Абсолютная идея это: АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ | это… Что такое АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ?

Содержание

18.Учение Гегеля об абсолютной идее.

Абсолютная идея — это: единственно существующая подлинная реальность;первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо¬фии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде¬ленного, отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы; человека; а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са¬мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружаю¬щий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе.

В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя.

Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история. Идея абсолюта выражает полноту всего сущего. Только абсолютная идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир — природа и общество — есть лишь отражение идеи, результат ее развития.

Гегель берет за первооснову всех явлений природы и общества “Абсолют”, т.е. некое безличное духовное начало, которое он называет то “мировым разумом, то “мировым духом”, то “абсолютной идеей”, которая существует, по Гегелю, до остального мира, природы и общества. Эта идея развивается через противоречия от абстрактного к конкретному состоянию, означающему полноту ее самореализации и достижение ею абсолютного тождества бытия и мышления, которое (тождество) на протяжении всего пути до конца системы было еще неполным, относительным, в определенной мере потенциальным. На этом пути “Идея” “отчуждает” себя в природу, а потом возвращается к себе, в человеческом мышлении и истории человеческого общества, проходя при этом ступени субъективного, объективного и абсолютного духа.

Последний выступает в свою очередь в трех формах: искусство, религия и философия. Общие контуры системы изложены Гегелем в трех частях “Энциклопедии философских наук”.

«Абсолютная идея» в своем движении проходит три ступени:

1) идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания;

2) идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире — в природе;

3) развитие идеи завершается полным совпадением «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира — «абсолютным знанием».

Абсолют творит мир, затем человека, а затем через человека осуществляется цель этого творения.

Посредством знания мы знаем больше о природе и о самих себе. Познание не может быть бесконечным. Абсолютная истина состоит из относительной. Мы все ближе к абсолютной истине. Познание всего означает конец истории, т.к. история – путь от незнания к абсолютному знанию.

Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы — в «Науке логики» — Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь «абсолютной идеей») таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы — в «Философии природы». Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы — «Философию духа». Здесь абсолютная идея становится по Гегелю «абсолютным духом». Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.

Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих



Гегель Георг Вильгельм Фридрих

1780-1831

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Гегель на кафедре.

Создатель теории диалектики

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — немецкий философ — объективный идеалист, создатель теории диалектики. Основные сочинения: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа», «Философия истории», «Философия права», «Лекции по эстетике» и др.

Г. полагает, что в основе всего существующего лежит безличное духовное, активное начало, «абсолютная идея». Деятельность идеи выражается в мышлении, в «самопознании». Но поскольку развитие идеи составляет одновременно и сущность вещей, то самопознание идеи одновременно является и реальным развитием: идея из самой себя порождает, творит вселенную. Творение материальных форм — это одновременно и самопознание. Необходимые мыслительные формы, порождаемые идеей в этой внутренней диалектике, являются и категориями действительности. Развитие идеи — объективный процесс. Развитие мира есть, по сути, самопроявление абсолютного духа, который постоянно радваивается и в этой раздвоенности вновь возвращается к себе, воссоздавая собственную целостность.

Абсолютная идея внутренне противоречива, благодаря чему постоянно изменяется, развивается.

В процессе своего саморазвития идея проходит три этапа. Первый этап — логический, когда она действует в своем «доприродном» бытии, в «стихии чистого мышления», и развивается в форме логических сущностей. На этой ступени «абсолютная идея» выступает как система логических категорий. Эта часть учения Г. изложена в «Науке логики». На втором этапе «идея» превращается («отчуждается») в природу, которая является «ино-бытием абсолютной идеи». Учение о природе Г. изложил в «Философии природы». Высшей, третьей ступенью саморазвития идеи является «абсолютный дух». Содержание этой ступени раскрывается Г. в «Философии духа». На этой ступени развития идея, обогащенная всем предшествующим развитием, возвращается к себе, получая необходимую конкретность «посредством человека». На этом этапе идея проходит стадии субъективного, объективного и абсолютного духа.

Субъективный дух — это сознание субъекта, не выходящего за рамки индивидуального опыта.

Объективный дух — человеческий «родовой» разум, получивший выражение в организациях общественной жизни (в государстве, праве, семье, морали, политике, обществе, экономике). Абсолютный дух — дух свободы, стремящийся познать себя и вы-разить свою сущность. Он развивается от внешнего чувственного созерцания к представлению и от него — к мышлению в понятиях. Дух, созерцающий себя в полной свободе, есть искусство; дух, благоговейно представляющий себя, есть религия; дух, мыслящий свою сущность в понятиях и познающий ее, есть философия. У искусства, религии и философии в конечном счете одно и то же содержание, разница состоит в форме раскрытия и глубине осознания содержания.

Задача Г. состоит в том, чтобы показать, что только философия способна понять основные законы функционирования человеческого духа. Философское осмысление человеческой культуры есть не просто «инвентаризация» уже созданного богатства; у философии особая миссия. Будучи «квинтэссенцией» культуры, философия доводит человеческую мысль до совершенства, делает ее всесторонней и систематичной.

Так с помощью философии абсолютный дух завершает свое развитие. Учение Г., по его мнению, и есть та философская система, которая воплотила все мировые достижения философского духа.

Г. начинает свою «логику» с понятия абсолютного («чистого») бытия, лишенного конкретных характеристик, а потому равного своей противоположности — ничто. Абсолютная идея оказывается тождеством бытия и ничто, которые образуют становление как нечто более конкретное, содержательное, как момент перехода в другое состояние. Первые же три понятия демонстрируют особенность построения диалектики Г. — принцип триады («тезис — антитезис — синтез»). Результат становления — «синтез» — Г. назвал «наличным бытием». Оно присуще реальным предметам.

Следующий этап — разработка структуры наличного бытия. Чтобы предмет мог существовать, быть отличным от другого, он должен быть соединением таких противоположных сторон, как сущность и явление, целое и часть, содержание и форма, необходимое и случайное, качество и количество, возможное и действительное. Результаты познания предмета конденсируются в «понятии» — концепции предмета. Понятие, говорит Г., есть абсолютная творческая мощь, порождающая всё наличное. Все понятия из духовной сферы переходят в сферу материального и начинают жить самостоятельной жизнью. Абсолютная идея «решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы».

Природа — это идея в своем инобытии. Формы этого инобытия Г. рассматривает в «Философии природы». Все знания о природе можно вывести и из одного понятия абсолютной идеи, считает Г. Однако поскольку существуют специальные научные дисциплины, то нужно лишь скорректировать результаты, полученные в химии, механике, математике, биологии, географии и т.д., чтобы

четче выявить движение Идеи в природном мире. В учении Г. философия природы наименее оригинальна и больше всего подвергалась критике. С одной стороны, гегелевская натурфилософия есть выражение крайнего панлогизма, стремящегося из разума вывести законы природы. С другой стороны, Г. вынужден признать, что в природе остается нечто необъяснимое, аналогичное кантовской «вещи в себе»: природа слишком бессильна, чтобы получать определения понятий; она есть царство случайностей, «скучное многообразие форм». Природа — это место, где зародился человек, общественная жизнь, где идея освобождается от своей материальной оболочки и с помощью человека опять возвращается в чистое духовное бытие.

Третью часть системы Г. составляет философия духа. Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено духовному развитию индивида в соответствии с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Учение об объективном духе — это взгляды мыслителя на социально-историческую жизнь человечества. Объективный дух здесь выступает как закономерность, стоящая над людьми и проявляющаяся через различные их связи и отношения. Объективный дух в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность. Объективный дух наиболее адекватно воплощается в нравственности, которая развивается в формах семьи, гражданского общества и государства. Поскольку государство примиряет все противоречия, то оно как закон, порядок есть высшая форма пребывания объективного духа, это «шествие Бога в мире», сфера подлинной свободы духа.

Всеобщий дух, отдельные определения содержания которого становятся действительностью в историческом раз-витии, выраженный целостно, есть абсолютный дух. Искусство как первая, несовершенная форма самосознания абсолютного духа является предметом рассмотрения в «Лекциях по эстетике». Искусство рассматривается Г. не как особая форма отражения мира, но как саморазвитие понятия: содержанием искусства является идея, а его формой — чувственный образ. Прекрасное в искусстве есть идея, которая оформилась в действительности и находится с ней в непосредственном единстве. Задача искусства — выявить образными средствами духовное начало в природе и обществе. Если искусство дает духу чувственное выражение, то религия уже является «представлением» абсолютного духа. Религия, в свою очередь, снимается более высокой формой познания абсолюта — философией.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 61-63.


Вернуться на главную Гегеля

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Абсолютный идеализм | философия | Британика

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Похожие темы:
гегельянство Абсолютная идея

Просмотреть весь связанный контент →

Абсолютный идеализм , философская теория, в основном связанная с Г. В.Ф. Гегель и Фридрих Шеллинг, немецкие философы-идеалисты XIX в.XX века, Джозайя Ройс, американский философ, и другие, но в своей основе продукт Гегеля. Абсолютный идеализм в целом можно охарактеризовать как включающий следующие принципы: (1) общий повседневный мир вещей и воплощенных разумов — это не мир, каков он есть на самом деле, а лишь такой, каким он предстает в терминах некритических категорий; (2) лучшее отражение мира находится не в физических и математических категориях, а в терминах самосознания; и (3) мысль есть отношение каждого частного опыта к бесконечному целому, выражением которого он является, а не наложение готовых форм на данный материал.

Идеализм для Гегеля означал, что конечный мир есть отражение разума, который только и является истинно реальным. Он считал, что ограниченное бытие (то, что возникает и исчезает) предполагает бесконечное неограниченное бытие, в котором конечное есть зависимый элемент. С этой точки зрения истина становится отношением гармонии или согласованности между мыслями, а не соответствием между мыслями и внешними реальностями. По мере продвижения от сбивающего с толку мира чувственного опыта к более сложным и связным категориям науки приближается Абсолютная идея, лишь частью которой являются все другие абстрактные идеи. Гегель считал также, что эта возрастающая ясность проявляется в том факте, что позднейшая философия предполагает и выдвигается из более ранней философии, приближаясь в конечном счете к тому, с чем связаны все вещи и что тем не менее самодостаточно, т. е. к Абсолютной идее.

Еще из «Британники»

Западная философия: XIX век

Шеллинг, хотя и сходный с Гегелем в том, что он тоже верил в Абсолютную Идею, отличался от него тем, что отождествлял Абсолют как недифференцированное или безликое единство противоположностей. Таким образом, в состоянии интеллектуальной интуиции субъект и объект, будучи противоположностями, теряются в анонимности Абсолюта. Гегель атаковал эту позицию в своем « Phanomenologie des Geistes».0032 (1807; Феноменология разума ).

Ройс предположил, что человеческий разум является фрагментом Абсолюта, но каким-то образом остается отдельным «я» и личностью. Он считал, что индивидуальные «я» (как части Абсолюта) способны, благодаря фундаментальной добродетели лояльности, искать свое все возрастающее и все расширяющееся значение и отождествляться с ним, таким образом приближаясь к Абсолюту.

Идеализм Гегеля лег в основу абсолютного идеализма многих философов (включая Ф. Х. Брэдли и Бернара Бозанке), сделавших абсолютный идеализм господствующей философией XIX в.век.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Что такое абсолютный идеализм? | GotQuestions.org

HomeContent IndexМировоззрениеМировоззрение и философия Абсолютный идеализм

Вопрос

Ответ

В философии идеализм — это вера в то, что мысли, идеи или «разум» являются конечной основой реальности; следовательно, физические вещи иллюзорны или вторичны. Абсолютный идеализм идет дальше, утверждая, что за всеми вещами стоит единый объединяющий «разум». Это тесно связано с пантеизмом, который также предполагает, что на самом деле существует только одна «вещь». Согласно абсолютному идеализму, мысль — это взаимодействие переживаний внутри этого объединяющего разума, а истина определяется как согласованность между мыслями, а не согласованность между отдельными объективными реальностями.

Философ, наиболее тесно связанный с абсолютным идеализмом, — Г. В. Ф. Гегель. Он предположил, что должна существовать основа реальности, на которой основываются все остальные концепции. Для Гегеля это имело смысл только в том случае, если этим первоисточником был разум, а не что-то безмозглое или физическое. Для Гегеля это не обязательно было чувствующее существо или сознание; скорее, «Абсолют» был бы просто «мыслью ради мысли». Следствием такого подхода является то, что «истина» определяется как гармония между двумя мыслями. Поскольку реальность при абсолютном идеализме основана на мышлении, это создает круговое определение, которое может привести к солипсизму.

Абсолютный идеализм можно противопоставить таким концепциям, как субъективный идеализм, который утверждает, что существование зависит от восприятия разумом. Субъективный идеализм допускает возможность существования нескольких разумов, тогда как абсолютный идеализм подразумевает, что в конечном итоге существует только один разум. Таким образом, абсолютный идеализм имеет много общего с пантеизмом. Оба на практике заявляют, что «все есть (в конечном счете) Бог».

Абсолютный идеализм несовместим с библейским подходом к истине, творению или природе Бога. Писание говорит о том, что Бог отделен от того, что Он творит (Числа 23:19).; Иов 38:4–7). Зло изображается противоречащим самой природе Бога, а не просто противоречием между мыслями в уме Бога (1 Тимофею 1:8–11). Библейская концепция вечности особенно противоречит абсолютному идеализму; библейское учение о том, что определенные люди будут вечно существовать в месте, отделенном от Бога, противоречит единству, выдвигаемому абсолютным идеализмом (Откровение 20:11–15).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *