Агрессия в группе – — —

Содержание

тренинг для волонтерской группы «Агрессия. Как с ней справиться. Работа с агрессией в группе» — МегаЛекции

Мы не случайно включили в руководство тре­нинг по агрессии. С этим неприятным проявлени­ем отношений между людьми нам приходится, к сожалению, сталкиваться довольно часто. И часто агрессивное поведение окружающих способно ис­портить нам настроение надолго. Да и сами мы тоже периодически становимся агрессивными. В этот момент мы можем «наломать дров» и принес­ти вред и себе и окружающим. Тренинг по агрес­сии помогает разобраться, что делать с собствен­ной агрессией и как реагировать на агрессивное поведение окружающих.

Количество участников: 20-25 человек Цель тренинга: подготовка участников к ра­боте с агрессией в группе

Задачи тренинга:

— интеллектуальная: понимание причин возникновения агрессивного поведения, его ме­ханизмов, знакомство с различными видами аг­рессивного поведения

— эмоциональная: снижение уровня тревоги в

ситуациях проявления агрессии

Необходимый материал: ватман — 3 штуки, листочки бумаги для упражнения «Слабое зве­но» -100-120 штук, ручки, листочки бумаги («Сла­бое звено») для присвоения номеров — по количе­ству человек, листы бумаги (А4), старые газеты, карточки с надписями по количеству пар.

Первый день.

1. Приветствие.

2. Шеринг. Участники делятся в круг своим настроением, чувствами.

3. Ведущие заявляют тему занятия «Агрес­сия. Работа с агрессией в группе». Участникам предлагается непосредственно на себе испытать чувства, связанные с агрессией.

4. Разминка. Каждого участника просят, по очереди, назвать свое имя и показать, как он вы­глядит, когда злится (мимикой или жестом), при­чем остальные участники повторяют его дви­жения.

5. Мини-лекция. Ведущие напоминают учас­тникам, что существуют различные направленно­сти агрессии: на себя и вовне. Также говорится о том, что агрессия может присутствовать на разум­ном и эмоциональном уровнях, которые не пере­секаются, поэтому человеку, испытывающему сильные эмоции, сложно что-либо объяснить или доказать. Это нужно учитывать при проведении занятий в группе. В завершении, ведущие говорят о том, что агрессия живет в каждом человеке (это ни хорошо, ни плохо), но нам приходится, так или иначе, ее контролировать. Следовательно, необхо­димо научиться ее контролировать таким образом, чтобы не приносить вреда окружающим и не раз­рушать себя.



6. Упражнение «Слабое звено». Ведущие объявляют, что сейчас все будут играть в извест­ную игру «Слабое звено» и раздают каждому уча­стнику по пять листков бумаги, на которых они будут отмечать людей, по их мнению, являющих-

я слабыми звеньями. Затем каждому присваива­лся определенный номер, который пишется на бумажке и прикалывается к груди. Инструкция: вы команда, участвующая в игре «Слабое звено», во время которой будут задаваться вопросы (каждо­му индивидуально) на тему агрессии, ваша зада-га — отвечать на них как можно быстрее, укладываясь в темп, установленный ведущими (темп сбивается хлопками в ладони на счет раз-два-три). После прохождения каждого круга команда забирает два слабых звена (двух человек, кото­рые по их мнению должны выбыть): участники на выданных листках бумаги пишут два номера иг­роков, которые должны уйти из игры (голосова­ние проходит анонимно). Ведущие подсчитывают голоса и объявляют аутсайдеров, которые долж­ны выйти за пределы круга. В дальнейшем, пока идет игра, исключенные должны написать на бу­маге о своих чувствах к группе и по поводу про­исходящего. Игра длится до тех пор, пока исклю­ченных и оставшихся членов команды, не будет примерно поровну. Этим двум образовавшимся группам предлагается сесть друг напротив друга и поделиться своими впечатлениями, чувствами: каково было быть исключенным из команды, ка­ково было голосовать против других членов команды и т. д.

Примерный список вопросов для упражнения:

• Какие могут быть причины агрессии у людей?

• Что может являться поводом для агрессии?

• Какие могут быть проявления агрессии?

• Какие есть у меня способы реакции на аг­рессию?

• Какие агрессивные слова я знаю?

После обсуждения можно провести упражне­ние, направленное на слив агрессии, которое на­зывается «Стена»: группа делиться на две части, одна кричит «ДА», другая — «НЕТ». Две «стены» сходятся одна на другую.

7. Групповая дискуссия «Зачем на телевиде­нии или в средствах массовой информации демон­стрируют подобные игры, и почему зрители с удо­вольствием за ними наблюдают?»

Перерыв

8. Упражнение «Войди в круг». Участникам даются следующие инструкции: Все должны

встать за стулья, то есть оказаться за кругом (кроме ведущих, ведущие садятся в середину круга). Вызываются 3 добровольцев, которые садятся вместе с ведущими. Задача каждого уча­стника — войти в круг, при этом каждый участ­ник сталкивается с тем, что его «не пускают», задают различные вопросы, например, что ты представляешь собой, что .хочешь сюда попасть? что ты можешь дать этому кругу? зачем тебе сюда нужно? то есть всячески препятствуют вхождению участника в круг. Упражнение длит­ся, пока все желающие не проникнут внутрь кру­га. Затем ведущие предлагают, всем сесть на свои места и поделиться чувствами и впечатле­ниями от упражнения. Как правило, участники испытывают негативные, агрессивные чувства, и именно это становится предметом обсуждения группы. Варианты обсуждаемых тем: Зачем вам нужно было проникнуть в круг, когда вы не зна­ли, что там? Почему человеку свойственно все-таки выставлять себя на «суд» других и подвер­гать себя унижению? Почему унизительно объяснять кому — то, что ты достоин быть с ними «в одной лодке»? Почему те, кто сидел в кругу и «судил» других чувствовали себя тоже негатив­но и неуютно? Почему те, кто остался за кругом, так и не вошли в него? Причины агрессии, и по­чему каждый человек боится агрессии по отно­шению к себе? И почему это упражнение связа­но с агрессией?

9. Группе предлагается разделиться на 4 под­группы, каждой из которых дается задание: Сей­час каждый из нас испытывает агрессивные, нега­тивные чувства. Подумайте и предложите всей группе свой вариант: Что можно с этим сделать? Каждая подгруппа на всех участниках отрабаты­вает свой вариант. Общегрупповое обсуждение: Как подобный опыт может пригодиться каждому для работы тренера?

10. Упражнение на слив агрессии, ярости «Снежки». Участникам предлагается скомкать клочки газет в плотные комочки (по 5-6 ко­мочков). Затем по команде ведущего все участ­ники начинают кидаться этими комочками друг в друга.

11. Каждому участнику предлагается по кру­гу поделиться, какие у него есть свои собственные индивидуальные реакции на применимую к нему агрессию. Все ответы записываются на ват­ман. Затем каждому предлагается подумать и проранжировать данный список с учетом тренерской работы в группе, какая из реакций наиболее эф­фективна, и вызывает меньший протест со сторо­ны группы.

12. Общегрупповая дискуссия на тему: В ка­ких жизненных ситуациях, какой способ реаги­рования допустим или приемлем, наиболее эф­фективен.

13. Ведущие собирают «обратную связь». Про­щание.

День второй

1. Шеринг дня: обмен чувствами, впечат­лениями.

2. Тема дня «Что делать, когда я растерялся? Как привести себя в чувство? И в каких ситуациях человек теряется?»

3. Упражнение «Дискриминация». Группе предлагается поделиться на пары. Один из пары встает за стулом, другой остается сидеть на сту­ле. Ведущие каждой паре раздают табличку, над­пись на которой не видна ни одному из пары, зато видна всем остальным участникам. Затем участникам предлагается задавать друг другу вопросы, связанные с надписью на табличке. Главное, чтобы эти вопросы не были прямыми, и пара не могла догадаться, что конкретно на­писано на листе. Пара пытается угадать, что же написано на ее табличке. Нюанс заключается в том, что надписи на табличке свидетельствуют о каком-либо недостатке пары, например, «Я -вор», или «Я — наркоман», или «Я — агрессор, убиваю невинных». Затем происходит обще­групповая дискуссия на темы: растерянность -это тогда когда я не уверен в себе. Не уверен я в себе — это тогда, когда я подозреваю, что у меня есть недостатки и ничего с этим не делаю. Все вокруг замечают мои недостатки, кроме меня, я пытаюсь убедить себя, что этого нет. Уве­ренность есть, когда я знаю, какой я, какие у меня недостатки и признаю это и работаю над ними.

4. Сбор «обратной связи». Прощание.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

1.3 Групповая агрессия. Изучение агрессивности студентов как социально-психологического феномена

Похожие главы из других работ:

Влияние модуса жизни на ценностные позиции и групповое ориентирование студентов

1.1 Групповая сплоченность и ценностные позиции личности

Проблема групповой сплоченности является одной из проблем формирования малой группы. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе…

Влияние модуса жизни на ценностные позиции и групповое ориентирование студентов

1.2 Групповая сплоченность и саморегуляция личности

Вывод о том, что сплоченность группы определяется включенностью каждого ее члена в совместную деятельность, подталкивает к тому, чтобы определить характер этой деятельности, то есть степень ее направленности и осознанности…

Исследование феноменологии малой группы

2. Групповая сплоченность как процесс групповой динамики

Групповая сплоченность — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Именно сплоченность группы обеспечивает ее развитие как коллектива. Доказано, что для сплоченной группы…

Кибераддикция и психологические механизмы её формирования

1.3 Групповая игровая деятельность в Интернете

Рассмотрим более подробно групповые игры в Интернете. Считается [8], что групповые в прошлом текстовые, а в ныне — мультимедийные игры в реальном времени (on-line), представляют собой прямое продолжение ролевых игр, в которые играли…

Лидерство

III. Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива.

Коллектив как целостное развивающееся социальное образование обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений в нем…

Понятие и особенности социально-психологического тренинга

2. Групповая динамика и этапы работы группы

Групповая динамика — это развитие или движение группы, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой. В групповую динамику входят: цели и задачи группы, сплоченность группы, нормы группы, позиция ведущего…

Психология групп

1.3.1 Групповая сплоченность и совместимость

В процессе становления группы или при одновременном вступлении в нее нескольких индивидов особое значение приобретает принятие общих норм и их согласие с общими целями. В этом случае речь идет о групповой сплоченности, т. е…

Психология малой группы

2. Групповая динамика и межгрупповое взаимодействие

Групповая динамика ? взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий…

Психология социальных групп и коллективов

2. Групповая структура

Любая группа имеет ту или иную структуру — определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы…

Работа психокоррекционной группы

2. Групповая динамика

Групповая динамика — это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы их деятельности и влияния членов на окружение…

Социально-психологические проблемы подросткового возраста в полных и неполных семьях

Групповая коррекционная работа с подростками:

Работая в школах с подростками, мы пришли к выводу, что при возникновении в самосознании ребенка несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами формируются негативные отношения, как к предлагаемым ценностям…

Социально-психологический климат в коллективе

2. Групповая совместимость и сработанность

Каждый работник выполняет свои функции не изолированно от других участников производственного процесса, а совместно с ними, т.е. он является членом определенной группы…

Управление группой в организации

1.2 Групповая динамика в неформальных группах

 Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия. Люди…

Управление процессом принятия группового решения

1.2 Групповая дискуссия и ее роль в принятии групповых решений.

Наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. На экспериментальном уровне эта проблема, как и другие вопросы групповой динамики, была изучена Левиным…

Условия успешности малых групп

1.3 Групповая сплоченность

Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции…

psy.bobrodobro.ru

Влияние агрессивности подростков на их положение в группе сверстников Текст научной статьи по специальности «Психология»

УДК 159.9

Зубова Л.В., Кириенко А.А., Назаренко Е.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]

ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Исследование направлено на изучение взаимосвязи агрессивности подростка и социометрического статуса в группе. Было выдвинуто две гипотезы. Первая, что существует взаимосвязь между агрессивностью подростка и его социометрическим статусом в группе. И вторая, что наиболее высокий уровень агрессивности наблюдается у лидеров и «отвергаемых». Эмпирическая часть исследования включала в себя два этапа: пилотажное исследование и основное исследование, направленное на определение уровня агрессивности подростков, определение их социометрического статуса и выявление взаимосвязи между уровнем агрессивности и социометрическим статусом подростков.

Различия между выборками высокоагресивных и низкоагрессивных значимы. Анализ различий по полу показывает, что большая часть из тех, кто имеет высокий уровень агрессивности — девочки. Исследование также подтвердило предположение о том, что уровень агрессивности связан с местом, занимаемым ребенком в группе. Наиболее высокий уровень агрессивности наблюдается у подростков, имеющих социометрический статус, относимый к категории «отвергаемые», которые имеют высокие показатели по всем шкалам агрессивности, за исключением шкалы «чувство вины». Гипотеза о том, что лидеры имеют высокий уровень агрессивности, не нашла подтверждения. Значимым практическим выводом исследования является то, что существует тесная связь между уровнем агрессивности и социометрическим статусом подростка в группе. Высокая агрессивность оказывает отрицательное влияние на статус подростка в группе. Данное положение дает основание утверждать, что можно целенаправленно влиять на изменение статуса подростка в группе через систему мер коррекции его агрессивности.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, социометрический статус, межличностные отношения подростков.

Проявление агрессивности в нашем мире вызывает серьезное беспокойство. В настоящее время данная проблематика является одной из самых широко обсуждаемых в мире [2]. В последнее время намечается тенденция к исследованию феномена агрессивности как сложного явления, формирующегося под влиянием различных факторов (A. Bandura, L. Berkowitz, T.M.Dumasa, N.Garnefski, K.Bluth, T.A. Eisenlohr-Moul, W.E.Ellisb, V.Kraaij, J.Krogera, J.E.Marciac, M. Martinussenab, E. J.McEllistrem, D. Ross, S. Ross, P. Smith, D.A.Wolfec, M L. Walsh, Л.И. Божович, Е.В. Гребенкин, Л.В. Зубова, А.А. Кириенко): биологических (например, хромосомные аномалии) [1] и социальных (например, стиль воспитания в родительской семье), [2]-[9], [15], но также и индивидуально-психологических (когнитивных, эмоциональных, волевых) факторов [12]-[14], [16] на основе которых складывается соответствующая модальность агрессивности: конструктивная или деструктивная [9].

Совершенно уникален по своей структуре феномен подростковой агрессивности, развивающийся на основе комплекса физиологических изменений, происходящих в организме и

социально-психологических условий [11]. Подросток «входит в жизнь» и, несомненно, важно, какой способ он для этого выберет. А это, в свою очередь, связано с тем, какое место он занимает в своей среде и является ли эта среда «своей» [10]. Интересно в связи с этим выяснить, позволяет ли агрессивность выбиться подростку в лидеры? Или наоборот, «опускает» его вниз, в среду «отвергаемых»? Исследования последних двух десятилетий показывают, что повышенная агрессивность подростков оказывает влияние на систему межличностных отношений. Данное исследование, основные результаты которого представлены в статье, посвящено изучению особенностей взаимосвязи агрессивности и межличностных отношений подростков.

В работе использовались теоретический анализ, обобщение психологического опыта по изучаемой проблеме и диагностические методы (методика диагностики показателей и форм проявлений агрессивности А. Басса, А.Дарки [17], методика социометрических измерений, анкета «Определение отношения к агрессивности», представленная в двух формах — для учителей и учащихся. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 14 и 15 лет

(58 девочек и 41 мальчик) и 15 учителей в возрасте от 35 до 49 лет.

Исследование проводилось среди учащихся одной из школ города Оренбурга по разработанной программе, которая включала два этапа: пилотажное исследование и основное исследование. Целью первого этапа было определение проблемного поля исследования. На данном этапе применялся метод экспертных оценок, в процессе которого проводилось анкетирование двух разных экспертных групп, отличающихся как по возрасту, так и по социальному и профессиональному положению — учеников и учителей школы. В качестве диагностического инструментария использовалась разработанная анкета «Отношение к агрессии». Основной этап исследования посвящен выявлению особенностей проявляемой подростками агрессии и установлению взаимосвязи между уровнем агрессивности и социометрическим статусом подростка в группе.

На этапе пилотажного исследования были получены следующие данные. На вопрос: «Как часто Вы сталкиваетесь с проявлениями агрессивности?» 72% учащихся ответили «иногда», 26% ответили «часто» и всего лишь 2% — «редко ». Учителя на этот же вопрос ответили так: 77% — «иногда» и 23% — «часто». Таким образом, как подростки, так и учителя периодически сталкиваются с агрессией окружающих.

По мнению подростков, их сверстники чаще всего проявляют агрессию во время перемены 65%, несколько реже вне школы 28% и еще меньше во время уроков 7%. В то время как учителя полагают, что подростки более агрессивны за пределами школы 68%.

При столкновении с агрессивным поведением люди испытывают различные чувства: гнев, обиду, раздражение, растерянность, страх. Какие же из них испытывают подростки? Наиболее популярным ответом среди подростков был ответ «испытываю гнев и возмущение» -53 %, реже подростки указывают на обиду, растерянность и страх («чувствую обиду» — 24%, «испытываю растерянность» — 21%, «мне становится страшно» — 2%). На агрессию со стороны сверстников подростки отвечают физической агрессией — 45%, вербальной агрессией — 47% или стараются никак не реагировать совсем 8%. Учителя чаще всего при столкновении с агрес-

сивным поведением подростков испытывают гнев и возмущение, реже обиду и растерянность. На уровне поведения, согласно самоотчету учителей, они стараются объясниться с подростками и убедить их в неприемлемости такого поведения (85%), Однако в 8% случаев учителя отмечают, что вынуждены повышать голос и отвечать резко. В 7% случаев подчеркивается стремление не реагировать на агрессию. Интересно, что учителя воспринимаются подростками более агрессивными, по сравнению со сверстниками (62% опрошенных подростков считают, что учителя ведут себя агрессивнее, чем их сверстники 38%). Скорее всего, это связано с тем, что испытываемый учителями гнев не удаётся спрятать за назидательными беседами с учениками по поводу их поведения.

Но что вызывает агрессивное поведение у подростков? Сами подростки полагают, что причиной является «желание быть лидером», либо «желание привлечь к себе внимание». По оценке учителей агрессия подростков связана, прежде всего, со стремлением самоутвердиться. Также отметим, что по оценке учителей более агрессивными являются подростки из неблагополучных семей. Так думает 87% опрошенных учителей. 82% учителей определяют в категорию агрессивных подростков с плохой успеваемостью.

Результаты проведенного пилотажного исследования позволяют прийти к следующим выводам: как учителя, так и подростки периодически сталкиваются с проблемой агрессивного поведения. При столкновении с агрессией как подростки, так и учителя реагируют на неё ответной агрессией. Как показывает анализ ответов, учителя не осознают, что их поведение квалифицируется подростками как агрессивное, тогда как сами они оценивают его как конструктивный способ договориться и объясниться с подростком. В качестве причины агрессивного поведения подростками называется стремление проявить себя лидером. Учителя связывают агрессивное поведение подростков со стремлением самоутвердиться. И последнее, согласно экспертному мнению учителей, основными причинами агрессивного поведения подростков являются неблагополучие семьи, в которой проживает подросток и наличие трудностей связанных с обучением в школе.

Основной этап исследования был посвящен выявлению особенностей проявляемой подростками агрессии и установлению взаимосвязей между уровнем агрессивности и социометрическим статусом подростка в группе. Для этого были применены опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности» и метод социометрии. Были получены следующие результаты.

Большая часть обследованных подростков имеют высокие показатели по шкалам «подозрительность» 45%, «обида» 37%, «негативизм» 27% и «вербальная агрессия» 25%. По остальным шкалам 55% подростков имеют значения в пределах нормы (для данной выборки). Следовательно, наиболее актуальными для данного возраста являются такие формы агрессии как «подозрительность», «обида», «негативизм», «вербальная агрессия».

Сравнительный анализ выраженности различных форм агрессии среди мальчиков и девочек показал, что большая часть мальчиков имеют высокие показатели по шкалам «физическая агрессия» и «подозрительность», а у девочек более выраженными являются показатели «обида» и «негативизм», «вербальная агрессия», «чувство вины» (таблица 1).

А теперь представим общий уровень агрессивности. 27,5% подростков имеют высокий уровень агрессивности; 35% — низкий уровень и 37,5% — средний. Различия между выборками высокоагрессивных и низкоагрессивных значимы по 1>критерию Стьюдента -13,8 с достоверностью 99,9%. Анализ различий в выраженности агрессивности по половой принадлежности

показывает, что большая часть из тех, кто имеет высокий уровень — девочки 72,7%. Также было установлено, что половина выборки мальчиков имеют средний уровень агрессивности. Девочек со средним уровнем агрессивности насчитывается 29,2%.

Следовательно, в подростковой среде относительно велик процент учащихся, имеющих высокий уровень агрессивности. Подростки-мальчики имеют высокие показатели по шкале «физическая агрессия», подростки-девочки — по шкале «обида». Таким образом, для мальчиков более характерно использование физической силы, направленной против другого лица, а для девочек более характерным является готовность расценивать слова и поступки других людей как причиняющие страдания. Наибольшая часть подростков имеет высокие показатели по шкале «подозрительность», которая характеризуется как «недоверие и осторожность по отношению к людям, основанное на убеждении, что окружающие намерены причинить вред».

Определение социометрического статуса подростков в группе выявило, что 7,5% подростков имеют статус «лидера», 42,5% — статус «принятых», 5% — статус «изолированных», 45% — «отвергаемых». Анализ показателей агрессивности и социометрического статуса показывает взаимную связь этих явлений у подростков. Была выявлена отрицательная корреляционная связь показателей агрессивности и социометрического статуса (г = — 0.972). Среди подростков с высоким уровнем выраженности агрессивности 2% занимают статусное положение «лидеров», 9 % «принятых», 18 % «изолированных», 73% «отвергаемых».

Таблица 1 — Показатели выраженности различных форм агрессии среди мальчиков и девочек (в процентах)

Показатели Состав выборки

мальчики девочки

Физическая форма агрессии 70 30

Косвенная форма агрессии 44 56

Раздражительность 37,5 62,5

Негативизм 18 72

Обида 7 93

Подозрительность 39 61

Вербальная форма агрессии 25 75

Чувство вины 6 94

Качественный анализ показывает, что 67% лидеров имеют высокие показатели по шкалам «обида» и «подозрительность», 33% — по шкале «чувство вины». По остальным шкалам показатели либо являются нормой для данной выборки, либо подростки имеют низкий уровень (например, по шкалам «негативизм», «раздражение», «вербальная агрессия»). Таким образом, лидеры осторожны по отношению к людям и даже недоверчивы, но свои негативные чувства они стараются скрывать. Наше предположение о том, что лидеры имеют высокий уровень агрессивности не нашло подтверждения. Полученные данные свидетельствуют о том, что в системе неформального общения высокая степень агрессивности затрудняет процесс межличностного взаимодействия и снижает межличностный статус. В результате лидерами становятся неагрессивные подростки.

У большей части подростков, имеющих социометрический статус «принятые» наблюдается высокий уровень по шкале «подозрительность» и низкий по шкале «негативизм». У большинства подростков со статусом «принятые» выявлен низкий уровень выраженности показателей различных форм агрессии. Отсюда можно сделать вывод, ребята со статусом «принятые» в своей группе, являются менее агрессивными по отношению к окружающим их людям.

Большинство подростков со статусом «изолированные» имеют высокие показатели по шкале «косвенная агрессия», «обида» и «подозрительность».

Исследование позволило установить, что подавляющее большинство высокоагрессивных подростков обладают статусом «отвергаемые» 73%. Подростки этой категории имеют высокие показатели по всем шкалам агрессивности, за

исключением шкалы «чувство вины». Таким образом, у «отвергаемых» подростков чувство вины не оказывает сдерживающего влияние на проявление агрессии, поэтому данным подросткам свойственно открыто проявлять недоверие и враждебность к окружающим людям.

Подводя итог исследованию, представим ряд ключевых выводов по теоретическому осмыслению проблемы и её эмпирическому изучению.

В исследовании выявлено, что учителя и подростки систематически сталкиваются с проблемой агрессивного поведения.

При столкновении с агрессией как подростки, так и учителя реагируют на неё ответной агрессией. При этом учителями мало осознаётся агрессивный характер собственной реакции.

Установлено отсутствие различий между проявлениями агрессивности у подростков из благополучных и неблагополучных семей. Однако, согласно субъективной оценке, полученной от учителей, более агрессивными они считают подростков из неблагополучных семей и подростков с плохой успеваемостью.

Исследование подтвердило предположение о том, что уровень агрессивности связан с местом, занимаемым ребенком в группе. Наиболее высокий уровень агрессивности наблюдается у подростков, имеющих социометрический статус, относимый к категории «отвергаемые».

Предположение о том, что лидеры имеют высокий уровень агрессивности, не нашло подтверждения. Высокая агрессивность оказывает отрицательное влияние на статус подростка в системе межличностных отношений. Данное положение дает основание утверждать, что можно целенаправленно влиять на изменение статуса подростка в группе через систему мер коррекции его агрессивности.

22.08.2017

Работа выполнена в соответствии с договором с РФФИ от 12.05.2017 № 16-36-00017/17-ОГОН о предоставлении гранта на проведение научного исследования по теме «Индивидуально-личностные особенности асоциальных проявлений современных школьников: типология, риски возникновения, профилактика»

Список литературы:

1 Albert, D.J. Aggression in humans: What is its biological foundation? / M.L. Walsh, R.H. Jonik // Neuroscience & Biobehavioral

Reviews, 1993. — 17 (4): 405-25. PMID 8309650. doi:10.1016/S0149-7634(05)80117-4.

2 Bandura A. Transmission of aggression through imitation of aggressive models / A. Bandura, D. Ross, S. Ross // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1961 63 (3): 575-82. PMID 13864605. — doi:10.1037/h0045925.

3 Berkowitz, L. Aggression: Its causes, consequences, and control / L. Berkowitz. — New York, 1993. — NY: McGraw-Hill. — 368 p.

4 Dumasa T.M. Identity development as a buffer of adolescent risk behaviors in the context of peer group pressure and control / T.M.Dumasa, W.E.Ellisb, D.A.Wolfec // Journal of Adolescence. — Volume 35, Issue 4, August 2012, Pages 917-927. — https://doi. org/10.1016/j.adolescence.2011.12.012

5 Garnefski N. Bully victimization and emotional problems in adolescents: Moderation by specific cognitive coping strategies? / N.Garnefski, V.Kraaij // Journal of Adolescence. — Volume 37, Issue 7, October 2014, P. 1153-1160. — https://doi.org/10.1016/j. adolescence.2014.07.005

6 Eisenlohr-Moul T. A. Response to a mindful self-compassion intervention in teens: A within-person association of mindfulness, self-compassion, and emotional well-being outcomes / K.Bluth, T. A. Eisenlohr-Moul // Journal of Adolescence. — Volume 57, June 2017, Pages 108-118. — https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.04.001

7 Krogera J. Identity status change during adolescence and young adulthood: A meta-analysis / J.Krogera, M. Martinussenab, J.E.Marciac

// Journal of Adolescence. — Volume 33, Issue 5, October 2010, P.683-698. — https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2014.07.005

8 McEllistrem, J. E. Affective and predatory violence: A bimodal classification system of human aggression and violence /E. J.McEllistrem // Aggression and Violent Behavior, 2004. — 10 (1): 1-30. doi:10.1016/j.avb.2003.06.002.

9 Smith, P. Why has aggression been thought of as maladaptive? / P. Smith // Aggression and Adaptation: the Bright Side to Bad Behavior. — 2007. — pp. 65-83. ISBN 978-1-135-59375-9.

10 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. — С. 342—347.

11 Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е.В. Гребенкин. — Ростов н / Д.: Феникс, 2006. — 157 с.

12 Зубова Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском обществе с позиции интегративного подхода / Л.В. Зубова, А. А. Харькова // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург, -2013.-№2 (151)-С.96-100.

13 Зубова Л.В. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности / Л.В. Зубова, О.А. Щербинина. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2007. — 175 с.

14 Зубова Л.В. Индивидуально-личностные особенности агрессивности подростков различных типов направленности личности: монография / Л.В. Зубова, А.А. Кириенко; ФГБОУ ВО «ОГУ», Экспресс-печать. — Оренбург, 2016. — 136. 3.

15 Назаренко Е.В. Формирование внутренней позиции личности подростков в условиях современной семьи… автореферет диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Оренбургский государственный университет. Оренбург, 2007.

16 Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. — 480 с.

17 Шапарь, В.Б., Тимченко, А.В., Швыдченко, В.Н. Рабочая книга практического психолога / В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. — М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. — 672 с.

Сведения об авторах:

Зубова Людмила Викторовна, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, доктор психологических наук, профессор

E-mail: [email protected]

Кириенко Алла Александровна, старший преподаватель кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук E-mail: [email protected]

Назаренко Евгения Владимировна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук

E-mail: [email protected]

460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13

cyberleninka.ru

Групповая агрессия подростков. Психологические аспекты групповой агрессии подростков. Проблемы преодоления подростками последствий подростковой агрессии.

Групповая агрессия подростков. Психологические аспекты групповой агрессии подростков. Проблемы преодоления подростками последствий подростковой агрессии.

 

Психологические аспекты групповой агрессии подростков.

 

Агрессия подростков и ее психологические аспекты.

С изменением экономического и социального расслоения населения России проявились новые случаи агрессивного поведения подростков.

 

Под агрессией мы понимаем мотивированное деструктивное поведение подростка, противоречащее принятым нормам и правилам существования людей  в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям.

 

Выделим следующие виды агрессии:

  1. Физическую — используется физическая сила против другого лица.
  2. Вербальную — ссоры, крик, угрозы, оскорбления.
  3. Прямую – непосредственно направленную против конкретного субъекта.
  4. Косвенную – распространение и передача сплетен, слухов, злых шуток, угроз и наговоров на физическое лицо.
  5. Враждебную – проявляющуюся в действиях с причинением вреда субъекту (убийство; нанесение легких и тяжких телесных повреждений)

 

 

Агрессия подростков. Проявление агрессии.

В основном, агрессия подростков возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности и ненависти. Это реактивная агрессия в различных её проявлениях, о чем было сказано выше.

Также у подростков ярко проявляется враждебная агрессия, которая характеризуется целенаправленно — осознанным намерением нанести вред другому.

Развитие агрессивности личности зависит от уровня её социализации, усвоения ею культурно-социальных норм, важнейшими из которых являются нормы социальной ответственности и наказание за проявленную агрессию.

 

Агрессия подростков. Сдерживание агрессии.

Для сдерживания агрессии большую роль играет правильное формирование личностных механизмов самоконтроля у подростка, развитие психологических процессов, эмпатии, что способствует пониманию других и сопереживанию агрессии к более слабым людям.

 

Агрессия подростков. Особенности подростковой агрессии.

Рассмотрим социально-психологическую характеристику подростковой агрессии. Для групповой агрессии подростков характерны:

  1. Наличие в группе инициаторов и провокаторов.
  2. Готовность группы решать свои проблемы за счет более слабых личностей.
  3. Мнимая (кажущаяся) анонимность каждого участника агрессивных действий в социуме.
  4. Взаимная индукция членов преступного сообщества.
  5. Стихийное распространение сопровождающих процессов агрессивного заражения.
  6. Подверженность влиянию различной информации, размещаемой и распространяемой в средствах массовой информации (СМИ), и готовность подражать образам преступников, которым в художественной литературе и кино часто присущи положительные  и героические черты.

 

Агрессия подростков и виды социального ущерба от агрессии.

Так какой же вред приносит агрессия подростков обществу и личности, в частности групповая и индивидуальная агрессия?

  1. Моральный ущерб от оскорблений, унижений, издевательств над личностью, направленные на снижение социально-психологического статуса оскорбляемых людей. Цель моральных оскорблений — дискредитировать того или иного человека в глазах других людей, унизить его человеческое достоинство, вызвать у оскорбляемого де

www.i-kiss.ru

Агрессия как социально-психологический феномен. Психология агрессии

В статье рассматривается этимология понятия «агрессия», в частности происхождение агрессии как социально-психологического феномена. Приводятся существующие теории агрессии. 

В обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство,  наказание и бандитское нападение. Однако когда речь идет об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу. Как и в случае других социальных мотиваций, человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков. Поскольку многие виды агрессивных действий подлежат регуляции моральными нормами и социальными санкциями, исследователю еще приходится принимать в расчет многообразные заторможенные и завуалированные формы агрессивного действия. Как и в любой другой области человеческого познания, проблема агрессии упирается в поиски наиболее выразительного и адекватного определения основного понятия.

Как возникло понятие «агрессия»? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, необходимо, как нам кажется, рассмотреть состояние и взаимоотношение таких понятий, как «норма» и «отклонение», причем более подробно в поведенческих проявлениях. Вопрос о нормальном и отклоняющемся поведении возник с момента выделения человека из животного мира, процесс перехода от животной стадности со свойственными ей биологическими механизмами инстинктивного регулирования к человеческой общности, для которой характерны качественно иные формы регуляции коллективного и индивидуального поведения. Именно в процессе расслоения и расхождения от животного к человеческому возникали и развивались совершенно новые формы жизнедеятельности людей, новые виды и средства регуляции, постепенно формировались представления о нормах, правилах и формах взаимоотношений между отдельными членами общества, между полами, различными возрастными, социальными и другими группами.

Понятие aggredi (агрессивный) происходит от слова adgradi, которое в буквальном смысле означает gradus — шаг, ad — на, то есть получается что-то вроде «двигаться на», «наступать». В первоначальном смысле быть агрессивным означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения».

Агрессивность – психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях. Может проявляться как психический процесс или состояние, но может быть свойством личности и даже чертой характера как результат недостаточного воспитания или симптом психического заболевания [1, с. 9]. Агрессия – это признак мужского начала: движение вперед, действие, активность, умение отстоять свою позицию. Заметно, что мальчики более склонны к проявлению агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладание некоторыми близкими к агрессивным формам поведения (настойчивость, активное, напористое поведение, не боящееся конфликтов) поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально-личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего возраста категорически запрещается вести себя агрессивно, так как в женский  социально-психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность.

Понятие агрессии приобрело политическое значение в 20-30 годы XX-го века в связи с отказом большинства государств от права на войну и одновременное стремление некоторых политических режимов к мировому господству. Агрессия стала пониматься как — все виды и формы незаконного, с точки зрения Устава ООН, вооруженного нападения и применения силы одним государством или группой государств против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другой страны, народа (нации). В 1927 г. Лига Наций провозгласила Декларацию об агрессивных войнах, где говорилось, что любая агрессивная война есть и остаѐтся запрещѐнной. Принятие общепринятого определения агрессии длилось около 40 лет с момента Лондонской конвенции в 1933году. Признаками вооруженной агрессии являются: инициатива относительно вооружѐнного нападения; агрессивность замысла намерений; интенсивность действий субъекта международной политики относительно соответствующего объекта. В зависимости от содержания и форм действий различают прямую агрессию (вторжение, нападение, оккупация) и непрямую или косвенную агрессию (вооружѐнная сила агрессора используется скрыто, замаскировано в виде наѐмников, бандитских формирований, соучастие в действиях агрессивных государств).

Практические психологи под «агрессией» понимают физическое или вербальное поведение, цель которого – причинение вреда. Однако следует более точно различать напористость – поведение самоуверенное, направленное на достижение поставленной цели и агрессию – поведение, единственная цель которого – причинить боль, навредить или разрушить. Агрессия может проявляться как у людей, так и у животных. Животным свойственны социальный и молчаливый типы агрессии. Социальная агрессия характеризуется демонстративными вспышками ярости, а молчаливая агрессия проявляется у хищников, когда они подкрадываются к жертве. По словам Питера Марлера, социальный и молчаливый типы агрессии связаны с функционированием разных отделов головного мозга.

В современном обществе понятие «агрессивность человека» имеет несколько значений. Различают агрессию как следствие фрустрации; инструментальную агрессию — способ достижения значимой цели; ситуативную агрессию — человек, бросившийся защищать девушку от хулиганов, иногда вынужден действовать агрессивно; агрессивность как свойство личности, предрасположенность человека совершать акты физической или вербальной агрессии, направленной против других людей. Источником враждебной агрессии принято считать злость, единственной целью которой является причинение вреда. При инструментальной агрессии причинение вреда не является самоцелью, но является средством достижения какой-либо иной позитивной цели (например, оправдание политическими лидерами войны в Персидском заливе). Исходя, из этого враждебную агрессию считают «горячей», а инструментальную — «холодной».

В философских дискуссиях долгое время разбирался вопрос об истинной «природе» человека: является ли человек по своей природе добродушным и покладистым «благородным дикарѐм» или же в основе своей он представляет собой неуправляемое, импульсивное животное.

Первая философская традиция обычно связывается с именем французского просветителя Жан-Жака Руссо, который возлагает вину за социальное зло на общество, но не на человеческую природу. В работе «Общественный договор» Руссо решает вопрос о путях достижения гармонии «естественного» и «гражданского» в человеке. Он утверждает, что хотя естественное начало человека в обществе несѐт известные потери, общественная среда формирует вторую – гражданскую природу человека. Но если общество безнравственно и встаѐт в противоречие с природой человека, то оно уродует его. Эта идея находит отражение и в работе «Эмиль, или о воспитании». Руссо пишет, что «большая часть видоизменений вызывается причинами посторонними, без которых они и не появились бы; а самые эти видоизменения не только не полезны, но даже вредны нам: они изменяют основную цель и обращаются против своего начала. Тут именно человек оказывается вне природы и становится в противоречие с собой» [2].

Вторая традиция, которую связывают с английским философом Томасом Гоббсом, рассматривает социальные ограничения как необходимые для обуздания животных проявлений человеческой натуры, нуждающейся в строгом контроле. Гоббс в работе «Левиафан» писал, что люди должны жить по естественному закону, который представляет «предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к еѐ сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни…» [3].

«Свободный человек – тот, кому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это делать» [3]. Гоббс считал, что природа человека эгоистична и направлена на собственное выживание и, что именно такая природа подтолкнула человека, страдающего от опасностей неизбежной «войны всех против всех» к общественному договору или созданию общего института — государства.

В XX столетии взгляды Гоббса о том, что агрессивные побуждения являются врождѐнными и потому неизбежными, разделяли такие ученые, как Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц.

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, полагал, что всѐ человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. Пережив опыт Первой Мировой войны, Фрейд постепенно пришел к иному мнению в отношении сущности и природы агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса – влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал. Что всѐ человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Из-за острого конфликта между эросом (сохранение жизни) и танатосом (разрушение жизни), другие механизмы служат цели направлять энергию танатоса вовне. Таким образом, Фрейд считал источником человеческой агрессии перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти с самого себя на внешние объекты [4]. Неоднократно возвращаясь к этой проблеме, Фрейд утверждал: «Склонность к агрессивному поведению является неистребимым инстинктом человеческой природы. Этот инстинкт представляет серьѐзную помеху развития цивилизации. Эволюция цивилизации есть по сути дела непрерывный процесс внутренней борьбы между инстинктами сохранения и воспроизводства жизни и инстинктом агрессии и истребления» [5]. Не только войны, но и всякое проявление насилия и жестокости вообще ортодоксальный фрейдизм объясняет, как закономерную реакцию сферы подсознания индивидов на репрессивную функцию человеческой культуры, как таковой. В качестве непременных атрибутов этой сферы Фрейд объявил инстинкты агрессии и смерти. Фрейд и его последователи связывают, таким образом, совершенно недвусмысленно судьбу человечества с разрушительной силой неистребимых инстинктов агрессии и самоуничтожения, оставляя тем самым весьма мало надежд на положительный исход. «Вопрос о судьбе человеческого рода, по-видимому, сводится лишь к тому, удастся ли и если удастся, то в какой мере в ходе культурного развития преодолеть те нарушения процесса совместного бытия, к которым приводит влечение человека к агрессии и самоуничтожению» [5]. Соответственно Фрейд выделял следующие виды агрессивности: импульсивная жестокость, садизм, деструктивность. Импульсивная жестокость возникает независимо от сексуальности и базируется на инстинктах самосохранения. Такая агрессивность направлена на защиту того, что необходимо для выживания или защиту от угрозы жизненно важным интересам.

Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию как адаптивное, а не разрушительное поведение. Но Фрейд и Лоренц единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу. По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит еѐ наружу. Лоренц считал, что у людей нет врождѐнных механизмов торможения агрессии, так как иначе мы бы стали беззащитными. У него вызывал опасение тот факт, что люди, будучи одарены «бойцовским инстинктом» не обладают средствами его торможения.

Наличие несбалансированных агрессивных тенденций помогает объяснить, почему в XX столетии в ходе войн было убито больше людей, чем за всю предшествующую историю человечества. Идея о том, что агрессия – инстинкт, потерпела крах, когда агрессия вошла в перечень возможных человеческих инстинктов, охватывающий едва ли не всѐ мыслимое поведение человека. Теория агрессии как инстинкта также не объясняет вариаций агрессивности у разных людей и в разных культурах. Как можно с позиций инстинктивной агрессивности человека объяснить миролюбие ирокезов до вторжения белых завоевателей и их же воинственность после? В современном мире культуры разнятся: от исповедующей ненасилие Норвегии, где убийства редки, до племени яномамо в южной Америке, у которых почти половина мужчин, дожив до зрелого возраста, занимается тем, что убивает.

Хотя склонность людей к агрессии может и не квалифицироваться как инстинкт, агрессия всѐ-таки обусловлена биологически. Агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, и потому невозможно говорить о существовании в человеческом мозгу четко локализуемого «центра агрессии». Однако и у животных, и у человека учѐными обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. При активации этих структур мозга враждебность возрастает; дезактивация их ведѐт к уменьшению враждебности. Поэтому даже самых кротких животных можно привести в ярость, а самых свирепых – укротить. Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии. Давно известно, что животных многих видов иногда разводят из-за их агрессивности (сторожевые породы собак). Иногда это делают из практических соображений (разведение бойцовых петухов). Химический состав крови – ещѐ один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. И лабораторные эксперименты, и данные полиции показывают: находящихся в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивное поведение. На агрессивность также влияет мужской половой гормон тестостерон. Таким образом, существуют весьма весомые биологические, генетические и биохимические факторы, способствующие возникновению агрессии.

Исследователи Зигфрид Кайль и Тобиаш Брохер, стоящие на мировоззренческих позициях фрейдизма, дедуцируют агрессивные проявления у людей как результат «неумения рационально канализировать сексуальную энергию». Прорывающаяся в виде разрушительной силы неизрасходованная сексуальная энергия является, с их точки зрения, источником войн, революций и всякого рода потрясений. В стремлении обосновать идею неизбежности войн и самоуничтожения человечества с позиции агрессивных инстинктов человека неофрейдизм нашел союзников среди представителей течения – социальная этология.

Представители социальной этологии склонны рассматривать все феномены социального поведения людей как результат неустранимого воздействия врожденных инстинктов, унаследованных людьми от их животных предков. Представители этого направления единодушны в своем мировоззренческом пессимизме, накладывая агрессивные инстинкты людей на продукты их интеллектуальной деятельности (например, создание оружия) они единодушно предсказывают апокалиптический финал человеческой истории. Роберт Ардри предположил, что охотничий инстинкт в сочетании с развитием мозга, а затем появления речи и оружия, сформировал человека способного к агрессии, способного активно нападать на представителей своего вида. По своей сути это направление представляет собой рафинированную модификацию дарвинизма.

Довольно большая группа исследователей в своѐм понимании агрессивной природы человека занимает промежуточное положение между фрейдизмом и социальной этологией. К этой группе относятся в частности английский публицист и философ Артур Кестлер, а также известные американские нейрофизиологи Мак-Лин и Дельгадо. Существо их концепции состоит в предположении, что эволюция животного мира на стадии антропогенеза допустила «грубый просчет», выразившийся в резкой и естественно необъяснимой акселерации в развитии больших полушарий головного мозга (неокортекса) при сохранении в неизменном состоянии чисто животных отделов мозга (продолговатого мозга и мозжечка). В результате, по их мнению, создалась трагическая ситуация перманентного конфликта между мощным интеллектом «homo sapiens» и нетронутой цивилизацией структурой первозданных инстинктов троглодита, следствием чего являются параноидные реакции, связанные с роковой обусловленностью насилия и агрессии. Кестлер приходит на этом основании к выводу, что человек вообще является «ошибкой эволюции» [5].

Концепция Дельгадо несколько отличается от взглядов Кестлера и Мак-Лина. Он не склонен считать человека «ошибкой эволюции», тем не менее, полагает что человеческий мозг еще не настолько совершенен, чтобы держать под разумным контролем всю массу объективированного и опредмеченного интеллекта в виде продуктов человеческого труда в сфере уничтожения. На этом основании он проводит параллель между судьбой человечества и судьбой динозавров: динозавры имели большую массу, маленький мозг и недостаточный интеллект, чтобы приспособиться к изменениям среды. И как результат – исчезновение, а так как человеческий мозг, по его мнению не получил должного развития, о чем свидетельствуют многочисленные войны, то нас ждѐт судьба динозавров.

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение имеющее отношение к агрессии, – это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространенному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально запрограммированы на подобные действия.

Теория фрустрационной агрессии, разработанная Джоном Доллардом и Леонардом Берковицем рассматривает агрессию как естественную реакцию на фрустрацию. Фрустрация понимается авторами как блокирование целенаправленного поведения. Фрустрация создаѐт мотивацию для агрессивного поведения. Однако источником фрустрации не всегда является тот объект, на который направляется агрессия фрустрированного человека. Постепенно мы научаемся подавлять гнев и вымещать его опосредованно. Страх наказания или осуждения за агрессию, направленную на источник фрустрации, может обусловить смещение агрессивного побуждения на какую-нибудь другую мишень или даже на самого фрустрированного. Фрустрация проистекает из разрыва между ожидаемым и реальным событием. Чем больше этот разрыв, тем больше фрустрация. Кроме того, состояние фрустрированности усиливается в зависимости от степени случайности и нелепости источника фрустрации. Теория фрустрации предназначена для объяснения враждебной агрессии, а не инструментальной.

Альберт Бандура, автор теории социального научения, утверждает, что мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и имитации под воздействием вознаграждения и наказаний. Человек обучается или сознательно воспроизводит агрессию по нескольким причинам. Вопервых, потому что видит, что в жизни агрессия может вознаграждаться (спортивные соревнования, при планировании коллективных беспорядков, террористических актов и т.д.). Вовторых, повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам модели агрессивного поведения в семье, в субкультуре, средствах массовой информации. Так, телевидение предоставляет нам большой выбор образцов насилия. Наблюдение насилия по телевидению: ведѐт к усилению агрессивности; повышает порог чувствительности зрителей к насилию; формирует их взгляды на социальную реальность. Однако агрессия как приобретѐнный навык получает практическую реализацию лишь в случае мотивированности человека разнообразным аверсивным опытом: болью, дискомфортом, теснотой, нападением, оскорблением, фрустрацией; возбуждения; влияния массовой культуры; влияния группы [6].

Представитель индивидуальной психологии Альфред Адлер неоднократно подчѐркивал важность агрессии как борьбы за власть. Он не отождествлял агрессию с враждебностью, он понимал еѐ как «коммивояжѐрскую» — как сильную инициативу в преодолении препятствий. Адлер утверждал, что агрессивные тенденции человека были решающими в индивидуальном и родовом выживании. Агрессия может проявиться как «воля индивидуума к власти» — ницшевская фраза, использованная ранним Адлером. Он указывал, что даже сексуальность часто используется как средство удовлетворить стремление к власти и силе. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявление более общего мотива-стремления к превосходству или совершенствованию, то есть побуждения улучшать себя, развивать свои способности, свою потенциальность. «Стремление к совершенствованию является врождѐнной, в том смысле, что это часть жизни, стремление или потребность, без которой жизнь была бы не мысленной» [7].

Социальный психолог Эрих Фромм считал, что агрессивное поведение может возникать у животных, детей и взрослых, когда остаются неудовлетворѐнными их желания или потребности. «Такое агрессивное поведение представляет собой попытку, зачастую напрасную, приобрести силой то, чего некто был лишен.

При этом, несомненно, речь идѐт об агрессии на службе жизни, но не ради разрушения. Поскольку фрустрация потребностей и желаний в большинстве обществ была и по сей день остаѐтся обычным явлением, не стоит удивляться, что насилие и агрессия постоянно возникают и проявляют себя» [8].

Фромм выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он предложил различать агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптивная агрессивность — это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее — устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия — это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она не является защитой от нападения или угрозы и заложена в филогенезе, является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека [8].

В поведении животных Фромм выделяет следующие виды агрессивности: агрессия хищников, агрессивность внутривидовая и агрессивность межвидовая. В борьбе за жизненное  пространство и пропитание, животные редко убивают представителей другого вида (межвидовая агрессия), за исключением случаев самозащиты. Внутривидовая агрессивность носит предупредительный характер, лишь у некоторых видов животных (из млекопитающих — только у крыс) наблюдается деструктивное поведение. Агрессивность проявляется при обстоятельствах, мотивирующих драки, например, при соперничестве за предводительство над группой, либо при обладании определенного (высшего) ранга и социальной иерархии стада. Животное «заинтересовано» в приобретении высокого ранга в стаде. Ведь чем выше ранг, тем больше «привилегий» он обеспечивает себе (приоритет в покрытии самок и право первым подойти к корму, занять лучшее место для отдыха).

Перечисленные выше исследователи подчеркивают ситуационную обусловленность агрессивного поведения. Соглашаясь с ними, не следует упускать из виду роль индивидуальных факторов и особенностей, которые формируют различия в проявлениях агрессии в одних и тех же условиях. Объяснение жестокости и деструктивности человека, как считает Фромм, следует искать в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить ,насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а также от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого.

Следует заметить, что самые угрожающие формы человеческой агрессивности далеко выходят за рамки проблем самосохранения и саморазрушения. Они коренятся в именно человеческой форме жизни, которая выше биологической и специфика которой обусловливается способностью к абстрактному мышлению, к созданию особого символического мира мысли, речи и общения. Исходя из этого, агрессию следует понимать как форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Исходя из различных теорий происхождения агрессии, существует два основных подхода к еѐ ослаблению – катарсис и социальное научение.

Катарсис означает очищение. Обычно этот подход связывают с именем Аристотеля («Поэтика»). Его идея состоит в том, что мы можем очищаться от гнетущих эмоций, «проживая» их, и что созерцание классических трагедий позволяет нам испытывать катарсис жалости и страха. Впоследствии наряду с просмотром драмы стали использовать воспоминания и «проживания» прошлых событий путем внешнего выражения эмоций и заместительных действий. Считается, что таким образом мы «выпускаем лишний пар». Неоднократная экспериментальная проверка гипотезы катарсиса показала, что успокаивающий эффект возмездия проявляется в том случае, когда характер возмездия не выходит за рамки законности, а объект не может стать источником будущей опасности.

Несмотря на то что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки агрессивности, логическое продолжение его теория нашла в работах Фрейда и его последователей. Фрейд полагал, что интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями других. Признавая реальность такого «очищения», Фрейд тем не менее был весьма пессимистично настроен относительно его эффективности для предотвращения открытой агрессии. Возможно, он считал, что влияние катарсиса малоэффективно и недолговечно [4].

В рамках социального научения можно выделить следующие способы снижения агрессии.

Использование различных техник убеждения приводит человека к выводу, что агрессия вообще не желательна и что она не желательна для него самого. Практика показала, что прямой способ убеждения (аргументы) здесь менее действителен, так как возраст (раннее детство), в котором впервые возникает проблема агрессивного поведения, слабо поддаѐтся убеждению с помощью логики. Как для детей, так и взрослых более действенными оказываются техники, основанные на косвенном способе убеждения.

Наказание за агрессию может оказаться полезным, если применять его в контексте тѐплых взаимоотношений, например с ребѐнком. Кроме того, на действительность наказания влияет его суровость и величина наложенных на человека ограничений. Суровое или сильно ограниченное наказание может оказаться в высшей степени фрустрирующим, а так как фрустрация является причиной агрессии, то можно получить обратный эффект желаемому. Из наблюдений за реальной ситуацией было показано, что для детей мягкое наказание более эффективно, чем угроза сурового наказания.

Идея демонстрации агрессивной модели поведения и еѐ наказания состоит в том, чтобы демонстрировать ребѐнку фильм об агрессивном человеке, который впоследствии либо поощрѐн, либо наказан за своѐ поведение. Затем предоставить ребѐнку самому вести себя агрессивно. При этом предполагается, что таким образом можно уменьшить агрессию. В действительности оказалось, что наблюдение за поощрѐнным агрессором усиливает агрессивное поведение ребѐнка, а наблюдение за наказанным агрессором не усиливает агрессивного поведения ребѐнка, но и не ослабляет.

Способ игнорирования детской агрессивности и систематического поощрения альтернативного поведения, то есть поощрение неагрессивных форм поведения, требует в отношениях с детьми большого терпения, однако ведѐт к спаду агрессивного поведения через некоторое время.

Создание эмпатии по отношению к другим людям ещѐ один из способов снижения агрессии. Если человек воспроизводит модели агрессивного поведения, наблюдая за поведением других людей, то уместным было бы демонстрировать ребѐнку эмпатические отношения, а также специально обучать ребѐнка идентифицировать чужие эмоции, проигрывать роли других людей в эмоционально нагруженных ситуациях и т.д. Подобные действия по обучению эмпатии действительно приводят к снижению агрессивного поведения.

Анализ работ об агрессии позволяет нам сделать вывод, что агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где на лицо экзистенциальный вакуум. И чтобы уйти от агрессии нужно заполнить этот вакуум. В работе «Душа человека» Фромм показал, что «увеличение творческого потенциала, развитие способности человека продуктивно использовать свои силы» является лучшим лекарством, помогающим человеку «перестать быть калекой, садистом, разрушителем…» [8].

Опираясь на выше изложенное, мы приходим к выводу, что агрессия имеет сложную природу своего происхождения, а еѐ трактовки и понимание как объекта меняется вслед за развитием общества, но как указывал Франкл, исследование агрессивных импульсов не вскрывает проблемы агрессии в целом, а лишь оправдывают человеческую ненависть. «Человек не перестаѐт ненавидеть, пока его учат, что ненависть создаѐтся импульсами и механизмами. … понятие «агрессивного потенциала» заставляет людей верить, что агрессия может быть канализована» [9].

В развитом правовом обществе агрессия находится под безусловным контролем социальных норм. Культура формирует и задает норму, которая определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, тем самым, предопределяя, что можно разрешать, что запрещать и что поощрять, а в результате свою внутреннюю, природную агрессивность человек научается регулировать самостоятельно при помощи социально одобряемых норм. Таким образом, в бытовом, обыденном понимании агрессия — это действие, направленное на нарушение физической и психической целостности человека (или группы людей), ведущее к уничтожению, как причинение материального ущерба, основным содержанием которого является антисоциальный оттенок. Проявляя агрессию, человек, как правило, не просто реагирует на какое-либо обстоятельство среды и ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценить намерения других людей и последствия собственных поступков. В современном обществе агрессивность рассматривается как человеческое проявление, с одной стороны, и как форма социального поведения, с другой. Поэтому критерий «намерения» психологи рассматривают как обязательный для определения агрессии, чтобы исключить любое случайное повреждающее действие (сюда не подпадают действия хирургов, травматологов, стоматологов).

Таким образом, агрессия всегда предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве; имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия; является моделью поведения, которая сопровождается злыми эмоциями, оскорбляющими или повреждающими мотивами, негативными установками.

 

Литература

  1. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов – М.: Высшая школа,
  2. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Пестолоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.И. Кларин, А.Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1989. – 275 с.
  3. Мир философии: книга для чтения. Ч. Человек. Общество. Культура. — М.: Политиздат, 1991. — С. 175-176.
  4. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд – Мн.: Попурри, 1996. – 600 с.
  5. Замковой В.И., Филатов М.Н. Философия агрессии / В.И. Замковой, М.Н. Филатов – Алма-Ата: Казахстан, 1981. – 316 с.
  6. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс – СПб.: Питер Ком, 1999. — С. 484-531.
  7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Дайджест / А. Адлер – М.: Прогресс, – 315 с.
  8. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 664 с.
  9. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / В. Франкл – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

Фамилия автора: О.Б. Дубицкая 

articlekz.com

1. Понятие агрессии. Типология агрессии. Анализ групповой агрессии

Похожие главы из других работ:

Агрессия и влияющие на нее факторы

1. Понятие агрессии. Виды агрессии

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным)…

Вербальная агрессия старшеклассников

1.1 Понятие агрессии, теории и виды агрессии

Начиная с середины 60х годов тема насилия и агрессии становится одной из актуальных на Западе, ее даже называют «интригующей»; а сам ХХ век — « веком беспокойства о насилии». Анализ новейшей психологической и социально-философской литературы…

Влияние агрессивности родителей на тревожность младших школьников

1.4 Понятие агрессии и агрессивности. Виды агрессии и агрессивности

«Слово агрессия от латинского «аgredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала 19 века агрессией считалось любое активное поведение как доброжелательное…

Влияние депрессии на психические состояния учителя и как следствие на его учебную деятельность

2.1 Понятие агрессии

Термин «агрессия» имеет разные значения. Очевидно, что туги, члены религиозной секты в Северной Индии, действовали агрессивно, когда за время между 1550-м и 1850 годами задушили более 2 миллионов людей во славу почитаемой ими богини…

Влияние индивидуально-психологических особенностей на проявления агрессивного поведения подростков

1.3 Определение агрессии. Проблема агрессии в подростковом возрасте

подростковый нервный психический неустойчивость Леонард Берковиц, один из ведущих мировых специалистов по человеческой агрессии, убежден, что одна из главных проблем в определении агрессии, помимо всего прочего, заключается в том…

Изучение агрессии старших дошкольников

1.1. Понятие агрессии

Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последствиям…

Изучение агрессии у подростков

1.1 Понятие агрессии

Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность агрессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина. Многие работы, ориентированные на исследование работы, определяют агрессию как любую форму поведения…

Использование психотренингов и игр для снятия агрессии при организации работы со старшими дошкольниками

1.2 Виды агрессии и факторы, вызывающие агрессивное поведение. Проявление агрессии детьми дошкольного возраста

агрессия поведение ребенок дошкольный Самые распространенные виды агрессии, физическая, вербальная (словесная), косвенная агрессия. Физическая агрессия (нападение) — это использование физической силы против другого лица…

Особенности агрессивного поведения в старшем и младшем подростковом возрасте

1.2 Типология агрессии

В литературе представлено несколько типов классификации агрессии. Наиболее признанной является общая для ряда концепций схема, выделяющая два основных вида агрессивного поведения Реан А.А…

Особенности человеческой агрессии

1.1 Понятие агрессии. Основные теории агрессии

В основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт — осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. По сути своей, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного…

Социальная работа с подростками, испытывающими трудности в общении

1.2 Типология агрессии в подростковом возрасте

Рассмотрим различные типы агрессии, проявляющиеся в подростковом возрасте. Агрессия при гиперактивности Проявляется в виде приставаний к другим подросткам, бессмысленных драк, неадекватных реакций вспыльчивости, возбудимости…

Социально-психологическая работа с агрессивными подростками

1.1 Понятие об агрессии

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку…

Сравнительный анализ агрессивности у детей из полных и неполных семей

1.1 ПОНЯТИЕ АГРЕССИИ. КЛАССИФИКАЦИИ АГРЕССИИ

«Агрессия (от латинского «agressio» -нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным)…

Сущность и особенности теорий агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура)

1.1 Понятие агрессии

Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение…

Факторы, обуславливающие агрессивное поведение человека

1.1 Понятие агрессии

Слово «агрессия» произошло от слова aggredi, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает «шаг», а ad — «на»), т.е. получается что-то вроде «двигаться на», «наступать»…

psy.bobrodobro.ru

Любовь и агрессия в группе и к группе

03 июня 2017 г.

Мысли, разбуженные конференцией на дают покоя.

В продолжении темы «Ролевого анализа», в книге Ханни Биран «The Courage of Simplicity, essential ideas in the work of W.R. Bion» (Смелость простоты, основные идеи работ У.Р. Биона) в главе 2 «Избранный факт» набрел на кусочек, на мой взгляд очень хорошо представленный самой Ханни Биран на нашей 13-ой конференции. Так одними из вопросов к представляющему свою историю участнику были: «Выскажите одним предложением, или расскажите историю, которая повторялась бы снова и снова в вашей семье» и «Какова была ваша неофициальная роль / задача в вашей семье? (быть хорошим, мятежным, испорченным и т.д.)». Представлю отрывок из главы ее книги, очень хорошо, как мне кажется, «ложащийся» в связи с этим на ум, и заставляющий задуматься. Участники конференции, возможно, поймут о чем я. Он может быть и не очень в тему, но в нем определенно, что-то есть.

«…Работая над смыслом избранного факта, мне пришло в голову, что избранный факт может появиться во многих семьях в виде мифа, передающегося от одного поколения к другому. Избранным фактом является мантра, или семейный миф, на котором воспитывается ребенок: ключевая фраза или предложение повторяются снова и снова в разных формах. Я решила назвать это деструктивным или искажающим избранным фактом. Он занимает место в основной структуре мышления семьи. Роль психоаналитика заключается в замене искажающей мантры другой ключевой фразой, которая является утешительной и способствующей росту. <….>
Пациентка, выросшая в восточноевропейской культуре, рассказывает о своем рождении. Ее мать описывается как красивая женщина, которая родила прекрасную дочь, была довольна своей дочерью и решила, что этого достаточно: она не хотела больше детей.
Когда девушке было пятнадцать лет, мать начала чувствовать, что она стареет и теряет свою красоту. Ее друзья сказали ей, что если она снова забеременеет, беременность омолодит ее. Мать забеременела, чтобы сохранить свою молодость, и родила близнецов, сына и дочь. Дочь — моя пациентка. Через несколько месяцев после родов мать заразилась атрофирующим ревматизмом и была обречена страдать до конца своей жизни. Этот миф о рождении часто рассказывали в семье и он лежал в основе мышления семьи. Мать фактически знала, что она была носителем этой болезни. Это заставляет подозревать, что она больше боялась детей, опасаясь, что беременность ускорит появление болезни, а не потому, что она не хотела больше детей. Пациентка выросла с мифом о том, что целью ее прибытия в мир было сохранение молодости ее матери, а также миф о том, что ее приход в мир вызвал болезнь ее матери. Я использую термин «миф», потому что невозможно отличить истину от легенды в этих историях. Важно то, как им говорят.
Эти болезненные факты, описанные таким образом, создали большую эмоциональную отрешенность между матерью и ее детьми-близнецами. Эта отрешенность также вызвала серьезный траур, когда недавно внезапно умерла мать. Траур пробудил всю скорбь по упущенным возможностям. Напротив, старшая дочь была очень близка к матери, или, как выразилась пациентка, «они были как лучшие друзья».
Это трагический и болезненный миф, вызывающий чувство вины с самого начала жизни. Это становится ключевой идеей, которая может угнетать всю жизнь человека и висеть как темное облако над его головой. Такая идея должна претерпеть трансформацию через аналитическую работу, позволяющую возродиться, работая через трагедию и восстанавливая право перемещаться в мире, не чувствуя себя разрушительной. Это должно быть достигнуто путем создания новой ключевой идеи, позволяющей радоваться жизни. Новый избранный факт — это освободительное путешествие, целью которого является различие между болезнью матери и правом пациентки на рождение и, кроме того, чтобы пациентка могла обнаружить и не бояться собственного материнства.»

В продолжении размышлений, приведу отрывок из статьи Ханни Биран «Организационный Ролевой Анализ: использование бинокулярного видения Биона»

В своей книге «Опыт в группах» Бион (1961, стр. 8) пишет:
Психоаналитический подход, направленный на индивидуума и психоаналитический подход направленный на группу имеют дело с различными аспектами одних и тех же явлений. Эти два метода обеспечивают практикующему рудиментарное бинокулярное видение. Наблюдения, как правило, делятся на две категории … при обследовании одним методом, в центре эдипова ситуация … и, когда они рассматриваются другим, следует сосредоточиться на сфинксе, [курсив мой]
Моя цель в этой главе — разработать концепцию бинокулярного видения и использовать ее некоторые приложения для Организационного Ролевого Анализа (ORA). Я последую за Гордоном Лоуренсом, подчеркивая важность Сфинкса для анализа организаций во времена постмодерна (Lawrence, 1999).
Лоуренс (2003) рассматривает борьбу между эгоцентрическими (нарциссическими) импульсами и социально-центрическими импульсами (социализм), что является дилеммой каждого человека. Лоуренс применяет эти понятия к пониманию уровня мышления в области социальных систем.
Учитывая концепции Биона и Лоуренса, я пытаюсь интегрировать важные аспекты бинокулярного видения в Таблице 1.
Глядя на эту таблицу, мы чувствуем постоянное движение — иногда парадоксальное, а иногда и невозможное — между двумя противоположными полюсами. Это полюса, которые одновременно хотят сражаться друг с другом и объединяться друг с другом.
Бион хотел подчеркнуть, что в качестве психоаналитиков или консультантов мы не можем рассматривать полностью и одновременно обе стороны таблицы. Когда консультант приближается к человеку, он дистанцируется от организации; сосредотачиваясь на организации, индивидуум подвергается маргинализации. Это постоянное движение. Когда человек находится в центре внимания исследования, мы работаем с метафорой Эдипа; когда организация, общество или группа находятся в центре внимания исследования, мы работаем с метафорой Сфинкса.
В исследовании Эдипа мы имеем дело с историей жизни человека. Это биография с началом, серединой и концом. Это мир, который является конечным. В таком исследовании сексуальные инстинкты будут в центре внимания, а также Эдипов конфликт, кровосмешение, построение индивидуальности, построение идентичности и объектных отношений. Основными ссылками будут L (любовь) и H (ненависть) (Bion, 1962).
Когда Сфинкс находится в центре внимания исследования, мы достигаем загадки, которая проистекает из социального бессознательного. Корни загадки находятся в транс-индивидуальном мире, мире тайны и судьбы, больших сил, которые находятся вне контроля личности. Сфинкс — это метафора мира потрясений и преобразований. Сфинкс нарушает мир, и поэтому он является метафорой для общества в беде. Сфинкс связан с коллективным наказанием, чумой, войной, стихийными бедствиями, несчастными случаями и террором.
Таблица 1. Бинокулярное видение.
Эго-ориентированное — социально-ориентированное
Нарциссизм — социал-изм
Эдип — Сфинкс
Прошлое — Будущее
Конечное — Бесконечное
Истеблишмент — Мистик
Ps (параноидно-шизоидный) <-> D (депрессивный)
Доминирующей ссылкой здесь является К (знание). К-связь представляет бесконечный поиск смысла и расшифровки (Bion, 1962).

psychoanalyst-spb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.