Способы определения музыкального слуха, абсолютный музыкальный слух.
Сложно найти человека, который не любил бы музыку. При этом многие не только ее слушают, но и пытаются исполнять любимые песни. У кого-то получается почти идеально, а кому-то лучше этого никогда не делать. При этом качество исполнения в большинстве случаев зависит не только от голоса, но и от музыкального слуха, которым владеет певец. Однако, как же образом определить его наличие?
Что такое абсолютный музыкальный слух?
По сути, это умение человека точно распознавать высоту звука и определить какой ноте он соответствует, а также распознать и другие его характеристики. У некоторых музыкантов, которые имеют плохой слух распознавания речи, наблюдается удивительная способность различать звуки и безошибочно воспроизводить их. При этом, как определять наличие музыкального слуха, знает любой музыкант. Благодаря этой статье и советам от кавер группы Оранжевый VINIL, будете знать и вы.
Практически все музыкальные педагоги считают, что не существует людей, у которых совсем нет никакого музыкального слуха, а также способности к его развитию. Просто у большинства не до конца взаимосвязаны голос и слух. При этом настоящий музыкант профессионал будет отличаться от человека, не связанного с музыкой, не только возможностью определения высоты звука, а еще и умением его воспроизводить. Хотя, иногда даже не близкие к музыке люди имеют великолепные задатки.
Способы определения
Для начала можно попросить знакомого сыграть какую-нибудь мелодию, состоящую из нескольких нот. При этом вашей задачей будет повторение комбинации в максимальной точности. Называть ноты не обязательно, ведь воспроизведение точной интонации уже говорит о многом.
В случае неудачи отчаиваться не стоит. Ведь объяснений неправильной интерпретации и распознавания звуков может быть несколько. К примеру, знакомый мог исполнить мелодию просто в не комфортном для экзаменуемого расположении. Как показывает практика, многие люди, не имеющие опыта в музыке, могут не точно определять звуковысотность вне диапазона своего голоса.
Если же друг выдал на инструменте звук, который вам не удалось воспроизвести, переживать не стоит. Музыкальный слух, скорее всего у вас есть, только его необходимо скоординировать с голосом. Несколько упражнений и проблема будет устранена. Наличие идеального музыкального слуха на начальном этапе не является обязательным условием.
В случае если у испытуемого получилось не только определить высоту звука, но и найти его нотное обозначение, то это уже абсолютный слух. Некоторым такой слух дается от рождения, а другие его вырабатывают годами. Обладателям такого слуха на начальном этапе даже немного сложнее в плане распознавания аккордов, ведь они слышат лишь набор различных звуков, и только после тренировок «абсолютники» могут систематизировать упорядочить интонацию различных музыкальных аккордов. Наш коллектив имеет такого уникума, как ни странно он барабанщик))
Развитие слуха
Считается, что абсолютным слухом обладают единицы, а другие уверены, что такой слух может развить в себе каждый. Наличие или отсутствие такого слуха не является критерием профессионализма музыканта. Ведь очень много прекрасных композиторов, певцов, инструменталистов и целых музыкальных групп, которые не являются счастливыми обладателями абсолютного слуха, однако это не мешает им собирать полные залы.
Как и любой человеческий навык, музыкальный слух — развивается! Попробуйте каждый день по несколько раз играть себе ноту До или любую другую и через пару месяцев вы сможете без проблем определить ее, а еще через несколько месяцев свободно брать голосом. У «абсолютников» это врожденное чувство, а у обычных людей развиваемое.
Если у Вас не получается самостоятельно понять на что способен ваш слух, музыкальный коллектив на корпоратив — Оранжевый VINIL постарается дать вам несколько советов и помочь в этом. Музыканты группы имеют музыкальное образование и смогут без труда определить ваши способности и задатки!
orangevinil.ruАбсолютный слух
Трудно себе представить хорошего спортсмена без крепкой мускулатуры и отличной физической подготовки, хорошего оратора без умения красиво говорить и свободно выступать перед публикой. Так и хороший музыкант немыслим без развитого музыкального слуха, который включает в себя целый комплекс способностей, необходимых для успешного сочинения, выразительного исполнения и активного восприятия музыки.
В зависимости от музыкальных характеристик существуют разные виды музыкального слуха. Например, звуковысотный, тембровый, ладовый, внутренний, гармонический, мелодический, интервальный, ритмический и т.д. Но одним из самых необъяснимых по-прежнему остается абсолютный слух. Давайте же разберемся, что собой представляет это загадочное явление.
Название этой разновидности слуха происходит от латинского слова absolutus, что в переводе означет «безусловный, независимый, неограниченный, совершенный» . Под абсолютным слухом понимается «способность определять точную высоту звука без соотнесения его с другим звуком, высота которого известна» (словарь Гроува). То есть, абсолютный слух позволяет без настройки, без сравнения с каким бы то ни было «эталоном» высоты мгновенно, а главное безошибочно узнавать и называть высоту слышимых звуков.
Интересно, что понятие абсолютного слуха появилось лишь во второй половине 19 века. И с того времени ученые умы пытаются найти ответ на вопрос: «откуда у человека появляется такая уникальная способность?». Исследователями выдвигаются самые различные гипотезы по поводу происхождения абсолютного слуха. Однако однозначного ответа на этот вопрос до сегодняшнего дня так и нет. Одни ученые считают его врожденной (и к тому же наследуемой) акустико-физиологической способностью, которая зависит от анатомических особенностей слухового аппарата (точнее строения внутреннего уха). Другие связывают абсолютный слух с особыми механизмами головного мозга, в коре которого имеются специальные формантные детекторы. Третьи предполагают, что абсолютный слух формируется благодаря сильным звуковым впечатлениям в очень раннем детстве и хорошо развитой особенно в детский период «фотографической» образно-слуховой памяти.
Абсолютный слух – довольно редкое явление даже среди профессиональных музыкантов, не говоря уже о простых ценителях музыкального искусства, которые даже могут и не знать, что природа их наградила этим редким даром. Определить есть у вас абсолютный слух или нет довольно просто. Для «диагностики» этой способности специалисты используют фортепиано, на котором вам предложат определить и назвать тот или иной звук. Но, чтобы справиться с этой задачей необходимо как минимум знать названия самих нот и то, как они звучат. Поэтому, как правило, абсолютный слух обнаруживается в раннем детстве: у детей примерно на 3-5 году жизни, обычно после знакомства с названиями музыкальных звуков.
Особенно важен абсолютный слух для таких музыкальных профессий, как дирижер, композитор, исполнитель на инструментах с нефиксированным строем (например, струнные инструменты), поскольку он позволяет более тонко воспринимать высоту звука, более точно контролировать строй. Да и музыканту-любителю наличие абсолютного слуха не навредит: настройка гитары, подбор аккордов к знакомым мелодиям, безусловно, гораздо легче даётся обладателям абсолютного слуха.
Но наряду с неоспоримыми плюсами (прежде всего для музыкантов-профессионалов) у этой уникальной способности есть и свои минусы. В определенных случаях абсолютный слух может стать и сущим испытанием, в особенности для тех, кто знаком с азами музыкальной грамоты. Сидите, вы, к примеру, в ресторане во время романтического свидания. А вместо того, чтобы наслаждать беседой или ароматом вкусных блюд под тихий фон звучащей музыки в вашем сознании периодически «проплывают» заветные нотки: «ля, фа, ми, ре, ми, соль, до…». Далеко не каждый в такой ситуации способен «отключиться» и сосредоточить свое внимание на собеседнике.
Кроме того, трудно найти хуже пытки для абсолютника, чем слушать пускай и вдохновенное исполнение произведения теми, кто «абсолютно глух». Ведь при таких способностях человек не только слышит точную высоту звука, но и абсолютно точно определяет фальшь, малейшие отклонения от правильного эталонного звучания. Можно только искренне посочувствовать абсолютнику во время концертного звучания совместной игры плохо настроенных инструментов (особенно струнных) или неслаженного «грязного» ансамблевого пения.
По большому счету не так уж и важно есть у вас абсолютный слух или нет. Но если вы решили посвятить себя музыке, а может даже и стать первоклассным профессиональным музыкантм, то хороший музыкальный слух вам жизненно необходим. Его развитие впредь должно стать для вас действием целенаправленным и регулярным. Помочь в этом непростом деле могут занятия по специальной дисциплине – сольфеджио. Но особенно активно музыкальный слух развивается в процессе музыкальной деятельности: во время пения, игры на инструменте, подбора по слуху, импровизации, сочинения музыки.
А главное, друзья, учитесь слушать и понимать музыку! С любовью и благоговением вслушивайтесь в каждый звук, искренне наслаждайтесь красотой каждого созвучия, для того, чтобы в дальнейшем дарить счастье и радость от общения с музыкой своим благодарным слушателям!!!
Статью подготовила музыковед: Александра Зубик
queenguitar.by
Феномен абсолютного слуха — запись пользователя Синди (LybovZla) в сообществе Я ФАНАТКА своего ребёнка в категории Раннее развитие
абсолютное и относительное отклонениеhttp://www.aptiv.info/catalog-23.html
Феномен абсолютного слуха. Такие музыканты легко и точно воспроизводят любую услышанную мелодию и могут записать ее. Одновременно с восприятием звука они видят его позицию на нотном стане.
Преподаватель музыки всегда может сказать, у кого из его учеников абсолютный слух. Они не обязательно играют на инструментах лучше других или становятся солистами в вокальных группах. Их отличает способность мгновенно (за 1-2 секунды) назвать звучащую нотуБольшинство музыкантов определяют ноты на слух по-другому. Они руководствуются соотношением между звуками. Легко распознавая интервал между двумя нотами, они могут назвать одну из них лишь в том случае, если им подскажут вторую. Это — относительный слух, вполне достаточный для серьезных занятий музыкой, но не феноменальный.
Веками считалось, что абсолютный слух — достояние музыкальной элиты. По некоторым оценкам, лишь один из 2000 человек обладает им. Однако все большее число экспериментов — от лингвистических исследований до сканирования мозга — доказывает, что этот дар встречается гораздо чаще. Некоторые ученые даже полагают, что все люди, независимо от музыкальной одаренности, могут развить его. Есть надежда, что современные исследования наконец внесут ясность в давний спор о том, какова природа абсолютного слуха: зависит ли он от наследственных факторов или от обучения музыке в раннем возрасте.
На съезде Американского акустического общества в 1999 году психолог Диана Дейч привела результаты исследования, проведенного в университете Сан-Диего. Оно касалось феномена абсолютного слуха у людей, говорящих на языках с тоновым ударением. Треть населения земного шара, в основном жители Азии и Африки, говорит на языках, в которых значение слова меняется в зависимости от высоты ударного слога. Вьетнамцы и китайцы, например, с раннего детства привыкают различать звуки по высоте и связывать с ними значение слов. Это развивает у них абсолютный слух. Точно так же, как музыканты-«абсолютники» сразу называют услышанную ноту, они по высоте звука мгновенно распознают смысл слова. Отклонение не превышает четверти тона. Диана Дейч считает это доказательством того, что абсолютный слух можно развить.
Почему же не все люди обладают абсолютным слухом? Данел Левитин из университета Макгила в Монреале приводит любопытное сравнение: «Человеку не нужно сверяться с радугой, чтобы определить, что помидор красного цвета. Каждый из нас мгновенно распознает любой из десяти основных цветов. Но если мы с легкостью классифицируем цвета, то почему же не можем сразу назвать каждый их двенадцати основных звуков?» У Левитина есть ответ на этот вопрос. Абсолютный слух, утверждает он, включает в себя два компонента — звуковую память и звуковое ранжирование. «Абсолютники» автоматически ассоциируют память о тоне с его позицией на нотном стане. Не имея абсолютного слуха, человек не может автоматически отождествлять ноту с ее названием. В лучшем случае он может лишь воспроизвести ноту сразу после того, как ее услышит.
Но откуда берется такая феноменальная способность? Человек рождается с ней или приобретает ее на уроках музыки? Вопрос этот очень непрост.
В музыкальных семьях любовь к музыке передается из поколения в поколение. Но только ли любовь? А способности, в том числе абсолютный слух? В последнее десятилетие ученые пришли к выводу, что абсолютный слух «обтачивается» поколениями. Как утверждает Нелсон Фреймер из университета Сан-Франциско, музыкальные гении создаются на генном уровне. Фреймер исследовал множество людей с абсолютным слухом и их родственников. Кроме того, объектами его исследований стали люди, которых рано начали обучать музыке. Оказалось, что слух лучше развивается у тех, у кого в роду были «абсолютники», чем у тех, кто просто с раннего детства учился музыке. В конце концов, Фреймер пришел к такому выводу: существует генетическая предрасположенность к абсолютному слуху, но развивается этот природный дар на занятиях музыкой.
Многие исследователи именно этим объясняют разную степень музыкального таланта у людей с абсолютным слухом. «При хорошей наследственности решающую роль играет то обстоятельство, насколько рано ребенок начал заниматься музыкой, — говорит психолог Элизабет Марвин. —Наибольших успехов достигают те, кто приобщился к этому с трех до шести лет».
Генетик из Нью-йоркского университета Питер Грегерсен вместе с коллегами обследовал 2700 студентов американских консерваторий и колледжей и обнаружил, что среди выходцев из Азии 32% обладают абсолютным слухом, в то время как на остальных студентов приходится только 7% «абсолютников». Конечно, это соотношение отражает генетические особенности, о которых уже упоминалось. Но, по мнению Грегерсена, имеет значение и возраст приобщения к музыке, и сам метод музыкального образования. Студенты с абсолютным слухом начали заниматься музыкой в среднем с пяти лет, тогда как остальные — с восьми. Важно и то, что в Азии при обучении музыке отдается предпочтение методу Сузуки, при котором ученики определяют ноты и играют только на слух. Например, в Японии дети поднимают флажки, цвет которых соответствует той или иной ноте. В США же принято сразу обучать нотной грамоте. Это развивает не абсолютный, а относительный слух.
Но если легкость определения нот действительно объясняется генетической предрасположенностью и методом обучения, то это должно отражаться и на работе мозга. Для того чтобы выяснить это, было проведено обследование на томографе музыкантов с абсолютным и относительным слухом. Сканирование позволило установить существенные когнитивные различия. У музыкантов с относительным слухом, когда их просили назвать ноту, вспышка активности происходила в той области мозга, где поступающая информация сопоставляется с памятью. То есть они оперировали рабочей памятью. Напротив, музыканты с абсолютным слухом для определения ноты прибегали к помощи долговременной памяти. Создается впечатление, что инструмент распознания звуков у них запрятан гораздо глубже.
Ученые сходятся в том, что зачатки абсолютного слуха есть у всех людей. У одних он развивается из поколения в поколение, у других, наоборот, притупляется. При обучении ставка на относительный слух не позволяет развиваться абсолютному слуху даже в том случае, если приобщение к музыке началось рано. Интересно, что даже люди с развитым абсолютным слухом пользуются им далеко не всегда. Они тоже прибегают к возможностям, предоставляемым слухом относительным, так как считают его более полезным.
Е. РудерманДата публикации: 11.12.2008
www.babyblog.ru
Что такое абсолютный слух
Абсолютный слух – тема спорная, на многих интернет-форумах об неё ломаются копья, большинство хором сходится на том, что «слух развить нельзя, он либо есть, либо нет» (а тем более абсолютный), и «абсолютниками рождаются, это особый дар».
Сам абсолютный слух, в понимании обывателя, это:
— очень хороший музыкальный слух. Обладатель абсолютного слуха – это этакий Бэтмен в музыке, он может всё и сразу: и мелодию подобрать, и аккорды, и гитару настроить идеально, и спеть конечно же тоже не дурак. И хоть ничему не учился и играть ни на чём не умеет – всё равно всё может. И, что важно — никогда не ошибается!
Дело в том, что «абсолютный слух» – это не понятие из разговорной речи. Это музыкальный термин со вполне конкретным значением. Поэтому мнение обывателей мы пока запомним, а дальше разберёмся.
У музыканта, который либо знаком с термином «абсолютный слух», либо не постеснялся спросить у Яндекса, ответ будет такой:
— «АС – это способность узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука, не сравнивая его с другим звуком, высота которого известна».
(Большая Советская Энциклопедия)
То есть: сыграли вам звук. Вам не показали, какую клавишу нажали. Вы сказали: это нота ми. Сыграли мелодию. Вы сказали: соль-ми-ми-соль-ми-ми-соль-фа-ми-ре-до. И ничего не надо подбирать «методом тыка», всё и так ясно.
Можно ли развить АС, ни музыканты, ни обыватели – объективно – не знают. Для объективного ответа надо попробовать развить слух у себя, у других людей, посвятить этому время, отследить результаты и их взаимосвязь с уровнем первоначальной подготовки человека, его возрастом и музыкальными способностями. И лишь потом говорить о результатах. Это настоящая исследовательская работа, немалый труд.
Исследовательских работ в этой области никто из тех, кто треплется на форумах, не проводил. Из обывателей, далёких от музыки в принципе – тем более. Но поговорить о чём-то надо, копья поломать, выставить себя «знатоками».
Поэтому появляются – внимание! – появляются МИФЫ:
МИФ #1
Абсолютный слух – это ЧУДО. Если у меня есть абсолютный слух – я могу всё!!!! Я могу подбирать аккорды, мелодии, я могу громко и чисто петь. Мне не надо учиться музыке, мне не надо знать правила, не надо строить гаммы и изучать сольфеджио. Мне обязательно учиться играть и не надо знать, где какие ноты на гитаре – я и так её настрою! Ведь у меня есть это ЧУДО – абсолютный слух!!!!
Но… (продолжает обыватель, слегка всхлипнув)… у меня нет этого слуха. Это же чудо. А ко мне волшебник на голубом вертолете не прилетал. Ведь абсолютный слух – это…
МИФ #2
Абсолютный слух – это врождённое!!!
Это дано или не дано! И поэтому у меня нет слуха, а был бы – вот тогда бы я развернулся!!! Всем Киркоровым бы фору дал.
Насчёт «врождённого».
Давайте пойдём с самого начала. Откуда у нас взялись звуки? Откуда появились гаммы? Созданы ли они Богом, или может быть, гаммы — это природное явление?
Увы, нет. Музыка в целом, и гаммы как её часть – это часть нашей культуры. Музыкальные строи, лады, гаммы, теория и т.п. – появились в результате развития человеческой культуры. Они не были такими «от природы».
И абсолютный слух – как способность интерпретировать эту часть культуры (называть звук определённой частоты определённым сочетанием букв: «до», «ре», «ми» и т.д.) – врождённым быть не может.
Музыка – как письменность – это часть культуры.
Врождённый абсолютный слух – это как врождённая грамотность. Это всё равно как если бы ребёнок с рождения, ничему не учась, умел читать книги и газеты. Или с рождения знал бы все сказки «1000 и 1 ночи» наизусть, и рассказывал бы вам их перед сном. Ну или бы родился одетым, например, в рубашке.
Много вы знаете таких детей?
Ещё раз, для тех, кто в танке. Врождённым может быть только то, что относится к чистой биологии. Рефлексы, например.
То, что относится к искусственно созданному человеком (культуре) – врождённым быть не может по определению.
Можно говорить о врождённых способностях к чему-либо. Но чтобы эти способности использовать, нужно обучение, приобщение к культуре.
Вот ребёнок, у него отличная зрительная память. Врождённая. Покажите ему алфавит – запомнит, читать научится. А оставьте его Маугли среди зверей – не научится.
Вот другой ребёнок, у него память на звуки и их сочетания. Начните его с раннего возраста учить играть на пианино. И ноты расскажите, где какая, и как называются. Он запомнит, и будет по слуху узнавать через некоторое время. А не покажете – не начнёт. Вот вам и «врождённый» абсолютный слух.
Вот смотрите, откуда всё взялось:
Что такое звук?
Звук, в широком смысле — колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах. В узком смысле — явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Человек слышит звуки с частотой от 16 гц до 20 000 гц (Большая Советская энциклопедия)
То есть, мы слышим звуки (воспринимаем колебания) в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.
Из этого диапазона исторически были выделены музыкальные звуки:
И так далее по шкале. Высокие звуки – выше частота, низкие – ниже. На октаву выше – частота в 2 раза выше. Ля 1-й октавы 440, ля 2-й 880, всё остальное поделено на 12 частей внутри октавы (основных нот 7, но есть ещё до-диез, соль-диез, и т.п., а всего 12, поэтому 12 частей).
Как видите, деление это условно. Так же, как единицы длины, веса и т.п.
У нас сантиметры – а у них дюймы! У нас килограммы – у них фунты. Шкалы разные.
В привычной нам шкале, в традициях европейской музыки, минимальное расстояние между звуками – полутон. В традициях других культур используются и меньшие расстояния, например, ½ полутона (или ¼ тона) и меньше – у индийцев, персов и т.д.
Точка отсчета – Ля 1-й октавы, 440 Гц. Почему именно 440 Гц? А потому, что в 1939 году международная конференция в Лондоне приняла именно эту частоту за стандарт. А раньше нота Ля была ниже.
«Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона. Еще в 1619 году Преториус (Praitorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона (ноты А4 — ля первой октавы) звук с частотой 422,5 Гц. … В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для высоты тона А4 440 Гц, который является международным эталоном до настоящего времени». (Журнал «Звукорежиссер», октябрь 2003, http://rus.625-net.ru/audioproducer/2003/10/aldo.htm)
Так вот и представьте.
Жил Моцарт. Слышал ноты абсолютным слухом, называл названиями, записывал на бумаге.
Сейчас живут абсолютники. Слышат ноты. Записывают на бумаге.
Только Моцарт эти звуки записал бы как ля-си-ля например, а люди, живущие в наше время — как соль-диез – ля-диез – соль-диез.
Потому что все шкалы звуков – условны, а не абсолютны. И названия звуков – условны. Хоть Цу Ту Лу назови вместо До ре ми – принципиальной разницы не будет, названия тоже исторически сложились.
Вот вам и абсолютный слух, врожденная якобы способность, ЧУДО.
Кончилось чудо. Скончалось. Аминь.
Так что же есть, раз чуда нет?
Есть абсолютный слух. Как способность запомнить высоту звуков, из которых состоит принятый в современной музыке звукоряд. В котором ноте ля соответствует частота в 440 Гц, а октава делится на 12 частей.
Не исключаю, что можно абсолютно запомнить и другие строи, в которых необязательно ля 440 Гц, и необязательно минимальное расстояние между звуками – полутон. Почему бы и нет, это опять же – как запомнить по длине и сантиметр, и дюйм.
Чего-то уникального, мега-супер-пупер-офигенного в этой способности запомнить высоту отдельных нот, Чуда, Которое Было Бы Принципиально Невозможно – я не вижу, скажу честно.
Что тогда было с людьми, которые «родились» со слухом?
Они от природы:
А) обладают повышенной чувствительностью к звукам.
Этим объясняются их способность запомнить по названиям эти звуки, способность чувствовать малейшую фальшь, то, что их самих этот слух зачастую напрягает (как-то меня на форуме абсолютники просили придумать курс избавления от абсолютного слуха).
Б) обладают хорошей памятью на звуки. Либо: звуки являются для них бОльшими раздражителями, чем для всех остальных, поэтому лучше запоминаются.
Вот и всё.
Что делает курс развития абсолютного слуха?
С помощью курса можно запомнить высоту нот. Чтобы вы слышали звук и тут же вспоминали его название (ля, си и т.д.).
И мелодии будете слышать как последовательности нот.
Для этого надо повысить вашу чувствительность к звукам, научить вас чувствовать тонкие различия между звуками.
Именно поэтому, занятия по такому курсу улучшают ваш музыкальный слух в целом. Вы учитесь чувствовать и различать. Если занимаетесь некоторое время и стабильно – можете дойти до абсолютного слуха (то есть, различать все ноты).
Есть люди, которые этого результата уже достигли, работая по моему курсу. «Чуда» здесь никакого нет, и изначально не предполагалось. Есть только работа и полученный навык.
Частые вопросы по АС
Будет ли развитый абсолютный слух давать такие же побочные эффекты, как у «врожденного»? Говорят, от каждой фальшивой ноты человек мучается.
Доводить это до такой степени чувствительности, как у «врожденных» абсолютников – не нужно (и не факт, что получится). А значит, побочных эффектов у вас не будет.
Слух – явление зонное. То есть, за каждую ноту отвечает «зона». Ля это не всегда точно 440 Гц. А промежуток от 435 до 445 Гц.
Чем меньшую «зону» вы распознаете (¼ тона, 1/8 тона, 1/16 тона), тем лучше слух.
Чтобы развить абсолютный слух, достаточно распознавать ½ тона. А эти звуки вы и так слышите вокруг себя каждый день – и навряд ли вас фальшь сильно тревожит. Оттого что вы запомните ещё, дополнительно, как эти звуки называются – мир не перевернется.
«В музыке, область, в пределах которой могут меняться физические количественные характеристики звука (частота колебаний, состав, интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его качества как данного звука. В частности, каждой ступени музыкального звукоряда (до, до-диез, ре и т.д.) соответствует не одна частота, как в математически выраженном строе, а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот называются звуковысотными зонами».
(Большая Советская Энциклопедия)
Можно ли все ноты тупо «задолбить»? Я вот сидел-сидел, долбил-долбил ноту «до», так и не запомнил.
Неудивительно. Даже и не надейтесь. Изучайте механизмы работы памяти – зубрёжка практически не работает ни в каких областях. Вспомните ту же школу – как быстро вы забывали вызубренное в ночь перед экзаменом?
Дело ещё в том, мы привыкли запоминать информацию визуально, зрением. А здесь стоит задача запомнить звук. Задача нетривиальная, для её решения найдены специальные методы, гораздо более эффективные, чем тупая зубрёжка.
Впрочем, если вам хочется – можете «подолбить», поработать дятлом. Ожидайте эффекта примерно через 3000 повторений 🙂
Так а что же делать? Я всё равно хочу моментально подбирать, понимать где какая нота звучит, чисто петь, настраивать гитару и писать свою музыку!
Надо разобраться с задачей и определить, какой вид слуха вам нужен.
«Просто музыкального слуха», имея который, можно делать «всё» – не бывает. Словосочетание «музыкальный слух» – это поверхностное, обиходное выражение. Точнее было бы сказать «музыкальные способности».
А слух бывает:
— абсолютный (слышите мелодию нотами)
— относительный (определяете расстояния между звуками)
— гармонический (понимаете, где какой аккорд был взят. Аккорд – это сочетание звуков, от 3-х и более, в отличие от мелодии, где звуки идут по одному).
Если вы хотите с ходу подбирать мелодию – вам нужны относительный и абсолютный слух. В принципе, можно обойтись относительным, и каждый раз «тыкаться» по инструменту в поисках нужных нот.
Можно развить АС и тогда вы будете определять ноты абсолютно, а «проверять» себя тут же – относительным слухом.
Если вы хотите подбирать аккорды – вам нужен гармонический слух и музыкальная теория (в которой объяснены принципы, как строится музыка, где какой аккорд берётся, какие бывают их сочетания и т.д.)
Без теории вы будете так же «тыкаться», как слепой котёнок.
Если вы собираетесь писать музыку – вам нужно всё. Относительный, гармонический, музтеория, абсолютный слух тоже пригодится.
Как это будет работать: вы «про себя», в голове, придумываете мелодию. Если абсолютный слух – то сразу нотами. Если относительный – то пойдёте «тыкаться» на инструменте, подберёте.
Дальше аккорды. Ваши знания теории помогут вам их подобрать. А если есть гармонический слух – то вы сможете представить себе звучание сочетания аккордов песни ещё в голове, без инструмента. А потом только зафиксировать на бумаге.
Если вы собираетесь петь, учтите, в пении участвует 2 составляющих: голос и слух.
Имея слух, вы определите, чисто поёте или нет. Но это не значит, что, если вы услышите свою лажу,
razvitiesluha.ru
Как определить абсолютный слух тест. Есть ли у меня слух
Понятие «музыкальный слух» следует рассматривать с точки зрения способности быстро улавливать, опознавать, запоминать и воспроизводить услышанные звуки. Для искусственного развития, выращивания музыкального слуха требуется применение систематизированных методов, с помощью которых можно достичь наилучшего результата.
Правильная качественная проверка музыкального слуха позволит выявить у ребёнка, и не только у ребёнка, способности, которые следует развивать.
Когда необходимо проводить диагностику музыкального слуха?
В принципе – хоть когда! Вообще, существует мнение, что музыкальный слух человек обретает на генетическом уровне, но это верно лишь наполовину. Для того чтобы стать профессиональным музыкантом никакой особой одарённости не требуется, и даже наличие некоторых «зачатков» таковой гарантирует возможность получения высоких результатов в процессе регулярных занятий. Здесь, как и в спорте, всё решают тренировки.
Как происходит проверка музыкального слуха?
Проводить и проверку музыкального слуха в частности должен исключительно профессиональный музыкальный педагог. Сам процесс состоит из нескольких этапов, в результате прохождения которых становится возможным сделать определённые выводы (правда не приходится полагаться на достоверность полученных выводов – часто-часто они оказываются ошибочными просто из-за того, что ребёнок воспринимает ситуацию проверки как экзамен и волнуется). Важно диагностировать слух по трём основным критериям:
- наличие чувства ритма;
- оценка интонации голоса;
- способности музыкальной памяти.
Проверка ритмического слуха
Обычно проверяется так. Педагог сначала настукивает карандашом или другим предметом по столу (или прохлопывает в ладони) определённый ритм (лучше всего – мелодию из известного мультфильма). Затем предлагает испытуемому ее повторить. Если он в точности воспроизводит реальный ритм, можно говорить о наличии слуха.
Испытание продолжается: примеры ритмических рисунков усложняются. Таким образом, удаётся проверка музыкального слуха на чувство ритма. Следует отметить, что именно чувство ритма – в вопросе наличия или отсутствия слуха является главным и точным критерием оценки.
Интонирование голосом: чисто ли поётся?
Это не основной критерий для «вынесения приговора», но процедура, которой подвергаются все без исключения кандидаты на звание «слухач». Для выявления правильной интонации голоса педагог напевает знакомую несложную мелодию, которую ребенок повторяет. В данном случае выявляется чистота голоса и перспектива для занятий вокалом (тембровая красота – это относится только к взрослым).
Если у ребенка не слишком сильный, мелодичный и чистый голос, но обнаруживается наличие слуха, он вполне может посещать уроки игры на каком-нибудь инструменте. В данном случае значение имеет именно проверка музыкального слуха, а не наличия отменных вокальных данных. Да, и ещё: если человек поёт грязно или совсем не поёт, то ошибочно думать, что слуха у него нет!
Угадывание нот на инструменте: игра в прятки
Тот, кто проверяется, поворачивается к инструменту (фортепиано) спиной, учитель нажимает любую из клавиш и потом просит найти её на клавиатуре. Испытание проводят так же и с другими клавишами. Потенциальный «слухач» должен в точности угадать ноты способом нажатия на клавиши и прослушивания звуков. Это чем-то напоминает всем известную детскую игру в прятки, только в данном случае это в прятки.
Преподаватели музыки, вынося вердикт «медведь на ухо наступил», ставят крест на певческой и музыкальной карьере многих людей. Но действительно ли музыкальный слух — удел избранных, или нам чего-то не договаривают? Узнайте ответ здесь, а заодно пройдите тест на наличие музыкальных данных.
Отсутствие музыкального слуха — миф или реальность?
Ученые провели эксперимент по изучению наличия музыкального слуха у собак. Играя на фортепиано одну из нот, они давали псу есть. Через время у собаки выработался рефлекс, и, заслышав нужный звук, она бежала к миске с едой. На другие ноты животное не реагировало. Но если даже у четвероногих братьев наших меньших есть музыкальный слух, то почему в мире так много людей, у которых его нет?
Отсутствие музыкального слуха — миф, в который нас заставили поверить. Ученые утверждают: способность слышать ноты и воспроизводить их есть у каждого, про
optistore.ru
Абсолютный слух Википедия
Абсолю́тный слух — способность достаточно точно помнить высоту звука, позволяющая носителю определять и называть любые услышанные ноты без предварительного прослушивания заранее известных звуков[1]. По статистике, в Европе абсолютным слухом обладает лишь один человек примерно из десяти тысяч[2]. Эта способность может формироваться в раннем детстве, а во взрослом возрасте её приобретение крайне затруднительно. Абсолютный слух полезен для музыкальной деятельности, но, вопреки бытующему мнению, не приносит своему обладателю радикальных преимуществ. Его развитие не входит в обязательную программу подготовки музыканта, в отличие от более важного относительного слуха[3].
Проявления абсолютного слуха[ | ]
Регламентированной процедуры диагностики абсолютного слуха не существует.
Традиционной демонстрацией абсолютного слуха является ситуация, когда испытуемый, отвернувшись от рояля, называет сыгранные кем-то другим ноты, не слыша перед этим никаких «опорных» звуков. Предполагается, что наименования клавиш рояля человек знает. Ноты — или, в порядке усложнения задания, несколько нот сразу — могут быть также сыграны на скрипке, гитаре и других инструментах.
Для определения нот обладателю абсолютного слуха хватает нескольких десятых долей секунды[1], сила звука не принципиальна. Без абсолютного слуха такое определение невозможно.
Другими проявлениями абсолютного слуха выступают умение распознать тональность исполненного, например, по радио, фрагмента музыкального произведения, определить высоту звучания сигналов, сирен, звона бокалов, способность спеть произвольную ноту или мелодию в предписанной тональности без аккомпанемента, готовность назвать примерное значение частоты немузыкального звука в пределах звуковой зоны. Обладатель абсолютного слуха не обязательно может выполнить все подобные задания. Особенно редким умением — именуемым «активным абсолютным слухом»[1] — является указанная способность спеть.
У обладателей абсолютного слуха встречаются ошибки определения нот. При этом те, кто крайне редко ошибается на полутон или целый тон, часто не могут идентифицировать октаву — то есть называют высотный класс (например, «до» или «си-бемоль») без привязки к регистру.
Косвенно, о наличии абсолютного слуха свидетельствует способность долго удерживать в памяти высоту звуков. Например, человеку дважды, через некоторую паузу, дают прослушать мелодию или аккорд, которые во второй раз могут быть смещены по высоте (транспонированы), и задаётся вопрос об одинаковости прозвучавшего — при абсолютном слухе идентичность будет констатирована только при отсутствии смещения. Такой подход положен в основу ряда тестов для лиц, не знающих нот[4].
Количественные критерии абсолютного слуха[ | ]
По сути, абсолютный слух представляет собой способность человека помнить абсолютную шкалу высот звуков и достаточно точно определять высоту любого услышанного звука путём его мысленного сравнения с этой шкалой, не прибегая при этом к прослушиванию других звуков заведомо известной высоты.
Количественным критерием наличия у человека абсолютного слуха является умение узнавать любую сыгранную ноту стандартного 12-полутонового октавного звукоряда равномерно темперированного строя. В рамках этого строя частота основной гармоники каждой ноты составляет
ru-wiki.ru
Что такое «абсолютный слух»?
Вопреки распространённому убеждению, абсолютный слух — далеко не главный «инструмент» музыканта. Более того, иногда он даже мешает, искажая восприятие звуков. Миф о ценности абсолютного слуха появился потому, что люди часто путают его с относительным. Давайте разбираться.
Человек с абсолютным слухом способен точно назвать прозвучавшую ноту. И ему не нужно слышать перед этим другие опорные звуки. С одинаковой лёгкостью он определяет ноты и по звуку фортепиано, и по звучанию струнных инструментов. Кроме того, человек, с таким слухом, может определить, в какой тональности воет сирена, звенят бокалы. Особенно редкий вид подобной способности — активный абсолютный слух. Человеку удаётся не просто точно распознать звук, но повторить любую ноту без аккомпанемента.
Абсолютный слух встречается не только у профессиональных музыкантов. Для того, чтобы обнаружить способность у человека, который далёк от музыки, человеку два раза наигрывают мелодию или аккорды. При втором наигрывании мелодия смещается вверх или вниз по высоте.
Мозг людей с абсолютным слухом за несколько десятых долей секунды обрабатывает звуковой сигнал и точно высчитывает его тональность. Слуховой аппарат такого человека с ничем не отличается от обычного. Секрет кроется в мозге. Исследования с помощью МРТ показали, что височные доли таких людей развиваются несимметрично. Плюс, у таких людей ассоциативные лобные доли включаются во время прослушивания звуков, тогда как у обычных — только в тот момент, когда они называют интервалы.
Часто абсолютный слух путают с относительным. Во втором случае человеку сложно определить, какая нота прозвучала, но быстро он регистрирует разницу в высоте звуков. Для профессиональных музыкантов относительный слухом, так как только благодаря ему человек понимает частотную связь между нотами в мелодии. Абсолютный слух — необязательное требование для музыканта. Например, у Петра Чайковского и Рихарда Вагнера абсолютного слуха не было. В то же время подобный слух не гарантирует, что человек станет музыкальным гением.
Читайте также: Как настроить мозг на работу при помощи музыки
www.factroom.ru