Функция общения – информационная — коммуникативная.
Информационно – коммуникативная функция общения – это передача и прием информации как некоего сообщения. В нем имеют место 2 составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора). Изменение доли и характера этих составляющих, т.е. текста и отношения к нему сообщающего, может существенно повлиять на характер восприятия сообщения, на степень его понимания и принятия, а следовательно, отразится на процессе взаимодействия между людьми. Эффективность передачи информации может выражаться степенью понимания человеком переданного сообщения, его принятия (отвержения), включая новизну и актуальность информации для реципиента (Реципие́нт — это объект, получающий (принимающий) что-либо от другого объекта).
Функция общения – аффективно-коммуникативная.
Аффективно – коммуникативная функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии.
Подтверждающая функция общения.
В процессе общения с другими людьми человек получает возможность как бы подтвердить себя, утвердиться в том, что он есть. Еще У. Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть представленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Это состояние человека фиксируется в понятии «неподтверждения «. Причем, в отличие от отрицания, которое может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения, пусть и с негативной оценкой, неподтверждение означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь».
Известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего — шизофрении.
Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей «подтверждающей терапии»: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности «.
Трудности общения.
Трудности общения могут быть рассмотрены с позиции различных отраслей психологии: общей, возвратной и педагогической, социальной, психологии труда.
Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.
Поскольку общение – это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.
Причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление неподходящих к данному случаю способов обращения с партнером.
Можно также различать трудности, возникающие из — за несовершенства средств общения. Человек может из-за различных личностных особенностей вызвать у партнера отрицательную эмоциональную реакцию, общение с ним может препятствовать удовлетворению значимых для этого человека потребностей.
Трудности в общении могут также возникать из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп выражается в неодинаковом уровне развития.
Трудности педагогического общения можно объединить в 3 основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.
Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль.
Регуляционные трудности связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.
Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение.
Специфическая группа трудностей общения возникает между людьми в ситуациях, рассмотрение которых является компетенцией юридической психологии. Общение следователя и подследственного, следователя и свидетеля, следователя и потерпевшего – все эти виды общения характеризуются своими психологическими трудностями.
Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. «Не находя себя в себе», тревожный пытается «найти себя во вне», в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствительным, а иногда и инициируя их проявление.
Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного общения и проявляющимся в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.
К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости, отчужденность, одиночество, невротизация.
Деловое общение с точки зрения психологии
Человек является существом социальным. Сложилось так, что человеку комфортно быть среди таких же, как он, чем в одиночестве или с другими сущностями. Наша жизнь, работа происходит в окружении людей. Практически любая ситуация подразумевает общение с другим человеком, иногда даже независимо от нашего желания. К одним людям мы испытываем симпатию, к другим, напротив, резкую неприязнь, а кто-то не вызывает у нас никаких эмоций.
Люди взаимодействуют друг с другом, а не просто слаженно осуществляют определенную деятельность. Для человека играет важную роль его место и влияние, на окружающий мир, то, как воспринимают и оценивают его действия важные для него люди. Во время коммуникации происходит процесс обмена переживаниями с другими людьми, мы понимаем, что на нас влияет их мнение. Это порой вызывает подражание и использование их опыта. Часто человек может изменить свои пристрастия под влиянием моды. Когда человек принимает решение по важному для него вопросу, часто он старается учесть не собственный интерес, а мнение окружающих. Также важно отметить, что работа с одними людьми у нас получается продуктивной, а с другими при взаимодействии возникают большие сложности.
Люди живут и развиваются в обществе, обмениваются друг с другом сообщениями вербального и невербального характера. Эти сообщения могут быть информационные или эмоциональные. Все эти процессы возможны благодаря общению. Категория «общение» предстает в виде основы взаимодействия людей друг с другом. Выделяют немало подходов к этому явлению. В данной статье мы рассмотрим классические характеристики общения.
Замечание 1Социально-психологическая наука и практика выделяют мнение, что общение является коммуникативной деятельностью.
Основные характеристики и содержание общения
Определение 1Общение воспринимается как коммуникативно-информационное взаимодействие между людьми.
Межличностное общение сосредоточено на вопросах непосредственных контактов людей в группах или парах. Общение представляется как сложный и многогранный процесс. Человек даже не задумывается о том, что такое общение, что влияет на его эффективность, по каким причинам с одними людьми у нас получается договориться, а с другими нет. Чтобы получить ответы на эти вопросы необходимо использовать системное понимание сущности общения.
Российская психология рассматривает общение как широкий круг явлений, в который входят различные процессы взаимодействия, взаимопонимания, взаимовлияния и сопереживания. Общение имеет множество содержаний и форм проявления. Различают несколько психологических концепций общения. Рассмотрим некоторые из них:
- общение – это средство передачи информации;
- общение воспринимается как деятельность в учениях Б. Г. Ананьева и А. Н. Леонтьева;
- общение как специфическая форма взаимодействия в учениях Б. Ф. Ломова;
- общение воспринимается в качестве способа познания другого человека в трудах А. А. Бодалева и В. Н. Мясищева;
- общение как условие жизнедеятельности в трудах А. А. Бодалева;
- общение воспринимается способом передачи общественного и культурного опыта в учениях А. А. Леонтьева и других психологов;
- общение как способ влияния в трудах В. М. Бехтерева, Е. Л. Доценко, А. Ю. Панасюка;
- общение воспринимается в качестве средства раскрытия субъективного мира человека в учениях Г. М. Андреева и др.
Для межличностного общения необходимы две парадигмы психологических воздействий: «субъектно-объектная», иными словами направленная, а как следствие, манипулятивная и «субъект-субъектная», то есть равноправная и развивающаяся.
Виды общения
Выделяют несколько видов общения. Рассмотрим классификацию видов общения по А. Ю. Панасюку:
- доверительный вид общения, субординационный, служебно-товарищеский;
- общение как монолог, диалог и полилог;
- общение как совещание, переговоры, выступления, выслушивания и дискуссии;
- опосредованное и непосредственное общение.
В. Г. Крысько выделял следующие виды общения:
- вербальная и невербальная форм общения;
- массовое и межличностное;
- ролевой вид общения и межперсональный;
- доверительный и конфликтный вид общения;
- кратковременный и длительный вид общения;
- законченный и незаконченный вид общения;
- прямой и опосредованный вид общения;
- личное и деловое общение.
По Л. Д. Столяренко выделяют следующие виды общения:
- «контакт масок»;
- примитивное общение;
- формально-ролевой вид общения;
- деловое общение;
- манипулятивный вид общения;
- светский вид общения.
Структурные компоненты общения
А. Н. Леонтьев выделяет ряд структурных компонентов общения:
- Предмет общения – это партнер по общению;
- Потребность в общении понимается как стремление субъекта к оценке и познанию через других личностей;
- Коммуникативный мотив общения воспринимается как акт коммуникации, которая адресована другому человеку. Существует две базовые группы действий общения: инициативная и ответная;
- Под задачами общения понимаются цели, для достижения которых в данной коммуникативной ситуации направляются разные действия, которые совершаются во время общения;
- Средством общения считается операция, которая служит основой для осуществления действий общения;
- Под продуктом общения понимается образование материального и духовного плана, которые в итоге создадут общение.
Если рассматривать общение как деятельность, то оно состоит из системы элементарных актов. Для того чтобы определить каждый акт, необходимо обозначить:
- субъект – инициатор общения;
- субъект, которому адресуется инициатива;
- нормы, определяющие общение;
- цели, преследуемые участниками общения;
- ситуацию, в которой происходит общение.
Функции и цели общения
Отечественные ученые определили ряд ключевых функций общения:
- коммуникативная функция, которая связана с непосредственной передачей информации;
- аффективная функция, которая проявляется в передаче эмоциональной составляющей;
- регулятивная функция, которая побуждает к переменам в поведении и отношениях;
- перцептивная функция, которая связана с познанием человека человеком.
Цель общения должна отражать потребность совместной деятельности людей. В результате общения должен быть определенный результат. Это может быть изменения поведения или каких-либо действий других людей. Исходя из этого, можно сказать, что межличностное взаимодействие является «последовательностью развернутых во времени реакций людей на действия других».
Выделяют следующие цели общения:
- контактная цель;
- информационная цель;
- побудительная;
- амотивная;
- установочная цель;
- развивающая цель;
- цель, связанная с достижением взаимопонимания;
- оказание влияния;
- цель в познании себя и другого человека.
Часто общение сочетает в себе несколько целей.
Для общения важна инструментальная направленность и личностная направленность.
Инструментальная направленность предполагает осуществление социально важной задачи, дела, получение результата.
Личностная направленность сосредоточена на удовлетворение личных потребностей.
Психология делового общения
Определение 2Под деловым общением понимается предметно-целевая деятельность, которая направлена на организацию и оптимизацию определенного вида предметной деятельности.
Ю. М. Жуков считает, что предмет общения и отношения участников к нему во время деловой коммуникации является ключевым моментом процесса общения. То, насколько хорошо человек может воспринимать предметные позиции партнеров, а также свою позицию, определяет успех коммуникации. Основная задача деловой коммуникации заключается в продуктивном сотрудничестве, стремлении к сближению целей, установлению и улучшению партнерских отношений.
А. П. Панфилова выделяет ряд условий, которые реализовывает деловая коммуникация:
- все участники общения обязаны контактировать, вне зависимости от симпатий и антипатий;
- определение предметно-целевого содержания коммуникации;
- необходимо соблюдать формально-ролевые принципы взаимодействия, беря во внимание должностные роли, права и функциональные обязанности;
- все участники делового общения взаимозависимы в достижении финального результата и во время осуществления личных планов;
- осуществление постоянного коммуникативного контроля участников общения;
- различные формальные ограничения.
Выделяют следующие виды формальных ограничений в психологии делового общения:
- конвенциональное ограничение предусматривает следование правовым и социальным нормам, соблюдение регламентации;
- ситуативное ограничение подразумевает взять во внимание случаи делового общения (совещания, презентации, переговоры и т.д). Общение в таком случае имеет целенаправленный характер, регулируется регламентом, использует адекватные коммуникативные средства;
- эмоциональное ограничение выражается в проявлении стрессоустойчивости, навыках управления собственными чувствами и эмоциями при напряженных деловых ситуациях;
- насильственное ограничение допускает прерывание контакта одной из сторон при определенных ситуациях, в которых содержание данным более не имеет предметный характер, когда реакция партнера приобретает неадекватный окрас и общение не соответствует установленным нормам поведения.
Способ общения определяется целью взаимодействия, особенностью его организации, эмоциональным настроем собеседников, уровнем их культуры.
Замечание 2Важно отметить, что психологическая особенность делового общения заключается в следующем: общение подобно диалектическому процессу содержит в себе единство двух диаметрально противоположных начал: сотрудничество и интеграция с одной стороны и борьба с дифференциацией с другой стороны. Деловое общение является ярким примером дуализма взаимодействий.
Психологи отметили несколько основных характеристик общения: функция, содержание, сторона, манера и стиль.
Взаимодействию характерно разное содержание, выражаемое в следующем:
- в передаче информации друг другу;
- в восприятии друг друга;
- во взаимооценке;
- во взаимовлиянии партнеров друг на друга;
- во взаимодействии партнеров;
- в управлении групповой деятельностью и т.д.
Так как деловое общение воспринимается как предметно-целевая деятельность, то содержание любой коммуникативной формы или речевой конструкции попадает под влияние коммуникативного намерения и прогнозируемого результата. Любая определенная цель делового общения требует такого содержания коммуникации, которое позволит ее осуществить и получить нужные результаты. Ю. М. Жуков отмечает, что успех деловой коммуникации напрямую зависим от адекватности установок, определения своего межличностного и предметного мнения, уровня знаний в закономерностях разных форм общения и стандартов поведения при различных ситуациях, от навыков формирования тактического плана и реализации его в ключе имеющихся социальных умений.
Это положение имеет значение во время тех ситуаций, когда есть место возможной неискренности делового партнера. Общество выработало определенную систему образцов поведения, при нарушении которых запускаются механизмы социального контроля, обеспечивающие коррекцию не принятого поведения.
Что такое интерактивный дизайн? | ИксДФ
Вот вся литература по UX по Интерактивный дизайн от Interaction Design Foundation, собранные в одном месте:
Вся литература
Заказать литературу по: Самые распространенные в этой теме Последняя литература по UX в этой теме Проверьте значение и повторите попытку.
Взаимодействие человека с компьютером — краткое введение
Человеко-компьютерное взаимодействие (HCI) — это область исследований и практики, возникшая в начале 1980-х гг. Глава книги
Что такое интерактивный дизайн?
Дизайн взаимодействия является важным компонентом гигантского зонтика дизайна пользовательского опыта (UX). В этой статье,- 1,3 тыс. акций
- 2 года назад
Дизайн взаимодействия — краткое введение
Целью следующей главы является предоставление вводного обзора концепции и области взаимодействия, Глава книги
Оценка удобства использования
Проще говоря, оценка удобства использования оценивает, насколько интерактивной системой легко и приятно пользоваться. Вещи Глава 9 книги0005
Продуктовое мышление — это решение проблем
Когда мы переходим к дизайну взаимодействия с пользователем, может быть легко увязнуть в разработке функций. Это не те особенности- 909 акций
- 7 месяцев назад
Сортировка карт
Термин «сортировка карточек» применяется к широкому кругу действий, связанных с группировкой и/или присвоением имен объектам или понятиям. Глава 9 книги0005
Эмоциональные вычисления
Поскольку взаимодействие человека с компьютером (HCI) и дизайн взаимодействия перешли от разработки и оценки приложений, ориентированных на работу Глава книги
Шаблоны проектирования взаимодействия
Шаблон дизайна взаимодействия (ID) — это общее повторяемое решение часто встречающейся проблемы юзабилити в интерфейсе. Глава книги
Промышленный дизайн
В память о профессоре докторе Кисе Овербике 18 июля 1952 г. — 8 октября 2011 г. Кис неожиданно покинул нас 8 октября. Глава книги
Философия взаимодействия
За последние два десятилетия интерактивный дизайн превратился в дисциплину дизайна наряду с традиционной дисциплиной дизайна. Глава книги
Тактильное взаимодействие
В следующей главе описываются различные способы использования тактильного взаимодействия для улучшения человеческого компьютера. Глава 9 книги0005
Семиотика
В этой главе рассказывается, почему и как семиотика может помочь в достижении некоторых из основных целей взаимодействия человека с компьютером (HCI). Глава книги
Как уменьшить когнитивные трения в мобильном телефоне
Нет ничего более раздражающего, чем когда что-то не работает так, как мы ожидаем. Когда пользователи взаимодействуют с пользовательским интерфейсом,- 610 акций
- 2 месяца назад
О детской травме | Национальная сеть детского травматического стресса
Что такое травматическое событие?
Травматическое событие – это пугающее, опасное или насильственное событие, которое представляет угрозу для жизни или физической неприкосновенности ребенка. Быть свидетелем травматического события, которое угрожает жизни или физической безопасности близкого человека, также может быть травмирующим. Это особенно важно для маленьких детей, поскольку их чувство безопасности зависит от воспринимаемой безопасности объектов их привязанности.
Травматические переживания могут вызвать сильные эмоции и физические реакции, которые могут сохраняться долгое время после события. Дети могут чувствовать ужас, беспомощность или страх, а также физиологические реакции, такие как учащенное сердцебиение, рвота или потеря контроля над кишечником или мочевым пузырем. Дети, которые испытывают неспособность защитить себя или которым не хватало защиты от других, чтобы избежать последствий травматического опыта, также могут чувствовать себя подавленными интенсивностью физических и эмоциональных реакций.
Несмотря на то, что взрослые прилагают все усилия для обеспечения безопасности детей, опасные события все же случаются. Эта опасность может исходить извне семьи (например, стихийное бедствие, автомобильная авария, стрельба в школе или насилие в обществе) или внутри семьи, например насилие в семье, физическое или сексуальное насилие или неожиданная смерть близкого человека. .
Какие переживания могут быть травмирующими?
- Физическое, сексуальное или психологическое насилие и пренебрежение (включая торговлю людьми)
- Природные и техногенные катастрофы или терроризм
- Насилие в семье или обществе
- Внезапная или насильственная потеря любимого человека
- Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ (личное или семейное)
- Беженство и опыт войны (включая пытки)
- Серьезные несчастные случаи или опасные для жизни заболевания
- Стрессовые факторы, связанные с семьей военнослужащих (например, командировка, потеря или травма родителей)
Когда дети побывали в ситуациях, когда они опасались за свою жизнь, считали, что будут ранены, были свидетелями насилия или трагически потеряли любимого человека, у них могут проявляться признаки детского травматического стресса.
Что такое травматический стресс у детей?
Дети, страдающие от детского травматического стресса, — это дети, которые в течение жизни подвергались одной или нескольким травмам и у которых развиваются реакции, которые сохраняются и влияют на их повседневную жизнь после того, как события закончились. Травматические реакции могут включать в себя различные реакции, такие как интенсивное и продолжающееся эмоциональное расстройство, симптомы депрессии или тревоги, изменения в поведении, трудности с саморегуляцией, проблемы, связанные с другими людьми или формированием привязанностей, регресс или потеря ранее приобретенных навыков, внимания и академических способностей. трудности, ночные кошмары, трудности со сном и приемом пищи, а также физические симптомы, такие как боли. Дети старшего возраста могут употреблять наркотики или алкоголь, вести себя рискованно или вступать в нездоровую половую жизнь.
У детей, страдающих от травматического стресса, часто появляются такие симптомы, когда им каким-то образом напоминают о травмирующем событии. Хотя многие из нас могут время от времени испытывать реакции на стресс, когда ребенок переживает травматический стресс, эти реакции мешают повседневной жизни ребенка и его способности функционировать и взаимодействовать с другими людьми. Ни в каком возрасте дети не застрахованы от последствий травмирующих переживаний. Даже младенцы и малыши могут испытывать травматический стресс. То, как проявляется травматический стресс, будет варьироваться от ребенка к ребенку и будет зависеть от возраста ребенка и уровня развития.
Без лечения повторяющееся воздействие травмирующих событий в детстве может повлиять на мозг и нервную систему и повысить риск для здоровья (например, курение, расстройства пищевого поведения, употребление психоактивных веществ и деятельность с высоким риском). Исследования показывают, что дети, пережившие травму, с большей вероятностью будут иметь долгосрочные проблемы со здоровьем (например, диабет и болезни сердца) или умрут в более раннем возрасте. Травматический стресс может также привести к более широкому обращению за медицинской и психиатрической помощью и более активному участию в системах защиты детей и ювенальной юстиции. Взрослые, пережившие травматические события, также могут испытывать трудности в установлении полноценных отношений и сохранении занятости.
Напоминания и невзгоды
Травматические переживания могут привести к каскаду изменений в жизни детей, которые могут быть сложными и трудными. Это может включать в себя изменения в том, где они живут, где они ходят в школу, с кем они живут и в их распорядке дня. Теперь они могут жить с травмами или инвалидностью для себя или других. Могут быть текущие уголовные или гражданские разбирательства.
Травматические переживания оставляют в наследство напоминания, которые могут сохраняться годами. Эти напоминания связаны с аспектами травматического опыта, его обстоятельств и последствий. Детям могут напоминать люди, места, вещи, ситуации, годовщины или такие чувства, как новый страх или печаль. Физические реакции также могут служить напоминанием, например, учащение пульса или телесные ощущения. Выявление реакции детей на напоминания о травмах и потерях является важным инструментом для понимания того, как и почему детский стресс, поведение и функционирование часто меняются со временем. Напоминания о травмах и потерях могут отразиться в семьях, среди друзей, в школах и в разных сообществах таким образом, что это может сильно повлиять на способность детей, семей и сообществ выздоравливать. Устранение напоминаний о травмах и потерях имеет решающее значение для улучшения текущей адаптации.
Факторы риска и защиты
К счастью, даже когда дети переживают травмирующее событие, у них не всегда развивается травматический стресс. Многие факторы способствуют появлению симптомов, в том числе пережил ли ребенок травму в прошлом, а защитные факторы на уровне ребенка, семьи и сообщества могут уменьшить неблагоприятное воздействие травмы. Некоторые факторы, которые следует учитывать, включают:
- Серьезность события. Насколько серьезным было событие? Насколько сильно физически пострадал ребенок или кто-то, кого она любит? Им или кому-то, кого они любят, нужно было лечь в больницу? Была ли задействована полиция? Были ли дети разлучены со своими опекунами? Были ли они опрошены директором, полицейским или консультантом? Умер друг или член семьи?
- Близость к месту проведения мероприятия. Был ли ребенок на самом деле в том месте, где произошло событие? Видели ли они, что событие произошло с кем-то другим, или они были жертвой? Смотрел ли ребенок это событие по телевизору? Слышали ли они, как любимый человек говорил о том, что произошло?
- Реакция опекунов. Семья ребенка верила, что он или она говорит правду? Отнеслись ли воспитатели к реакции ребенка серьезно? Как опекуны отреагировали на потребности ребенка и как они сами справились с этим событием?
- Травмы в анамнезе. Дети, постоянно подвергающиеся травмирующим событиям, более склонны к развитию травматических стрессовых реакций.
- Семейные и общественные факторы. Культура, раса и этническая принадлежность детей, их семей и их сообществ могут быть защитным фактором, а это означает, что дети и семьи обладают качествами и/или ресурсами, которые помогают защититься от вредных последствий травматического опыта и его последствий.