Абстрактное понятие это примеры: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов

понятие, примеры, формы, как развить?

Мышление – это особая форма познания, которая свойственна только людям. Психологи выделяют большое количество разных видов мышления, каждый из которых играет свою роль в познавательных процессах. Сегодня мы поговорим об абстрактном (или абстрактно-логическом) мышлении. Оно формируется у человека примерно к 7-летнему возрасту и подразумевает манипулирование общими понятиями, а не конкретными объектами или явлениями.

Что такое абстрактное мышление?

Абстрактное мышление – это оперирование абстрактными понятиями. К таковым относятся понятия, которым не соответствуют конкретные объекты или явления. Это могут быть обобщения (человек, животное, собака), а также различные понятия, получающие свой смысл непосредственно в процессе мышления или дискуссии (число, нравственность, материя).

В диалектической логике абстрактное противопоставляется конкретному. К примеру, можно говорить о конкретной собаке, а можно о собаке или животном вообще – это уже абстракция. Можно говорить о том, что сегодня на улице плохая погода – дождь и гроза, а можно говорить о погоде как о явлении вообще.

Чтобы правильно понять, что такое абстрактное мышление, важно понимать смысл терминов «абстракция» и «абстрагирование». Абстракция – это отвлечение от части свойств объекта. К примеру, в живописи это подразумевает, что художник отбрасывать часть визуальных свойств персонажей и предметов, чтобы подчеркнуть другие свойства и передать определённые эмоции. Абстрагирование – это сам процесс обобщения и упрощения, отбрасывания конкретных деталей, несущественных в текущем контексте.

Абстрактное мышление позволяет нам размышлять о различных объектах и явлениях, не конкретизируя их свойств. Пользуясь им, мы можем представить и осмыслить некоторую ситуацию, не формулируя происходящее словами и не воссоздавая никаких образов в мыслях. Являясь самым быстрым из доступных нам способов мышления, именно оно позволяет нам быстро находить неординарные способы решения возникающих перед нами проблем.

Отличия от «конкретного» мышления

Абстрактное и конкретное мышление можно считать противоположностями друг друга. Первое направлено на концептуализацию и обобщение, тогда как второе конкретизирует объект или явление, придаёт принципиальную важность ему или его свойствам.

Конкретное или конкретно-предметное мышление возникает в возрасте 18 месяцев и развивается примерно до 7 лет. Используя его, ребёнок может решать задачи, используя конкретные предметы и их образы. При этом он не способен отвлекаться от реальных предметов, ему недоступны абстрактные понятия и категории.

Абстрактное или абстрактно-логическое мышление возникает у ребёнка примерно к 7-летнему возрасту, после чего развивается по мере формирования его личности. Вместе с ним он получает способность оперировать категориями, которые не существуют в реальной природе в виде конкретных объектов или явлений.

Примеры абстрактного мышления

Наиболее очевидным примером абстрактного мышления являются математические операции. Можно использовать математику в реальной жизни, подсчитывая или измеряя конкретные предметы и явления. Но при этом мы можем полностью абстрагироваться от реальности, используя абстрактные значения.

К примеру, каждый прекрасно понимает, что означает число 10, даже если речь не идёт о 10 конкретных предметах. Кроме того, абстрактными являются математические действия. Мы можем складывать, делить, умножать и вычитать, не подразумевая при этом каких-либо конкретных объектов.

Менее очевидный, но гораздо более обширный пример – язык нашего общения. Он состоит из огромного количества абстрактных лексических единиц, большинство из которых так или иначе сопоставляются с реальными объектами и явлениями, но в разговоре далеко не всегда привязаны к чему-то конкретному. Предложения, которые мы используем в речи, представляют собой абстрактно-логические цепочки лексем, которые наш собеседник может понять и интерпретировать достаточно однозначно.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление может принимать три формы: понятие, суждение и умозаключение. Обычно, мысля абстрактно, человек последовательно использует все три формы. Рассмотрим каждую из них подробнее.

  1. Понятие. Это обобщенная абстракция, описывающая определённый предмет или явление, но не указывающая на конкретный объект или событие. Примеры понятий: человек (абстрактный человек, а не конкретный индивид), дом, собака
  2. Суждение. Это некое утверждение, содержащее информацию о свойстве определённого предмета. Суждения подразделяются на правдивые и ложные, а также на простые и сложные. Простое суждение указывает на один факт, тогда как сложное может описывать закономерность или причинно-следственную связь. К примеру, суждение «Трава зелёная» простое и правдивое, тогда как суждение «Мы не соскальзываем с Земли, потому что она плоская» сложное и ложное.
  3. Умозаключение. Умозаключение представляет собой новое суждение, сформулированное на основе нескольких других. Оно представляет собой результат рационального познания (то есть, получено не эмпирическим путём). Пример умозаключения на основе двух суждений: «Утром в этой вазе были конфеты» + «Сейчас ваза пуста» → «Кто-то съел все конфеты».

Какие преимущества даёт абстрактное мышление?

Абстрактное мышление является источником для творческих идей, которые необходимы практически в каждой профессии. Креативность позволяет придумывать идеи для новых проектов, находить необычные решения для поставленных задач, подбирать для себя инструменты и создавать новые. Креативный подход полезен во всех сферах жизни, а опирается он в первую очередь на способность мыслить абстрактно.

Развитое абстрактное мышление даёт такие преимущества как:

  • умение решать сложные проблемы;
  • высокий уровень интеллекта;
  • высокий уровень креативности;
  • склонность к различным искусствам;
  • умение выходить за рамки стереотипов;
  • умение генерировать новые идеи;
  • умение предсказывать и оценивать перспективы проекта;
  • способность замечать потенциальные подводные камни.

Как развить абстрактное мышление?

Как мы уже выяснили, способность мыслить абстрактно очень важна, поэтому любому человеку стоит работать над тем, чтобы развивать её. Как и другие когнитивные способности, абстрактное мышление развивается при активном использовании. Для этого можно выполнять 5 простых, но эффективных упражнений:

  1. Осмысление абстрактного объекта или явления.Каждый из нас постоянно оперирует различными абстрактными понятиями, например, такими как «любовь», «дружба», «уважение» и прочее. Очень хорошее упражнение на развитие способности мыслить абстрактно состоит в том, чтобы попытаться понять, что представляет собой каждое из этих абстрактных понятий. Нужно осмысливать их и давать им определения в простых и доступных для понимания словах.
  2. Игра в ассоциации. В эту игру очень любят играть дети, точнее, у них это получается непроизвольно. Глядя на облака, они узнают в них знакомые образы. Они могут сказать вам, на что похожа стоящая у обочины машина, какую форму имеет дерево, на что похож звук пылесоса или стиральной машины. Дети делают это непроизвольно, потому что изучают мир и всё, что их окружает, вызывает у них интерес. Но и взрослым стоит чаще играть в эту игру, пытаясь узнавать знакомые образы в очертаниях предметов, искать ассоциации к определённым звукам, пытаться понимать, на что похож вкус того или иного блюда.
  3. Развитие образного мышления. Абстрактно-логическое мышление во многом зависит от образного. Поэтому для его развития полезно активно использовать способность мыслить образами. Для этого можно вспоминать события, произошедшие за день, стараясь восстановить в воображении визуальные образы, голоса и иные звуки, испытанные эмоции, запахи и вкусы. При этом важна детализация. К примеру, вспоминая чьё-то лицо, желательно отчетливо представить форму носа, глаз и прочие детали.
  4. Использование метафор. Для того, чтобы придумать хорошую метафору, необходимо развитое абстрактное мышление. И его можно развивать, используя данную особенность. Для этого полезно читать художественную литературу, в которой часто встречаются интересные и неожиданные метафоры. Полезно также применять их в повседневном общении, стараясь, конечно же, чтобы это выглядело уместно. Впрочем, если вы не уверены в качестве придуманной метафоры, её совсем не обязательно озвучивать.
  5. Нахождение сути. Очень полезно докапываться до сути различных событий, явлений и даже собственных действий. Для этого можно задавать себе вопросы обо всём, что нас окружает. Примеры таких вопросов: «Почему эта вещь имеет именно такую форму?», «Почему я делаю эту работу именно так? Не должен ли я делать её иначе?», «Каким будет результат моих действий? Это именно то, что мне нужно?», «Могу ли я упростить свою работу, чтобы добиться того же результата меньшими усилиями?». Поиск ответов на подобные вопросы не только поможет развить абстрактное мышление, но и может заметно упростить жизнь.

Заключение

Абстрактное мышление – это одна из важнейших форм познания. Оно позволяет нам мыслить быстро, чтобы адаптироваться к меняющимся условиям и находить решения различных проблем. Кроме того, оно обеспечивает нам способность мыслить креативно, создавать что-то новое, генерировать нестандартные идеи и более полно раскрывать свой потенциал в любом виде деятельности. Не у всех оно развито одинаково хорошо, к счастью, развить абстрактное мышление можно, воспользовавшись упражнениями, которые мы сегодня рассмотрели.

«Как понимать абстрактное мышление у человека? Простыми словами объясните мне, пожалуйста.» — Яндекс Кью

Психология

Популярное

Сообщества

ПсихологияОбразование+2

Анонимный вопрос

  ·

33,4 K

ОтветитьУточнить

Анна Науменко

Психология

750

Психолог, кандидат наук. Разрабатываю психологические тесты, пишу смешно о детях и…  · 8 мар 2021  · dobraya-anna.com

Абстрактное мышление — это мышление с помощью абстрактных понятий.

Конкретными обычно называют объекты физического мира, которые мы можем ощутить нашими органами чувств — например, увидеть, услышать, потрогать. Абстрактные понятия в физическом мире не существуют, это более общие идеи, их нельзя потрогать или понюхать, и поэтому их может быть сложно понять, описать, объяснить.

Например, конкретные объекты — это собака, кот, учитель, садовник, стул, а абстрактные понятия — преданность, независимость, ум, любовь, справедливость. Абстрактными могут быть не только слова, но также символы, знаки, образы. Абстрактными являются очень многие научные понятия, например, число, сумма, вычитание, разность, площадь, сила, давление и т.д.

Хронологически ребенок сначала осваивает наглядно-образное мышление, то есть способность оперировать конкретными материальными объектами, а потом абстрактное мышление, то есть способность выстраивать логические цепочки, видеть и анализировать закономерности, совершать действия с абстрактными понятиями.

Разницу между наглядно-образным и абстрактным мышлением можно заметить у детей, которые начинают осваивать математику. Например, ребенок в стадии наглядно-образного мышления может разделить 10 конфет на две равные кучки, но не может решить пример 10 : 2 =, написанный на бумаге. Другой ребенок может решить пример 6 : 3 = (представив, как он делит шесть яблок между собой и двумя друзьями), но не может решить пример 60 : 30 = (потому что столько яблок ему представить сложно) — он находится где-то в промежуточной стадии между наглядно-образным и абстрактным мышлением и в случае числами поменьше может совершать переход между абстрактным (цифры на бумаге) и конкретным (яблоком), а с большими числами — еще нет.

17,8 K

Михаил Яковлев

21 января 2022

Почему собака, кот, учитель, садовник, стул — конкретные? Какое у них качественное(!) отличие от приведённых… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Валерий Гальетов

Образование

881

Тренирую умение находить нестандартные решения с помощью ТРИЗ. Умею совершенствовать…  · 10 мар 2021

Окружающий мир подобен айсбергу: есть видимая часть (глазами) и невидимая часть (осознаваемая разумом). Для говорения о видимом мире достаточно обычного языка. Для говорения и мышления в Невидимом мире используют специальные слова: понятия, суждения, умозаключения, мысленные модели. Выше я использовал «аналогию»: уподобил Окружающий Мир айсбергу. Такого объекта… Читать далее

Точное мышление вместе с интуицией!

Перейти на practiceducation.ru

Комментировать ответ…Комментировать…

Коломников Алексей

451

Человек с богатым жизненным опытом. Психология и здоровый образ жизни, духовный…  · 4 мар 2020  · kolomnikov.ru

Это образы, схемы, которыми человек описывает физический мир. В реальности вещи намного более объемлющие. Оперируя абстракциями, человек может связать между собой серию явлений и прийти к некой модели происходящего, чтобы в дальнейшем использовать полученные знания на практике.

Комментировать ответ…Комментировать…

Анатолий Кравченко

104

Интересуюсь философией, науками… и тем как они объясняют мир, человека…  · 18 мар

Наверное, объяснить (уж) слишком просто – не получится, поскольку сам вопрос не о простом… В самом деле, абстрактно мыслить – естественно для человека или даже так: абстрактное (со своей стороны) характеризует человека как существо Homo sapiens. Абстрактное мышление основывается на абстрактных понятиях и системе, и оно формируются в ходе отношения к конкретному… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Ольга Ульянова

6

Увлекаюсь психологией, медициной, нейрохимией и нейробиологией. Так же инвестициями и 3d в…  · 1 июн 2021

Например, приходит к дизайнеру заказчик и образно рассказывает, что ему надо. Показывает 3 разные картинки и просит их объединить. Дизайнер с абстрактным мышлением учтет все пожелания заказчика и сам придумает вариант. А если будет ждать четкого технического задания, и будет спрашивать, что конкретно вам нравится на том, на этом фото и так далее конкретизировать, то — к… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Влад Ян

30 янв

Это когда твоя фантазия помогает тебе в реальности. Представляешь в своей голове ход событий в реальности, можно в порядке действий, можно пройтись по основным точкам по принципу ускорения, детали глаз не фиксирует, можно представить процесс одного явления в действиях другого. Слово «место» это абстракция для понимания фиксированной точке в пространстве, может быть… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Антон Касин

931

  · 4 мар 2020

Если простыми словами, то лучше на примере. Попали вы в новую и непонятную ситуацию — надо в ней разбираться. Петька ведёт себя непредсказуемо — почти что чудит, Васька наоборот — очень прям, строг и быстр, а Анка проявляется мало, но все её почему-то боятся. И каким-то образом, эти три совершенно разные человека взаимодействуют против вас. Что, леший дери, происходит… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Mat Mекалль

979

4 мар 2020

Абстрактное мышление — способность если не создавать, то хоть понимать достаточно сложные модели явлений. К примеру, в мире — хватает учителей биологии, не понимающих эволюционную модель даже в самом первом, простом её виде, как её Дарвин сформулировал.  Очевидно, что речь не может идти о недостаточном знакомстве с предметом, недостаточном опыте.  Счёт в их случае идёт… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

2 ответа скрыто(Почему?)

Значение и примеры | Лингвистический блог

Опубликовано Последнее обновление:

Делиться заботой!

34 акции

  • Поделиться

 

Что такое абстрактные идеи?

Абстрактная идея — это идея, в которой отсутствуют конкретные физические детали, вещи, которые вы не можете потрогать, но которые, как вы знаете, существуют.

Мир во всем мире — это то, что каждый может понять как концепцию, но нет физического объекта, который был бы «миром во всем мире», к которому они могли бы прикоснуться. Человеческий разум склонен мыслить абстрактно.

Это одна из черт, которая отличает людей от других разумных существ. Мы можем представить себе вещи, которые мы не можем потрогать, обонять, пробовать на вкус, слышать или чувствовать!

 

Откуда возникает идея абстрактного мышления?

Хотя у людей были абстрактные мысли с тех пор, как мы существовали как вид, только в 17 веке философ Джон Локк очень четко определил идею абстрактного и конкретного мышления.

Некоторые проводят параллели между теориями Локка и платоновскими концепциями форм и чувств с той ключевой разницей, что концепция абстрактных идей Локка предназначалась для описания повседневных вещей, а Платон в первую очередь интересовался академическими идеями.

Абстрактная мысль — это то, что люди могут понять как существующее, но не имеющее материального компонента.

Конкретное мышление, таким образом, является обратным.

 

Каковы некоторые примеры абстрактных идей?

Номер семь

Подумай о числе семь. Вы знаете, что означает семь, и можете применить это понимание к другим аспектам своей жизни.

Этот пример часто используется в философских дискуссиях для демонстрации абстрактного и конкретного мышления: большинство людей, даже дети, понимают, что число семь существует.

Мы знаем, где оно находится в числовой последовательности, мы знаем, что оно означает, и мы знаем, как применить эту идею.

Однако не существует «семерки», которую мы можем потрогать, поэтому число семь — это абстрактное понятие. На самом деле это произвольно. Он основан исключительно на человеческом соглашении и может называться по-разному.

«Семь» имеет значение только потому, что мы, люди, решили придать ему именно этот смысл.
Когда абстрактное понятие «семь» превращается в конкретную идею, его значение становится очень очевидным.

Например, с вашим пониманием числа семь вы можете достать из стола семь ручек и разложить их.

Вы можете сосчитать их, потрогать и узнать, что их семь.

Вы взяли абстрактную идею числа семь и превратили ее в конкретную идею.
 

Эмоции против действий

Эмоции — еще один пример абстрактного мышления. Любой может сказать вам, что человеческие эмоции вполне реальны. Каждый хоть раз в жизни испытывал счастье.

Они могут описать, как они себя чувствуют, будучи счастливыми, но они не могут передать слово «счастливый» кому-то, чтобы испытать его своими пятью чувствами.

Однако действия, к которым может привести счастье, не являются абстрактными идеями.

Если кто-то счастлив, он может улыбаться, смеяться или танцевать.

Все эти вещи могут быть испытаны физически и не являются абстрактными идеями.
 

Сострадание, честь и мир

Еще один способ осмыслить абстрактное мышление — рассмотреть общие понятия, которые могут иметь разное значение для разных людей.

Большинство идеалов, таких как сострадание, честь и мир, абстрактны не только потому, что им не хватает физической формы, но и потому, что их определения могут отличаться от человека к человеку, не будучи неверными.
Представьте, что в комнате вместе сидят десять человек. Каждого человека просят определить, что означает термин «мир».

Хотя в их ответах могут быть сходства («нет войн», «отсутствие сражений и конфликтов», «тишина и спокойствие»), нет ни одного ответа, более правильного, чем другие.
 

Заключение

В то время как индивидуальную абстрактную идею может быть трудно определить, концепция абстрактной идеи проста. Большинство вещей, о которых думают люди, начинаются с абстрактных идей, прежде чем они станут конкретными.

Люди имеют долгую историю изобретений, творчества и сложных идеологий, которые зависят от нашей способности к абстрактному мышлению.

Марсель Изели

Привет, лингвисты! Это я, Марсель. Я гордый владелец linguaholic.com. Языки всегда были моей страстью, и я изучал лингвистику, компьютерную лингвистику и китаеведение в Цюрихском университете. Ребята, мне очень приятно поделиться со всеми вами тем, что я знаю о языках и лингвистике в целом.

Автор Marcel Iseli

Опубликовано Последнее обновление:

    словосочетание абстрактных понятий | значение и примеры использования

    Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с понятием.

    Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

    Любое изображение будет предварительным воплощением реферата концепции усовершенствования.

    Из Кембриджского корпуса английского языка