого человек усваивает новые нормы, ценности и поведение. Чаще всего это включает в себя частичное или полное переопределение черт роли, которую человек ранее занимал.

Ресоциализация часто происходит, когда человек попадает в новую социальную ситуацию, например, при устройстве на новую работу. Например, представьте, что бывший хозяйственник становится владельцем пекарни. Ей нужно будет усвоить новые нормы, ценности и модели поведения, чтобы преуспеть в своей новой роли. Это может включать в себя обучение выпечке, украшению тортов и общению с клиентами (Cromdal, 2006).

Организационная социализация

Организационная социализация — это процесс, посредством которого люди узнают, приспосабливаются и изменяют знания, навыки, отношения, ожидания и поведение, необходимые для новой или изменяющейся организационной роли. Бизнес-социологи Bueuer et al. (2007) называют это «процессом, посредством которого новички превращаются из организационных аутсайдеров в инсайдеров» (Cromdal, 2006).

Организационную социализацию можно охарактеризовать по шести измерениям (Van Maanen & Schein, 1977):

  • коллективный или индивидуальный

  • формальный или неформальный

  • последовательный или случайный

  • фиксированная или переменная последовательность: имеет ли процесс социализации установленный график

  • последовательный или раздельный: степень, в которой существующие работники помогают социализировать и наставлять новичков

  • вложение или отчуждение: степень, в которой личность новичка подтверждается, а не лишается

Принудительная социализация

Принудительная социализация — это тип социализации, который происходит, когда человек помещается в среду, в которой у него нет другого выбора, кроме как соответствовать нормам и ценностям группы.

Это может произойти с помощью принуждения, манипуляции или даже физической силы. Например, представьте, что кого-то похитили и увезли в другую страну. Они могут быть вынуждены изучать язык, обычаи и ценности своих похитителей, чтобы выжить.).

Дома принудительная социализация часто происходит в таких учреждениях, как тюрьмы, психиатрические больницы и воинские части.

Что такое агент социализации?

Агент социализации — это лицо или группа людей, которые обучают людей ценностям, убеждениям и поведению, ожидаемым в их обществе. Семья обычно является первым и наиболее важным агентом социализации ребенка.

Дети учатся языку, манерам и поведению в своей культуре у своих родителей и других взрослых в доме. По мере взросления дети подвергаются воздействию других агентов социализации, таких как средства массовой информации, школы, религиозные учреждения и группы сверстников.

Каждый из этих агентов играет роль в формировании самоидентификации и мировоззрения ребенка (Ochs, 1999). В качестве примера концепции, которой могут обучать агенты социализации, рассмотрим пол.

Гендер — это социально сконструированное представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной. Дети узнают о гендерных ролях и ожиданиях от своих родителей, средств массовой информации, своих сверстников и других взрослых в своей жизни.

Со временем они усваивают эти сообщения и используют их для построения собственного самоощущения (Окс, 19 лет).99).

Этапы социализации

Исследование

Первый этап социализации известен как этап расследования. Это когда человек исследует разные группы и пытается выяснить, к какой из них он хочет принадлежать.

На этом этапе люди с большей вероятностью будут соответствовать нормам и ценностям группы, потому что хотят быть принятыми.

Например, представьте, что подросток пытается решить, вступать ли ему в банду. Они могут пробовать разные типы поведения, чтобы увидеть, получат ли они одобрение группы. Если это произойдет, они, скорее всего, будут продолжать это делать, даже если это противоречит их личным ценностям (Levine & Moreland, 19).94).

Социализация

Второй этап социализации часто называют этапом социализации. Это когда человек решил, к какой группе он хочет принадлежать, и начинает соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Например, представьте, что подросток вступил в банду. Теперь они начнут одеваться, как другие члены банды, повторять свои речевые модели и вести себя так, как от них ожидают, например, совершая акты вандализма или отказываясь развивать отношения с противоборствующими членами банды (Левин и Морленд). , 1994).

Поддержание

На этапе поддержания социализации индивидуум и группа договариваются о том, какой вклад ожидается от участников. Это называется согласованием ролей.

Хотя многие люди остаются на этой стадии до тех пор, пока их членство в группе не заканчивается, некоторые люди не удовлетворены своей ролью в группе или не оправдывают ожиданий группы. Это называется дивергенцией (Levine & Moreland, 1994).

Например, представьте, что член банды хочет уйти, потому что он устал от насилия. Банда может попытаться убедить их остаться, но, в конечном счете, решение остаться или уйти остается за человеком.

Если они уйдут, им может быть трудно приспособиться к жизни вне банды, потому что они потеряли прежнее сообщество и тесные социальные связи.

Ресоциализация

Если член группы достигает точки расхождения во время поддерживающей стадии социализации, бывший член группы может взять на себя роль маргинального члена и должен быть ресоциализирован. Это когда человек покидает группу, а затем присоединяется к другой группе.

Например, представьте, что человек вышел из банды и теперь пытается вступить в армию. Им придется пройти через период ресоциализации, когда они узнают нормы и ценности военных.

Есть два возможных результата ресоциализации: разногласия могут быть разрешены, и человек снова становится полноправным членом, или группа исключает человека, или человек решает уйти. Первый из них называется конвергенцией, а второй — выходом (Levine & Moreland, 1994).

Воспоминания

Наконец, на стадии воспоминаний в процессе социализации бывшие участники рассказывают о своих воспоминаниях о группе и приходят к осознанию своего ухода. Это процесс воспоминания и саморефлексии.

Например, представьте, что человек вышел из банды и теперь пытается вступить в армию. Они могут говорить о своем опыте в банде со своими друзьями и семьей и размышлять о том, чему они научились из этого опыта. Если группа бывших членов группы достигает консенсуса в отношении причин ухода, выводы об общем опыте группы становятся частью ее традиции (Levine & Moreland, 1994).

В чем разница между формальной и неформальной социализацией?

Формальная социализация — это процесс, посредством которого люди усваивают ценности, убеждения и модели поведения, которые ожидаются от них в их культуре.

Этот тип социализации обычно происходит в таких учреждениях, как школы, религиозные учреждения и военные. Например, дети учатся читать и писать в школе, узнают об истории своей страны и правительстве, а также о том, как они должны интерпретировать эту историю и реагировать на нее (Ochs, 1999).

Напротив, неформальная социализация представляет собой процесс, посредством которого люди усваивают ценности, убеждения и модели поведения, которым не учат формально, но которые передаются через повседневное взаимодействие с другими людьми. Например, дети учатся говорить и вести себя через общение с родителями и другими взрослыми в своей жизни.

Точно так же они узнают о ролях и ожиданиях своего социального класса через общение со СМИ, сверстниками и другие аспекты популярной культуры (Ochs, 1999).

В чем разница между социализацией и инкультурацией?

Инкультурация — это процесс, посредством которого люди усваивают нормы и ценности своей культуры. Это тип социализации, который происходит по мере того, как люди растут и вступают в контакт с обычаями и верованиями своей культуры.

Социализация, с другой стороны, представляет собой гораздо более широкое понятие, которое относится ко всем способам, которыми люди учатся становиться членами своего общества. Это включает в себя изучение не только норм и ценностей своей культуры, но также навыков и знаний, необходимых для функционирования в обществе (Tan, 2014).

В то время как инкультурация является относительно пассивным процессом, который происходит без особых сознательных усилий, социализация является активным процессом приобретения культуры в целом. Например, родители могут активно приобщать своих детей к нормам и ценностям своей культуры через истории, традиции и религию как часть социализации.

В чем разница между социализацией и образованием?

Социализация – это процесс усвоения норм и ценностей своей культуры. Образование, с другой стороны, представляет собой процесс обучения академическим знаниям и навыкам.

В то время как социализация необходима для стабильности и выживания любого общества, образование необходимо для развития общества (Cromdal, 2006).

Люди могут быть социализированы в процессе образования. По мере того, как они приобретают знания и установки, они могут также изучать нормы, убеждения, ценности и стандарты общества.

Например, на уроке математики учащиеся могут узнать, как правильно решать задачу, но они также могут узнать, что важно быть точным и обосновывать свои рассуждения при выдвижении аргументов. Первая из них – это образование, а вторая – социализация.

когда начинается социализация

Семья традиционно считается первым агентом социализации. Это потому, что это первая группа, с которой ребенок взаимодействует и у которой учится.

Семья учит детей основным нормам и ценностям, например, как говорить, вести себя и думать. Это также первая группа, оказывающая эмоциональную поддержку и заботу.

Шарлотта Никерсон — выпускница 2024 года Гарвардского университета. Имея опыт исследований в области биологии и археологии, Шарлотта в настоящее время изучает, как цифровое и физическое пространство формирует человеческие убеждения, нормы и поведение и как это можно использовать для создания бизнеса с большим социальным воздействием.

Контент тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.

Эта статья была проверена Солом Маклеодом, квалифицированным преподавателем психологии с более чем 17-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. Он был опубликован в журналах по психологии, включая Клиническая психология , Социальные и личные отношения и Социальная психология .

Никерсон, К. (2022, 12 июля). Понимание социализации в социологии . Просто Социология. https://simplysociology.com/socialization.html

  • Дополнительная информация
  • Примеры социализации Социальные институты Агенты социализации
Каталожные номера

Арнетт, Дж. Дж. (1995). Использование подростками средств массовой информации для самосоциализации. Журнал молодежи и подростков, 24 (5), 519-533.

Баумринд, Д. (1980). Новые направления в исследованиях социализации. Американский психолог , 35 (7).

Бугенталь, Д. Б., и Гуднау, Дж. Дж. (1998). Процессы социализации .

Кромдал, Дж. (2006). Социализация .

Грусек, Дж. Э., и Литтон, Х. (1988). Социализация и семья. В Социальное развитие  (стр. 161-212). Спрингер, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

Левин, Дж. М., и Морленд, Р. Л. (1994). Групповая социализация: теория и исследования. Европейский обзор социальной психологии, 5 (1), 305-336.

Маккоби, EE (2007). Исторический обзор исследований и теории социализации. Справочник по социализации: теория и исследования , 1 , 13-41.

Мортимер, Дж. Т., и Симмонс, Р. Г. (1978). Социализация взрослых. Ежегодный обзор социологии , 421-454.

Окс, Э. (1999). Социализация. Журнал лингвистической антропологии, 9 (1/2), 230-233.

О’Линн, К. (2009). Кто нуждается в социализации?. Journal of Nursing Education, 48(4), 179.

Tan, LYC (2014). Инкультурация .

Ван Маанен, Дж. Э., и Шейн, Э. Х. (1977). К теории организационной социализации.

4.2 Объяснение социализации – социология

Цель обучения

  1. Опишите теории Кули, Мида, Фрейда, Пиаже, Кольберга, Гиллигана и Эриксона.

Поскольку социализация так важна, ученые в различных областях пытались понять, как и почему она происходит, при этом разные ученые рассматривали разные аспекты этого процесса. Их усилия в основном сосредоточены на младенчестве, детстве и юности, которые являются критическими годами для социализации, но некоторые также рассматривают, как социализация продолжается на протяжении всей жизни. Давайте рассмотрим некоторые из основных теорий социализации, которые обобщены в таблице 4.1 «Краткий обзор теории».

Таблица 4.1 Снимок теории

Теория Основные цифры Основные предположения
Зазеркалье самодельное Чарльз Хортон Кули Дети получают представление о том, как люди воспринимают их, когда дети взаимодействуют с ними. По сути, дети «видят» себя, когда взаимодействуют с другими людьми, как если бы они смотрелись в зеркало. Люди используют восприятие, которое другие имеют о них, чтобы развивать суждения и чувства о себе.
Взять на себя роль другого Джордж Герберт Мид Дети притворяются другими людьми в своей игре и таким образом узнают, чего эти другие люди ожидают от них. Младшие дети берут на себя роль значимых других или людей, чаще всего родителей, братьев и сестер, которые больше всего контактируют с ними; дети старшего возраста, когда они занимаются спортом и другими играми, берут на себя роли других людей и усваивают ожидания обобщенного другого или самого общества.
Психоаналитический Зигмунд Фрейд Личность состоит из ид, эго и суперэго. Если ребенок не развивается нормально, а суперэго не становится достаточно сильным, чтобы преодолеть ид, результатом может стать антиобщественное поведение.
Когнитивное развитие Жан Пиаже Когнитивное развитие проходит четыре этапа. Заключительный этап — формальный операционный этап, который начинается в возрасте 12 лет, когда дети начинают использовать общие принципы для решения различных проблем.
Нравственное развитие Лоуренс Кольберг, Кэрол Гиллиган Дети развивают свою способность мыслить и действовать нравственно в несколько этапов. Если им не удастся достичь общепринятой стадии, на которой подростки осознают, что их родители и общество имеют правила, которым следует следовать, потому что они имеют моральное право следовать им, они вполне могут начать вести себя пагубно. В то время как мальчики, как правило, используют формальные правила, чтобы решить, что правильно, а что нет, девочки склонны принимать во внимание личные отношения.
Развитие идентичности Эрик Эриксон Развитие личности включает восемь этапов на протяжении всей жизни. Пятая стадия возникает в подростковом возрасте и особенно критична, поскольку подростки часто переживают кризис идентичности по мере перехода от детства к взрослой жизни.

Социологические объяснения: развитие личности

Один из наборов объяснений, наиболее социологический из тех, что мы обсуждаем, рассматривает, как развивается личность или чья-то идентичность, представление о себе и представление о себе. Эти объяснения подчеркивают, что мы учимся взаимодействовать, сначала взаимодействуя с другими, и что мы делаем это, используя это взаимодействие, чтобы получить представление о том, кто мы и чего они от нас ожидают.

Чарльз Хортон Кули

Среди первых, кто выдвинул эту точку зрения, был Чарльз Хортон Кули (1864–1929), который сказал, что, взаимодействуя с другими людьми, мы получаем представление о том, как они нас воспринимают. По сути, мы «видим» себя, когда взаимодействуем с другими людьми, как будто смотримся в зеркало, когда находимся с ними. Кули (1902) разработал свою знаменитую концепцию «я-зеркальца», чтобы обобщить этот процесс. Кули сказал, что мы сначала представляем, как мы выглядим в глазах других, а затем представляем, как они думают о нас и, более конкретно, оценивают ли они нас положительно или отрицательно. Затем мы используем это восприятие для выработки суждений и чувств о себе, таких как гордость или смущение.

Иногда в этом сложном процессе случаются ошибки, поскольку мы можем неверно воспринимать то, как другие относятся к нам, и формировать ошибочные суждения о своем поведении и чувствах. Например, вы могли быть в ситуации, когда кто-то смеялся над вашими словами, и вы думали, что они насмехаются над вами, когда на самом деле они просто думали, что вы шутите. Хотя вы должны были воспринять их смех положительно, вы восприняли его отрицательно и, вероятно, почувствовали себя глупо или смущенно.

Независимо от того, случаются ошибки или нет, процесс, описанный Кули, особенно важен в детстве и юности, когда наше «я» все еще находится в постоянном движении. Представьте, насколько лучше себя чувствуют дети из спортивной команды, когда их подбадривают за отличную игру, или как дети из школьного оркестра чувствуют себя после аплодисментов в конце выступления группы. Если они почувствуют себя лучше, в следующий раз они могут сделать это намного лучше. Хорошо это или плохо, верно и обратное. Если дети плохо выступают на спортивной площадке или в школьном представлении, а аплодисменты, на которые они рассчитывали, не раздаются, они могут чувствовать себя подавленными и хуже, а из-за разочарования или беспокойства в следующий раз выступить хуже.

Тем не менее верно и то, что процесс зазеркалья влияет на нас на протяжении всей жизни. К тому времени, когда мы выходим из позднего подросткового возраста и вступаем в ранние взрослые годы, наше представление о себе уже очень сильно развито, но это развитие никогда не завершается. Будучи молодыми, людьми среднего или пожилого возраста, мы продолжаем реагировать на наше восприятие того, как другие смотрят на нас, и это восприятие влияет на наше представление о себе, даже если это влияние зачастую меньше, чем в молодые годы. Независимо от того, взаимодействуем ли мы с друзьями, родственниками, коллегами, начальниками или даже с незнакомцами, наше «я» продолжает меняться.

Джордж Герберт Мид

Другим ученым, который обсуждал развитие личности, был Джордж Герберт Мид (1863–1931), основатель области символического интеракционизма, обсуждаемой в главе 1 «Социология и социологическая перспектива». Мид (1934) делал основной акцент на детских играх, которые он считал центральными для их понимания того, как люди должны взаимодействовать. Когда они играют, сказала Мид, дети берут на себя роль других. Это означает, что они притворяются другими людьми в своей игре и таким образом узнают, чего эти другие люди ожидают от них. Например, когда дети играют в дом и изображают из себя своих родителей, они обращаются со своими куклами так, как, по их мнению, относятся к ним их родители. При этом они получают лучшее представление о том, как они должны себя вести. Другими словами, они усваивают ожидания других людей от них.

Младшие дети, по словам Мид, берут на себя роль значимых других или людей, чаще всего родителей, братьев и сестер, которые больше всего контактируют с ними. Дети старшего возраста берут на себя роли других людей и узнают ожидания общества в целом. Поступая таким образом, они усваивают ожидания того, что Мид называл обобщенным другим, или самим обществом.

Весь этот процесс, как писал Мид, включает в себя несколько этапов. На стадии имитации младенцы могут только имитировать поведение, не понимая его целей. Если их родители потирают себе животы и смеются, годовалые дети могут делать то же самое. После того, как они достигают возраста 3, они находятся в играть этап. Здесь большая часть их игр проходит в одиночестве или только с одним или двумя другими детьми, и большая часть этого заключается в том, чтобы притворяться другими людьми: их родителями, учителями, супергероями, телевизионными персонажами и так далее. На этом этапе они начинают брать на себя роль другого. Как только они достигают возраста 6 или 7 лет, или примерно в то время, когда начинается школа, начинается этап игр , и дети начинают заниматься командными видами спорта и играми. Многие игроки в этих играх выполняют самые разные роли, и все они должны научиться предвидеть действия других членов своей команды. Поступая таким образом, они узнают, что ожидается от ролей, которые должны играть все члены команды, и, в более широком смысле, начинают понимать роли, которые общество хочет, чтобы мы играли, или, используя термин Мида, ожидания обобщенного другого.

Мид считал, что самость состоит из двух частей: я и я . I — это творческая, спонтанная часть личности, в то время как me — более пассивная часть личности, происходящая из внутренних ожиданий общества в целом. Эти две части не противоречат друг другу, полагал он, а дополняют друг друга и, таким образом, увеличивают вклад человека в общество. Общество нуждается в творчестве, но ему также нужен хоть какой-то минимум конформизма. Развитие обеих этих частей самости важно не только для индивидуума, но и для общества, к которому он принадлежит.

Социально-психологические объяснения: личность и когнитивное и нравственное развитие

Второй набор объяснений носит более психологический характер, поскольку фокусируется на развитии личности, когнитивных способностей и нравственности.

Зигмунд Фрейд и бессознательная личность

В то время как Кули и Мид, объясняя развитие личности, сосредоточились на взаимодействии с другими людьми, великий психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939) сосредоточился на бессознательных биологических силах, которые, по его мнению, формируют индивидуальную личность. Фрейд (1933) считал, что личность состоит из трех частей: ид, эго и суперэго. Ид является эгоистичной частью личности и состоит из биологических инстинктов, которые есть у всех младенцев, включая потребность в еде и, в более общем плане, потребность в немедленном удовлетворении. По мере того, как дети становятся старше, они узнают, что не все их потребности могут быть удовлетворены немедленно, и таким образом развивают эго, или рациональную часть личности. Когда дети становятся старше, они усваивают нормы и ценности общества и, таким образом, начинают развивать свое Супер-Эго, которое представляет собой совесть общества. Если ребенок не развивается нормально и суперэго не становится достаточно сильным, человек подвергается большему риску того, что Ид подтолкнет его к антиобщественному поведению.

Основная точка зрения Фрейда о том, что личность и поведение человека развиваются в значительной степени изнутри, отличается от акцента социологии на социальной среде. Это не означает, что его точка зрения неверна, но означает, что она игнорирует многие очень важные факторы, подчеркнутые социологами.

Piaget and Cognitive Development

Дети обретают себя и личность, но они также учатся думать и рассуждать. Как они достигают такого 90 262 когнитивного развития, 90 263 было в центре внимания исследования швейцарского психолога Жана Пиаже (189). 6–1980). Пиаже (1954) считал, что когнитивное развитие проходит через четыре стадии и что для адекватного развития необходимы правильное созревание мозга и социализация.

Первая стадия — это сенсомоторная стадия , на которой младенцы не могут по-настоящему думать или рассуждать, а вместо этого используют свой слух, зрение и другие чувства для познания окружающего мира. Второй этап — это предоперационный этап , длящийся примерно от 2 до 7 лет, когда дети начинают использовать символы, особенно слова, для понимания объектов и простых идей. Третий этап — конкретная операционная стадия , продолжающаяся примерно с 7 до 11 или 12 лет, на которой дети начинают мыслить с точки зрения причин и следствий, но еще не понимают лежащих в их основе принципов честности, справедливости и связанных с ними концепций. Четвертый и последний этап — формальный операционный этап , который начинается примерно в возрасте 12 лет. Здесь дети начинают мыслить абстрактно и использовать общие принципы для решения различных проблем.

Недавние исследования подтверждают акцент Пиаже на важности раннего возраста для когнитивного развития детей. Ученые установили, что активность мозга быстро развивается в первые годы жизни. Стимуляция со стороны социальной среды ребенка усиливает это развитие, а отсутствие стимуляции ухудшает его. Дети, чьи родители или другие опекуны регулярно играют с ними, разговаривают, поют и читают им, имеют гораздо лучшее неврологическое и когнитивное развитие, чем другие дети (Riley, San Juan, Klinkner, & Ramminger, 2009).). Предоставляя биологическую основу важности стимуляции человека для детей, это исследование подчеркивает как важность взаимодействия, так и опасность социальной изоляции. Как по биологическим, так и по социальным причинам социализация невозможна в полной мере без широкого социального взаимодействия.

Кольберг, Гиллиган и нравственное развитие

Важным элементом детского мышления является их способность отличать правильное от неправильного и решать, что делать с моральной точки зрения правильно. Психолог Лоуренс Кольберг (1927–1987) сказал, что дети развивают свою способность мыслить и действовать нравственно в несколько этапов. На стадии , доконвенциональной стадии , маленькие дети приравнивают то, что морально правильно, просто к тому, что удерживает их от наказания. На стадии обычного подростки осознают, что их родители и общество имеют правила, которым следует следовать, потому что они имеют моральное право следовать им, а не только потому, что неподчинение им влечет за собой наказание. На постконвенциональной стадии , которая происходит в позднем подростковом и раннем взрослом возрасте, люди осознают, что более высокие моральные стандарты могут вытеснить стандарты их собственного общества, и даже решают не подчиняться закону во имя этих более высоких стандартов. Если люди не достигают хотя бы условной стадии, Кольберг (1969), у них не развивается совесть, и вместо этого они вполне могут вести себя пагубно, если думают, что не будут наказаны. Неполное нравственное развитие, заключил Кольберг, является первопричиной антиобщественного поведения.

Одним из недостатков исследования Кольберга было то, что он изучал только мальчиков. Проходят ли девочки подобные этапы нравственного развития? Кэрол Гиллиган (1982) пришла к выводу, что это не так. В то время как мальчики, как правило, используют формальные правила, чтобы решить, что правильно или неправильно, писала она, девочки склонны принимать во внимание личные отношения. Если люди нарушают правило из-за какой-то важной личной потребности или из-за того, что пытаются кому-то помочь, то их поведение не может быть неправильным. Иными словами, мужчины склонны использовать безличное, универсальные критерии принятия моральных решений, в то время как женщины склонны использовать более индивидуальные, партикуляристские критерии.

Пример из детской игры иллюстрирует разницу между этими двумя формами морального рассуждения. Если мальчики занимаются каким-либо видом спорта, скажем, баскетболом, и игрок говорит, что на нем фолили, они могут расходиться во мнениях — иногда очень резко — о том, как часто происходил контакт и действительно ли его было достаточно, чтобы считаться фолом. Напротив, девочки в похожей ситуации могут решить в интересах того, чтобы все поладили, назвать пьесу «переделкой».

Эриксон и развитие личности

Ранее мы отмечали, что развитие личности не ограничивается детством, а продолжается на протяжении всей жизни. В более общем плане, хотя социализация наиболее важна в детстве и юности, она также продолжается на протяжении всей жизни. Психолог Эрик Эриксон (1902–1990) четко признал этот центральный факт в своей теории развития личности (Erikson, 1980). По его словам, такое развитие охватывает восемь жизненных стадий на протяжении всей жизни. На первых четырех этапах, происходящих последовательно от рождения до 12 лет, дети в идеале учатся доверию, самоконтролю и независимости, а также учатся выполнять задачи, сложность которых возрастает с возрастом. Если все это развитие идет хорошо, у них развивается позитивная идентичность или самооценка.

Пятая стадия происходит в подростковом возрасте и особенно критична, сказал Эриксон, потому что подростки часто переживают кризис идентичности . Этот кризис возникает потому, что подростковый возраст является переходным периодом между детством и взрослой жизнью: подростки покидают детство, но еще не достигли взрослой жизни. Пытаясь справиться со всеми сложностями подросткового возраста, подростки могут время от времени бунтовать, но большинство из них в конечном итоге вступают во взрослую жизнь с устоявшейся идентичностью. Стадии 6, 7 и 8 включают юношескую, среднюю и позднюю взрослость соответственно. На каждом из этих этапов развитие личности людей напрямую связано с их семейными и рабочими ролями. В позднем взрослом возрасте люди размышляют о своей жизни, пытаясь оставаться полезными членами общества. Стадия 8 может быть особенно тревожной для многих людей, поскольку они понимают, что их жизнь почти подошла к концу.

Исследование Эриксона помогло стимулировать дальнейшее изучение социализации в подростковом возрасте, и сегодня бурно развивается изучение социализации в зрелом возрасте. Мы возвращаемся к взрослой жизни в Главе 4 «Социализация», Разделе 4. 4 «Социализация на жизненном пути» и снова обращаемся к ней при обсуждении возраста и старения в Главе 12 «Старение и пожилые люди».

Ключевые выводы

  • Кули и Мид объяснили, как развиваются самооценка и представление о себе.
  • Фрейд сосредоточился на необходимости выработать правильный баланс между ид, эго и суперэго.
  • Пиаже писал, что когнитивное развитие у детей и подростков происходит в результате четырех стадий социального взаимодействия.
  • Кольберг писал о стадиях нравственного развития и подчеркивал важность формальных правил, а Гиллиган подчеркивал, что нравственное развитие девочек учитывает личные отношения.
  • Теория развития личности Эриксона включает восемь стадий, от младенчества до старости.

Ссылки

Кули, CH (1902). Общественная организация . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Scribner’s.

Эриксон, Э. Х. (1980). Личность и жизненный цикл . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *