интересные факты о теории личности / Справочник :: Бингоскул
Альфред Адлер и его вклад в психологию: интересные факты о теории личности добавить в закладки удалить из закладокСодержание:
Альфред Адлер – это психолог, психиатр, философ, а также основоположник концепции об индивидуальной психологии. Мальчик появился на свет и вырос в бедной еврейской семье. Был вторым из шести детей и сравнительно со старшим физически сильным и успешным братом, рос ребенком со слабым здоровьем.
Во дворе мальчик проводил время и веселился со сверстниками, и они не задумываясь принимали его в свой круг, никогда не считая каким-то неполноценным. Казалось, именно с ними, Альфред обретал то чувство равенства и самоуважения, которого ему так не хватало дома.
Как и остальные последователи Фрейда он поддерживал размышления наставника по поводу сексуальной энергии, которая руководит жизнью человека, но во время своих исследований начал замечать и другую закономерность. Какой вклад в психологию внес Альфред Адлер? Как пережитое помогло изменить мышление?
Теории личности Альфреда Адлера (кратко)
Психологические идеи мыслителя образовывались в результате всей его жизни, которая была наполнена жестокой борьбой за выживание. Может именно поэтому, повзрослев, Альфред преодолел все свои слабости, недуги, тревоги и добился колоссальных побед в жизни.
Теория психолога основывается на том, что направляющей силой социального развития является не сексуальное влечение, а жажда власти и комплекс неполноценности (именно психолог впервые ввел это понятие), который, по его мнению, закладывается еще в детстве.
Адлер придерживался той точки зрения, что основная часть детей, сравнивая себя со взрослыми людьми, начинает ощущать свою неполноценность. И из этого комплекса, по мнению психиатра, в более зрелом возрасте происходит формирование личности. Появляются такие человеческие пороки, как тщеславие и честолюбие, а также следующие праведности – стремление к сотрудничеству и мужество.
По его теории в патологических случаях повзрослевший ребенок будет стараться самоутвердиться за счет давления на других, более слабых ребят, то есть постарается властвовать над ними.
Кратко о психоанализе Адлера
Кроме этого, психиатр решил, что индивидуумы с ярко выраженной внутренней болью или каким-то недостатками регулярно восполняют эти слабости занятиями и тренингами, которые, как правило, подводят к формированию грандиозного таланта или возникновению силы.
Принципы теории Альфреда Адлера (кратко):
- Комплекс неполноценности и восполнение.
- Стремление к первенству.
- Стиль жизни.
- Общественный интерес.
- Творческое Я.
- Порядок рождения.
- Фикционный финализм.
К весомым трудам Альфреда Адлера стоит отнести работы: «Практика и теория индивидуальной психологии», «Невротическая конституция», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни» и «Образ жизни».
Альфред Адлер: интересные факты
Индивидуальная психология, предложенная автором, очень быстро стала известна в европейских странах и Америке в начале ХХ века – наверно, даже популярней, чем установки Фрейда.
Предположения Зигмунда многие считали слишком примитивными и вульгарными, а кроме этого, его методы не всегда можно применить на практике. Зато теория Адлера, как правило, полностью соответствовала действительности и гораздо больше внимания уделяла социальному аспекту человеческой жизни.
Поделитесь в социальных сетях:
12 января 2022, 16:29
Биографии
Could not load xLike class!
биография психиатра, новый взгляд на психоанализ, кратко о труде учёного
Биографии
12.11.21
14 мин.
Адлер — известный психиатр, разработавший систему индивидуальной психологии. Благодаря ему в науке появился термин «чувство неполноценности», который позднее заменили модным словом «комплекс». Биография Альфреда Адлера очень яркая в профессиональном смысле. Он разработал гибкую поддерживающую психотерапию, направленную на то, чтобы эмоционально перенаправлять губительное для человека чувство неполноценности в сторону зрелости, здравого смысла и социальной полезности.
Оглавление:
- Кратко о личном
- Карьера и профессиональные успехи
- Новая концепция психоанализа
- Критика учёного
Кратко о личном
Родился будущий учёный в пригороде Вены 7 февраля 1870 года. Он был третьим ребёнком, вторым сыном в еврейской семье торговца зерном и его жены. В детстве у мальчика развился рахит. Болезнь не позволяла ему ходить вплоть до четырёх лет. В 5-летнем возрасте он чуть не умер от пневмонии. Именно тогда он решил стать врачом.
Альфред был обычным ребёнком и довольно посредственным учеником, поскольку предпочитал математике и другим школьным предметам весёлые игры с друзьями. Он был общительным и активным, прилагал все усилия, чтобы по популярности среди приятелей превзойти своего старшего брата Зигмунда.
Медицинскую степень молодой учёный получил в Венском университете в 1895 году. Во время учёбы в колледже Альфред присоединился к группе студентов-социалистов, среди которых встретил свою будущую жену Раису Тимофеевну Эпштейн. Девушка была интеллектуалкой, общественной активисткой, она приехала из России учиться в Вену.
Они обвенчались в 1897 году, впоследствии у них родилось четверо детей. Двое из них, Алесандра и Курт, стали психиатрами. Валентина и Корнелия Адлер выбрали путь писательниц и ярых активисток.
Карьера и профессиональные успехи
Свою медицинскую карьеру Адлер начал в качестве врача-офтальмолога, но быстро переключился на общую практику, открыв свой кабинет в Вене напротив парка развлечений Пратер, где располагался цирк. Среди его пациентов были и цирковые артисты. Позднее будет высказано предположение (Furtmuller, 1965), что необычные сильные и слабые стороны участников труппы привели доктора к пониманию физической неполноценности и механизмов её компенсации.
Затем он обратился к психиатрии, а в 1907 году был приглашён присоединиться к дискуссионной группе известного австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. После написания трудов об органической неполноценности, которые были вполне совместимы со взглядами Фрейда, Альфред написал статью, касающуюся инстинкта агрессии, которую знаменитый психоаналитик не одобрял.
Хотя Фрейд назначил Адлера президентом Венского психоаналитического общества и соредактором информационного бюллетеня организации, он не прекратил свою критику в отношении работы именитого психоаналитика. В 1911 году Адлер вместе с девятью другими членами организации подал в отставку, чтобы сформировать Общество свободного психоанализа, которое через год было переименовано в Общество индивидуальной психологии.
Во время Первой мировой войны Адлер работал врачом в австрийской армии, сначала на русском фронте, а затем в детской больнице. Он воочию увидел, какой ущерб наносит война, и его мысли всё больше обращались к концепции общественных интересов. Альфред чувствовал, что если человечество хочет выжить, тогда оно должно изменить свой путь.
После того как австрийские клиники Адлера были закрыты из-за его еврейского происхождения (под влиянием политики Адольфа Гитлера), психиатр эмигрировал в Соединённые Штаты. Там он начал преподавание в Медицинском колледже Лонг-Айленда.
В 1937 году во время лекционного турне в Абердине (Шотландия) со своим учеником и основателем университета Адлера Рудольфом Дрейкерсом учёный умер от сердечного приступа. Его тело кремировали в Эдинбурге, но пепел так и не был возвращён. В 2011 году прах психиатра обнаружили в крематории Warriston и вернули в Вену для захоронения.
Новая концепция психоанализа
Адлеровская психология, как известно, и сегодня продолжает изучать сверхкомпенсацию из-за неполноценности. Основная мысль концепции Адлера-психолога заключается в том, что бессознательное работает над преобразованием неполноценности в превосходство.
Модель учёного предполагает, что поведение, мысли и механизмы обработки хорошо укореняются в человеке к пяти годам. Отношения, которые ребёнок формирует в раннем детстве, наряду с социальными и другими внешними силами ответственны за развитие этих черт. Адлер также провёл исследование роли, которую порядок рождения (какой по счёту ребёнок в семье) играет в развитии психики.
Альфред Адлер был одним из первых психиатров, внедривших психическое здоровье в сферу образования. Он выступал за профилактические стратегии, направленные на предотвращение риска психических заболеваний и неэффективных навыков преодоления трудностей, и в связи с этим внёс большой вклад в область социальной работы.
Работая в школах, психиатр помогал специалистам в практике лечения и консультирования учеников. Адлер проводил сеансы индивидуальной терапии перед небольшой группой людей, они были предназначены для лечения родителей, детей и учителей. Такие импровизированные сеансы стали ранним опытом в развитии семейной и общественной терапии.
Учёный продолжил изменять облик психологии, внедряя инновации в лечение населения, которые ранее были значительно недооценены. Его методы стали неотъемлемой частью криминальной терапии, социальной работы, развития ребёнка и образования.
В своей работе Адлер объединил теории психодинамики и телеологии. Он считал, что образ жизни — это «не просто механическая реакция», к слову, этим Адлер резко отличается от Фрейда. Для последнего вещи, произошедшие в прошлом (например, детская травма), определяют то, каким человек стал в настоящем. Адлер же рассматривал мотивацию как движущую силу в будущее, а не механически движимую прошлым. Человек тянется к своим целям и идеалам. Это и называется телеологией (направление в философии).
Адлер разработал теорию личности. Но он сам не верил в неё и утверждал, что его работа была экспериментальной. Краткая характеристика его типов личности:
- Правящий. Такие люди с детства характеризуются тенденцией быть агрессивными и доминировать над другими. Сила их стремления к личной власти настолько велика, что они склонны надавить на то, что мешает им. Хулиганы и садисты — активисты группы. Несколько меньший вред наносят другим, причиняя его себе, алкоголики, наркоманы и самоубийцы.
- Типы со склонностями. Это чувствительные люди, создавшие вокруг себя защитную оболочку. Они должны полагаться на других, чтобы переносить жизненные трудности.
- Избегающий. Тип людей, которые презирают неудачи и поражения, поэтому часто не решаются идти на риск. У них, как правило, мало социальных отношений.
- Общественно полезные люди, которые имеют тенденцию быть общительными, социальными и активными. Они стремятся улучшить мир. Такие личности полностью здоровы.
Первые три типа чаще имеют больше проблем с психическим здоровьем. Можно утверждать, что главная цель психологии Адлера — преобразование первых трёх типов в социально полезный. Альфред Адлер оказал сильное влияние на многих известных психологов, включая:
- Абрахама Маслоу;
- Карла Рождерса;
- Эриха Фромма;
- Альберта Эллиса.
Сегодня его идеи и концепции часто называют адлеровской психологией.
Критика учёного
Критика Адлера, как правило, затрагивает вопрос, является его теория научной или нет. Факт в том, что основное направление психологии сегодня ориентировано на эксперимент. Это означает, что концепции, используемые теорией, должны быть измеримыми и управляемыми.
Экспериментальная ориентация предпочитает физические или поведенческие переменные. Презентация теории Адлера — это базовые понятия, далёкие от физических и поведенческих. Экспериментальный метод также делает основное предположение: все вещи действуют с точки зрения причины и следствия.
Вместо этого психиатр выбирает телеологический маршрут, согласно которому люди «определяются» своими идеалами, целями, ценностями, «конечными вымыслами». Телеология говорит:
- человеку не нужно определённым образом реагировать на конкретные обстоятельства;
- у людей есть выбор;
- индивид создаёт свою индивидуальность или образ жизни.
С экспериментальной точки зрения это иллюзии, на которые учёный, даже теоретик личности, не осмеливается поддаваться.
Даже если общество открыто для телеологического подхода, можно подвергнуть критике то, насколько научной можно считать теорию Адлера. Многие детали его концепции слишком анекдотичны, то есть верны в отдельных случаях, но не всегда. Первый ребёнок часто не чувствует себя свергнутым, а второй вовсе не обязательно будет конкурентоспособным.
Все концепции Адлера — полезные конструкции, но не абсолютные истины. Хотя его теория может быть менее интересной, чем теория Фрейда с её сексуальностью или работа Юнга с её мифологией, она наиболее общепринятая из всех трёх. Студентам нравятся работы Адлера и он сам.
Плюсы адлеровской концепции можно долго перечислять: чёткие описания жалоб людей, прямые и здравые толкования их проблем, простая теоретическая структура, доверие и даже привязанность к обычному человеку. Всё это делает теорию комфортной и влиятельной.
Альфред Адлер: Теории, психология и цитаты
Большинство людей знакомы с концепцией того, что порядок рождения может влиять на личность, но могут не знать, что Альфред Адлер является мозгом, стоящим за этой идеей. Возможно, его наиболее известным вкладом является теория порядка рождения. В следующих разделах мы увидим, что у Альфреда Адлера были некоторые новые идеи относительно тем, выходящих за рамки развития личности, таких как социальные интересы и комплекс неполноценности.
- Сначала мы рассмотрим психологию Альфреда Адлера.
- Далее мы рассмотрим некоторые теории Альфреда Адлера.
- Двигаясь дальше, мы рассмотрим теорию личности Альфреда Адлера.
- Затем мы также рассмотрим теорию комплекса неполноценности Альфреда Адлера.
- В заключение мы рассмотрим общий вклад Альфреда Адлера в психологию.
Альфред Адлер Психология
7 февраля 1870 года в еврейской семье родился ребенок по имени Альфред Адлер . У него было тяжелое детство, отмеченное частыми болезнями и плохим зрением. Детство Адлера было отмечено несколькими проблемами со здоровьем, в том числе рахитом, пневмонией и двумя инцидентами, когда он был сбит на улице. Из-за этого Адлер поклялся стать врачом и усердно учился в школе.
Рис. 1 — Альфред Адлер Психология называется индивидуальной психологией.
Он получил степень доктора медицины в Венском университете в 1895 году по специальности офтальмология. Затем он занялся частной практикой, сосредоточившись на внутренних заболеваниях. Основываясь на своем опыте работы врачом в сообществе с широким спектром социально-экономических факторов, способствующих заболеванию, он впервые написал о влиянии швейной промышленности на здоровье рабочих.
Адлер утверждал, что социальные условия жизни людей влияют на болезни, от которых они страдают.
В 1902 году Адлер познакомился с Зигмундом Фрейдом, когда защищал книгу Фрейда «Толкование сновидений» , которая не была хорошо принята публикой. Там Адлер присоединился к Психоаналитическому обществу и стал его первым президентом. К сожалению, в феврале 1911 года Адлеру пришлось отказаться от поста президента и роли соредактора психоаналитического журнала, потому что его идеи отличались от идей Фрейда.
До знакомства с Фрейдом Адлер уже начал формировать эти идеи, одна из которых — разные взгляды на репрессии . По словам Адлера, те, кто подавляет себя, имеют проблемы с интеграцией в общество, что приводит к неврозам . Затем невротики используют подавление как механизм безопасности. С другой стороны, Фрейд считал, что люди подавляют себя, чтобы соответствовать обществу, что может привести к неврозам.
Адлер и девять других членов сформировали свою группу «Общество свободных психоаналитических исследований», но позже изменили ее название на «Индивидуальная психология» из-за возражений Фрейда против слова «психоаналитический». Психология Альфреда Адлера переименована в «Индивидуальную психологию», чтобы отразить центральный принцип теории — каждый человек представляет собой единое целое.
Теории Альфреда Адлера
Движение индивидуальной психологии Альфреда Адлера породило теории, которые помогли нам лучше понять поведение.
Индивидуальная психология : психологический подход, при котором в центре внимания находится человек в целом, включая его окружение и людей в нем.
Эти теории включали его личность и комплекс неполноценности теорию. Наряду с этим теории Альфреда Адлера также состоят из других идей об образе жизни, телеологии, социальных интересах, психологических типах и порядке рождения.
Альфред Адлер Теории: образ жизни
Образ жизни, или стиль жизни , как назвал бы его Адлер, это то, что он описывает как индивидуальность человека, то есть каждый человек уникален и выражает свою идентичность в окружающей среде. У каждого из нас есть стиль жизни, который является нашим образцом или образом жизни, включая то, как мы относимся к другим и решаем свои жизненные проблемы.
Адлер добавил, что стиль жизни — это не просто автоматическая реакция на то, что мы испытываем в окружающей среде.
Альфред Адлер Теории: телеология
Идея телеологии , согласно Адлеру, заключается в том, что у каждого человека есть цели и принципы, к достижению которых он стремится в своей жизни. Эти цели далее разбиты на конкретных и вымышленных целей .
Вымышленные цели — это произвольные представления наших желаний, таких как слава или привлекательность.
Например, Дженни надеется стать лучшей в классе. Быть лучшим в классе — вымышленная цель.
Конкретные цели , с другой стороны, относятся к конкретным целям, которые помогают нам достичь наших вымышленных целей.
Например, если вымышленная цель Дженни — стать лучшей в классе, ее конкретные цели могут включать получение высоких оценок и участие во многих школьных мероприятиях.
Альфред Адлер Теории: Социальный интерес
Адлер описывает « социальный интерес» как желание сотрудничать и способствовать благополучию других. Социальный интерес также включает в себя чувство принадлежности, сопереживание и заботу о других людях.
Согласно Адлеру, наличие социального интереса — это то, что рождается в человеке, но ему также можно научить в том смысле, что родители и общество в целом должны его поощрять и развивать. Адлер также заявил, что отсутствие социального интереса (например, к преступникам) указывает на плохое психическое здоровье. Представление человека об успехе ограничивается его превосходством при отсутствии социального интереса.
Теории Альфреда Адлера: психологические типы
Помимо социальных интересов, Адлер разделил людей на четыре типа на основе энергии, которую они тратят на стремление к превосходству.
Правящий тип: имеют сильное стремление к власти и часто действуют агрессивно или пытаются доминировать над окружающими.
Наклоняющийся тип: характеризуется низким уровнем энергии и зависимостью от других в решении жизненных проблем. В условиях сильного стресса они обычно проявляют невротические наклонности, такие как повышенная тревожность.
Избегающий тип: наименее энергичный и выживает в жизни, максимально избегая других людей. Они могут уйти в себя, если зайти слишком далеко.
Общественно-полезный тип: активен и имеет социальный интерес. Адлер заявил, что этот тип ценен для общества и считается здоровой личностью.
Теории Альфреда Адлера: порядок рождения
Адлер признавал важность порядка рождения и влияние братьев и сестер.
Первенец сначала является единственным ребенком и получает все внимание, но если есть второй ребенок, первенец теряет свое место, что может повлиять на его личность.
Первенцы могут прибегать к вызывающему или разрушительному поведению, чтобы отстаивать свою позицию. По словам Адлера, первенцы, как правило, более традиционны, чем другие братья и сестры.
Однако второй ребенок часто проявляет склонность к соперничеству из-за попытки превзойти своего старшего брата или сестру. По словам Адлера, средний ребенок может иметь некоторые общие черты со вторым ребенком, в том числе склонность к соперничеству с другими (хотя и не обязательно со старшим братом или сестрой).
Самый младший ребенок никогда не подвергался свержению с престола и пользовался наибольшим вниманием. Тем не менее, самые молодые могут с большей вероятностью стать смутьянами и могут чувствовать себя неполноценными рядом с людьми, которые старше их.
Теория личности Альфреда Адлера
Теория личности Альфреда Адлера в первую очередь фокусируется на чувстве неполноценности человека. Это связано с тем, что, согласно Адлеру, наше чувство неполноценности служит стимулом для нашего функционирования, побуждая нас приобретать власть и преодолевать свою неполноценность.
Адлер также описал, что здоровый человек с хорошо приспособленной личностью мотивирован социальными интересами, в то время как эгоистичные интересы могут управлять человеком с невротической личностью.
Сторонники теории Адлера также утверждают, что по мере роста социального интереса снижаются комплексы неполноценности и негативные тенденции.
Адлер знает о связи между нашими действиями и занятиями и о том, как первое влияет на второе.
Например, Адлер предположил, что у всех нас есть три основные жизненные задачи: работа, дружба и любовь.
Мы справились со своими рабочими задачами, когда находим цель и удовлетворение в том, что делаем.
Мы справились с задачами дружбы, когда у нас хорошие отношения с другими людьми.
Мы справились с задачами любви, когда любим себя и других людей.
Адлер утверждает, что только высокоактивный, общественно полезный тип человека способен овладеть всеми тремя видами деятельности.
Рис. 2 По Адлеру, дружба – одна из важнейших жизненных задач.
Комплекс неполноценности Альфреда Адлера
Концепции индивидуальной психологии включают теорию комплекса неполноценности Альфреда Адлера. Адлер утверждает, что дети испытывают чувство неполноценности уже в младенчестве, когда они осознают свою слабость и зависимость от людей (таких как их родители или опекуны), которые сильнее их. Когда ребенок осознает свою неполноценность, он мотивирован стремиться к превосходству, чтобы в конечном итоге преодолеть свою слабость, которую Адлер называет 9.0019 компенсация .
Другими словами, ребенок компенсирует свое чувство неполноценности. Адлер продолжает, говоря, что наш внутренний конфликт между чувством неполноценности и стремлением к превосходству позволяет нам вносить положительный вклад в общество.
Адлер заявил, что патологическое поведение проистекает из комплекса неполноценности и компенсации .
Адлер также упомянул « органическую неполноценность », которая относится к чувству неполноценности, вызванному менее развитым органом тела (например, глазами). Кажущийся недостаток одного органа компенсируется повышенной активностью других органов. Это побуждает нас двигаться дальше, чем если бы пораженный орган функционировал нормально. Адлер называет это сверхкомпенсация .
Например, женщина, рожденная без рук, учится заботиться о себе с помощью своих двух ног.
Стоит также отметить, что отношение разных людей к своей органической неполноценности может влиять на то, как они пытаются ее компенсировать.
Например, человек, который любит музыку, но родился глухим, может иметь пораженческое отношение и мало что делать, чтобы компенсировать свою неполноценность. С другой стороны, если он смелый и готов учиться, он найдет способы компенсировать свою неполноценность, что позволит ему следовать своей страсти к музыке.
Цитаты Альфреда Адлера
Индивид чувствует себя в жизни как дома и считает свое существование стоящим только в той мере, в какой он полезен другим и преодолевает чувство неполноценности (Альфред Адлер, Проблемы невроза, 1964). 1
Причина невроза не в том, что человек что-то пережил, а в том, что он не может переварить переживание из-за отсутствия в его стиле жизни способности к сотрудничеству. . . (Альфред Адлер, Индивидуальная психология Альфреда Адлера: систематическое изложение отрывков из его сочинений, стр. 19).56). 2
Быть человеком означает иметь чувство неполноценности. Человек осознает собственное
бессилие перед лицом природы. Смерть рассматривается как неопровержимое следствие существования. Но у психически здорового человека это чувство неполноценности выступает как мотив продуктивности, как мотив стремления преодолеть препятствия, сохранить себя в жизни. Только раздутое чувство неполноценности, которое следует рассматривать как результат неудачи в воспитании, отягощает характер сверхчувствительностью, ведет к эгоистическому самосозерцанию и саморефлексии, закладывает основу невроза со всеми его известными симптомами, мешающими жизни. превратиться в пытку (Альфред Адлер, «Превосходство и общественный интерес: сборник более поздних сочинений», 1973). 3
Альфред Адлер — Основные выводы
- Альфред Адлер ввел индивидуальную психологию с ее основным акцентом на индивидууме как едином целом.
- Социальный интерес — это желание сотрудничать и способствовать благополучию других. Адлер утверждал, что те, кому не хватает социальных интересов, стремятся только к личному превосходству, что является признаком плохого психического здоровья.
- Альфред Адлер также считал, что порядок рождения влияет на личность человека. Первенец, как правило, более традиционен, чем другие братья и сестры, второй ребенок может проявлять склонность к соперничеству, а младший ребенок может чувствовать себя неполноценным по отношению к тем, кто старше его.
- Теория личности Альфреда Адлера утверждает, что здоровый человек может приспособиться к окружающей среде и руководствуется социальными интересами. Для сравнения, человек с невротической личностью может быть эгоцентричным.
- Идея теории комплекса неполноценности заключается в том, что люди склонны компенсировать свое чувство неполноценности. Отношение человека к воспринимаемой неполноценности может повлиять на то, как он пытается ее компенсировать.
Каталожные номера
- Адлер, А. (1964). Проблемы неврозов. Харпер Торчбукс.
- Адлер, А. (1956). Индивидуальная психология Альфреда Адлера: систематическое изложение отрывков из его произведений. Под редакцией HL Ansbacher и RR Ansbacher. Нью-Йорк: Harper and Row
- Адлер, А. (1973). Превосходство и общественный интерес: сборник более поздних работ. Под редакцией HL Ansbacher и RR Ansbacher. Нью-Йорк: Viking Press.
Альфред Адлер | Encyclopedia.com
РАБОТЫ АДЛЕРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Альфред Адлер (1870–1937) был вторым из шести детей. Его отец, Леопольд Адлер, приехал в Вену из Бургенланда и торговал зерном; его мать была из Моравии.
Адлер окончил Медицинский факультет Венского университета в 1895 г. Три года спустя он написал свою первую книгу (1898 г.), в которой указал на опасность для здоровья, которой подвергались портные, подчеркнув принцип, что человеческие существа не могут считаться изолированно, а только по отношению к их общему окружению. Таким образом, даже в возрасте 28 лет его подход к человеческим проблемам был целостным, предвосхищая его более поздний базовый концептуальный подход.
Примерно в 1900 году главным интересом Адлера было изучение психопатологических симптомов в области общей медицины. В 1902 году, когда он писал рецензию на книгу Фрейда о толковании снов, Фрейд прислал ему открытку с приглашением присоединиться к его дискуссионному кружку. После заверений Фрейда в том, что будут обсуждаться многие различные точки зрения, в том числе собственная точка зрения Адлера, Адлер принял приглашение.
Адлер никогда не соглашался с теорией Фрейда о том, что ранняя сексуальная травма вызывает психическое заболевание, и упорно выступал против метода толкования сновидений Фрейда. Различия между двумя мужчинами стали еще более заметными после того, как Адлер опубликовал в 1919 г.07, его Исследование органной неполноценности и ее психической компенсации. В 1911 году Адлер и девять его последователей вышли из круга Фрейда и разработали собственную школу мысли. Двое мужчин больше никогда не встречались. В 1912 году Адлер назвал свою систему Индивидуальная психология , и в том же году он опубликовал Невротическая конституция , книгу, в которой изложены его основные концепции как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В последующие годы он много читал лекции, и одна из его книг, Understanding Human Nature (1927), обычно называемая классикой и до сих пор включенная в обязательный список для чтения в нескольких колледжах США, основана на заметках одного из его слушателей.
Вернувшись с военной службы во время Первой мировой войны, Адлер открыл первую детскую консультативную клинику в Вене. Вскоре в городе насчитывалось около тридцати таких клиник, находящихся под его руководством, укомплектованных его воспитанниками и связанных с родительско-учительскими ассоциациями и частными учреждениями. Эти клиники функционировали до 1934, когда они были закрыты фашистским режимом, который, как и везде, поддерживал авторитарный подход в области образования.
В 1926 году Адлер был назначен приглашенным профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке; а в 1932 году он также начал преподавать в Медицинском колледже Лонг-Айленда, где имел звание приглашенного профессора медицинской психологии. С тех пор он проводил в Вене только летние месяцы.
Адлер был прекрасным лектором, и он так же легко устанавливал контакт со своей аудиторией на английском языке, как и на своем родном немецком языке. На его публичных лекциях всегда было многолюдно. В 19В возрасте 37 лет, читая серию лекций в Абердинском университете, он потерял сознание на улице и через несколько минут умер от сердечной недостаточности.
Адлер был женат на Раисе Тимофеевне Эпштейн в 1897 году. Из его четверых детей дочь Александра и сын Курт — психиатры.
Органная неполноценность и ее компенсация. В 1907 году в своей книге «Исследование органной неполноценности и ее психической компенсации» Адлер описал процесс компенсации физических недостатков. Результаты компенсации могут быть удовлетворительными или неудовлетворительными. В качестве примера так называемой сверхкомпенсации, термина, обозначающего крайние формы компенсации, он указал на Демосфена, который в детстве заикался, но тренировал свою речь, кладя в рот камешки и пытаясь перекричать рев волн. Адлер объяснил, что симптомы невроза также представляют собой компенсацию чувства неполноценности, но компенсацию в неудовлетворительном направлении.
Иногда утверждают, что Адлер считал все психические расстройства причиной физических недостатков. Однако его исследование влияния физических недостатков представляет собой только начало его исследований источников чувства неполноценности. Только в 1925 году он использовал термин «комплекс неполноценности».
Ориентация на цель. В 1912 г. в своей книге Невротическая конституция Адлер указывал, что все наше мышление целенаправленно и образует единый «стиль жизни», особенно хорошо проявляющийся в психических отклонениях. Следовательно, его психологическая система телеологична, тогда как система Фрейда каузалистична; и он использовал телеологический подход к изучению психических заболеваний, в частности неврозов. Целенаправленность и «логику» невротических симптомов он часто иллюстрировал следующим примером: «Если увидеть человека у подножия эшафота, делающего странные жесты, можно подумать, что он сбит с толку. Однако, обнаружив, что его цель — сесть на эшафот, наблюдатель может счесть действия человека достаточно рациональными. Даже если его цель бесполезна, его поведение разумно.
Сегодня телеологические концепции являются руководящими принципами в области психологии, психиатрии, социологии и биологических наук. Они составляют основу так называемого целостно-органистического подхода, в отличие от механистического подхода. В настоящее время все теории личности признают целесообразность или телеологию, за исключением теорий бихевиористов и факторных аналитиков. Эти события показывают, что акцент Адлера на концепции цели в науках о жизни, которая ранее отвергалась другими школами мысли, получил широкое признание.
Общественный интерес. В 1919 году в предисловии ко второму изданию Невротическая конституция Адлер впервые изложил свою концепцию «общественного интереса» ( Gemeinschaftsgefühl ), которая стала одним из основных принципов индивидуальной психологии. . (Под общественным интересом он имел в виду что-то вроде идентификации с обществом.) Первая мировая война была для Адлера демонической работой высвобожденных влечений, которые предают и душат неотъемлемый социальный интерес человечества ([19].12] Предисловие к изданию 1919 г.; 1928). Он выразил свою веру в то, что лучшее понимание человеческой природы уменьшит стремление к власти и направит энергию человека на конструктивные социальные интересы. Позже он утверждал, что нельзя ожидать социального интереса от глубоко умственно отсталых, поскольку для их развития необходимы интеллект и творческие способности (1928). У лиц с неврозами, психозами или у преступников общественный интерес всегда снижен, если не совсем отсутствует.
В качестве дополнительного доказательства природы социального интереса Адлер приводил взаимную зависимость матери и ребенка: оба нуждаются в любви, и пока младенец утоляет свой голод, он облегчает наполненные молоком груди матери — пример способ возникновения общественного интереса. Адлеровская концепция отношений матери и ребенка противопоставлялась концепции Фрейда, который описывал отношения младенца к матери как частично основанные на оральных каннибалистических влечениях.
Стиль жизни. В своих работах после 1920 г. Адлер использовал термины «стиль жизни» или «образ жизни», «план жизни», «схема жизни» и «линия движений» как синонимы. У нормально развивающегося ребенка первоначальные ошибки будут постепенно исправляться до тех пор, пока образ жизни не станет соответствовать нормам его общества и, в более широком смысле, служить прогрессу человечества. Основной паттерн меняется только тогда, когда возникает осознание беспокоящих несоответствий между определенным стилем и логикой повседневной жизни. Такие несоответствия становятся наиболее явными, когда человек сталкивается с проблемой. Если с помощью психотерапии пациента можно побудить осознать эти несоответствия, чтобы улучшить его самопонимание и использовать его здравый смысл, его ошибочный стиль жизни может измениться.
Три главные проблемы жизни. Адлер разделил основные жизненные проблемы на три категории: профессиональные, социальные и сексуальные. Это разделение было впервые проведено в 1917 году в серии лекций, а затем опубликовано в Understanding Human Nature (1927). Он показал, что выбор ребенком того, кем он хочет быть, позже показывает, кто и что повлияло на него больше всего до сих пор. Он считал сигналом опасности, если подросток после тринадцати лет продолжал настаивать на том, что понятия не имеет, кем он хочет быть. Он указал, что это может означать нежелание стать полезным членом общества.
Поскольку второй основной проблемой является социальная, индивидуальная психология включена в число «социальных психологий». Адлер во всех своих работах подчеркивал, что человеческие функции развиваются в связи с нашими ближними и как выражение наших отношений с ними. Речь, например, развивается как выражение нашего стремления общаться друг с другом наилучшим образом. Следовательно, и у детей, и у взрослых расстройства речи часто выражались в блокировке человеческих отношений.
Наконец, сексуальная проблема. В 1910 г. Адлер ввел термин «мужской протест» (1909–1920), обозначающий стремление к власти, для описания гиперкомпенсации чувства немужественности как у мужчин, так и у женщин. В его более поздних работах этот термин ограничивался женщинами, которые протестовали против своей сексуальной роли из-за фригидности и других сексуальных трудностей, с одной стороны, или из-за действий сорванца, с другой. Такие девочки обычно вырастают, чувствуя себя менее ценными, чем мальчики, и, следовательно, чувствуют себя неполноценными и как человеческие существа, и как женщины.
В своих более поздних работах Адлер также всегда подчеркивал, что сексуальность символически выражает отношение индивида ко всему человечеству и может быть понята только при рассмотрении в общем контексте, а не как проблема отдельного индивидуума. Например, он указывал, что кажущиеся непреодолимыми трудности семейной адаптации или сексуальные отклонения возникают всякий раз, когда человек стремится удовлетворить только себя посредством сексуальных действий. С другой стороны, если он в первую очередь думает об удовлетворении своего партнера, ни он, ни его партнер не почувствуют себя оскорбленными. Это создаст желание увековечить супружескую жизнь безоговорочно.
Семейное созвездие. Между 1918 и 1928 годами Адлер сделал свои оригинальные наблюдения о влиянии порядка рождения на братьев и сестер. Он подчеркивал тот факт, что братья и сестры обычно сильно отличаются друг от друга, несмотря на сходное физическое наследование. Второрожденный, например, часто ведет себя так, как будто он всегда должен кого-то превзойти; он может быть очень честолюбивым, часто относится к типу «я тоже» и может постоянно чувствовать себя ущемленным. Если он не научится приспосабливаться к реальности, он может увековечить свою преувеличенную борьбу за равенство, которая повторяет его детское соревнование со своим старшим братом или сестрой. Тогда он может испытывать заметные трудности в сотрудничестве с какой-либо группой. С другой стороны, его амбициозность может привести к положительным достижениям и, если он научится реалистично приспосабливаться, может сослужить ему хорошую службу. Однако он часто обескураживает старшего брата или сестру своей чрезмерной активностью. Это особенно верно, если старший брат — мальчик, за которым следует быстро взрослеющая сестра. Адлер описывал, что младшие в семье часто казались отлитыми из другой формы. Если его старшие братья и сестры обладают интеллектуальными способностями, младший может решить стать танцором, актером или музыкантом. Таким образом, он часто может зарабатывать себе на жизнь раньше, чем его братья и сестры. Однако он может слишком сильно привязаться к своей матери, которая, в свою очередь, стремится сохранить его как своего ребенка, препятствуя развитию у него самостоятельности.
Сны. Интерес Адлера к проявлениям бессознательного первоначально был вызван исследованием Фрейдом материала сновидений. В своей книге о неполноценности органов (1907) он впервые рассмотрел сновидения, связанные с физическими затруднениями, например, когда больным с энурезом и пороками развития мочевыводящих путей снится плавание. Адлер никогда не принимал теорию Фрейда о том, что сны представляют собой исполнение инфантильных сексуальных желаний, и подчеркивал ограничения, которые эта теория налагала на понимание сновидений. Он действительно принял проведенное Фрейдом различие между явным и латентным содержанием сновидений (Adler 19).36), и он также использовал метод свободных ассоциаций Фрейда для понимания сновидений, хотя и с модификациями и ограничениями.
Сам Адлер внес много оригинальных вкладов в теорию сновидений. Он показал, что сновидение само по себе указывает на то, что спящий чувствует себя неадекватным для решения своих проблем во время бодрствования. Он предположил, что именно поэтому смелые, уравновешенные люди видят сны редко. Он добавил исходную мысль о том, что мечтатель может затуманивать определенные вопросы точно так же, как оратор или писатель может использовать метафоры и символы, если он плохо понимает свой предмет. Адлер также подчеркивал необходимость объединения толкования сновидений со стремлением понять личность в целом, а не искать символы, имеющие универсальное применение. Этот подход снова отличает его метод толкования сновидений от метода Фрейда, особенно от раннего метода последнего.
Адлер показал, как некоторые значения снов могут быть раскрыты путем изучения выраженных в них направлений и движений. Например, сны о падении снятся людям, которые боятся потерять престиж после достижения определенного положения. С другой стороны, мечты о полетах могут присниться амбициозным людям, стремящимся к превосходству, но боящимся, что им это не удастся. Сны об умерших говорят о том, что сновидец до сих пор тесно привязан к умершему человеку, как будто этот человек еще жив. Сны о том, что вы опоздали на поезд или лодку, указывают на страх упустить возможности, но также могут указывать на тенденцию избегать возможности поражения из-за опоздания. Сны об экзамене указывают на преувеличенный страх перед испытанием. Обычный сон о том, что вы плохо одеты, возникает из-за страха, что несовершенства могут быть обнаружены.
Полное отсутствие сновидений может иметь разное значение. Например, в начале или во время психотерапии больной может длительное время не видеть сновидений. Это говорит о том, что пациент не решается сотрудничать и поэтому забывает свои сны, зная, что толкование сновидений составляет важную часть терапии. Терапевт обычно имеет право уверять пациента, что он снова увидит сны, когда станет менее сопротивляющимся. Адлер также указывал, что умственно отсталые обычно не видят снов. Поскольку сновидение представляет собой результат творческой, воображаемой борьбы за преодоление конфликтов, на которую умственно отсталые не способны, то отсутствие сновидения понятно.
Неврозы. В 1913 и 1914 годах Адлер расширил свое первоначальное описание невротического паттерна (1912). Он определил невротический симптом как защиту, за которой пациент прячется, чтобы защититься от линии огня жизни. Позже (1931 г.) он описал и объяснил модель «да, но», лежащую в основе неврозов: «да» означает явное принятие невротиком своих обязательств, «но» — его фактическое отступление за невротические симптомы, чтобы избежать свои обязанности и попытаться избежать возможности неудачи.
Преступность. Преступность может развиться у каждого, кто чувствует, что мир настроен против него и что борьба — его единственная надежда на успех (1931). Стиль преступника, писал он, состоит в том, чтобы сказать «нет» требованиям общества. Адлер предлагал различные способы заставить преступника изменить свой паттерн деструктивного поведения.
Адлер сделал еще один важный вклад, описав детские паттерны более позднего невротика, а затем преступника. Он заметил (1931), что потенциально невротический ребенок обычно застенчив, послушен и его легко удержать от того, что может привести к поражению. Он может держаться подальше от игр других детей, оправдываясь тем, что слишком устал. Таким образом, он дает раннее указание на стиль «да, но» взрослого невротика. С другой стороны, потенциально преступный ребенок деструктивен и бунтует. Подобно взрослому преступнику, он говорит нет требованиям общества и борется. Такие паттерны можно временно обнаружить у многих детей, но обычно они отвергаются после пробного периода. Однако у взрослого невротика или преступника они представляют собой пожизненные паттерны.
Организация школы индивидуальной психологии. В 1914 году Адлер основал Internationale Zeitschrift für Individualpsychologie , который после нескольких перерывов, вызванных политическими потрясениями, прекратил публикацию в 1951 году. Англоязычный International Journal of Individual Psychology был основан в 1935 году под руководством Адлера. Его объем неуклонно расширялся, и в настоящее время он выходит раз в полгода под редакцией Хайнца Ансбахера.
На момент смерти Адлера в разных городах Европы и США действовало 23 отдельные психологические группы. Некоторые из них руководили клиниками психической гигиены и учебными заведениями. Адлер посещал большинство групп во время лекционных туров, таким образом периодически повышая уровень подготовки участников.
С 1922 по 1930 годы под председательством Адлера состоялось пять международных конгрессов. После Второй мировой войны Международная ассоциация индивидуальной психологии продолжала проводить конгрессы.
Александра Адлер
[ Исторический контекст работ Адлера см. в Психоанализе, статье о классической теории; Психиатрии; и биография Фрейда. Для дальнейшее обсуждение идей Адлера см. Индивидуальная психология. Другие соответствующие материалы можно найти в разделе Сочувствие и сочувствие.]
1898 Gesundheitsbuch für das Schneidergewerbe. Wegweiser der Gewerbehygiene, Vol. 5. Берлин: Хейманн.
(1907) 1917 Изучение недостаточности органов и ее психической компенсации: вклад в клиническую медицину. Серия монографий по нервным и психическим заболеваниям, № 24. Нью-Йорк: паб «Нервные и психические заболевания». → Впервые опубликовано на немецком языке.
(1909–1920) 1964 Практика и теория индивидуальной психологии. Ред. изд. Нью-Йорк: Харкорт. → Впервые опубликовано на немецком языке. Содержит 28 статей, первоначально опубликованных в медицинских журналах в период с 1909 по 1920 год. Издание в мягкой обложке было опубликовано в 1959 Литтлфилда.
(1912) 1930 Невротическая конституция: Очерки сравнительной индивидуалистической психологии и психотерапии. Нью-Йорк: Додд. → Впервые опубликовано как Über den nervösen Charakter.
(1927) 1946 Понимание природы человека. Нью-Йорк: Гринберг. → Впервые опубликовано как Menschenkenntnis. Издание в мягкой обложке было опубликовано в 1957 году издательством Premier Books.
1928 Kurze Bemerkungen über Vernunft, Intelligenz und Schwachsinn. Internationale Zeitschrift für Individualpsychologie 6:267–272.
(1930) 1963 Проблемный ребенок: анализ образа жизни трудного ребенка в конкретных случаях. С введением Курта А. Адлера. Нью-Йорк: Патнэм. → Впервые опубликовано как Die Technik der Individualpsychologie. Том 2: Die Seele der schwererziehbaren Schulkinder. Двадцать тематических глав интервью с детьми, их родителями и учителями в Адлерском открытом общественном центре детской ориентации.
(1931) 1960 Что жизнь должна значить для вас. Лондон: Аллен и Анвин. → Издание в мягкой обложке было опубликовано в 1958 году издательством Capricorn Books.
(1933) 1939 Социальные интересы: вызов человечеству. Нью-Йорк: Патнэм. → Впервые опубликовано как Der Sinn des Lebens. Издание в мягкой обложке было опубликовано в 1964 году издательством Capricorn Books.
1936 О толковании снов. Международный журнал индивидуальной психологии 2, вып. 1:3–16.
1956 Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Под редакцией Хайнца Л. Ансбахера и Ровены Р. Ансбахер. Нью-Йорк: Основные книги. → Издание в мягкой обложке было опубликовано в 1964 году издательством Harper.