Абстрактное мышление пример: что это такое? Что относят к основным свойствам абстрактно-логического мышления? Примеры в психологии

Содержание

Абстрактное мышление — simply miu — ЖЖ

Как начался спор о разных способностях, к математике, логике, анализу и другим сложным вещам, встретился один из самых сложных терминов в нашей беседе — абстрактное мышление. Его с чем только не сравнивают, чем только не объясняют, к чему не прикладывают. И с чем только не путают.

А вы знаете и понимаете, что такое абстрактное мышление? Почему его так многие путают с логикой, памятью и другими интересными вещами? Я как-то умом понимаю, что это, но с формулировками у меня тоже бывают сложности. Вики говорит нам: «Абстрактное мышление — один из видов человеческого мышления, который заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими.» Ну и как? Легче стало от этой формулировки? 🙂

И дальше: «Абстрактные понятия ( «число», «материя», «стоимость» и т. д.) возникают в процессе мышления как обобщение данных чувственного познания конкретных предметов и явлений объективной действительности.»
Ну да, уже лучше.

Мне подруга как-то ответила на этот вопрос простым примером: «Ребенок, у которого нет абстрактного мышления, «десять» понимает, а «десять яблок» — не понимает».
Это само по себе понятно, но у меня не очень стыкуется с тем, что написано выше (списано из викисловаря).

Я как раз по дороге в школу зрения читала дискуссию в жж о том, кому о чем думается хорошо. И решила спросить у невролога. Он там сидит, в этой школе, и любит отвечать на каверзные вопросы. Я решила, что он — отличный кандидат для этого вопроса, потому что он сам часто этот термин использует. Невролог сказал, что абстрактное мышление нужно нам для того, чтобы обращаться с явлениями, о которых мы не получаем достаточно информации, чтобы «разобрать» их умом. Все, что зыбко, туманно и непонятно, для нас упаковывает в какие-то приемлемые образы абстрактное мышление. И оно же вступает в силу, когда мы пытаемся выразить свои чувства и эмоции. Это — тоже очень хлипкая и туманная часть реальности, которую трудно понять, систематизировать, описать, обсудить. А хочется. Вот тут наша способность абстрактно мыслить подбирает образы и описания, тому, что выразить и сказать словами нельзя.

Пожалуй, это описание мне понравилось больше всех, до сих пор услышанных и прочитанных. Но остался вопрос с математикой, логикой и анализом. Правда ли, что абстрактное мышление помогает понимать математику? И если да, то почему?

Мой невролог сказал, что — нет, понимать — не помогает. Понимать помогает подача информации (понятная, простая, прямолинейная), и нужное количество информации. Если человек чего-то не понимает в примере, значит ему не хватает информации, знаний, помогающих этот пример решить. Если он все знает, нужное для решения задачи, он приходит свои знания, и решит.

А вот в чем абстрактное мышление помогает, так это — справиться с эмоциональными тупиками. Потому что у каждого человека есть такая фаза, когда знания у него уже есть, но он еще не сообразил, как их приложить. Это — отсутствие опыта, отсутствие решимости, отсутствие навыков по комбинированию и прикладывания всего ко всему. И чтобы не впасть в ступор при первой же неудаче, расслабиться, вздохнуть, и подумать, что тут не так, что с этим можно сделать — помогает способность разобраться в своих чувствах. Понять и осознать свое эмоциональное состояние, повлиять на него, расслабиться, принять ситуацию. Начать размышлять о ней — отчасти оторвавшись от точного примера и желания немедленно получить правильную цифру.

***

Кстати, привычка дорисовывать в уме то, что на самом деле не видишь и не слышишь — оказывается тоже считается плодом абстрактного мышления. И это — очень полезно.
Сейчас врачи придают большое значение этой способности. Я уже писала о том, как я прохожу в последнее время тесты на зрение. Сначала зрение замеряют объективными методами. Диоптрии и прочее можно замерить аппаратом, и все, что я вижу криво, косо и неровно — это результат физических искривлений и изменений. Сделав скан сетчатки можно спроецировать через нее все, что преломляется в глазу, и врач увидит мир моими глазами, во всей его кривизне. При этом, когда я должна зачитывать буквы, сидя в нужном количестве метров от таблицы, я угадываю намного больше, чем должна бы. И что-то в моей голове заставило меня видеть со временем кривые линии более прямыми. И — что главное — это считается! Все выкрученное любыми невесть какими методами, включая увиденное ушами, носом, интуицией и каким-нибудь шестым чувством — считается! Опознал увиденное — значит опознал!
У них даже есть любимая фраза там, которую они все время повторыют: «Bestanden ist bestanden»- («Кто сдал экзамен, тот сдал»). Типа — «неважно как».
🙂

А может быть и в науках как-то так можно? Что-то не понять умом, но дочувствовать другим каким-то местом? 🙂

Смотрите так же:

Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам: http://paypal.me/mammamiu

Метки: размышления

Абстрактное мышление человека — формы, развитие, примеры

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, другими словами способствующий абстрагированию от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом. Данный вид мыслительной деятельности субъектов способствует видению полноты картины, позволяя не фиксироваться на несущественных деталях.

Абстрактное мышление человека предоставляет возможность шагнуть за рубежи предписанных норм и сводов правил, что ведет к свершению новых открытий.

Развитие абстрактного мышления у индивидов с малых лет должно занимать главное место в детском формировании, поскольку подобный подход позволяет легче отыскивать неожиданные решения, отгадки и находить необычные выходы из возникших ситуаций.

Абстрактное мышление, таким образом является вариацией человеческого познания, представляющей собой выделение существенных качеств и взаимодействий предметов, отвлечение от остальных их качеств и связей, которые считаются частными и несущественными. Такое теоретическое обобщение способствует отражению ключевых закономерностей изучаемых объектов или феноменов, а также прогнозированию новых, ранее неизвестных закономерностей. Абстрактными объектами выступают неделимые образования, которые составляют содержание мыслительной деятельности человека, а именно умозаключения, математические элементы, конструкции, суждения, законы, понятия и т. п.

Абстрактно-логическое мышление

Людское мышление загадочный феномен, вследствие чего психологи постоянно стремятся его систематизировать, стандартизировать и классифицировать, акцентируя при этом абстрактно-логическую познавательную функцию. Такое внимание спровоцировано тем, что собственно данный тип мышления способствует нахождению нестандартных стратегий решений, повышая адаптационные навыки людей к неизменно меняющимся условиям.

Абстрагированием называют совершение мысленных акцентов, вычленение некоторых конструкций, элементов определенного множества и отстранение их от иных деталей такого множества. Абстрагирование является одним из основополагающих процессов умственного функционирования субъекта, позволяющим трансформировать в объект анализа различные качества предметов и опирающимся на знаково-символьное опосредствование. Данное теоретическое обобщение способствует отражению основных закономерностей изучаемых предметов или событий, анализировать их и прогнозировать качественно новые закономерности.

Потребность в абстрактном мышлении обусловлена обстоятельствами, при которых становятся очевидными отличия, возникающие между направленностью интеллектуальной проблемы и существованием явления в его определенности.

Абстракции могут быть примитивно-чувственными, обобщающими, идеализирующими, изолирующими, а также бывают абстракции актуальной бесконечности и конструктивизации.

Примитивно-чувственная абстракция состоит в отвлечении от некоторых свойств предметов и событий, выделении других их признаков (например, выделение конфигурации предмета, абстрагировавшись от его структуры и наоборот). Примитивно-чувственная абстракция неизбежно связана со всяким процессом восприятия.

Обобщающая абстракция направлена на создание обобщенного представления о явлении, отвлеченного от индивидуальных отклонений. Следствием такой абстракции является выделение общего свойства исследуемых предметов. Этот вид абстрактного мышления считается основополагающим в математической логике.

Идеализирующая абстракция или идеализация представляет собой замещение действительного эмпирического объекта идеализированной схемой, абстрагированной от реально существующих недостатков. Вследствие чего формируются понятия идеальных объектов, например, «прямая» или «абсолютно черное тело».

Изолирующая абстракция неразрывно взаимосвязана с функцией непроизвольного внимания, так как при этом можно выделить ту суть, на которой сконцентрировано внимание.

В отвлечении от невозможности фиксации каждого элемента беспредельного множества, другими словами бесконечные множества представляются в качестве конечных, заключается абстракция актуальной бесконечности.

Конструктивизация является отвлечением от расплывчатости пределов действительных объектов, то есть их «огрубление».

Кроме этого, абстракции можно разделить по целям на формальную и содержательную.

Выделение определенных свойств объекта, несуществующих сами по себе (например, форма или цвет) является формальной абстракцией.

Содержательная абстракция заключается в вычленении свойств предмета, обладающих относительной автономностью (например, клетка организма).

Способ выделения не воспринимаемых чувственно свойств объектов посредством задания некоторого отношения по типу равенства на предметной области (например, тождества или эквивалентности).

На развитие абстрактного мышления у людей существенно повлияло возникновение и создание языковой системы для коммуникативного взаимодействия. Слова стали закрепляться за различными явлениями, абстракциями, что позволяло воспроизводить их содержательный смысл, который не зависел бы от ситуаций, касающихся соответствующих предметов, а также и их свойств. Речь предоставляет возможность вызывать произвольно и свободно представления в сознании и закреплять репродукционные навыки. Именно благодаря возникновению языковых систем облегчилось воспроизводство представлений и функционирование воображения. Первоначальной и превалирующей формой абстрактно-мысленного отображения предметов и событий является понятие. В процессе познавательной деятельности индивида одной из ключевых функций понятия является выделение, посредством представления в обобщенной конфигурации, предметов некоторой группы по некоторым конкретным (существенным) их признакам.

Понятие в качестве формы мысли, или в качестве мысленного образования является результатом обобщения объектов некоторой группы и мысленного определения этой группы по конкретной совокупности общих для объектов этой группы признаков и отличительных для них свойств.

Одинаковый предмет может быть одновременно вариацией чувственно-сенситивного суждения и формой понятия.

Непосредственно в понятиях могут заключаться существенные и неважные признаки предметов, необходимые, случайные, количественные и качественные. Кроме этого, понятия разнятся и по степени общности. Они могут быть менее общими или более общими, а также предельно общими. Понятия тоже подлежат обобщению.

Абстрактное мышление примеры ярчайшего его применения можно проследить в науке, ведь основой всякой научной деятельности является вначале сбор, а затем систематизация информации и знаний в различных областях.

Формы абстрактного мышления

Абстрактная мыслительная деятельность характеризуется несколькими особенностями. В первый черед абстрактное мышление человека носит целенаправленный характер и является активным, посредством него индивиды могут идеально преобразовывать предметы. Мыслительная деятельность позволяет выделять и фиксировать в объектах нечто общее, значимое и повторяющееся, то есть происходит отражение реальности через обобщенные образы.

Функция мышления опосредована чувственной информацией и прошлым опытом. Другими словами благодаря мышлению происходит опосредованное отображение действительности. Кроме этого, мыслительная функция нераздельно связана с языком. Он является средством формулирования, закрепления и трансляции мысли.

Абстрактное мышление человека – это деятельный процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Понятиями называют мысли, отображающие общие и важные признаки предметов, событий и процессов реального мира. Они являют собой отображение единой мысли значимых свойств предметов. Понятие может распространяться на несколько либо на один класс однородных объектов и явлений, характеризующихся одинаковыми признаками.

Понятия делятся по объему и своему содержанию. В соответствии с объемом они могут быть пустыми и непустыми. Пустыми именуются понятия, объем которых составляет нуль. Непустые понятия характеризуются объемом, содержащим, как минимум, один реально существующий предмет. В свой черед непустые понятия классифицируются на общие и единичные. Единичными именуются понятия, относящиеся к совокупности объектов, если такая совокупность подразумевает единое целое. Общие понятия содержат в собственном объеме класс объектов, причем они применимы ко всякому элементу этого класса (например, звезда, государство).

Понятия общего плана подразделяются на регистрирующие и нерегистрирующие. Понятия, в которых масса содержащихся в них элементов может поддаваться учету, и фиксируются, называются регистрирующими. Регистрирующие понятия характеризуются конечным объемом.

Общие понятия, имеющие отношения к неконкретному количеству элементов, именуются нерегистрирующими. Нерегистрирующие понятия характеризуются бесконечным объемом.

В соответствии с содержанием понятия подразделяются на положительного характера и отрицательного, собирательной направленности и несобирательной, на безотносительные и соотносительные, конкретные и абстрактные.

Положительными именуются понятия, суть которых составляют качества, свойственные предмету, например, грамотный, верующий. Понятия, содержание которых показывает отсутствие определенных признаков у объекта, называются отрицательными, например, беспорядок.

Собирательными именуют понятия, в которых имеются ввиду признаки отдельной совокупности элементов, являющих целостность, например, коллектив. Содержание собирательного понятия невозможно отнести к отдельному его элементу. Несобирательными именуются понятия, в которых имеются ввиду свойства, характеризующие каждый его элемент, например, район или звезда.

Понятие, в котором подразумевается объект либо совокупность объектов, как нечто существующее самостоятельно, именуется конкретным, например, книга.

Абстрактным именуется понятие, в котором скрыто свойство предмета либо отношение между ними, например, смелость, дружба.

Безотносительными именуются понятия, отображающие объекты, существующие отдельно и вне их отношений с иными предметами, например, студент, закон.

Соотносительными являются понятия, хранящие в себе свойства, указывающие на связь одного понятия с другим, их отношения, например, истец – ответчик.

Суждением называется конструкция мыслительной деятельности, через которую раскрывается присутствие или отсутствие каких-нибудь взаимоотношений и связей между объектами. Отличительным признаком суждения является утверждение или отвержение какой-либо информации о всяком объекте. Оно бывает истинным и ложным. Соответствием действительности определяется истинность суждения, поскольку оно не имеет зависимости от отношения субъектов к нему, а поэтому носит объективный характер. Ложные суждения заключается в искажение объективных признаков и отношений объектов мысли.

Конструкция мыслительной деятельности, которая позволяет из одного либо пары суждений выводить качественно новое суждение, называется умозаключением.

Все умозаключения содержат в себе посылки, заключения и выводы. Отправные суждения, из которых выходит новое суждение, называются посылками умозаключения. Заключением именуется новое суждение, получаемое посредством произведения логических операций с посылками. Выводом же называется логический процесс, состоящий в переходе от посылок непосредственно к заключению.

Абстрактно-логическое мышление примеры прослеживаются практически в каждом мыслительном процессе – «судья Иванов не может в рассмотрении дела принимать участие, если он потерпевший». Из данного высказывания можно вывести суждение, являющееся посылкой, а именно «судья Иванов является потерпевшим». Отсюда следует заключение: «следовательно, судья Иванов участие в рассмотрении дела не может принимать».

Отношения логической последовательности, просматриваемой между заключением и посылками, предполагает присутствие содержательной взаимосвязи между посылками. Другими словами, если нет содержательной связи между суждениями, то заключение вывода будет невозможно.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Распознавание и развитие абстрактного мышления у ребенка с нарушением зрения – пути к грамотности

Мария учится во втором классе, в настоящее время использует шрифт Брайля для большей части своего обучения, но дополняет материалы аудиозаписями. Она довольно успешно училась в первом классе, и ее удивительную память часто хвалили. Мария часто могла цитировать рассказы дословно и быстро отвечала на каждый из вопросов, заданных учителем. Сейчас конец второго класса, и учительница Марии очень обеспокоена ее трудностями с пониманием историй. Мария может предоставить много конкретных деталей об историях. Хотя она может перечислить имена разных людей в истории, а также конкретное предпринятое действие, она не может указать, почему произошло конкретное действие или общий смысл истории. Например, читая историю о слонах и проблемах, с которыми они сталкиваются в неволе, Мария может понять только то, что слоны часто выступают в цирках. Есть опасения, что у Марии может быть особая неспособность к обучению.

Мария испытывает некоторые трудности в школе, которые часто отмечаются у детей с нарушением зрения. По мере того как мир (и академические задачи) становятся более сложными, им становится все труднее реализовать свой потенциал. Эти проблемы могут быть связаны с определенной неспособностью к обучению или когнитивными способностями. Однако это также может быть проблемой при переходе от конкретного к абстрактному способу мышления.

Что на самом деле означают термины «конкретное мышление» и «абстрактное мышление»?

Психологи давно признали, что дети в основном учатся «думать» об объектах и ​​событиях по мере своего развития и взросления. Маленький ребенок склонен мыслить свой мир конкретными способами. Они узнают факты и информацию об объектах и ​​событиях, с которыми они действительно столкнулись в своем мире. Акцент в конкретном мышлении часто делается на перечисление фактов. Обычно ребенок собирает большое количество информации, но вся она сосредоточена на изучении одного предмета или опыта. Например, маленький ребенок легко поймет, что его плюшевая игрушка называется «собака», и постепенно добавит больше информации к этому единственному понятию. Конкретное мышление представляет собой уровень мышления, который чаще всего сосредоточен на сборе фрагментов информации и повторении ее другим.

Способность Марии демонстрировать такие навыки, как припоминание фактов из рассказа, является примером ребенка, занимающегося конкретным мышлением.

При абстрактном мышлении дети учатся участвовать в решении проблем или по-настоящему «думать» об окружающем их мире. Это позволяет ребенку развивать способы классификации объектов и переживаний. Это также позволяет ребенку начать иметь дело с понятиями, которые не присутствуют непосредственно в их мире. Этот тип мышления является причиной того, что дети могут отвечать на вопросы, которые требуют от них собственных выводов из конкретного материала, который был изучен ранее. Например, абстрактное мышление позволяет ребенку расширить понятие «собака» до более широкого понятия животных. Это также позволяет им добавлять новую информацию к ранее изученному понятию, например. животные могут быть домашними животными или дикими животными. Дети развивают способность осваивать новые концепции, с которыми они не сталкивались напрямую, например, понимание смысла свободы.

Трудности Марии с ответами на вопросы по теме конкретного отрывка о слонах представляют собой трудности с абстрактным мышлением.

Как дети переходят к абстрактному мышлению? Это происходит автоматически или этому нужно учиться?

Маленький ребенок переходит от конкретного мышления к абстрактному мышлению, когда он начинает познавать свой мир. По мере того, как они усваивают больше понятий, они могут мысленно сортировать эти понятия и находить сходства и различия. Они становятся более способными предсказывать, как могут развиваться новые ситуации. Способности предсказывать исход событий становятся более изощренными. Многие из этих вещей происходят просто в результате опыта и взаимодействия с окружающей средой. Однако есть некоторые проблемы, влияющие на это движение к абстрактному мышлению, которые, по-видимому, не связаны с опытом.

Какие другие проблемы влияют на переход к абстрактному мышлению?

Существует множество исследований, которые показывают, что некоторые из этих навыков развиваются не просто в результате опыта.

Когнитивные способности наложат более широкие ограничения на развитие абстрактного мышления. Дети с когнитивными ограничениями испытывают большие трудности в развитии навыков абстрактного мышления. У некоторых детей с когнитивными ограничениями никогда не разовьются устойчивые навыки абстрактного мышления; им всегда будет требоваться дополнительная поддержка. Дети с превосходными когнитивными способностями будут развивать эти навыки абстрактного мышления в более раннем возрасте и в более высокой степени.

Кроме того, улучшение абстрактного мышления также связано с физическими изменениями, связанными с мозгом. Большая часть текущих исследований в области биологии мозга подчеркивает важность более позднего развития лобной области мозга, решающего фактора абстрактного мышления. Исследования показывают, что большинство способностей, которые мы связываем с абстрактным мышлением, являются функцией лобной доли мозга. Эта область мозга полностью не развивается до начала 20-летнего возраста, что объясняет некоторые трудности с принятием решений, наблюдаемые у подростков.

Можем ли мы контролировать степень развития у ребенка способности к проявлению абстрактного мышления?

Существуют некоторые ограничения на нашу способность влиять на развитие абстрактного мышления. Чаще всего они обусловлены тремя факторами. Во-первых, это экологический опыт ребенка. Ребенок, у которого мало возможностей взаимодействовать с окружающей средой, а также у него мало стимулов для размышлений о различных ситуациях, последствиях и концепциях, скорее всего, будут отставать в развитии. Опять же, как внутренние познавательные способности ребенка, так и его физическая зрелость будут определять некоторые внешние пределы абстрактного мышления. Даже будучи взрослыми, мы демонстрируем значительные различия в наших способностях к абстрактному мышлению. Например, многим студентам колледжей будет трудно понять смысл определенного стихотворения. Понятия физики могут быть трудными для тех, кто предпочитает типы обучения, основанные на повторяющихся фрагментах информации.

Существуют ли особые проблемы, связанные с нарушениями зрения?

У детей с нарушением зрения (VI) часто возникают дополнительные трудности в развитии этих навыков абстрактного мышления. Было проведено мало исследований, чтобы определить возможные причины этого. Однако это часто отмечается как проблема, когда дети с ВИ начинают покидать младшие классы начальной школы. Как и в случае с Марией, ребенок, который хорошо отвечал на вопросы по рассказам в первом классе, начинает испытывать трудности во втором и третьем классе. Требования к мастерству изменились. Детей просят участвовать в таких действиях, как решение проблем, а также делать выводы для разных персонажей. Часто это трудный переход и период обучения для детей с ВИ.

Как я узнаю, что это влияет на успеваемость?

И родители, и учителя часто признают эти трудности у ребенка с ВИ. Часто отмечается, когда дети учатся во втором классе. До этого времени большинство заданий включают в себя просьбу ребенка ответить на ряд вопросов о деятельности или рассказе. Как правило, эти вопросы предполагают получение простой информации о том, кто выполнил действие и что произошло в результате. Часто ребенок с ВН обладает превосходной памятью и довольно успешно отвечает на эти вопросы о конкретной предоставленной информации. Однако ко второму классу вопросы начинают охватывать более абстрактные качества, а также базовый обмен информацией. Часто выражается обеспокоенность тем, что ребенок может ответить на любое количество вопросов о том, «кто» или «что» могло произойти в рассказе. Однако ребенок часто затрудняется ответить на вопрос, «почему» это могло произойти.

Почему это кажется проблемой для детей с VI?

Опять же, по этому вопросу проведено мало исследований. Тем не менее, некоторые вопросы представляются актуальными для обсуждения.

Первый связан с самим видением. Часто дети развивают способность обобщать, просто наблюдая и переживая мир. Ребенок со зрением может играть как с собаками, так и с кошками, замечать сходства и различия и развивать более абстрактное понятие «животные» и/или «домашние питомцы». Ребенка с ВИ необходимо учить этим различиям. Обычно для этого требуется другой тип обучения, который требует больше времени и вмешательства со стороны взрослого.

Часто трудности становятся еще более очевидными из-за различий в учебном процессе. Взрослые часто стремятся предоставить много информации о понятии, чтобы помочь ребенку с ВИ понять конкретное слово или понятие. Например, родитель может предоставить много информации о слове «форт», указав, что он был окружен стенами, имел пушки, был укомплектован солдатами и т. д.  Однако они не предоставляют информации об общем понятии форта. используется для защиты или охраны. Информация, объединяющая эти дескрипторы, часто не приводится. Ребенок может не иметь общего представления о назначении форта или о том, как он связан с вещами, которые он может испытать в своей жизни, например. способы, которыми он относится к текущей военной базе или полицейскому участку. Это правда, что ребенку с ВН нужно много специфической информации, чтобы расширить его представление о понятии. Однако не менее важно, чтобы были представлены более широкие концепции, а также связанные с ранее встречавшимся обучением.

Кроме того, творческая игра является решающим фактором в начале процесса абстрактного мышления. Некоторые из первых примеров абстрактного мышления возникают, когда ребенок вовлечен в творческую игру. Ребенок понимает, что пластиковый чайник можно распознать как кофейник и что, наклонив чайник, можно налить поток воображаемого кофе. Впервые объекты, которых нет в их жизни, представлены и «осмыслены». Обычно это считается первоначальным шагом к переходу к абстрактному мышлению. Как правило, творческая игра является проблемой для детей со значительным нарушением зрения. Похоже, что у большинства детей это не происходит спонтанно, и этому нужно активно учить.

Теперь я знаю, что есть проблема… как я могу помочь своему ребенку? Или даже лучше… как мне избежать проблемы?

Существует множество различных навыков, которыми необходимо овладеть. Однако следующие пункты определяют некоторые критические факторы, которые помогают перейти от конкретного к абстрактному мышлению. Все дети должны уметь выполнять следующие задания:

  • Участвовать в решении проблем
  • Выявление сходства между разрозненными объектами
  • Спланируйте и упорядочите ряд задач до разумного завершения
  • Определите и оцените возможные решения проблем

Немедленная реакция часто заключается в том, чтобы просто помочь ребенку определить, «почему» что-то могло произойти, с помощью дополнительной серии вопросов. Однако мы часто неправильно понимаем, что способность отвечать на подобные вопросы основана на некоторых ранее освоенных навыках. Если ребенок не развил эти другие навыки, научить его отвечать на вопрос «почему» будет сложно. Дети могут быстро выработать механический ответ на вопросы «почему», который не отражает истинного понимания концепции.

Для развития навыков ответа на эти вопросы «почему» потребуется база других более ранних навыков мышления. Многие навыки составляют основу абстрактного мышления. Развитие каждого из этих навыков поможет ребенку добиться успеха в движении от конкретного к абстрактному мышлению. Всегда идеально, когда ребенок с ВИ осваивает эти навыки примерно в том же возрасте, что и его зрячие сверстники. Однако даже для ребенка старшего возраста будет важно попытаться развить выявленные навыки, если они в настоящее время отсутствуют.

 

Какие занятия помогут развить эти навыки?

Движение в процесс абстрактного мышления остается процессом развития. Хотя некоторые предполагают, что этому нельзя просто научить, существует множество занятий, которые будут способствовать развитию у ребенка этого навыка. Эти действия составляют основу для развития этих навыков, а также стимул для движения по континууму в сторону развития абстрактного мышления. Некоторые из этих предложений перечислены ниже.

  1. Поощряйте драматические игры с использованием реальных, а также репрезентативных предметов.  Начните с того, что сосредоточьтесь на знакомых историях и предыдущем опыте. Продолжайте, представляя, как могут развиваться будущие события.
  2. Придумайте новые истории, которые будут разыгрываться с использованием этих предметов.   Поощряйте формат начала, середины и конца истории.
  3. Подари слова своим мыслям . Когда вы готовите еду или занимаетесь чем-то, опишите в кратких комментариях шаги, которые вы предпринимаете.
  4. При решении конкретной проблемы предоставьте слова для описания шагов, которые вы предпринимаете для решения проблемы.   Держите формулировку краткой, но четко связанной с вашим решением.
  5. Попробуйте научить ребенка думать о новых способах использования знакомого предмета.   Например, спросите, как можно использовать покрывало и/или подушки. Попросите ребенка подумать, как вы можете использовать одно яйцо, находящееся в холодильнике.
  6. Используйте повседневные ситуации и попросите ребенка «подумать» о причинах, по которым это произошло, и о возможных решениях.   Например, если у вас закончилось молоко, попросите ребенка придумать способы решения этой проблемы. Спросите, как можно избежать проблемы. Держите задачи простыми и актуальными для повседневных ситуаций.
  7. Помогите ребенку придумать аналогии в отношении к повседневной жизни или любимым книгам.   Попросите ребенка назвать истории, которые напоминают ему/ей текущую историю. Например, какую книгу он прочитал, которая также напоминает ему историю о свиньях. Определите сходство между двумя книгами или попросите ребенка прояснить свое мышление.
  8. Развивайте навыки решения проблем, которые можно использовать в различных ситуациях.   Вместе со старшим ребенком поощряйте сравнение одной ситуации с другой, которая уже произошла. Предоставьте структуру, например, спросите, кто был вовлечен, что произошло, какие могли быть другие ответы, как другие ответы могли повлиять на ситуацию. Сведите к минимуму вопросы, но помогите ребенку увидеть, как могли возникнуть разные ответы. Оцените эффективность этих ответов по отношению к ситуации, т. е. «помогло ли это решить проблему?»
  9. При обучении абстрактным понятиям используйте стратегии мышления вслух, используемые в более раннем возрасте.  Проговаривайте свое объяснение, останавливаясь на отдельных шагах. Попробуйте сравнить абстрактные понятия с реальными ситуациями. Например, при обсуждении различных ветвей власти свяжите эти ветви с аспектами семьи. Не забудьте обобщить конкретные черты, в которых они похожи, а также различия.
  10. Поймите, что ребенку гораздо легче сосредоточиться на различиях в ситуациях, объектах или понятиях.   Поощряйте их искать сходства даже в предметах или событиях, которые на первый взгляд совершенно разные. В начале используйте реальные объекты, чтобы сходство было очевидным. Например, попросите ребенка определить, в чем сходство цветка и морковки.
  11. Поговорите о том, как в реальной жизни происходят одинаковые переживания.   Начните с опыта, который во многом похож, и переходите к опыту, который на первый взгляд совершенно отличается. Например, расскажите о сходстве между походом в магазин и походом к стоматологу.
  12. Поощряйте творческое мышление при определении сходства между этими ситуациями, объектами или понятиями.   Возможно, разработайте один список, который можно было бы считать «Глупыми сходствами», а также другой, более привязанный к реальности.
  13. Избегайте склонности задавать несколько вопросов «почему».   Если вы задаете эти вопросы, помогите ребенку, «думая вслух», когда будете определять возможные ответы. Помогите ребенку понять, что часто на этот вопрос есть несколько ответов. Это не только поощряет абстрактное мышление, но и помогает развить творческий потенциал. Например, вместо того, чтобы сначала спросить ребенка: «Почему мы должны убирать пролитую на пол воду?», укажите несколько причин, например: «Нам нужно убирать пролитую на пол воду, потому что кто-то может соскальзывать». Начните с такого конкретного примера ответов на вопросы «почему», а не абстрактных, таких как «почему звезды мерцают?»
  14. Помогите ребенку оценить «успех» того или иного опыта. Это помогает определить эмоции, которые испытывает ребенок, а также дает чувство независимости от чувств других. Перед этой деятельностью помогите ребенку развить ограниченное количество характеристик (т. е. не более 4) успешной (или доставляющей удовольствие) деятельности.
  15. Устройте вечеринку вместе.   Разделите обязанности на четыре части, например: планирование, приглашение, размещение и уборка. Попросите ребенка определить 3 различных вида деятельности в рамках каждой из этих обязанностей. После завершения вечеринки попросите ребенка повторить обязанности. Какие задачи были не нужны? Какие задачи должны были быть включены?

Развитие навыков абстрактного мышления является решающим фактором в обеспечении успехов в учебе, а также в решении жизненных сложностей. Поддержка со стороны родителей, а также учителей необходима, если ребенок с ВИ хочет реализовать свой потенциал, чтобы жить как можно более независимо. Вмешательство наиболее эффективно, когда проблемы распознаны, вмешательства спланированы, и как учителя, так и родители последовательны в реализации стратегии.

Посмотрите, как доктор Лофтин обсуждает эту тему на бесплатном вебинаре от Perkins eLearning.

 

Абстрактное мышление: развитие силы разума

Абстрактное мышление — это уровень мышления, относящийся к экстраординарным умственным способностям, что наиболее важно для анализа концептуальных идей, гипотетических будущих событий и ситуаций. Абстрактное мышление позволяет человеку рассматривать детали концептуально.


Навыки абстрактного мышления позволяют создавать свежие, оригинальные идеи, находить действенные решения сложных вопросов и углублять понимание сложных концепций. В то время как некоторые люди, как правило, более эффективно генерируют абстрактные идеи и понимают абстрактные концепции, существует ряд мощных способов, которые помогут вам стать более концептуальным мыслителем.


Способность рассматривать детали концептуально означает, что вы можете предсказать, как будет развиваться ситуация. Это также помогает понять, как можно изменить ход действий и разработать сценарий, который принес бы наиболее благоприятные результаты. Кроме того, абстрактное восприятие тесно связано с нашей фантазией и способностью мозга к воображению. Таким образом, ориентируясь на абстрактное мышление, есть шанс улучшить вашу память, когнитивные навыки, решение проблем, рассуждения и другую умственную деятельность, ориентированную на процесс.


Узнайте, что такое абстрактное мышление и его ключевая проблема


Обработка и синтез информации, оценка потенциальных результатов, получение новых идей и прогнозирование будущих событий будет намного проще для людей с абстрактным мышлением. Это означает, что человек способен видеть и воспринимать концепции, идеи, объекты и даже окружающий мир за пределами того, что наблюдается физически. Если у вас сильное и пробуждённое воображение, то инициация понятий и идей, не представленных нашим чувствам, не должна доставлять никаких хлопот.


Однако иногда это может быть проблемой для вашего мозга. Одним из препятствий к абстрактному анализу вещей считается слепой умственный взор, также известный как афантазия. Это связано с неспособностью формировать мысленные образы. Это редкое явление, но оно все же может помешать визуализировать и представлять идеи мысленным взором. Чтобы вернуть мозгу способность визуализировать и мыслить абстрактно, вы можете разработать стратегию развития ума и добавить к ней упражнения на абстрактное мышление. Но сначала давайте кратко рассмотрим некоторые примеры того, когда мы можем использовать абстрактный анализ и какую пользу он может нам принести.


Примеры абстрактного мышления и рассуждений


Использование метафор


Абстрактное мышление стимулируется, когда мы используем метафоры. Это речевые фигуры, которые не следует понимать буквально. При обработке метафор наш разум не должен полагаться на конкретные факты и физические примеры. Он полезен для интерпретации литературы, анализа поэзии и работы с любыми гипотетическими или символическими идеями, применяемыми в различных формах искусства. Метафорические выражения пробуждают наше воображение, развивают творческие способности, позволяют связать не связанные друг с другом вещи. Практика создания метафор также может быть основой для гиперфантазии и улучшения чрезвычайно яркой визуализации. Это, в свою очередь, активирует наши навыки решения проблем, поскольку даже на самую сложную проблему можно взглянуть с совершенно другой точки зрения.


Символизм


Размышление о вещах и ситуациях, которые реально не существуют или недоступны в окружающей среде в данный момент, является символическим типом мышления и одним из примеров абстрактного мышления. Таким образом, символы в литературе не являются прямыми объяснениями, намекающими на что-то другое, обычно на что-то концептуальное. В искусстве он полностью противоположен натурализму. Таким образом, он основан не на точном описании деталей, а скорее на представлении верований и идей посредством абстракций и метафорических образов.


Метапознание


Понимая свои когнитивные процессы, можно лучше контролировать генерацию мыслей и идей. Например, дивергентный тип мышления требует абстрактного подхода, чтобы иметь возможность контролировать наше спонтанное формирование идей. Более того, именно так мы можем формировать здравые суждения, правильно расставлять приоритеты и разумно управлять процессами принятия решений.


Абстрактное и конкретное мышление


Люди, способные мыслить абстрактно, имеют более широкое и безграничное понимание идей и информации. Сосредоточение внимания только на фактических данных и деталях может означать, что креативность находится на низком уровне, и в жизненном опыте не задействовано воображение. Абстрактные мыслители, в отличие от конкретных мыслителей, активизируют свои фантазии. Те люди, которые мыслят осязаемо, более рациональны и всегда хорошо аргументированы. Однако они полагаются только на реальные вещи и на информацию, полученную через человеческие органы чувств. Здесь нет места для творческой визуализации несуществующих объектов и понятий.


Наиболее эффективная стратегия для более гибкого ума и сообразительности состоит в том, чтобы объединить эти два типа мышления. Причина в том, что, не думая за пределами фактов, трудно найти в уме место для творчества. Полагаясь только на воображение, можно попасть в ловушку дереализации, полностью оторвавшись от реального окружения. Потеря чувства реальности является проблемой для людей с абстрактным стилем мышления, тогда как буквальное толкование даже символизма может принести проблемы конкретным мыслителям. Баланс, постоянный контроль процессов рассуждения, а также метапознание, вероятно, могут усилить ваши умственные способности.


Как развивать абстрактное мышление: проверенные упражнения и советы


Непроизвольное ощущение более целостной картины, а также широкое видение являются результатом мощного абстрактного мышления. Этого можно добиться, если тренироваться генерировать абстрактные мысли. Набор упражнений и широкий спектр умственных действий помогают развивать ваши навыки, такие как синтез информации, анализ вещей, выходящих за рамки реальных фактов, и критическое мышление. Это может освободить вас от ограничений и помочь преодолеть творческие барьеры.


Прежде всего, рекомендуется регулярно подвергать себя совершенно новым впечатлениям и идеям. Например, вы можете узнать о некоторых новых культурах. Такой тип свежих знаний может помочь вам понять разнообразие, обрести новые перспективы, изменить свое мировоззрение и даже избежать удушающих амбиций. Более того, взаимодействие с такой информацией позволяет избавиться от предубеждений и предубеждений, мыслить более свободно и минимизировать стереотипность.


Столкнувшись с проблемой плохого концептуального мышления, вы можете включить поиск нескольких эффективных решений одной проблемы. Не бойтесь экспериментов и будьте смелее со своими идеями. Вы должны вытолкнуть себя из зоны комфорта. Потому что иногда правильное решение и выбор находятся за пределами зоны, где вы испытываете повышенное чувство безопасности. Думать шире; тем не менее, постарайтесь не увязнуть в ненужных деталях, а сосредоточьтесь на более важных вещах.


Головоломки также входят в число лучших упражнений на абстрактное мышление, которые позволяют воспринимать задачу с разных сторон. Решая головоломки, ваш мозг включит креативность и проработает несколько стратегий, прежде чем обнаружит ответ, подходящий для конкретной задачи. Более того, ослабевающие с возрастом такие навыки, как внимание к деталям, зрительно-пространственное мышление и запоминание сложной информации, восстановятся, если включить в свой распорядок дня головоломки.


Когда абстрактное мышление может навредить


Сосредоточение внимания на концептуальных идеях и воображении, а не на мире природы и вещах, иногда может быть вредным. Например, некоторые люди могут по привычке генерировать наихудший образ действий. С таким пессимистическим мышлением и неправильным отношением есть риск застрять в негативных мыслях. Обычно негативные познания могут вызывать целый спектр негативных эмоций. И человек будет чувствовать себя бесполезным и бессильным, потеряет мотивацию и вдохновение и будет иметь низкий уровень энергии. Поэтому, даже применяя навыки абстрактного мышления, держите свой разум, воображение и когнитивные процессы под полным контролем. Это позволяет оградить себя от негативных сценариев и настроить себя на успех.


Абстрактное рассуждение в образовании


Абстрактный анализ обеспечивает глубокий образовательный опыт и облегчает запоминание. Кроме того, с улучшенными способностями к абстрактному мышлению будет легче представлять сложные идеи. Так вы сможете добиться впечатляющих академических результатов. Делать более осознанный выбор и принимать решения — это еще один навык, который вы можете отточить, практикуя упражнения на абстрактное мышление. Более того, это позволяет погрузиться в детали, выходящие за рамки стандартного восприятия, и найти креативное и неординарное решение.


Часто задаваемые вопросы


Легко ли рассуждать абстрактно?


Быть концептуальным мыслителем означает пробудить более высокий уровень мышления, поскольку концептуализация и визуализация требуют сильной концентрации и повышенной креативности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *