Абстрагирование это в биологии: Абстрагирование. Методы эмпирического познания Что такое абстрагирование в биологии

5. Общенаучные методы теоретического познания

Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данных эмпирического уровня знания. Поэтому в нем задействованы все формы мышления – понятия, суждения, умозаключения, общелогические методы, а также методы, связанные с мыслительными операциями – абстрагирование, идеализация, формализация и пр. Остановимся подробнее на отдельных методах.

Процесс познания, как правило, начинается с рассмотрения конкретных чувственных предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей. Только в результате изучения чувственно-конкретного человек приходит к обобщенным представлениям, понятиям, т.е. абстракциям.

Абстрагирование — это мысленное отвлечение от каких-то менее существенных свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта.

Результат, получаемый в процессе абстрагирования, именуют абстракцией (абстрактное).

Существуют два вида абстрагирования: отождествления и изоляции.

Абстракция отождествления представляет собой понятие, которое получается в результате отождествления некоторого множества предметов и объединения их в особую группу. Например, такие понятия как вид, род, отряды и т. п., используемые в биологии.

Изолирующая абстракция представляет собой выделение некоторых свойств, отношений, неразрывно связанных с предметами материального мира, в самостоятельные сущности («устойчивость», «растворимость», «элек-тропроводность» и т.п.).

Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от чувственно-конкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность.

Конечно, в истории науки имели место и ложные, неверные абстракции, не отражавшие ровным счетом ничего в объективном мире, например, эфир, теплород, электрическая жидкость и т.п. Они лишь объясняли мир наблюдаемых объектов. Но подавляющее число абстракций отражают сущность и сыграли свою положительную роль в развитии научного знания.

Одним из показательных примеров роли абстракции является создание Максвеллом теории электромагнитного поля. Максвелл создал свою теорию, идя от чувственно-наглядных опытов, эмпирических представлений Фарадея, которая, в свою очередь, открывала новые перспективы.

Поскольку конкретное (т.е. реальные объекты, процессы материального мира) есть совокупность множества свойств, сторон, внутренних и внешних связей и отношений, его невозможно познать во всем многообразии, оставаясь на этапе чувственного познания, ограничиваясь им.

Поэтому и возникает потребность в теоретическом осмыслении конкретного, т. е. восхождении от чувственно-конкретного к абстрактному.

Формирование научных абстракций, общих теоретических положений не является конечной целью познания, а представляет собой только средство более глубокого, разностороннего познания конкретного. Поэтому необходимо дальнейшее движение (восхождение) познания от достигнутого абстрактного вновь к конкретному. Получаемое на этом этапе исследования знание о конкретном будет качественно иным по сравнению с тем, которое имелось на этапе чувственного познания. Логически-конкретное есть теоретически воспроизведенное в мышлении исследователя конкретное во всем богатстве его содержания.

Оно содержит в себе уже не только чувственно воспринимаемое, но и нечто скрытое, недоступное чувственному восприятию, нечто существенное, закономерное, постигнутое лишь с помощью теоретического мышления, с помощью определенных абстракций.

Восхождение от абстрактного к конкретному характеризует общую направленность научно-теоретического познания, имеющего целью переход от менее содержательного к более содержательному знанию. Другими словами, исследователь получает в результате целостную картину изучаемого объекта во всем богатстве его содержания.

56.Теоретический уровень научного исследования и его методы сравнение; абстрагирование; обобщение; движение мысли от гипотезы научному знанию.

Научное теоретическое познание является разновидностью рационального познания, т.е. деятельности мышления. Поэтому оно в полной мере опирается на всеобщие методы мышления: абстракцию, идеализацию, экстраполяцию. Результатом их применения оказываются понятия и суждения, отражающие сущность познаваемых явлений.

Теория — (греч. theoria исследование) — система обобщенного знания, объяснение тех или иных сторон действительности. Термин ‘теория’ имеет различные значения, для того чтобы отличать ее от практики или для противопоставления гипотезе (как непроверенному, предположительному знанию). Теория отлична от практики, так как является духовным, мысленным ‘слепком’, отражением и воспроизведением реальной действительности. Вместе с тем она неразрывно связана с практикой, которая ставит перед познанием назревающие задачи и требует их решения.

В научном познании всеобщие методы мышления конкретизируются общенаучными методами теоретического познания: сравнением и аналогией, анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, детализацией и конструированием и т.д. Каждый из этих методов обладает достоинствами и недостатками, т.е. позволяет достичь одного и не позволяет достичь другого.

Сравнение есть установление различия и сходства предметов. Сравнение — это не объяснение, но оно помогает уяснению.

Будучи необходимым приемом познания, сравнение лишь тогда играет важную роль в практической деятельности человека и в научном исследовании, когда сравниваются действительно однородные или близкие по своей сущности вещи.

В науке сравнение выступает как сравнительный или сравнительно-исторический метод. Первоначально возникший в филологии, литературоведении, он затем стал успешно применяться в правоведении, социологии, истории, биологии, психологии, истории религии, этнографии и других областях знания. Возникли целые отрасли знания, пользующиеся этим методом: сравнительная анатомия, сравнительная физиология, сравнительная психология и т.п. Так, в сравнительной психологии изучение психики осуществляется на основе сравнения психики взрослого человека с развитием психики у ребенка, а также животных. В ходе научного сравнения сопоставляются не произвольно выбранные свойства и связи, а существенные.

Абстрагирование — это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.

Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого мышления вообще. Абстракция имеет свой предел: нельзя, как говорят, безнаказанно абстрагировать пламя пожара от того, что горит. Острие абстракции, как и лезвие бритвы, можно, по меткому выражению Б. Рассела, все оттачивать и оттачивать, пока от нее ничего не останется. Вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления и от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в прямой зависимости прежде всего от природы изучаемого объекта и тех задач, которые ставятся перед исследованием. И. Кеплеру, например, были неважны цвет Марса и температура Солнца для установления законов обращения планет.

Абстрагирование — это движение мысли в глубь предмета, выделение его существенных моментов. Например, чтобы данное конкретное свойство объекта рассматривалось как химическое, необходимо отвлечение, абстракция. В самом деле, к химическим свойствам вещества не относятся изменения его формы; поэтому химик исследует медь, отвлекаясь от конкретных форм ее существования.

Задачей всякого познания является обобщение — процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. В процессе обобщения совершается переход от единичных понятий к общим, от менее общих понятий к более общим, от единичных суждений к общим, от суждений меньшей общности к суждениям большей общности, от менее общей теории к более общей теории, по отношению к которой менее общая теория является ее частным случаем.

Мы не смогли бы справиться с обилием впечатлений, наплывающих на нас ежечасно, ежеминутно, ежесекундно, если бы непрерывно не объединяли их, не обобщали и не фиксировали средствами языка. Научное обобщение — это не просто выделение и синтезирование сходных признаков, но проникновение в сущность вещи: усмотрение единого в многообразном, общего в единичном, закономерного в случайном.

Написание рефератов | Факультет биологических наук

  1. Бакалавриат
  2. Исследования и стажировки
  3. Написание рефератов

Перейти к реферативному формату или предложениям преподавателей

 


Что входит в реферат?


 

Люди используют ваше резюме, чтобы понять ваш проект и решить, захотят ли они посетить ваш постер или посмотреть ваше выступление. Их может заинтересовать тема, результаты или конкретные методы, которые вы использовали. Таким образом, аннотация должна кратко описывать общую картину и цель исследования, вопрос, который вы исследовали/гипотезу, которую вы проверили, проведенные вами эксперименты, полученные вами результаты и актуальность ваших выводов.

Yikes в 250 словах (обычно) или меньше! Один абзац.

Тезисы должны обобщать то, что вы планируете представить, поэтому сначала  решите, что вы будете представлять, и

затем  напишите аннотацию.

Не рассчитывайте на результаты, которые вы думаете, надеетесь или уверены, что  будете иметь к собранию; упоминайте только то, что вы уже сделали. Конечно, вам предлагается  показать  самые свежие данные в презентации, но вы не будете обещать результат, которого могли бы не получить.

Обсудите свой план с лаборантом (PI, Post doc и т. д.)  , прежде чем вы начнете писать .

Ваш реферат должен быть написан ВАШИМИ словами, а не кем-то другим в вашей или другой лаборатории. Замечательно читать рефераты, написанные другими, но отложите их, прежде чем писать свои собственные.

~50% РЕЗЮМЕ ОПИСЫВАЕТ, ЧТО ВЫ УЖЕ СДЕЛАЛИ

 


Формат тезисов для научно-исследовательского симпозиума бакалавриата кафедры биологических наук


 

  • Не более 250 слов для «тела» аннотации (без исключений). Название и авторы: , а не , включены в количество слов
  • .
  •  Один абзац.
  • Заголовок: 20 pt, Arial, по центру,  полужирный , не более 2 строк
  • Авторы: шрифт Arial, 18 пт, по центру, две строки под заголовком; имя, фамилия для каждого автора
  • Основная часть тезисов: 16 пт, Arial, две строки под авторами, выравнивание по левому краю, одинарный интервал
  • Поля 1 дюйм
Это должно уместиться на одной странице.

Тезисы будут напечатаны в буклете, распространяемом на постерной сессии. Перед отправкой проверьте свой PI в своей лаборатории! Не включайте реферат на плакат.

 


Предложения преподавателей


 

Секреты написания рефератов доктором Бродским

Ваш реферат должен отвечать на следующие вопросы:

  1. Почему нам важен ваш проект? Свяжите свою тему исследования (общую картину) с человеческим интересом (болезнь, открытие процесса, давний вопрос и т. д.)
  2. Какой вопрос вы задаете в своем конкретном проекте?
  3. Какие подходы вы использовали для ответа на этот вопрос. Бывший. Чтобы…. мы использовали…
  4. Чему ты научился? Мы нашли… Результатов
  5. Почему важны ваши результаты? Подключитесь к общей картине.

Доктор Пиблз предлагает следующее взвешивание вашего реферата

  • Предыстория и значимость 25-30%
  • Ваш подход и эксперименты 50%
  • Заключение и будущее 20-25%

Преобразование абстрактных концепций генетики в конкретные, доступные знания

Теги: прикладные знания, концептуальные знания, экспериментальное обучение, решение проблем, методы опроса, студенческий опыт, визуальное обучение , 2018

Задача: Генетика является сложным предметом для многих учащихся из-за абстрактных понятий. В других классах MCB учащиеся часто изучают биологию с помощью описательных рассказов — каждый шаг клеточного процесса вытягивается, сравниваются морфологии организмов или подробно описывается кристаллическая структура белка. Однако классические генетические «правила» работают как математическая логика; они позволяют группировать вещи, выводить порядок событий и строить модели, но не имеют конкретных форм или образов. Нашим студентам-биологам и биологам, которые привыкли к принципу «увидеть — значит поверить», правила генетики кажутся неосязаемыми и запутанными, особенно с точки зрения того, что эти правила означают и как их следует применять. Неудивительно, что я часто слышу, как студенты кричат: «Я в замешательстве, но я не знаю, в чем я запутался». Учитывая абстрактный характер генетики, трудная часть состоит в том, чтобы помочь учащимся «увидеть» концепции, чтобы они могли лучше их понять.

Решение и оценка: За два года проб и ошибок в преподавании генетики я остановился на стратегии «ААА»: (сделать) аналогию-применить-собрать. На первом этапе я использовал визуальные аналогии из реальной жизни, чтобы представить концепции. Хорошая аналогия исходит от повседневных предметов или сценариев, знакомых учащимся. Например, чтобы объяснить, чем отличается «активатор» от «репрессора», я нарисовал автомобиль в разрезе и объяснил, что активатор действует как двигатель, приводя автомобиль в движение (т. е. запуская биологический процесс), в то время как репрессор работает, как набор тормозов, чтобы заставить машину остановиться. Мне нравятся эти аналогии из реальной жизни, потому что изображения автомобиля, самолета или баскетбольного матча контекстуализировали концепцию и позволяли учащимся трансформировать новую концепцию генетики в знакомые концепции. Это знакомство привлекло их и вызвало моменты «ага», которые помогли им — особенно тем, кто чувствовал себя потерянным — обрести уверенность в том, что они могут изучать генетику. Действительно, когда я спросил студентов, имеет ли смысл эта аналогия, многие с улыбкой кивнули. Некоторые также отметили в моих оценках преподавания, что «концепции стали более понятными».

Мой второй шаг — применить концепции. Хотя правила генетики не являются физическими объектами, они обретают форму в нашем уме, когда мы применяем их для решения конкретных вопросов, потому что процесс решения проблем основан на самих правилах. Поэтому я тщательно разработал практические вопросы, чтобы они варьировались от простых до сложных, и использовал несколько правил, которые ученики легко запутали. В разделах я сначала направлял класс к решению основных вопросов приложения и просил студентов обсудить сложные вопросы (например, сравнить/сопоставить понятия) в группах, пока я ходил. Затем я предложил каждой группе подвести итоги обсуждения и записал ключевые моменты на доске. Как рассказали мне студенты в рабочее время, они лучше поняли концепции, увидев, как они применяются — и по-разному — применяются в конкретных биологических контекстах. В моих педагогических оценках 36 из 38 студентов поставили оценку 7/7, согласившись с тем, что «концепции были объяснены ясно»; более 10 студентов отметили, что материалы раздела были полезными.

Наконец, физик Ричард Фейнман однажды сказал: «То, что я не могу создать, я не понимаю». Другими словами, один из лучших способов что-то понять — это создать или собрать это. Я задал каждой группе домашнее задание, чтобы создать свои собственные вопросы для концепции. Здесь я сделал акцент на творчестве (например, на странных символах/организмах), чтобы учащиеся могли придать этой концепции разные формы. Их вопросы меня поразили! Например, одна группа «изобрела» фермент под названием «медвежья аза», который метаболизирует сахар «оски-озу», создала таблицу признаков для двух мутантов (А- и В-) и спросила, какие типы регуляторов А и В мы. Этот вопрос эффективно проверял концепцию классификации гена как «активатора» или «репрессора», демонстрируя умный стиль Кэла! Более активное вовлечение студентов в работу с материалами отражалось в креативности и продуманности их вопросов, которые, согласно оценкам, подталкивали их к «по-другому вовлечению в процесс обучения» и заставляли их «гораздо более подробно изучать материал».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *