6. Философия как аксиология: основные подходы.
АКСИОЛОГИЯ — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.
Проблема ценностей неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?». Это — основной вопрос общей теории ценностей. В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений.
Натуралистический психологизм (представлен трудами Дж. Дьюи) рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.
Аксиологический трансцендентализм (В. Винделъбанд, Г. Риккерт). Здесь ценность — не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей.
Ценность, таким образом, — это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.Представитель онтологизма М. Шелер утверждал объективный характер ценностей. По его мнению, они образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (приятное, величественное, доброе) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей и их созерцание основано в конечном счете на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами.
Для культурно-исторического релятивизма, у истоков которого стоял В. Дильтей, характерна идея аксиологического плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. По существу, это означало критику самой программы общей Ц. т. как абстрагирования от культурно-исторического контекста и произвольного увековечивания какой-либо одной «подлинной» системы ценностей.
Основатель социологизма М. Вебер ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.
Таким образом, ценность понимается по-разному. Она рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т. д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане даже религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков. Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.
Философия ценностей (аксиология). Ценности в жизни человека и общества
Сократ стал первым, кто заговорил о сущности и ценности блага. Это произошло из-за кризиса афинской демократии, когда произошла смена культурных образцов организации бытия человека и общества. Также этот процесс был омрачён потерей ориентиров в духовной жизни людей.
Чуть позднее в философии наблюдается развитие и становление учения о природе ценностей, закономерностях и их появления, функционирования, а также о том, какое место они занимают в жизни человека и общества в целом. Также говорилось о связи ценностей с другими феноменами жизнедеятельности человека, о классификации ценностей и их развитии. Это учение получило название аксиология. Первым, кто использовал это понятие, был французский мыслитель П. Лапи в 1902 г., а в 1908 г. Это был немецкий философ Э. Гартман.
В юридических науках и практике феномен «ценность» играет важную роль, поскольку в контексте понимания и интерпретации ценностей в стране используются нормативные акты, которые дают характеристику всем видам деяний субъектов и судебных процессах. Деятельность судов невозможна без присутствия феномена ценности.
Ценности не могут быть исключены из целеполагания людей, из формулирования концепций будущего, из отношений между людьми и странами, из процессов, которые сопровождаются передачей традиций или обычаев, нельзя говорить о культуре без феномена ценности, не представляется возможным жизнь народов, народностей и даже этносов без этого понятия.
Сущность ценностей и их классификация
В тот момент, когда аксиология выделилась в отдельную науку и приобрела характерные только ей особенности философского исследования, было представлено несколько типов концепций ценностей:
- Натуралистический психологизм.
- Трансцендентализм.
- Персоналистический онтологизм.
- Культурно-исторический релятивизм.
- Социологизм.
Натуралистический психологизм и его характеристика
Натуралистический психологизм сформировался в отдельную концепцию в результате исследовательской деятельности А. Мейнонга, Р. Перри, Дж. Дьюи, К. Льюиса и др. Они высказывали мнение, что источник ценностей находится в биопсихологически интерпретированных потребностях личности. При этом сами ценности могут быть зафиксированы эмпирическим образом на в качестве специфических фактов происходящей действительности. В пределах одного подхода применяется феномен «стандартизации ценностей», иными словами под ценностями можно понимать любые предметы, удовлетворяющие потребности человека.
Трансцендентализм и его основные особенности
Концепция аксиологического трансцендентализма, которая зародилась в стенах баденской школы неокантианства, интерпретирует ценность как идеальное бытие нормы, которое отождествляется чистым или нормативным сознанием, а не с эмпирическим. По своей природе ценности идеальны. Они не зависимы от человеческих потребностей или желаний.
Сторонники этой концепции придерживаются позиции спиритуализма, постулатом которого является сверхчеловеческий «логос». В качестве вариативного предложения Н. Гартман вносит предложение освободить аксиологию от религиозных воздействий, обосновывая феномен независимого существования сферы ценностей.
Персоналистический онтологизм и его особенности
Данная концепция формировалась под воздействием течений аксиологического трансцендентализма, который использовался как способ объяснения существования ценностей вне реальности. Самый яркий представитель этой концепции М. Шелер, он говорил, что действиетльность ценностного мира гарантирована «вневременной аскиологической серией в Боге», которая несовершенным образом отражается в структуре человеческой личности. Согласно его представлениям, ценность существует в личности и выстраивается в определённую иерахрию, где самую нижнюю ступень занимают ценности, которые связаны с получением удовольствия по уровне чувственных желаний. Далее следуют ценности образа прекрасного и познания. Самая верхняя ступень принадлежит ценностям святости и идеи Бога.
Культурно-исторический релятивизм и его основные положения
Ключевые идеи культурно-исторического релятивизма были представлены В. Дильтеем, который характеризовал данную концепцию посредством идей аксиологического плюрализма, который складывался из множества равноправных ценностных систем, которые интерпретировались при помощи исторического метода. Суть данного подхода заключалась в критике попыток создания абсолютной, единственно верной концепции ценностей, которая, по представлениям мыслителя, должна была полностью изолироваться от реального культурно-исторического контекста.
Замечание 1Интересен тот факт, что многие сторонники идей В. Дильтея, в их числе О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др., раскрывали содержание ценностной сути культур через положения интуитивистского подхода.
Социологизм и его основные особенности
Социологическая концепция ценностей, основателем которой стал М. Вебер, трактовала ценность как норма, способ бытия которой является значимостью для субъекта. Эту концепцию М. Вебер применил для объяснения социального действия и социального знания. Спустя некоторое время идеи М. Вебера получили своё дальнейшее развитие в работах Ф. Знарецкого, который принадлежал к школе структурно-функционального анализа. Ценность для её участников получила новый обобщенно-методологический смысл и было рассмотрено как средство определения социальных связей и функционирования социальных институтов.
Учёные предполагали, что ценность есть любой предмет, поддающийся определённому содержанию и имеющий конкретное значение для членов какой-либо социальной группы. Установки в данном контексте носят субъективный характер, который выражают члены группы касательно ценности.
Материалистическая философия подходит к объяснению ценности с разных позиций: социально-исторических, экономических, духовных и диалектических. Реальные ценности для человека или социальных групп конкретно определены, носят исторический характер, и обусловлены деятельностью людей, их уровнем развития и общим уровнем развития общества. Кроме того, направление развития данных субъектов также влияет на реальные ценности и носят исторический характер для выявления природы и сущности, когда стоит использовать диалектико-материалистический подход и критерий меры, характеризующийся переходом количественных показателей в качественные.
ОпределениеЦенность – это совокупность социальных и природных предметов (вещи, явления, процессы, идеи, знания, образцы, модели, стандарты и т.д.), обуславливающие жизнедеятельность человека, общества в пределах меры соответствия объективных законов развития человека или общества и предполагаемых людьми целей, итогов, результатов.
Ценность возникает в результате сравнения, которое выражается с помощью умозаключений в определённом суждении, идеальных образов мира действительности, определяющие развитие человека и сообщества, с теми, которые не имеют возможности или не способны участвовать в данном процессе.
Ценности фиксируются в различных формах, например, добра, если в их основе лежит моральная деятельность, моральное поведение, отношения, сознание или формы, которых иллюстрируют содержание прекрасного, совершенного, идеального, если это как-то относится к эстетической стороне общественного сознания и деятельности, прописаны каноны определённых религий, если это имеет отношение к конфессиональной жизни человека или общества, которые регулируют общественные отношения при помощи инструмента государственного принуждения и т.п.
Иными словами, категория «ценность» является отражением качественного выражения степени соответствия, совпадения реального и мыслимого явления (вещей, процессов, мыслей и т.п.) потребностям, целям, устремлениям, планам, программам конкретного человека или сообщества, которые объясняют процесс гармоничного и эффективного развития ранее перечисленных субъектов.
В силу этого предметы мира действительности, связи и его взаимодействия наделяются признаками, которые переводят образцы, модели, стандарты человеческого бытия в разряд ценностей.Ценности появляются, проходят период становления и утверждения в сознании каждого человека, основываясь на реальной деятельности, взаимоотношениях с природой и с себе подобными, при помощи конкретного критерия, который с точки зрения философии и законов науки, по которым развивается природа, общество и человек. Более того, ценность называют мерой соответствия, поскольку она подвержена закону перехода от количественных показателей к качественным.
Всякий феномен бытия отдельного человека и общества в целом может быть придан статусу ценности. Этот критерий показывает границу, за которой изменение количества, иными словами содержания явлений, процессов, знаний и образований, тянет за собой изменение их качественных характеристик, а в иных ситуациях и переход в их ценность.
Стоит сделать акцент на тот факт, что этот критерий даёт людям возможность определить момент перехода феномена бытия людей в ценность, при этом одномоментно с этим критерием включается «внутренне» в ценность, тем самым превращая компоненты жизни людей в эго их качественное свойство.
Необходимо с разных сторон взглянуть на данный критерий, с одной стороны он конкретен, а с другой весьма относительный, в силу того, что каждый человек или сообщество требует конкретизировать его для себя, наполнить количественным содержанием, потому что мировая действительность регулярно изменяется.
Пример 1Взять, к примеру, компонент человеческой жизни – воду. Критерий перехода данного критерия в ценность будет отличаться у жителей средней полосы и жителей засушливых районов земли. Содержание данного критерия будет разным.
По своему содержанию будет отличаться и такой критерий, как право. Он тоже является важным составляющим элементом жизни людей.
Пример 2Данный компонент, если он включён в жизнедеятельность общества с демократическим строем, то содержание критерия «мера ответственности» будет состоять из множества количественных признаков, которые серьёзно отличаются от критериев общества с тоталитарным режимом.
Существуют основания, по которым можно сделать классификацию ценности. С точки зрения философии, можно использовать требования, на которых основаны закономерные связи категорий «общее – особенное – единичное». Иными словами, изначально по родовому признаку, позже по видовому и затем по типическому. Это учитывая то, что ценность является социальным феноменом, возможно предугадывание и объяснение посредством закономерностей развития человека и общества, а в качестве её сущностного признака-критерия можно воспринимать меру соответствия законам развития личности, общества, родовым её носителем станут все предметы мира действительности и духовные образования, соответствующие адекватным и объективным закономерностям развития человека и общества.
Род состоит из всего, что входит в меру соответствия закономерностей развития человека и общества. Он делится на два вида. Первый – для человека. Сюда включены жизнь, талант, гениальность, сверх интеллигентность, любовь, дружба и подобное. Второй – для общества. Здесь безопасность, патриотизм, героизм и т.п.
Формы бывают:
- Религиозные.
- Этические.
- Правовые.
- Экономические.
- Политические.
- Эстетические.
- Экологические.
- Научные.
- Философские.
Каждая форма имеет свою типологию и этнонациональные особенности проявления.
В силу того, что все человеческие отношения отражаются в формах общественного сознания, формы проявления ценностей можно классифицировать по формам общественного сознания. Это даёт возможность сделать следующую классификацию форм ценностей:
- Конфессиональные или религиозные.
- Моральные или нравственные.
- Правовые.
- Политические.
- Эстетические.
- Экономические.
- Экологические и др.
Виды ценностей непосредственным образом связаны с основными субъектами бытия социального: человеком и общностями людей. Их присутствие объясняется уровнем влияния ценностей человека на личность и на общество в целом, также обуславливается уровнем воздействия ценностей на социум.
Эти признаки ярко демонстрируют содержание взаимодействия личности с другими субъектами общественных отношений. Исходя из этого, по всем выделенным признакам в определённом роде ценностей можно конкретизировать свои подвиды.
Уровень воздействия на процесс развития ценности могут классифицироваться по следующим признакам:
- Революционные.
- Эволюционные.
- Контрреволюционные.
Касательно характера воздействия ценности в каждом виде могут классифицироваться по таким результатам:
- Вызывающие позитивное развитие.
- Вызывающие негативное развитие.
Те, что вызывают позитивное развитие, иными словами получают социально одобряемые изменения в личности и в обществе – это те ценности, которые по своему характеру воздействия на социум или человека дают им необходимую, согласно законам развития, обусловленность и детерминацию. Их список широк, здесь и сверхинтеллектуальность, и сверхмотивация, и счастливый случай, талант, гениальность и т. п.
Негативные, или как их ещё называют, социально не одобряемые – это ценности, которые придают своим воздействием обществу и личности ненужную, а порой даже противиположную законам развития, обусловленность и детерминацию. Он делятся на несколько видов. Первые – это ценности личностного направления. Вторые – антисоциального воздействия. Третьи – ценности антисоциального действия личности с нарушением социальных норм при этом наблюдается серьёзное нарушение взаимоотношений с другими личностями. Четвёртые – те ценности, которые полностью антисоциальные.
Классификация ценностей
Замечание 2Достаточно точной, от того признанной и востребованной является классификация ценностей, которую в своё время предложил В. Тугаринов.
Его классификация состоит из трёх ступеней. На первой учёный делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. На первой ступени располагаются ценности, которым характерны положительные эмоции они же получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания.
На второй ступени располагаются ценности, которые вызывают отрицательные эмоции, тем самым провоцируют получение отрицательной оценки. Эти ценности автор исследования классифицирует в зависимости о т принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия. Здесь учёный выделяет индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Довольно логично и справедливо. Под индивидуальными он понимает ценности, имеющие значимость для одного конкретного человека, под групповыми – те, что важны для группы людей, а под общечеловеческими понимаются те ценности, которые значимы для всего человечества.
На третьей ступени автор разместил ценности по их содержанию. При этом классифицировал их следующим образом:
- Ценности жизни, поскольку они предопределены биологическим существованием человек и его физиологическим бытием.
- Ценности культуры, поскольку они обуславливаются результатами духовно-преобразовательной деятельностью человека, а также созданием им самим «второй природы» своего бытия.
Однако это не вся классификация. Жизненные ценности автор делит ещё на несколько феноменов:
- Жизнь человека, поскольку её наличие даёт возможность выявлять иные ценности и использовать их.
- Здоровье человека.
- Труд как способ существования общества, который одновременно является основой формирования самого человека.
- Смысл жизни как цель, придающая жизни высокую ценность.
- Счастье и ответственность быть личностью.
- Общественная жизнь как форма и способ бытия человека.
- Мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей.
- Любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, которая является основой патриотизма и героизма.
- Дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей.
- Материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.
Касательно культурных ценностей, В. Тугаринов поделил их на три подгруппы:
- Материальные ценности.
- Духовные ценности.
- Социально-политические ценности.
Под материальными ценностями подразумеваются предметы, которые удовлетворяют материальные потребности людей и обладают двумя важными свойствами:
- Являются основой для реальной активности людей, жизнь.
- Представляют значимость сами по себе, поскольку жизнь человека или общества не представляется возможной без них.
К духовным ценностям относятся те феномены реальной жизни, которые отвечают потребностям духовной жизни людей. Этот феномен носит полиаспектный характер в силу того, что востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества:
- Результаты духовного творчества людей.
- Различные виды и формы этого творчества.
К социально-политическим ценностям мыслитель причисляет всё то, что отвечает потребностям социальной и политической жизнедеятельности людей. Они представлены:
- Различными социальными институтами.
- Нормами общественной жизни.
- Идеями, которые отвечают требованиям и целям людей.
Особенность социально-политических ценностей заключается в отношении к материальной, духовной жизни человека. Их отсутствие может быть воспринято людьми как насилие на телом или духом. Им свойственен двойственный характер. Они – это результат творчества человека и общества вместе с его институтами.
Важное место в данной классификации занимает ценность образования или просвещения. Оно находится в промежутке между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе – это скорее социальная ценность, а по содержанию – духовность.
Для современной философии характерны и другие классификации ценностей. Но представленные выше считаются основными, а остальные, скорее дополняют и уточняют уже представленные концепции.
Аксиология и логика – Платформа электронного обучения Университета Вахемо
Обзор урока
Ранее мы говорили, что философия имеет дело с самыми основными проблемами, с которыми сталкивается человечество. Аксиология — это философское учение о ценности, которая первоначально означала ценность чего-либо. Он включает в себя изучение моральных ценностей, эстетических ценностей, а также политических и социальных ценностей. Логика, с другой стороны, является философским исследованием аргументов, методов и принципов правильного рассуждения. На этом уроке мы обсудим аксиологию и логику как две другие основные области философии.
4.1 Аксиология
Занятие № 1: – Уважаемые учащиеся, что, по вашему мнению, такое аксиология? Перечислите любой вопрос, который, по вашему мнению, является аксиологическим вопросом. Покажите свой вопрос ученикам рядом с вами и обсудите ваши вопросы вместе.
Аксиология – это исследование или теория ценности. Термин аксиология происходит от двух греческих слов: «аксиос», что означает «ценность, ценность», и «логос», что означает «причина/теория/символ/наука/изучение». Следовательно, аксиология есть философское учение о ценности, которая первоначально означала ценность чего-либо. Аксиология задает философские вопросы о ценностях, касающиеся представлений о том, что человек или общество считает хорошим или предпочтительным, например:
- Что такое значение?
- Откуда берутся ценности?
- Как мы оправдываем наши ценности?
- Откуда мы знаем, что ценно?
- Какая связь между ценностями и знаниями?
- Какие виды значений существуют?
- Можно ли продемонстрировать, что одно значение лучше другого?
- Кому выгодны ценности?
- И т. д.
Аксиология занимается вышеуказанными и связанными с ними ценностными вопросами в трех областях, а именно этике, эстетике и социальной/политической философии.
I. Этика
Занятие № 2: – Уважаемые учащиеся, как вы определяете этику? Какие этические правила, принципы и стандарты вы знаете и соблюдаете и почему? Обсудите это со студентом(ами) рядом с вами.
Этика, также известная как моральная философия, представляет собой науку, занимающуюся философским изучением моральных принципов, ценностей, кодексов и правил, которые могут использоваться в качестве стандартов для определения того, о каком человеческом поведении/действии говорится быть хорошим или плохим, правильным или неправильным. Этика имеет три основных направления: метаэтика, нормативная этика и прикладная этика. Этика поднимает различные вопросы, в том числе:
- Что такое хорошо/плохо?
- Что правильно/не правильно?
- Правильный принцип или благая цель делают человеческие действия/поведение нравственными?
- Является ли действие правильным, потому что его хороший конец, или оно хорошо, потому что его правильный принцип?
- Являются ли моральные принципы универсальными, объективными и безусловными или относительными, субъективными и условными?
- Какова конечная основа моральных принципов? Сверхъестественный Бог? Человеческий разум? Взаимный общественный договор? Социальный обычай?
- Существует ли Бог? Если да, то является ли Он Благожелательным и Всемогущим?
- Если Бог Милостив, почему Он творит зло? Если Бог не создает зла, значит, должен быть другой творец, ответственный за создание зла? Но если это так, то как может Бог быть Всемогущим творцом?
- Почему мы чтим и соблюдаем правила морали? Ради нашей личной выгоды? Или ради других? Или просто ради исполнения нашего непогрешимого долга?
Этика, или этические исследования, может быть сгруппирована в три широкие категории: нормативная этика, метаэтика и прикладная этика.
Нормативная этика относится к этическим исследованиям, которые пытаются изучить и точно определить моральные правила, принципы, стандарты и цели, с помощью которых люди могут оценивать и судить о моральных ценностях своего поведения, действий и решений. Это аргументированный поиск принципов человеческого поведения, включая критическое изучение основных теорий о том, что хорошо, какие действия правильны, а какие заслуживают порицания. Консеквенциализм или телеологическая этика, деонтологическая этика и этика добродетели являются основными примерами нормативных этических исследований.
Метаэтика — высокотехнологичная философская дисциплина, которая занимается исследованием значения этических терминов, включая критическое изучение того, как этические заявления могут быть проверены. Он больше озабочен значениями таких этических терминов, как хороший или плохой, правильный или неправильный, чем тем, что мы считаем хорошим или плохим, правильным или неправильным. Моральный интуитивизм, моральный эмотивизм, моральный прескриптивизм, моральный нигилизм и этический релятивизм являются основными примерами метаэтических исследований.
Прикладная этика — это нормативная этика, которая пытается объяснить, обосновать, применить моральные правила, принципы, стандарты и позиции к конкретным моральным проблемам, таким как смертная казнь, эвтаназия, аборты, прелюбодеяние, права животных и т. д. на. Эта область нормативной этики называется прикладной, потому что специалист по этике применяет или использует общие принципы этики в попытке решить конкретные моральные проблемы.
II. Эстетика
Занятие № 3: – Уважаемые учащиеся, как вы определяете и понимаете эстетику? Что Обсудите это со студентом(ами) рядом с вами .
Эстетика – теория красоты. Он изучает особую ценность нашего художественного и эстетического опыта. Он имеет дело с красотой, искусством, наслаждением, сенсорными / эмоциональными ценностями, восприятием, а также вопросами вкуса и чувств.
Типичные эстетические вопросы:
- Что такое искусство?
- Что такое красота?
- Какая связь между искусством и красотой?
- Какая связь между искусством, красотой и правдой?
- Может ли существовать какой-либо объективный стандарт, по которому мы можем судить о красоте художественных произведений, или красота субъективна?
- Что такое художественное творчество и чем оно отличается от научного творчества?
- Чем ценны произведения искусства?
- Могут ли художественные произведения общаться? Если да, то что они сообщают?
- Есть ли у искусства моральная ценность, обязательства или ограничения?
- Существуют ли стандарты качества в искусстве?
III. Социальная/политическая философия
Занятие № 4: – Уважаемые учащиеся, как вы определяете политику и общество? Какие политические и социальные правила, принципы и стандарты вы знаете и которым следуете, и почему? Обсудите это со студентом(ами) рядом с вами.
Социальная/политическая философия изучает ценностные суждения, действующие в гражданском обществе, будь то социальное или политическое.
Следующие вопросы являются одними из основных социальных/политических философий, которые в первую очередь касаются:
- Какая форма правления лучше?
- Какая экономическая система лучше?
- Что такое справедливость/несправедливость?
- Что делает действие/суждение справедливым/несправедливым?
- Что такое общество?
- Существует ли общество? Если да, то как он возникает?
- Как возникают гражданское общество и правительство?
- Обязаны ли мы подчиняться всем законам штата?
- Какова цель правительства?
4.2 Логика
Занятие № 5: – Уважаемые учащиеся, как вы определяете и понимаете логику? Обсудите это со студентами рядом с вами.
Логика – это изучение или теория принципов правильного мышления. Он имеет дело с формулировкой правильных принципов рассуждения; и разработка научных методов оценки обоснованности и обоснованности аргументов. Среди различных вопросов, поднятых Logic, следующие:
- Что такое аргумент; Что значит спорить?
- Что делает аргумент действительным или недействительным
- Что такое обоснованный аргумент?
- Какое отношение имеют посылка и вывод в аргументе?
- Как мы можем сформулировать и оценить аргумент?
- Что такое заблуждение?; Что делает аргумент ложным?
Введение в эпистемологию, онтологию и аксиологию в философии | Аджай
Как эпистемология, онтология и аксиология связаны в философииЦель этой статьи — получить представление обо всех этих терминах в философии, чтобы из следующей статьи мы могли перейти к информационным наукам и начать практическую реализацию там самой.
Эпистемология, онтология и аксиология часто являются невысказанными предположениями о знании. Люди в обществе и наши ценности, лежащие в основе нашего любимого исследования. Каждому из них соответствует ветвь философии, которая может быть очень абстрактной. Давайте не будем сбивать нас с толку, потому что большинство людей, занимающихся исследованиями, не тратят много времени на то, чтобы писать непосредственно об эпистемологии, онтологии или аксиологии. Обычно это происходит так, что исследователи просто занимаются своими исследованиями, а эти области или предположения остаются скрытыми под поверхностью. Исследование оставит подсказки, и поэтому, если они так предполагаются или скрыты под поверхностью, то почему мы вообще говорим о них? Что ж, понимание этих трех областей поможет нам получить лучшее понимание и иметь возможность сравнивать и противопоставлять различные области исследований на гораздо более сложном уровне. Так что здесь есть какая-то отдача. Итак, начнем с эпистемологии. Пойдем от общего к частному.
Эпистемология
Когда мы решаем какую-то проблему отношения или читаем что-то, нам нужны знания, чтобы понять мир, которые известны как эпистемология.
Также эпистемология является отраслью философии, изучающей знание или познание.
Они задают такие вопросы: Откуда мы знаем то, что, по нашим утверждениям, знаем? Это классический эпистемологический вопрос. Это мы можем видеть во многих учебниках по теории и исследованиям. Например, исследователь может предположить, что знания уже существуют и ждут, чтобы их открыли. Итак, наша работа как исследователей — раскрыть эту универсальную, неизменную и абсолютную истину.
Другие исследователи, напротив, считают, что люди приобретают знания на основе того, как они воспринимают мир, и на основе своего опыта. Вот как мы создаем знания. Еще дальше в этом спектре находится релятивистская точка зрения, согласно которой знание является социальной конструкцией. В сущности, все, что мы рассматриваем как знание, является знанием. Не существует универсальной или абсолютной истины. Это эпистемологические позиции, которые подходят к этому понятию знания. Как я уже сказал, большинство исследователей не тратят много абзацев в каждой данной журнальной статье на изложение всего этого. Обычно они просто продолжают свою работу. Но их исследования оставят подсказки, и я вижу, что эпистемология наиболее очевидна в методах, которые они используют для проведения своих исследований. Другими словами, если они предполагают, что существует объективная реальность, объективное знание, то они будут относиться к этому именно так. Например, некоторые организационные исследователи проводят климатические исследования. Это количественные опросы, основанные на статистическом анализе, и идея здесь в том, что если вы зададите правильные вопросы, вы получите надежные и достоверные ответы, а результаты должны дать вам представление о том, как обстоят дела на самом деле. Другими словами, существует объективная реальность, и наше исследование пытается ее показать. Напротив, есть другие способы получить знания, другие убеждения о том, как лучше всего что-то узнать. Например, этнографический метод считает, что для того, чтобы по-настоящему понять, по-настоящему узнать, нужно что-то испытать самому. Нельзя изучать культуру, с этнографической точки зрения, например, на расстоянии. Знания из первых рук, полученные на собственном опыте, — лучший способ узнать. Это эпистемологические проблемы. Кроме того, поскольку мы знаем, что мы все еще не знаем всего о мире, и здесь в игру вступает эпистемология.
Например: в случае Covid-19 , , когда пришла его волна, мы не знали о его лекарстве, а позже мы начали исследования, и после получения большого количества знаний появилась вакцина.
Далее давайте исследуем онтологию.
Онтология
Опять же, пойдем от общего к частному.
Это изучение сущности того, что существует, и каков смысл существования. Онтология также является ветвью философии, изучающей существование и природу людей и нашего существования. Они задают такие вопросы, как:
Какова природа существования и нашего существования как индивидуумов в обществе, во Вселенной?
Кто мы, зачем мы здесь?
Это онтологические вопросы. Например, делаем ли мы по-настоящему свободный выбор? Делаем ли мы выбор, влияющий на результаты? Или есть силы, которые определяют. наши результаты, которые находятся вне нашего контроля?
Другой онтологический вопрос звучит так:
Лучше ли нас понимают как личности? Или нашу природу лучше всего рассматривать как часть группы, часть социальной системы?
Есть фильм под названием «Я, робот», например,
Старый фильм с Уиллом Смитом, и в этой истории есть робот по имени Сонни, и он очень сложный, и он пытается понять, почему парень, который его создал, сделал он, какова его цель? И это онтологический вопрос. Есть небольшой диалог, в котором кто-то спрашивает его: Сонни, ты знаешь, зачем доктор Лэннинг создал тебя? А он отвечает: нет, но я верю, что мой отец создал меня для какой-то цели. Это онтологическая дискуссия.
Какова наша природа, для чего мы здесь? Для меня довольно легко заметить онтологические предположения, лежащие в основе исследований и теорий. Так, например, если они изучают людей, например, с помощью личностных тестов, или пытаются выяснить черты людей, то они, вероятно, подходят к нам как к отдельным людям в обществе. Если они изучают группы и отношения, то они, вероятно, предполагают, что людей лучше всего понимают в группах и отношениях, например, через поле общения или социологию. Другой взгляд на это — как мы находимся в обществе с точки зрения более крупных сил, с которыми мы сталкиваемся.
Например, относится ли теоретик к людям так, как будто они находятся во власти системы, которая находится вне их контроля, вне их рук? Или они сосредоточены на том, что люди должны влиять на изменения? В зависимости от своей позиции они занимают разные онтологические позиции или предположения относительно своего исследования. И обычно это видно по тому, как они это пишут. И в-третьих, теперь поговорим об аксиологии.
Аксиология
И снова пойдем от общего к частному.
Аксиология касается таких ценностей, как добро и зло. нравственный и аморальный. вопросы о том, в чем смысл жизни и как мы должны жить. Аксиология также является отраслью философии, изучающей ценности. Они задают вопросы о ценностях, которыми мы руководствуемся в своих исследованиях.
Например, что мы считаем хорошим или плохим, правильным или неправильным, красивым или нет, что мы ценим? Другой аксиологический вопрос заключается в том, какие ценности могут возникнуть в результате нашего исследования или стать его результатом? Аксиология часто задает вопросы о том, в какой степени наше исследование может быть полностью нейтральным, или же мнение нашего исследователя играет роль, а наши личные ценности определяют то, как мы проводим и пишем наши исследования? Кроме того, должно ли наше исследование быть направлено просто на то, чтобы понять, что мы изучаем, или мы должны изучать что-то с целью изменить общество к лучшему? Это аксиологический вопрос. И если мы хотим изменить общество, что мы считаем лучшим? Другими словами, что мы ценим? Будет ли это больше экономического равенства, лучшего здоровья, более глубоких отношений? Это все аксиологические вопросы. Иногда исследователи и писатели говорят об этом довольно очевидно, но не всегда. Мартин Бубер — парень, который занимается философией коммуникации, и он очень четко об этом говорит. Он говорил об этическом подходе к общению, который контрастировал с более механистическим подходом. Итак, он говорит о Я-Оно, имея в виду, что я человек, а ты, оно, объект, но мы действительно должны стремиться, как можно чаще, к Я-Ты-общению, где я важен в общении, но вы, хотя, вы также важны, у вас есть врожденное достоинство, вы особенный как человек, и я должен относиться к вам таким образом, мы должны общаться через диалог. Видите ли, у него есть явная ценность для других людей, и это будет определять то, как он проводит свои исследования. Поэтому, когда я впервые столкнулся с эпистемологией, онтологией и аксиологией и начал относиться к ним серьезно, я разработал гораздо более изощренное прочтение исследований, которым подвергался. Я не рассматривал их все как отдельные и независимые части, я видел, что все они имеют схожие или разные допущения, лежащие в основе их подхода.