Понятие адаптации и дезадаптации в психологической литературе
Начало обучения в школе –относят к числу наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Меняется вся жизнь ребенка: всё подчинено учебе, школе, школьным делам и заботам. Данный период весьма напряженный, прежде всего потому, что в школе с первых же дней перед учениками встает целый ряд задач, которые не имеют никакой связи непосредственно с имеющимся у них опытом, требует максимальной мобилизовать интеллектуальные и физические силы.
Вообще, сначала обучения в школе удельный объем нагрузок, которые связаны с длительной неподвижностью, в разы возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для 6 -7 – летнего ребенка, подобная нагрузка является максимальноутомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Для настоящего освоения в школьной среде необходимы ни день, ни неделя.
Описаны различные подходы к изучению психологических адаптации. Наука анализирует адаптированную и дезадаптированную психическую деятельность человека с двух точек зрения: во-первых, чисто биологические позиции (генетическое, биохимическое, нейрофизиологическое направления), во-вторых, социальная и психологическая позиции. Второе направление обычно применяется в психологии личности, педагогической, юридической и медицинской психологии, акмеологии и др.
Понятие «адаптация» широко используется в последние годы как теоретическое понятие в психологических концепциях. Психология оперирует понятием «социальнопсихологическая адаптация»; (Бушурова, 1986; Реан, 1995 и др.), означающее психические феномены адаптации на уровне личности или индивида. Медицинская психология и психофизиология используют понятие «психическая адаптация» (Березин, 1988; Воробьев, 1993).
Работы Жана Пиаже впервые раскрывают подход к проблеме адаптации как гомеостатистическому уравновешиванию между индивидом и окружающей средой [1]. В центре своей теоретической концепции Пиаже ставит определение природы интеллекта. Видя в интеллекте «самую совершенную форму психической адаптации», автор указывает, что «в своих истоках он (интеллект) неотделим от сенсорномоторнойадаптации в целом, так же как за ее пределами — от самых низших форм биологической адаптации».
Позже в работах психологов и психиатров понятие психической адаптации разрабатывалось и уточнялось с позиции комплексного и системно-структурного подходов.
Анализ процесса психической адаптации необходимо проводить в рамках комплексного подхода к человеку, который был успешно разработанБ. Г. Ананьевым [2]. Ф. Б. Березиным выделено три уровня психической адаптации: социально — психологический, психологический и психофизиологический.[3]
Основныехарактеристики психической адаптации, ее четкую иерархичность и динамичность позволяет выделить системно-уровневый подход.
Школьная адаптация рассматривается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, к новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и так далее. Ребенок, вписывающийся в школьную систему требований, норм и социальных отношений, зачастую и называется адаптированным. При этом весьма важным будет осуществление ребенком этого приспособления без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Не стоит забывать, что адаптация — это есть не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность в дальнейшемразвиваться психологически, личностно, социально. Ребенок адаптированный — это ребенок, который приспособлен к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в предлагаемой ему новой педагогической среде.
Психическую адаптацию в качестве процесса оптимального соотношения личности и окружающей среды нужно рассматривать как важный фактор личностного развития.
Начало обучения в школе дает возможность ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Основойучебной деятельности должны стать — ценность учения ради знания, потребность постижения нового. «Эта потребность возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач», — считает В. В. Давыдов [4]. Им убедительно доказано, что учебная деятельность «содержит в своем единстве много аспектов, включая социальный, логический, педагогический, психологический, физиологический и др.», а значит, и механизмы адаптации ребенка к школе имеют то же многообразие аспектов.
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе протекает в несколько этапов. Адаптацияк школе, и изменившимся условиям жизни может протекать по – разному,в зависимости от состояния здоровья. Выделяетсятри группы детей, которые дают легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую.
В число основных показателей психологической адаптации ребенка к школе входит формирование адекватного поведения, налаживание контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.
Наблюдения за учащимися первых классов показывают, что социально — психологическая адаптация детей к школе может проходит по -разному. Первая группа детей (56%) — адаптация к школе идет в течение первых двух месяцев обучения, то есть ориентировочно равен периоду, когда наблюдается и наиболее острая физиологическая адаптация. Эта группа детей относительно быстро вливается в коллектив, осваивается в школе, приобретает новых друзей — одноклассников; настроение у них обычно всегда хорошее, отмечается спокойствие, доброжелательность, добросовестность и легкость в выполнении всех требований учителя. Изредка у них отмечаются сложности либо в контактах с другими учениками, либо в отношениях с педагогом, по причине затруднений в выполнении всех требований правил поведения: есть желание побегать на перемене или переговорить с товарищем, до звонка, и тому подобное.
Однако,ближе к концу октября подобные затруднения уданной группы детей, обычно, нивелируются, отношения нормализуются, ребенок в полном объеме осваивает и с новым для него статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом работы — он становится учеником [5].
Вторая группа (30%) характеризуется длительным периодом адаптации, период несоответствия их поведения требованиям, предъявляемым школой, затягивается: дети не в состоянии сразу принять ситуацию обучения, общения с педагогом, другими детьми — они могут играть во время уроков или выяснять личные отношения с товарищем, они не реагируют на замечания педагога или же реакция сопровождается слезами, обидами.Обычно, у этих детей наблюдаютсязатруднения и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия эти дети относительно адекватно реагируют на требования школы, педагога.
Дети, у которых отмечается связь социально -психологической адаптации со значительными трудностями; не усваивающие учебную программу, обычно характеризуются негативными формами поведения, резким проявлением отрицательных эмоций. Именно на подобных детей зачастую слышны жалобы от учителей, детей, родителей: они «мешают работе в классе», «третируют других учеников, детей».
Какие же факторы социальной микросреды могут сыграть позитивную роль в адаптации ребенка к школе?
К числу наиболее благоприятных факторов относят — адекватную самооценку своего положения, грамотные «правильные» методы воспитания в семье, отсутствие внутрисемейных конфликтов, благоприятный статус в группе сверстников и др.
Важная роль в адаптации ребенка к школе отведена преемственности методов работы и педагогического воспитателя детского сада и учителей школы, которые работают с детьми с шестилетнего возраста. Объясняется это тем, что одна из частых причин трудностей адаптации шестилетнего ребенка к школе — резкая смена стиля общения педагога с детьми. Каким бы положительным не было отношение учителя к детям педагогом зачастую применяются более жесткие, авторитарные формы педагогического воздействия, нежели это делают воспитатели дошкольных учреждений.
Данные формы педагогического воздействия зачастую ребенком воспринимаются как проявление некоей личной неприязни, которая в свою очередь делает ребенка пассивным, подавляют инициативу, самостоятельность, формирует неуверенность в себе (особенно отмечено у детей изначально робких, застенчивых) [6].
Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по результатам исследований, имеет такую нисходящую последовательность: неверные методы воспитания в семье, функциональная неготовность обучаться в школе, неудовлетворенность общениемсо взрослым, неадекватность осознания личного положения среди сверстников; заниженный уровень образования матери, конфликтность ситуация по причине алкоголизма, отрицательный статус ребенка в дошкольный период, низкий уровень образования отца, семейная конфликтность, негативный стиль отношения педагога к детям, отсутствие в семье родителя.
Определение «школьная адаптация» используется последние годы для описания разного рода проблем и трудностей, которые возникают у детей разного возраста в связи с процессом обучения в школе.
С данным определением связывают отклонения в учебной деятельности — трудности в учебе, конфликтные отношения с одноклассниками и др.. Подобные отклонения могут наблюдаться у психически здоровых детей или же у детей с различными нервно-психическими расстройствами, однако не зафиксированы у детей, имеющих нарушения учебной деятельности вызванные психическими заболеваниями или же физическими дефектами. Школьнаядезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в форме нарушенийучебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Одна из главных причин школьнойдезадаптацииу учащихся младших классов зачастую связывается с характером семейного воспитания. Если ребенок до школы рос в семье, где он не был знаком с переживанием «мы», то и новая социальная общность — школа–воспримется им с трудом. Неосознанное стремление отчуждаться, неприятие норм и правил любой общности с целью сохранить неизменное «я» базируется на школьной дезадаптации детей, которые воспитаны в семьях, где не сформировано чувство «мы» или в семьях, где родителей от детей отделены стеной безразличия,отвержения.
Другой причиной школьной дезадаптацииучениковначальных классов является — осознание детьми трудностей в учебе и поведении посредством отношения к ним учителя. А причины возникновения дезадаптациизачастую связывают с семейным отношением к ребенку и его учебе.
Преодоление какой-либо формы дезадаптации, в первую очередь, должно направляться на устранение вызывающих ее причин. Зачастуюдезадаптация ребенка в школе, неспособность реализовать роль ученика отрицательно влияет на его адаптацию в иных средах общения. Одновременно с этим появляется общая средовая дезадаптация ребенка, которая может указать на социальную отгороженность, отвержение ребенка.
В ходе наблюдений за учащимися начальных классов мы смогли выделить основные сферы, где проявляются трудности адаптации к школе:
- неосознание детьми специфичности позиции педагога, его профессиональной роли;
- ограниченное развитие общения и способности взаимодействовать с другими детьми;
- неверное отношение ребенка к себе, своим способностям,возможностям, своей деятельности и ее результатам.
Весьма важным свойством, которое влияет на адаптацию детей в школе, на их успеваемость, является обучаемость. Под термином «обучаемость» мы понимаем способность ребенка усваивать знания и способы учебных действий; способность достижения в более короткий срок высокого уровня усвоения, степени легкости,быстроты усвоения знаний и способов действий; общие умственные способности в области усвоения знаний, основ наук.
Н. А. Менчинской указана прямая связь пониженной обучаемости и низкой активностью личности, проявляющейся в любой психической деятельности, а не только в учении. [7]
Отсутствие познавательной активности способствует снижению психических функций (памяти, внимания) даже при отсутствии какой -либо патологии. При этом, снижение тонуса познавательной активности неразрывно связано с мотивационной сферой учащихся [8].
Ребенок, который поступил в школу и испытал с первых же дней трудности в учении, не в состоянии иметь интерес к получению знаний, при этом у него, есть желание учиться и выполнять требования учителя, чей авторитет в начальных классах достаточно велик. Ребенок верит, что он сможет успешно учиться. Но по мере столкновения с трудностями в учебе и получении отрицательных оценок своей учебной деятельности, ребеноксо временем утрачивает желание учиться, выполнять какие -либо школьные обязанности, теряется вера в свои силы и возможности.
Изучение динамики формирования пониженной обучаемости и возможностей ее изменения у старших дошкольников и учеников первых классов позволило выделить особенности таких детей:
- недостаточная самостоятельность мышления, потребность постоянно опираться на подсказку, неумение самостоятельно выделить объект мысли и совершать с ним требуемые в данных условиях преобразования;
- большая затруднительность абстрагировать существенные признаки усваиваемого материала и обобщения их в понятия, вызванная поверхностностью, неэкономичностью, отсутствием системы в анализе;
- низкая осознанность интеллектуальной деятельности, преобладание в ней интуитивно-практических компонентов, стремление работать методом «проб и ошибок», совершая обобщение в образной форме с опорой на образец;
- низкая гибкость интеллекта, сложности перестройки при переходе в новые условия, потребность в использовании знакомых способов и действий, приоритет общему стилю деятельности без планирования и самоконтроля действий;
- неустойчивость интеллектуальной деятельности.
Учителям необходимо ориентироваться, в первую очередь, на преодоление причин, которые ведут к неуспеваемости, на создание для отстающих детей педагогических условий, компенсирующих пониженную обучаемость за счет развития других — положительных сторон личности: старательность, высокая работоспособность и т. д. Подобные меры могут частично продвигать ребенка вперед, формировать у него веру в свои учебные возможности.Появляющиеся успехи в учении постепенно будут вести к коррекции мотивов учения, направляемых на стимулирование учебной деятельности.
Литература
- Доналдсон М. «Мыслительная деятельность детей». М.: Просв. 1985.
- Ананьев Б.Г. Собрание соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1980.
- Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности». М., Пед., 1991.
- Давыдов В.В. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации. Авторский коллектив под рук. Дмитриева Ю. А. Проф. образов. 1994.
- Безруких М.М., Ефимова СП. «Знаете ли вы своего ученика?» М.: Просв. 1991
- Короткова Н., Михайленко Н. «К портрету современного дошкольника». М. «Дошкольное воспитание» . №1-93.
- Матвеева О.А, Львова Е.А. «Модель коррекционно-развивающей работы детьми 6-12 лет». «Журнал практического психолога» №3, 6. 1997.
- Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога». М.: Прос, 1996. с. 351.
Адаптация и дезадаптация в педагогической психологии
Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервносихических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.
Понятие «Социализация» и «Социальная адаптация»
Социализация – это процесс и результат социального развития человека. Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.
Социализацию имеет смысл рассматривать как двусторонний процесс не только из-за диалектического единства усвоения и воспроизводства социального опыта, но также из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на все процессы становления человека как субъекта общественных отношений.
Современная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.
К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность. Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось. Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.
Современные психологи выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию [23, 16].
На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направленно громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и др. людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому в последствии. Стадия адаптации в процессе социализации является важной, поскольку сенситивные периоды детства необратимы.
Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможность выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:
- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
- адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Социальная адаптация представляетсобой:
- постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;
- результат этого приспособления.
Социальная адаптация помогает человеку сблизить его цели, интересы, ценности с целями, интересами и ценностями той группы, в которой он находится, и войти в данную группу.
Проблему «адаптации» и «социальной адаптации» можно назвать часто исследуемой. Вообще вопросы адаптации личности интересуют большое количество психологов из различных областей науки. Первоначально проблематикой адаптации занимались естествоиспытатели. По мнению Ж.Б. Ламарка, «адаптация – это прямое приспособление организмов к среде». Ч. Дарвин считал, что эволюция организмов определяется не только изменчивостью, но и наследственностью, естественным и искусственным отбором. Он справедливо полагал, что адаптация бесконечна. Взгляды Ч. Дарвина легли в основу так называемого «адаптациогенеза», объясняющего эволюцию живой природы, что нашло отражение в теориях «дарвинизма», «теории отбора», «вероятностной теории адаптации». Сторонники организмоцентрического подхода показали, что адаптация является функцией не только организма, но и надындивидуальных образований (от популяции и вида до биогеоценозов и биосферы в целом). Представители популяционноцентрического подхода обосновали представление об онтогенетической и филогенетической адаптации. Они исходили из утверждения, что приспособительные возможности популяции гораздо шире, чем у любого отдельного организма. Несоответствие организма и требований социальной среды были показаны в концепциях «социальной адаптации» Р. Delore, «социальной инадаптации» E. Huant и A. Dussort, теории Г. Селье, который открыл общий адаптационный синдром.
Социальные законы, нормы и помогают, и мешают человеку в достижении адаптации. Адаптация – это и следование нормам, и отказ от них, это и рациональное поведение, ведущее к достижению индивидуальных целей, и иррациональное поведение, мешающее достижению цели, это и сотрудничество с социумом, и бунт против него. Р.К. Мертон ввел понятия «норма–патология», которые идентичны понятиям «адаптация–дезадаптация». С его точки зрения, адаптация выступает как процесс, противоположный социальному прогрессу, им полностью игнорируется роль личности в процессе адаптации. По существу, Р.К. Мертон понимал адаптацию как усвоение индивидом условий социальной среды, что соответствовало ламарковскому прямому приспособлению.
Намеченные различия в понимании адаптации попытался проанализировать Л.В. Корель. Он заключает: «Сущность социальной адаптации выражается многообразно и противоречиво, не разработана общая социологическая теория социальной адаптации, отсутствует общепризнанное социологическое определение, выделяется бесчисленное количество разновидностей адаптации, не определены единые критерии и показатели. Актуальность проблемы такова, что предпринимаются даже попытки создания новой отрасли социологического познания – социологии адаптаций, обосновывается своевременность и необходимость ее институализации».
В значительной степени преодоление понимания адаптации как пассивного процесса происходило под влиянием работ социальных психологов. А.Н. Леонтьев указывал, что личность как специфическое образование не может быть выведена из приспособительной деятельности, человеку требуется не равновесие, а борьба за какую-то цель. Таким образом, рассмотрение социальной адаптации с точки зрения гомеостатического подхода не позволяет объяснить ее природу как природу социально-исторического процесса. С. Д. Артемов отмечал, что характер приспособления может быть пассивным (вынужденное изменение личности) и социально активным (воспитание личности и ее формирование социальной средой). Он пишет: «Под адаптацией мы понимаем не просто приспособление личности к окружающей среде, но и активный процесс воспитания личности в социуме, процесс, в котором и личность, и социум играют активную роль». Указание на общественно-историческую и потребностно-личную детерминацию помогают понять природу адаптации Социальными психологами социальная адаптация выводится из специфики социальной активности и рассматривается в качестве специфического механизма социализации в онтогенезе личности, единицы субъект-объектных отношений.
Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация способна привести как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. Адаптационный потенциал – возможности субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе деятельности по приспособлению к социальным условиям. С нашей точки зрения, представляется оправданной позиция исследователя П.С. Кузнецова, который под социальной адаптацией понимает целостный, непрерывный, динамичный, относительно устойчивый социальный процесс установления соответствия между совокупным уровнем активности на данный момент (перспективу) конкретной личности и наличным (перспективным) уровнем удовлетворения потребностей, определяющих ее непрерывное развитие. Он рассматривает социальную адаптацию как процесс установления соответствия. Во-первых, социальная адаптация – процесс социальный, так как адаптация человека всегда социальна, она и субъект и объект процесса. Во-вторых, количество способов соответствия велико: взаимодействие, вживление, усвоение, включение, приспособление, формирование. Чаще всего социальная адаптация – результат взаимодействия личности и среды. В-третьих, социальная адаптация определена как соответствие между уровнем приспособления и уровнем удовлетворения. Здесь понятийное ядро определения составляют имеющиеся потребности, которые удовлетворяются и затем формируют новые потребности более высокого уровня.
Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления его к изменившейся среде с помощью мероприятий по установлению соответствия своего поведения принятым в обществе правилам, нормам и ценностям или корректировки несоответствия такого поведения. Основным способом социальной адаптации ребенка является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, семейных и соседских отношений и т. д.), а также форм предметной деятельности.
Социальная дезадаптация
Шпак Л.Л. дает следующее определение социальной дезадаптации: «Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Социальная дезадаптация имеет четыре уровня, отражающих глубину дезадаптированности человека:
- нижний уровень – скрытый, латентный уровень проявления признаков дезадаптации
- «половинный» уровень – начинают проявляться дезадаптивные «пертурбации». Некоторые отклонения становятся возвратными: то возникают, обнаруживают себя, то исчезают, чтобы вновь появиться.
- устойчиво входящий – отражает глубину, достаточную для разрушения прежних адаптивных связей и механизмов.
- закрепившаяся дезадаптация – имеет очевидные признаки результативности.
Но есть иные взгляды на социальную дезадаптацию. Так, по мнению Н. Е. Яценко социальная дезадаптация – это «частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Такое утверждение верно лишь отчасти. Во-первых, полная дезадаптированность означает для человека полную деградацию или невозможность выживания в любой социальной среде. Но человек, как известно, способен на некоторое время приспособиться даже к экстремальным условиям существования. Во-вторых, способность к приспособлению развивается на базе природных возможностей человека, мера проявления этой способности зависит не только от состояния и масштабов социальной среды, но и от степени соответствия этой среды личному опыту человека, его индивидуализированным практикам сосуществования и взаимодействия с другими людьми.
Детскую дезадаптацию можно отнести к числу глобальных проблем, вызванных развитием индустриальной цивилизации. У детей социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, ценностной ориентации, социальных установок. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации детей. Социальная дезадаптация детей дошкольного возраста как правило выражается в неумении осуществлять присущие возрасту формы деятельности, причем это является результатом либо несформированности таких умений, либо их разложения под действием ряда факторов.
Разница между адаптивным и неадаптивным поведением
Адаптивное и неадаптивное поведениеОсновное различие между адаптивным и неадаптивным поведением заключается в их поведенческих моделях. В психологии мы говорим о двух формах поведения. Это адаптивное и дезадаптивное поведение. Они противоположны друг другу. Адаптивное поведение – это поведение, положительное и функциональное для человека. Это позволяет человеку избавиться от беспокойства. Однако дезадаптивное поведение сильно отличается от адаптивного поведения. Обычно это влечет за собой поведенческие модели, которые дисфункциональны для человека. В этом ключевое различие между этими двумя формами поведения. В этой статье давайте рассмотрим различия между двумя типами поведения.
Что такое адаптивное поведение?
Адаптивное поведение позволяет людям позитивно адаптироваться к различным ситуациям . Это функциональная адаптация к определенному поведению. Адаптивное поведение создает условия, в которых человек может действительно развиваться и расти. В нашей повседневной жизни, если конкретное поведение является конструктивным и продуктивным, его можно рассматривать как адаптивное поведение.
Например, когда человек сталкивается с проблемой в жизни, он использует различные методы, чтобы найти решение, примирившись с состоянием. Это форма адаптивного поведения. В отличие от неадаптивного поведения, человек не убегает от ситуации и не избегает ее, а сталкивается с ситуацией. Обычно это считается здоровым поведением.
Адаптивное поведение сталкивается с проблемами без страха
Что такое дезадаптивное поведение?
Дезадаптивное поведение можно рассматривать как прямую противоположность адаптивному поведению. Это негативная форма поведения, которая вредит личности . В ненормальной психологии этот термин широко используется для обозначения состояний, наносящих ущерб благополучию человека. Когда тревога, которую испытывает человек, не уменьшается в результате индивидуального поведения и только дисфункциональна для человека, такие типы поведения считаются неадекватными. В этом смысле дезадаптивное поведение представляет собой непродуктивные механизмы преодоления. Вместо снятия беспокойства и напряжения, которые испытывает человек, это приводит к возникновению новых проблем со здоровьем. Например, злоупотребление психоактивными веществами — это неадекватное поведение, которое наносит вред человеку, хотя и приносит временное облегчение. В долгосрочной перспективе это дисфункционально для человека, поскольку может привести к серьезным заболеваниям.
Дезадаптивное поведение не ведет к личностному росту и развитию личности, а ведет к падению человека. С одной стороны, это препятствует развитию человека, когда он или она чувствует себя неспособным найти решение пережитой тревоге. Эта неспособность принять свое состояние приводит к нарушениям в жизни человека, а также в профессиональной жизни. Такой человек может столкнуться с трудностями не только в повседневных делах, но и в отношениях.
Дезадаптивное поведение убегает от проблем
Психологи используют различные поведенческие терапии для лечения неадекватных моделей поведения. В поведенческой терапии основное внимание уделяется текущему состоянию. С помощью таких методов, как консультирование, люди, страдающие от неадекватного поведения, осознают свое истинное состояние, открываясь и принимая свои тревоги и страхи. Затем консультант и клиент работают вместе, чтобы найти решение для преодоления беспокойства. Обычно это включает в себя обретение большего самоконтроля и корректировку своего неадекватного поведения.
В чем разница между адаптивным и неадекватным поведением?
• Определения адаптивного и неадекватного поведения:
• Адаптивное поведение позволяет людям позитивно адаптироваться к различным ситуациям.
• Неадекватное поведение можно рассматривать как негативную форму поведения, наносящую вред человеку.
• Модели поведения:
• Адаптивное поведение является положительным и функциональным для человека.
• Неадекватное поведение негативно и дисфункционально.
• Снятие беспокойства:
• Адаптивное поведение эффективно снимает беспокойство.
• Неадекватное поведение не влияет. Это заставляет человека избегать ситуации или вести себя контрпродуктивно.
• Воздействие:
• Адаптивное поведение способствует личностному росту.
• Неадекватное поведение препятствует личностному росту.
• Состояние:
• Адаптивное поведение можно наблюдать у здоровых людей.
• Дезадаптивное поведение является признаком психических заболеваний.
Изображения предоставлены:
- Группа PBL в Университете Гаджа Мада, Zybez (CC BY-SA 3.0)
- Стресс от вырывания волос от stuartpilbrow на Flickr (CC BY-SA 2.0)
Информация об адаптации и дезадаптации на основе пластичности мозга
Обзор
. 2011;191:177-94. doi: 10.1016/B978-0-444-53752-2.00005-9.Елена Нава 1 , Бриджит Рёдер
принадлежность
- 1 Кафедра биологической психологии и нейропсихологии Гамбургского университета, Гамбург, Германия. [email protected]
- PMID: 21741552
- DOI: 10. 1016/В978-0-444-53752-2.00005-9
Обзор
Елена Нава и др. Прог Мозг Res. 2011.
. 2011;191:177-94. doi: 10.1016/B978-0-444-53752-2.00005-9.Авторы
Елена Нава 1 , Бриджит Рёдер
принадлежность
- 1 Кафедра биологической психологии и нейропсихологии Гамбургского университета, Гамбург, Германия. [email protected]
- PMID: 21741552
- DOI: 10.1016/В978-0-444-53752-2.00005-9
Абстрактный
Эволюционные концепции, такие как адаптация и дезадаптация, использовались нейробиологами для объяснения свойств и механизмов мозга. В частности, одна из наиболее убедительных характеристик мозга, известная как нейропластичность, обозначает способность мозга постоянно адаптировать свою функциональную и структурную организацию к изменяющимся требованиям. Хотя пластичность мозга эволюционировала в пользу адаптации, бывают случаи, когда те же самые механизмы, лежащие в основе адаптивной пластичности, могут превратиться в неадекватные изменения. Здесь мы рассмотрим пластичность мозга и ее функциональные и структурные последствия с точки зрения эволюции, обсуждая случаи адаптивной и дезадаптивной пластичности и используя примеры типичного и атипичного развития.
Copyright © 2011 Elsevier B.V. Все права защищены.
Похожие статьи
- Дезадаптивная пластичность, память на боль и фантомные боли в конечностях: обзор и предложения по новым методам лечения.
Флор Х. Флор Х. Эксперт преподобный Нейротер. 2008 май;8(5):809-18. дои: 10.1586/14737175.8.5.809. Эксперт преподобный Нейротер. 2008. PMID: 18457537 Обзор.
- Адаптивные и дезадаптивные нервные компенсаторные последствия сенсорной депривации — с точки зрения фантомного восприятия.
Мохан А., Ваннесте С. Мохан А. и др. Прог Нейробиол. 2017 июнь; 153:1-17. doi: 10.1016/j.pneurobio.2017.03.010. Epub 2017 11 апр. Прог Нейробиол. 2017. PMID: 28408150 Обзор.
- Измененная возбудимость моторной коры у пациентов с шумом в ушах: намек на кроссмодальную пластичность.
Ланггут Б., Эйххаммер П., Зове М., Кляйнджунг Т., Джейкоб П., Биндер Х., Санд П., Хаджак Г. Ланггут Б. и соавт. Нейроски Летт. 2005 г. 3 июня; 380 (3): 326-9. doi: 10.1016/j.neulet.2005.01.069. Epub 2005, 12 февраля. Нейроски Летт. 2005. PMID: 15862911
- Адаптивный мозг: нейрофизиологическая перспектива.
Куяла Т., Няятанен Р. Куджала Т. и др. Прог Нейробиол. 2010 май; 91(1):55-67. doi: 10.1016/j.pneurobio.2010.01.006. Epub 2010 29 января. Прог Нейробиол. 2010. PMID: 20117165 Обзор.
- Фантомная боль в конечностях: случай дезадаптивной пластичности ЦНС?
Флор Х., Николайсен Л., Штехелин Дженсен Т. Флор Х. и др. Нат Рев Нейроски. 2006 ноябрь;7(11):873-81. дои: 10.1038/nrn1991. Нат Рев Нейроски. 2006. PMID: 17053811 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Концептуальный анализ дезадаптации психического здоровья в послеродовом периоде.
ДеФоор М., Амири А. ДеФур М. и др. J Perinat Educ. 2023 1 января; 32(1):14-22. дои: 10.1891/JPE-2021-0018. J Perinat Educ. 2023. PMID: 36632513
- Обеспокоенность размытыми границами между медицинскими и потребительскими нейротехнологиями.
Пэк А.Ю., Брантли Дж.А., Эванс Б.Дж., Контрерас-Видаль Дж.Л. Пэк А.Ю. и соавт. IEEE Syst J. 2021 Jun;15(2):3069-3080. doi: 10.1109/jsyst.2020.3032609. Epub 2020 18 декабря. IEEE Syst J. 2021. PMID: 35126800 Бесплатная статья ЧВК.
- Нейропластичность и двигательная реабилитация при рассеянном склерозе: систематический обзор МРТ-маркеров функциональных и структурных изменений.
Тавацци Э., Каццоли М., Пирастру А., Блази В., Роварис М., Бергсланд Н., Баглио Ф. Тавацци Э. и др. Фронтальные нейроски. 2021 6 окт; 15:707675. doi: 10.3389/fnins.2021.707675. Электронная коллекция 2021. Фронтальные нейроски. 2021. PMID: 34690670 Бесплатная статья ЧВК.
- Вставка новых синаптических связей в поврежденные нейронные цепи: к синаптической терапии?
Рабинович И. Рабинович И. Нейронная регенерация Res. 2022 Февраль; 17 (2): 300-301. дои: 10.4103/1673-5374.317964. Нейронная регенерация Res. 2022. PMID: 34269191 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.
- Современная модель дисфункции суставов позвоночника и влияние высокоскоростных низкоамплитудных контролируемых позвоночных толчков на нервно-мышечную функцию.
Хаавик Х., Кумари Н., Холт К., Ниази И.К., Амджад И., Пуджари А.Н., Тюркер К.С., Мерфи Б. Хаавик Х.