Какое мышление лучше — абстрактное или конкретное? | Психология
Например, в реальности существует конкретная береза, растущая под вашим окном. Но ее можно абстрагировать вместе со всеми остальными деревьями в абстрактном слове «дерево». Далее можно сделать еще большую абстракцию — «растение». И еще большую — «живое существо». И еще большую — «материальный объект». И даже еще большую — просто «объект».
То есть абстракция — это некое обобщение конкретных явлений. Множество разных деревьев можно назвать словом «дерево». По сути, бесконечное множество деревьев можно назвать таким словом. Но в реальности «дерева вообще» нет. Ни одного «дерева вообще» в реальности не существует.
Собственно, в абстракциях нет ничего плохого. Они нужны для решения определенных сложных задач. Проблемы начинаются тогда, когда в нашем мышлении абстрактного становится больше, чем конкретного.
В этом случае оказывается, что наше мышление ушло из реального мира в мир абстракций. Который, собственно, только в мышлении и существует. И начинает человек безуспешно решать абстрактные задачи, страдать от нерешенных абстрактных проблем, задаваться абстрактными, а значит заведомо не имеющими правильного ответа вопросами…
Самый известный пример запредельно абстрактного вопроса, ошибочно принимаемого за реальность: «В чем смысл жизни?» Здесь оба слова — и «смысл», и «жизнь» — запредельные абстракции. Смысл вообще? Жизнь вообще? Как это?
Собственно, если понаблюдать за своим мышлением, таких абстрактных понятий, вопросов и рассуждений наблюдается запредельное множество. Люди страдают от абстрактной депрессии, пытаются преодолеть абстрактную лень, ищут абстрактное счастье, мучаются от несоответствия абстрактным идеалам, озабочены проблемами абстрактного добра и абстрактного зла (не замечая конкретного добра и конкретного зла, которые творят они сами и другие люди), пытаются абстрактно улучшить свою абстрактную жизнь, стараясь найти абстрактное призвание… Список можно продолжать бесконечно.
Собственно, человек, думающий исключительно абстракциями, просто перестает быть живым. О чем-то живом, настоящем, реальном он подумать уже не может — мысли переполнены абстракциями. А конкретика кажется чем-то мелким, неважным и незначительным. Хотя на самом деле, разумеется, все в точности наоборот.
Поэтому очень важно уметь отличать, где конкретика, а где абстракция.
Конкретные явления — они наблюдаемы, находятся в конкретном месте и времени, их можно увидеть, услышать, ощутить, они единичны и уникальны, они изменчивы, с ними, как правило, можно что-то сделать. Абстракции, напротив, находятся исключительно в наших рассуждениях, обозначают сразу бесконечное множество явлений, вечны и постоянны, и сделать с ними ничего нельзя, потому что они просто нереальны. Это просто мысли. Их можно или думать, или не думать. И всё.
Конкретное — это трава на лужайке. Абстрактное — «жизнь во Вселенной». По лужайке можно, например, пройтись. А что делать с «жизнью во Вселенной» — непонятно. Непонятно даже, что это вообще такое.
(Кстати, понятие «я» — тоже абстракция. Вы об этом не задумывались? Попробуйте.)
Причем, что самое смешное — абстрактное просто не может существовать без конкретного. Как я уже написал, абстрактные понятия — это просто обобщения конкретных явлений. И если перестать думать о конкретных явлениях — абстрактные тоже очень быстро закончатся. И тогда подумать вообще ничего будет нельзя. Наступит мыслительный ступор.
Итого. Мышление, чтобы оно приносило пользу, должно быть как можно более конкретным. Абстракции, разумеется, тоже можно использовать, но только в контексте решения конкретных задач. И любые абстрактные рассуждения обязательно должны проверяться на конкретных экспериментах. То есть абстрактное должно начинаться из конкретного и в конкретном же заканчиваться.
Потому что только конкретное — реально. А все абстрактное — нереально.
Теги: самоанализ, мышление, личностная психология, абстрактное мышление, мысли
понятие, примеры, формы, как развить?
Мышление – это особая форма познания, которая свойственна только людям. Психологи выделяют большое количество разных видов мышления, каждый из которых играет свою роль в познавательных процессах. Сегодня мы поговорим об абстрактном (или абстрактно-логическом) мышлении. Оно формируется у человека примерно к 7-летнему возрасту и подразумевает манипулирование общими понятиями, а не конкретными объектами или явлениями.
Что такое абстрактное мышление?
Абстрактное мышление – это оперирование абстрактными понятиями. К таковым относятся понятия, которым не соответствуют конкретные объекты или явления. Это могут быть обобщения (человек, животное, собака), а также различные понятия, получающие свой смысл непосредственно в процессе мышления или дискуссии (число, нравственность, материя).
В диалектической логике абстрактное противопоставляется конкретному. К примеру, можно говорить о конкретной собаке, а можно о собаке или животном вообще – это уже абстракция. Можно говорить о том, что сегодня на улице плохая погода – дождь и гроза, а можно говорить о погоде как о явлении вообще.
Чтобы правильно понять, что такое абстрактное мышление, важно понимать смысл терминов «абстракция» и «абстрагирование». Абстракция – это отвлечение от части свойств объекта. К примеру, в живописи это подразумевает, что художник отбрасывать часть визуальных свойств персонажей и предметов, чтобы подчеркнуть другие свойства и передать определённые эмоции. Абстрагирование – это сам процесс обобщения и упрощения, отбрасывания конкретных деталей, несущественных в текущем контексте.
Абстрактное мышление позволяет нам размышлять о различных объектах и явлениях, не конкретизируя их свойств. Пользуясь им, мы можем представить и осмыслить некоторую ситуацию, не формулируя происходящее словами и не воссоздавая никаких образов в мыслях. Являясь самым быстрым из доступных нам способов мышления, именно оно позволяет нам быстро находить неординарные способы решения возникающих перед нами проблем.
Отличия от «конкретного» мышления
Абстрактное и конкретное мышление можно считать противоположностями друг друга. Первое направлено на концептуализацию и обобщение, тогда как второе конкретизирует объект или явление, придаёт принципиальную важность ему или его свойствам.
Конкретное или конкретно-предметное мышление возникает в возрасте 18 месяцев и развивается примерно до 7 лет. Используя его, ребёнок может решать задачи, используя конкретные предметы и их образы. При этом он не способен отвлекаться от реальных предметов, ему недоступны абстрактные понятия и категории.
Абстрактное или абстрактно-логическое мышление возникает у ребёнка примерно к 7-летнему возрасту, после чего развивается по мере формирования его личности. Вместе с ним он получает способность оперировать категориями, которые не существуют в реальной природе в виде конкретных объектов или явлений.
Примеры абстрактного мышления
Наиболее очевидным примером абстрактного мышления являются математические операции. Можно использовать математику в реальной жизни, подсчитывая или измеряя конкретные предметы и явления. Но при этом мы можем полностью абстрагироваться от реальности, используя абстрактные значения.
К примеру, каждый прекрасно понимает, что означает число 10, даже если речь не идёт о 10 конкретных предметах. Кроме того, абстрактными являются математические действия. Мы можем складывать, делить, умножать и вычитать, не подразумевая при этом каких-либо конкретных объектов.
Менее очевидный, но гораздо более обширный пример – язык нашего общения. Он состоит из огромного количества абстрактных лексических единиц, большинство из которых так или иначе сопоставляются с реальными объектами и явлениями, но в разговоре далеко не всегда привязаны к чему-то конкретному. Предложения, которые мы используем в речи, представляют собой абстрактно-логические цепочки лексем, которые наш собеседник может понять и интерпретировать достаточно однозначно.
Формы абстрактного мышления
Абстрактное мышление может принимать три формы: понятие, суждение и умозаключение. Обычно, мысля абстрактно, человек последовательно использует все три формы. Рассмотрим каждую из них подробнее.
- Понятие. Это обобщенная абстракция, описывающая определённый предмет или явление, но не указывающая на конкретный объект или событие. Примеры понятий: человек (абстрактный человек, а не конкретный индивид), дом, собака
- Суждение. Это некое утверждение, содержащее информацию о свойстве определённого предмета. Суждения подразделяются на правдивые и ложные, а также на простые и сложные. Простое суждение указывает на один факт, тогда как сложное может описывать закономерность или причинно-следственную связь. К примеру, суждение «Трава зелёная» простое и правдивое, тогда как суждение «Мы не соскальзываем с Земли, потому что она плоская» сложное и ложное.
- Умозаключение. Умозаключение представляет собой новое суждение, сформулированное на основе нескольких других. Оно представляет собой результат рационального познания (то есть, получено не эмпирическим путём). Пример умозаключения на основе двух суждений: «Утром в этой вазе были конфеты» + «Сейчас ваза пуста» → «Кто-то съел все конфеты».
Какие преимущества даёт абстрактное мышление?
Абстрактное мышление является источником для творческих идей, которые необходимы практически в каждой профессии. Креативность позволяет придумывать идеи для новых проектов, находить необычные решения для поставленных задач, подбирать для себя инструменты и создавать новые.
Креативный подход полезен во всех сферах жизни, а опирается он в первую очередь на способность мыслить абстрактно.Развитое абстрактное мышление даёт такие преимущества как:
- умение решать сложные проблемы;
- высокий уровень интеллекта;
- высокий уровень креативности;
- склонность к различным искусствам;
- умение выходить за рамки стереотипов;
- умение генерировать новые идеи;
- умение предсказывать и оценивать перспективы проекта;
- способность замечать потенциальные подводные камни.
Как развить абстрактное мышление?
Как мы уже выяснили, способность мыслить абстрактно очень важна, поэтому любому человеку стоит работать над тем, чтобы развивать её. Как и другие когнитивные способности, абстрактное мышление развивается при активном использовании. Для этого можно выполнять 5 простых, но эффективных упражнений:
- Осмысление абстрактного объекта или явления.
- Игра в ассоциации. В эту игру очень любят играть дети, точнее, у них это получается непроизвольно. Глядя на облака, они узнают в них знакомые образы. Они могут сказать вам, на что похожа стоящая у обочины машина, какую форму имеет дерево, на что похож звук пылесоса или стиральной машины. Дети делают это непроизвольно, потому что изучают мир и всё, что их окружает, вызывает у них интерес. Но и взрослым стоит чаще играть в эту игру, пытаясь узнавать знакомые образы в очертаниях предметов, искать ассоциации к определённым звукам, пытаться понимать, на что похож вкус того или иного блюда.
- Развитие образного мышления. Абстрактно-логическое мышление во многом зависит от образного. Поэтому для его развития полезно активно использовать способность мыслить образами. Для этого можно вспоминать события, произошедшие за день, стараясь восстановить в воображении визуальные образы, голоса и иные звуки, испытанные эмоции, запахи и вкусы. При этом важна детализация. К примеру, вспоминая чьё-то лицо, желательно отчетливо представить форму носа, глаз и прочие детали.
- Использование метафор. Для того, чтобы придумать хорошую метафору, необходимо развитое абстрактное мышление. И его можно развивать, используя данную особенность. Для этого полезно читать художественную литературу, в которой часто встречаются интересные и неожиданные метафоры. Полезно также применять их в повседневном общении, стараясь, конечно же, чтобы это выглядело уместно. Впрочем, если вы не уверены в качестве придуманной метафоры, её совсем не обязательно озвучивать.
- Нахождение сути. Очень полезно докапываться до сути различных событий, явлений и даже собственных действий. Для этого можно задавать себе вопросы обо всём, что нас окружает. Примеры таких вопросов: «Почему эта вещь имеет именно такую форму?», «Почему я делаю эту работу именно так? Не должен ли я делать её иначе?», «Каким будет результат моих действий? Это именно то, что мне нужно?», «Могу ли я упростить свою работу, чтобы добиться того же результата меньшими усилиями?». Поиск ответов на подобные вопросы не только поможет развить абстрактное мышление, но и может заметно упростить жизнь.
Заключение
Абстрактное мышление – это одна из важнейших форм познания. Оно позволяет нам мыслить быстро, чтобы адаптироваться к меняющимся условиям и находить решения различных проблем. Кроме того, оно обеспечивает нам способность мыслить креативно, создавать что-то новое, генерировать нестандартные идеи и более полно раскрывать свой потенциал в любом виде деятельности. Не у всех оно развито одинаково хорошо, к счастью, развить абстрактное мышление можно, воспользовавшись упражнениями, которые мы сегодня рассмотрели.
Развитие конкретных и абстрактных моделей мышления
Время чтения: 6 минут
Абстрактное мышление и конкретное мышление принципиально различны и даже могут считаться противоположностями. Конкретному мышлению обычно не хватает глубины, и оно включает в себя поверхностные концепции. С другой стороны, абстрактное мышление включает в себя более глубокие понятия. Читайте дальше, чтобы узнать о разнице между конкретным и абстрактным мышлением.
Ключевые точки:
- Мышление обычно подпадает под категории абстрактного и конкретного мышления.
- В детстве мы начинаем с конкретного мышления, но переходим к абстрактному мышлению.
- Конкретное мышление может ограничить ваши социальные навыки.
- С помощью психотерапевта вы можете развить различные мыслительные способности.
Конкретное мышление
Это простейшая форма мышления, которая развивается у детей. В детстве вы могли идентифицировать объекты в своем окружении и не могли мыслить глубже поверхности. Вот почему дети склонны воспринимать вещи буквально и не могут понять фигур речи. В раннем детстве дети, как правило, учатся, используя органы зрения, осязания, обоняния, обоняния и слуха.
Когда они вырастут, дети смогут понять, что их действия могут иметь конкретные результаты. Например, они знают, что если толкнуть дверь, она откроется. Пока они не закончат свой второй год, дети обычно не в состоянии понять постоянство объектов, и поэтому они думают, что объекты перестают существовать, когда они исчезают из поля зрения. По той же причине вы можете обмануть детей, зажав их нос в руке.
Когда детям исполняется два года, они начинают понимать сигналы руками и невербальное общение. Кроме того, они начинают узнавать об идеях и эмоциях, а не просто полагаются на поверхностные понятия.
На седьмом году жизни дети начинают понимать, почему люди делают то, что делают, и могут распознавать эмоции других людей. Эта способность улучшается после 12 лет у большинства людей, и на этом уровне большинство людей могут анализировать ситуации и обобщать идеи. Переход от конкретного к абстрактному мышлению усиливается приобретением опыта и изучением новых понятий в школе. Со временем люди могут формировать представления о том, что чувствуют другие люди и как они могут действовать в определенных ситуациях.
Подпишитесь
на наш дайджест о психическом здоровье
Позвольте нам поддержать вас на пути к улучшению психического здоровья. Ежемесячно получайте экспертные советы и информацию о психическом здоровье на свой почтовый ящик.
Возможно ли сохранить конкретное мышление во взрослом возрасте?
Большинство взрослых мыслят абстрактно, поскольку конкретное мышление может сильно ограничивать их. Например, если вы не можете понять мотивы других людей, вам будет трудно взаимодействовать в социальных ситуациях. Люди, которые мыслят конкретными терминами, также могут иметь проблемы с пониманием общих социальных правил и не могут определить, когда утверждение сделано в шутку. Однако определенные психические состояния могут затруднить отход от конкретных моделей мышления. Распространенным расстройством, влияющим на модели мышления, является аутизм, и даже самые легкие проявления могут сильно повлиять на способность человека рассуждать в абстрактных терминах.
Важно отметить, что люди могут развить абстрактное мышление до определенного уровня, но при этом потерпеть неудачу в других аспектах этой формы мышления. Например, многие люди не могут понять другие фигуры речи и все равно придают буквальное значение таким фразам.
Кроме того, вы должны помнить, что отсутствие абстрактного мышления не означает, что человек умственно отсталый. Однако вы не сможете формировать творческие мысли и решать сложные проблемы. Это потому, что вам может быть трудно представить себе вещи, которые находятся вне поля зрения. Конкретные мыслители также склонны быть чрезвычайно жесткими в своем поведении и не часто меняют свое мнение. Это может привести к некоторым трениям в социальных ситуациях.
Также важно отметить, что люди с улучшенными навыками абстрактного мышления могут набирать более высокие баллы в тестах IQ и могут более эффективно использовать язык. Перейдя к абстрактному мышлению, вы станете более инновационными и сможете жить более полноценной жизнью.
Абстрактное мышление
В отличие от животных, люди могут обрабатывать идеи. Эта способность может существовать у высших приматов, но у этих млекопитающих она в значительной степени развита слабо. Как абстрактный мыслитель, вы можете размышлять о философии, а также об объектах или людях, которых вы встречали давным-давно. Абстрактное мышление также позволяет людям понимать человеческие мотивы и интерпретировать невербальные сигналы. Таким образом, развитие абстрактного мышления может значительно улучшить вашу способность взаимодействовать с людьми и формировать прочные отношения.
Абстрактное мышление обычно развивается непосредственно перед тем, как люди достигают подросткового возраста, но у некоторых детей эта способность может развиться гораздо раньше. Кроме того, у некоторых людей это может быть отложено до середины или позднего подросткового возраста. Следует отметить, что абстрактное мышление развивается не только с возрастом.
Взаимодействие с окружающей средой и получение различного опыта также помогают научиться созерцать идеи. Некоторые виды деятельности, которые могут улучшить ваши когнитивные способности, включают чтение, просмотр фильмов и размышления о чертах персонажей в рассказах. Например, инструкторы могут помочь детям изучить определенные черты характера, представляя истории, в которых главные герои совершают неправильные поступки, а плохие парни проявляют позитивное поведение. Например, такая история, как Робин Гуд, может помочь детям усвоить сложные концепции, поскольку главный герой работает вором, но распределяет добычу среди бедных.
Следовательно, развитие абстрактного мышления зависит как от возраста, так и от взаимодействия с разными идеями.
Общение с конкретным мыслителем
Общение с конкретным мыслителем может быть сложным. Одна вещь, которую вам следует избегать в разговоре с конкретными мыслителями, — это использование идиом и фигур речи. Например, они могут быть не в состоянии понять, что вы имеете в виду, когда говорите, что кто-то — цыпленок. Они будут интерпретировать идиомы буквально, и это полностью нарушит ваше общение. Точно так же вам следует избегать использования сарказма и шуток, потому что они обычно требуют воображения и игры слов.
Еще один важный совет, о котором следует помнить, заключается в том, что люди, мыслящие конкретно, не так легко понимают обобщения. Таким образом, вам следует избегать использования таких слов, как «скоро», и вместо этого можно указать конкретные периоды времени.
Предлагает ли конкретное мышление какие-либо преимущества?
Хотя конкретное мышление может повлиять на вашу способность нормально функционировать в обществе, оно может дать несколько замечательных преимуществ. Один из самых больших плюсов этой формы мышления заключается в том, что она может уменьшить травму, поскольку вы лучше способны приходить к реалистичным выводам. На самом деле терапевты учат людей развивать конкретные мысли при воздействии травмирующих событий, поскольку это помогает им понять результаты конкретных действий. Мышление в общих чертах может облегчить получение нереалистичных выводов.
Кроме того, некоторые исследования показали, что конкретное мышление может уменьшить чувство депрессии, поскольку вы не будете обобщать события. Думая конкретно, вы сможете избежать беспокойства и не будете страдать от повторяющихся негативных воспоминаний.
Можно научиться мыслить более конкретно, и для достижения наилучших результатов вам понадобится работа с терапевтом. Они составят план, который поможет вам определить конкретные действия и детали, связанные с травмирующим событием. С помощью этого упражнения вы сможете определить действия, которые вы можете предпринять, чтобы избежать подобных результатов, если такие же проблемы возникнут в будущем.
Все ли люди попадают в категории конкретных и абстрактных мыслителей?
Хотя существует множество форм мышления, большинство из них считаются подкатегориями абстрактного мышления. Давайте рассмотрим некоторые из этих типов мышления.
Креативное мышление
Значительная часть населения в той или иной степени может мыслить творчески. Люди с продвинутыми навыками творческого мышления могут придумывать новые решения проблем и обычно реализуют свои мысли. Творчество полезно не только тем, кто занимается творчеством, например писательством, но и может улучшить жизнь всех типов людей. Например, вам нужно будет придумать творческие решения, когда вы столкнетесь с проблемами в отношениях, поскольку это может предложить новые решения и облегчить вам поиск компромиссов. В некоторых случаях работа с семейным терапевтом может помочь вам прийти к таким идеям.
Аналитическое мышление
Аналитическое мышление также может быть необходимо для решения проблем, поскольку оно позволяет разбивать сложные вопросы на более мелкие. Таким образом, вы сможете лучше справиться с проблемой, так как она будет менее сложной. Аналитические мыслители могут собрать всю необходимую информацию в конкретном случае и определить возможные модели причин и следствий. Эта форма мышления обычно интегрируется с визуальным мышлением, поскольку оба они предполагают понимание конкретных ситуаций.
Критическое мышление
Критическое мышление было предметом споров со времен греческих философов. Развивая навыки критического мышления, вы сможете размышлять о событиях и делать собственные выводы. Это особенно важно сегодня, поскольку нас засыпают новостями из всех источников, и обычно мы вынуждены занять определенную позицию или сделать вывод. Благодаря критическому мышлению вы сможете понять, почему так много негативных новостей в определенное время, а также сможете понять, как связаны разные идеи. Например, вы сможете определить, когда кто-то использует ложную апелляцию к авторитету, чтобы повлиять на вашу позицию. В этом случае высокопоставленный врач не сможет дать авторитетное заключение по вопросам, касающимся истории или религии.
Конвергентное и дивергентное мышление
Эти два вида тесно связаны с творческим мышлением. Благодаря дивергентному мышлению вы сможете рассмотреть различные идеи и мнения и выбрать то, которое будет работать лучше всего. С другой стороны, конвергентное мышление включает в себя объединение различных идей для получения совершенно нового решения.
Можно ли улучшить свои навыки абстрактного мышления?
Как упоминалось ранее, абстрактное мышление может значительно улучшить вашу жизнь. Большинство людей в какой-то степени мыслят абстрактно, даже люди с психическими расстройствами. Но мы все можем улучшить свои навыки абстрактного мышления, выполнив некоторые упражнения. Одним из способов улучшить свои навыки абстрактного мышления является взаимодействие с разнообразной группой людей. Таким образом, вы сможете понять разные точки зрения и повысить уровень эмпатии. Другие способы улучшения навыков абстрактного мышления включают:
- Поиск закономерностей в повседневных задачах;
- Задавать вопросы «почему?»;
- Участие в импровизационном театре;
- Решение головоломок;
- Игра с образным языком.
Вы также можете получить план у консультанта.
Поговорите с нашими терапевтами
Как вы убедились, развитие навыков мышления может значительно улучшить ваше самочувствие. Так почему бы не поговорить с нашими терапевтами сегодня и не развить свои навыки? Профессионалы доступны 24/7 и могут быть доступны даже без расписания. Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы начать свою программу.
Попробуйте терапию Calmerry
- Текстовый терапевт
- Терапия депрессии
- Онлайн-консультация по вопросам горя
- Терапия тревоги
- Терапия ОКР
- Терапия самооценки
- Терапия эмоционального насилия
- ЛГБТ-дружественная терапия
- Консультации по семейным отношениям
Что это такое, ограничения и преимущества
Представьте себе: шумный класс средней школы, в котором учитель только что дал указание: «Все вставайте и меняйтесь местами со своим соседом».
Большинство учеников встают, переходят на другое место и снова садятся. Но один ребенок действительно прыгает. Он на самом деле собирается занять стул своего соседа. Этот ребенок может быть классным клоуном, но он также может быть конкретным мыслителем. Он воспринимает указания учителя буквально.
Конкретное мышление — это рассуждение, основанное на том, что вы можете увидеть, услышать, почувствовать и испытать здесь и сейчас. Его иногда называют буквальным мышлением, потому что это рассуждение, сосредоточенное на физических объектах, непосредственном опыте и точных интерпретациях.
Конкретное мышление иногда описывается как его противоположность: абстрактное мышление. Это способность рассматривать понятия, делать обобщения, мыслить философски.
Конкретное мышление является необходимым первым шагом в понимании абстрактных идей. Сначала мы наблюдаем и обдумываем то, что говорит нам наш опыт, а затем мы можем обобщать.
Раннее детство
Все люди обладают конкретным мышлением. По словам известного психолога Жана Пиаже, младенцы и маленькие дети проходят предсказуемые стадии когнитивного развития, в ходе которых они постепенно переходят от конкретного к абстрактному мышлению.
С самого раннего детства младенцы постоянно наблюдают за окружающей их обстановкой, обучаясь в основном с помощью своих пяти органов чувств.
По мере взросления они узнают, что могут взаимодействовать с предметами и людьми, получая предсказуемые результаты: встряхните погремушку, и раздастся шум. Бросьте ложку на пол, и кто-нибудь поднимет ее.
На этой ранней стадии развития — от рождения до примерно двухлетнего возраста — младенцы и дети младшего возраста думают с точки зрения того, что они могут наблюдать.
Младенцам не хватает постоянства объекта — представления о том, что объект продолжает существовать, даже если мы не можем его видеть или слышать. Если мячик упал за диван младенцу или малышу, это ушел .
По мере взросления дети начинают мыслить символически. Сигнал рукой представляет идею «еще» или «молока». Они учатся выражать свои желания словами, которые являются слышимыми символами мысли.
Постепенно, в возрасте от 2 до 7 лет, у них начинают развиваться способности рассуждать и предсказывать.
Начальная школа
Примерно в возрасте от 7 до 11 лет дети по-прежнему в значительной степени полагаются на конкретное мышление, но их способность понимать, почему другие действуют так, как они, расширяется. Детские психологи считают этот этап началом абстрактного мышления.
С 12 лет и до подросткового возраста дети постепенно развивают способность анализировать, экстраполировать, обобщать и сопереживать.
Подростковый возраст и взрослость
По мере взросления мы приобретаем опыт. Мы все больше способны обобщать то, что видели и слышали. Мы используем наш конкретный личный опыт и наблюдения, чтобы формировать гипотезы, предсказывать, рассматривать альтернативы и планировать.
Именно на этом этапе большинство людей приобретают навыки делать выводы о том, что другие люди будут думать и чувствовать в той или иной ситуации.
Некоторые состояния могут вызвать задержку развития абстрактного мышления. Люди с этими состояниями могут в значительной степени полагаться на конкретное мышление, что ограничивает их способность мыслить абстрактно и, возможно, влияет на то, как они общаются. Некоторые из этих состояний включают:
- расстройство аутистического спектра
- шизофрению
- деменцию
- черепно-мозговую травму, травматические или медицинские
- умственную отсталость
метафоры и другие виды образного языка — могут быть более сложными для учащихся с синдромом Клайнфельтера, некоторыми умственными недостатками и расстройствами аутистического спектра.
Эти исследования не обнаружили и не подразумевали, что интеллект был ниже, просто эти конкретные навыки абстрактного мышления были проблемой.
Людям с очень конкретным мышлением некоторые ситуации или задачи в результате могут показаться более сложными. Это могут быть:
- Эмпатия. Способность понимать, что другие люди чувствуют и в чем нуждаются, требует, чтобы вы могли смотреть и интерпретировать выражения лица, язык тела, слова, тона и поведение в социальном контексте. Некоторые люди, которые мыслят конкретно, могут неточно понимать эти социальные сигналы.
- Творчество. У людей с конкретным мышлением могут возникнуть трудности с решением проблем или созданием вещей, поскольку может потребоваться абстрактное мышление и воображение.
- Гибкость. Люди с конкретным мышлением иногда придерживаются буквального толкования и жесткого поведения, и эта негибкость может вызвать конфликт с другими людьми.
Как общаться с конкретным мыслителемЕсли у кого-то в вашей жизни есть заболевание, которое делает его склонным к конкретному мышлению, вы можете более эффективно общаться с помощью этих советов:
- Избегайте идиом, метафор и аналогий. Человек, мыслящий конкретно, например, может не понять таких выражений, как «мяч на твоей стороне» или «не клади все яйца в одну корзину».
- Будьте как можно более конкретными. Лучше сказать: «Это нужно закончить к 17:00. в среду», чем сказать: «Мне нужно это как можно скорее».
- Используйте фотографии или иллюстрации. Эти буквальные объекты могут помочь вам объяснить.
- Ограничьте шутки и сарказм. Эти формы общения трудно объяснить, потому что они часто основаны на абстрактных идеях и игре слов.
- Предвидеть различия в способности сравнивать, классифицировать и сопоставлять. Конкретный мыслитель может сгруппировать вещи конкретным образом: глядя на фотографии тачки, граблей и мотыги, конкретный мыслитель может указать на общую характеристику вместо описания общей функции: «У них у всех деревянные ручки». а не «Вы можете использовать их все в саду».
Исследователи обнаружили, что обучение людей мыслить конкретно может помочь в некоторых ситуациях.
Например, одно исследование показало, что лица, оказывающие первую помощь, и другие лица, чья работа связана с повторным воздействием травм, имеют меньше навязчивых воспоминаний, когда они обучены использовать конкретное мышление во время травмирующих событий.
Во время травмы ваша способность справляться с ситуацией может быть повышена, если вы научились обдумывать то, что на самом деле происходит, исследовать конкретные причины и повторять шаги, которые необходимо предпринять, чтобы решить проблему или избежать опасности .
Было показано, что после травмы конкретные размышления об этих же вещах помогают людям повысить устойчивость и уменьшить количество навязчивых воспоминаний.
В ходе исследования, проведенного в 2011 году, людей с депрессией попросили подумать о недавнем неприятном событии. Исследователи поручили участникам исследования разбить событие на конкретные детали и рассмотреть, как эти детали повлияли на результат.
Участники, которые использовали эту конкретную стратегию мышления, впоследствии уменьшили симптомы депрессии. Исследователи пришли к выводу, что тренировка конкретного мышления помогла противодействовать депрессивной склонности к размышлениям, беспокойству и приходу к нездоровым, неверным выводам.
Если вы считаете, что более конкретное мышление может помочь вам размышлять и меньше беспокоиться, поговорите с терапевтом об упражнениях, которые вы могли бы выполнять для укрепления своих способностей к конкретному мышлению.
Ваш терапевт может вместе с вами разработать пошаговый процесс наблюдения за предупреждающими знаками, сенсорными подробностями, решениями и конкретными действиями, имевшими место во время негативного события.
Анализируя конкретные детали, вы можете обнаружить возможности изменить исход будущих событий. Столкнувшись с подобными обстоятельствами, вы можете активировать процесс конкретного мышления, чтобы лучше справиться с событием.
Конкретное мышление может:
- помочь вам обработать и извлечь уроки из травматического опыта
- уменьшить симптомы депрессии, не позволяя вам чрезмерно обобщать как юмор, ирония, идиомы и образный язык
- ограничивают вашу способность сопереживать другим
Конкретное мышление — это вид рассуждений, который в значительной степени опирается на то, что мы наблюдаем в физическом мире вокруг нас.