Абстрактное мышление это что – Абстрактное мышление — Википедия

Содержание

что это такое, примеры из жизни, объяснение простыми словами, формы

Вселенная полна неизученными и необычными вещами. Она функционирует по собственным законам и часто не поддается рациональности и логике. Используя исключительно точные знания, мы не познаем многое из того, что до этого было окутано тайной. И в тот момент, когда человек сталкивается с тем, что ему непонятно, в силу вступает абстрактное мышление – что это такое в психологии простыми словами, а также примеры из жизни я приведу ниже.

Содержание

  1. Определение понятия
  2. Суть и польза
  3. Абстрактно-логический вид размышлений
  4. Типы абстракций
  5. Формы абстрактного мышления
  6. Примеры того, как абстрактно мыслить
  7. Зачем нужно развитие этих навыков
  8. Развитие

Определение понятия

Умение мыслить помогает индивиду находить выход из сложившейся ситуации, формировать свой взгляд на мир. Но эта способность бывает нескольких разновидностей:

  • Точное – имеются знания, информация и четкое понимание того, что происходит.
  • Обобщенное – данных нет, и личность может только предполагать и догадываться.

Именно ко второму типу и относится абстракция. Если говорить научным языком, то это вид познавательной деятельности, когда происходят общие рассуждения без учета конкретных деталей. Это дает возможность рассмотреть случившееся с разных сторон и отыскать разнообразные методы ее разрешения.

Конечно, такое происходит не всегда. Представим себе, что мужчина лежит на кровати и листает ленту в социальной сети. Первое, что приходит на ум – «Он лентяй». Такой вывод мы, скорее всего, сделаем исходя из того, что видим. Но ведь на самом деле произойти могло и нечто другое. Он прилег на 10 минут отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Он приболел и поэтому не в силах заняться делами. Появляется много вариантов, и если мы отойдем от конкретики и рассмотрим все под различными углами, то сможем понять и узнать много нового.

Абстрактные мысли имеют приблизительное значение. Здесь нет места конкретной информации, а во время процесса применяются такие фразы, как «в общем», «возможно».

Суть и польза

Итак, умение мыслить помогает человеку строить собственные взгляды на окружающий мир, справляться с жизненными трудностями, достигать целей. Но в большинстве случаев мы используем точную разновидность, оперируя детальными данными.

Когда мы видим парня, сидящего на лавочке и щелкающего семечки, нам кажется, что он бездельник. То есть мы размышляем на основе той конкретики, которая перед нами. Но ведь можно делать это более обобщенно, и тогда мы узнаем намного больше.

Отстраняясь от фактов и предполагая контекст, мы понимаем, что возможно юноша поссорился со своей девушкой, а до этого отрекся от курения и поэтому заменяет сигарету подобным образом. Или сегодня у него свободный день и он решил расслабиться и подышать свежим воздухом. Абстракционное мышление дает нам простор для воображения, посмотреть на происходящее с различных точек зрения и узнать много всего любопытного.

Этот метод особенно полезен в конкретных повседневных событиях, когда личность попадает в интеллектуальный тупик. То есть она затрудняется с нахождением разрешения проблемы или выработкой объективного взгляда. Но абстрагирование позволяет заметить то, что раньше было не таким явным.

Абстрактно-логический вид размышлений

В этом случае применяются абстракции – это отдельные единички точных закономерностей. Они выделяются из отвлеченных свойств предмета, то есть тех, которые нельзя увидеть своими глазами, потрогать или почувствовать.

Довольно понятный пример – математика, где ученые пытаются объяснить явления, не имеющие места в природе в материальной форме. Такого понятия, как цифра 3 нет. Мы с вами понимаем, что это три абсолютно одинаковые единицы, а название было разработано для упрощения.

По мере развития люди начали использовать термины, которых по сути не существует. Например, язык, как набор звуков, букв и слов. Но ведь их нельзя потрогать, а сам алфавит был выдуман только для того, чтобы мы могли формулировать собственные мысли, передавать и получать информацию. Это позволило индивидам общаться между собой.

Абстрактно-логический мыслительный процесс необходим при присутствии некой определенности или, как уже говорилось выше, тупика. Когда выявляется то, что есть в реальности, появляется потребность дать этому объяснение.

Типы абстракций

Чтобы понять, что значит абстрактное мышление, стоит разобраться в единицах закономерностей, их разновидностях и целях. Их выделяют всего шесть:

  • Изолирующая – способствует выделению тех элементов, на которых делается акцент.
  • Конструктивизация – выражает «размытые» предметы более четкими по форме.
  • Актуальной бесконечности – устанавливают бесконечные составляющие в качестве конечных.
  • Обобщающая – отсекает персональные особенности объекта и концентрирует на общих его характеристиках.
  • Примитивно-чувственная – выделяет одни свойства и черты и избегает других.
  • Идеализирующая – меняет реальное описание на идеальный шаблон, скрывающий все недостатки.

Помимо этого, существует классификация по задачам:

  • Формальные – явления рассматриваются посредством конкретных внешних проявлений, без которых их бы не было.
  • Содержательные – выделяются элементы, способные существовать самостоятельно.

Пользуясь всеми абстракциями и представленными ими возможностями, человек выделяет из действительности то, что он физически не может увидеть, услышать или ощутить.Но обобщенные закономерности происходящего передаются нам посредством речи родителями, преподавателями или воспитателями. С этим багажом знаний нам не приходится объяснять уже известные истины каждый раз, когда они случаются. Но здесь стоит упомянуть и о другой стороне вопроса.

Формы абстрактного мышления

Во время мысленного процесса в распоряжении личности находится масса разнообразной информации, а также полученный ей во время развития опыт в данном деле. Как уже было отмечено, в мире существует огромное количество феноменов, не подвластных человеческим органам зрения, слуха и осязания (а некоторых из них и вовсе нет). Но так как они присутствуют в нашей жизни и мы о них знаем, то они обязаны иметь определенную структуру. Опишу разновидности размышлений.

Суждение

Оно применяется тогда, когда появляется необходимость в подтверждении и отрицании. Его разделяют на простое и сложное. Вот первый вид – «собака лает». Оно выражается конкретно и имеет только одно значение. А вот усложненное соображение: «Ребенок плачет, потому что ему не дали конфету». Оно состоит из нескольких повествовательных конструкций.

Помимо этого, рассуждения бывают правдивыми и ложными. Истинные позволяют рассмотреть реальную картину и, как правило, в них отсутствует субъективная оценка случившегося. А вторые становятся неверными в том случае, когда личность показывает свой интерес к этому предмету и начинает опираться на персональные предпочтения и взгляды, а не на том, что действительно происходит.

Умозаключение

Оно формулируется с применением 2 или большего количества суждений. То есть, по факту, это более сложное соображение. Оно включает в себя предпосылку (начальное рассуждение), вывод и заключительную часть. А все это достигается логическим путем.Приведем образец: «Все женщины красавицы. Маша – представительница женского пола. Значит, она красивая». Из двух посылов мы создали новую гипотезу.

Понятие

Это мысль, которая передает обобщенное свойство разных объектов. Их характеристики могут быть какими угодно. Но обязательное условие – их схожесть. Ведь только так их можно объединить в одну категорию.

Опишу такое слово, как «автомобиль». Он бывает легковым, грузовым, хэтчбэк. У всех машин разный колер, функции и форма. Но наличие колес, сидений, двигателя разрешает нам все варианты назвать одним словом.

Такому навыку люди учатся с самого раннего возраста. Когда мама говорит ребенку «собака», тот сразу представляет лающее животное с четырьмя лапами, ушами и хвостом. Но ведь они бывают различных пород, окраски и прочее. Но объединяющие признаки дают возможность отнести к этому понятию всех собачек.

Примеры того, как абстрактно мыслить

Одним из ярких, пожалуй, являются точные научные области: математика, химия, геометрия, физика. Такие размышления называются фундаментальными для них. Ученые не видят и не ощущают чисел, фигур и химических элементов как таковых, но они умеют ими оперировать: исчислять, измерять, объединять.

Или возьмем понятие «жизнь». Что это такое? Ответ на данный вопрос искали многие философы. По сути, это существование тела, куда помещено сознание. Но вот четко сказать об этом понятии мы все равно не сможем.

Это вид имеет место и тогда, когда человек думает о будущем. Мы никогда не узнаем наверняка, что с нами произойдет завтра, через месяц или год. Но нам свойственно строить планы, мечтать или ставить цели и идти к их достижению. Человеческая жизнедеятельность обладает определенной направленностью. Одни вещи мы вряд ли сможем изменить, но такое мышление помогает нам разрабатывать стратегию и идти навстречу желаемому. Другими словами, этой действительности пока еще не существует, но мы стараемся сделать все, чтобы она была в соответствии с нашими представлениями.

Записаться на консультацию

Нельзя не упомянуть и о таком свойстве, как идеализация. Многие люди представляют себе реальность и живущих в ней индивидов идеальными. Известный стереотип – ждать «принца».

Стоит затронуть и образцы обманчивых суждений. Первое, что приходит в голову, снова касается темы взаимоотношений. Некоторые представительницы женского пола с уверенностью утверждают, что все парни плохие.

Но такой вывод основывается исключительно на субъективном мнении. Если девушке не повезло с избранником, и тот ее обидел или обманул, это не значит, что все такие. Но в этом случае о мужчинах говорят, как о конкретной категории со своими характеристиками, а потому черты, имеющиеся у одного из них, приписываются всем.

Подобных примеров можно найти множество, но все они доказывают то, что абстрактное размышление имеет огромное значение в нашем повседневном мыслительном процессе. Конечно, у каждого человека проявляется оно по-разному и всегда будет то, что необходимо развивать. А если вы не знаете, с чего начать, то я помогу сделать первые шаги в самосовершенствовании, для этого надо просто записаться на мою личную консультацию.

Зачем нужно развитие этих навыков

Такой тип начинает свое становление у ребенка с ранних лет. Каждый малыш любил в детстве фантазировать и мечтать, представляя то, что вряд ли произойдет. Это и есть то самое мышление, когда мы абстрагировались от реальности.

В школе такое умение способствовало изучению точных областей наук (той же самой геометрии). В университете способность также пригодилась при решении многочисленных абстрактных задачек. И наконец, на работе мы распределяем обязанности, группируем их по конкретным признакам, справляемся с трудностями и даже зачастую отыскиваем между ними некую связь. То же самое мы делаем, когда раздумываем о смысле собственной жизни.

Сфер, где главную роль играет это свойство, довольно много. Это и философское учение, и писательское дело, и психология. Плюсом является и то, что мы можем мечтать, планировать будущее, вести беседы о религии или шутить. И этот список можно продолжать бесконечно.

Такие размышления позволяют нам оставаться развитыми и разумными. Мы видим то, чего формально не существует, и умеем изучать явления реальности. Поэтому значение этого совершенствования трудно переоценить – так мы повышаем интеллект, достигаем успехов как на работе, так и в личной жизнедеятельности и используем для этого несложные методы.

Развитие

Приведу несколько упражнений, помогающих улучшить навыки. Но для разного возраста они могут изменяться, поэтому рассмотрим их по отдельности.

У детей

В этот период такое мышление прогрессирует автоматически. Но в силах родителей создать более благоприятные условия. К тренировкам желательно приступать с первых лет жизни малыша, так как в это время его мозг только начинает формироваться и расти. Основная цель на этом этапе – максимальное расширение кругозора.

Вот что можно для этого сделать:

  1. На листе бумаги разлейте краску так, чтобы получилось пятно. Из него вместе с ребенком сделайте картинку. Дайте ему простор для воображения, и пусть он сам озвучит свою идею.
  2. Вместе придумывайте слова или имена. Например, подберите иллюстрацию и дайте ей несколько необычных названий. Это может быть все, что угодно: природа, флора и фауна.
  3. Займитесь домашними театральными спектаклями. Вместе с малышом создайте костюмы из подручных вещей и различный реквизит, устраивайте репетиции, импровизируйте. Довольно эффективным является и театр теней.

Параллельно этому разгадывайте ребусы, всевозможные головоломки. Научите ребенка правилам игры в шахматы или шашки, собирайте мозаику. Скорее всего, первые шаги в этом деле будут нелегкими, но в дальнейшем мыслительный процесс станет прогрессировать значительно быстрее.

У взрослых

В этом случае абстрактно-логическое мышление совершенствуется усложненными путями, чем в детском возрасте. Но это все равно остается возможным. Причина в том, что этот навык уже успел сформироваться, а знания постигаются гораздо труднее. Но можно делать упражнения для повышения уровня креативности:

  1. Лягте поудобнее и закройте глаза. Ваша задача – четко и детально представить всех людей, с кем вы общались в этот день. Прокрутите в голове то, в чем они были одеты, их голос, жесты и мимику. Одновременно думайте и о своих чувствах и ощущениях, полученных во время коммуницирования.
  2. А теперь начните представлять себе различные эмоции: грусть, счастье, тревожность, сочувствие. При этом не наделяйте ими конкретный объект, а создайте воображаемый образ для каждого состояния.
  3. Затем придумайте силуэты нематериальных явлений или терминов. Наблюдайте за собственными ассоциациями, отслеживайте возникающие символы.

Помимо этого, можно заняться рисованием, решать все те же головоломки или почитать тематическую литературу.

Итог

С помощью абстрактного вида мышления личность способна найти решение при любых сложившихся обстоятельствах. Процесс позволяет искать новое, заниматься творчеством, раскрывать свой потенциал, мечтать. Есть польза и в повседневности: мы можем быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, находить общий язык с людьми разных темпераментов и характеров. Ведь точная информация не всегда в этом помогает.

damienmilay.com

Ответы@Mail.Ru: Что такое абстрактное мышление?

Абстра́кция, или абстра́кт, (от лат. abstractio — «отвлечение» , введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) . Слово «Абстракция» используется в двух смыслах: * Абстракция — процесс, то же что и «абстрагирование» * Абстракция — «абстрактное понятие» , «абстракт» , результат абстрагирования. Абстрактное понятие — мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, могущую олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Это как трехмерная графика!

Абстрактное мышление — это логическое мышление

Абстрактное мышление — это мышление с помощью абстрактных понятий. Что такое абстрактное понятие NEL, в принципе, объяснил. Я просто хочу привести несколько примеров, чтобы внести ясность. Лучшими примерами, наверное, будут: Во-первых — числа. Само понятие числа — полная абстракция, да и практически все матеатические понятия — точка, треугольник и т. п. — тоже. То есть решение любой математической задачи — пример, абстрактного мышления. Во-вторых — платоновские идеи. Например, у вас дома есть стол. Это вполне конкретная вещь. И у меня дома есть стол — тоже конкретная вещь. Есть много совершенно разных столов, но мы прекрасно понимаем, что все они именно столы, а не что-то другое. Это происходит потому, что у каждого из нас есть понятие, образ, идея стола, которая никак не связана с каким-либо конкретным столом. Вот эта идея стола — абстракция, ее не существует (Платон, правда верил, что существует, но мы сейчас не о нем, а об абстракциях) , нам даже очень тяжело объяснить, что такое стол, почему совсем разные предметы (круглые, квадратные, деревянные, железные) называются одним словом «стол», но когда мы видим перед собой любой стол, мы сразу понимаем, что это такое. Так вот, если мы размышляем о вашем или моем столе (из чего он сделан, например) — это конкретное мышление, а если, пытаемся дать общее определение стола, то мы мыслим абстрактно.

Абстрактное мышление — это умение переводить информацию о·реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, ·находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на·практике. Этот уровень довольно развит у современных людей, так как он·работает на науку, занимающую очень много места в нашей жизни. ·Наиболее сильно он развит у физиков и математиков. У ребенка·абстрактное мышление начинает проявляться, когда он говорит, что·облако — это дракон. Если полководец, задумывая битву, расставляет на·столе картофелины, а потом ее выигрывает по этому плану, то это уже·успешный перевод решения, найденного на абстрактном уровне, на·физический план. Любые уравнения с неизвестными решаются только при·наличии некоторой степени абстрактного мышления. Сам язык — уже набор·символов, ведь слово «корова» и реальная корова — очень разные вещи, а·человек научился многим успешным операциям с помощью выработанных·символов и обозначений. В эмоциональном крике обезьяны, ·предупреждающем об опасности, есть эмоциональная энергия, довольно·непосредственно передающая информацию о каком-нибудь тигре. А вот если·два человека говорят о методах дедукции и индукции, при этом не теряя·связь в своем уме с теми объектами, которые подчинены законам индукции·и дедукции, то это — правильно работающее абстрактное мышление, совсем·отсутствующее у животных.. . …. Положительные эмоции, вызванные в ответ на улыбку, позволяют человеку шире смотреть на вещи. Таким образом, улыбающийся собеседник или фотография смеющихся детей на рабочем столе помогают работе, стимулируя абстрактное мышление. Апарна Лабру (университета Чикаго) и Ванесса Патрик (университета штата Джорджия) нашли взаимосвязь позитивными эмоциями и процессом принятия решений. Специалисты в области маркетинга и изучения спроса провели ряд экспериментов на студентах. Заставляя людей вспоминать светлые или темные эпизоды из жизни, они изучали изменения в поседении и мышлении. Хорошие воспоминания стимулировали в участниках исследования абстрактное мышление. При решении различного рода задачек они переставали обращать внимание на досадные мелочи и пытались мыслить перспективно. «Хорошее настроение позволяет нам мысленно дать себе передышку, посмотреть на ситуацию со стороны и осмыслить ее заново. Плохое настроение, наоборот, заставляет вас думать очень конкретно и принять в конечном счете недальновидное решение» , — подчеркивают авторы научной работы, опубликованной в ноябрьском выпуске журнала «Потребительские исследования» . Эмоции человека имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Положительные эмоции — своеобразная «награда» организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Они способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного эффекта. Исследователи считают, что необходимо окружать себя вещами, которые вызывают позитивные эмоции. Нужно помнить, что подавленные эмоции вредят организму, потому что на удерживание их в подсознании затрачивается много энергии. Человек одновременно обделяет себя энергией, которая может понадобиться для каких-то созидательных целей и значительно ослабляет свой организм.

touch.otvet.mail.ru

Абстрактное мышление

Каждый человек примерно понимает, что такое абстрактное мышление, но зачастую лишь интуитивно путается в связях между абстракцией, абстрагированием, размышлением.

Что понимается под абстрактным мышлением? Зачем оно нужно и почему мы не можем обойтись конкретным? Какие формы абстрактного мышления обычно выделяют? Что сделать для развития способности мыслить? Какие вещи не относятся к данному виду мышления? На все это, я постараюсь сегодня вам ответить.

Для более легкого восприятия сегодняшней темы, я рекомендую начать с просмотра короткого ролика.


Первое, что приходит в голову, когда у меня спрашивают об этом мышлении (психологи еще называют его теоретическим, понятийным): это мышление с использованием абстрактных понятий. Но, ответив таким образом, мы абсолютно ничего не поймем ни про мышление, ни про то, какие понятия можно назвать абстрактными.

Итак, абстрактное мышление – это психологический процесс, в ходе которого человек осуществляет поиск решения проблемы, применяя понятия и выполняя действия в уме, но не обращаясь к опыту или к органам чувств.

Почему мы не можем решать вопросы, исходя из окружающей реальности? Необходимо помнить, что те знания, которыми мы обладаем, слишком недостаточны. Мы постоянно сталкиваемся с неполнотой наших представлений о мире. Если бы мы опирались только на них, ничем хорошим бы это не закончилось. Абстракция помогает нам хотя бы примерно сориентироваться в ситуации, начать действовать. Таким образом, сначала чисто теоретическое переходит в практическое. В этом нам помогают следующие формы абстрактного мышления.

Понятие, суждение, умозаключение

Эти категории невозможно оторвать от повседневной жизни человека. Именно на практике они проходят проверку и закалку.

С помощью понятия мы называем предмет или несколько предметов через его характерные признаки. Например, стул как мебель со спинкой, предназначенный на одного человека – это уже понятие. А вот любовь, смысл, боль, грусть – это уже не просто понятия. Они являются абстрактными: мы не можем их потрогать, пощупать.

Суждение содержит в себе утверждение о закономерностях мира и его взаимосвязях. Сегодня хорошая погода – это простое суждение. А вот сложное: «Сегодня нет дождя, а значит погода хорошая».

Умозаключение берет несколько связанных суждений, соединяет их, создает в результате новое. Вспомните у Рене Декарта: «Я мыслю; следовательно, существую».

Дар абстрактного мышления

Теоретическое умение мыслить помогает нам понимать друг друга, не теряться в разнообразии опыта: прежде чем сделать шаг, подумай! Оно также приближает нас на пару шагов к познанию истины. Все люди награждены даром мыслить понятийно, но не все одинаково умело это делают.

 

Развитие абстрактного мышления происходит в детстве, когда ребенок начинает познавать мир, знакомится основными понятиями. Уже в дошкольном возрасте необходимо помогать малышу: предлагать решать головоломки, отвечать на его каверзные вопросы об устройстве мира, давать возможность фантазировать.

Взрослый человек, который стремится лучше размышлять, может начать решать логические задачи. Они дадут очень быстрый эффект, а еще способны по-настоящему увлечь. В сети, например, каждый день появляется большое количество данеток, разгадывание которых будет полезным совместным времяпрепровождением.

Как ни странно, логика связана с творчеством, развитием воображения. Взгляните на облака. Они вам никого не напоминают? Поищите те, что похожи на фигуры животных или людей. Поделитесь своим открытием с близким. Это не просто развивает мышление, но еще сближает.

А давно ли вы в полуосвещенной комнате играли с тенями? А ведь это шуточное занятие тоже нешуточно развивает голову.

Характерные для абстрактного мышления признаки

Способность мыслить позволяет отказаться от лишних деталей, увидеть сложную ситуацию с новой стороны. А это значит, что повышается возможность совершить открытие. Или найти оригинальное решение проблемы, когда ситуация кажется безвыходной. Необходимо помнить, какие есть у абстрактного мышления особенности.

Оно:

  1. Не привязано к органам чувств (чем и отличается от конкретного). Чтобы получить свежую информацию, необязательно быть рядом с объектом наших мыслей. Достаточно опираться на свой опыт. Например, получив двойку, школьник уже знает, что его ждет дома.
  2. Обобщает различные предметы и выявляет закономерности окружающего мира. Обобщение упрощает информацию, ускоряет доступ к ней (за счет запоминания характерных признаков). Например, если нескольких людей одновременно попросить представить себе собаку, они нарисуют в воображении собак разных пород, но все представят именно этих животных с присущими им чертами.
  3. Тесно связано с речью – вербальным выражением мыслей. Мысли имеют свойство «звучать» у нас в голове. Именно язык является средством выражения и закрепления информации.

Если помнить об этих трех характеристиках, можно легко отличить те вещи, что не являются формой абстрактного мышления. Например, представление. Ведь оно неотрывно связано с восприятием наших органов чувств. Даже если в данный момент вы не находитесь с объектом рядом, когда-то вы находились и могли его изучить, а потом просто вспомнить. Представления о вкусе пищи, образе человека, о холоде или тепле не относятся к мышлению, они гораздо ближе к восприятию.

Как человек так думает?

Можно сколько угодно удивляться способности человека выстраивать сложные логические цепочки, размышлять о судьбах вселенной, но факт остается фактом: мы все действительно обладаем теоретическим мышлением. В этом, кстати, заключается одно из наших отличий от животных.

Человеческая любознательность, стремление постигнуть истину, выстроить полную картину реальности – все это мотивирует нас мыслить. А сами мысли вызывают в нас импульс перейти к практике, чтобы подтвердить их или проверить. Примеры абстрактного мышления всегда связаны с реальной жизнью. Это то, что мы привыкли делать:

  • размышлять о существовании бога,
  • спорить о настоящей любви,
  • изучать и применять богиню теории и логики – математику (данная наука полностью основана на абстрактных понятиях),
  • мечтать о будущем,
  • придумывать шутки, используя чувство юмора,
  • творить что-то новое.

И прочее… Все перечислить невозможно, да и надо ли?

Абстрактное мышление делает нас разумными. Оно делает нас зрячими без помощи глаз. Именно благодаря этому процессу у нас есть возможность познавать и создавать смыслы. А иначе как бы мы жили?


Буду рад, если статья запустила процесс вашего мышления и вы узнали что-то новое. Если понравилось, делитесь с друзьями в социальных сетях. Пусть огонек мысли не угаснет.

Всего доброго, с уважением Александр Фадеев.

Поделитесь или сохраните себе, чтобы не забыть!

Автор: Александр Фадеев

Добавь в закладки: https://fadeev.su

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

fadeev.su

Абстрактное мышление — это… Что такое Абстрактное мышление?


Абстрактное мышление
— мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и самостоятельное свойство является абстракцией обобщения и образования понятий. Выделение содержательных, обладающих относительной самостоятельностью, абстракцией соответствует теоретическому мышлению, способному к созданию рационалистических схем, тогда как формальные абстракции вычленяют свойства предмета, не существующие сами по себе и независимо от него, и соответствуют эмпирическому уровню.

Словарь-справочник по педагогической психологии. М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева. 2001.

  • Абстракция
  • Адаптация

Смотреть что такое «Абстрактное мышление» в других словарях:

  • Абстрактное мышление — Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio  «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… …   Википедия

  • абстрактное мышление — 3.2 абстрактное мышление: Мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии). Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Абстрактное мышление — мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и… …   Словарь по педагогической психологии

  • Абстрактное мышление — то же, что и понятийное мышление, т. е. способность человека к формированию отвлеченных, опосредованных, не наглядных, чисто мысленных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей …   Начала современного естествознания

  • АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ — См. абстракция; мышление …   Толковый словарь по психологии

  • абстрактное мышление — Опирающийся на язык, высший, собственно человеческий тип мышления, осуществляемый в форме понятий, суждений, умозаключений …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Абстрактное мышление оператора — Абстрактное мышление: мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии)… Источник: ГОСТ Р 43.0.3 2009. Национальный стандарт… …   Официальная терминология

  • МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… …   Философская энциклопедия

  • Абстрактное — Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio  «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… …   Википедия

  • мышление — I мышле/ние = мы/шление; см. мыслить 1) Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг орган мышления. Развивать мышление.… …   Словарь многих выражений

Книги

  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия, А. Г. Свердлик. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время… Подробнее  Купить за 522 руб
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна Как устроена кора головного мозга почему ее возможноти ограничены и как эмоции дополняя работу коры позволяют человеку совершать научные открытия, Свердлик А.. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время… Подробнее  Купить за 522 руб
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему её возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия, Свердлик А.Г.. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время… Подробнее  Купить за 509 руб
Другие книги по запросу «Абстрактное мышление» >>

pedagogic_psychology.academic.ru

Особенности абстрактного мышления, его развитие и формы — журнал «Рутвет»

  1. Главные особенности абстрактного мышления
  2. Направления в абстрактном мышлении
  3. Методы развития абстрактного мышления
  4. Развитие абстрактного мышления у взрослых
  5. Уровень развития абстракции у людей

Сегодня все большей актуальности приобретает вопрос, как развить абстрактное мышление. Поскольку оно отвечает за возможность широко оперировать разными суждениями и делать самостоятельные выводы.

Главные особенности абстрактного мышления

Если говорить об абстрактном мышлении и его особенностях, то следует назвать следующие аспекты:

  • является опосредованным методом по отражению внешнего мира. Проще говоря, человек берёт новые знания без применения главных органов чувств, а только отталкиваясь от имеющихся знаний;
  • процесс в ходе, которого активно отражается внешняя действительность. Как только человек ставит для себя определенные цели и сроки их исполнений, начинает максимально преобразовывать внешний мир. Уровень активности человеческой способности рассуждать проявляться в его творческой деятельности, а также способностью воображения не только в художественной, но и в научной сфере фантазирования;
  • прямая связь с языком. Как известно, при помощи языка люди выражают свои мысли и передают их в процессе общения другим. Познание подразумевает восприятие новой информации. Проще говоря, мышление это отражение человеком вещей объективной реальности;
  • отражение окружающего мира в форме обобщения. Используя данный вид способа мыслить, находит в ряде похожих предметов исключительно общее характеристики.

Бывает абстрактное мышление только у человека, поскольку оно позволяет абстрагироваться от мелких деталей и размышлять широкими суждениями, то есть видеть действие в целом.

Направления в абстрактном мышлении

Исходя из многочисленных исследований, психологи выделили несколько главных направлений в этом типе мышления. Эти направления были выведены, основываясь на тех задачах, которые в ходе своей жизнедеятельности решает человек:

  1. Направление на обобщение.
  2. Идеализация.
  3. Изоляция.
  4. Мысли о возможной бесконечности.
  5. Конструктивизация.
  6. Примитивно-чувствительное направление.

Прежде чем, ответить на вопрос – как развить абстрактное мышление, следует детально рассказать обо всех вышеперечисленных направлениях в данном типе способа мыслить.

Обобщение. Главная характеристика, в которой кроется возможность восприятия предмета в целом, не обращая внимания на его мелкие детали. Человек смотрит на предмет в другой реальности.

Идеализация. В данном случае происходит замещение реальных существующих понятий на идеалы. Это усложняет процесс анализа внешнего мира, поскольку очень сложно применить идеал в реальных обстоятельствах.

Изоляция. Когда человек концентрирует все своё внимание только на одной наиболее важной для него детали, при этом, не замечая предмет в целом.

Смотрите видео о том, что такое абстрактное мышление.

Примитивно-чувствительное направление. Состоит в абстрагировании от определенных свойств предметов, когда другие качества становятся на первый план. Данное направление является главным в жизнедеятельности любого человека, потому что отвечает за восприятия внешней среды.

Конструктивизация. Строится на возможности отвлечения от общих параметров предмета или действия.

Методы развития абстрактного мышления

Изначально процесс развития абстрактного мышления может показаться довольно длительным и затруднительным, но на самом деле это далеко не так. Развитию этого вида мышления вполне достаточно уделять пару часов на работу с головоломками или логическими задачами. Начинать развивать это мышление можно еще с детства. Поскольку детки более восприимчивы к новой информации. Развивать абстрактное мышление у детей очень важно, поскольку оно считается залогом не только творческого развития человека, но и способности к анализу.

Читайте о том, что такое криминальная психология.
А также о том, как можно определить характер человека по почерку.

Развитое абстрактное мышление позволяет детально изучать, анализировать услышанную информацию и делать выводы самостоятельно, и вскоре подкреплять их реальными фактами. Родители должны знать, что при плохом развитии абстрактного мышления у ребёнка будут возникать проблемы во время изучения определённых дисциплин в школе. Чтобы не столкнуться с такой проблемой нужно начинать, как можно раньше привлекать детей к решению головоломок и задач.

Развитие абстрактного мышления у взрослых

Не всегда люди знают, как развивать абстрактное мышление у взрослых. На самом деле существует ряд методик, которые помогают не просто в развитии памяти, внимания и фантазии, а непосредственно направлены на тренировку абстрактного мышления. К действующим упражнениям можно отнести:

  • на таймере засеките время на три минуты и за это время попытайтесь как можно больше придумать слов на согласные буквы;
  • возьмите простые словосочетания и попробуйте прочитать их наоборот;
  • пытайтесь искать отличия между всеми предметами, которые встречаются на вашем пути.

Уровень развития абстракции у людей

Говоря о формах и особенностях абстрактного мышления, многих интересует вопрос одинаковый ли уровень развития у людей абстракции. Специалисты с уверенностью отвечают, что нет. У каждого человека есть свои способности и у каждого они по-разному развиты. Именно это разнообразие даёт возможность обществу развиваться и не стоять на одном месте.

Люди, у которых развито абстрактное мышление, обладают такими качествами, как:

  1. Высокий уровень работоспособности.
  2. Увлеченность в выбранной профессии.
  3. Представляют ситуацию из разных планов.
  4. Сложность мышления.

Несмотря на вышеперечисленные положительные качества, эти люди обладают и определенными недостатками:

  1. Эгоисты, могут думать только о себе.
  2. Не отличаются особым вниманием и заботой к родственникам и близким.
  3. Избыточное абстрактное мышление может стать причиной формирования неправильных выводов.
  4. Активная позиция в теории. Пассивно подходят к решению задач на практике.

Отвечая на вопрос об абстрактном мышлении и что это такое, прежде всего, нужно сказать, что это возможность выходить за существующие рамки повседневности и идти к своей цели не обращая особого внимания на мнения и суждения других людей. Такая возможность выделяет их среди общей массы в социуме. 

Делитесь своим мнением на тему особенностей абстрактного мышления, его форм и развития в комментариях. А также смотрите видео о сравнении абстрактного и конкретного мышления в математике.

www.rutvet.ru

абстрактное мышление — это… Что такое абстрактное мышление?


абстрактное мышление

Опирающийся на язык, высший, собственно человеческий тип мышления, осуществляемый в форме понятий, суждений, умозаключений.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.

  • абсорбция
  • абстрактный генератор

Смотреть что такое «абстрактное мышление» в других словарях:

  • Абстрактное мышление — Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio  «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… …   Википедия

  • абстрактное мышление — 3.2 абстрактное мышление: Мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии). Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Абстрактное мышление — мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Абстрактное мышление — мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и… …   Словарь по педагогической психологии

  • Абстрактное мышление — то же, что и понятийное мышление, т. е. способность человека к формированию отвлеченных, опосредованных, не наглядных, чисто мысленных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей …   Начала современного естествознания

  • АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ — См. абстракция; мышление …   Толковый словарь по психологии

  • Абстрактное мышление оператора — Абстрактное мышление: мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии)… Источник: ГОСТ Р 43.0.3 2009. Национальный стандарт… …   Официальная терминология

  • МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… …   Философская энциклопедия

  • Абстрактное — Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio  «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… …   Википедия

  • мышление — I мышле/ние = мы/шление; см. мыслить 1) Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг орган мышления. Развивать мышление.… …   Словарь многих выражений

Книги

  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия, А. Г. Свердлик. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время… Подробнее  Купить за 522 руб
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна Как устроена кора головного мозга почему ее возможноти ограничены и как эмоции дополняя работу коры позволяют человеку совершать научные открытия, Свердлик А.. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время… Подробнее  Купить за 522 руб
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему её возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия, Свердлик А.Г.. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время… Подробнее  Купить за 509 руб
Другие книги по запросу «абстрактное мышление» >>

lingvistics_dictionary.academic.ru

Мышление абстрактное — это… Психология: мышление, виды мышления

Мышление абстрактное — это тип мышления, при котором возможно, абстрагировавшись от мелких деталей, взглянуть на ситуацию в целом. Такое свойство позволяет переступить в какой-то мере границу правил и норм и совершить новые открытия. В детском возрасте развитию данной способности должно отводиться достаточно времени, потому как такой подход в будущем поможет быстрее находить нестандартные решения и наиболее оптимальные выходы из сложившейся ситуации. Очень часто при приеме на работу работодатели проверяют у потенциальных сотрудников абстрактное мышление. Тест помогает оценить способность человека справляться с проблемами, находить решения и обрабатывать незнакомую информацию.

Формы

Особенности абстрактного мышления — это его различные формы: понятие, суждение, умозаключение. Для правильного восприятия рассматриваемого термина очень важно понимать специфику каждого из этих определений.

Понятие

Это такая форма мышления, при которой один или несколько предметов воспринимаются как один или несколько признаков, каждый из которых должен быть существенным. Определять понятие может как одно слово, так и словосочетание, например «стул», «трава», «учитель математики», «высокий мужчина».

Суждение

Это форма, при которой происходит отрицание или утверждение какой-либо фразы, описывающей предметы, окружающий мир, закономерности и взаимосвязи. Суждение, в свою очередь, бывает двух типов: простым и сложным. Простое суждение, например, звучать может так: «мальчик рисует дом». Сложное суждение выражается в иной форме, например «поезд тронулся, перрон опустел».

Умозаключение

Это такая форма мышления, при которой из одного суждения (или нескольких) делают вывод, который является новым суждением. Источники, которые помогают сформировать конечный вариант,— это предпосылки, а итог — это заключение. Например: «Все птицы умеют летать. Синица летает. Синица — птица».

Мышление абстрактное — это процесс, при котором человек способен свободно оперировать понятием, суждением, умозаключением, то есть категориями, смысл которых можно понять только в соотношении с повседневной жизнью.

Развитие абстрактного мышления

Естественно, данная способность у всех развита по-разному. Одни люди красиво рисуют, другие — пишут стихи, третьи — умеют абстрактно мыслить. Однако сформировать его вполне возможно, с этой целью уже в раннем детстве следует давать мозгу поводы для размышлений.

Сегодня существует огромное количество различных специализированных печатных изданий, которые тренируют ум: головоломки, сборники задач на логику и так далее. Для развития абстрактного мышления у своего ребенка или у себя необходимо уделять подобным занятиям всего 30-50 минут два раза в неделю. Эффект от таких упражнений не заставит себя долго ждать. Доказано, что в раннем возрасте мозгу гораздо проще справиться с подобного рода задачками. Чем больше будет тренировок, тем быстрее появится результат.

При полном отсутствии навыков мыслить в целом человеку сложно не только реализовать себя в творческих видах деятельности. Также могут возникнуть проблемы с изучением дисциплин, в которых очень много абстрактных ключевых понятий. Правильно развитое мышление абстрактное — это возможность открыть неразгаданные тайны природы, познать то, что ранее не было никем познано, отличить ложь от истины. К тому же отличительной особенностью такого метода познания является то, что для него не требуется непосредственный контакт с изучаемым объектом, и важные выводы и умозаключения можно делать удаленно.

Психология: мышление, виды мышления

В мыслительном процессе соотношение слова, образа, действия может быть различным. В зависимости от этого выделяют некоторые виды.

  • Конкретно-действенное, или практическое, нацелено на решение поставленных конкретных задач в условиях организаторской, конструктивной, производственной или другой деятельности человека. В данном случае это, в первую очередь, конструктивное, техническое мышление. Его характерные особенности — это внимание к деталям, выраженная наблюдательность и умение правильно использовать эти навыки в конкретной ситуации, способность быстро переключаться с мыслительной деятельности на действие и обратно.

  • Художественное, или конкретно-образное, характеризуется способностью человека к обобщению и умению отвлеченные мысли воплощать в конкретные образы.

  • Словесно-логическое, или мышление абстрактное,— это способность индивидуума находить общие закономерности в обществе и природе. На первый план выходят понятия, широкие категории, а представления и образы играют второстепенную роль.

Мышление в процессе исторического развития

Первоначально на формирование интеллекта человека непосредственное влияние оказывала практическая деятельность. Так, опытным путем люди научились измерять земельные участки. На этой основе происходило становление специальной теоретической науки — геометрии.

Самым ранним видом мыслительной деятельности, с генетической точки зрения, является практически-действенное мышление, первостепенную роль в нем играют действия с предметами (у животных такая способность наблюдается в зачаточном виде). Становится понятным, что именно данный тип познания себя и окружающего мира является основой наглядно-образного процесса. Его характерная черта — оперирование в уме наглядными образами.

Высшей ступенью является абстрактное мышление. Однако и здесь деятельность мозга неотделима от практики.

В зависимости от содержания мыслительная деятельность бывает практической, художественной и научной. Действие является структурной единицей практически-действенного способа познания, образ — художественного, понятие — научного.

Все три вида между собой тесно связаны. У многих людей одинаково развиты способности к действию, образное мышление и абстрактное восприятие. Однако в зависимости от характера решаемых задач на первый план выступает какой-то один вид, затем его сменяет другой, после — третий. Например, для решения бытовых вопросов требуется практически-действенное мышление, для научного доклада — абстрактное.

Виды познания по характеру поставленных задач

Поставленные перед человеком задачи могут быть стандартными и нестандартными, в зависимости от этого, а также от операциональных процедур, различают следующие виды мышления.

  • Алгоритмическое. Основано на заранее установленных правилах, общепринятой последовательности действий, которые требуются для решения типовых задач.

  • Эвристическое. Продуктивное, направленное на решение нестандартных задач.

  • Дискурсивное. Основано на совокупности взаимосвязанных умозаключений.

  • Творческое. Помогает человеку совершать открытия, достигать принципиально новых результатов.

  • Продуктивное. Приводит к новым познавательным результатам.

  • Репродуктивное. При помощи данного вида человек воспроизводит полученные ранее результаты. В этом случае мышление и память неразрывны.

Абстрактное мышление — важнейший инструмент в человеческих руках, который дает возможность постичь глубочайшие слои истины, познать неизведанное, совершить великое открытие, сотворить произведение искусства.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *