Агрессивное поведение в психологии это – Что такое агрессивное поведение в психологии, его причины

Содержание

Агрессивное поведение | Причины, формы и характеристика агрессивного поведения

Характеристика агрессивного поведения

Психологи отмечают, что агрессивное поведения начинает формироваться в очень раннем возрасте, когда на пути желаний ребенка возникают препятствия. Выделяют три фактора, которые провоцируют возникновения агрессивного поведения — психологический, биологический и социальный.

Биологический фактор –наследственность, злоупотребление наркотиками, алкоголем и психотропными препаратами, черепно-мозговая травма, инфекционное заболевание.

Социальный фактор — влияние семьи, друзей, коллег по работе, асоциальный круг общения.

Психологический фактор – эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, мнительность, зависимость.

[12], [13], [14], [15], [16], [17]

Особенности агрессивного поведения

Агрессивное поведение – это такой вид поведения, при котором намеренно наносится вред, как физический, так и моральный, другому человеку. Агрессивное поведение различается по гендерному признаку.Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом). Среди особенностей агрессивного поведения можно отметить склонность к физическому воздействию, вплоть до жестоких драк; порча имущества; шантаж; унижения и оскорбления.

[18], [19], [20], [21], [22], [23], [24]

Психология агрессивного поведения

Напомним, что агрессия – слово латинского происхождения (“aggredi”), означающее “нападение, нападать”. Психологи отмечают, что между агрессивностью и агрессией существует различие: агрессивность – это черта характера человека, а агрессия – состояние. Кстати, Зигмунд Фрейд считал, что агрессивность – это врожденная форма поведения , которую невозможно вылечить, только ослабить.

Агрессивное поведение у детей

Психологи отмечают, что агрессивное поведение у маленьких детей (до 3 лет) естественный процесс, который не должен пугать их родителей. Причинами агрессивного подведения у ребенка может быть перевозбуждение, усталость, голод или жажда, плохое самочувствие. При правильном подходе родителей ребенок и при отсутствии биологического фактора агрессивного поведения, ребенок впоследствии перерастает агрессивное поведение.

[25], [26]

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет

Двухлетние дети активно познают мир, они очень любознательны и открыты. Именно в этом возрасте любые запреты и неполучение желаемого вызывает у ребенка бурную агрессивную реакцию. В этом возрасте дети не могут оценить последствия своих действий. Толкнул товарища по песочнице, тот упал и больно ударился. Ругать ребенка, проявившего агрессию, психологи и педагоги не советую. Лучше спокойно объяснить ситуацию и переключить внимание своего малыша на что-то другое. Истерика часто свидетельствует не о скверном характере, а об усталости, голоде или жажде.

[27], [28], [29]

Агрессивное поведение у ребенка 3 лет

Три года – это период первого возрастного криза у детей. Психологи считают, что в этом возрасте детская злость, гнев, истерика и агрессия не должны вызывать у родителей желание наказать и перевоспитать, а только помочь, понять и разъяснить. Поводом для тревоги может стать жестокое отношение ребенка к животным. Для коррекции поведения лучше обратится к детскому психологу.

[30], [31], [32]

Агрессивное поведение у ребенка 7 лет

Семь лет – период еще одного кризиса в становлении личности ребенка. В 6-7 лет дети идут в школу, попадают в совершенно незнакомый мир рамок и ограничений, тем самым кризис становится глубже. «Семилетки» ссорятся со сверстниками, грубят родителям и нередко игнорируют авторитет педагога. Парадокс, но психологи уверены, что подавлять агрессию у детей не стоит. Зло порождает зло. Когда родитель наказывает ребенка за проявление агрессии, то тем самым только усугубляет ситуацию.Агрессию в ребенке семи лет провоцирует нервная обстановка в семье, частные ссоры между родителями; применения физического наказания к ребенку; секции борьбы, просмотр боевиков и триллеров; неправильная мотивация разрешения конфликтных ситуаций –«а ты его ударь в ответ».

[33], [34], [35]

Агрессивное поведение дошкольников

Причиной проявления агрессии у детей дошкольного возраста могут быть факторы наследственно-характерологические, биологические факторы, а также заболевания головного мозга, соматические.

Психологи единодушны – если в семье царит любовь и доверие, дружеская остановка, то ребенок никогда не станет проявлять агрессию. Семья, окружающие дети и средства массовой информации – эти три фактора (если ребенок физически здоров) влияют на уровень агрессии у дошкольника.

[36], [37], [38], [39], [40], [41]

Агрессивное поведение младших школьников

Учителя отмечают, что с каждым годом число агрессивных детей неуклонно растет. Тем не менее, именно младшая школа оказывает максимальное влияние и воздействие на ребенка. То есть, квалифицированный педагог, безусловно, при участии родителей, может справиться с агрессией, проявляемой учениками 1-4 классов. В возрасте 6-10 дет происходит становление личности ребенка, определение его места в коллективе, нередко, дети пытаются доказать свою значимость посредством агрессии.

[42], [43], [44], [45], [46]

Агрессивное поведение школьников

Как известно, школа накладывает на учеников серьёзные ограничения в поведении. И если учащиеся младших классов воспринимают это как норму, то старшеклассники порой протестуют. Нередко сложности возникают, когда материальное положение ученика намного выше его педагога и ребенок знает об этом. Дети из состоятельных семей чувствуют себя особенными и требуют такого отношения, как от сверстников, так и от педагогов. Причин, которые провоцируют агрессию в школьников, достаточно много. Важно, чтобы родители и педагоги не закрывали на проблему глаза, а пытались ее решить, привлекая психологов и психотерапевтов.

[47], [48], [49], [50], [51], [52], [53], [54]

Агрессивное поведение подростков

Агрессия в подростковой среде растет с каждым годом. Социально-экономическое неравенство, неблагополучная ситуация в семье, проблемы в учебе, средства массовой информации, фильмы, в которых преобладает насилие — это далеко не весь список того, что заставляет подростков проявлять агрессию.

[55], [56], [57], [58], [59], [60], [61], [62]

Агрессивное поведение у педагогов

К огромному сожалению, профессионализм педагогов с каждым годом снижается. Речь идет не только о владении предметом, но и умении общаться, влиять и воздействовать на учеников, стать для них авторитетом намного сложнее, чем обучить сложным математическим расчетам. Престиж профессии учителя снижается. Нередко агрессивное поведение детей провоцирует такой же ответ со стороны педагогов. Ну а повышение голоса на учеников уже норма, а не исключение. Педагогика – сложная наука и постичь ее удается далеко не каждому учителю. Агрессивное поведение педагогов не должно оставаться незамеченным и покрываться коллективом, таким людям не место в системе образования. Чему может научить педагог, который регулярно повышает голос и оскорбляет своих учеников?

[63], [64], [65], [66]

Агрессивное поведение мужчины

Чаще всего мужчины используют открытые формы агрессии. Причинами агрессии среди мужчин психотерапевты называют такие факторы, как наследственность, социально-культурный фактор, биологический. Чаще всего мужчины проявляют агрессию к членам своей семьи, женам и детям. Такая агрессия может быть, как физической, так и моральной, в том числе и экономической.Корректировать агрессивное поведение мужчин довольно сложно, так как практически в 100% случаев они считают свое поведение нормальным и не желают общаться с психологами.

[67], [68], [69], [70], [71], [72], [73], [74]

Агрессивное поведение после инсульта

Агрессия после перенесенного инсульта – типичное последствие этой болезни.Пациент, перенесший инсульт, становится раздражительным, вспыльчивым, страдает от беспричинных перепадов настроения. Родственники должны запастись терпением и всячески помогать перенесшему инсульт. Так как больной нуждается в полном покое и только положительных эмоциях, от этого зависит успешность реабилитации.

Агрессия после инсульта связана с тем, что у больного изменяется психофизическое состояние.

[75], [76], [77], [78], [79], [80], [81], [82]

ilive.com.ua

Агрессия: советы психолога | Журнал Вестник Психологии

Что такое агрессия?

Понятие агрессии в психологии определяется как форма поведения, нацеленная на причинение другому психологического или физического ущерба. Иногда понятие агрессии используется и в более широком значении. Например, когда речь идет о стремлении к независимости или энергичном отстаивании собственного мнения.

Также существует определение агрессии, которое описывает ее как переступание социальных норм. Большинство людей, включая психологов, агрессивным человеком считают того, кто совершает действия, нарушающие общепринятые правила поведения.

Агрессия и агрессивное поведение часто является грубой попыткой принуждения другого человека, с целью навязать свои правила. Агрессор может причинить жертве ущерб, однако, целью является не это, а желание изменить поведение оппонента. Нападающие стремятся упрочить свою власть и настоять на своем, чтобы повысить чувство собственной значимости.

Любое агрессивное поведение можно разделить на три формы агрессии:

1. Физическая и вербальная;

2. Пассивная и активная;

3. Прямая и косвенная.

Помимо этого существует формы агрессии – сознательная и бессознательная.

 Бессознательная агрессия означает, что агрессивное поведение не является обдуманным и преднамеренным. Непроизвольное нападение случается чаще всего в состоянии сильного возбуждения и ярости.

Сознательная агрессия означает, что агрессивный человек помимо других целей также хочет причинить вред своему оппоненту. Агрессор может получать удовлетворение от утверждения своей власти, контроля жертвы, и отстаивая своих ценностей, но больше всего он хочет причинить ущерб.

Источники:

Эго, голод и агрессия — Фредерик Перлз

Агрессия при расстройствах личности и перверсиях — Кернберг Отто

Агрессия: причины, последствия и контроль — Берковиц Л.

Агрессия и психическое здоровье — Дмитриева Т., Шостакович Б.


Агрессия у детей младшего дошкольного возраста — Долгова А.Г.

Агрессия — Лоренц К.

Агрессия — Бэрон Р., Ричардсон Д.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

psychologyjournal.ru

Психология агрессивности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Марийский государственный технический университет

Кафедра Истории и Психологии

Реферат на тему:

«Психология агрессивности»

Выполнил: ст.гр.РРТ-41

Ситников А.А.

Проверила: к.псх.н., доцент

Петрухина С.Р.

Йошкар-Ола

2010

Содержание

Введение. 3

1. Теория агрессии. 4

1.1 Основные сведения из теории. 4

1.2 Психоанализ. 5

1.3 Фрустрационная теория. 6

1.4 Теория социального научения. 8

2. Агрессия в повседневной жизни. 10

2.1 Причины агрессивного поведения. 10

2.2 Профилактика агрессии. 12

2.3 Поведение с агрессором. 13

Заключение. 15

Список используемой литературы.. 16

Введение

На протяжении всей истории люди, так или иначе, испытывали какие-либо переживания, и эти переживания были причиной разного рода поведения людей, ответной реакцией на них.

Человеку свойственен целый спектр чувств и эмоций. Какие-то из них психологи относят к положительным, какие-то – к отрицательным. Учёные всего мира на протяжении долгого времени изучали их, выводили теории, строили догадки. Однако стоит отметить, что по сей день вопрос эмоций остаётся открытым, и нет общего мнения об их природе.

В данной реферативной работе речь пойдёт об агрессии и агрессивном поведении, с которым каждый из нас, несомненно, хоть раз сталкивался в своей жизни. Кто-то выступал объектом агрессии, кто-то – наоборот, агрессором, кто-то встречался с демонстрацией неприязни и недоброжелательства, а кто-то – со словесным оскорблением и применением грубой физической силы

В первой части моей реферативной работы я приведу основные понятия из теории, а именно: понятие агрессии, её основные причины и виды.

Помимо этого, будут рассмотрены некоторые, на мой взгляд, наиболее важные и влиятельные теории о причинах зарождения негативных эмоций в человеке. Зигмунд Фрейд, Джон Доллард, Альберт Бандура – вот лишь неполный список людей, изучавших и внёсших бесценный вклад в развитие изучения агрессивности. Основные отличительные черты и выводы их работ будут также указаны мною.

Во второй части своей работы я упомяну и разберу некоторые методики, рекомендуемые психологами, и направленные на профилактику и борьбу с агрессивным поведением. Постараюсь перечислить основные источники агрессии в современном мире.

По итогам проделанной работы я сделаю соответствующие выводы и заключения.

1. Теория агрессии

Как уже было сказано, вопросом агрессивного поведения и агрессии в целом в разное время и разных странах занимались разные учёные. В этой главе я рассмотрю основные понятия, классификацию агрессии, а также три основные теории, авторами которых являются Зигмунд Фрейд, Джон Доллард и Альберт Бандура.

1.1 Основные сведения из теории

Сразу же стоит отметить, что между агрессией и агрессивностью есть некоторая разница. В первую очередь, агрессия – это состояние, а агрессивность – черта характера. [1, 315]

Существует много трактовок и определений слова агрессия, вот лишь некоторые из них:

-Агрессия(от лат. aggressio — нападение) — эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить. [2, 20]

-Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательного переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.). [1, 315]

Исходя из того, что агрессивное поведение – это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, можно выделить основные причины агрессии. Итак, люди используют её, чтобы:

-Влиять на окружающих и достигать определенные цели

-Получить азарт новых переживаний, острых ощущений

-Отстоять и/или поднять свой статус [3, 27]

В зависимости от формы проявления агрессия бывает:

-Физическая — использование физической силы против другого лица или объекта; Вербальная — выражение негативных чувств через форму (ссора, крик, визг) или содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань)

-Прямая — действия, которые непосредственным путем направлены на другое лицо; Косвенная — действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.)

-Внешняя — направлена на окружающих; Внутренняя – направлена на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства

-Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия; Провоцирующая — первое проявление агрессии, «первая атака» [2, 32]

Теперь, ознакомившись с основными теоретическими сведениями, я перейду к исследователям природы агрессии и их основным работам.

1.2 Психоанализ

Основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог, психиатр, видел в агрессии врождённую инстинктивную форму поведения. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, что возможно — это ослабить её. [4, 151]

Относясь к вопросу агрессии метафорически, учёный выделил два основных человеческих инстинкта:

-Эрос — основной инстинкт жизни, энергия которого направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни

-Танатос — влечение к смерти, вся энергия которого направлена на разрушение и прекращение жизни [2, 178]

Изначально, правда, З.Фрейд настаивал на существовании только одного из этих инстинктов – Эроса, но ужасы Первой Мировой войны и личная болезнь учёного заставили его задумать о наличии второго, разрушающего инстинкта.

Психоаналитики сделали довольно пессимистический вывод относительно агрессии. З.Фрейд и его последователи считали, что она, будучи врождённой, не подлежит искоренению из человеческого существа даже при удовлетворении всех материальных потребностей и других положительных изменениях в структуре общества, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума.

По их мнению, решением накопления агрессии может стать совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, что, в свою очередь, послужит эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Иными словами, с точки зрения З. Фрейда агрессия имеет биологическую (инстинктивную) природу и преодолеть ее невозможно, кроме как частично регулировать социальными нормами, придавая ей более или менее безобидные формы. [4, 193]

Критики психоанализа считают, что даже все вместе взятые экспериментальные исследования, цель которых заключалась в проверке различных психоаналитических теорий, не принесли никаких результатов. Ими отрицается существование хотя бы одного исследования, в ходе которого были бы получены убедительные доказательства существования процесса вытеснения, занимающего центральное положение в психоанализе.[3, 67]

Одним из критиков отношения З.Фрейда к теме агрессии являлся Джон Доллард, основоположник фрустрационной теории.

1.3 Фрустрационная теория

Фрустрацией называется психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. [1, 327]

В противовес теоретическим концепциям Фрейда, несколько учёных положили начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Одним из авторов фрустрационной теории возникновения агрессии является Джон Доллард (1900—1980) — американский антрополог, психолог. Изначально он и его единомышленники считали, что агрессия всегда является результатом фрустрации, но позднее эта теория неоднократно видоизменялась. Учёный подчёркивал, что важным фактором для прогнозирования фрустрации является характер индивида. От характера зависит, насколько интенсивно индивид будет реагировать на неё. [5, 49]

Фрустрационная теория имела много

mirznanii.com

Агрессивное поведение лечение. Восстановительная терапия.

Агрессивное поведение чаще следует рассматривать в качестве осложнений различных видов срыва высшей нервной деятельности. Лечение агрессивного поведения в Брейн Клиник проводится по технологиям восстановительной медицины и применяются мягкие стационар замещающие методики. Лечение в клинике гарантированно на анонимной основе. 

Звоните +7495 1354402

Мы помогаем даже в самых тяжелых случаях, когда предыдущее лечение не помогло.

Первичная консультация и обследование 2 500Лечебно-восстановительная терапия от 5000

Агрессивное поведение

Такие термины, как агрессивное поведение, насилие, преступность, и враждебность часто встречается не только в медицинской литературе. Термин «агрессия» используется в качестве определения особого типа поведения как для людей, так и животных. У людей, агрессивное поведение может обозначать вербальную агрессию, физический акт против объектов или людей. Время от времени, этот термин может быть использован по отношению к себе (членовредительство, суицидальные жесты или действия).

Насилие используется только при описании человеческого поведения и обозначает физическую агрессию со стороны одного человека против другого.

Преступление определяется как преднамеренное нарушение уголовного права.

Враждебность широкое определение термина и может относиться к агрессии, раздражительности, подозрительности, недостаточного сотрудничества, или ревности.

Лечение агрессивного поведения в Брейн Клиник гарантированно на анонимной основе! Звоните +7 495 135-44-02 мы поможем!

Происхождение термина АГРЕССИЯ от латинского aggressio — атака, и aggredi – атаковать.

1. Ничем не спровоцированное нападение, когда оно предназначено, чтобы доминировать.

2. Атака или посягательство на нарушение имеющихся свобод  другого.

3. Враждебное или разрушительное поведение.

Информация для пациентов по агрессивному поведению

Эта статья нацелена на оценку и управление агрессивного поведения, связанного с основными расстройствами нервной деятельности. Любой практикующий врач время от времени сталкиваются с оценкой жертв насилия в семье. Обзор домашнего насилия раскрывает некоторую отрезвляющую статистику: каждый год 1 из 10 женщин подвергается физическому насилию со стороны партнера или бывшего партнера. Агрессивное поведение со стороны супруга или супруги имеет разрушительные последствия для всей семьи, а дети часто становятся не только очевидцами этих событий, но и не редко вовлекаются в само действие.

Программа лечения агрессивного поведения в клинике Брейн Клиник направлена на обеспечение безопасности и устранение причин возникновения расстройства.

Тема агрессивного поведения сейчас весьма популярна и широко обсуждается в новостях периодических изданий, на телевидении. Лечение агрессивного поведения предоставляется множеством различных мнений, предлагаются множества всевозможных путей решения, в том числе курсы самопомощи, обучающие управлению гневом в обществе включая в себя как дидактические, так и эмпирические компоненты, а также домашние задания.

Агрессивное поведение — проявления

Однако, необходимо четко понимать, что проявление агрессивного поведения, не контролируемого гнева является одной из разновидностей психических реакций, т.е. это продукт высшей нервной деятельности. Такие проявления говорят о том, что данные психические реакции являются медицинской проблемой и решать её нужно с врачом-психотерапевтом или с врачом-психиатром. Лечение агрессивного поведения должен проводить специалист который имеет высшее медицинское образование, а не с психолог, который имеет педагогическое образование.

Статистика агрессивного поведения

История исследований агрессивного поведения и иных расстройств поведения говорят о высоко возможном факторе риска насилия со стороны интимного партнера. Это указывает на необходимость и стратегию лечения, которые способствуют здоровым интимным отношениям и, в частности борьбы с рисками к насилию еще в молодости, работая с подростками у которых наблюдаются расстройства поведения.

Многочисленные книги и статьи предлагают хорошие практические советы по вопросам психологического обучения – работа с психологом. Другие сосредоточены на ограничениях свободы и изоляции – стационарном лечении. Все эти методики давно устарели и не могут отвечать последним данным по изучению агрессивного поведения.

Сейчас не много качественных методик ориентированных на проведение поведенческой коррекции, психотерапевтического и фармакологического вмешательства которые рационально использовать одновременно, и рекомендованы международной организацией здравоохранения.

Импульсивное агрессивное поведение

Импульсивное агрессивное поведение характеризуется неспособностью её регулирования усилиями собственной воли. Кроме того, агрессивные поведенческие импульсы часто могут сопутствовать другим расстройствам нервной деятельности, куда включаются такие расстройства как депрессия, неврозы, эндогенные психические заболевания, токсикомания, алкоголизм и наркомания, органические заболевания ЦНС, включая расстройства поведения и личностные расстройства.

Большинство пациентов с психическими расстройствами — не агрессивны. Тем не менее, эпидемиологические данные указывают на повышенный риск насилия среди лиц с психическими расстройствами по сравнению с населением в целом. В этой статье рассматриваются эти доказательства и служат основой для оценки и лечения агрессивного поведения.

Агрессивное поведение у пациентов с расстройствами нервной системы имеет много возможных причин.

  • Наиболее важными причинами являются наличие сопутствующего злоупотребления психоактивными веществами (алкоголизм, наркомания, токсмкомания и др.).
  • Кроме того, в патологический процесс возникновения гневливости и агрессивного поведения само по себе может вызываться наличием галлюцинаций и бреда, что может спровоцировать насилие.
  • Часто и другие различные психоневрологические заболевания, связанные с дефицитом или недостаточностью серотонинового и дофаминового обмена может содействовать возникновению агрессивных поведенческих тенденций.
  • Наконец, лежащие в основе личностных характеристик, таких как антиобщественные черты личности, также могут влиять на возникновение насильственных действий в качестве средства для достижения определенных целей.
  • Экологические факторы, связанные с агрессивным поведением, включают хаотические или нестабильные ситуации дома или на работе.
Люди могут стать агрессивными и проявлять агрессивное поведение по разным причинам и в разное время

Когда может проявляться агрессивное поведение

Шизофрения

Большинство больных шизофренией живут в обществе обыденной жизнью и обычно не попадают в категорию опасных, в отношении насильственных действий. Однако периоды агрессии могут проявляться в острых психотических фазах данного заболевания. Агрессиивное поведение у таких пациентов обычно проявляется в выраженном насильственном поведении. Это может быть связано с острой декомпенсацией психического заболевания, либо быть вторичной при скрытом или явном несоблюдении режима медикаментозной терапии. Декомпенсация также может быть связана с недостаточностью текущего режима лечения. Исследования сообщают, что большинство агрессивных действий, совершенных лицами с шизофренией, происходят во время острой фазы болезни.

Злоупотребление психоактивными веществами, интоксикации

Проявление агрессивного поведения часто проявляется среди больных с наличием зависимости, у которых сопутствующие психоневрологические заболевания связаны со злоупотреблением психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, спайс, иные токсические вещества). Агрессивность и агрессивное поведение у таких больных может быть непосредственно спровоцирован  как приемом алкоголя, кокаина, амфетамина и иных психоактивных веществ, так и абстинентным синдромом при отсутствии или выводе из организма психоактивных и токсических веществ. Не редко в связи с целенаправленной терапией наркомании или алкоголизма у людей возникает поведение в виде проявления паранойи, крайнего беспокойства и агрессии.

Соматические и неврологические заболевания

Такие как травма головного мозга, опухоли мозга, или метаболические нарушения могут спровоцировать агрессивное поведение у пациентов, чаще, в виде насилия. Последние данные свидетельствуют о том, что насилие больше ассоциируется с психопатологией и умственной отсталостью, чем с эпилептиформной активностью (интериктальный — имеющий отношение к психическим и поведенческим расстройствам, возникающим у пациента между приступами эпилепсии) или других переменных причин.

Деменция и болезнь Альцгеймера

Пациенты с деменцией могут быть эмоционально лабильны или склонны к отсутствию контроля или плохому контролю поведения, склонны к проявлению импульсивного агрессивного поведения, не обдуманности поступков. Чаще могут появиться в виде серьезных травм себе и другим, что происходит со злости или в виде острой реакции на воспринимаемую (с их точки зрения) угрозу. Как правило,  при правильной и полной диагностики, который уточняет диагноз, такие реакции могут предупреждаться врачом, но такая возможность не всегда может быть доступна в отделении неотложной помощи или окружающим людям.

Антисоциальное расстройство личности

Антисоциальное расстройство личности может обуславливать различные расстройства нервной системы. Антисоциальное черты личности могут присутствовать даже в том случае, если полный диагноз не может быть установлен по какой-либо причине. Антисоциальное расстройство личности или черты могут быть оценены путем изучения в контексте агрессивных инцидентов. Запугивание может быть фактом агрессивного поведения. Например, борьба за деньги, сигареты, доступ к сексуальным партнерам, нападения на окружающих которые отрицают просьбы или требования больного или пытаются установить границы поведения пациента (например, обеспечение соблюдения запрета на курение).

Тревожные расстройства

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) часто связано с проявлением агрессивного поведения, враждебностью и насилием. Особо выражено при наличии сопутствующих заболеваний, таких как расстройства настроения и расстройства личности, злоупотребление психоактивными веществами, могут быть и смешанные факторы. Эти искажающие факторы исследовали у амбулаторных больных, ветеранов войны с посттравматическим стрессовым расстройством. Так же выявлены случаи агрессивного поведения у пациентов с паническими расстройствами. Пациенты жаловались на значительные нарушения настроения и импульсивное, не регулируемое поведение.

Лечение агрессии в клинике

Для лечения острых состояний с проявлением агрессивного поведения в нашей клинике часто используются лекарственные препараты. К ним относятся препараты нейрометаболической терапии последнего поколения.

Международная психиатрическая ассоциация одобрила новую схему применения препаратов последнего поколения, которые можно использовать при лечении агрессивного поведения. Внутримышечные иньекции и внутривенные инфузии, применяемые в Брейн клиник и предназначеные для использования в агитации связанных с заболеваниями головного мозга — одобрены для использования международной медицинской этической комиссией. Внутривенные инфузии имеют более быстрое, безопасное и эффективное действие, чем при приеме внутрь.

Однако, пациент может легко успокоиться после перорального применения препаратов, если он или она понимает, что меры были приняты и помощь оказывается. Сублингвальное введение может иметь более быстрое начало действия, чем пероральный прием, так как имеет дополнительное преимущество для пациентов с наличием критики к своему состоянию, имея отвлекающий эффект для взволнованного пациента, в тот момент, пока таблетка растворяется. Это говорит о наличии позитивного эффекта психотерапевтического воздействия на пациентов, которые не находятся в остром психотическом состоянии.

Острое агрессивное поведение

Очень важно, чтобы пациенты с агрессивным поведением в первую очередь должны быть оценены на предмет возможности сопутствующих заболеваний. При этом, острые психотические состояния, в том числе наличие острых абстинентных синдромов при отмене алкоголя, наркотиков или седативных средств, должны быть исключены. Помимо острого управления агрессивным поведенческим эпизодом, долгосрочное управление зависит от характера насилия, временными или постоянными.

После лечения агрессивного поведения

После снятия острого психомоторного возбуждения требуются долгосрочные стратегии управления психическим состоянием. В этот период не рекомендуется применение средств применяемых для снятия острого состояния. Необходимы профилактические меры предотвращения агрессивного поведения в форме амбулаторно-поликлинического и амбулаторного лечения, которые могут быть использованы в качестве альтернативы стационарному лечению — стационар замещающие методики используемые в Брейн клиник. При использовании инновационных альтернативных амбулаторных программ, в сочетании с психотерапевтической модификацией поведения, пациенты отлично реагируют на проводимую терапию, при которой госпитализация не требуется.

Фармакотерапия долгосрочного управления агрессивным поведением зависит от основной клинической проблемы конкретного пациента.
Лечение основного расстройства является ключевым фактором. Часто, когда основная психиатрическая проблема успешно лечится, степень агрессивного поведения уменьшается. К сожалению, возможно, одна треть пациентов с шизофренией не реагирует на антипсихотическое лечение или позитивно на него отвечает лишь частично. У некоторых пациентов с шизофренией высокие дозы нейролептиков на самом деле могут в дальнейшем увеличить риск возникновения агрессивного поведения.

Агрессивное поведение

Вы встретились с агрессивным поведением у кого-либо.

Основные элементы управления не фармакологического включают в себя следующее:

  • Оценка потенциальной опасности (например, объекты, которые могут быть использованы в качестве нападения).
  • Оцените физическое поведение пациента (например, многие пациенты показывают кулак или стучат ногами).
  • Всегда держать пациента в поле зрения, контролируя его поведение (например, не поворачивайтесь спиной).
  • Принимайте словесные угрозы всерьез.
  • Держите безопасную дистанцию.
  • Не стесняйтесь попросить дополнительной помощи, не время проявлять героизм.
  • Сохраняйте спокойствие, держитесь уверенно и компетентно, пытайтесь путем привлечения в спокойный разговор снять проявления агрессивного поведения.
  • Избегайте споров с пациентом.

В повседневной жизни люди, достаточно часто сталкиваются с агрессивным поведением окружающих. Это может происходить в семье, на работе, на улице, в общественных местах. Само слово агрессия переводиться с латыни как «нападать».

Агрессивное поведение может быть обусловлено различными факторами и входить в структуру различных типов девиантного поведения.

Агрессивные поведенческие действия могут носить характер как криминального поведения, так и являться проявлением (симптомами) какого-либо психического расстройства.

Основным различием этих двух форм агрессивного поведения, являются причины мотивации действий и возможности или невозможности их контроля.

База агрессивного поведения

Как правило, основной базой для агрессивного поведения, являются отрицательные эмоции (злость, ненависть, гнев и.т.д.) вызванные какими-либо, внешними раздражителями. Этим раздражителем может быть как один фактор, так и целая совокупность.

Ученые рассматривают мотивацию агрессивного поведения по-разному. Например, известный этолог К.Лоренц рассматривал агрессивное поведение, как один из основных стержней для выживания человека.

З.Фрейд говорил об агрессивном поведении, как об инстинктивном влечении и отводил этому важную роль в психосексуальном развитии ребенка.

Многие современные психологи рассматривают агрессивное поведение как результат общественного влияния и последствий каких-то психологических травм полученных в раннем детстве или юношеском возрасте.

Важно знать, что агрессивное поведение может быть подконтрольно человеку и направленно в мирное русло, например в спорт, творчество, науку.

Более подробно о враждебности и агрессивном поведении в статьях:

Враждебность

Импульсивное поведение

brainklinik.ru

Агрессивное поведение | EUROLAB | Психическое здоровье

Слово «агрессия» имеет латинские корни («нападение»). Как свидетельствует статистика, дети и взрослые с каждым годом становятся всё более агрессивными. Это связано в основном с увеличивающимся ритмом жизни, психологическими нагрузками и плохим графиком сна и отдыха. Агрессивное поведение может возникать как из-за особенностей характера и воспитания человека, так и по причине психических заболеваний.

Агрессивное поведение — деструктивные поступки и высказывания, которые приводят к психологическому и физическому ущербу того лица или группы лиц, на которое оно направлено. Беспричинная агрессия может говорить о том, что в организме нарушен гормональный баланс, в части случаев это проявление болезни Альцгеймера. Причин может быть масса, потому нужно обследование квалифицированными специалистами. Чем раньше будет проведена диагностика, тем более высокий шанс на устранение причин без последствий для самого человека и для окружающих, в том числе для самых близких.

Причины

Психические и психологические причины агрессивного поведения у взрослых и подростков:

  • употребление снотворных лекарств
  • злоупотребление препаратами из группы антидепрессантов
  • проблемы на работе
  • неполадки в личной жизни
  • отсутствие отдыха при интенсивной рабочей загруженности

Мотивы агрессии могут быть такие:

  • враждебные (гнев, ненависть, ярость, эмоциональный срыв)
  • патологические (это следствия психических нарушений: галлюцинации, бред, психозы)
  • авторитарные (связанные со стремлением к власти, человек стремится быть выше окружающих, контролировать их и подчинять)
  • гедонистические (агрессия приносит человеку удовлетворение: моральное или физическое)
  • психической саморегуляции (агрессия помогает человеку обрести психологический комфорт и внутреннюю гармонию)
  • отрицания (агрессивное поведение в таких случаях — способ нарушения существующих правил, норм, законов)

Отдельно некоторые исследователи рассматривают мотивы следования, приобретения и достижения, защитные мотивы агрессии.

Теории агрессивного поведения

Таких теорий существует множество. Наибольшее распространение получили теории Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Агрессию делят на 4 категории:

  • потребность, которая вызвана внешними факторами (этот механизм объясняется фрустрационной теорией)
  • врожденная особенность (объясняется теорией влечения)
  • форма поведения в обществе
  • познавательные и эмоциональные процессы

Агрессия у детей

Статистика свидетельствует, что в последние годы школьники, особенно младших классов, становятся всё более агрессивными. У них появляется агрессивное поведение, направленное как на одноклассников и друзей, так и на учителей и родителей. Среди наиболее актуальных причин называют:

  • пребывание в нестабильном психологическом климате в семье (родители не ладят между собой, проявляют агрессию к своему сыну или дочери)
  • плохое воспитание (когда один день ребенку что-то разрешают, а на второй день немотивированно наотрез отказывают в это же; это вызывает непонимание ребенка и злость)
  • плохая успеваемость в школе
  • ссоры и отсутствие общего языка с одноклассниками
  • предвзятое отношение учителя, воспитателя
  • излишняя требовательность учителя, куратора, родителей

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет может быть спровоцировано запретом чего-либо. Когда они не получают желаемого, может начаться истерика или проявления агрессии. Дети такого возраста еще не понимают, что их поведение имеет определенный результат, который может существенно отражаться на окружающих. Например, они могут толкнуть другого ребенка, не понимая, что тот может удариться головой или даже сломать себе что-либо. Агрессивных детей в возрасте 2 лет лучше не ругать. Объясните ему, в чем он был не прав, какие последствия несут его поступки. При истерике постарайтесь переключить его внимание на что-либо.

Также агрессия у детей 2 лет может говорить о том, что они испытывают базовые физические потребности, о которых пока не могут сказать (или не могут даже их осознать). Например, ребенок может хотеть пить, кушать, спать, отдыхать.

В три года у ребенка наступает первый возрастной криз. Нельзя проявляться ответную агрессию, нужно действовать спокойными разговорами, объяснениями ситуации. Если это не помогает, нужно обязательно обратиться на консультацию к квалифицированному детскому психологу.

Агрессивное поведение дошкольников может иметь такие возможные причины:

  • биологические
  • наследственные, особенности характера
  • соматические болезни
  • патологии головного мозга

В 7 лет у ребенка наступает еще один криз становления личности. Поступая в первый класс, они сталкиваются с новыми ограничениями. Отсюда может исходить грубость по отношению к родителям, ссоры с друзьями и товарищами, игнорирование просьб и приказов учителя. Если родители в ответ на такое поведение будут кричать на ребенка, наказывать его, это приведет к усугублению криза.

Агрессию у ребенка 7 лет может спровоцировать нездоровый психологический климат в семье, физические наказания за проступки и низкую успеваемость, жестокие компьютерные игры, постоянный просмотр фильмов, где герои проявляют агрессию (в основном это триллеры и боевики), установки воспитания (когда ребенка учат в ответ на агрессию от другого ребенка самому действовать агрессивно, прибегая к физическим методам).

Агрессивное поведение школьников может быть связано с навязыванием ощущения элитности родителями. Дети из богатых семей требуют к себе повышенного внимания со стороны учителей, почета и даже поклонения со стороны одноклассников. Они чувствуют свою избранность, считают себя «выше других». Когда окружающие нарушают их иллюзию, не подтверждают имеющиеся установки, у ребенка начинается агрессивное поведение.

Формы агрессивного поведения

Выделяют две формы агрессивного поведения по методу проявления:

  • вербальная (выссказывания)
  • физическая

Вербальной агрессией называют поведение, когда человек, находясь в нормальном психическом здоровье или с патологией, оскорбляет, унижает и угрожает другим словами. Этот вид агрессии, в свою очередь, бывает прямым и косвенным.

Физическая агрессия делится на три подвида:

  • символическая (угрозы и запугивания)
  • косвенная (нанесение материального ущерба)
  • прямая (действия, которые наносят физический вред человеку или группе лиц)

Отдельно рассматривают реальную форму агрессивного поведения. Это нанесение физических травм людям или животным. Любая агрессия всегда противоречит нормам и правилам морали в обществе. Агрессия является в большинстве случаев формой реакции на проблему. Она вызывает фрустрацию, стресс и другие негативные последствия.

Агрессивно-пассивное поведение

Агрессивно-пассивное поведение — реакция на существующую или выдуманную проблему, которая характеризуется попыткой человека не проявлять негатив, недовольство, а скрыть его от окружающих. К этому поведению относят откладывание важного для своей жизни решения. Агрессивно-пассивные люди рассматривают себя в роли жертв. Часто у них есть зависимости и страх принимать какие-либо решения, особенно важные.

На пассивно-агрессивное (или агрессивнол-пассивное) поведение могут указывать такие фразы человека:

  • как скажешь; Ok
  • я не злюсь
  • я не знал, что вы имеете в виду сделать это прямо сейчас
  • да иду уже!; ну сейчас!
  • я думал/думала, ты знаешь
  • вы просто хотите, чтобы всё было идеально (когда он не выполняет порученное задание достаточно хорошо и получает замечания)
  • вы хорошо это сделали как для человека с вашим образованием / уровнем интеллекта / опытом работы и пр.
  • ну конечно, я был бы счастлив
  • почему ты так расстроился?
  • я же просто пошутил!

Агрессия мужчин и женщин

Исследователи говорят о том, что к агрессивному поведению больше склонны парни и мужчины, чем девушки и женщины. Мужчины часто жестоко обращаются с животными и детьми. Это связано с тем, что в мужском организме выше уровень гормона под названием «тестостерон». Чем больше его в организме, тем больше склонен человек к злобе и агрессии. Мужчины проявляют в основном агрессию физического вида, а женщины ограничиваются вербальной формой агрессивного поведения.

Гендерные различия агрессивного поведения изучали такие исследователи:

  • Бьорквист
  • Лагерспец
  • Харрис
  • Джентри и т. д.

Отличие агрессии двух полов заключается в установках относительно такого поведения. Мужчины в основном мало испытывают чувство вины, имеют низкий уровень тревожности. Женщины, наоборот, думают о том, как среагирует жертва на их поведение, не проявит ли она ответную агрессию, не будет ли слишком подавлена и расстроена и т. п.

Агрессия в понимании мужчин является средством достижения целей. Для женщин агрессивное поведение является способом снять стресс, успокоиться. Это в большинстве случаев кратковременные вспышки гнева. Различия в агрессивном поведении мужчин и женщин обусловлено несколькими причинами. Первая — генетический фактор. Агрессивные мужчины в древности имели больше шансов на доминирование и размножение. С помощью агрессии они побеждали других претендентов на выбранную женщину. Ученые Вершур, Кенрик и Садалла, проведя исследования, сделали вывод, что стремление мужчины к доминированию позитивно оценивается женщинами и считается привлекательной особенностью.

Различия в агрессии обоих полов продиктовано также культурным и социальным факторами. Женщины считаются более общественными созданиями, они склонны сопереживать и дружить. А мужчины показывают свою уверенность в себе, склонны демонстрировать силу. Женщины оценивают большинство поступков как пагубные и ведущие за собой тревогу или чувство вины.

Объекты агрессии

Первый тип агрессивного поведения, который стоит рассмотреть, это «рыцарство». Эксперименты ученых Мукерджи, Колсаваллы, Нанджи и Канекары продемонстрировали, что агрессия, направленная на женщину, особенно исходящая мужчины, считается недопустимой. Мужчины, которые действовали в этом эксперименте агрессивно, воспринимались женщинами как более аморальные, чем те, кто проявляется агрессию, направленную на мужчин.

Женщины вызывают у мужчин меньшую агрессию, потому что особы мужского пола воспринимают их как неопасные объекты. Исследования показали, что в случае необходимости мести мужчина будет мстить другому мужчине более жестоко, чем женщине.

«Антирыцарство» — вторая форма агрессии мужчины. Исследователи Томпсон, Ричардсон, Романовски и Голин свидетельствуют, что мужчины проявляют агрессию к женщине чаще всего тогда, когда она вызывает у них специфические страхи. К данным страхам относят, прежде всего, чувство собственного достоинства мужчин. Когда женщина демонстрирует, что считает их слабыми или немужественными, это вызывает самый большой уровень агрессии.

Характеристика агрессивного поведения

Агрессивное поведения может проявиться даже у очень маленьких детей, когда ребенок не получает что-либо желаемое. Агрессию могут спровоцировать 3 фактора:

  • биологический
  • психологический
  • социальный

Биологический фактор:

  • инфекционная болезнь
  • получение черепно-мозговой травмы
  • употребление психотропных веществ
  • алкоголь
  • наркотические вещества
  • наследственные особенности

Психологический фактор:

  • зависимость
  • мнительность
  • тревожность
  • импульсивность
  • эмоциональная неустойчивость
  • эгоцентризм

Социальный фактор:

  • асоциальный круг общения
  • влияние коллег
  • влияние друзей
  • влияние семьи

 Выделяют такие особенности именно агрессивного поведения:

  • оскорбления
  • унижение чести и достоинства другого человека
  • шантаж
  • порча имущества
  • склонность к физическому воздействию
  • рукоприкладство/драки

Агрессивное поведение педагога

Причинами агрессивного поведения учителей, воспитателей, кураторов, тренеров могут быть:

  • низкий уровень профессионализма
  • профессиональное выгорание
  • снижение престижа профессии учителя
  • агрессивное поведение нескольких/многих учеников класса и пр.

Агрессия педагога негативно отражается на детях, которые в принципе нигде больше не сталкиваются с гневом, криком и оскорблениями, кроме как в школе. Такие дети с большой вероятностью получат психологическую травму или, как минимум, негативный жизненный опыт. Это отразится на их восприятии всех учителей и тренеров в будущем, на восприятии лиц одного с их учителей пола, на моральных установках и т. д.

Если вы обнаружили, что педагог вашего ребенка склонен к агрессивному поведению (включая словесную агрессию), нужно поговорить с ним один на один, или подключив к этому делу еще одного-двух родителей. Ни в коем случае не скандальте, и не пытайтесь выяснять отношения с учителем прилюдно. Если после разговора педагог не сделает выводы и будет проявлять агрессию, нужно сообщить об этом директору школы. Агрессивным людям не место в педагогической системе.

Агрессия после инсульта

Агрессивное поведение является характерным последствием перенесенного инсульта. Причина заключается в изменениях психофизического состояния. Пациенты характеризуются беспричинными изменениями настроения, вспыльчивостью, раздражительностью. Родственники должны иметь терпение, чтобы с ним общаться. Важным условием выздоровления является покой и положительные эмоции.

Коррекция агрессивного поведения

Агрессивное поведение в части случаев можно скорректировать своими силами, но иногда нужно прибегать к очной помощи специалистов. Различны методы коррекции агрессии у детей, подростков и взрослых. Для снижения агрессии у детей актуальны такие действия:

  • правильная организация распорядка дня и досуга ребенка
  • активные занятия физкультурой, спортом, танцами
  • профилактика переутомления
  • нормализация режима сна и бодрствования

Что касается психологических методик коррекции агрессивного поведения у детей, актуален целый их ряд. Первая методика называется «игрушка в кулаке». Малыша просят закрыть глаза, в руку ему кладут игрушку и просят сильно сжать ее. После чего малыша просят открыть глаза и проверить, что зажато в его ладошке. Вторая актуальная методика называется «мешочек гнева». В тканевый мешочек небольших размеров насыпают крупу или песок с небольшими камушками. Ребенку можно его пинать, бить, кидать, когда он чувствует в себе приплыв злости, гнева, раздражения.

Факторы снижения агрессивности

Могут быть использованы такие стратегии для коррекции агрессивного поведения у детей:

  • ориентация на переживания и эмоции окружающих
  • на стимуляцию и демонстрацию гуманных чувств у агрессивного ребенка и жертвы
  • переживание чувства радости и гордости, когда ребенок овладел собой, не проявляет агрессивности
  • переключение ребенка с переживания чувства неуспеха и агрессивного поведения
  • отреагирование чувства обиды у агрессивного ребенка и того, на кого направлено его агрессивно поведение
  • моделирование ситуации неуспеха с целью преодоления чувства неуспеха и т. д.

Для коррекции агрессии у взрослых можно использовать специальные психологические методики, если у самого агрессора есть желание меняться. Если желание небольшое, непостоянное или его нет, стоит мотивировать человека обратиться на очную консультацию к психологу или психотерапевту. Только регулярная практика поможет скорректировать свое поведение на благо себе и окружающим.

www.eurolab.ua

1. Агрессия как психологический феномен

    1. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

  • Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)

  • Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)

  • Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)

  • Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson) 1

  • Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.2

Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия — та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба3.

2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон4дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

По мнению этих авторов:

— агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

-в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

-жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения5.

В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации — агрессии, в которой утверждается что6:

  • Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

  • Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения”7. Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен «тиражировать» удачные модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.

studfiles.net

причины, особенности, формы, коррекция. Агрессивное поведение детей и подростков :: SYL.ru

Агрессию и, соответственно, агрессивное поведение человечество изучает уже давно. Но все же в этой теме остается еще множество нераскрытых вопросов. Именно поэтому в данной статье максимально детально будет рассмотрено агрессивное поведение: причины его возникновения, различные формы, а также способы корректировки.

Что это такое?

Изначально надо определиться с теми терминами, которые будут широко использоваться в этой статье.

Агрессия. Объяснений данного понятия существует довольно-таки много. И все они чем-то да различаются. Однако изначально надо отметить, что термин «агрессия» с латинского языка переводится как «нападение».

  • Согласно Арнольду Бассу (известному психологу), агрессия – это любое поведение человека, которое может нанести ущерб окружающим людям.
  • Зильман утверждает, что агрессия – это попытка человека нанести другим людям различного рода телесные и физические травмы.
  • Иные же ученые говорят о том, что агрессия является оправданной только в том случае, если есть желание нанести обиду или ущерб человеку (а не только конечный результат).

Что же такое агрессивное поведение? Это примерно то же, что и сама агрессия. Т. е. это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.

Основные группы причин

Обязательно надо рассмотреть различные причины, которые могут провоцировать возникновение агрессивного поведения. Так, ученые выделяют три основные группы факторов: биологические, социальные и психологические.

Биологические причины

Какие же они, биологические причины агрессивного поведения?

  • Наследственность. Особенно если она отягощена различными генетическими проблемами, алкоголизмом, употреблением наркотиков или иных психотропных веществ. Или же если в анамнезе родителей есть различные вирусные инфекции.
  • Половые гормоны. Ученые доказали, что на агрессивность человека влияет количество определенных гормонов. А именно в таком случае важен уровень тестостерона. Существенно возрастает он в подростковом возрасте, в период полового созревания человека.
  • Нейромедиаторы. Специалисты утверждают, что влияет на агрессивное поведение изменение процесса обмена нейромедиаторов. А именно серотонина, дофамина и норадреналина.
  • Особое влияние на агрессивность и девиантное поведение человека оказывает лобная доля черепа (именно она осуществляет планирование и подавляет агрессию). Если она травмирована или же неправильно работает, могут нарушаться процессы агрессивности и соответственного поведения.

Социальные факторы

Стоит отметить, что специалисты утверждают: нельзя отдельно рассматривать только лишь односторонние причины агрессивного поведения. Чаще всего проблему провоцирует комплекс различных факторов. Так, важно отметить, что особое значение имеет социальное окружение человека.

  1. Нередко агрессивное поведение формируется в семье с раннего детского возраста как нормальная форма общения с окружающими.
  2. Психологи утверждают, что чаще от агрессивного поведения страдают малообразованные люди. Поэтому можно сделать вывод о том, что уровень образования также влияет на агрессию человека.
  3. Агрессивное поведение может формироваться также на месте работы.
  4. Если говорить о подростках, то нередко такое неправильное поведение формируется у них вследствие общения в определенных группах, коллективах. Также значение имеет приверженность ребенка к определенной субкультуре.

Психологические причины

Особенность черт характера личности также может влиять на формирование у человека агрессивного поведения. В таком случае чаще всего принято говорить о:

  • Тревожности.
  • Эгоцентризме.
  • Импульсивности.
  • Эмоциональной неустойчивости.
  • Склонности к эмоциям гнева, ярости.

Стоит отметить, что большое значение также имеют особенности контроля и самооценки такого человека. Однако все же максимально активным тут является уровень социализации каждого индивида (вместе с усвоением правовых и морально-этических норм поведения), а также характеристики мотивационной сферы.

Иной комплекс причин

Агрессивное поведение человека могут провоцировать также и иные причины, так называемые одноразовые.

  1. Боль. Ученые доказали экспериментально, что сильная боль может вызвать агрессивное поведение. И хотя опыты проводились на животных, это же правило действует и в отношении Homo Sapiens – человека разумного.
  2. Жара. Ученые давно говорят о том, что климатические условия сказываются на состоянии человека. Так, если на индивида «давит» табачный дым, знойный тяжелый воздух, плохие запахи – это все может провоцировать вспышки гнева и агрессивного поведения. Однако это утверждение — скорее гипотеза, ведь прямого доказательства данного факта ученые пока еще не получили.
  3. Атака. Нередко агрессивное поведение человека – это ответ на такие же действия иного индивида. Как говорится, «око за око».
  4. Теснота. Опять же этот факт доказан при помощи экспериментов на животных. Но все же относится и к человеку. Если кого-то поместить в тесное пространство (например, клетку), через время возникает агрессия и агрессивное поведение.
  5. Алкоголь и различные психотропные вещества являются нередко прямой причиной возникновения агрессивного поведения у многих индивидов.
  6. Возбуждение, в том числе и сексуальное, также может провоцировать возникновение этой проблемы.

Особенности

Стоит отметить, что вышеупомянутый психолог Басс особенности агрессивного поведения описывает на основании трех предельно простых шкал:

  1. Физическое – вербальное (словесное) агрессивное поведение.
  2. Активное – пассивное агрессивное поведение.
  3. Прямое – непрямое агрессивное поведение.

Однако это неустойчивые формы, они могут варьироваться в зависимости от ситуации. К примеру, активное физическое агрессивное поведение – это нанесение ударов иному человеку, его избиение. Неактивная форма – это, например, найм убийцы или же сговор с иным человеком, который принесет ущерб. Пассивное физическое агрессивное поведение – это, к примеру, стремление сделать все, чтобы не позволить другому человеку достичь вершин в карьере. Далее еще проще. Так, вербально активное действие – это словесная обида. А вербальное неактивное – это обычное распространение сплетен или же грязных слухов.

Формы

Важно также отметить, что существуют еще и различные формы агрессивного поведения. Так, чаще всего их ученые компонуют по особым парам.

  • Физиологическая и патологическая агрессия. В первом случае действия человека не носят злого умысла, а совершаются, чтобы самоутвердиться, чем-то овладеть. Тут еще может возникать и понятие оборонительного агрессивного поведения. В таком случае у человека просто включается защитная реакция и инстинкт самосохранения. Во втором случае речь идет уже о целенаправленном, истинном агрессивном поведении. Тогда главной целью является именно нанесение ущерба иному человеку.
  • Отдельно специалисты выделяют физическую (телесную) и вербальную (словесную) агрессию. Стоит отметить, что у детей младшего возраста преобладает именно первая форма поведения. У взрослых же чаще всего встречается вербальное агрессивное поведение. В этом случае огромную роль играет процесс социализации и трансформация некоторых поведенческих реакций для адаптации к существующим морально-этическим нормам.
  • Отдельно также существует скрытое агрессивное поведение (в таком случае человек в голове проигрывает различные виды своих поступков относительно другого человека или группы лиц) и открытое (подразделяется на два последующих вида).
  • Существует открытое прямое и открытое косвенное агрессивное поведение. В первом случае действия направлены непосредственно на объект, которому хочется навредить. Во втором случае вред может наноситься косвенно. Чаще всего это делается через анонимные письма, распускание сплетен. Важно еще отметить, что именно косвенное агрессивное поведение может проявляться открыто или же исподтишка (это жалобы, ложь, доносы, придирки, злорадство).

Также надо сказать и о том, что основатель психоанализа, Гюнтер Аммон, выделяет три основных вида агрессии (соответственно, и агрессивного поведения):

  1. Конструктивная. В таком случае агрессивное поведение имеет социально приемлемые формы.
  2. Деструктивная. Тут агрессивное поведение имеет социально неприемлемую форму.
  3. Дефицитарная. От нее страдают чаще всего пациенты с различными психосоматическими отклонениями или болезнями. В таком случае принято говорить о дефиците существующих поведенческих навыков.

Агрессивное поведение также можно разделить на два вида относительно его направленности:

  1. Экстрапунитивное поведение. Т. е. внешнее, направленное на иных людей.
  2. Интрапунитивное поведение. Направленное исключительно на себя. Это так называемая аутоагрессия.

Несколько слов о детях

Агрессивное поведение детей – это довольно-таки большой комплекс проблем, с которыми надо начинать бороться с самого раннего возраста. Ведь если вовремя не предпринять определенные меры, ребенок может навредить не только слишком большому количеству людей, но и себе. Также запущенные формы этого состояния достаточно тяжело поддаются коррекции и исправлению.

Стоит отметить, что агрессивное поведение дошкольников – это весьма распространенное явление. Однако как можно узнать, что у ребенка проблемы и что ему уже на данном этапе необходима помощь? Так, для этого надо знать, какие же признаки свидетельствуют о том, что у малыша именно агрессивное, а не какое-либо иное, поведение.

  • Высокая частота агрессивного поведения. Если ребенок более чем 4 раза в час проявляет враждебность к окружающим, его поведение можно квалифицировать как агрессивное.
  • Преобладание физической агрессии. Т. е. ребенок старается причинить людям из своего окружения телесные повреждения: ударить, пнуть, ущипнуть и т. д.
  • Направленность поведения. Можно с уверенностью сказать, что у ребенка большие проблемы, если целью его агрессивного поведения становится именно причинение боли, а не достижение определенной цели (например обидеть, чтобы отобрать игрушку).

Источники агрессивного поведения в детском коллективе

Важно также отметить, что агрессивное поведение детей провоцируют следующие основные факторы или, как их называют в психологии, источники:

  1. Чувство страха. Ребенок может себя агрессивно вести, если он не доверяет окружающим, если он в своем окружении видит для себя опасность.
  2. Запреты. Очень часто причиной агрессивного поведения малыша становятся запреты, которые не дают возможности реализоваться планам или желаниям крохи. Причиной становится обычное неудовлетворение потребностей.
  3. Самостоятельность. Также ребенок может себя агрессивно вести, отстаивая свое право на определенную территорию (игрушку). Это проявление самостоятельности, попытка обретения свободы.

Основа агрессивного проявления у детей

Однако все же надо сказать, что агрессивное поведение детей дошкольного возраста чаще всего вызвано тем укладом жизни, к которому привык малыш. Что это значит? Маленькие дети копируют все, что происходит в их ближайшем окружении. И чаще всего это семья. Практикующие психологи и психотерапевты отмечают, что большинство деток с агрессивным поведением перенимают такую форму общения из отношений старших родственников: родителей, бабушек-дедушек. Т. е. если в семье принято ругаться, обзываться и иногда пинать друг друга, надо понимать, что так же будет поступать и малыш с иными, окружающими во внешнем его мире людьми. Многим родителям просто надо в первую очередь обратить внимание на себя, а потом только искать изъяны в своих детях.

Также нередко агрессивное поведение детей дошкольного возраста вызывается обычной ревностью. Т. е. негативным поведением ребенок просто желает обратить на себя внимание. Чаще всего это возникает в том случае, если в семье рождается еще один малыш, и первому ребенку уделяется гораздо меньше времени.

Но и тут надо помнить: если правильно не отреагировать на единичные вспышки агрессивности и соответствующего поведения, это может перерасти в плохую привычку. А справиться с этим будет уже гораздо труднее.

Правила поведения родителей

Как уже было выше сказано, агрессивное поведение младших школьников – это весьма распространенная проблема. Как же в таком случае родителям реагировать правильно? Что нужно делать, чтобы еще больше не усугубить состояние?

  1. Надо помнить, что запрет и агрессия – это не самая лучшая реакция на агрессивное поведение малыша. Платить ребенку тем же не стоит. Нужно постараться понять причины такого поведения, а также постараться их устранить.
  2. Не нужно резко пресекать агрессивное поведение ребенка. Делать это надо постепенно. Надо постараться дать крохе возможность выплеснуть свою агрессию. Или же переместить ее на что-то иное. К примеру, можно дать ребенку порвать фотографию своего врага. В результате этого количество проявлений агрессивного поведения в реальной жизни существенно снизится.
  3. Детям надо показывать правильный пример. Поэтому при них нужно стараться не злиться, не кричать, не обижать других. Например, ударить мужа в плечо от злости – это показать плохой пример своему ребенку.

Родители должны помнить, что агрессивное поведение – это не всегда плохо. Точнее, иногда это может быть естественная защита от действий окружающих. Так что нельзя малыша сразу же ругать. Лучше всего научить его управлять своими вспышками гнева. Это умение ему точно пригодится на всю жизнь. Ну и, конечно же, пока ребенок маленький, его нужно как можно чаще обнимать, целовать, говорить, что он любим и ценен. Ведь нередко агрессивное поведение школьников – это просто желание привлечь к себе внимание.

Несколько слов о подростках

Отдельная тема – это дети в период полового созревания. Ну и, естественно, огромную проблему составляет агрессивное поведение подростков. Стоит отметить, что причины этого чаще всего следующие: колебание уровня гормонов и влияние ближайшего окружения. Так, о первом пункте все уже сказано выше. Что же относительно второго? Психологи утверждают, что подростковый период – это время становления ребенка как личности, его взросление. Тут возникает желание как можно чаще и больше проявлять самостоятельность. Но проблема в том, что далеко не все родители к этому бывают готовы. И опять же на первый план выходят запреты, которые и являются главными провокаторами такого поведения. При этом еще нередко агрессивность детей повышается вследствие их общения в определенных группах. Подростки частенько кооперируются в так называемые компании по интересам. Некоторые из них целью ставят вредительство не только родителям и окружающим людям, но и самим себе (группы подростков, склонных к суицидальному поведению). В таком случае ребенка надо как можно скорее изъять из такого коллектива.

Коррекция поведения детей младшего возраста

Отдельно также надо рассмотреть такой подпункт, как коррекция агрессивного поведения ребенка. Что же может делать родитель, чтобы избавиться от данной проблемы?

  1. Игнорирование незначительной агрессии. Однако нельзя просто сделать вид, что ничего не произошло. Можно сказать: «Малыш, я знаю, что тебе плохо, я тебя понимаю». Категорически запрещается кричать и отвечать тем же.
  2. Если маленький ребенок начинает проявлять агрессию, надо постараться переключить его внимание на что-то интересное. Т. е. кроху надо отвлечь.
  3. Надо научиться выводить ребенка из состояния агрессии. Так, можно подойти, взять его за руку (отвлекающий маневр) и спросить, не устал ли он, может, хочет пить или кушать.

Физические упражнения

Психологи утверждают, что отличная коррекция агрессивного поведения детей – это различные физические упражнения. Однако для этого ребенок должен сам хотеть справиться с проблемой. Т. е. в моменты, когда он будет чувствовать прилив агрессии и желание сделать кому-то плохо, нужно начинать приседать, делать зарядку для пальцев и т. д. Это отличный не только отвлекающий, но и успокаивающий маневр.

Как можно отвлечь себя от вспышек агрессии и агрессивного поведения? Так, ребенок должен знать, что ему помогут следующие действия:

  1. Надо вдохнуть воздух, ненадолго задержать дыхание, а далее выдохнуть.
  2. Если есть такая возможность, надо походить.
  3. Отлично помогает обычное сжимание-разжимание кулаков.
  4. Помогает справиться с агрессивным поведением обычное разрывание бумаги.
  5. Если у ребенка частые вспышки агрессивного поведения, ему надо всегда при себе иметь два грецких орешка. В момент прилива ярости их надо покачать в руках, побросать, тем самым отвлекаясь.

Важно отметить, что коррекция агрессивного поведения детей младшего возраста нередко не может обойтись только лишь усилиями родителей. Нужно не стесняться привлекать к этому действию специалистов – психологов, психотерапевтов.

Коррекция поведения подростков

Агрессивное поведение подростков – также весьма распространенна проблема. Очень много современных детей в период полового созревания становятся неуправляемыми. Огромное влияние на это оказывают сами родители, общение с внешним окружающим миром, а также телевидение. Какой же может быть коррекция агрессивного поведения подростков, что она должна включать в себя?

  1. Спокойная реакция. Чаще всего агрессивное поведение подростка направлено именно на то, чтобы обидеть родителей, «вывести из себя». В таком случае надо постараться сделать все, чтобы после вспышки гнева у ребенка появилось чувство стыда за свои деяния. Также можно во время неадекватного поведения задавать наводящие вопросы об усталости, чувстве голода или жажды (как и в случае с маленькими детьми).
  2. Родитель должен помнить, что надо акцентировать внимание не на самом подростке, а на его поведении. Т. е. плох не ребенок, а его манера общения с окружающими. Во время анализа ситуации надо концентрироваться на данном случае, не вспоминая предыдущих подобных.
  3. При подростках также надо контролировать свои негативные эмоции, вспышки гнева. А за агрессивное поведение нужно не бояться просить прощения у ребенка.
  4. Коррекция агрессивного поведения подростков запрещает такие совершенно неэффективные методы, как угрозы, обзывания, применение физической силы.
  5. Лучший метод вывести подростка из состояния агрессии – проявлять спокойствие. Ребенка это обескуражит и успокоит.

Профилактические меры

Очень важной также является профилактика агрессивного поведения. Ведь, как говорится, проблему лучше предупредить, нежели позже с ней справляться. О чем в таком случае надо помнить?

  • Правильное формирование круга интересов. Нужно привлекать малыша к тем занятиям, которые позитивно влияют на формирование личности: это музыка, спорт, чтение.
  • У ребенка не будет времени на злость и агрессию, если он как можно чаще будет где-то задействован. В таком случае актуальной будет различная деятельность: трудовая, спортивная, организаторская, художественная и т. д.
  • Даже в самых трудных ситуациях надо обращать внимание на позитивные стороны характера ребенка. А не на негативные.
  • Нельзя на агрессивное поведение ребенка отвечать тем же. В таком случае он поймет, что он поступает неправильно. В противном же случае такое поведение точно повторится.
  • Нужно уважать чувства детей. Также надо прислушиваться к ним. Очень важно узнать причину агрессивного поведения. Ведь только так в дальнейшем можно будет пресекать эту проблему.

Что еще предполагает профилактика агрессивного поведения детей и подростков? Так, родители должны помнить о том, что агрессия – это выброс огромного количества энергии. Именно поэтому надо постараться перенаправить ее в правильное русло. Это может быть работа, разрывание бумаги или даже бой подушками.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *