📖 22. Социализация и адаптация. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 22. Читать онлайн
Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.
Адаптация процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.
Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.
Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.
Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.
В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности.
Социально-психологическая адаптация это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:
1) адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
2) адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.
В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.
Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса.
Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.
По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.
Стадии процесса социально-психологической адаптации:
а) ознакомление;
б) ролевая ориентация;
Психология bookap
в) самоутверждение.
В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.
Социальная адаптация детей, инвалидов — проблемы, диагностика
Социальная адаптация – это форма взаимодействия субъектов с социальной средой, активное приспособление личности к ее условиям, требованиям социума. Также данный процесс можно назвать интеграцией человеческого субъекта в общество, следствием которого является достижение развития самосознания, выработка ролевого поведения, формирование способности к самообслуживанию и самоконтролю, создание адекватных взаимосвязей с окружающим социумом. Процесс социальной адаптации охватывает также непосредственную связь с преобразованием функций различных органов, переустройством систем, выработкой обновленных умений, привычек, качеств, способностей, что ведет к адекватности личности среде.
Социально-психологическая адаптация
Важнейшим и необходимым условием нормального функционирования социума в качестве неделимого социального организма является соответствующая норме адекватная социально-психологическая адаптация. Ведь она предполагает интеграцию субъекта в социальные условия посредством приобретения статуса, положения в социальном устройстве общества.
Социальная адаптация человека демонстрирует процесс присваивания предписаний и ценностных ориентиров конкретного общества.
Психологическая адаптация проявляется перестройкой динамического шаблона личности соответственно новым требованиям окружающего мира. В психологической науке процессы адаптации означают трансформации, происходящие в реактивной либо чувствительной сфере сенсорного органа чувств или рецептора, которые имеют временный характер.
Под адаптацией в социальной психологической науке понимается модифицирование системы взаимоотношений в культурном или социальном плане. Любые структурные трансформации либо поведенческая перестройка, обладающие жизненно важной значимостью рассматриваются в качестве социализации.
Социальная адаптация личности обуславливает, определенное состояние личности, при котором ее потребности и условия среды полностью удовлетворены, с одной стороны, а с другой – являет собой процесс, через который достигается такая гармония. Адаптация в качестве процесса приобретает форму трансформации среды и модификаций в организме субъектов посредством применения действий, которые будут соответствовать конкретной ситуации.
Существует две диаметрально противоположные классификации социально-психологического адаптационного процесса, предложенные А. Налчаджяном и И. Калайковым.
Ниже представлена классификация адаптации по А. Налчаджяну. Социальная адаптация человека может проходить соответственно норме, может отклоняться от нормы, тогда следует говорить о девиантной адаптации. Также он выделил патологическую адаптацию. Нормальный адаптационный процесс приводит личность к стабильной приспособленности в типичной проблемной обстановке без анормальных трансформаций ее структуры, также как и без нарушений предписаний, требований социального объединения, в которой проходит активность личности.
Девиантная или отклоняющаяся от нормы социализация характеризуется удовлетворением личностных потребностей в конкретной социальной обстановке или группе, однако наряду с этим ожидания других членов социального процесса не воплощаются в реальность вследствие поведения личности. Процесс, который целиком или отчасти реализуется при помощи анормальных механизмов и вариаций поведения, ведет к выработке патологических комплексов, черт характера, которые образуют невротическую симптоматику и психопатические синдромы. Такой процесс называется патологической адаптацией.
Классификация, предложенная И. Калайковым, в себе содержит три формы прохождения адаптации: внешнюю, внутреннюю и реадаптацию. Внешняя адаптация выражается в процессе, через который субъект приноравливается к объективным внешним проблемным ситуациям. Внутренней адаптацией он называл процесс трансформации внутренних качеств личности, образование новых вследствие воздействия внешних обстоятельств. Реадаптацию он характеризовал в качестве приспособления в новой общественной среде, коллективе, где превалируют иные ценности, правила, требования и способы поведения, где абсолютно другая ведущая деятельность. Реадаптации сопутствует пересмотр либо отказ частично или целиком от норм, предписаний, ценностей, социальных ролей, форм поведения, а также от отдельных адаптивных механизмов. Такой процесс сопровождается серьезными личностными модификациями.
Процесс социальной адаптации довольно тесно связан с формированием индивидуальности. Социальная адаптация индивидов обладает рядом индивидуально-психологических характеристик, вследствие чего она не может совершаться одновременно и с одинаковой силой в разных областях бытия субъектов.
Социально-психологической адаптацией называют процесс вживления индивидуумов в определенную группу, которая включает их в систему взаимоотношений, образовавшихся в ней. В социально-психологическом адаптационном процессе следует выделить два компонента. Первый содержит в себе рост количества неопределенных социальных событий, в которых определенное социальное объединение субъектов еще не обладает нормативными предписаниями о задачах и плодах собственной деятельности. Причем таких предписаний не существует еще ни со стороны групп, находящихся на более высоком социальном уровне, ни основанных на собственном групповом опыте. Второй компонент заключается в преобразованиях социальной реальности, которые сопровождаются зарождением новых форм социальной деятельности и социальных ролей, что ведет к соответственным многовариантным проявлениям на уровне коллективного сознания, появлению специфических, ранее не существовавших групповых предписаний, включающих и противоположные по своей направленности нормы.
Социальная адаптация личности служит связующим элементом между общественной деятельностью и социальным естеством индивида, при этом способствует развитию и содержательно обогащает социальную среду и природу индивида. Стержневым компонентом адаптационного процесса считается соотнесение самооценок, притязаний и желаний личности с ее потенциалом и действительностью социальных условий, также включающее тенденции формирования среды и индивида. Среда влияет на субъект или коллектив, который избирательно усваивает или преобразует такие воздействия согласно с собственным внутренним естеством, а субъект или коллектив активно воздействует на окружающие условия. Такой механизм адаптации, образуясь в ходе социализации личности, делается фундаментом ее деятельности и основой поведенческих реакций.
Социальная адаптация детей
Процесс социальной адаптации является составной частью социализации. Социализация служит для обучения, а адаптация – изменения того, чему научили. Социум навязывает индивидам определенные социальные роли, но их принятие, выполнение или отрицание всегда обусловлено личностным характером. Социальная адаптация детей имеет свои определенные уровни социальной адаптации: общественный, групповой и индивидуальный.
Для малыша поступлению в дошкольное образовательное заведение всегда сопутствуют определенные психологические трудности. Такие трудности появляются вследствие того, что родительское чадо переходит из привычной для него семейной обстановки в условия дошкольного заведения. Обстановка дошкольных учреждений может казаться малышу несколько специфичной. Ведь детский сад является особым микросоциальным мирком, который условиям семьи не может быть противопоставлен. К таким специфическим особенностям детских дошкольных учреждений следует отнести продолжительное пребывание в одном месте довольно большего числа сверстников одновременно, что ведет к росту вероятности инфицирования и быстрому утомлению детей.
Следующей специфической особенностью можно считать определенные педагогические приемы в подходах к малышам, которые провоцируют сковывание проявления индивидуальности детей. При неправильном воспитании это может привести к негативным реакциям и проявлениям со стороны детского поведения. Новая социальная обстановка требует от детей соответствующих такой обстановке форм поведения.
Способность субъектов модифицировать собственное поведение в соответствии изменениями социальной среды называется социальной адаптацией.
Понятие адаптация дословно означает приспособление. Способностью приспосабливаться к меняющейся обстановке обладают все живые существа на планете. Это универсальное явление. Так, например, растения адаптируются к почве и климату, а животные к среде обитания.
Для наиболее оптимального и комфортного существования организма создаются определенные условия благодаря свойствам адаптации. Если индивид полностью здоров, обладает хорошей эмоциональной реакцией, доволен собственной жизнью, то такое состояние называется физиологической адаптацией. Однако при возникновении необходимости какого-либо изменения, участвующие в этом системы начинают трудиться более интенсивно, ведь любое переустройство реакций требует усиление процессов напряжения. Например, когда индивид поднимается вверх, у него учащается дыхание и ускоряется сердцебиение. Такое состояние называется напряженной адаптацией. В случае такой перестройки, если при этом не наблюдается превышение возможностей адаптационных механизмов, то эта перестройка и вызванное ею напряжение приведут к следующему уровню физиологической адаптации, другими словами вызовут реакции, наиболее оптимально отвечающие потребностям конкретной ситуации.
В ходе превышения адаптационного потенциала функциональные системы принимаются трудиться в неблагоприятных нагрузках, что будет являться формой патологической адаптации. Типичным проявлением патологии адаптации считается болезнь. Стрессовые состояния возникают вследствие превышения возможностей адаптационных механизмов. В соответствии с тем, какая система организма более заинтересована в стрессовых реакциях, можно выделить болевой, эмоциональный или психический стресс.
Итак, каким образом формируются у малышей способности к адаптационным процессам? В какой мере это качество является врожденным, а что завоевывается в ходе развития? Ярчайшим проявлением биологической адаптации является рождение малыша. Переход из внутриутробного существования к внеутробному требует от крохотного человеческого организма перестройки коренным образом деятельности всех его стержневых систем, таких как система кровообращения, пищеварения, дыхания. К моменту рождения перечисленные системы должны обладать возможностью осуществления функционального преобразования, другими словами должен иметься в наличии соответственная врожденная степень готовности адаптационных инструментов. Здоровый новорожденный малыш обладает должной степенью готовности и довольно быстро адаптируется к бытию во внеутробной обстановке.
Система адаптационных механизмов аналогично другим функциональным системам продолжает собственное формирование и совершенствование на протяжении многих лет постнатального онтогенетического развития. У ребенка непосредственно после рождения формируется возможность к социальному адаптационному процессу постепенно по мере овладения ребенком окружающей его социальной обстановкой. Зарождение возможности к адаптации, с одной стороны, проистекает одновременно с развитием функциональной системы нервной деятельности, а с другой, тесно связано с выработкой поведенческих реакций, типичных для условий семьи.
Итак, для малыша меняются абсолютно все ключевые параметры среды, когда он зачисляется в детское учреждение. Все дети могут совершенно по-разному переносить сложности, связанные с эмоциональным напряжением в ходе приспособления к условиям детского дошкольного заведения. Здесь можно выделить легкий адаптационный процесс, средней тяжести и тяжелый.
При легкой форме адаптации ребенок выражает напряжение, которое у него присутствует, в виде кратковременного негативного эмоционального состояния. Часто у детей после вступления в дошкольное заведение в первое время наблюдается ухудшение сна и аппетита, им не хочется играть с остальными малышами. Все вышеперечисленные проявления проходят после поступления в течение месяца.
Адаптация средней тяжести характеризуется более медленно протекающей нормализацией эмоционального состояния малыша. Ребенок может в первый месяц перенести заболевание, которое будет длиться до 10 дней и не вызовет никаких осложнений.
Тяжелая адаптация характеризуется довольно продолжительным течением (временами может длиться несколько месяцев). Она может проходить в двух вариациях: либо будут случаться частые рецидивы заболеваний, которые нередко протекают с осложнениями, такими как отиты, бронхиты и т.п., либо будут наблюдаться стойкие нарушения поведенческих реакций, граничащих с предневрозным состоянием.
Проведенные исследования обнаружили, что такие малыши в старшем возрасте оказываются на учете в психоневрологических диспансерах. При сходных стрессовых ситуациях, таких как переход в старшую группу, в школу, у детей повторно наблюдаются неадекватные поведенческие реакции.
Если социальная адаптация детей и подростков, протекает в тяжелой форме, то таких детей следует обязательно направлять к психоневрологу на консультацию. Так как обе вариации тяжелой адаптации негативно воздействуют не только на детское формирование, но и на общее состояние здоровья. Именно поэтому первостепенной задачей родителей и воспитателей является предупреждение появления тяжелой адаптации вследствие поступления малыша в дошкольное или школьное заведение. Ведь в дальнейшем трудности адаптации остро станут перед детьми и в пубертатном периоде. С целью облегчения прохождения адаптации и помощи детям, испытывающим трудности в ходе адаптации, сегодня разработана программа социальной адаптации, содержащая в себе объем, формы и порядок осуществления мероприятий, целенаправленных на преодоление сложных жизненных ситуаций подростками.
Трудность адаптации может быть обусловлена следующими факторами: состоянием здоровья малыша, уровнем его развития, возрастом, обстоятельствами социального и биологического анамнеза, уровнем тренированности адаптационного потенциала. Более тяжело переносится разлука с родителями и изменения в условиях жизни в возрасте от 11 месяцев и до полутора лет. От получения психического стресса в этом возрасте довольно трудно уберечь малыша. В старшем возрастном периоде периодическая разлука с родителями постепенно утрачивает свое стрессовое воздействие.
К биологическим причинам относят токсикозы и перенесенные заболевания женщиной во время беременности, родовые осложнения, заболевания малыша до трех месяцев жизни. Постоянные болезни детей до прихода в дошкольное заведение также влияют на степень сложности адаптации. Также существенным значением обладают неблагоприятные влияния социальной сферы. Они появляются после рождения крохи и обнаруживаются в не обеспечении малышу правильного режима, соответствующего его возрасту. Несоблюдение режима ведет к быстрой утомляемости малышей, задержке развития психики, торможению процессов формирования навыков и личностных качеств, соответствующих возрасту.
Адаптационный потенциал не формируется сам по себе. Данная способность требует определенной тренировки, усложняющейся в процессе взросления, но превышающей возможностей конкретного возрастного периода. Формирование этого качества в норме происходит параллельно с социализацией малышей и развитием их психики. Ребенка нужно ставить в условия, при которых ему будет необходимо менять устоявшееся поведение, даже если принято решение не отдавать его в дошкольное заведение.
Социальный адаптационный процесс в школьной среде также характеризуется своими особенностями. Особенно сложным считается первый год школьного обучения. Это связано с видоизменением места ребенка в системе социальных взаимоотношений, со сменой всего его жизненного уклада, с возрастанием психоэмоциональной нагрузки. Беззаботное времяпровождение в виде игр сменяется учебной деятельностью, которая требует от детей напряженной умственной работы, активизации внимания, концентрации и практически неподвижного положения тела на уроках. Школьные уроки, увлечение детей просмотром телевизионных передач, занятиями музыкой, шахматами, иностранным языком ведут к снижению двигательной активности детей практически в два раза в сравнении с детсадовским периодом. Наряду с этим потребность в движении у них остается высокой.
Ребенку в школе приходится устанавливать межличностные контакты с одноклассниками и учительским составом, следовать требованиям школьной дисциплины, выполнять новые обязанности, диктуемые учебной работой. Далеко не все малыши могут быть готовы к этому. Психологи утверждают, что многим первоклассникам-шестилеткам довольно трудно социально адаптироваться. Причиной этого является несформированность личности, которая будет способна подчиняться режиму учреждения, усваивать нормы поведения, выполнять школьные обязанности. Поэтому многие ученые считают, что для адекватной социальной адаптации в школьной сфере, необходимо отдавать детей в школу не раньше, чем они достигнут возраста семи лет. В течение года, который отделяет шестилеток от семилеток, у ребенка вырабатывается произвольная регуляция собственного поведения, ориентировка на социальные предписания и требования.
Часто дети-первоклассники с собой берут в школу любимые игрушки. Это не стоит запрещать. Нужно лишь объяснить детям, что играть ими можно только лишь на перемене. Ведь малыш, беря с собой игрушку, ощущает себя защищенным.
Поступление в школу является очень серьезным шагом для детей. Это своеобразный переход от беззаботного и веселого детства к периоду, где главным будет чувство ответственности. Облегчить такой переход помогает процесс адаптации к школьному обучению и обязанностям.
Итак, социальная адаптация детей и подростков связана, главным образом, с их рождением, когда они окунаются в социум и адаптируются в нем. Следующими важными периодами адаптации являются поступление в дошкольное заведение и учебное учреждение.
Проблемы социальной адаптации
Социум считает нормальной личность, способную адаптироваться. Однако такой подход к пониманию в различных общностях и коллективах может разниться. Поэтому проблемы социальной адаптации, главным образом, могут появиться вследствие правил, которые приняты в этом конкретном обществе. К примеру, у иностранных граждан они могут появиться, как результат различий доминирующих норм в разнообразных культурах. Проблемы адаптации могут появляться вследствие поведения, несоответствующего предписаниям из-за индивидуальных личностных особенностей индивида. Так, например, робкий индивид просто не способен активно конкурировать с более пробивными коллегами.
В связи с разным реагированием людей на преобразования в собственной деятельности и всевозможные стрессоры, сегодня наиболее приоритетными задачами становятся изучение и разработка системы оптимизации этой способности с целью результативного воздействия на него. Поэтому рассматриваются возможности включения данной способности в качестве одной из основополагающих в требования к профессиональной пригодности специалиста и, главным образом, руководителя.
Если развитие считать жизненной стратегией, то исходя из этого, адаптация будет тактикой, позволяющей индивиду удерживаться в установленных эволюционных границах, тем самым обеспечивая возможность прогресса. Эффективная адаптация является одной из предпосылок успешной профессиональной самореализации.
Каждый индивид, в процессе жизненного развития вступает в новые для себя условия, вследствие чего неизбежно преодолевает более или менее длительные процессы адаптации.
С проблемами адаптации в процессе жизнедеятельности сталкиваются многие возрастные категории людей, наиболее тяжело проходит адаптация в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрасте.
Проблемы адаптации людей в предпенсионном и пенсионном возрасте часто связаны с так называемой возрастной депрессией. В этом возрасте индивиды переживают тяжелый психологический кризис, связанный с множеством конфликтов, происходящих в их жизни. В этом периоде на субъектов оказывают воздействие различные факторы: этапов жизни, здоровья, социальные факторы. Факторы этапов жизни заключаются в анализе индивидом собственной жизни. Именно поэтому очень важным является его оценка своего прошлого, настоящего и будущего. Факторы здоровья заключаются в психологическом преодолении индивидом естественного или вызванного болезнью ослабления физических сил. К социальным факторам следует отнести степень тяжести перенесения индивидом ухода детей во взрослую жизнь и другие социальные проблемы.
Проблемы с адаптацией появляются вследствие несовпадения ролей субъекта в разнообразных социальных группах. Поэтому для нормализации прохождения адаптации сотрудниками социальных служб была разработана программа социальной адаптации. Ведь стресс, порожденный адаптационными проблемами, бывает настолько серьезным, что его следствием и постоянными спутниками становятся нервозность и различные недомогания. Также были разработаны методики социально-психологической адаптации, целью которых является определения показателя уровня адаптации среди различных категорий населения.
Социальная адаптация инвалидов
Сегодня одной из самых серьезных проблем психологии остается проблема психосоциального развития лиц с инвалидностью в семье и социуме. Ведь травмы психологического характера получает не только сам больной, но и участники семейных отношений. Понятие «инвалид» имеет латинское происхождение и в дословном переводе означает неполноценный или непригодный. К сожалению, люди с инвалидностью даже в наш просветленный век, наиболее относятся к незащищенной группе населения. У них гораздо меньше возможностей получения достойного образования или профессии с высоким материальным доходом. Многие из них не в состоянии реализовать себя в межличностных взаимоотношениях. Все это свидетельствует о произвольной дискриминации инвалидов.
Социальная реабилитация и адаптация представляет собой комплекс мероприятий, целенаправленных на возрождение ранее разрушенных или потерянных индивидом социальных связей и взаимоотношений вследствие инвалидности. Люди с инвалидностью испытывают сложности с профессиональной реализацией, ростом и самосовершенствованием, таким необходимым любой личности. Отсутствие у них достаточных практических умений для самостоятельной жизни ведет к тому, что они становятся обузами для родственников. Сегодня для социума должна вызывать предельную тревогу катастрофическая динамика роста детской инвалидизации, их социальная неустроенность и туманность жизненной перспективы.
Социальная реабилитация и адаптация подразумевает под собой реализацию следующих задач: защиту прав и охрану интересов лиц с инвалидностью, получение ими равных с остальными членами общества возможностей для участия во всех областях жизнедеятельности социума, их интеграцию в социальную среду, формирование позитивного общественного мнения относительно лиц с инвалидностью, информирование социума о положении инвалидов и выполнение иных мер, направленных на реабилитацию и социальную защиту лиц с инвалидностью.
Диагностика социальной адаптации
Исследование характеристик процессов адаптации и связанных с ними свойств личности сегодня является одной из остро стоящих проблемных вопросов современности. Поэтому сейчас стали очень востребованными методики социально-психологической адаптации. Так, например, опросник, разработанный К.Роджерсом и Р.Даймондом, позволяет диагностировать особенности протекания социальной адаптации. Его стимульный материал представлен сто одним утверждением, сформулированным в единственном числе третьего лица, без употребления местоимений. Такая форма, по всей вероятности, используется авторами с целью избегания воздействия «прямого отождествления». Другими словами, чтобы испытуемые в некоторых ситуациях сознательно, напрямую не соотносили утверждения опросника с собственными особенностями. Такой прием считается формой «нейтрализации» установок испытуемых на социально-ожидаемые или подходящие ответы.
Определяющим фактором в физическом формировании индивида является его социальность. Любые социальные роли требуют использование определенных физических параметров, причем, чем тяжелее социальная деятельность индивида, тем выше будет степень дифференциации проявлений физического. В связи с ускоренными темпами социальных, технологических и даже климатических модификаций среды, от индивида требуется быстрая адаптация к среде и жизнедеятельности. Именно поэтому на современном этапе формирования социума по-новому видится задача воспитания гармонично развитых индивидуумов, имеющих высокую интеллектуальную и физическую работоспособность. С этой целью разработаны методики, объектом исследования которых являются уровни социальной адаптации индивидов, которые могут выступать в качестве как процесса адаптации и в качестве результата.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
подход взаимодействия человека и ситуации в каталоге SearchWorks
- Ответственность
- Линн Р. Кале.
- Выходные данные
- Оксфорд; Нью-Йорк: Pergamon Press, 1984. .
- Физическое описание
- ix, 166 стр. ; 24 см.
- Серия
- Международная серия по экспериментальной социальной психологии; т. 8
Доступно онлайн
В библиотеке
Зеленая библиотека
Найти Стеки
Телефонный номер | Примечание | Статус |
---|---|---|
ХМ291 .К15 1984 г. | Неизвестный |
Описание
Создатели/Соавторы
- Автор/Создатель
- Кале, Линн Р.
Содержание/Резюме
- Библиография
- Библиография: с. 129-154.
- Содержимое
- Введение. Личностно-ориентированные теории изменения отношения. Ситуационно-ориентированные теории изменения отношения. Интерактивная теория изменения отношения. Сфера применения лиц: личность и убедительность. Методология исследования отношения. Размах ситуаций. Отношение и поведение. Объем взаимодействий. Выводы. Использованная литература. Указатель имени.
- (источник: данные книги Нильсена)
- Резюме издателя
- Важная и интересная работа, демонстрирующая теорию отношений и атрибутов взаимодействия человека и ситуации и показывающая, как многие принципы взаимодействия или исследования атрибутов применимы к исследованию отношений (и наоборот). Представлена новая теория социальной адаптации, которая пытается объяснить важность установок и социального познания в социальном поведении человека и применяет работу Пиаже по когнитивному развитию к исследованию установок.
(источник: данные книги Нильсена)
Субъекты
- Субъекты
- Социальное взаимодействие.
- Изменение отношения.
- Личность и ситуация.
Просмотр связанных элементов
Начните с номера телефона:
Посмотреть всю страницу
Вид библиотекаря | Кошка: 1559740
Социальная адаптация пожилых людей
Абрахамс Р. и Паттерсон Р. (1979). Психологический дистресс среди пожилых людей: распространенность, характеристики и последствия для службы. Международный журнал старения и развития человека , 1 , 1–18.
Google Scholar
Этчли, Р. К. (1977). Социальные силы в дальнейшей жизни: введение в социальную геронтологию . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Google Scholar
Бахр, С.Дж., и Петерсон, Э.Т. (1989). Старение и семья . Лексингтон, Массачусетс: Lexington Books.
Google Scholar
Бальестерос, Р. Ф. Изаль, М., Диас, П., Гонсалес, Дж. Л., и Соуто, Э. (1988). Тренировка разговорных навыков с институционализированными пожилыми людьми: предварительное исследование. Перцептивные и двигательные навыки ,
66 , 923–926.Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бандура, А. (1982). Механизм самоэффективности в человеческой деятельности. Американский психолог , 37 , 122–147.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Беллак, А.С. (1994). Лечение хронических психически больных. Семинар представлен в Новом Юго-восточном университете, Форт. Лодердейл, Флорида.
Google Scholar
Беллак, А.С., Херсен, М. (ред.). (1979). Исследования и практика обучения социальным навыкам . Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Google Scholar
Беллак, А.С., и Херсен, М., и Химмельхох, Дж.М. (1996). Обучение социальным навыкам при депрессии: руководство по лечению. В VB Van Hasselt & M. Hersen (Eds.), Справочник руководств по психологическому лечению расстройств у взрослых . Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Google Scholar
Беннет Р. (1973). Условия жизни и бытовые потребности пожилых людей с особым упором на социальную изоляцию. Международный журнал старения и развития человека , 4 , 179–198.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Беннет Р. (1980). Старение, изоляция и ресоциализация . Нью-Йорк: Ван Ностранд Рейнхольд.
Google Scholar
Бергер, Р. М. (1979). Обучение пожилых людей в специализированных учреждениях навыкам межличностного общения.
ПабМед Google Scholar
Бергер, Р. М., и Роуз, С. Д. (1977). Обучение навыкам межличностного общения с институционализированными пожилыми пациентами. Геронтологический журнал , 32 , 346–352.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Блейзер, Д. (1982). Депрессия в позднем возрасте . Сент-Луис: CV Mosby.
Google Scholar
Буссе, Э. У. (1992). Качество жизни: влияние и настроение в пожилом возрасте. В М. Бергенер, К. Хасегава, С. Финкель и Т. Нисимура (ред.), Старение и психические расстройства: международные перспективы (стр. 38–55). Нью-Йорк: Спрингер.
Google Scholar
Буссе, Э.В., и Мэддокс, Э.Л. (1985). Лонгитюдные исследования нормального старения Университета Герцога: обзор истории, дизайна и результатов . Нью-Йорк: Спрингер.
Google Scholar
Буссе, Э.В., и Пфайффер, Э. (1973). Психическое заболевание в более позднем возрасте . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация.
Google Scholar
Буссе, Э.В., и Пфайффер, Э. (1977). Функциональные психические расстройства в пожилом возрасте. В EW Busse & E. Pfeiffer (Eds.) Поведение и адаптация в пожилом возрасте (2-е изд.). Бостон: Литтл, Браун.
Google Scholar
Мясник, Дж. Н. (1990). MMPI-2 в психологическом лечении . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Батлер, Р. Н., и Глисон, Х. П. (1985). Продуктивное старение . Нью-Йорк: Спрингер.
Google Scholar
Батлер, Р. Н., и Льюис, М. И. (1977). Старение и психическое здоровье: позитивные психосоциальные подходы . Сент-Луис: CV Mosby.
Google Scholar
Bytheway, B., Keil, T., Allait, P., & Bryman, A. (1989). Становление и старость: социологические подходы к дальнейшей жизни . Ньюбери-Парк, Калифорния: Сейдж.
Google Scholar
Коэн, С.Дж., Терези, Дж., и Холмс, Д. (1985). Социальные сети, стресс, адаптация и здоровье. Исследование старения , 7 , 409–431.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Камминг, Э. (1964). Новые мысли о теории разъединения. В RJ Kastenbaum (Ed.), Новые мысли о старости . Нью-Йорк: Спрингер.
Google Scholar
Камминг, Э., и Генри, У. Э. (1961). Старение: Процесс разъединения . Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Долен, Л. С., и Берисон, Д. Дж. (1982). Социальное взаимодействие и социальное познание при старении: контекстуальный анализ. Человеческое развитие , 25 , 430–442.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Донохью Б., Асьерно Р., Херсен М. и Ван Хасселт В. Б. (1995a). Обучение социальным навыкам пожилых людей с депрессией и нарушениями зрения: руководство по лечению. Модификация поведения , 19 , 379–424.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Донохью Б. , Асьерно Р., Ван Хасселт В. Б. и Херсен М. (1995b). Тренировка социальных навыков у пожилого человека с депрессией и нарушением зрения. Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии , 26 , 65–75.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Д’Зурилла, Т. Дж. (1986). Терапия решения проблем: подход социальной компетентности к клиническому вмешательству . Нью-Йорк: Спрингер.
Google Scholar
Д’Зурилла, Т.Дж., и Шиди, К.Ф. (1992). Связь между способностью решать социальные проблемы и последующим уровнем академической компетентности у студентов. Когнитивная терапия и исследования , 16 , 589–599.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Эдинберг, Массачусетс (1986). Тренинг социальной компетентности с латиноамериканскими пожилыми людьми. Клинический геронтолог , 4 , 56–58.
Google Scholar
Эллис, А. (1962). Разум и эмоции в психотерапии . Нью-Йорк: Лайл Стюарт.
Google Scholar
Энгельс, М. (1991). Содействие позитивному социальному взаимодействию посредством обучения социальным навыкам. В PA Wisocki (Ed.), Справочник по клинической поведенческой терапии с пожилым клиентом . (стр. 185–202). Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Google Scholar
Энгельс М. и Позер Э. (1987). Обучение социальным навыкам с пожилыми женщинами. Клинический геронтолог , 6 , 70–73.
Google Scholar
Эрнст П., Беран Б., Саффорд Ф. и Кляйнхауз М. (1978). Выделение и симптомы хронического мозгового синдрома. Геронтолог , 18 , 468–474.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Фишер, Дж. Э., и Карстенсен, Л. Л. (1990). Обобщенные эффекты обучения навыкам среди пожилых людей. Клинический геронтолог , 9 , 91–107.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Флоршейм, М. Дж., Ливсли, Г., Хэнли-Петерсон, П., и Галлахер-Томпсон, Д. (1991). Расширение подхода A-B-C к когнитивно-поведенческой терапии. Клинический геронтолог , 10 , 65–69.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Францке, А.В. (1987). Влияние тренинга уверенности в себе на пожилых людей. Геронтолог , 27 , 13–16.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Фриш, М. Б. (1988а). Инвентаризация качества жизни . Вако, Техас: Университет Бейлора, факультет психологии.
Google Scholar
Джордж Л.К. и Филленбаум Г. Г. (1985). Методология OARS: десятилетний опыт ЮАР в гериатрической оценке. Журнал Американского общества гериатрии , 33 , 607–615.
ПабМед Google Scholar
Голдфрид, М. Р., и Д’Зурилла, Т. Дж. (1969). Поведенчески-аналитическая модель оценки компетентности. В CD Spielberger (Ed.), Актуальные темы клинической и общественной психологии (Том 1, стр. 151–196). Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Гольдштейн, А. П., Спрафкин, Р. П., и Гершоу, Н. Дж. (1976). Обучение навыкам жизни в обществе: прикладная структурированная обучающая терапия . Нью-Йорк: Пергамон Пресс.
Google Scholar
Гудштейн, Р. К. (1985). Общие клинические проблемы у пожилых людей: маскируются возрастными изменениями и атипичными проявлениями. Psychiatric Annals , 43 , 99–312.
Google Scholar
Херсен М., Беллак А. и Тернер С. (1978). Оценка ассертивности у психически больных женщин: двигательные и вегетативные показатели. Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии , 9 , 11–16.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Херсен, М., Кабакофф, Р.И., Райан, С.Ф., Нулл, Дж.А., Мелтон, М.А., Паган, В., Сигал, Д.Л., и Ван Хасселт, В.Б. (1995a). Психометрические свойства шкалы самоуверенности Вольпе-Лазаруса для пожилых людей с нарушениями зрения. Международный журнал реабилитации и здоровья , 1 , 179–187.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Херсен, М., Кабакофф, Р.И., Ван Хасселт, В.Б., Нулл, Дж.А., Райан, К.Ф., Мелтон, М., и Сигал, Д. (1995b). Напористость, депрессия и социальная поддержка у пожилых людей с нарушениями зрения. Журнал нарушений зрения и слепоты , 89 , 524–530.
Google Scholar
Херсен М. и Ван Хасселт В. Б. (1992). Поведенческая оценка и лечение тревоги у пожилых людей. Clinical Psychology Review , 12 , 619–640.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Херсен М., Ван Хасселт В. Б. и Горечны А. Дж. (1993). Поведенческая оценка тревоги у пожилых людей: некоторые комментарии. Модификация поведения , 17 , 99–112.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Херсен М., Ван Хасселт В. и Сигал Д. (1995). Социальная адаптация пожилых людей с нарушениями зрения: некоторые комментарии. Международный журнал реабилитации и здоровья , 1 , 49–60.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хойер, В. Дж., Лопес, М.А., и Гольдштейн, А.П. (1982). Прогнозирование приобретения и передачи социальных навыков психогериатрическими пациентами. Международный журнал поведенческой гериатрии , 1 , 43–46.
Google Scholar
Кале, Л. Р., и Тиммер, С. Г. (1983). Теория и метод изучения ценностей. В LR Kahle (Ed.), Социальные ценности и социальные изменения: адаптация к жизни в Америке . Нью-Йорк: Прегер.
Google Scholar
Келли, Джорджия (1955). Психология личных конструктов (тома 1 и 2). Нью-Йорк: Нортон.
Google Scholar
Киммель, округ Колумбия (1980). Взрослость и старение: междисциплинарный взгляд на развитие . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Киммель, округ Колумбия (1988). Эйджизм, психология и общественность, политика. Американский психолог , 43 , 175–178.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Коган Э. С., Кабакофф Р. И., Херсен М. и Ван Хасселт В. Б. (1994). Клинические пороговые значения для шкалы депрессии Бека и шкалы гериатрической депрессии у пожилых амбулаторных психиатрических пациентов. Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment , 16 , 233–242.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Коган, Э.С., Ван Хасселт, В.Б., Херсен, М., и Кабакофф, Р.И. (1995). Взаимосвязь депрессии, уверенности в себе и социальной поддержки у пожилых людей, живущих в обществе. Журнал клинической геропсихологии , 1 , 157–163.
Google Scholar
Косберг, Дж. И., и Гарсия, Дж. Л. (1988). Проблемы пожилых клиентов, наблюдаемые в агентстве семейных услуг: лечение и последствия программы. Журнал геронтологической социальной работы , 11 , 141–153.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кайперс, Дж., и Бенгстон, В. (1973). Компетентность и социальный распад. Социально-психологический взгляд на старение. Человеческое развитие , 16 , 37–49.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Лоутон, М.П., Патняк, Б., и Клебан, М.Х. (1976). Экология адаптации к новой среде. Международный журнал старения и развития человека , 7 , 15–26.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Леви, С. (1981). Стареющая женщина: проблемы развития и потребности психического здоровья. Профессиональная психология , 12 , 92–102.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Левинсон, П. М., Антонуччо, Д.О., Стейнмец, Дж.Л., и Тери, Л. (1984). Курс преодоления депрессии . Юджин, Орегон: Касталия.
Google Scholar
Левинсон, П.М., Хоберман, Х.М., и Кларк, Г.Н. (1989). Курс «Как справиться с депрессией: обзор и дальнейшие направления». Canadian Journal of Behavioral Science , 21 , 470–493.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Левинсон, П.М., Муньос, Р.Ф., Янгрен, М.А., и Цейсс, А.М. (1986). Контролируйте свою депрессию . Пересмотрено и обновлено. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Google Scholar
Лезак, доктор медицины (1983). Нейропсихологическая оценка (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Лопес, Массачусетс (1980). Обучение социальным навыкам с институционализированными пожилыми людьми: влияние структурирования и чрезмерного обучения перед консультированием на приобретение и передачу навыков. Журнал психологического консультирования , 27 , 286–293.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Макинтош, Дж. (1989). Официальная база данных о самоубийствах пожилых людей в США: уровни, доступность, упущения. Омега: Журнал смерти и умирания , 19 , 337–350.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Моррисон Р.Л. и Беллак А.С. (1981). Роль социального восприятия в социальных навыках. Поведенческая терапия , 12 , 69–79.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Нейссер, У. (1967). Когнитивная психология . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Google Scholar
Neugarten, B.L. (1974). Возрастные группы в американском обществе и появление молодых стариков. Анналы Американской академии наук , 9 сентября0142 , 187–198.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Олин, Дж. Т., Шнайдер, Л. С., Итон, Э. М., Земанский, М. Ф., и Поллок, В. Е. (1992). Гериатрическая шкала депрессии и шкала депрессии Бека как инструменты скрининга амбулаторных пациентов пожилого возраста. Психологическая оценка , 4 , 190–192.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Палмор, Э. (1969). Прогнозирование долголетия. Геронтолог , 9 , 247.
CrossRef пабмед Google Scholar
Пфайффер, Э. (1970). Выживание в пожилом возрасте: физические, психологические и социальные корреляты долголетия. Журнал Американского общества гериатрии , 18 , 273–289.
ПабМед Google Scholar
Пиаже, Дж. (1952). Истоки интеллекта у детей . Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Росс, Х., и Кедвард, Х. (1978). Социальное функционирование и самопомощь у госпитализированных психогериатрических пациентов. Журнал нервных и психических заболеваний , 166 , 25–33.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Ротенберг, Б. Б. (1970). Детская социальная чувствительность и отношение к межличностной компетентности, межличностному комфорту и интеллектуальному уровню. Психология развития , 2 , 335–350.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Спитцер Р.Л., Уильямс Дж.Б., Гиббон М. и Фёрст М.Б. (1992). Структурированное клиническое интервью для DSM-III-R (SCID). Архив общей психиатрии , 49 , 624–629.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Спрафкин, Р. П. (1984). Обучение социальным навыкам. В RJ Corsini (Ed.), Энциклопедия психологии . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Стейн, С., Линн, М.В., и Стейн, Э. (1982). Связь сетей самопомощи с физическим и психосоциальным функционированием. Журнал Американского гериатрического общества , 30 , 764–768.
ПабМед Google Scholar
Стивенс-Лонг, Дж. (1979). Взрослая жизнь: процессы развития . Пало-Альто, Калифорния: Мэйфилд.
Google Scholar
Сульцман, К. (1989). Лечение ажитированного слабоумия пожилого пациента. Больничная и общественная психиатрия , 39 , 1143–1144.
Google Scholar
Тагиури, Р. (1969). Восприятие человека. В G. Lindzey & E. Aronson (Eds.), Справочник по социальной психологии (Том 3). Чтение, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
Google Scholar
Таллмер, М. (1973). Актуальная проблема социальной геронтологии. Журнал гериатрической психиатрии , 6 , 99–108.
Google Scholar
Тери, Л. (1983). Роль возраста в лечении депрессии: вопросы без ответов. Психотерапия в частной практике , 1 , 29–31.
Google Scholar
Томпсон, Л.В., и Галлахер, Д. (1983). Психообразовательный подход к лечению депрессии у пожилых людей. Психотерапия в частной практике , 1 , 25–28.
Google Scholar
Тоузленд, Р., и Роуз, С.Д. (1978). Оценка обучения социальным навыкам пожилых людей в группах. Исследования и рефераты по социальной работе , 14 , 25–33.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Trower, PE, & Argyle, M. (1978). Социальные навыки и психическое здоровье . Лондон: Метуэн.
Google Scholar
Танстолл, Дж. (1966). Старый и одинокий . Лондон: Рутледж Кеган Пол.
Google Scholar
Бюро переписи населения США. (1993). Профиль населения США: 1993 . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США.
Google Scholar
Министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения США. (1976). Факты о пожилых американцах . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США.
Google Scholar
Vacarro, FJ (1990). Применение обучения социальным навыкам в группе институционализированных агрессивных пожилых людей. Психология и старение , 5 , 369–378.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Вини, Л. Л., Бенджамин, Ю. Н., и Престон, К. (1990). Личностная конструктивная терапия для пожилых людей. Журнал когнитивной психотерапии , 4 , 211–224.
Google Scholar
Совет по внутренней политике Белого дома. (1993). Краткий обзор предварительного плана обеспечения безопасности здоровья . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США.
Google Scholar
Уилкинсон, Дж., и Кантер, С. (1983). Руководство по обучению социальным навыкам: оценка, разработка программы и управление обучением . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Викстед, Дж. Т., Моррисон, Р. Л., и Беллак, А. С. (1988). Обучение социальным навыкам лечения негативных симптомов. Международный журнал психического здоровья , 17 , 3–21.
Google Scholar
Волк С.