Абстрагирование это в обществознании: Что такое абстрагирование в обществознании. Абстрагирование как процесс познания

Основные мыслительные операции

Ежедневно в голове человека возникают сотни мыслей, которые различаются не только информацией, но и по способу ее содержания. В процессе умственной деятельности мыслительные операции протекают неосознанно, хотя при желании человек может их осознавать. 

МЫШЛЕНИЕ

Формы мышленияМыслительные операции
  • Понятие
  • Суждение
  • Умозаключение 
  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Классификация (систематизация)
  • Абстрагирование
  • Конкретизация

Анализ — мысленное расчленение целого на части в целях исследования их свойств (например, исследуя какой-либо механизм, необходимо изучить детали, из которых он состоит).

Синтез — .мысленное воссоздание целого из частей в целях усмотрения связей между ними (например, когда мы говорим «яблоко», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха, вкуса и пр. ).

Обобщение — выявление общего между различными предметами (например, «лилия», «гладиолус», «тюльпан» — это «цветы»).

Сравнение — это метод исследования, при котором выделяется общее или различное между объектами. Сравнение всегда взаимосвязано с анализом и синтезом. Так, сначала путем анализа выделяется то свойство объекта, которое необходимо сравнить, затем находятся общие черты и различия, делается вывод, совмещая полученные результаты (синтез).

Классификация — систематизация видов в рамках какого-либо класса предметов в целях выявления их свойств и определения взаимосвязей между ними (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).


Абстракция (абстрагирование) — отвлечение от несущественного, формирование абстрактного объекта. 

Так, например, человек, глядя на облако, рассматривает лишь его форму, мысленно не погружаясь в то, что это частицы воды и льда в атмосфере.

Абстрагирование необходимо для более полного и глубокого изучения предмета или явления. В результате абстрактного мышления создаются художественные образы, поэтому оно составляет основу любой творческой деятельности.

Абстрагирование осуществляется в два приема: 

  • с одной стороны, внимание отвлекается от мелких, незначительных деталей, 

  • с другой стороны — концентрируется на более общих и более важных вещах.

Конкретизация — это мыслительная операция противоположная абстрагированию, которая заключается в выявлении определенного предмета, детали, качества, свойства или явления, это уточнение необходимое для наиболее полного раскрытия его содержания.


В науке также используются индуктивный и дедуктивный способы мышления.

Индукция (от частного к общему) — это логическая форма мысли, размышление от частных суждений к общему умозаключению, те. от фактов к выводу. Например, на основе нескольких фактов о каком-либо качестве или свойстве одного или более объектов, мы можем сделать вывод о том, что у всех подобных объектов существует данное свойство или качество. Так, если взять все числа от 1 до 9 и каждое последовательно разделить на 2, то выявится закономерность того, что каждое четное число делиться на два, из этого делается вывод о том, что все четные числа делятся на два.

Дедукция (от общего к частному) — это форма логической мысли, при которой частный вывод складывается на основе общих суждений. Например, на основе общих знаний физики и личном опыте мы можем сделать вывод об устройстве маятника или любого другого устройства:

Вывод: хронометр отсчитывает время.

Дедуктивный метод мышления считается основным в юриспруденции, так как на основе общих законов осуществляются расследования и судебные процессы по частным конкретным случаям. То же можно сказать и про математические дисциплины, где на основе общих формул решаются конкретные примеры.

Методы индукции и дедукции широко распространены в научной деятельности, так как такие объекты как вселенная или прошлое не подвластны практическим методам исследования.

абстрагирование и идеализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.

Абстрагирование-это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого мышления вообще. Абстрагирование- это движение мысли в глубь предмета, выделение его существенных моментов. Важным примером научного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования. Идеализация- мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Идеализация –это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, могут быть: точка, окружность, линия.

Аксиоматический- метод не требующий доказательства. Гипотетико-дедуктивный, когда при помощи дедукции из множества гипотез выдвигается, выбирается один факт, одна гипотеза.

Диалектика — форма категориального развития мысли через противоречия. Она способствует стягиванию всех разделений, связей, переходов, противоречий в единую систему категорий. Сократ: диалектика ведёт происхождение от спора, диалога, имеет субъективный характер. Посредством диалектического хода мыслей обнаруживается истина. Объективная диалектика восходит к Гегелю, который указал на противоречия как основной импульс развития духа. Диалектика здесь рассматривается как метод развития, с помощью которого обнаруживаются и разрешаются противоречия.

1. закон единства и борьбы противоположностей; Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие. Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ.

друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). «Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. Различают виды противоречий: 1. Антагонистические и неантагонистические. Антагонистические — это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие. Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества. 2. Внутренние и внешние. Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением). Внешние — противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой). 3. Основные и неосновные. Основные — противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета. Неосновные — противоречия между другими сторонами предмета. Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию.
Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. 2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством. Качество – 1. свойство предмета — такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами. 2. структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов 3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен. 4. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии. Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера. Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям.
Данный закон показывает механизм развития предмета. 3. закон отрицания отрицания Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

Глоссарий социальных исследований

 

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Главная 15

Ссылка для цитирования: Harvey, L., 2012-23, Глоссарий социальных исследований

, Quality Research International, http://www.qualityresearchinternational.com/socialresearch/

Это динамический глоссарий, и автор будет приветствовать любые предложения по электронной почте о дополнениях или поправках. Страница обновлена 11 ноября 2022 г. , © Ли Харви, 2012–2023.

 

 

________________________________________________________________

Абстракция

основное определение

Абстракция обычно понимается как разложение чувственного восприятия мира объектов на концептуальные категории.

пояснительный контекст

То есть мы начинаем с (буквально) объективного мира и выбираем повторяющиеся или кажущиеся ключевыми или определяющими черты до тех пор, пока не будет сформулировано абстрактное понятие (по крайней мере, в нашем уме, если не в прямом смысле). коммуникабельная форма). Этот процесс выделения некоторых признаков из набора наблюдаемых объектов лежит в основе большинства систем классификации. Например, мы разрабатываем абстрактное понятие дерева, исследуя ряд различных форм деревьев и выделяя те аспекты, которые присущи абстрактному понятию «дерево».

 

Этот процесс принят в феноменалистских (не феноменологических) подходах к знанию, которые предполагают имплицитное предположение, что наука начинается с фактических наблюдений и абстрагируется от них.

 

Другая точка зрения состоит в том, что абстракция — это концептуализация без ссылки на конкретные объекты. В этом смысле абстракция есть идентификация или концепция сущности идеи или объекта.

 

Более прагматичный взгляд на абстракцию состоит в том, чтобы рассматривать ее как неотъемлемую часть практического применения. То есть мы абстрагируемся, используя что-то. Например, мы постигаем абстрактную структуру партитуры, когда используем ее при обучении игре на музыкальном инструменте.

 

Абстракция в критическом социальном исследовании

Однако критическое социальное исследование обращает вспять обычный процесс дистилляции абстрактного мышления. Фактическое наблюдение не является отправной точкой, поскольку факты не существуют независимо от их теоретического контекста. Факты, основанные на каком-либо чувственном восприятии (сокращенно на наблюдении), не имеют смысла, если они не связаны с другими фактами, т. е. объединены в теоретическую структуру. Наблюдение нагружено теорией. Таким образом, объекты наблюдения только кажутся конкретными, а на самом деле являются абстракциями, основанными на теории.

 

Критическое социальное исследование движется от абстрактного к конкретному.

Он начинается с абстрактного обобщения. Однако такие абстракции не должны толковаться как конкретные факты сами по себе, напротив, они должны рассматриваться как понятия, лишенные эмпирического содержания. Абстрактное понятие рассматривается как тема исследования само по себе, а не само собой разумеющееся. Критический подход к абстракции не просто обеспечивает основу для упорядочивания явлений и их овеществления, а использует их для проникновения под поверхность явлений.

 

Например, процесс абстракции Маркса в «Капитале» предполагает отказ от само собой разумеющегося исходного пункта буржуазной экономики, т. е. денежной формы обмена. Маркс исследовал сущность капиталистических отношений. Поэтому он не начал с денежных стоимостей, а исследовал основу производства и обмена, чтобы увидеть, что стоит за затемнением денежных стоимостей. Товар был сущностью, которую он раскрыл. Он показал, что капитализм по существу связан с производством и обменом товаров.

 

Харви (без даты) утверждал, что критическая абстракция лежит в основе науки, которая ограничена приверженностью к позитивизму.

 

Абстракция и классификация

Абстракция в смысле выделения некоторых признаков из набора наблюдаемых объектов лежит в основе большинства систем классификации.

 

На более поверхностном уровне абстракцию можно рассматривать как простое игнорирование нерелевантных признаков (независимо от их отношения к абстрагируемой категории) и просто концентрацию на классифицирующем признаке. Это упрощенное представление вызывает вопросы о происхождении схемы классификации.

 

Абстрактное искусство

Абстракция в искусстве относится как к процессу абстракции, так и к движению абстрактного искусства.

 

Общее понятие абстракции заключается в представлении объектов в живописи, скульптуре и т. д. с помощью приемов, которые буквально представляют объект внимания. Возможно, вся живопись, будучи двухмерной, абстрагируется от трехмерных объектов, которые она представляет. (То самое, что делает абстрактное искусство).

 

Однако абстракция в искусстве обычно имеет более конкретную направленность и относится либо к процессу абстрагирования от внешнего вида, либо к созданию объектов искусства, имеющих абстрактную (т. е. нерепрезентативную) форму. (Мюррей и Мюррей, 1968; Осборн, 1970)

Движение абстрактного искусства можно было бы точнее назвать нерепрезентативным искусством. Обычно это относится к движению 20-го века, которое отреагировало на традиционный европейский натурализм.

 

Однако термин «абстрактное искусство» сбивает с толку и вызывает споры. По существу, абстрактное искусство использует один из следующих подходов:

Во-первых, эссенциализм, то есть изображение существенных или родовых форм вещей, устранение частностей или случайных аспектов. Таким образом, такие движения, как импрессионизм, упрощают мир, создавая впечатление о его характерных чертах. Предшественники абстрактного искусства (такие как кубизм и экспрессионизм) иногда рассматриваются как абстрагирующие несколько простых элементов от мира. Этот эссенциалистский подход иногда ошибочно называют стилизацией или искажением.

 

Во-вторых, создание конструкции форм и цветов, полученных из сцены или объекта, но не имеющих идентифицируемых конкретных ссылок на исходные объекты реального мира, на которых была основана картина (например, Биссьер, Бранкузи, Хитченс).

 

В-третьих, создание самостоятельной конструкции форм, цветов, линий, не имеющих прямого отношения к вещам мира, т. называют геометрическими формами). Этот способ рисования иногда называют чистой абстракцией, но на самом деле он не абстрагируется от внешнего вида.

 

Этот третий тип абстракции принимает органическую форму (например, Кандинский, Миро, Арп, Клайн), классическую форму, которая имеет тенденцию быть более геометрической (например, Мондриан, Бен Джонсон, Малевич, Габо и Махоли-Надь) и абстрактная экспрессионистская форма (например, Поллок, Ротко). Между этими формами нет строгого разделения.

аналитический обзор

Гудмен (2009) описал абстракцию как: (т. е. абстрагироваться), а также для описания некоторых произведений, которые лишь частично, если вообще подпадают под то, что обычно понимается как репрезентативное. Различные идеи и проявления абстракции появлялись в работах художников в последовательных современных движениях 20 века. Поскольку понятие абстракции во втором смысле всегда зависит от того, какими считаются параметры репрезентации, эти два термина могут быть смежными по определению, что поднимает интересные вопросы для общей теории референции. Например, абстрактное произведение часто определяется как произведение, которое ничего не представляет, но не всякое произведение, которое ничего не представляет, обязательно является абстрактным. Картина с вымышленным сюжетом, например картина с изображением Дон Кихота или Камелота, ничего не изображает (поскольку такого лица или места нет), но, следовательно, не является абстрактной.

 

Галерея Тейт (без даты) относится к абстрактному искусству:

Абстрактное искусство — это искусство, которое не пытается представить точное изображение визуальной реальности, а вместо этого использует формы, цвета, формы и знаки жестов.

Строго говоря, слово абстракция означает отделить или вывести что-то из чего-то другого.

Этот термин может применяться к искусству, основанному на объекте, фигуре или пейзаже, где формы были упрощены или схематизированы.

Он также применяется к искусству, в котором используются формы, такие как геометрические фигуры или знаки жестов, которые вообще не имеют источника во внешней визуальной реальности. Некоторые художники этой «чистой» абстракции предпочитали такие термины, как «конкретное искусство» или «необъективное искусство», но на практике слово «абстрактное» используется повсеместно, и различие между ними не всегда очевидно.

Абстрактное искусство часто считается носителем нравственного аспекта, поскольку оно символизирует такие добродетели, как порядок, чистота, простота и духовность.

С начала 1900-х годов абстрактное искусство стало центральным направлением современного искусства.

Связанные выпуски

Связанные области

См. Также

Критические социальные исследования

Секция «Реальный мир». «Абстракция», изначально, но больше не доступна на http://www.moma.org/collection/theme.php?theme_id=109. 46, по состоянию на 28 января 2013 г.

Harvey, L., без даты, The Nature and Growth of Science , мимео.

Мюррей, П. и Мюррей, Л., 1968, Словарь искусства и художников (второе издание). Хармондсворт, Пингвин.

Осборн, Х. (ред.), 1970, The Oxford Companion to Art. Оксфорд, Кларендон Пресс.

Галерея Тейт, без даты, «Абстрактное искусство», доступно по адресу https://www.tate.org.uk/art/art-terms/a/abstract-art, по состоянию на 21 ноября 2019 г.


copyright Lee Harvey 2012–2023



Top

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Home

Как написать реферат для статьи по общественным или гуманитарным наукам? Editage Insights

  • 69,7 тыс. просмотров
  • Популярный
  • Заголовок, реферат и ключевые слова

Подробный вопрос —

Пожалуйста, дайте мне несколько советов по написанию реферата для статьи по общественным или гуманитарным наукам. Информация о том, как структурировать реферат, часто встречается для медицинских и технических областей, но не для социальных и гуманитарных наук.

1 Ответ на этот вопрос

Ответ:

Аннотация к статье по гуманитарным или общественным наукам, как правило, неструктурирована, то есть не разделена на определенные разделы, такие как Введение, Методы, Результаты и т. д. Обычно состоит из одного абзаца, в котором дается обзор содержания и объема исследования. Обычно длина аннотации может составлять от 150 до 250 слов, поэтому вы должны убедиться, что включаете только то, что необходимо и актуально.

Хотя аннотация написана в виде одного абзаца, она должна обобщать информацию обо всех разделах вашего исследования, включая ваш тезис, цели, подход, основные результаты и выводы.

Лучше всего писать аннотацию в конце, после того, как вы закончите написание статьи, чтобы у вас было четкое представление о содержании и объеме вашей работы и вы могли представить ее сжатую версию в своем аннотации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *