Адлер индивидуальная психология – Индивидуальная психология — Википедия

Индивидуальная психология А. Адлера

Новое направление в психоанализе, получившее название «индивидуальная психология», связано с именем австрийского врача-психиатра А. Адлера (1870-1937).

Индивидуальная психология Адлера, сохраняя положение об основополагающей роли бессознательного в жизни человека, является одним из направлений классического психоанализа. Как и Дарвин, Адлер указывал на то, что стремление к превосходству – один из фундаментальных аспектов жизни. Он полагал, что в человеческом обществе важна кооперация, а не конкурентная борьба. Наличие цели является общим для всех людей, но содержание этой цели у каждого человека будет свое.

Отрицание положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, противопоставляющих человека обществу, являются главной идеей Адлера. Основной силой, определяющей поведение и жизнь человека, является чувство общности с другими людьми.

Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать её.

Теория Адлера имеет свои принципы и понятия, на которых и остановимся. Чувство неполноценности и компенсация. Ученый полагал, что чувство неполноценности свое начало берет в детстве. Это раннее ощущение неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, стремление к совершенству и безупречности. Это стремление, утверждал Адлер, является основной мотивационной силой в жизни человека. Но, у некоторых людей по ряду причин ощущение неполноценности может стать чрезмерным и в результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Все эти виды страданий в детстве могут сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы. Независимо от того, какие причины лежали в основе появления чувства неполноценности, в ответ на них у некоторых индивидов может появиться гиперкомпенсация. Адлер называет её комплексом превосходства, который выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные, социальные способности. Например, считая себя умнее других, но при этом, никак не демонстрировать свой интеллект. Прием гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Человек, с комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным. Возникает впечатление, что такой человек имеет низкое мнение о себе, т.е. не в состоянии себя принять и может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других.

Стремление к превосходству

Стремление к превосходству. Оно означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности и потенциально заложенные возможности.

Агрессию и волю к власти позже он начинает считать стремлением к превосходству, которое является врожденным и человек никогда от него не освободится. Для того чтобы осуществить свои человеческие возможности, это чувство надо воспитывать и развивать. Процесс начинается на пятом году жизни, когда идет формирование жизненной цели, как фокуса стремления к превосходству. Существуют варианты его проявления критерием, которых выступает социальный интерес. Этот врожденный инстинкт дает возможность отказываться от своих эгоистических целей ради целей общественных. Невротический путь развития характерен для низкого социального интереса и связан со стремлением к личному превосходству, желанию быть лучше всех.

Высокий социальный интерес указывает на стремление к конструктивному превосходству. Адлер считает, что социальный интерес является показателем психического здоровья.

Стиль жизни

Это наиболее характерная особенность динамической теории личности Адлера, в первоначальном варианте носившая название «жизненный план». В концепции представлен уникальный способ адаптации к жизни, который с его точки зрения прочно закрепляется в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем не поддается тотальным изменениям. Например, ребенок с плохой координацией свои компенсаторные усилия может сосредоточить на выработке атлетических качеств. Его поведение становится стилем жизни, направленной на преодоление неполноценности. Говоря другими словами, все то, что мы делаем, формируется и направляется нашим стилем жизни. Каким сторонам жизни человек будет уделять свое внимание, а какие будет игнорировать, зависит от стиля жизни. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, которая является врожденным бессознательным чувством. Это своеобразный стержень, держащий всю конструкцию стиля жизни, определяющий её содержание и направление. Чувство общности может остаться неразвитым и стать основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с ближайшим окружением ребенка и, прежде всего, с матерью. Систему представлений о себе и мире определяет уровень его развития.

Человек, формируя свой жизненный стиль, сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Процесс формирования жизненной цели, стиля жизни, Адлер рассматривал как акты творчества, придающие человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. Он считал, что люди совсем не пешки в руках внешних сил, а сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Творческое Я

Творческое «Я». Адлер, как и Фрейд, подчеркивал важность раннего опыта в формировании личности взрослого человека.

Главным конструктором теории Адлера является концепция творческого Я, по отношению к которой все остальные конструкты занимают подчиненное положение. Ученый утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Отвечая за цель жизни, творческая сила определяет метод достижения цели и способствует развитию социального интереса. Она же влияет на восприятие, память, фантазии, сны и делает человека свободным индивидом.

Адлер не отрицал влияния на формирование личности наследственности и окружения, но, люди есть нечто большее, чем результаты действия наследственности и окружающей среды. Наследственность и окружение человек использует как строительный материал для формирования здания личности, но со своим собственным стилем.

Творческая сила является результатом долгой истории эволюции, а люди, обладая ею, поэтому и являются людьми. Люди – хозяева собственной судьбы.

Порядок рождения

Адлер обратил внимание на то, что стилю жизни сопутствует порядок рождения, как основная детерминанта установок. Социальное окружение детей одних и тех же родителей и семейные условия, в которых они растут, будут не тождественны. Опыт старших детей в семье с появлением следующих меняется и сильно влияет на формирование стиля жизни. Адлер считает, что порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение:

  • Согласно Адлеру, положение старшего ребенка пока он единственный, достаточно завидно. Родители целиком отдают себя ему, ребенок получает безграничную любовь и заботу. Продолжаться будет это до тех пор, пока не появится следующий ребенок и не лишит его столь привилегированного положения, изменив взгляд на мир. Возвращение к прежней центральной позиции в семейной системе обречено на неудачу и со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты или равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. В результате подобной семейной борьбы первенец осваивает стратегию выживания в одиночку.
  • Старший ребенок в семье, по мнению Адлера, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству, поэтому часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов;

  • Единственный ребенок. Позиция единственного ребенка уникальна, ему не с кем конкурировать. Особая чувствительность к заботе матери, приводит единственного ребенка к соперничеству с отцом. Зависимость и эгоцентризм становятся главной особенностью этого стиля жизни. Единственный ребенок ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями и сестрами, поэтому у него часты трудности во взаимоотношениях со сверстниками;
  • Второй (средний) ребенок. Старший ребенок сразу задает ему темп. Создаваемая ситуация стимулирует среднего ребенка побивать рекорды старшего и в результате он может начать раньше разговаривать, ходить. Как говорит Адлер, средний ребенок «все время мчится на всех парах» и в результате вырастает соперничающим и честолюбивым. Он ориентирован на достижения, а чтобы добиться превосходства, использует как прямые, так и окольные методы;
  • Последний ребенок (самый младший). Его положение во многих отношениях совершенно уникально:
  1. Нет шока «лишения трона». Он окружен заботой и вниманием не только родителей, но и старших братьев и сестер;
  2. При ограниченных средствах семьи он не имеет ничего своего и пользуется вещами других членов;
  3. Отсутствие чувства независимости и сильное чувство неполноценности, потому что тон задают старшие дети, т.к. у них больше привилегий.

У младших детей есть большое преимущество – высокая мотивация превзойти старших. «Борющегося младшего ребенка» Адлер сравнивал с возможным будущим революционером.

Стиль жизни не у каждого ребенка полностью совпадает с общими описаниями, которые дает Адлер;

  • Фикционный финализм. Концепция фикционного финализма – это идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. В свою теорию он включил некоторые концепции Х. Вайингера. Основные цели человека, развивает Адлер свою мысль, представляют собой фиктивные цели. Соотнести их с реальностью, проверить или подтвердить невозможно. Например, часть людей выстраивают свою жизнь, исходя из представления о том, напряженная работа и немного удачи дают возможность всего достичь. Адлер считает, что это просто фикция, потому что люди много работающие не получают ничего из того, что заслуживают. К примерам фиктивных убеждений можно отнести следующие – «Честность – лучшая политика», «Все люди созданы равными», «Мужчины стоят выше женщин».
  • Превосходство как фиктивная цель, полагал ученый, является результатом самостоятельно принятого решения. Стремление к превосходству как к фиктивной цели, таким образом, является субъективно понимаемым идеалом и имеет огромное значение. В реальности фиктивные цели не имеют аналогов, но помогают более эффективно разрешать жизненные проблемы.

    Для личности фиктивные цели могут быть пагубными и опасными. Примером деструктивной фикции является убежденность нацистов в превосходстве арийской расы. Реальной почвы под собой эта идея не имела, но Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя именно из этого превосходства.

    spravochnick.ru

    Индивидуальная психология Альфреда Адлера (кратко)

    Индивидуальная психология Альфреда Адлера возникла как результат переосмысления основных положений психоанализа.

    Адлер, поначалу с восторгом воспринявший идеи Фрейда и активно с ним сотрудничавший, вскоре понял, что его собственные взгляды расходятся с мнением основателя психоаналитической концепции. Сейчас индивидуальная психология рассматривается не как ответвление психоанализа, а как самостоятельная концепция, а идеи Адлера считают сформировавшимися еще до встречи с Фрейдом.

    Последние годы жизни Альфред Адлер провел в США, где индивидуальная психология снискала значительную популярность в довоенное время и первое послевоенное десятилетие. Сейчас внимание к этой концепции на Западе снова начинает возрастать. Особенный интерес теория личности Адлера вызывает у представителей педагогической психологии, да и вообще, современная психология индивидуальности, изучающая личностное своеобразие психических процессов, многим обязана теории Адлера.

    Основные положения концепции

    Вероятно, индивидуальная психология Адлера во многом оформилась под влиянием биографии исследователя. Будущий психиатр родился в небогатой семье, рос физически слабым и несколько раз чудом избежал смерти. В то же время он постоянно искал общества ровесников, стараясь завоевать уважение в их кругу.

    Позже в своих работах Адлер будет подчеркивать значимость общих переживаний и ценностей, без которых личности трудно превратиться в полноправного члена общества, а также особую роль отведет ощущению неполноценности и стремлению добиться признания общества.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Каковы же основные принципы адлеровской теории? Во-первых, основатель индивидуальной психологии утверждал, что личность целостна. В отличие от Фрейда, который делал акцент на расщеплении личности, подчеркивал наличие в ней борющихся сил, Адлер говорил о том, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу. Личность демонстрирует единство во всех своих, на первый взгляд, не связанных желаниях, стремлениях и чувствах.

    Рекомендуем: Классический психоанализ Фрейда

    Во-вторых, Адлер отмечал наличие осознанного творческого начала, которое способно менять направление развития личности. Творческое «Я» формирует то, что автор концепции назвал жизненным стилем — совокупность привычек, вкусов, способов поведения, особенности постановки целей и их достижения. Такой взгляд, безусловно, означает ответственность человека за собственную жизнь, предоставляет ему большие возможности, но и накладывает большие обязательства.

    В-третьих, Адлер, не соглашаясь с Фрейдом, утверждал, что жизнь вовсе не подчинена поиску удовольствий. Как полагал автор концепции индивидуальной психологии, мотивационной силой становится стремление человека к идеалу, движение от несовершенства к совершенству.

    В целом теория личности Адлера имеет трехчастную структуру, базируется на трех факторах.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    • Чувство общности.
    • Чувство собственной значимости.
    • Чувство неполноценности.

    Эти факторы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые, однако проанализировать можно и каждый в отдельности.

    Чувство общности можно считать противовесом остальным двум факторам, ведь оно направлено вовне, а не на саму личность. Чувство общности впервые ощущается, когда ребенок взаимодействует с матерью, а затем, если развитие идет правильно, распространяется на других. Оно выражается в готовности общаться, сопереживать, понимать окружающих, а также в способности жертвовать личными интересами ради общественных.

    Рекомендуем: Как преодолеть свои комплексы?

    Развитое чувство общности выступает не только как основа удачных межличностных отношений, но и как стимул создания культурных и социальных ценностей. Оценить чувство общности можно по трем направлениям, вернее, как говорил Адлер, по тому, как решаются жизненные задачи в этих трех направлениях.

    • Отношение к противоположному полу.
    • Отношение к труду.
    • Отношение к окружающим.

    Стремление к собственной значимости в структуре личности заставляет ее постоянно искать самоутверждения. В норме это стремление должно выражаться в достижениях в труде и творчестве, при неадекватном удовлетворении оно может перерасти в комплекс превосходства, особенно если чувство общности развито слабо.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Чувство неполноценности, как полагал Адлер, присуще каждому. Оно активизируется у любого ребенка, который чувствует собственную беспомощность, по сравнению с сильными и умелыми взрослыми. Именно Адлер ввел ныне широко известное понятие «комплекс неполноценности», который, как он считал, формируется в том случае, если неполноценность чрезмерно разрастается.

    Рекомендуем: Что такое гиперкомпенсация?

    Произойти это может в силу разных причин: принадлежности к недооцениваемому меньшинству (например, по половому признаку), ошибок воспитания, неблагоприятных условий жизни, дефектов развития. В норме чувство неполноценности должно подталкивать человека к саморазвитию и достижению целей.

    Типология личности по Адлеру

    Соотношение описанных факторов в структуре личности формирует несколько моделей ее развития. Типология личностей Адлера строится на соотношении двух параметров, тесно связанных с преобладанием в структуре личности того или иного компонента. Эти параметры называются социальным интересом (порожденное чувством общности стремление заботиться об окружающих) и степенью активности. Степень активности показывает общую активность или, напротив, пассивность при решении проблем.

    1. Первый тип личности — управляющий. Такие люди отличаются активностью, энергичностью, напористостью, самоуверенностью. Доминирующая установка — превосходство над другими при слабо развитом социальном интересе, то есть главные жизненные задачи (взаимодействие с социумом, взаимодействие с противоположным полом, отношение к труду) решаются в соответствии с этой установкой.

    2. «Берущие» личности проявляют низкую социальную активность, или же она отсутствует у них вообще. Они не доставляют другим ни страданий, ни радостей. Потребности удовлетворяют главным образом за счет других.

    3. Третья личностная модель — избегающая. Названа она так потому, что главной целью таких людей становится избегание неудач и проблем, а не стремление к успеху. Тенденции к самосовершенствованию и заботе о других также выражены слабо.

    Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

    4. Самым продуктивным Адлер считал социально-полезный тип. Это тот счастливый случай, когда высокий социальный интерес соединяется с активным желанием самосовершенствоваться. Основные жизненные задачи решаются с учетом интересов других. Социально-полезный тип искренне заинтересован в общении с людьми и активной деятельности на благо общества. Такой тип становится воплощением психологической зрелости. Автор: Евгения Бессонова

    Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

    www.grc-eka.ru

    Индивидуальная психология Адлера | PSYERA

    Альфред Адлер (1870—1937) был создателем нового направления в психоанализе, которое получило название «индивидуальной психологии». В ее создании, по-видимому, большую роль сыграл тот факт, что сам А. Адлер в детстве тяжело болел и упорно боролся со своими многочисленными недугами. Это определило и выбор профессии. Став врачом, он в 1895 г. занялся частной практикой. Перепробовав много специализаций, он в конечном итоге остановился на психиатрии.

    В 1901 г. Адлер выступил в защиту Фрейда, а год спустя стал активным членом его кружка. В 1910 г. по предложению Фрейда он был избран первым президентом психоаналитического общества, выросшего из этого кружка, хотя к этому времени у него уже были большие теоретические разногласия с Фрейдом. В 1911 г. произошел разрыв с Фрейдом, и Адлер основал свою собственную организацию — Ассоциацию индивидуальной психологии. После первой мировой войны Адлер стал интересоваться вопросами педагогики. В 1935 г. он эмигрировал в США, где продолжал клиническую практику и работал в Колумбийском университете.

    Индивидуальная психология Адлера является одним из направлений классического психоанализа, так как сохраняет положение об основополагающей роли бессознательного в жизни человека.

    Адлер, как и Дарвин, указывал, что стремление к превосходству является одним из фундаментальных аспектов жизни, но считал, что органическая неполноценность может стимулировать высшие достижения и не всегда приводит к поражению (червивый плод всегда слаще). Кроме того, он полагал, что в человеческом обществе более важна кооперация, а не конкурентная борьба.

    Но предоставим слово самому Адлеру:

    «Свою первую задачу индивидуальная психология видит в новом освещении проблемы тела и души…. Было установлено, что ребенок на собственном, опыте узнает свойства и возможности своего организма и в условиях длительного переживания чувства собственной неполноценности стремится ощутить собственную целостность, способность преодолеть свою природную слабость, трудности в социальных отношениях, стремится испытать чувство целостности. Соответственно испытываемым, трудностям и ощущению своей слабости человек испытывает растущее стремление ощутить свою силу, с которым связана потребность индивида направить развитие присущих ему сил и возможностей к некой конечной, смутно определяемой им цели — совершенству».

    Атак как каждый ребенок имеет свою собственную цель, то и видит мир по-своему. Вот вы хотите стать психологом, а ваши родители видят вас банкиром. Если это так, то моя книга для них не представляет никакого интереса, а может даже показаться вредной, а вам она может понравиться. (Вот почему некоторые родители недоумевают: «Все у него есть, не понимаю, что ему еще надо!» — М. Л.) А особенности этих впечатлений можно понять, лишь зная стиль жизни индивида и его часто неосознаваемые цели.

    А если сказать короче, то общим для всех людей является то, что у каждого есть цель, но содержание этой цели у каждого свое.

    «Если бы нам была известна цель личности… то мы могли бы понять, насколько цель индивида отличается от нашей и вообще от целей, предписываемых общественной жизнью».

    Вот он, индивидуальный подход!
    А теперь еще раз прислушайтесь к Адлеру:

    «Если бы мы могли, исследуя завитки и мелодии человеческой жизни, сделать вывод об исходной цели человека, в целом о его жизненном стиле, тогда мы смогли бы почти с такой же надежностью, как в естественных науках, и почти с математической точностью определить место этого человека… предсказать, как будет действовать индивид в определенных ситуациях».

    «По-видимому, индивидуальная психология поможет исследователям разрешить эту задачу… Мы научились видеть в любом движении человека одновременно прошлое, настоящее и будущее и конечную цель человека, а также исходную ситуацию, в которой формировалась личность пациента в раннем возрасте».

    «… Под влиянием, конечной цели все душевные движения упорядочиваются в единую линию активности (Aktionlinie), и каждое отдельное душевное движение подготавливает акт, следующий за ним. В самом действии глубоко заложено стремление к завершенности… В зависимости от того, в чем. индивид находит свою конечную цель, — видит ли он себя в роли кучера, лошади, генерала, лечащего врача или спасителя человечества, — именно в зависимости от этого он будет ощущать и оценивать достигнутую им позицию».

    Вот этим лично я сейчас и занимаюсь и даже разработал ряд тестов, чтобы предсказать человеческую судьбу и по возможности исправить, если человеку не понравится то, что с ним произойдет в будущем. Здесь еще непочатый край работы.

    А осознаете ли вы свою конечную цель? Не подражаете ли вы кому-то, желая стать психологом?

    Ведь «никогда одно и то же жизненное событие не переживается двумя разными людьми одинаково, и от жизненного стиля человека зависит, какие уроки он извлечет из пережитого. Любое душевное явление всегда означает большее, чем находит здравый смысл. Только в сопоставлении со всей системой отношений можно узнать, является ли пожертвование проявлением сострадания или мании величия, соболезнование — социального чувства или высокомерия».

    Кроме стремления к превосходству, с точки зрения Адлера, поведение человека определяется врожденным общественным чувством, идущим, по-видимому, от стадного инстинкта.

    Все значительное, что имеет человек, обусловлено этим чувством. И только одно приобретение имеет другое происхождение. Это чувство неполноценности, которое возникает у ребенка с момента развития сознания. Оно обусловлено его слабостью. Чувство неполноценности усиливается и растет, как только ребенок начинает смутно осознавать свою бесполезность для общества, и в норме компенсация этого чувства становится мощным источником для индивидуального развития. Ребенок старается стать полезным, и чувство неполноценности ослабевает.

    Возникает противоречие между стремлением к личной власти и общественным долгом, который сдерживает это стремление. Если ребенка сразу ставят в центр семьи и живут для него, у него развивается только одно стремление к власти, стремление брать, а не отдавать. Он превращается в индивидуалиста. И только тогда, когда стремление к власти, стремление быть первым (сперматозоидное чувство. — М. Л.) уравновешивается социальным чувством, появляется возможность стать счастливым.

    «Индивидуальная психология подчеркивает то обстоятельство, что в детстве у всех духовно несчастных, дурно воспитанных и невротичных натур не было условия для развития социального чувства, и поэтому им недостает мужества, оптимизма, уверенности в своих силах».

    Если побеждает стремление к власти, то, находясь в зависимости от других людей, индивид считает их своими личными врагами. Не веря в свою победу и с еще большим страхом ожидая поражения, они в конце концов оказываются в таком положении, что не могут избежать неудач. Многие из них начинают испытывать сильное чувство неполноценности, что мешает развитию социального чувства.

    Индивидуальная психология позволяет вскрыть и исправить ошибки воспитания раннего детства. Здесь необходимо глубокое осознание человеком их последствий. Если этого не происходит, чувство неполноценности, способствующее развитию, превращается в комплекс неполноценности, деформирующий развитие и приводящий к неврозу.

    Адлер описывает две формы защитных механизмов: компенсацию и гиперкомпенсацию. Компенсация проявляется тем, что вместо развития недостающего качества ребенок начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Например, хилый подросток, вместо того чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматься шахматами, где у него выявились неплохие способности. В шахматах он достигнет неплохих успехов, но физическое недоразвитие сделает его несчастным.

    Гиперкомпенсация проявляется тем, что ребенок старается развить именно те данные, которые у него слабо развиты. Например, хилый подросток идет в секцию борьбы и пытается стать драчуном, чтобы отомстить своим обидчикам. Пропорциональное развитие при этом также нередко искажается. Примером такой гиперкомпенсации может служить биография А. В. Суворова. Конечно, он стал великим полководцем! Но был ли он счастлив?

    «Индивидуальная психология разрешила также проблему выявления известных затруднений, которые закладываются в первые пять лет жизни и порождают у человека чувство неполноценности. Тем самым открылись возможности для профилактики отклонения от нормы, неврозов, психозов и педагогической запущенности. Именно поэтому эта наука и получила признание у педагогов. Индивидуальная психология считает неверным широко распространенное заблуждение о неполноценности ребенка, старика, женщины; с ее точки зрения, причины этой недооценки гнездятся в некоторых непреодолимых предрассудках, свойственных нашей культуре, и недостаточном знании вопроса».

    Адлер выделяет три главных условия для появления чувства неполноценности в раннем детстве.

    1. Первое условие — врожденные физические недостатки. При неправильном воспитании ребенок воспринимает их как жизненные препятствия. И даже если он потом неплохо устраивается в жизни, у него сохраняется пессимистическое отношение к решению жизненных проблем.
    2. Второе условие — изнеженность. Когда такой жизни приходит конец, ребенок чувствует себя изгнанным из рая. Поэтому в последующей жизни ему всегда недостает душевной теплоты, и он никогда не может найти взаимопонимания с другими людьми.
    3. Третье условие — жесткое воспитание, которое приводит к развитию бессердечия. Такие люди повсюду видят врагов и ведут себя так, словно находятся во враждебной стране.

    Адлер приходит к выводу, что главнейшими моментами в воспитании являются развитие в детях упорства и самостоятельности, терпения в трудных ситуациях; отсутствие любого бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, оскорблений, наказаний. Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее.

    Мне нравится девиз Акки Кнебекайзе, предводительницы диких гусей из известной сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями», которая воспитывала орла. Когда птенец был недоволен собой, она каждый раз ему говорила: «Все равно из тебя вырастет хорошая птица!» И еще она говорила, что «летать быстро и высоко легче, чем летать медленно и низко».

    Достижения Адлера редко получали должное признание. Его оригинальные находки часто рассматривались как производное от психоаналитической теории или как нечто самоочевидное. Его просто обворовывали. Как справедливо заметил Элленбергер, «трудно найти другого автора, у которого столь многое заимствуется без ссылок и признательности, нежели Альфред Адлер- Его учение стало местом… где все и каждый могут без зазрения совести взять, что угодно. Иной автор, скрупулезно указывающий источник при цитировании мельчайшей фразы, даже не думает поступить так же, заимствуя что-нибудь из индивидуальной психологии, как будто у Адлера не может быть чего-нибудь оригинального».

    Причина этого в том, что его теории изложены простым языком здравого смысла. Поэтому они часто кажутся поверхностными и неглубокими. Адлера больше интересовала практика, а не теория. Он был наиболее популярен среди прогрессивных учителей и всех тех, кому нужны практические клинические навыки.

    psyera.ru

    2.6. Индивидуальная психология Альфреда Адлера /1870-1937/

    Альфред Адлер, как и Карл Юнг, был учеником 3. Фрейда и так­же разошелся со своим учителем, построив свою собственную психо­аналитическую концепцию. Он покинул Венское психоаналитическое! общество в 1911 году, отказавшись от поста его президента, и основал’ собственную организацию — Ассоциацию Индивидуальной Психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе. Очень много’ работал в области образования, в особенности в области обучения са­мих учителей.

    Основные идеи

    Основные принципы Адлера — холизм (принцип целостности), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес или об­щественное чувство и направленность поведения на достижение цели.) Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение,;

    чем прошлый опыт, он полагал, что каждый мотивирован прежде всего целью превосходства и овладения средой.

    Адлеру принадлежит термин «комплекс неполноценности», он полагал, что все дети глубоко испытывают чувство неполноценности вследствие их малых физических размеров и недостатка сил и возмож­ностей. Особенно это касается детей часто болеющих, имеющих те или иные физические недостатки. У ребенка возникает стремление к ком­пенсации своего недостатка.

    Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер под­черкивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Одна­ко, агрессию он понимал не как стремление к уничтожению противни­ка, но скорее как сильную инициативу в преодолении препятствий. Поз­же Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как мотив — стремле­ния к превосходству и самосовершенствованию, то есть побуждения;

    улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность.

    Цель превосходства может быть как позитивной, так и негатив­ной. Если она включает в себя общественные заботы и заинтересован­ность в благополучии других, то она развивается в конструктивном и здоровом направлении. Она принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного образа жизни.

    Однако некоторые люди борются за личное превосходство лю­бой ценой, они пытаются господствовать над другими, унижать их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превос­ходства такого рода — это невротическое извращение, результат очень сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

    Самосовершенствование невозможно без формирования конкрет­ных жизненных целей. Их формирование начинается в детстве как ком­пенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности в мире взрослых. Например, многие врачи избрали эту профессию в дет­стве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. У невротиков всегда имеется значительное расхождение и даже противоречие между сознательным и бессознательными жизненными целями, последние играют роль защит и вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания.

    Каждый индивидуум выбирает свой жизненный стиль, то есть уникальный способ следования своей жизненной цели. Кажущееся не­зависимыми друг от друга привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей индивидуума, так что пси­хологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолировано, они включены в общий стиль жизни как его части или стороны.

    Можно указать на три основных стиля жизни индивидуума:

    1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

    2. Гиперкомпенсация, которая означает одностороннее приспо­собление к жизни в результате чрезмерного развития одной черты или способности,

    3. Уход в болезнь. Человек не может освободиться от чувства не­полноценности, не может прийти к компенсации нормальными спосо­бами и вырабатывает симптомы болезни, чтобы оправдать свою неуда­чу.

    В последнем случае невротик уходит в самоизоляцию, он не идет по пути социальных достижений и ведет жизнь в фантазиях, которые вертятся вокруг идей о собственном превосходстве. Его властолюбие реализуется в сопротивлении любым требованиям социальной жизни, в нем развивается сверхчувствительность к любым естественным обя­занностям: он не может заниматься домашней работой, учиться, сдавать экзамены, ночью спать, а днем бодрствовать, доверять кому-либо, кого-либо уважать, следовать логике, хранить верность, работать, признавать чужие права и т.д. Вся его жизнь упирается в малый круг семьи, где он по сути дела является тираном на основании своей болезни. Задача терапии — вернуть человека в человечество.

    Адлер подчеркивал творческий, активный характер личности и формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорил о присущих каждому человеку «кооперативных» чувствах нежности, доверия, любви, о чувстве общно­сти, родства со всем человечеством.

    Одним из важнейших аспектов общественного чувства является развитие кооперативного поведения. Адлер полагал, что только посред­ством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действи­тельную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктив­ное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация — основные черты здорового индивидуума.

    Ценной составляющей теории А. Адлера является концепция о роли порядка рождения ребенка в семье. Например, первенец, до появ­ления второго ребенка, в семье получает безграничную любовь и забо­ту от родителей. Рождение же второго ребенка означает для него как бы «лишение трона» и он склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Но прошлого не вернуть и поэтому он обычно идет по пути социальных достижений, стремится к власти и лидерству. Первенцы обычно дости­гают более существенных социальных успехов, чем вторые дети и обла­дают более высоким интеллектом, что подтверждается статистическими данными.

    Единственный ребенок никогда не борется за свое центральное положение в семье с братьями и сестрами, поэтому у него могут быть проблемы в общении со сверстниками, он ожидает от окружающих за­щиты и заботы. Часто у него возникает сильное соперничество с отцом.

    Второму ребенку приходится «побивать рекорды» старшего, он как будто мчится на всех парах. Он вырастает соперничающим и честолюбивым. Он может ставить себе непомерно высокие цели, что повышает вероятность неудач. Часто он ищет другие пути, чем старший ребенок, поскольку на пути избранном первым ребенком он не в силах с ним соревноваться

    Последний ребенок никогда не испытывает «лишения трона» и часто является «малышом» и «баловнем» семьи. Но у него практически нет ничего своего, он вынужден пользоваться вещами других членов семьи, У него возникает высокая мотивация превзойти старших детей. Он часто становится самым быстрым пловцом, самым лучшим музы­кантом. Адлер говорил о «борющемся младшем ребенке» как о возмож­ном будущем революционере.

    Терапия

    Адлер выделяет три основных аспекта терапии: понимание спе­цифического стиля жизни клиента, помощь ему в понимании самого себя, усиление его социального интереса.

    Чтобы определить жизненный стиль клиента, надо понять его главные жизненные цели и тот способ, которым он стремится к их дос­тижению. Поскольку главные жизненные цели задаются еще в детстве, то Адлер часто просил клиента рассказать свои самые ранние воспоми­нания и наиболее выдающиеся события его детства. Поскольку жизнен­ный стиль невротика развивается из негативных условий детства, тера­певт должен установить не имели ли места органическая неполноцен­ность, избалованность или отверженность в детстве.

    Лишь после этого терапевт может приступать к своей главной за­даче — помочь клиенту понять свой жизненный стиль, свой фундамен­тальный подход к жизни. Когда самопонимание достигнуто, человек может исправить свой неадекватный и неадаптивный стиль жизни.

    Психотерапия по Адлеру — это кооперативное усилие терапевта и клиента, отношения, в которых поддержка терапевта помогает клиенту развить способность к кооперации и общественное чувство. Адлер ука­зывал, что в процессе терапии психотерапевт должен создавать атмо­сферу заботы, поддержки и чувство кооперации, которые клиент недо­получил от своих родителей. Прежде всего в самом клиенте должны развиваться кооперативные чувства, с помощью которых можно пре­одолеть свою истинную или мнимую неполноценность. Основные фор­мы реализации таких чувств это работа, в той степени, в какой она нуж­на людям, дружба и любовь.

    Возможности использования идей А.Адпера в психосоциальной ра­боте с дезадаптированными детьми и подростками.

    Значение концепции А. Адлера для психосоциальной работы с дезадаптированными детьми трудно переоценить. Все эти дети без ис­ключения страдают от сильного комплекса неполноценности и не в со­стоянии найти нормальный, адаптивный путь ее компенсации.

    1. Необходимо помнить, что комплекс неполноценности с особой силой развивается у детей имеющих органические недостатки (дети с ожирением, низкорослые, некрасивые и т.д.), часто и подолгу болею­щих, испытавших длительную изоляцию от родителей, ощущающих недостаток родительской любви, подвергавшихся избиениям, унижени­ям и насилию, страдающих от бедности, а также у детей избалованных, привыкших к льготам и отсутствию обязанностей.

    2. Дезадаптированные дети обычно имеют все те черты характе­ра, которые указывались выше для личности ушедшей в болезнь. То есть они изолированы от социальной среды и как бы выпали из челове­чества. Их дезадаптация носит форму протеста против нормальных форм социальной активности, они не в состоянии вернуть себе утрачен­ное самоуважение и чувствуют безнадежность в достижении необходи­мого уровня престижа. Их кооперативные чувства подавлены и порой трансформированы в прямо противоположные негативные чувства. Аг­рессия и стремление к власти заменяет любовь и доверие. По большей части они живут в фантазиях, а от реальности оторваны и могут ненави­деть ее.

    3. Также как и во всех других случаях, при работе с детьми необ­ходимо проанализировать какие жизненные цели и ввиду каких обстоя­тельств детства были ими созданы. Если это явно негативные цели, загоняющие ребенка в психологический тупик, ему надо помочь пере­осмыслить эти цели и принять другие — более реалистичные и позитив­ные.

    4. Основное направление работы — помочь детям реализовывать на практике свои кооперативные чувства и достигать престижа и само­уважения на путях нормальной социальной активности. Следует пом­нить, что ребенок в процессе этой работы будет сопротивляться пози­тивным изменениям, поскольку приняв эти изменения он как бы терпит поражение. Поэтому психосоциальный работник должен показать ре­бенку, что данная работа не находится в плоскости борьбы с ним, а на­правлена на удовлетворение интересов самого ребенка и дает ему при­мер искренних кооперативных чувств и отношений.

    studfiles.net

    20. Индивидуальная психология Адлера

    Альфред Адлер — знаменитый австрийский психолог, который имея собственный опыт борьбы с физическими недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному интересу.           В 1895 г. Адлер закончил Венский университет и начал работать в Венском госпитале врачом. Он интересуется влиянием органических недостатков и социального окружения на психическую жизнь пациентов. В 1902 г. он знакомится с З. Фрейдом и начинает посещать кружок, который собирается по средам. В 1907 г. выходит его первая крупная работа «Исследование неполноценности органов».           Адлер и Фрейд существенно отличались друг от друга по темпераменту, возрасту, методам работы. Движение ума Адлера можно рассматривать как движение по горизонтали, а Фрейда — по вертикали. Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий характер, охватывая разнообразие отношений человека с окружающим миром. Фрейд практически игнорирует внешнее, изучаяинтрапсихические механизмы. Фрейд обладал жестким типом мышления, для которого были характерны строгий детерминизм, установление номотетических законов, структурализм, тенденция представления целого в виде ограниченного количества отдельных составляющих.           Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.

    В 1911 г. Адлер выступает перед членами кружка с сообщением «Критика фрейдовской теории сексуальности» и в этом же году покидает его. Одна за другой выходят его работы: «О нервическом характере» (1912), «Практика и теория индивидуальной психологии» (1920), «Социальный интерес: вызов человечеству» (1939). Всего им написано свыше 300 книг и статей. Умер Адлер во время чтения лекции в 1939 г. Направление, основанное Адлером и продолженное его дочерью Александрой носит название индивидуальной психологии.           Индивидуальная психология — теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).

    Рассмотрим некоторые из этих принципов.           Свои ранние работы Адлер посвятил проблеме неполноценности органов и их компенсации. Исходя из своего врачебного опыта, он считает, что у человека одни органы развиты несколько слабее других. Эта слабость органов приводит к заболеваниям (см. Хрестомат. 2.3).           В соответствии с исследованием неполноценных органов появляется идея об определенных психических феноменах, которые сопровождают органические недостатки. Это — чувство неполноценности.           Чувство неполноценности — ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми.           Умеренно развитое чувство неполноценности приводит к желанию преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста. Механизмом преодоления недостатков является компенсация как способ нейтрализации мучительного чувства неполноценности. Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется этот процесс за счет тренировки органов.           Наряду с компенсацией рассматривается механизм сверхкомпенсации (или гиперкомпенсации) как способ преодоления чувства неполноценности и достижения выдающихся результатов. Например, при недостатке зрения человек развивал в себе дар художника, недостаток артикуляции способствовал развитию таланта оратора, недостаток слуха — развитию дара музыканта.           «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни и преодолели свои трудности», — писал А. Адлер.           При сильно развитом чувстве неполноценности развитие личности может быть замедлено или даже нарушено. Чувство неполноценности фиксируется, а человек намеренно аранжирует свои дефекты, подчеркивая и усиливая их, считая недугом. Так возникает комплекс неполноценности.           Комплекс неполноценности — совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в более или менее замаскированном виде чувство неполноценности или связанные с ним реакции. По Адлеру комплекс неполноценности является аранжировкой недостаточности.           Наличие комплекса приводит к нарушению полноценного функционирования личности, сужению сфер жизнедеятельности, отказу от ряда ситуаций, где человек мог бы полноценно развиваться.           Неполноценные органы и их оценка в виде чувства неполноценности стимулируют развитие человека, направленное на удовлетворение желания, которое Адлер считал основополагающим. Это — стремление к превосходству как стремление к совершенству. Стремление к превосходству означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности, потенциально заложенные возможности. В более ранних работах он полагал, что основным личностным свойством является агрессивность как сильная инициатива в преодолении переживаний. Эта идея возникла на основе представлений Ф. Ницше о «воле к власти». Позднее агрессию и волю к власти Адлер считает частным случаем стремления к превосходству.           Стремление к превосходству является врожденным. Тем не менее существуют варианты его проявления. Критерием этих различий является социальный интерес (социальное чувство, чувство общности, чувство солидарности) — врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества.           Низкий социальный интерес указывает на невротический путь развития и связан со стремлением к личному превосходству, желанием быть лучше всех. Высокий социальный интерес указывает на стремление преодолевать трудности и стремление кконструктивному превосходству. Социальный интерес — по Адлеру — является показателем психического здоровья, «барометром нормальности» и критерием различения типов превосходства.           Врожденность социального интереса не исключает возможности его развития, которое происходит за счет сотрудничества и кооперации.           Многие цели взрослого человека являются вполне осознанными, но все же основной из них является жизненная цель, которая формируется в раннем детстве и может быть неосознанной. С этим понятием связана концепция фикционного финализма, основанная на концепции Хакса Вайингера, изложенную в работе «Философия возможного». Он утверждал, что поведение людей находится под влиянием ожиданий, а не прошлых переживаний. Подобные ожидания похожи на идеалы, которые невозможно проверить на практике, соотнести с реальностью, но которые тем не менее позволяют наполнять все действия человека смыслом, задавать направление жизни. Цели-фикции структурируют процесс развития человека, организуя его в соответствии с заданным в них смыслом.           Понятия социального интереса, жизненной цели связаны со стилем жизни и общей идеей Адлера о целостности человека. «Главная задача индивидуальной психологии подтверждать это единство в каждом индивидууме, в его мышлении, чувствовании, действовании, в его так называемом сознании и бессознательном — во всех выражениях его личности».           Жизненный стиль — уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.           Признаками здоровой личности по Адлеру являются — движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация.

    Следствием влияния трех выше названных причин может стать невроз как естественное, логическое развитие индивидуума с низким уровнем активности, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющему задержку в развитии социального интереса.           Нередко Индивидуальную психологию Адлера называют психологией «здравого смысла» или «психологией обыденности».           Его оригинальные находки часто рассматривались как произвольное от психоанализа или что-то очевидное, тривиальное, узконаправленное. К. Юнг писал, что «оба исследователя (Фрейд и Адлер. — Н. Х.) рассматривают субъекта в отношении к объекту… Адлер делает акцент на субъекте, который охраняет себя и стремится добиться превосходства над объектом… Фрейд же, напротив, упирает лишь на объекты, которые в силу их определенного своеобразия либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению стремления субъекта к удовольствию». (Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. С. 76). Юнг решил эту дилемму, как мы знаем, с помощью типологии, т.е. деления людей на заинтересованных в объекте (экстравертов) и заинтересованных в самом себе (интровертов).

    studfiles.net

    понятие, теория и практика. Австрийский психолог Альфред Адлер

    Индивидуальная психология Адлера является одной из самых известных психологических теорий, которые повлияли на современные концепции, а также оказали влияние в целом на доктрину современной социлогии и психологии в целом.

    Биография Альфреда Адлера

    Альфред родился в небогатой многодетной семье еврейского происхождения. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред общался и играл с соседскими детьми, которые всегда охотно принимали его в свою компанию. Таким образом, он находил среди приятелей то ощущение признания и собственной ценности, которого его лишили дома. Влияние этого опыта можно проследить в последующей работе Адлера, когда он выделяет важность эмпатии и общих ценностей, именуя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, человек способен реализовать свой потенциал и стать полезным членом социума.

    Идеи Адлера

    Адлер хотел создать психологию, близкую к реальной жизни, которая позволила бы понять других людей по их биографиям, которые всегда разные.

    Работы, которые он публиковал с 1920 года, а также его лекции должны были сделать его психологию доступной для всех и сделать ее общепонятной. В 1920-х годах он дал серию лекций в Вене и опубликовал их в 1927 году под названием «Знание о человеческой природе».

    Период Первой мировой войны был эпохой, в которой развилась индивидуальная психология. В рамках школьной реформы в австрийской столице Адлер и его сотрудники открыли около 30 образовательных и консультационных учреждений. В 1920 году он был назначен директором первой венской клиники, посвященной детской психологии, и преподавал в педагогику в городе. С опубликованием работы «Практика и теория индивидуальной психологии» (1930), в которой содержались лекции для введения в психотерапию для врачей, психологов и учителей, Адлер начинает более подробно раскрывать свою теорию.

    Происхождение индивидуальной психологии

    Индивидуальная психология Адлера заменяет объяснительный принцип Фрейда, что все поведение человека завязано на сексуальном либидо, на «компенсацию» чувства неполноценности. «Быть ​​человеком — чувствовать себя неполноценным», — пишет Адлер. Главная задача для человека — ликвидировать это чувство. В своих ранних работах он использовал, например, комплекс Наполеона, чтобы проиллюстрировать свою теорию на практике.

    Социологи доработали теорию о комплексе неполноценности на более широком уровне, учитывая культурное, экономическое и политическое понимание термина. Адлер вскоре заинтересовался психологией физических расстройств и встретил Зигмунда Фрейда в 1899 году, с которым он сформировал Психоаналитическое общество в Вене, президентом которого стал.

    На Адлера оказали влияние идеи Ганса Вайхингера (немецкого философа-пессимиста) о влиянии на поведение определенных факторов. Теория индивидуальной психологии складывалась из многих доктрин, разнообразных философских и психоаналитических течений. Адлер вывел понятия органической неполноценности и сверхкомпенсации, которые до сих пор используют психологи.

    Столкновение теории Фрейда и Адлера

    Расхождение с Фрейдом по теме влияния либидо и подавления вытеснения чувств произошло в 1911 году на Конгрессе психоанализа в Веймаре, а Общество индивидуальной психологии было сформировано в 1912 году. Адлер считает, что теорию подавления (вытеснения) следует заменить по понятие «защитных тенденций эго» как невротического состояния, вытекающего из чувств неполноценности и сверхкомпенсации.

    Индивидуальная психология родилась из этого разлома в Венском психоаналитическом обществе и появления Общества индивидуальной психологии. С тех пор наряду с фрейдистским психоанализом сосуществует индивидуальная психология Альфреда Адлера, которую ее создатель будет широко распространять до своей смерти в 1937 году, находя время между консультациями, курсами и конференциями.

    В то время как Фрейд изначально придавал в своем открытии огромную роль и значение сексуальности в появлении неврозов (либидо), Адлер же настаивал на властных инстинктах, «компенсациях чувств неполноценности» и на постоянном соперничестве, которое вытекает из всех этих невротических чувств и эмоциональной составляющей. Влияние Фрейда на Адлера, конечно, нельзя недооценивать.

    Однако в научных кругах существует мнение, что у Адлера до встречи с Фрейдом были собственные концепции. Взаимодействуя с Зигмундом Фрейдом, он сохранял свое понимание человеческой психики, а покинув его, создал теории, отличавшиеся от психоанализа Фрейда. Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым специалистом, уже разработавшим собственную концепцию индивидуальной психологии.

    Теория Адлера

    В отличие от Фрейда, Адлер был убежден, что человеческая личность подразумевает определенную завершенность, что его поведение, в самом широком смысле этого слова, всегда является функцией цели, ориентированной с детства. Он назвал «сценарий жизни» этой фундаментальной ориентацией, задолго до знаменитого «фундаментального плана» Жана-Поля Сартра.

    Для Адлера все «ценности» рождаются из потребностей социальной жизни. В более широком смысле, по его мнению, основой всего является развитое чувства сообщества, способного гармонизировать индивидуальные потребности и потребности общества.

    Адлер признает, что жизнь — это борьба. Человек должен каким-то образом бороться, стремясь доминировать тем или иным способом. Провал в этой врожденной тенденции к власти и доминированию порождает то, что, по-видимому, является лейтмотивом индивидуальной психологии — «чувством неполноценности». Говоря кратко, индивидуальная психология ставит своей задачей изучение комплексов личности и психологических компенсаций, которые были заложены в детском возрасте.

    У ребенка, который должен постоянно превосходить свои возможности (по требованию его родителей или лиц, воспитывающих его), эта властная тенденция особенно сильна. Однако поскольку ограничения, которые ставит ему его окружение, главным образом родители, заставляют его подавлять желания. Таким образом, явный конфликт первых лет неизбежен. Адлер считает, что чувство неполноценности является «естественным» в ребенке, слабость которого реальна по сравнению со взрослыми, однако в дальнейшем, с развитием личности человека оно должно исчезнуть, и исчезнет, ​​если потребность в самоутверждении и развитии удовлетворены в позитивном ключе, то есть в социальной или культурной действительности.

    В противном случае, чувство неполноценности кристаллизуется и становится «сложным». Согласно данной теории, неполноценность порождает в качестве автоматического последствия поиск компенсации, уже на уровне физиологической жизни. Таким образом, «компенсация» представляется ему ключевым понятием, так же как и фрейдовское «вытеснение».

    Предмет индивидуальной психологии

    Название теории Адлера «Индивидуальная психология» происходит от латинского слова individum (неделимый) и выражает идею цельности психической жизни людей, в частности, отсутствие границ и противоречий между сознанием и подсознание. Через поведение и жизненный уклад любого человека красной нитью проходит его жизненный стиль, направленный на реализацию жизненных целей (в более поздних работах — смысла жизни).

    Цель, смысл и стиль жизни человека формируются в первые 3-5 лет и обусловлены особенностями семейного воспитания. Своим предметом изучения индивидуальная психология ставит освещение проблем души и тела.

    Чувство неполноценности

    Когда человек рождается с физической, конституциональной, органической или социальной неполноценностью, возникает целая серия определенных бессознательных процессов, как физиологических, так и психических, для восстановления некоторого баланса, чтобы вызвать механизмы, которые как-то компенсирует эту неполноценность. С этой точки зрения фрейдистское «либидо», судя по всему, подчинено «инстинкту» господства.

    Проявление комплекса

    Например, любвеобильный характер Дон Жуана лучше объясняется тщеславием и стремлением к власти, а не эротикой и большой страстью к женщинам. Адлер также считает, что существуют и женщины-донжуаны, чье поведение выражает намерение доминировать и унижать мужчину. Мужеподобных женщин он считал обладательницами специфического комплекса неполноценности, с желанием тотального контроля над противоположным полом.

    По его мнению, это может легко привести к фригидности или гомосексуализму. Адлер считал, что необходимость доминировать также может проявляться под видом сострадания и самоотверженности, заставляя женщин любить слабое или искалеченное существо. Он также считает, что неполноценность, проявленная в это время в жизни, может сыграть большую роль в неврозах, которые так часты в критическом возрасте.

    Учение о неврозах

    В дополнение к описанию нормальной психики австрийский психолог Адлер Альфред занимался описанием явлений, которые помогают понять человеческую личность, приобрести знание о человеке — он рассматривал девиантные и патологические психические отклонения как врач. Согласно принципу единства психических процессов, он видел в этих девиациях ошибочные ответы на требования жизни.

    Ощущение сильного чувства неполноценности (понятие комплекса неполноценности) может привести к чрезмерной компенсации в виде преувеличенного стремления к доминированию, огромной воли к власти. Адлер считал, что понятие невроза является связующим звеном между нормальной и невротической психологией. Он читал психоз более острой формой невроза, поэтому, по его мнению, его можно лечить с помощью психоанализа.

    Типы компенсации комплексов

    Каждый человек, по словам Адлера, думает и действует исходя из образа собственного Я и своих жизненных целей, невротик же, по его мнению, тот, кто чрезмерно мобилизует свои психические силы, чтобы реагировать на чувство неполноценности. Такие люди чаще всего полностью ориентированы на фиктивную цель власти и превосходства.

    Таким образом, невротика его иррациональные комплексы заставляют действовать и жить, подчиняясь инстинктам господства его собственного эго. Адлер заявлял, что необходимость компенсировать чувство неполноценности при неврозе является основной и ключевой проблемой невротика.

    Адлер видит в крайней восприимчивости и чувствительности начинающийся признак чувства неполноценности. Такого невротика очень легко эмоционально задеть. Людям, страдающим неврозами, присущи патологические формы ревности, зависти, обиды.

    Существует также и компенсация положительная, даже триумфальная: когда человек, который, столкнувшись со своим чувством неполноценности, решительно преодолел его до такой степени, что результат оказался больше, чем он мог бы получить, если бы он не страдал ни комплексом, ни стремлением к патологической власти.

    Публикации Альфреда Адлера

    Основателем индивидуальной психологии в Европе и США публикуются статьи и важные работы: «Лечение и просвещение», «Руководство по индивидуальной психологии», «Знание человека», «Нервный темперамент». Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

    Влияние Адлера и его концепций

    Индивидуальная психология внесла большой вклад в психологию семейных отношений, педагогическую и клиническую психологию. Последователи индивидуальной психологии в Западной Европе и США объединены в ассоциации психологов-индивидуалистов. Также существуют институты индивидуальной психологии и журналы, которые развивают эту концепцию на немецком и английском языках.

    fb.ru

    Индивидуальная психология Адлера

    Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.

    В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже, в 50-60-х годах. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию.

    Не менее важна и введенная им идея о творческом «Я». В отличие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, «Я» Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить конкретному человеку создать его собственный, уникальный стиль жизни.

    Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».

    Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но тем не менее оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. В то же время для невротиков это невыполнимо, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

    Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на протяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль жизни.

    Развивая идею о стиле жизни, формирующем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «Я». Чувство общности, или общественный интерес, представляет собой своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.

    Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Творческое «Я», о котором пишет Адлер, представляет собой своеобразный фермент, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое «Я», с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, Адлер рассматривал процессы формирования жизненной цели, стиля жизни по сути как акты творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

    Если чувство общности определяет направление жизни, ее стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — представляют собой источники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, — компенсация.

    Адлер выделил четыре основных вида компенсации — неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.

    Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, позволяет ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.

    В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примером такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, многие другие замечательные люди, не обязательно широко известные, но приносящие пользу окружающим.

    В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии его личности. Так, неполная компенсация способствует возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, и ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которыми его окружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливает личностный рост и формирует неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

    В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе для общества, а о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Подобные люди — тираны и агрессоры, они подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадят даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущи комплексы вины и неполноценности.

    Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие общества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации есть корень невротических и плохо приспособленных стиле

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *