Акмеология и кибернетическая акмеология в Украине и НТУУ «КПИ»
Наука акмеология существует с 1928 года. Она изучает закономерности и феномены развития зрелого человека в процессе личностно-профессионального роста. Основные принципы этой науки заложил академик В.М.Бехтерев, а название предложил проф. Н.А.Рыбников. Термин «акмеология» происходит от греческого слова «акме», что означает «вершина», «пик», «высшая степень», «расцвет». Акме рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека и связана с его профессиональными, личностными и социальными достижениями.
Объектом исследования акмеологии являются: 1) человек как индивид, личность, субъект деятельности, который достигает своего наивысшего уровня развития; 2) малые и большие социальные группировки, совокупные субъекты, что достигают своей высшей степени развития — акме; 3) народы, культуры, цивилизации, мировые группировки, человечество, достигающие акме.
В 1991 году термин «акмеология» был зарегистрирован в ГКНТ СССР. В 1995г. изданы первые пособия по акмеологии, в 1998 г.. подготовлены материалы для Минобразования России о введении новой специальности «Акмеология». В 1998 г. разработано проект положения и программу психолого-акмеологической службы для внедрения в образовательные учреждения России (лаборатории, кафедры, университеты, академии и т.д.). Открыто научную специальность — 19.00.13 («Психология развития, акмеология»), по которой можно получить степени кандидата и доктора педагогических или психологических наук (с акмеологии).
Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности имеется в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (1992), кафедры акмеологии создано в ряде российских университетов. В 1995 году создано Санкт-Петербургскую акмеологическую академию. С 2001 года действует аспирантура по специальности «Акмеология» в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Развивается акмеология и в Украине. Психолого-акмеологическая служба создана в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. Исследуют и изучают акмеологию также в Управлении организации профобучения при Главгосслужбе Украины; в Севастопольском национальном университете ядерной энергии и промышленности; в Украинском центре культурных исследований при НПУ им. Драгоманова и др. В 2007 году создана Украинская академия акмеологических наук.
Проводится такая работа и в нашем университете — на теплоэнергетическом факультете. Здесь осуществляется акмеологическая диагностика (диагностика развития) студентов, то есть комплексный анализ их индивидуального состояния с учетом физиологических, психофизиологических; социально-психологических и других факторов с целью исследования динамики развития студента и разработки технологий достижения им высокого уровня профессионализма и самореализации. При этом рассматривается «Я-концепция студента» — система отношений студента к себе, окружающей среде, которая имеет сложный, динамичный, многокомпонентный, интегративный характер.
В процессе реализации предлагаемого подхода используется понятие «Профессиография» — технология изучения требований профессии к качествам студента: его психологических характеристик; социально-психологических показателей; природно-генетических способностей; приобретенных навыков; деловых качеств; профессиональных знаний и умений; состояния здоровья и тому подобное. Все это обобщается в виде профессиограмм.
В 2005 году автором организована новая дисциплина в рамках акмеологии — кибернетическая акмеология (см: vant.ho.com.ua). Сейчас она используется для компьютерного исследования качества обучения и трудоустройства студентов.
Задача киберакмеологии заключается в исследовании, реализации и моделировании потенциально ресурсных (внутренних) способностей человека, его генотипа на компьютере средствами современных информационных технологий с помощью киберакмеологичной информационной системы. С помощью этой системы осуществляется: компьютерная диагностика и тестирование студентов (здоровье, интеллект, профориентация) проектирование и внедрение информационных систем по проблемам здоровья, интеллекта, качества обучения, профориентации и тому подобное; лекции, семинары, практические занятия, мастер-классы (глазные, дистанционные) консультирование и подготовка к защите курсовых, дипломных работ по вопросам современных информационных технологий; распространение информационных материалов с соответствующей тематики.
Апробация предложенного подхода в настоящее время осуществляется на кафедре АПЕПС теплоэнергетического факультета НТУУ «КПИ».
В.М.Антонов, руководитель Центра «Проблемы киберакмеологии»
это, определение слова, понятие. Что такое Акмеология, значение, словарь, энциклопедия
Акмеология [греч. akmē — вершина + logos — наука, учение] — научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости. Создателями А. были Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина. В их представлении зрелость человека и вершина этой зрелости («акме») — это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее, насколько он состоялся как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист-труженик в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т. п. Это состояние никогда не является статичным, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Исследования зрелости взрослого человека с позиций разных наук позволили установить, что, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости по всем характеристикам. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает (либо можно говорить лишь об относительном совпадении), поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках.
В акмеологических исследованиях устанавливается сходное и различное в индивидных, личностных и творческих характеристиках разных людей, проясняется действие факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости и такие особенности акме человека, как его содержание, продуктивность, время наступления, широта, продолжительность и др. А. выясняет также, какие предпосылки должны быть сформированы у человека на предшествующих зрелости этапах возрастного развития для того, чтобы он по-настоящему смог состояться как индивид, как личность, как субъект деятельности, став взрослым. Поэтому А. прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо- и микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, ставя и решая задачу разработки таких рекомендаций стратегии организации его жизни, реализация которых позволила бы ему оптимально объективировать себя на ступени зрелости и внести свой индивидуально неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры.
Наряду с расширенным толкованием А., некоторыми авторами предлагается иная, более специальная трактовка понятия А., как знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека. При этом на междисциплинарном уровне рассматривается содержание феномена профессионализма, прослеживается зависимость между профессионализмом и другими особенностями человека, пути и условия достижения профессионализма, а также способы предотвращения профессиональной деформации. При решении этих задач в А. изучается труд профессионалов экстракласса в разных областях деятельности, выявляется, что их объединяет и что различает, насколько различия обусловлены конкретной областью труда. Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать, несхожесть технологий, которые используются, чтобы получить высокий результат, определяют своеобразие содержания и формы профессионализма в таких системах деятельности, как: человек — живая природа- человек — техника и неживая природа- человек — человек- человек — знаковые системы- человек — образы искусства (классификация Е.А. Климова) или в таких сложных областях, как политика, экономика, управление, предпринимательство, военное дело и др. Помимо этого, А. исследует процессы переподготовки, когда человек меняет профессию и в новой области труда ему необходимо достигнуть максимального профессионализма, выявить новые грани своего «акме».
В зарубежной психологии выделение А. как относительно самостоятельной области исследований не принято: психология зрелости рассматривается лишь как один из разделов психологии развития. В отечественной психологии, наряду со сторонниками такого выделения, имеются и его противники, полагающие методологически некорректным объединение разнородных научных дисциплин только на основе общности изучаемого объекта (высшие достижения человека).
А.А. Бодалев, А.Л. Венгер
Акмеология
Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М
(от греч. akme – пик, вершина, высшая степень чего-либо, цветущая сила), область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах…
Акмеология
Психологическая энциклопедия
(от греч. akme — высшая степень, вершина) — комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность. В 1-м (широком) смысле этот…
Акмеология
Психологическая энциклопедия
, изучает феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого акме.
Поделиться:
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
ВершинаФормирование ТПАК и акмеологической компетентности будущих учителей иностранного языка | Жолданова
Формирование ТПАК и акмеологической компетентности будущих учителей иностранного языка
Динара Жолданова, Гульназ Тлеужанова, Альфия Китибаева, Газиза Сманова, Наталья Мирза
437 324
Abstract
Целью данного исследования является определение влияния акмеологической педагогической деятельности на уроках иностранного языка на языковую самоэффективность учащихся, мотивацию изучения иностранного языка и навыки технологического педагогического содержания (TPACK). Исследование проводилось на факультете иностранных языков кафедры теории и практики обучения иностранным языкам вуза Казахстана в 2021-2022 учебном году. Исследование, которое проводилось с 35 студентами экспериментальной и 35 контрольными группами в течение 6 недель, было построено по экспериментальной модели с контрольной группой, что является одним из количественных методов исследования. В качестве инструментов сбора данных в исследовании использовались шкала самоэффективности изучения иностранного языка, шкала мотивации изучения иностранного языка и тест навыков TPACK. По результатам исследования было установлено, что существует значительная разница в пользу экспериментальной группы в посттестовых баллах (самоэффективность изучения иностранного языка, мотивация изучения иностранного языка и баллы теста навыков TPACK) экспериментальной группы. группа, в которой деятельность основывалась на акмеологическом подходе, и контрольная группа, в которой применялось традиционное обучение.
Ключевые слова
Акмологический подход, Самоэффективность изучения иностранного языка, Мотивация изучения иностранного языка, TPACK, Экспериментальное исследование
Полный текст:
PDFСсылки
Джолданова Д.