Значение, Определение, Предложения . Что такое аксиология
- Онлайн-переводчик
- Грамматика
- Видео уроки
- Учебники
- Лексика
- Специалистам
- Английский для туристов
- Рефераты
- Тесты
- Диалоги
- Английские словари
- Статьи
- Биографии
- Обратная связь
- О проекте
Примеры | Склонение / спряжение
Значение Википедия
Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία «ценность» + λόγος «слово, учение») — теория ценностей, раздел философии.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность[источник не указан 2517 дней]. То есть, ценность и польза — две стороны одной и той же медали.
В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.
Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.
Предложения со словом «аксиология»
В философии аксиология — это теория ценности. | |
Аксиология занимается тем, как ценности влияют на исследования и развитие теории. | |
Другие результаты | |
Область этики, наряду с эстетикой, касается вопросов ценности и, таким образом, включает в себя раздел философии, называемый аксиологией. | |
Аксиологический подход к психопатологии рассматривался как нечто уникальное и новое в польской психиатрии. | |
Хейброн проводил различие между психологическим, этическим, социальным и аксиологическим гедонизмом. | |
Теории также могут быть изучены и организованы в соответствии с онтологическими, эпистемологическими и аксиологическими рамками, навязанными теоретиком. | |
Гуманистический социолог выводит двойственную структуру этого пространства из аксиологических построений, отображаемых символическими выражениями. | |
Большинство теорий коммуникации руководствуются одним из трех аксиологических подходов. | |
Еще одной аксиологической темой в психиатрии Кемпинского был его взгляд на природу неврозов, особенно шизофрении. | |
В этом аксиологическом подходе теоретики принимают свои ценности и работают над тем, чтобы воспроизвести эти ценности в своих исследованиях и разработке теории. | |
Он признал информационный метаболизм и аксиологическую психиатрию двумя подлинно оригинальными идеями Кемпинского. | |
Работа теджады состояла в систематизации понятий, входящих в онтологию, антропологию, логику и аксиологию. |
Словосочетания
На данной странице приводится толкование (значение) слова «аксиология», а также синонимы, антонимы и предложения в которых содержится слово «аксиология». Мы стремимся сделать толковый словарь English-Grammar.Biz, в том числе и толкование слова «аксиология», максимально корректным и информативным. Если у вас есть предложения или замечания по поводу качеству значения слова «аксиология», просим написать нам в разделе «Обратная связь».
это, определение слова, понятие. Что такое Аксиология, значение, словарь, энциклопедия
(от греч. axios — ценность и logos — слово, понятие) — учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Понятие ценности впервые появляется у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они суть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Разведение бытия и долженствования — предпосылка А., оно характерно для тех направлений философии XIX и XX веков, в которых высшей духовной способностью в человеке признается воля. Развернутое учение о ценностях впервые дал в середине XIX в. Р. Г. Лотце. Ученик Лотце, Виндельбанд, также пытался с помощью теории ценностей избежать релятивизма и обосновать общезначимость как теоретического познания, так и нравственного действия. С его точки зрения, релятивизм — это смерть философии, поскольку последняя может существовать лишь как учение об общезначимых ценностях. Виндельбанд рассматривает ценности как нормы, которые образуют общийплан всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности. Пытаясь создать синтез кантовской критической философии с учением о значимости Лотце, Виндельбанд переводит проблему ценностей на язык философии культуры: в качестве ценностей у него выступают истина, добро и красота, а наука, правопорядок, искусство и особенно религия рассматриваются как «ценности-блага» культуры, без которых человечество не может существовать. В отличие от Канта, Виндельбанд вслед за Лотце считает, что нормы управляют не только нравственными действиями; они также лежат в основе теоретической и эстетической деятельности. Всякая ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Ценность — это не реальность, а идеал, носителем которого является, по Виндельбанду, трансцендентальный субъект — «сознание вообще», «нормальное сознание», т. е. сознание как источник и основа всяких норм. Несколько дальше от Лотце и ближе к Канту взгляды Риккерта, разрабатывавшего учение о ценностях как основу теории знания и нравственного действия. В основе науки, согласно Риккерту, лежит воля сверхиндивидуального субъекта, которая хочет истины. Воля, «хотящая естествознания», или воля, «хотящая истории», есть, с его точки зрения, необходимое признание безусловно обязательных сверхэмпирических ценностей. Общезначимость науки, как и нравственных императивов, распространяется лишь настолько, насколько распространяется эта воля. Поскольку познание рассматривается как «родственное велению признание или отвержение», то познать — это прежде всего занять определенную позицию по отношению к ценностям. Анализируя процесс познания, Риккерт различает субъективную сторону акта суждения (психическое бытие) и его объективное содержание (надбытийное значение, смысл). Значение, или смысл, не есть бытие и логически предшествует всякому бытию. Главное определение ценности состоит в том, что она есть нечто полностью безотносительное и в этом именно смысле трансцендентное как по отношению к любому бытию, так и по отношению к познающему субъекту. Теория познания, таким образом, есть наука о ценностях как трансцендентных предметах. В ответ на критику неокантианской теории ценностей со стороны Г. Мюнстерберга, Э. Ласка, Гуссерля и других философов, убежденных в том, что всякая нормативная дисциплина должна иметь в качестве своего фундамента соответствующую теоретическую дисциплину, Риккерт в работах 1910-х годов стремился различить понятия «нормы» и «ценностей». Ценность, или значимость, по Риккерту, становится нормой только в том случае, если с ней сообразуется некоторый субъект. Вместе с нормой появляется и понятие долженствования, которое принадлежит не трансцендентному, а имманентному миру, будучи связано с волей субъекта. В основе неокантианской А. лежит неустранимый дуализм имманентного бытия и трансцендентного смысла (ценности), который, вступая в соотнесение с субъектом, превращается для него в некий императив — долженствование. Как возможна эта связь (имманентного с трансцендентным) и каким образом она осуществляется, представляется непостижимым. Из понятия воли при обосновании А. исходили представители не только баденской, но и марбургской школы неокантианства. Истинные ценности, согласно Когену, порождает «чистая воля», носителем которой является трансцендентальный, а не индивидуальный субъект. Г. Мюнстерберг видит важнейший акт надындивидуальной воли в признании ценностей. При этом он резко различает ценность и долженствование как трансцендентную и имманентную реальности и предлагает поставить на место философии долженствования философию ценностей. Этому широкому течению волютивного обоснования ценностей в конце XIX в. противостояло не менее влиятельное направление, представители которого считали источником ценностей не волю, а чувство. В. Вундт, Ф. Иодль, Ф. Паульсен считали чувство (и соответственно ценности) чем-то субъективным. Указывая на историческую относительность этических и правовых норм, они делали вывод об относительности лежащих в их основе ценностей и принципиально отграничивали мировоззрение, как базирующееся на ценности, от науки, дающей объективное знание. В противоположность этому, Брентано, Мейнонг, Шелер пытались доказать объективныйхарактер самого чувства и соответственно общезначимость и объективность ценностей. Так, по Брентано, говоря о том, что боль ненавистна, а радость предпочтительна, человек утверждает существование ценностей — это аналогично тому выводу, что существуют правильные и неправильные суждения (истинное и неистинное познание), правильная и неправильная любовь или ненависть, и эти априорные чувства составляют источник ценностей. Кант и неокантианцы, с точки зрения Брентано, интеллектуализируют понятие ценностей, поскольку видят их источник в разумной воле, тогда как в действительности источником ценности являются эмоциональные акты предпочтения — любви, а отрицательные ценности возникают из акта отвращения — ненависти. Эти акты — более фундаментальные феномены, чем акты выбора, предполагающие волю. Шелер, в противовес формальной этике Канта, строит на базе А. так называемую «материальную этику ценностей». Шелер полностью согласен с Кантом в том, что человеческую волю нельзя ставить в зависимость от внешних по отношению к ней благ и целей, поскольку с изменением этих благ меняется смысл понятий доброго и злого. Не содержание воли определяется внешними ей целями, а, наоборот, цели различаются по тому, какими ценностями направляется воля: добрая личность ставит себе и благие цели. Однако, оставляя за пределами этики «блага», т.е. «ценные вещи» («ценные реальности»), Кант выносит за ее пределы и те ценности, которые «воплощены» в этих благах, считая, что они полностью принадлежат эмпирическому миру. По убеждению же Шелера, ценности, явленные в благах, не следует отождествлять с эмпирической природой самих «благ». Подобно тому как цвета можно отделить от цветных предметов и созерцать сами по себе, так и ценности — приятное, благородное, величественное, священное — могут созерцаться не только как свойства вещей или людей, которым они принадлежат. Область очевидного (априорного) не совпадает, по Шелеру, с «формальным» в противоположность «материальному», содержательному, ибо «материальное» вовсе не совпадает с чувственным, а должно быть понято как «чистый феномен». Эмоциональная жизнь также имеет свое априорное содержание; любовь и ненависть — изначальные основы человеческого духа, «последний фундамент всякого другого априоризма». Познание ценностей, или их созерцание, основано на чувстве, в конечном счете на любви и ненависти. Это познание предстает в виде специфических функций и актов, которые резко отличаются от всякого восприятия и мышления. Согласно Шелеру, только через эти акты можно войти в мир ценностей. С его точки зрения, априорная структура ценностей не зависит ни от какой целеполагающей деятельности субъекта, его воли. Сущность всякого познания ценностей составляет, по Шелеру, именно акт предпочтения, в интуитивной очевидности которого устанавливаются «ранги» ценностей: ценности тем выше, чем они долговечнее, чем менее причастны «экстенсивности», т.е. «делимости», и, наконец, чем глубже удовлетворение, которое они дают. В этом смысле наименее долговечными являются ценности «приятного», связанные с удовлетворением чувственных склонностей человека, с «материальными благами», которые в наибольшей мере «делимы» и дают самое мимолетное удовлетворение. Намного выше рангом ценности «прекрасного» или «познавательные ценности» — они неделимы, и потому все, участвующие в созерцании красоты или познании истины, получают объединяющую радость. Высшей, по Шелеру, является ценность «святого», или божественного, которое единит и связует всех причастных к нему и дает наиболее глубокое удовлетворение. Таким образом, в его концепции все ценности имеют в качестве своей основы ценность божественной личности — «бесконечного личного духа». П. П. Гайденко Проблема ценности в философии. М., Л., 1966; Столович Л.М. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994; Шелер М. Формализм в этике // Макс Шелер. Избранные произведения. М., 1994; О. Kraus. Die Werttheorien. Geschichte und Kritik. Brunn, 1937; F. I. V. Rintelen. Values in European Thought. Pamplona, 1972; M. Riedel. Norm und Werturteil. Fr./M., 1979; S.H. Turner. Weber and the Dispute over Reason and Value. L., 1984.
Аксиология
Философский словарь
учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, норм, категорий определяющих иерархию ценностей и направленность человеческой деятельности, соответствующую мотивацию человеческих поступков. Евразийская философия исходит из того, что в основе понимания личностной…
Аксиология
Философский словарь
(от греч. axios — ценность, logos — слово, учение) — философская дисциплина, изучающая ценности как смыслоообразующие основания человеческого бытия, которые направляют и мотивируют человеческую жизнь и деятельность. Слово «аксиологический» употребляется также в значении «…
Аксиология
Философский словарь
(от греч. axia — ценность и logos — учение) — филос. дисциплина, исследующая категорию “ценность”, характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Термин “А.” введен в 1902…
Аксиология
Философский словарь
(от греч. axia — ценность и …логия) — учение о ценностях.
Аксиология
Философский словарь
( от греч. axia — ценность, logos — учение) — учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбора ориентиров для наличной жизни и оправдания или осуждения прошлого, «иного» и общезначимого. Понятие А. и ее специфического…
Аксиология
Новейший философский словарь
АКСИОЛОГИЯ (греч axia — ценность, logos — слово, учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и…
Поделиться:
Аксиология – Что это такое?
Главная > Индекс > Мировоззрение и апологетика > Этика > Аксиология
Если вы когда-нибудь ходили по художественному музею или галерее, вы могли посмотреть хотя бы на один экспонат и подумать: «Это всего лишь , а не произведений искусства». Или, возможно, у вас был жаркий разговор с другом или коллегой о чем-то, что вы считали аморальным. Например, может быть, кто-то из вас думал, что есть мясо аморально или что смертная казнь — это плохо. Если вы когда-либо оказывались в подобных ситуациях, то вы думали о значение . Рассмотрение вопроса о том, является ли что-то искусством или почему действие неправильно, требует, чтобы мы в конечном итоге обратились или предположили ради аргумента фундаментальные вопросы о ценности. Даже не осознавая этого, большинство людей сделали хотя бы неформальный набег на аксиологию .
Аксиология – учение о ценности. Его цель — ответить на вопросы, связанные как с этикой, так и с эстетикой. Вопросы о том, что в конечном итоге является хорошим, плохим, правильным и неправильным, относятся к этике. Вопросы о том, что следует считать искусством, что красиво, и связанные с этим вопросы относятся к эстетике. Больше, чем просто констатация что является ценным или бесценным, те, кто изучает эти области, пытаются изложить причины , почему вещи имеют ценность или нет. Например, если смертная казнь неверна, почему неверна? Не потому ли, что этот вид наказания несправедлив? Если да, то почему несправедливо? Если это потому, что человеческая жизнь имеет такую ценность, что ее никогда не должен намеренно отбирать другой человек, то что (если вообще что-либо) передает эту ценность? Придает ли общество или культура эту ценность? Или, скажем немного по-другому, есть ли способ
Несмотря на отсутствие единого мнения, аксиология ценна для изучения, потому что она помогает нам размышлять о самой ценности, о том, что мы считаем ценным и почему. Идеи имеют последствия, в чем мы легко можем убедиться из законов, которые мы создаем, а также из структуры и функций нашего общества. К сожалению, большинство разговоров о спорных ценностных вопросах быстро затухают из-за того, что позиции излагаются поверхностно. Кроме того, эмоции и разум не всегда находятся в надлежащем равновесии. Чтение и глубокое обдумывание позиции, которой вы придерживаетесь по определенному вопросу, сделает вас лучшим адвокатом. Например, если вы считаете, что некоторые виды музыки, содержащие язык для взрослых, должны быть исключены из эфира, то развитие вашей позиции на основе аксиологических установок было бы очень полезным.
Если бранные слова делают определенные виды музыки нехудожественными или если подвергать молодых слушателей такому языку в принципе неэтично, то можно привести более убедительные доводы в пользу его удаления из эфира, помимо фразы «мне это просто не нравится». В конечном счете, аксиология помогает нам отличать факты о мире от мнений.Аксиология встречается во всей Библии. Сама ценность коренится в самой природе Бога, благодаря которому все вещи существуют (Исход 3:14; Евреям 1:3). В христианстве помимо объективного основания эстетической ценности есть объективное основание моральных ценностей и обязанностей. Эта основа добра и красоты известна всем (Псалом 19:1; Римлянам 1:18–20). Мы знаем, что люди обладают внутренней ценностью, потому что они созданы по образу Божьему (Бытие 1:26–27; 9:5–6). Ценность людей также проявляется в милосердной искупительной работе Бога по спасению людей от греха (Иоанна 3:16; 2 Коринфянам 5:21). Мы также знаем, что все остальные вещи в сотворенном порядке имеют ценность, потому что Бог сотворил их, сделал их по какой-то причине и дал человечеству управление ими (Бытие 1:28; 2:15).
В Послании к Филиппийцам 4:8 апостол Павел пишет: «Наконец, братия, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что похвально, что только есть добродетель, что есть что-нибудь достойное похвалы, подумайте об этом». Иакова 1:17 говорит нам: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». В Библии есть много других стихов, которые говорят нам о ценности, достоинстве, добре и красоте. Рассмотрим поэтические сборники, такие как «Иов» (см. главы 38–39).), Псалтирь (Псалтирь 8:1-4; 89:5), или Песнь Соломона. Эти книги по-разному формулируют ценность и красоту, показывая Бога как источник всего этого. На протяжении всей Библии Бог показывает нам, что Он любит нас, ценит нас и хочет, чтобы мы были с Ним. Первым и лучшим местом для изучения аксиологии является Слово Божие (Библия).
En Español
Что такое абсолютная истина? Существует ли абсолютная истина?
Истина относительна?
Как христианская этика определяет мораль?
Что Библия говорит о вещах, имеющих истинную вечную ценность?
Говорит ли Библия что-нибудь об искусстве?
Истина о мировоззрении и апологетике
Определение «формальной аксиологии»
Формальная аксиология фокусируется сначала на наиболее формальных характеристиках человеческих ценностей, затем на приложениях этих формальностей к конкретным деталям того, что мы ценность (ценности) и то, как мы оцениваем (оценки). Роберт С. Хартман искал и стал находить наиболее логически абстрактные (он сказал бы «синтетические») черты всех человеческих ценностей и оценок.
Этот отрывок из дебютного номера Журнала формальной аксиологии за 2008 г. опубликован с согласия редактора и автора.
Формальная аксиология — это раздел аксиологии вообще. Аксиология вообще или «как таковая» — это теория ценностей во всех ее разветвлениях, начиная от метатеории и заканчивая этикой, эстетикой, логикой и любым другим аспектом человеческого интереса, который включает вопросы добра и зла, правильного и неправильного, правильности или неправильности. , красота и уродство, правда и ложь, а также любой другой мыслимый ценностный вопрос, измерение или интерес.
Формальная аксиология, которой посвящен этот Журнал формальной аксиологии: теория и практика, была создана Робертом С. Хартманом (1910–1973), который провел свои последние годы перед преждевременной смертью, преподавая на философских факультетах Университета Теннесси.
, Ноксвилл, Теннесси и Национальный университет Мексики, Мехико, штат Массачусетс.Формальная аксиология фокусируется сначала на наиболее формальных характеристиках человеческих ценностей, а затем на применении этих формальностей к конкретным деталям того, что мы ценим (ценности) и как мы ценим (оценки). Роберт С. Хартман искал и стал находить наиболее логически абстрактные (он сказал бы «синтетические») черты всех человеческих ценностей и оценок.
Его наиболее важным вкладом было
(1) формальное определение «благо» или «ценности», которое он рассматривал как «аксиому» формальной аксиологии — Добро есть реализация концепции (или стандарта),
(2) три основных вида стоимости: внутренняя, внешняя и системная;
; три основных вида ценности с теорией множеств и трансфинитной математикой (которая оказалась одновременно поучительной и весьма спорной),
(5) предварительная работа по формальному исчислению стоимости, продвинутая Франком. Г. Форрестом и Марком А. Муром, который предлагает финитистскую альтернативу,
(6) создание «профиля ценностей Хартмана», основанного на всем вышеперечисленном, который представляет собой мощный личностный профиль, который предполагает, что наши ценности являются ключами к нашим личностям,
(7) предсказание того, что формальная аксиология в конечном итоге охватит все гуманитарные и социальные науки, применима к ним и внесет рациональный порядок во все гуманитарные и социальные науки, и
(8) ожидание того, что формальная аксиология будет или станет «наукой», формальной, а не эмпирической наукой, но получившей дальнейшее развитие в последнее время как эмпирическая наука Леоном Помероем.
Вместо более подробного объяснения каждого из вышеизложенного позвольте мне сказать, что [Журнал формальной аксиологии: теория и практика] будет посвящен таким темам, как эти. Кроме того, позвольте мне пригласить вас и других заинтересованных лиц читать и писать для этого журнала на такие темы.
Роберт С.