Аксиология это в философии это: Turn cookies on or off — Computer

Аксиология | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

АКСИОЛОГИЯ —  философское учение (наука) о ценностях, об их происхождении и  сущности, об их месте в реальности. Проблема ценностей в широком культурном смысле неоднократно возникала в истории в периоды ломки традиций, пересмотра сложившихся взглядов на  взаимоотношения личности,  общества, государства и мира.  Впервые в истории европейской  философии Сократом был поставлен вопрос о том, что есть «Благо». В платоновско-гегелевской  традиции объективного идеализма ценности рассматривались как неотъемлемая составная часть бытия, т.е. как имеющие  объективный характер. Говоря  философским языком, аксиология  являлась здесь фрагментом  онтологии. Платон считает, что Идея, Истина и Благо суть одно.  Подобный подход характерен для  религиозной, в частности,  средневековой философии, где шкала ценностей не только находится в прямой зависимости от Бога, но и располагается в духовном  пространстве созданного им мира.

Аксиология как автономное  философское исследование  возникает лишь тогда, когда, во-первых, понятия «ценность» и «действительность», «реальность»  расходятся; а во-вторых, происходит  размежевание понятий «ценность» и  «истина». В самом деле, как только  ценность понимается нами в качестве должного, как объект стремлений и пожеланий, тогда рождается и  потребность ответить на новые  вопросы: как соотносятся «ценности» и «факты», какова структура  человеческих ценностей и др. Позже  возникает также осознание того, что ценности науки и так называемые гуманистические ценности могут не совпадать, даже противоречить друг другу. (Так, например, создание  водородной бомбы было крупным  научным открытием, а стало быть,  является научной ценностью, но с  гуманистической точки зрения  водородная бомба — анти-ценность, подлежащая уничтожению).  Различают несколько подходов к  проблемам ценностей. Для первого,  условно назовем его, направления  характерно утверждение о том, что  источник ценностей —  биопсихологические потребности человека.
В то же время можно стандартизировать ценности определенным образом — с точки зрения их «полезности» (прагматизм Ч. Пирса и Дж. Дьюи). Получается, что ценности, имея субъективную природу, каким-то образом соотносятся и с миром  эмпирическим, с системой фактов. Второе направление связано с ба денской школой неокантианства (а именно В. Виндельбандом и Г.Рик кертом), которые полагали, что ценность — это идеальное бытие нормы, не соотносимое с  эмпирическим сознанием. Этот подход был развит в последующих  теориях культуры (В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Тойнби, М.  Вебер), выдвигавших тезис о  множественности равноправных  ценностных миров, о замкнутости и несводимости друг к другу  крупных культурно-исторических  систем, что исключало идеи  преемственности и  культурно-исторического прогресса. Для того  чтобы понять некоторую  совокупность ценностных смыслов, в нее необходимо «вжиться». По  существу, отпадает проблема  «подлинных» ценностей, т.е. они  становятся относительными,  релятивными.
Это выводит нас в  проблемное поле морального  сознания — а существуют ли вообще какие-то неизменные ценности?

  • Назад
  • Вперёд

Аксиология в философии.

ШПАРГАЛКА ПО ОБЩЕСТВУ ДЛЯ ЕГЭ 2023 (NEW)

ШПАРГАЛКА ПО ОБЩЕСТВУ ДЛЯ ОГЭ 2023 (NEW)
АВТОРСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЕГЭ 2023
РЕПЕТИТОР ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДИСТАНЦИОННО

Аксиология это раздел философии, изучающий ценности.

Аксиология изучает осмысление ценностей, как системообразующих оснований человеческого бытия. Эти ценности задают направления и мотивацию в человеческой деятельности, побуждают его к конкретным действиям и поступкам.

Аксиолоия дает ответ на вопрос «в чем смысл существования вещей и насколько они важны в человеческой жизни.

Ценности – это вещи и явления, имеющие положительную значимость для человека.

Ценности формируются на основе традиций, интересов и потребностей человека.

Все ценности иерархичны: одни имеют большую ценность, чем другие.

Петракова Т. И. ввела понятие 3-х категорий ценностей: природные (чувства, мысли, воля), приобретенные (вежливость, симпатия, благодарность), абсолютные общечеловеческие ценности (имеют значение для всего человечества).

Классификация ценностей:

·         Материальные

·         Социальные

·         Духовные

Функции ценностей:

1.       Основа целеполагания

2.       Основа процессов оценки и самооценки

3.       Основа творчества

4.       Основа социализации.

Главная задача аксиологии показать какая возможна ценность в общей структуре бытия и как она относится к фактам реальности.

Задача же рассудительного человека –то правильно исчислить наилучший баланс удовольствий и страданий. Это количественная калькуляция ценностей, как доходы и расходы в бюджете, с целью достижения наилучшей выгоды.

Качественные критерии оценок заключаются в том, что духовные ценности выше физических, а умственное наслаждение предпочтительнее телесного.

В развитие аксиологии наибольший вклад внесли Э. Гуссерль, И. Кант, Ж. П. Сартр, М. Шелер, А. Камю, Н. А. Бердяев.

У аксиологии есть схожие науки.

Так, танатология изучает жизнь, смерть и бессмертие.

Фелицитология –счастье и пути достижения.

Аретология – положительное и отрицательное в человеке.

Деонтология – должное и недолжное в человеческой деятельности.

Этика – учение о морали и нравственности.

Правовая аксиология – учение о ценностях, которые закреплены в праве.

Вернуться к списку

  

Введение в эпистемологию, онтологию и аксиологию в философии | by Ajay

Чтение: 6 мин.

·

23 августа 2021 г.

Как эпистемология, онтология и аксиология связаны в философии

Цель этой статьи — получить представление обо всех этих терминах в философии, чтобы из следующей статьи мы могли двигаться вперед с информатикой и начать делать некоторые практические реализации там непосредственно.

Эпистемология, онтология и аксиология часто являются невысказанными предположениями о знании. Люди в обществе и наши ценности, лежащие в основе нашего любимого исследования. Каждому из них соответствует ветвь философии, которая может быть очень абстрактной. Пусть нас это не смущает, потому что большинство людей, занимающихся исследованиями, не тратят много времени на то, чтобы писать непосредственно об эпистемологии, онтологии или аксиологии. Обычно это происходит так, что исследователи просто занимаются своими исследованиями, а эти области или предположения остаются скрытыми под поверхностью. Исследование оставит подсказки, и поэтому, если они так предполагаются или скрыты под поверхностью, то почему мы вообще говорим о них? Что ж, понимание этих трех областей поможет нам получить лучшее понимание и иметь возможность сравнивать и противопоставлять различные области исследований на гораздо более сложном уровне. Так что здесь есть какая-то отдача. Итак, начнем с эпистемологии. Пойдем от общего к частному.

Эпистемология

Когда мы решаем какую-то проблему отношения или читаем что-то, нам нужны знания, чтобы понять мир, которые известны как эпистемология.
Также эпистемология является отраслью философии, изучающей знание или познание.
Они задают такие вопросы, как: Откуда мы знаем то, что, по нашим утверждениям, знаем? Это классический эпистемологический вопрос. Это мы можем видеть во многих учебниках по теории и исследованиям. Например, исследователь может предположить, что знание уже существует и только и ждет, чтобы его открыли. Итак, наша работа как исследователей — раскрыть эту универсальную, неизменную и абсолютную истину.

Другие исследователи, напротив, считают, что люди приобретают знания, основываясь на том, как они воспринимают мир, и на своем опыте. Вот как мы создаем знания. Еще дальше в этом спектре находится релятивистская точка зрения, согласно которой знание является социальной конструкцией. В сущности, все, что мы рассматриваем как знание, является знанием. Не существует универсальной или абсолютной истины. Это эпистемологические позиции, которые подходят к этому понятию знания. Как я уже сказал, большинство исследователей не тратят много абзацев в каждой данной журнальной статье на изложение всего этого. Обычно они просто продолжают свою работу. Но их исследования оставят подсказки, и я вижу, что эпистемология наиболее очевидна в методах, которые они используют для проведения своих исследований. Другими словами, если они предполагают, что существует объективная реальность, объективное знание, то они будут относиться к этому именно так. Например, некоторые организационные исследователи проводят климатические исследования. Это количественные опросы, основанные на статистическом анализе, и идея здесь в том, что если вы зададите правильные вопросы, вы получите надежные и достоверные ответы, а результаты должны дать вам представление о том, как обстоят дела на самом деле. Другими словами, существует объективная реальность, и наше исследование пытается ее показать. Напротив, есть другие способы получить знания, другие убеждения о том, как лучше всего что-то узнать. Например, этнографический метод считает, что для того, чтобы по-настоящему понять, по-настоящему узнать, нужно что-то испытать самому. Нельзя изучать культуру, с этнографической точки зрения, например, на расстоянии. Знания из первых рук, полученные на собственном опыте, — лучший способ узнать. Это эпистемологические проблемы. Кроме того, поскольку мы знаем, что мы все еще не знаем всего о мире, и здесь в игру вступает эпистемология.

Например: в случае Covid-19 , , когда пришла его волна, мы не знали о его лекарстве, а позже мы начали исследования, и после получения большого количества знаний появилась вакцина.

Теперь давайте рассмотрим онтологию.

Онтология

Опять же, пойдем от общего к частному.
Это изучение сущности того, что существует, и каков смысл существования. Онтология также является ветвью философии, изучающей существование и природу людей и нашего существования. Они задают такие вопросы, как:
Какова природа существования и нашего существования как индивидуумов в обществе, во Вселенной?
Кто мы, зачем мы здесь?
Это онтологические вопросы. Например, делаем ли мы по-настоящему свободный выбор? Делаем ли мы выбор, влияющий на результаты? Или есть силы, которые определяют. наши результаты, которые находятся вне нашего контроля?
Еще один онтологический вопрос звучит так:
Можно ли лучше всего понять нас как личностей? Или нашу природу лучше всего рассматривать как часть группы, часть социальной системы?

Есть фильм под названием «Я, робот», например,

Старый фильм с Уиллом Смитом, и в этой истории есть робот по имени Сонни, и он очень сложный, и он пытается понять, почему он, какова его цель? И это онтологический вопрос. Есть небольшой диалог, в котором кто-то спрашивает его: Сонни, ты знаешь, зачем доктор Лэннинг создал тебя? А он отвечает: нет, но я верю, что мой отец создал меня для какой-то цели. Это онтологическая дискуссия.

Какова наша природа, для чего мы здесь? Для меня довольно легко заметить онтологические предположения, лежащие в основе исследований и теорий. Так, например, если они изучают людей, например, с помощью личностных тестов, или пытаются выяснить черты людей, то они, вероятно, подходят к нам как к отдельным людям в обществе. Если они изучают группы и отношения, то они, вероятно, предполагают, что людей лучше всего понимают в группах и отношениях, например, через поле общения или социологию. Другой взгляд на это — как мы находимся в обществе с точки зрения более крупных сил, с которыми мы сталкиваемся.
Например, относится ли теоретик к людям так, как будто они находятся во власти системы, которая находится вне их контроля, вне их рук? Или они сосредоточены на том, что люди должны влиять на изменения? В зависимости от своей позиции они занимают разные онтологические позиции или предположения относительно своего исследования. И обычно это видно по тому, как они это пишут. И в-третьих, теперь поговорим об аксиологии.

Аксиология

И снова пойдем от общего к частному.
Аксиология касается таких ценностей, как добро и зло. нравственный и аморальный. вопросы о том, в чем смысл жизни и как мы должны жить. Аксиология также является отраслью философии, изучающей ценности. Они задают вопросы о ценностях, которыми мы руководствуемся в своих исследованиях.

Например, что мы считаем хорошим или плохим, правильным или неправильным, красивым или нет, что мы ценим? Другой аксиологический вопрос заключается в том, какие ценности могут возникнуть в результате нашего исследования или стать его результатом? Аксиология часто задает вопросы о том, в какой степени наше исследование может быть полностью нейтральным, или же мнение нашего исследователя играет роль, а наши личные ценности определяют то, как мы проводим и пишем наши исследования? Кроме того, должно ли наше исследование быть направлено просто на то, чтобы понять, что мы изучаем, или мы должны изучать что-то с целью изменить общество к лучшему? Это аксиологический вопрос. И если мы хотим изменить общество, что мы считаем лучшим? Другими словами, что мы ценим? Будет ли это больше экономического равенства, лучшего здоровья, более глубоких отношений? Это все аксиологические вопросы. Иногда исследователи и писатели говорят об этом довольно очевидно, но не всегда. Мартин Бубер — парень, который занимается философией коммуникации, и он очень четко об этом говорит. Он говорил об этическом подходе к общению, который контрастировал с более механистическим подходом. Итак, он говорит о Я-Оно, имея в виду, что я человек, а ты, оно, объект, но мы действительно должны стремиться, как можно чаще, к Я-Ты-общению, где я важен в общении, но вы, хотя, вы также важны, у вас есть врожденное достоинство, вы особенный как человек, и я должен относиться к вам таким образом, мы должны общаться через диалог. Видите ли, у него есть явная ценность для других людей, и это будет определять то, как он проводит свои исследования. Поэтому, когда я впервые столкнулся с эпистемологией, онтологией и аксиологией и начал относиться к ним серьезно, я разработал гораздо более изощренное прочтение исследований, которым подвергался. Я не рассматривал их все как отдельные и независимые части, я видел, что все они имеют схожие или разные допущения, лежащие в основе их подхода.

и, наконец, мы можем сказать, что:
«Эпистемология дает нам знания, а затем онтология проверяет, существует ли оно или нет, затем аксиология проверяет свои моральные ценности, если это неправильно или правильно».

Аксиология Фридриха Ницше

Предварительный просмотр

Zitatvorschau в АПАМЛАЧикагоГарвард

Скопировать в буфер обмена

Экспорт цитирования

ProCite

RefWorks

Менеджер ссылок

.рис

БибТекс

Зотеро

.биб

Резюме

В своем безошибочно узнаваемом стиле Фридрих Ницше подошел к вопросу обо всех классах ценностей, а не только о моральных. Автор представляет Ницше как философа ценностей par excellence, анализируя жизненные и экономические ценности, религиозные и политические ценности, нравственные и эстетические ценности и, в дополнение ко всему этому, ценность вообще со всеми ее последствиями для человеческой жизни и человечества.

У Ницше было ценностное чутье, способность чувствовать тончайшие нюансы ценностного феномена и страсть к познанию ценностного универсума. Они были экстраординарными и редко встречались в истории культуры.

Выдержка

Содержание

  • Крышка
  • Заголовок
  • Авторские права
  • Об авторе(ах)/редакторе(ах)
  • О книге
  • Эту электронную книгу можно цитировать
  • Содержание
  • Предисловие
  • I. Переоценка всех ценностей
  • 1. Происхождение ценностей
  • 2. Иерархия ценностей
  • 3. Конфликт ценностей
  • II. Аксиоклазм Фридриха Ницше, или творческое разрушение
  • 1. Философствовать серпом и молотом
  • 2. Машина, производящая славу
  • 3. Садизм Фридриха Ницше
  • III. Фридрих Ницше: человек обиды
  • 1. Инверсия оценивающего взгляда
  • 2. Философия неудачника
  • 3. Немцы — это ад
  • IV. Нигилизм как ценностная болезнь
  • 1. Спаситель как идиот
  • 2. Блаженны нищие духом? Аксиологическое толкование загадочного выражения
  • 3. Философия как трактат о выздоровлении
  • 4. Больные и врачи культуры
  • V. Интерпретация ценностей
  • 1. Герменевтическая справедливость
  • 2. Коррупция и интерпретация
  • VI. Фридрих Ницше как апостол Артура Шопенгауэра
  • 1. Церковь Артура Шопенгауэра
  • 2. Аура Артура Шопенгауэра
  • 3. Шопенгауэр как Искупитель
  • VII. Тирания ценностей Ницше
  • 1. Новая страсть
  • 2. Ницше, смерть и дьявол
  • 3. Демонизм власти
  • Библиография

| 7 →

Предисловие

Несмотря на богатую литературу, посвященную философии Фридриха Ницше, исследования его аксиологии все еще находятся на начальной стадии. Очевидно, что он не разработал общей теории ценностей, но она может быть извлечена с достаточной точностью из его литературно-философских рассуждений, ибо ценность является предпочтительным объектом философских размышлений во всем его творчестве.

В своем неповторимом стиле Фридрих Ницше подошел к проблеме всех классов ценностей, а не только моральных. Жизненные и экономические ценности, религиозные и политические ценности, нравственные и эстетические ценности и, вдобавок ко всему, ценность вообще со всеми ее последствиями для человеческой жизни и человечества становились одна за другой предметом размышлений столь глубоких, что их можно сказал, что Фридрих Ницше, несомненно, был философом ценностей

par excellence . У него было ценностное чутье, способность чувствовать тончайшие нюансы явления ценности и страсть к познанию ценностного универсума, столь необычайного, что редко встретишь в истории культуры.

В этой статье я попытался до известной степени применить метод Фридриха Ницше к самому себе; Я пытался быть самим собой по отношению к его работе, « подземным за работой, копанием, добычей, подкопом», как он сам сказал в Предисловие к Рассвет Дня . Тому, у кого хватит терпения прочитать его lento и покопаться в его творчестве и личности, предстоит еще многое открыть.

Аксиология Фридриха Ницше — это попытка выделить некоторые уникальные черты писателя, о котором парадоксальным образом можно сказать, что чем больше его изучаешь, тем более неизвестным он кажется.

| 9 →

I. Переоценка всех ценностей

1. Происхождение ценностей

Хотя Фридрих Ницше ссылался главным образом на нравственные и религиозные ценности, он в своем творчестве имел в виду весь аксиологический спектр. Характерно, что под моралью ( Мораль ) он имел в виду целую систему ценностей, а не только моральные ценности в строгом смысле этого слова. Эстетические ценности, теоретические ценности, экономические ценности и другие категории ценностей были одна за другой объектами размышлений автора, сыгравшего, несомненно, главную роль в появлении аксиологии как общей теории ценностей.

Проблема происхождения ценностей затрагивается, в частности, в О генеалогии морали , но эпизодически присутствует в большинстве остальных его работ. Хорошо известен тезис Фридриха Ницше о происхождении духовных ценностей: высшие ценности и идеалы человечества уходят своими корнями в низшие слои человека. Все возвышенное происходит от ужасного страдания. Шедевры, как вещи, несущие духовную ценность, происходят из звериных слоев человеческого бытия. Платон, например, «говорит с простодушием, для которого нужно быть греком, а не «христианином», что не было бы вообще никакой платоновской философии, если бы в Афинах не было таких красивых юношей: вид их первым поверг в душу философа в эротический водоворот и не давал ей покоя до тех пор, пока она не посеяла семя всего высокого в столь прекрасную почву». 1

Не только нравственность в строгом смысле этого слова, но и все виды духовных ценностей являются простыми масками, которыми человек скрывает свои самые низменные инстинкты. Эта идея Фридриха Ницше о происхождении ценностей и особенно моральных ценностей не оригинальна; напротив, она широко распространялась в то время некоторыми «английскими психологами», несмотря на то, что он начал Первый очерк в О генеалогии нравов с борьбы с ними. Кроме того, современный материализм и позитивизм послужили источником вдохновения для его концепции происхождения ценностей. Вклад Фридриха Ницше состоял в том, что он подчеркивал относительный характер любой морали и подчеркивал факт ← 9| 10 → что его происхождение всегда вызывает подозрения. В Наблюдении конца Первого эссе он поднял очень тонкую аксиологическую проблему, а именно, что « ценности предыдущих оценок», 2 что также подразумевает неявную постановку вопроса о ценности оценщика . И, учитывая, что «нет такой вещи, как моральные явления, а есть только моральное истолкование явлений», 3 проблема герменевтической справедливости становится главной в аксиологии Фридриха Ницше. Он понял, что ни антропологических, исторических и психологических сведений того времени, ни его филологических рассуждений недостаточно, чтобы дать удовлетворительный ответ на вопрос о происхождении ценностей. Вот почему он обратился к филологическим факультетам с весьма необычным для его стиля призывом развивать историческое изучение морали и сотрудничать со специалистами других областей для решения этой проблемы. «Отныне все дисциплины должны подготовить будущую задачу философов: эту задачу понимать как решение проблемы ценности , определение иерархии ценностей». 4

Что, по-видимому, было твердо установлено самим Ницше относительно рождения ценностей, так это то, что они имеют сомнительное происхождение и что, несмотря на их кажущуюся яркость, ценности питаются болотом , как он сказал в О генеалогии нравов . И тем не менее ценности не утратили бы своей достоверности, даже если бы их жалкое происхождение можно было доказать с математической строгостью. Может ли кто-нибудь бросить вызов красоте кувшинки только потому, что ее корни уходят в девятку?0183 болото ? Это наблюдение было сделано еще в 1905 году Джованни Папини в его статье «Сумерки философов» .

Детали

Страницы
114
ISBN (PDF)
9783653070194
ISBN (ePUB)
9783653956702
ISBN (МОБИ)
9783653956696
ISBN (в твердом переплете)
9783631676387
ДОИ
10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *