Абрахам маслоу биография – Маслоу, Абрахам — Википедия

Абрахам Маслоу Википедия

Абрахам Маслоу
Abraham Maslow
Дата рождения 1 апреля 1908(1908-04-01)
Место рождения Бруклин, Нью-Йорк
Дата смерти 8 июня 1970(1970-06-08) (62 года)
Место смерти Менло-Парк, Калифорния
Страна  США
Научная сфера психология, основатель гуманистической психологии
Место работы
  • Брандейский университет[1]
  • Бруклинский колледж[1]
Альма-матер
  • Висконсинский университет в Мадисоне[1]
  • Корнеллский университет
  • Городской колледж Нью-Йорка
Учёная степень доктор наук
Научный руководитель Харлоу, Гарри Фредерик
Известные ученики Steve Andreas[d]
Награды и премии

Гуманист года[d] (1967)

 Медиафайл

ru-wiki.ru

Абрахам Маслоу. Биография классика

Видный американский психолог Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Его родители, евреи, эмигрировавшие из России, жили в Нью-Йорке, в Бруклине. Абрахам Маслоу был старшим из семерых детей, поэтому родители, которым не повезло самим получить образование, всячески содействовали первенцу в этом вопросе. Однако не всё было так радужно, как может показаться на первый взгляд.

Мать Маслоу была весьма религиозной женщиной, и постоянно напоминала детям о той расплате свыше, что грозит им за малейшие проступки, не забывая о земных наказаниях, на которые была весьма щедра. Из-за этого отношения мальчика с ней были весьма натянутыми вплоть до её смерти. Поначалу не заладились отношения и с отцом, который часто выпивал, изменял жене, влезал в драки, но позже первенец четы Маслоу помирился с ним.

Но пока Абрахам Маслоу ещё юн, из-за своей национальности одинок и несчастен. Стесняясь своего внешнего вида, мальчик пытался компенсировать щуплость и неказистость занятиями спортом. Не добившись заметных результатов на этом поприще, с тем же рвением Абрахам Маслоу переключился на науку. Друзьями ему стали книги, благо недостатка библиотек в Нью-Йорке не наблюдалось. А летние месяцы проходили в работе в фирме своей семьи, которая занималась производством бочек.

Поддавшись уговорам отца, 18-летний Абрахам Маслоу поступил в Сити-колледж родного города, где приступил к изучению юриспруденции. Но вскоре понял, что это не его стезя. В это же время он увлёкся поведенческой психологией Д. Уотсона. Поэтому в 1930 году в университете Висконсина он получил степень бакалавра именно по психологии. Годом позже – магистра гуманитарных наук, а ещё три года спустя – доктора.

Женился Абрахам Маслоу в 20 лет на Берте Гудман (своей первой любви), с которой был знаком со школы, она же была его кузиной, поэтому чета Маслоу была против этого брака. Но сын не послушал родителей и сочетался браком прямо перед переездом в Висконсин, где и появились на свет две его дочери Эллен Маслоу (впоследствии получившая докторскую степень и ныне работающую психотерапевтом) и Энн Каплан.

В своей alma mater Абрахам Маслоу работал с Г. Харлоу, в лаборатории приматов по изучению поведения макак резусов. Докторскую диссертацию он посвятил исследованию полового и доминантного поведения в колонии обезьян.

В Нью-Йорк он вернулся в 1937 году уже доктором, где начал работать с Э. Торндайком, известным теоретиком в области научения, в Колумбийском университете. А какое-то время спустя стал преподавателем Бруклинского колледжа, которому посвятил 14 лет. Именно в этот период он познакомился с большинством известнейших психологов, бежавших из Европы, общение с которыми в неформальной обстановке впоследствии оказало влияние на его теорию.

В 1943 году в Психологическом обозрении вышли две небольшие статьи Абрахама Маслоу, которые можно назвать первым шагом к его будущей теории. Он уже разочаровался в бихевиоризме, считая, что человек низводится до состояния стимульно-реактивного механизма. А вот именно то, что делает человека человеком, остаётся за кадром.

В 1951 году Абрахам Маслоу заступил на пост заведующего кафедрой психологии в университете Брэндейс, в Массачусетсе. Тогда же в журнале «Социальной психологии и психологии отклонений» вышла статья, в которой он критиковал А. Кинси за некорректную выборку респондентов в социологическом исследовании на сексуальные темы. Вообще с редакторами психологических изданий у Абрахама Маслоу были напряжённые отношения, его статьи принимались со скрипом или получали отказ в публикации. А вот студенты души не чаяли в своём внешне невзрачном преподавателе.

В 1954 году вышла в свет первая значительная работа «Мотивация и личность», на страницах которой и была рассказана иерархическая теория потребностей, которая сегодня известна всему миру. Абрахам Маслоу представил общественности свою пирамиду, в основании которой были заложены базовые потребности человека, а вершину составила потребность в самоактуализации. Именно её он считал врождённым человеческим стремлением, но прежде чем полностью раскрыть все свои задатки и способности, человек должен полностью удовлетворить все остальные ступени пирамиды. Немало внимания уделил Абрахам Маслоу комплексу Ионы, согласно которому, человек, предпочитая налаженное, но ограниченное существование, избегает дополнительной ответственности, серьёзных жизненных успехов, так как это может привести к потере контроля. Это своего рода барьер к достижению вершины пирамиды потребностей.

В последующие годы теория получила широкое распространение, правда, немало критики было высказано её автору. Хотя и сам он признавал, что его труд скорее является дополнением к естественно-научному подходу.

В 1961 году Абрахам Маслоу оставил пост заведующего кафедрой, но остался работать профессором психологии. В 1962 году была опубликована работа «К психологии бытия», в которой человеческие потребности были поделены на низшие, возникающие от нехватки чего-либо, насыщаемые, и высшие, которые ориентированы на развитие и рост, ненасыщаемые. Впрочем, эту работу, как и «Дальние пределы человеческой природы» (вышедшую уже после смерти автора) сам Абрахам Маслоу рассматривал как предварительные изыскания.

В 1967-1968 годах он стал президентом Американской психологической ассоциации. А в 1969 году он ушёл в Благотворительный фонд У. Логлина в Менлоу-парк, что в Калифорнии. Здесь он смог заняться философией демократической политики, экономики и этики. Но в 1970 году, 8 июня, сердечный приступ оборвал научные изыскания

Абрахама Маслоу.

Однако его книги («Мотивация и личность», «Психология Бытия» и другие) популярны и по сей день. Он начинал с бихевиоризма, попал под влияние психоанализа, оказал огромное влияние на гуманистическую психологию. Поэтому причислить его имя к тому или иному направлению не представляется возможным. Однако, его теория самоактуализации продолжает волновать сторонников разных направлений и сегодня. Её применяют многие ученые, и порой весьма успешно.

psynavigator.ru

Маслоу, Абрахам Харольд — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Маслоу.

А́брахам Ма́слоу[1] (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908(19080401), Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) — известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая

«Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нетК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3129 дней], напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год)[2].

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века.[3]

Родился он в еврейском районе Бруклина. Его детство сложно назвать счастливым. Отец, работавший бочаром, надолго исчезал из семьи, мать была человеком жёстким и полным предрассудков. Родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, то он узнал, что такое антисемитизм. Он был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.[4]

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

[5]

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже 1-го курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнельском университете (Cornell University, Ithaca), где профессором психологии был Э. Б. Титченер.

В 1928 году Маслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женился на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблён с 12 лет[5].

В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934)[6]. Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов[4].

В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеями

[5].

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств .

[5]

В 1937 году Маслоу принял предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время состоялось его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей[7].

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

[5]

Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы[7]. В 1951 году Маслоу стал первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969 года. Именно в этот период началось признание его идей, стала оформляться как отдельное направление, гуманистическая психология[7]. В 60-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого[4].

Должен признать, что я пришёл к мысли о том, что гуманистическая тенденция в психологии — революция в самом подлинном, изначальном смысле этого слова, в том смысле, в котором совершили революцию Галилей, Дарвин, Эйнштейн и Маркс, то есть переворот в образе мышления и восприятия, в представлениях о человеке и обществе, в концепциях этики и ценностей, в ориентирах для движения вперед.

[5]

Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет[8][9].

Сестра — антрополог и этнограф Рут Маслоу Льюис (1916—2008), жена антрополога Оскара Льюиса[3].

Научные воззрения Маслоу

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.[4]

Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны.[4] Самая известная теория Маслоу ― теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации.[7]

Можно выделить три этапа развития этой теории. На первом этапе Маслоу уходит от жёстко заданной иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и её достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях» (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций.[10]

Развивая эти идеи, Маслоу приходит к пониманию ограниченности рамок гуманистической психологии и участвует в создании новой, «четвёртой силы» ― трансперсональной психологии.[4]

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отсутствие в его теориях учёта социальных факторов, окружающего контекста.[7][10] Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Хотя статистически диаграмма вернаК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1515 дней], бывают случаи, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви.[11]

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

  1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.
  2. Принятие (себя, других, природы).
  3. Непосредственность; простота; естественность.
  4. Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности].
  5. Способность обособиться; потребность в уединении.
  6. Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.
  7. Сохраняющаяся свежесть восприятия.
  8. Мистический и вершинный опыт.
  9. Чувство общности с другими (нем. Gemeinschaftsgefühl)
  10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
  11. Демократичность.
  12. Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.
  13. Философский, незлобный доброжелательный юмор.
  14. Креативность.
  15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определённой культуры.[4]

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

См. также

Напишите отзыв о статье «Маслоу, Абрахам Харольд»

Примечания

  1. [www.oxforddictionaries.com/definition/english/Maslow-Abraham Maslow, Abraham]. Oxford US English dictionary. Проверено 14 января 2014. [www.webcitation.org/6McCO7i1H Архивировано из первоисточника 14 января 2014].
  2. История проблемы, или Почему Маслоу не строил пирамиду потребностей? // Генкин Б. М. [www.socioline.ru/node/673 Экономика и социология труда : учебник для ВУЗов.] — М. : НОРМА, 2007. — ISBN 978-5-468-00061-8. — Гл. 3.1.
  3. 1 2 [www.news-gazette.com/obituaries/2008-06-21/ruth-lewis.html Ruth Lewis]
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Фрейджер, Роберт; Фейдимен, Джеймс. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. — Прайм-Еврознак, 2004.
  5. 1 2 3 4 5 6 Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2008.
  6. Абрахам Маслоу и трансперсональная психология // Теории личности и личностный рост / Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен. — Гл. 15.
  7. 1 2 3 4 5 Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии. — СПб.: Евразия, 2003.
  8. [www.muskingum.edu/~psych/psycweb/history/maslow.htm Psychology History]
  9. [select.nytimes.com/gst/abstract.html?res=F40910FD3955127B93C2A8178DD85F448785F9 Dr. Abraham Maslow, Founder Of Humanistic Psychology, Dies], New York Times (June 10, 1970). Проверено 26 сентября 2010. «Dr. Abraham Maslow, professor of psychology at Brandeis University in Waltham, Mass., and founder of what has come to be known as humanistic psychology, died of a heart attack. He was 62 years old.».
  10. 1 2 Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. Сборник. — Смысл, 2002. — С. 29-37.
  11. [poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm Теория человеческой мотивации] // Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А. М. Татлыбаевой; терминологическая правка В. Данченка. — К.: PSYLIB, 2004. — Гл. 4.

Литература

  • Thought: A Review of Culture and Idea. — 1991. — Vol. 66, no. 260 (March).

Ссылки

  • [maslow.com/ Official Abraham Maslow Publications Site] (англ.)
  • [maslow.hpsy.ru/ Абрахам Маслоу] на сайте [hpsy.ru Экзистенциальной и гуманистической психологии HPSY.ru]
  • [flogiston.ru/library/maslow А. Маслоу «Теория человеческой мотивации» (цитируется по Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С.77-105 (с сокращ.))]
  • [workroom.com.ua/articles/post/74_Abraham-Maslou-i-teoriya-samoaktualizacii- Абрахам Маслоу и теория самоактуализации] // [workroom.com.ua/about Мастерская гармоничной личности.] — 2010.

Отрывок, характеризующий Маслоу, Абрахам Харольд

Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте.
Одну половину времени князь Андрей проводил в Лысых Горах с отцом и сыном, который был еще у нянек; другую половину времени в богучаровской обители, как называл отец его деревню. Несмотря на выказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира, он усердно следил за ними, получал много книг, и к удивлению своему замечал, когда к нему или к отцу его приезжали люди свежие из Петербурга, из самого водоворота жизни, что эти люди, в знании всего совершающегося во внешней и внутренней политике, далеко отстали от него, сидящего безвыездно в деревне.
Кроме занятий по именьям, кроме общих занятий чтением самых разнообразных книг, князь Андрей занимался в это время критическим разбором наших двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений.
Весною 1809 года, князь Андрей поехал в рязанские именья своего сына, которого он был опекуном.
Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба. Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам.
Проехали перевоз, на котором он год тому назад говорил с Пьером. Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск, с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кое где кустарника и въехали в березовый лес по обеим сторонам дороги. В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась и из под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала зеленея первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое где по березнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади зафыркали, въехав в лес и виднее запотели.
Лакей Петр что то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но видно Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину.
– Ваше сиятельство, лёгко как! – сказал он, почтительно улыбаясь.
– Что!
– Лёгко, ваше сиятельство.
«Что он говорит?» подумал князь Андрей. «Да, об весне верно, подумал он, оглядываясь по сторонам. И то зелено всё уже… как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает… А дуб и не заметно. Да, вот он, дуб».
На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

По опекунским делам рязанского именья, князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.
Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что проезжая мимо воды, хотелось купаться.
Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из за деревьев он услыхал женский, веселый крик, и увидал бегущую на перерез его коляски толпу девушек. Впереди других ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что то кричала, но узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.
Князю Андрею вдруг стало от чего то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна, и счастлива какой то своей отдельной, – верно глупой – но веселой и счастливой жизнию. «Чему она так рада? о чем она думает! Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива?» невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.
Граф Илья Андреич в 1809 м году жил в Отрадном всё так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать.
В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему то смеявшуюся и веселившуюся между другой молодой половиной общества, всё спрашивал себя: «о чем она думает? Чему она так рада!».
Вечером оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.
Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо освещенных с другой стороны. Под деревами была какая то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.
Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.
– Только еще один раз, – сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.
– Да когда же ты спать будешь? – отвечал другой голос.
– Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…
Два женские голоса запели какую то музыкальную фразу, составлявшую конец чего то.
– Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец.
– Ты спи, а я не могу, – отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
– Соня! Соня! – послышался опять первый голос. – Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Соня неохотно что то отвечала.
– Нет, ты посмотри, что за луна!… Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, – туже, как можно туже – натужиться надо. Вот так!
– Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони: «Ведь второй час».
– Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.
Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
– Ах… Боже мой! Боже мой! что ж это такое! – вдруг вскрикнула она. – Спать так спать! – и захлопнула окно.
«И дела нет до моего существования!» подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему то ожидая и боясь, что она скажет что нибудь про него. – «И опять она! И как нарочно!» думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
Целый день был жаркий, где то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, – и всё это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Возвратившись из своей поездки, князь Андрей решился осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решенья. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему притти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь после своих уроков жизни опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми a la grecque [по гречески] буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные как преступление мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строго решителен и в особенности неприятно логичен.

wiki-org.ru

Маслоу, Абрахам Харольд — e-xecutive.ru

Биография Маслоу

Психолог и психотерапевт Абрахам Харольд Маслоу (настоящее имя Абрам Маслов) родился в Нью-Йорке 1 апреля 1908 года. Родители Абрахама были русскими евреями, которые эмигрировали из Киева в Америку.
Среднее образование Маслоу получил в бесплатных школах Нью-Йорка. По словам г-на Абрахама, до двадцати лет он был нервным, страдающим от неврозов молодым человеком. В школе он становится лучшим учеником, потому что все свободное время проводит в библиотеке, скрываясь от одноклассников и домашних проблем.
По совету родителей после окончания школы Маслоу поступает в юридический Сити-колледж. Интерес к учебе пропал быстро, карьера адвоката его совсем не привлекала. Поэтому он бросил учебу, не закончив и первого курса.
На становление Маслоу как психолога-исследователя непосредственным образом повлияли сложные отношения с матерью, которая воспитывала сына в жестком, авторитарном стиле. Именно негативные детские воспоминания стали толчком к изучению психики человека. В своих воспоминаниях Маслоу писал: «Мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой мать».
В двадцатилетнем возрасте Абрахам женился на своей кузине Берте Гудман и переехал в Висконсин. В 1928 году они вместе поступили в университет.
Женитьба и новое место жительства существенно повысили самоуважение и самооценку Маслоу, который всегда испытывал комплексы по поводу своей внешности, поэтому избегал публичных мест.
В университете Маслоу с усердием занялся наукой. На предпоследнем курсе университета у него возникает интерес к психологии. Под влиянием идей Джона Уотсона, отца американского бихевиоризма, он выбирает психологическую тему для курсовой работы.


Видение Маслоу психологии человека

Долгие годы Маслоу считал, что путь к разрешению мировых проблем лежит через естественнонаучный подход к человеческому поведению. Но со временем эта трактовка стала для него неприемлемой.
В университете Висконсин он начинает заниматься опытными исследованиями поведения животных. Под руководством Гарри Харлоу сделал работу по вопросам доминирования и сексуального поведения обезьян. Тема сексуальности в те времена была для общества щепетильной, поэтому немногие решались ее затрагивать.
В 1937 году выходит первая научная публикация о кросс-культурных исследованиях в индейской резервации.


Маслоу – основатель гуманистической психологии

Под влиянием Макса Вертгеймера Маслоу начинает заниматься изучением людей, которые достигли в жизни самоактуализации. Он призывает изучать человеческое в человеке.
М-р Абрахам пытался гуманизировать психологию, но сталкивался с непониманием коллег, а редакции журналов игнорировали Маслоу, как ученого, не принимая в печать ни одной его рукописи.
Но студенческая среда наоборот относилась лояльно к взглядам своего преподавателя. Именно студенты поспособствовали тому, что он стал президентом Американской психологической ассоциации в конце 60-х годов.

Научные работы Маслоу

Первая работа Маслоу «Мотивация и личность» вышла в свет в 1954 году. В ней изложена иерархическая теория потребностей, которая выстраивается в пирамиду. В основании пирамиды лежат базовые нужды, а на вершине – потребность в самоактуализации. Но чтобы эта потребность проявилась, нужно удовлетворить всю нижележащую иерархию потребностей.
В 60-х годах теория Маслоу получила популярность и признание. Потом вышла его книга «Новые рубежи человеческой природы».
В поздних работах «По направлению к психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой психики» (опубликована после смерти, в 1971 году) Маслоу практически отказывается от многоступенчатой пирамиды потребностей.
Все человеческие потребности Маслоу разделил на низшие, возникшие из-за недостачи чего-либо и поэтому наполняемые, и высшие потребности, ведущие к росту и развитию, а значит – ненасыщаемые. Эту теорию автор считал предварительной, надеясь на ее дальнейшее подтверждение. Но до этого момента он не дожил, 8 июня 1970 года Маслоу умер.


Ссылки

  1. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и Психология.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

www.e-xecutive.ru

Абрахам Маслоу (1 апреля 1908

Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow) родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке (США). Своей фамилией, по-русски произносимой как «Маслов», он обязан отцу, выходцу из южных губерний Российской империи.

В школе Маслоу был одним из лучших учеников, и после её окончания в 1926 году он поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но буквально через две недели бросил его и перешел в Корнельский университет, где начал изучать психологию.

В 1928 году Маслоу переводится в университет штата Винконсис, где активно занялся экспериментальными исследованиями поведения животных. Здесь он в 1930 году получил степень бакалавра, в 1931 – магистра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, степень доктора философии. Маслоу получает классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена проблемам доминирования и сексуального поведения приматов.


В 1934 году он начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у известного бихевиориста Эдварда Торндайка, а через три года принимает предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. Тогда же увидела свет его первая научная публикация, которая представляла собой главу о кросс-культурных исследованиях в сборнике «Психология личности» (1937).

В это время происходит знакомство Маслоу с плеядой известных европейских психологов, эмигрировавших в США из нацистской Германии, в их числе — Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, Макс Вертгеймер и Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

Маслоу стал одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями, и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.

Однако, попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали идеи бихевиоризма.

В 1951 году Маслоу получил приглашение на должность декана психологического факультета во вновь открытый университет Брандейса под Бостоном. Здесь он проработал до 1969 года. Именно в этот период происходит признание его идей, он становится популярным, а гуманистическая психология оформляется как отдельное направление.

Первая по-настоящему значительная работа Маслоу, ныне по праву занимающая почетное место в золотом фонде мировой психологической мысли, – «Мотивация и личность» – увидела свет в 1954 году. В ней была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине.

Именно «Пирамида Маслоу», диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности, наиболее известна из научного наследия ученого.

Его теория иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей. «Пирамида Маслоу» в целом отражает эволюционное развитие личности по мере удовлетворения от физиологически детерминированных потребностей к интеллектуальным. В 1950-е и особенно в 1960-е, в эпоху радикальной переоценки многих ценностей, теория Маслоу снискала немалую популярность и признание, хотя даже тогда в научных кругах продолжали раздаваться упреки в ее адрес.

В своих поздних работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971 году) Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей, которую продолжают усердно заучивать сегодняшние студенты.

Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а следовательно ненасыщаемые. Впрочем, и эти работы автор рассматривал как предварительные, надеясь, что в будущем они получат какое-то подтверждение.

Абрахам Маслоу писал: «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь».

Абрахам Маслоу скоропостижно скончался от сердечного приступа 8 июня 1970 года в Менло-Парк (Калифорния, США).

www.calend.ru

Абрахам Маслоу — краткая биография

Абрахам Маслоу, ученый, поистине выдающийся психолог, развивший знания о науке до неведомого ранее уровня. У большинства людей, знания о Маслоу ограничиваются «Пирамидой потребностей», но его влияние на современную психологию гораздо ценнее. Биография интригует и мотивирует. Человек сделал достаточно, чтобы люди знали о нем чуть больше. Где родился? С какими трудностями столкнулся? Как добился успеха? Этому и многому другому посвящена данная статья.

Детство и юность.


Перед рождением Абрахама, его семью одолевало множество трудностей. Отец ученого, носивший фамилию Маслов, еврей по национальности, боявшийся, что корни не дадут спокойной жизни, эмигрировал из Российской империи в США. Устроившись бочаром (изготовителем бочек), заработал денег и забрал с родины невесту. По прошествии лет, в Бруклине, 1 апреля 1908 года, у пары родился сын, Абрахам Гарольд Маслоу, фамилию сменили на американский лад, дабы избежать возможных проблем. Позже, в семье появились еще шесть детей. Детство было трудным, отец много пил и часто изменял матери. Мать, в свою очередь, была скверной женщиной и недолюбливала первенца. Частые избиения, оскорбления — неполный список того, что испытал будущий ученый. После ее смерти, сын даже не явился на похороны. Абрахам рос стеснительным мальчиком, трудно заводил новые знакомства, боясь, что люди будут осуждать еврейское происхождение. Стоит отметить, что внешне Маслоу, был не красив, скорее, уродлив. Разочаровавшись в себе, занялся спортом, но, не достигнув желаемого результата, посвятил свою жизнь науки. Первую любовь испытал достаточно поздно, влюбившись в кузину. Абрахам долго боялся признаться в любви, но чувства оказались взаимны, в возрасте 20 лет пара заключила брак. Любовь мотивировала Маслоу, сделав его более открытым и уверенным.

Отец видел в сыне юриста, но парня, не привлекала такая перспектива. Маслоу считал, психология – вот главная наука, дарованная человеку. Поступив в Корнеллский университет, обучение, как не странно, казалось скучным, в частности, из-за того, что Абрахам не разделял взгляды преподавателя Эдварда Титченера, прирожденного структуралиста. Как итог, начинающий психолог в 1928 году переводится в Висконсинский университет, в Мэдисоне. Там он занимается экспериментами, связанными с изучением животных. Здесь уже к 26 годам получает степень доктора философских наук.

Становление ученого и новые знакомства.


В 1937 году Маслоу публикует свою первую научную работу под название «Психология личности». Об этой работе недостаточно известно, но вклад в становление психолога, она сыграла немалый. В 30-х, Абрахам знакомится со многими выдающимися личностями. Стоит отметить Макса Вертгеймера, оказавшего особенное влияние, на начинающего ученого. Именно благодаря Вертгеймеру, Маслоу стал изучать психическое здоровье людей, а также самоактуализацию.

Гуманизм в психологии.


Абрахам пытается найти новый подход в изучении психики. Большинство психологов того времени считали, что человеческой жизнью управляют психические механизмы. Иными словами, человек – марионетка во власти своего же мозга. Маслоу настаивал, люди – это не только стимульно-реактивные механизмы. Необходимо искать новые методы изучение, так как представленный принцип нарушает гуманность. За свои высказывания, Абрахама критиковали, не признавая всей важности его идеи.

В 1951 году ученого приглашают в Бостонский университет. Приняв приглашения, Маслоу отработал до 1968 года заведующим кафедрой психологии. Студенты восхищались новым преподавателем. Несмотря на огромную популярность среди молодежи, статьи Абрахама часто отвергали, ссылаясь на его ошибочное видение.

Идеи самоактуализации.


Самоактуализация – тема, увлекшая Абрахама настолько, что он посвятил большую часть своей жизнь на её изучение. В 1954 году выходит книга под названием «Мотивация и личность». Именно в ней была сформулирована та самая «Пирамида потребностей».
Пирамида была разделена на пять основных категорий потребностей человека, от низшей к высшей:
· Физиология (еда, сексуальное удовлетворение)
· Безопасность (комфортные условия проживания)
· Уважение (общение, дружба, знакомства)
· Престиж (личные достижения)
· Самореализация (самоактуализация, самовыражение, творчество)

Следующей теорией стала идея «Комплексов Иона». Смысл работы – человек, по природе, боится ставить великие цели, подобно пророку Иону, не желавшего брать ответственность. Не брать сложные задания, считать, что популярность удел везения, а не кропотливой работы – главные ошибки на пути самоактуализации людей, на пути достижения всеобщего признания, на пути к красивой жизни. Человек должен бороться за счастье, а не просто плыть по течению.

Последние годы жизни.


Теория самоактуализации навсегда внесла Маслоу в историю психологии, но стоит отметить, что на заре жизни, автор переосмыслил множество своих идей, это хорошо прослеживается в его работах «К психологии бытия» и «Дальние пределы человеческой природы». В частности, он практически отошел от «Пирамиды потребностей». Абрахам считал, что идея не закончена и надеялся на более детальное ее изучение в будущем.

Скончавшись 8 июня 1970 года, от сердечного приступа, психолог так и не смог увидеть новое видение своей идеи.

Заключение.


Абрахам Гарольд Маслоу, испытал трудную жизнь, стеснялся, боялся, подвергался критики, но уверенно шел к своей цели, занимался любимым делом. На пути встретил множество трудностей, но он добился своей цели, уважения, почитание среди людей. Маслоу не просто великий ученый, это человек, жизнью которого стоит восхищаться.

www.istmira.com

Маслоу Абрахам — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Масло́у А́брахам (Abraham Maslow) (1 апреля 1908, Нью-Йорк, США — 8 июня 1970, Менло-Парк, США) — американский психолог, один из основоположников гуманистической психологии.В психологии и социологии особую популярность получила иерархическая теория потребностей, иллюстрацией к которой служит так называемая «Пирамида Маслоу» (диаграмма, созданная на основе этой теории другими учеными). Все потребности человека Абрахам Маслоу расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. Высшее место в этой пирамиде Маслоу отводил потребностям в творчестве и самоактуализации личности. Абрахам Маслоу родился в семье еврейских эмигрантов, переехавших в США с юга Российской империи в начале 20 века. Сначала в Америку перебрался отец Абрахама, Самуил Маслов. Его будущая жена, Роза Шиловская, переехала в США уже после того, как Самуил открыл там свою мастерскую, где изготавливал бочки. Абрахам был старшим из семи детей. Психологическая обстановка в доме Маслоу была тяжелой: отец часто надолго исчезал из семьи, мать отличалась жестким характером и обращалась со своими детьми сурово. Неприязнь к матери сохранилась у Абрахама Маслоу на всю жизнь: по его признанию, вся его работа в области психологии была направлена против того, что воплощала Роза Маслоу.
Первые годы жизни будущий психолог провел в еврейском районе Бруклина, затем переехал вместе с родителями в другой район, где стал объектом антисемитистских выпадов. Абрахам считал себя крайне непривлекательным внешне, был одинок, застенчив, не имел друзей, свободное время проводил среди книг.

Образование и научная работа

В школе Абрахам Маслоу был одним из лучших учеников. В 1926 году, окончив школу, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, исполняя желание отца: Самуил Маслоу хотел, чтобы его сын стал адвокатом. В 1928 году перевелся в Висконсинский университет (Мадисон). В 1930 году стал бакалавром, в 1931 — магистром, а в 1934 — доктором философии. Его научный руководитель, Гарри Харлоу, изучал социальное поведение приматов, и Маслоу изначально также занимался этой темой, которой посвятил свою первую работу. С 1934 года работал в Колумбийском университете у известного бихевиориста Эдварда Торндайка. Однако со временем Маслоу отказался от чисто бихевиористского подхода к психологии. По его словам, этот подход не создает концепции человеческой натуры, ориентиров для жизни, ценностей, выбора.
В 1937 году Маслоу стал профессором в Бруклинском колледже. В последующие годы он познакомился с известными психологами и антропологами: Эрихом Фроммом, Маргарет Мид, Максом Вертгеймером, Рут Бенедикт. Наибольшее влияние на профессиональное становление Маслоу оказали Вертгеймер (основатель гештальтпсихологии) и Бенедикт (представитель этнопсихологического направления): знакомство и общение с ними подтолкнуло его к размышлениям о самоактуализации личности. Эти два человека стали для Маслоу примерами наиболее полного воплощения лучших качеств человеческой натуры. В 1951 году Маслоу стал деканом психологического факультета университета Брандейса (Уолтем, штат Массачусетс), где проработал всю оставшуюся жизнь. В 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации.
Умер в 1970 году, в возрасте 62 лет, от инфаркта миокарда.Идеи Абрахама Маслоу легли в основу гуманистической психологии, главный предмет которой — человеческая личность, ее самоактуализация и реализация творческого начала, заложенного в самой человеческой природе. Определяющей в научной работе Маслоу стала концепция целостного подхода к человеку, выдвинутая в противовес двум господствующим направлениям — бихевиоризму и психоанализу. Психоанализ, по мнению Маслоу, сосредоточен на болезненных проявлениях психики и поэтому не может дать картину полноценной человеческой личности. Что касается бихевиоризма, то он чрезмерно упрощает человека, сводя всю его духовную и социальную жизнь к набору примитивных реакций на те или иные стимулы. Новаторство подхода Маслоу заключается в позитивном взгляде на природу человека, внимании к положительным сторонам человеческого поведения и гармоничным личностям.
Поначалу идеи Маслоу не встретили понимания в научном сообществе, научные журналы отказывались публиковать его рукописи, однако постепенно его теории стали завоевывать популярность.

Иерархическая теория потребностей и самоактуализация

По мнению Маслоу, человеческая личность стремится к постоянному развитию, и основная задача психологии — помочь человеку реализовать заложенный в нем творческий и интеллектуальный потенциал. Развивая эту идею, Маслоу создал иерархическую модель потребностей, которые влияют на мотивацию человека и направляют его деятельность в определенное русло. Этот подход Маслоу сформулировал в двух статьях, опубликованных в 1943 году. В дальнейшем их содержание было включено в его книгу «Мотивация и личность» (1954).
Все потребности человека Маслоу расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности эти категории потребностей обычно представляют в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. Эта модель широко применяется в экономике при построении теорий мотивации и поведения потребителей.
В основании пирамиды находятся физиологические нужды человека (голод, жажда), на следующем уровне — потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше — социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне — потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды — потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).
Согласно теории Маслоу, самоактуализация — врожденная потребность, которая есть у каждого человека, хотя для того чтобы она проявилась, необходимо удовлетворить все насущные нужды, лежащие в основании пирамиды. Самоактуализация предполагает формирование у человека следующих черт: конструктивные отношения с реальностью, принятие себя и окружающего мира, умение сосредоточиться на проблеме, независимость и автономность личности, умение создавать и поддерживать глубокие устойчивые отношения с другими людьми, чувство юмора, способность к творческим решениям. По мнению Маслоу, к числу людей, которым удалось достигнуть самоактуализации, относятся Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Томас Джефферсон, Элеонора Рузвельт, Джейн Адамс, Уильям Джеймс, Альберт Швейцер, Олдос Хаксли, Барух Спиноза.
В рамках этой теории Маслоу описал так называемый «комплекс Ионы» — нежелание человека в полной мере использовать свои природные способности и стремление избежать ответственности (подобно библейскому персонажу, который хотел уклониться от роли пророка). Это стремление возникает, когда человек боится значительных жизненных целей, требующих напряжений и усилий, и отказывается от них в пользу привычной, устоявшейся жизни.
В более поздних трудах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (1971) Маслоу переработал свою концепцию мотивации. В этих работах он подразделяет человеческие потребности на низшие, или дефицитарные (т. е. возникающие из-за нехватки чего-либо и в принципе насыщаемые), и высшие, или бытийные (ориентированные на творческое развитие и личностный рост и потому ненасыщаемые).
  • Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

megabook.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *