Аффиляция, аффилиативное общение — Психологос
Фильм «Амели»
Соседка коммуникабельна, но собеседника не видит в упор: Амели ей нужна только как инвентарь, чтобы напоить себя вином и привычно пожаловаться на жизнь. Мужа нужно поднять до уровня иконы, до уровня Бога, чтобы еще раз пропереживать свою божественную любовь, и тут же и одновременно с этим опустить его, чтобы обосновать, почему она теперь может только страдать, пить вино и чахнуть.
скачать видео
Фильм «При чем тут гвоздь?»
Эта девушка хочет выразить свои чувства. А решить вопрос… — нет, сейчас ее интересует другое.
скачать видео
Аффиляция (от англ. — соединение, связь) — потребность в близких эмоциональных отношениях, потребность в общении «просто так», просто чтобы побыть рядом с близким человеком и чувствовать, что вам друг с другом хорошо и вы нужны друг другу.
Аффилиативное общение — когда люди общаются не по делу, а для души, когда просто хочется дружески пообщаться, не думая ни о какой цели или о результате. Аффилиативное общение — процессное общение.
Зачем люди так общаются? — Ни зачем. Они общаются не «зачем». а «потому что». По крайней мере сами свои цели или потребности они могут не осознавать.
В обычном (как правило — аффилиативном) общении не предполагается явных, осознанных целей. В таком общении люди реализуют скорее неосознаваемые, естественные цели и потребности: потребности в близости, поделиться, высказаться, излить душу, развлечься, покрасоваться, иногда приподнять себя и опустить другого…
Аффилиативное общение со стороны выглядит как бесцельное и нередко раздражает взрослых и деловых людей.
Для многих людей, которые тянутся к общению, но в обычной жизни среди близких и знакомых людей скованы условностями и страхом: не поймут, потом припомнят, открываться опасно — гораздо проще открыться перед случайным человеком, случайным попутчиком.
Людям общаться — хочется. Можно назвать это желанием потрепаться, можно назвать — потребность в общении, можно — зависимостью от общения. Как формируется потребность в общении, от чего зависит и как к этому относиться — см.→
Направленность на общение (точнее, на аффилиативное общение) — одна из основных направленностей личности. В зависимости от уровня развития личности может иметь разное содержание. Склонность потрепаться, интерес к людям, внимательность к отношениям, заботливость к друзьям и близким — проявления многообразны. См.→
аффилиация — это… Что такое аффилиация?
АФФИЛИАЦИЯ (с. 78) (от англ. affiliation — присоединять, присоединяться) — эмоциональная связь человека с другими людьми, характеризующаяся взаимным принятием и расположением; в ряде случаев термин употребляется для обозначения потребности в принятии, стремления к взаимосвязи. Таким образом, в неустоявшейся отечественной терминологии понятия «аффилиация», а также «потребность в аффилиации», «стремление к аффилиации» нередко означают одно и то же. В последние годы в отечественной психологии термин употребляется достаточно широко, хотя все еще вызывает настороженное отношение.
В европейских языках слово «аффилиация» этимологически восходит к латинским корням ad — как + fillis — сын, то есть буквально означает принятие как сына, усыновление. В этом значении термин употбляется в самых разных областях. Например, в экономических науках под аффилиацией понимают поглощение крупной компанией более мелкой, то есть принятие последней материнской структурой в качестве дочерней (или,если угодно, «сыновней»).
В психологических науках данным термином обозначается явление которре с грубоватой прямолинейностью констатировал Хемингуэй: «Человек один не может ни черта». Будучи социальным по своей природе существом («общественным животным», по Аристотелю), человек изначально нуждается в том, чтобы быть принятым окружающими, войти в их круг, заслужить их расположение. Блокирование этой потребности вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию. Напротив, наличие тесных, доверительных личностных взаимоотношений не только вызывает душевное удовлетворение, но и в целом повышает жизнеспособность индивидов и групп. Неудивительно, что люди расходуют много сил и средств ради установления и поддержания таких отношений и жестоко страдают, когда вынуждены эти отношения порвать.
Парадокс этой ситуации состоит в том, что окружающие, не в последнюю очередь — близкие люди, могут выступать для нас источником фрустрации и стресса. «Ад — это другие», — писал Сартр. Психологические исследования, казалось бы, готовы подтвердить этот печальный вывод. Когда Петер Варр и Рой Пэйн опрашивали репрезентативную выборку взрослых англичан, что именно, если таковое имело место, принесло им вчера наибольшее эмоциональное напряжение, слово «семья» было самым частым ответом. А в недавних дискуссиях о допустимости законного владения оружием фигурировал такой аргумент: в тех странах, где соответствующие законы приняты, практически повсеместно оружие, купленное для самозащиты, чаще направляется на членов семьи, чем на вторгшихся в дом злоумышленников.
Американские исследователи, в течение нескольких лет проинтервьюировавшие тысячи людей, пришли к единому выводу: тесные взаимоотношения улучшают здоровье. По сравнению с теми, у кого были слабые социальные связи, люди, которые поддерживали тесные отношения с друзьями, родными или являлись членами сплоченных религиозных и общественных группировок, оказывались менее подвержены преждевременной смерти. Утрата подобных связей повышает риск заболеваний, финские исследователи изучили 96 000 тысяч случаев потери супруга вследствие его смерти и обнаружили, что в неделю, следующую за этим событием, удваивается риск скоропостижной смерти для вдовы или вдовца. «Они жили долго и счастливо и умерли в один день…» Похоже, в этой романтической формуле истины больше, чем вымысла.
Но если между аффилиацией и здоровьем существует связь, то по какой причине? Предположений тут высказывается множество — по большей части на уровне житейского здравого смысла. Возможно, те, кто имеет удовольствие состоять в тесных взаимоотношениях, ведут более упорядоченный образ жизни, лучше питаются, более организованны в своей работе и меньше подвержены вредным привычкам. Не исключено, что внимание близких людей заставляет нас больше заботиться о собственном здоровье, которому мы, предоставленные сами себе, до поры не придаем должного значения. Возможно, что поддерживающее нас сообщество помогает нам лучше оценивать события и преодолевать стрессовые ситуации. Возможно, друзья и близкие помогают нам поддерживать самоуважение. Когда мы задеты чьей-то неприязнью, отказом в наших притязаниях, некорректной критикой, дружеский совет, ободрение и утешение могут оказаться наилучшим лекарством. Даже если проблема не выносится на обсуждение, чуткие друзья и близкие помогают нам переключиться на что-то приятное и дарят нам ощущение того, что нас принимают, любят и уважают. «Дружба — сильнейшее противоядие от всех напастей», — говорил Сенека.
Другие исследования сравнивали людей с малым и с большим числом тесных межличностных отношений. Тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные переживания, дает двойной эффект. Как писал еще Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Это подтверждают и ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по изучению общественного мнения: «Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?» В сравнении с теми, кто не смог назвать никого, те, кто называли пять или более близких людей, были на 60% более склонны чувствовать себя «очень счастливыми».
Помимо этого в ряде исследований было продемонстрировано, что тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении человека в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. Кроме того, как уже указано, в известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса.
Несмотря на то что потребность в принятии присуща человеку изначально, способы ее выражения по-разному формируются в зависимости от специфики общения с родителями и сверстниками в детстве и зависят от стиля воспитания. Накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то человек будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет склонен доверять им и высоко их ценить Если же доминируют противоположные ожидания, то человек скорее аанет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Человек, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания того и другого рода, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного внутреннего конфликта. А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность.
Для выявления этих тенденций разработано несколько диагностических методик, в частности ювестный опросник А.Меграбяна. Меграбяну также принадлежат интересные исследования невербальных проявлений аффилиации.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
psychology.academic.ru
аффилиация — Викисловарь
В Википедии есть страница «аффилиация». |
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Библиография
В Викиданных есть лексема аффилиация (L89258). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | аффилиа́ция | аффилиа́ции |
Р. | аффилиа́ции | аффилиа́ций |
Д. | аффилиа́ции | аффилиа́циям |
В. | аффилиа́цию | аффилиа́ции |
Тв. | аффилиа́цией аффилиа́циею | аффилиа́циями |
Пр. | аффилиа́ции | аффилиа́циях |
аф-фи-ли·а́-ци·я
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -аффили-; суффикс: -ациj; окончание: -я.
Произношение
ru.wiktionary.org
Аффилиативное общение — это… Что такое Аффилиативное общение?
- Аффилиативное общение
- — проявление через поведение заинтересованности, доброжелательности и т. п. при взаимодействии с партнером по О. В его основе может находиться как мотив аффилиации, так и мотив достижения, самоутверждения. В этом случае аффилиативное поведение выполняет инструментальную функцию. Аффилиация (А.) представляет собой психич. явление, мотив, побуждение, стремление к др. людям. В ее основе лежит внутр. потребность человека в эмоциональных и доверительных контактах, являющаяся движущей стороной О. Как правило, А. проявляется в стремлении установить близкие отношения, участвовать в совместных действиях, целью к-рых является процесс О., приносящий удовлетворение. Цель этой потребности может быть различной и даже взаимоисключающей (достижение близких отношений или/и использование собеседника в своих целях). Человек, стремящийся к А., должен добиться опр. созвучия своих переживаний и поступков с переживаниями и действиями партнера, что побуждало бы обе стороны к взаимодействию, приносящему удовлетворение и поддерживающему чувство собственной ценности. Цель такого взаимодействия можно определить как поиск принятия себя, дружеской поддержки и симпатии. Однако такая трактовка подчеркивает в отношениях лишь одну ее сторону, а именно получение, и пренебрегает другой, отдачей. Вот почему гораздо точнее определить цель мотива А. как взаимную и доверительную связь, где каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему. Потребность в О. с людьми можно рассматривать не просто как потребность в помощи, понимании, дружбе, а как реализацию потребности в человечности. О стремлении к А. можно судить по количеству позитивных речевых высказываний, по дружелюбному выражению лица, длительности контакта глаз, частоте кивания головой, по позе и жестикуляции, позитивной окраске голоса. Однако только по выраженному дружелюбному поведению мы не можем говорить о наличии этого мотива, т. к. в основе поведения могут лежать мотивы достижения, боязни отвержения, мотив достижения и др. Неумение правильно организовывать свое взаимодействие с окружающими людьми, низкая саморегуляция могут являться причиной нарушения межличностных отношений, особенно на начальных этапах, вплоть до разрыва. Особую роль играет взгляд. Зрительный контакт (т. е. встреча взглядов 2 людей или взгляд друг другу в глаза) выполняет множество функций, таких, как информирование и контроль близости. При любой беседе он является продуктом взаимодействия разнообразных сил приближения и избегания. Первое включает в себя потребность в обратной связи и получении аффилиативных сигналов, тогда как последнее (избегание) определяется страхом быть понятым или боязнью проявить то или иное внутреннее состояние. Длительность зрительного контакта связана с расстоянием между собеседниками. При минимальном расстоянии происходит ослабление контакта. Действуют и др. силы, напр., вежливость, мешающая свести зрительный контакт к нулю. Однако собеседники могут желать разного уровня А. Самое сложное для партнера — отклонить заявку на усиление сближения, не отвергая ее раз и навсегда. Это возможно, если принять один жест сближения, но ослабить А., передаваемую по др. каналу (напр., позволив держать себя за руку, перестать говорить на личные темы или отвести взгляд от партнера). Несимметричность в распределении ролей или далеко идущие желания превратить партнера в средство удовлетворения своих потребностей (напр., потребностей в независимости или зависимости, в превосходстве или уничижении, в силе или слабости) наносят ущерб доверительным отношениям или совсем их разрушают. Лит.: Буунк Б. П. Аффилиация, аттракция и близкие отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. И. В. Кузнецова
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
- Аффилиативное взаимодействие и поведение
- Аффилиация
Смотреть что такое «Аффилиативное общение» в других словарях:
Аффилиативное взаимодействие и поведение — сумма действий, направленных на установление, поддержание и развитие межличностных отношений с целью формирования близких, доверительных отношений; отличается от аффилиативного поведения наличием выраженной потребности в аффилиации, в частности,… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Мотивация — В статье имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок. Вы можете улу … Википедия
Мотив (психология) — Мотивация (от lat. movere ) 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность … Википедия
communication_psychology.academic.ru
Аффилиация, методика и мотивация аффилиации
Аффилиация – это тяга, потребность, стремление находиться в обществе людей, нужда индивида в создании тесных, доверительных, теплых, эмоционально окрашенных взаимоотношений. Это устремление к сближению с другими индивидами посредством дружбы, общения, любви. Характер взаимодействия с родителями в детстве, в юности со сверстниками лежит в основе формирования данного вида потребности. Тенденции к формированию этой потребности нарушается при возникновении различных провоцирующих факторах таких как: тревожность, неуверенность в себе. Близость и общение с другими людьми способствует снятию тревожных ситуаций.Мотивация аффилиации
Аффилиационный мотив – это побуждение, психическая активность, которая направлена на установление или прекращение конкретных межличностных отношений. Такой мотив состоит из различных сил отдаления или приближения к индивидам. Например, индивид может обладать хорошими коммуникативными навыками, которые ему способствуют устанавливать неформальные отношения быстро, но при этом он может опасаться непонимания, неудачи и отвержения. Кроме этого, такой индивид может обладать высокой потребностью устанавливать не поверхностные (внешние) знакомства, а более глубокие, близкие, надежные, доверительные.
Мотивационный фактор потребность в коммуникациях (аффилиация) с определенным количеством времени становятся характерными для индивида и «перерождаются» в черты личности.
Аффилиационные мотивы становятся более актуальными в процессе общения людей. Такие мотивы чаще проявляются в качестве стремлений индивида наладить положительные, добрые взаимоотношения с другими индивидами. Внутренне он выступает в виде верности и ощущения привязанности, а внешнее его проявление – общение, стремление к сотрудничеству с другими индивидами, стремление находиться постоянно рядом с партнером по аффилиации.
Любовь к другому человеку – наивысшее духовное проявление таких мотивов. Превалирование у индивида аффилиационного мотива обуславливает стиль общения с другими индивидами, которое характеризуется непринужденностью, уверенностью, смелостью и открытостью. Выраженная мотивационная аффилиация внешне может проявляться в озабоченности субъекта установлением, поддержанием дружеских отношений или восстановлением расстроенных ранее взаимоотношений с другими субъектами.
Аффилиационный мотив вступает во взаимосвязь с тягой индивида к получению одобрения со стороны окружающих, с жаждой самоутверждения. Субъекты с доминирующим аффилиационным мотивом лучше относятся к другим субъектам и сами пользуются повышенной симпатией и уважением окружающих. Отношения у них строятся на основании взаимного доверия. Противоположным мотиву аффилиации является мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, непринятым значимыми для него людьми. Превалирование такого мотива ведет к скованности, неуверенности, напряженности, неловкости.
Аффилиационный мотив – это комплексный мотив, состоящий из структурных элементов, которые могут актуализироваться в различные периоды онтогенеза. Уровень интенсивности структурного элемента аффилиативных коммуникаций (потребности в отношениях, эмоционально-доверительного характера) зависит от индивидуальных особенностей субъекта, его характерологических особенностей, стиля взаимодействия в семье, защитных механизмов, историй его взаимоотношений с определенными людьми, степени удовлетворенности отношениями.
Потребность в общении, эмоционально-доверительного характера, и направленность на аффилиативное поведение являются двумя составляющими аффилиационного мотива. А «боязнь неприятия» (отвержения) является достаточно независимой переменной. Она сама может определять специфичность общения и имеет более тесную взаимосвязь тревожными состояниями, неуверенностью, уровнем психологической защиты.
Мотив аффилиации непосредственно связан с родительским воспитанием ребенка и его стилем. Например, при доверительном стиле воспитания у ребенка формируются такие аффилиативные типы, как: самодостаточный, сбалансированный, общительный. И проявляется во взрослых состояниях, как активность, открытость, социальная смелость, отсутствие социальной ранимости, тревожных состояний и эмоциональной нестабильности.
В процессе динамики развития отношений изменяется иерархическая структура главных характеристик аффилиативной взаимной деятельности. Вначале знакомства основное значение придается легкости и эмоциональной притягательности партнера. Далее, в процессе дальнейшего развития отношений, формируется понимание и развивается доверие. Со временем понимание и доверие начинают занимать главенствующую позицию. Наряду с этим, огромным влиянием на развитие отношений обладает совместная деятельность и общность интересов.
Центральный мотивационный момент общения – это выбор ситуативного или постоянного партнера по коммуникациям. Самым распространенным условием выбора неизменного партнера по общению, является внешняя привлекательность и привлекательность по деловым и нравственным качествам.
Сегодня разработано множество различных методик для определения мотиваций аффилиации. Так, например, самой востребованной сейчас является методика мотивация аффилиации, разработанная Мехрабианом.
Измерение мотивации аффилиации имеет важное значение для определения уровня формирования и степени его развития таких мотивов, как «стремление к людям» и «боязнь быть непринятым, отвергнутым».
Потребность в аффилиации
Образование и поддержание взаимоотношений с другими индивидами преследуют совершенно различные цели. Например, цель произвести впечатление или доминировать над другими, цель оказать или получить помощь. Под термином аффилиация принято понимать конкретный вид социального взаимодействия, которое обладает фундаментальным и в то же время повседневным характером. Оно заключается в коммуникациях с другими индивидами (хорошо знакомыми или не очень, или вообще незнакомыми) в таком проявлении, которое обогащает все стороны общения и приносит удовлетворение. Уровень, который можно достигнуть, зависит не только от индивида, стремящегося к аффилиации, но и от партнера по общению.
Индивид, стремящийся к удовлетворению потребности в аффилиации, должен очень многого добиться. Вначале такой индивид должен дать возможность понять о своем намерении вступить в контакт, при этом сообщив предполагаемому контакту о его привлекательности в глазах такого индивида. Он должен сделать так, чтобы будущий партнер понял, что его рассматривают как равного и предлагают отношения, основанные на взаимности. Другими словами, индивид не просто стремиться к аффилиации, но и вместе с тем выступает сам таким партнером по аффилиации для соответственной потребности индивида, с которым вступает в контакт.
Неодинаковость в разделении ролей или стремление превратить партнера по аффилиации в средство, удовлетворяющее индивидуальные потребности, такие как потребность в уничижении или превосходстве, в зависимости или независимости, в слабости или силе, в получении или предоставлении помощи, наносят вред аффилиации, тем самым разрушая ее совсем.
Индивид, целью которого является аффилиация, должен добиться конкретной гармоничности в созвучии своих волнений и переживаний с переживаниями партнера, что являлось бы мотивирующим фактором для взаимодействия с обеих сторон, для ощущения удовлетворения и поддержания чувства персональной ценности.
Целью аффилиации индивида, стремящегося к ней, является поиск любви или принятия себя, дружеской поддержки, симпатии со стороны партнера. Однако в таком стремлении подчеркивается только один вариант проявления – получение, и пренебрегается другой – отдача. Поэтому целью мотива аффилиации должна являться взаимная и доверительная связь, в которой каждый из партнеров такой связи любит другого или относится к нему с приязнью, симпатией, дружеской поддержкой.
Существует множество невербальных и вербальных способов поведения, целью которых будет достижение и сохранение таких отношений. Мотивированность стремления к аффилиации обуславливается количеством и позитивным содержанием речевых оборотов, по продолжительности контакта глаз, по дружелюбности, численности киваний головой, по жестам и позе и пр.
Привлекательность может быть, как положительной, так и отрицательной. А в зависимости от соотношения данных видов привлекательности мотивы аффилиации индивидов могут быть охарактеризованы как, главным образом, связанные с надеждой на такую аффилиацию (НА) или страхом отвержения (СО).
Характеристика неуспешного или успешного результата действия аффилиации не заключается только в отрицательной или положительной привлекательности конкретной величины. Любой из альтернативных исходов действия также может заранее ожидаться с некоторой долей вероятности. Поэтому, каждый индивид исходя из прошлого личного опыта в области общения, располагает обобщенными надеждами касаемо того, получится ему установить взаимоотношения аффилиации с незнакомым индивидом или нет, иными словами обобщенными надеждами аффилиации или отвержения.
Тесная взаимосвязь между надеждами и действиями выделяет мотив аффилиации среди остальных мотивов, аналогичных по мотивам достижения. Когда возможным партнером по аффилиации выступает незнакомый человек, получается следующая ситуация: чем значительнее ожидание удачи, тем сильнее позитивная привлекательность и, напротив, чем значительнее ожидание неудачи, тем сильнее негативная привлекательность. Такое проявление называют обратной связью. Иными словами цепочку обратной связи можно представить следующим образом: любое ожидание влияет на ход поведения, ход поведения – на его исход (результат), повторяющиеся неудачи и успехи образуют соответственные ожидания, порождающие отличия в протекании поведения (действий), которые предопределяют неблагоприятный или благоприятный исход аффилиации. Исходя из этого, привлекательность неудачной или удачной аффилиации становится в конечном итоге постоянной величиной, которая и задает персональное профильное соотношение отрицательной и положительной привлекательности, иначе говоря, страха отвержения и ожидания аффилиации. Таким образом, образуется (если объект аффилиации незнакомый человек) линейная зависимость между привлекательностью и ожиданием для персонального мотива аффилиации – чем больше обобщенная надежда на успех превалирует над ожиданием неуспеха, тем больше позитивная привлекательность доминирует над негативной, и наоборот. Такое отношение привлекательности к ожиданию отличает аффилиационный мотив от мотива достижения, который характеризуется противоположным соотношением таких параметров – чем значительнее возможность успеха, тем менее становится привлекательным успех, чем больше возможность неуспеха, тем выше привлекательность удачи.
Необходимо отграничивать обобщенные ожидания от частных, связанных с конкретным индивидом, которого субъект, вступающий в аффилиацию, уже хорошо знает. В таком случае привлекательность и ожидание могут варьироваться вне зависимости друг от друга. Так, адекватная мотиву аффилиации привлекательность общения с любым хорошо знакомым индивидом бывает сравнительно небольшой, однако при этом сопровождается значительным ожиданием быстрого и легкого установления этого контакта, может быть и наоборот. Такое может происходить в таких случаях, когда субъект знаком с будущим партнером по близким отношениям, но у него есть сведения, позволяющие прогнозировать легкость или трудность вступления непосредственно в контакт. Например, будущий партнер обладает более значительным социальным статусом по сравнению с субъектом, стремящимся к аффилиации. Устойчивость линейной зависимости привлекательности от ожидания в случае мотивационной аффилиации, которая направлена на незнакомого индивида, эмпирическим путем не проверена.
Потребность в отношениях эмоционально доверительного характера является актуальной на протяжении всего жизненного пути индивида. Однако направленность на аффилиацию обладает тенденцией с возрастом уменьшаться, особенно это выражено у мужчин.
Аффилиация в психологии
Сегодня ведущую роль играют межличностные отношения, умения эффективно, быстро и грамотно взаимодействовать с различными людьми. Понимание основных принципов общения, особенно эмоционально-доверительного, имеет огромное значение не только для получения более оптимальных результатов деятельности различных социальных групп и коллективов, улучшения взаимоотношений между их членами, но также имеет огромное значение для каждого участника такого процесса. Это связано с тем, что через эмоционально-доверительное общение индивид обладает возможностью больше узнать себя, понять и, как следствие, стать менее одиноким в нашем изменчивом мире. Впоследствии важнейшее значение набирает качество контактов, а не их количество.
Взаимодействие аффилиативного характера – это сумма поведенческих реакций, выраженных в действиях, развитии и поддержании межличностных отношений, основной целью которых будет формирование достаточно близких и доверительных отношений. Такое взаимодействие отличается от поведения аффилиативного характера присутствием ярко проявленной потребности в аффилиации, в том числе и потребности в доверительном и эмоционально окрашенном общении.
Основными характеристиками, сопутствующими аффилиативному взаимодействию, являются доверие, легкость, эмоциональная привлекательность и понимание. Эти компоненты важны для становления доверительных и близких отношений, но в зависимости от развития отношения значимость каждого компонента меняется. При деловом общении эти компоненты могут присутствовать, но главным будет не их сочетание, а доминирование (значимость) одного из них. Например, во взаимодействии с начальством значимым компонентом будет понимание, а во взаимодействии с врачом – доверие.
Итак, аффилиация – это эмоциональная взаимосвязь индивидов с другими субъектами, которая характеризуется взаимностью принятия и расположения.
Учеными проведены исследования, которыми было выявлено, что студенты, предпочитающие профессиональный успех и высокий доход межличностным отношениям, в два раза чаще, считали себя очень несчастными. В свою очередь более тесные и близкие отношения избавляют от стрессов, депрессивных состояний. Ощущение себя счастливым тесно связано с доверительными отношениями с большим количеством людей, т.е. люди, имеющие доверительные отношения с 5-6 индивидами чувствуют себя более счастливыми, чем люди, имеющие доверительные отношения с одним человеком. Также необходимость в аффилиации возрастает при возникновении опасности для индивида или при стрессовой ситуации.
В психологии термином аффилиация обозначают изначальное желание индивида быть принятым другими людьми, которые его окружают, заслужить расположение. Блокировка данной потребности может вызывать ощущение отчужденности, одиночества, вызывает фрустрацию. И, наоборот, отношения, обладающие доверительностью, вызывают душевное удовлетворение, повышают жизнеспособность субъектов и групп. Поэтому люди расходуют так много средств и сил ради поддержания и установления тесных и доверительных отношений, а потом сильно страдают, если вынуждены порвать такие отношения.
Парадоксом такой ситуации становится то, что близкие люди в последствие могут выступать источником стресса и фрустрации для партнеров по аффилиации. Доказано, что люди, имеющие тесные и доверительные отношения, обладают более хорошим здоровьем и обладают меньшей подверженностью к преждевременной смерти, чем индивиды, имеющие более слабые связи.
Этническая аффилиация
Этническая аффилиация (групповая аффилиация) заключается в потребности представителей этноса быть в социуме представителей комплементарных этносов и ориентации на их поддержку. Так, например, жители Белоруссии стремятся к союзу с жителями России. Групповая аффилиация – это взаимоотношения между некоторыми группами, которые думают, что одна из них — это составная частью другой. Иначе выражаясь – это взаимодействие групп различного масштаба и объема, когда более малая группа, поглощается более большой, и начинает функционировать по ее правилам и законам.
В соответствии с нынешней теорией аффилиации, любому индивиду более или менее выражено, свойственна потребность принадлежать определенной группе. Для значительной массы людей в нестабильной ситуации переходного социума этническая и семейная принадлежность (восприятие себя членом социума или «семьи») становится более допустимым методом вновь ощутить себя некоторой частью целого, найти психологическую помощь и поддержку в традициях. Отсюда выходит повышенный интерес к этнической идентификации, нужда в консолидации этнической общности, попытки формирования интегрирующей национальной идеи и идеала в новых общественных условиях, обособление и сохранение национальной мифологии, истории, культуры и др. от воздействия других этносов.
Идентификация себя индивидом происходит не только по этническим приметам и признакам, поэтому непосредственно этничность может находиться на периферии мотиваций личности. На важность этнической принадлежности воздействуют не только беспристрастная социальная реальность (конфликты, миграции и т.д.), но и некоторые субъективные факторы, например, уровень образованности индивида.
Смысл этнической идентификации зависит от ситуации. В основном, этническое сознание индивида и групп не актуализировано в условиях существования в моноэтнической среде или постоянных этнических отношений. Фактором, который способен увеличить возможность возникновения этнических конфликтов и повысить значение этнической идентификации, является миграция. Закономерным является факт, заключающийся в том, что чувство этничности в основном развито у не преобладающих общностей.
Немаловажным является ощущение этнического единения, возникающее стихийно и формирующееся целенаправленно. Вера в наличие естественных связей между членами одного этнического социума гораздо важнее, чем реальное присутствие таких связей.
Итак, этническая идентичность — это важнейшая составная часть общественной идентичности индивида, постижение своей принадлежности к конкретному этническому социуму. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два главных компонента: аффективный – оценивание качеств своей группы, значимость членства в группе и непосредственно отношение к членству; когнитивный – представления и знания об особенностях своей группы, постижение себя в качестве члена такой группы.
Этническая принадлежность начинает формироваться с 6-7 лет. В этом возрасте дети приобретают некоторые фрагментарные знания об этнической принадлежности. В 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя с этнической группой, на основании места проживания, языка и национальности родителей. В 10-11 лет – формируется в полном объеме этническая идентичность.
Солдатовой и Рыжовой разработана методика, предназначенная для исследования этнических тенденций к аффилиации. Для эмпирического основания исследования выраженности мотива этнической аффилиации они использовали три критерия, которые ранее были выделены Триандисом в качестве основы аллоцентрического личностного типа. Первый критерий – это подчинение своих собственных целей групповым. Второй – ярко выраженная идентификация с этнической группой, к которой принадлежит индивид. Третий – восприятие себя в качестве части группы, а не непосредственно группы, в качестве своего продолжения. Согласно перечисленным критериям они отобрали девять пар оценочных мнений в соответствии с принципом противопоставления направленности на группу и направленности на личность.
Опросник аффилиации
Методика мотивация аффилиации, предложенная Мехрабианом предназначена для диагностирования двух обобщенных мотиваторов, обладающих устойчивостью и входящих в состав мотивации аффилиации.
Опросник, предложенный Мехрабяном, в отличие от других опросников, был разработан на основе установления теоретических принципов. Он построил такой опросник, главным образом, на отличии двух тенденций аффилиационного мотива – тенденция к аффилиации (R1) и чувствительность к неприятию, отвержению (R2). Мехрабян интерпретирует такие тенденции в качестве обобщенных ожиданий отрицательного или положительного поддерживающего воздействия партнера по аффилиации. В тех случаях, когда партнеры ранее не были знакомы – брались за основу не переменные, отражающие привлекательность, а надежды (ожидания). В тех случаях, когда оба партнера были ранее достаточно хорошо знакомы – за основу бралась специфическая привлекательность. Для первого случая как раз и был разработан опросник. Для определения аффилиации во втором случае применялась специальная социометрическая методика, состоящая из 15 шкал. В факторном анализе ее результатов выделялись два структурных компонента: отрицательный и положительный поддерживающий смысл партнера по аффилиации.
При ближайшем рассмотрении опросника Мехрабяна можно сделать вывод, что понятие «ожидание» в данном опроснике практически отождествляется с негативными и позитивными подкрепляющими действиями контакта с партнером и ситуаций коммуникаций в общем.
Ожидание согласно Мехрабяну – это прогнозирующий фактор не того, в каком пределе субъект сожжет или не сможет добиться позитивного исхода аффилиации, а больше того, в каком количестве в конкретной ситуации отдается предпочтение, чтобы менее или более позитивный и негативный исход наступил сам собой или чтобы были произведены какие либо определенные действия. Так, например, испытуемому предлагают утверждения: «Для меня является важным иметь дружеские отношения» (стремление к аффилиации) и «Иногда я могу воспринимать критические замечания довольно близко к сердцу» (боязнь отвержения), которые очерчивают ситуации с предполагаемым подкрепляющим смыслом. С такими утверждениями испытуемый может согласиться или не согласиться. При этом нужно использовать девятибалльную шкалу оценок («очень сильно» – … «слабо»…). Степень выраженности согласия—несогласия определяет величину ожидания подкрепляющего значения.
В данном опроснике под понятием «ожидание» понимается: количество разных ситуаций, которые имеют подкрепляющий эффект, и степень проявления такого эффекта. Таким образом, следует сделать вывод, что автор опросника, основываясь на ограниченном наборе конкретных ситуаций, стремится определить в области аффилиации общую возможность подкрепления, которую окружающий мир гипотетически держит наготове для конкретного индивида.
Для того чтобы провести обработку данных проведенного исследования по опроснику Мехрабяна в каждой из шкал отдельно подсчитывается количество балов, которые получил тестируемый. Для этого есть специальный ключ. Для выведения результатов по каждой шкале применяют следующий метод. Пунктам опросника со знаком «+» приписывается определенное количество баллов в соответствии с переводной шкалой, со знаком «-» тоже приписывается определенное количество. Измерение мотивации аффиляции по Мехрабиану впоследствии было модифицировано М.Ш.Магомед-Эминовым.
psihomed.com
Аффилиация — Психологос
Аффилиация (от англ. affiliation — присоединять, присоединяться) — эмоциональная связь человека с другими людьми, характеризующаяся взаимным принятием и расположением; в ряде случаев термин употребляется для обозначения потребности в общении, в принятии и стремления к взаимосвязи.
Аффилиация и физическое здоровье
Американские исследователи, в течение нескольких лет проинтервьюировавшие тысячи людей, пришли к единому выводу: тесные взаимоотношения улучшают здоровье. По сравнению с теми, у кого были слабые социальные связи, люди, которые поддерживали тесные отношения с друзьями, родными или являлись членами сплоченных религиозных и общественных группировок, оказывались менее подвержены преждевременной смерти. Утрата подобных связей повышает риск заболевания.
Финские исследователи изучили 96 000 случаев потери супруга вследствие его смерти и обнаружили, что в неделю, следующую за этим событием, удваивается риск скоропостижной смерти для вдовы или вдовца. «Они жили долго и счастливо и умерли в один день…» Похоже, в этой романтической формуле истины больше, чем вымысла.
Но если между аффилиацией и здоровьем существует связь, то по какой причине? Предположений тут высказывается множество — по большей части на уровне житейского здравого смысла возможно, те, кто имеет удовольствие состоять в тесных взаимоотношениях, ведут более упорядоченный образ жизни, лучше питаются, более организованны в своей работе и меньше подвержены вредным привычкам. Не исключено, что внимание близких людей заставляет нас больше заботиться о собственном здоровье, которому мы, предоставленные сами себе, до поры не придаем должного значения. Возможно, что поддерживающее нас сообщество помогает нам лучше оценивать события и преодолевать стрессовые ситуации. Возможно, друзья и близкие помогают нам поддерживать самоуважение. Когда мы задеты чьей-то неприязнью, отказом в наших притязаниях, некорректной критикой, дружеский совет, ободрение и утешение могут оказаться наилучшим лекарством. Даже если проблема не выносится на обсуждение, чуткие друзья и близкие помогают нам переключиться на что-то приятное и дарят нам ощущение того, что нас принимают, любят и уважают.
«Дружба — сильнейшее противоядие от всех напастей», — говорил Сенека. С тем, кого мы считаем близким другом, мы можем поделиться своей болью.
Джеймс Пенненбэйкер и Робин О’Хирон связывались с теми, чьи мужья или жены покончили жизнь самоубийством или стали жертвами катастроф. Те, кто нес свое горе в одиночестве, имели больше проблем со здоровьем, чем те, кто имел возможность выговориться.
Некоторые исследования сопоставляют мироощущение людей «соревновательных» индивидуалистических культур, таких как США, Канада, Австралия, с духовным миром людей коллективистских культур, таких как Япония и многие страны третьего мира. Главные ценности индивидуалистических культур — личностная автономия, неприкосновенность частной жизни и собственности, право гордиться личными достижениями. Сегодня мы, пресытившись казенным социалистическим коллективизмом, активно перенимаем эти ценности. При этом нелишне было бы иметь в виду и их издержки.
Аффилиация и душевное здоровье
Вот о чем говорят исследования. Из 800 выпускников колледжей, опрошенных Уэсли Перкинсом в начале 90-х, те, кто исповедовал ценности яппи, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех межличностным отношениям, вдвое чаще, чем их прежние соученики, называли себя глубоко несчастными.
В то же время более тесные социальные связи коллективистских культур предлагают защиту от одиночества, отчуждения и даже заболеваний, связанных со стрессом.
Другие исследования сравнивали людей с малым и с большим числом тесных межличностных отношений. Тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные переживания, дает двойной эффект. Как писал еще Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Это подтверждают и ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по изучению общественного мнения: «Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?» В сравнении с теми-кто не смог назвать никого, те, кто называл пять или более близких людей, были на 60% более склонны чувствовать себя «очень счастливыми».
Помимо этого в ряде исследований было продемонстрировано, что тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении человека в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. Кроме того, как уже указано, в известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса.
Потребность в принятии
Несмотря на то что потребность в принятии присуща человеку изначально, способы ее выражения по-разному формируются в зависимости от специфики общения с родителями и сверстниками в детстве и зависят от стиля воспитания. Накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то человек будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет склонен доверять им и высоко их ценить. Если же доминируют противоположные ожидания, то человек скорее станет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Человек, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания того и другого рода, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного внутреннего конфликта. А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность.
Для выявления этих тенденций разработано несколько диагностических методик, в частности известный опросник А. Меграбяна. Меграбяну также принадлежат интересные исследования невербальных проявлений аффилиации.
www.psychologos.ru
Аффилиация — это… Что такое Аффилиация?
аффилиация — (от англ. to affiliate присоединять, присоединяться) стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к А. возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую (см. стресс) ситуацию. При этом общество других людей… … Большая психологическая энциклопедия
АФФИЛИАЦИЯ — (лат., от filius сын). 1) усыновление. 2) принятие в римско католический монашеский орден. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АФФИЛИАЦИЯ [Словарь иностранных слов русского языка
аффилиация — и, ж. affiliation f. Соединение, присоединение к какой л. организации. Момбелли и Львов остались верны своей программе; Львов только прибавил, что членов мало, чтобы совещаться об организации общества, и о том, как устроить его аффилиации. Из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Аффилиация — (от англ. affiliation соединение, связь) стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение всё это… … Википедия
Аффилиация — от фр. affiliation соединение присоединение фирмы к материнской компании в качестве отделения, филиала. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
АФФИЛИАЦИЯ — (от франц. affiliation соединение) присоединение к материнской компании в качестве отделения, филиала и т.п. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
Аффилиация — (от англ. аffiliation соединение, связь) потребность в общении , в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со… … Психологический словарь
аффилиация — сущ., кол во синонимов: 7 • аффилирование (1) • мотивация (7) • потребность (18) … Словарь синонимов
Аффилиация — Присоединение к материнской компании в качестве филиала. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь
АФФИЛИАЦИЯ — (от англ. аffilation – соединение, связь). Потребность (мотивация) в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви. Проявляется в стремлении иметь друзей, взаимодействовать с окружающими, оказывать помощь и принимать ее. Зависит от стиля… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Аффилиация — (от англ. affiliate соединять/ся/, связывать/ся/) прием в члены; присоединение хозяйствующего субъекта … Энциклопедия права
communication_psychology.academic.ru