Почему активное слушание это важный прием при разговоре с собеседником?
Всем здравствуйте! В статье «Как аргументировать и доказать правоту своего мнения любому человеку?» мы столкнулись с таким парадоксом, что, если хочешь быть услышанным, научись прежде слушать сам. И вот сегодня мы как раз этим займёмся. Активное слушание это такой способ ведения разговора, когда тот, кто его применяет, показывает другому, что слышит его и понимает. Благодаря ему строятся доверительные или партнёрские отношения, улаживаются конфликты, снимается напряжение и создаётся тёплая, уютная, душевная атмосфера.
Виды
Придумал этот метод Карл Роджерс, один из создателей гуманистической психологии, а вот сам термин в нашу культуру ввела Юлия Гиппенрейтер, одна из самых известных российских психологов. Она считала, что каждый, просто обязан знать его, как бизнесмен, политик, так и обычный родитель, чтобы налаживать глубокий контакт с ребёнком.
Слушание может быть:
- Активное (рефлексивное) – процесс выяснения смысла сказанного, чтобы понять собеседника.
- Пассивное (нерефлексивное) – умение молчать, давая пространство другому выговориться или освободиться от накопившихся эмоций. Заключается в том, что используя этот метод, человек не перебивает, и изредка может лишь вставить пару слов, таких как: «Да-да», «Понимаю»…
- Эмпатичное – понимание эмоционального состояния собеседника, при чём, совместное проживание чувств, которые он испытывает.
Чем эффективно?
- Помогает поднять самооценку другому человеку, показывая, что нам важно то, что он говорит, и мы уважаем его мнение, даже если не согласны с ним
- Помогает выяснить проблемы и найти способы их решения
- Решает конфликтные ситуации
- Налаживает отношения с ребёнком и показывает ему на примере, как строить отношения с людьми и как к ним относиться
- Структурирует сложные эмоциональные переживания
- Даёт информацию о том, что чувствует другой и что с ним происходит не путём домыслов и догадок, а благодаря прямым вопросам и перефразированию
- Даёт пространство для самостоятельного поиска решений проблемы, принятия ответственности
- Помогает заметить малейшие нюансы, когда есть несоответствие в словах или ложь
Принципы
- Безоценочность суждений. То есть, мы не оцениваем то, что говорит нам собеседник, давая ему право на инаковость, даже если с чем-то не согласны.
Поэтому удержитесь от оценки, а так же от того, чтобы переубеждать его или вступать в спор. Используя этот принцип в своей жизни, вы научитесь уважать себя и других, строить глубокие и близкие отношения, ведь именно умение признавать право или мнение другого является явным признаком проявления личности, зрелой личности.Уважительные и здоровые отношения – это когда два разных человека с разными взглядами на жизнь и разным опытом находят способы, чтобы быть вместе, не разрушая, и меняя друг друга при этом.
- Позитивность. Этот принцип призывает вас сохранять спокойствие и доброжелательность. Не стоит использовать категоричные высказывания или те, которые могут обидеть или ранить.
Искренность и честность. Если помните, в статье про невербальное общение, я уже говорил, что до 95% информации считывается на уровне подсознания, и что бы вы ни говорили и какие доводы не приводили, если вы лжёте – ваше тело обязательно будет об этом сигнализировать. Поэтому важно действительного хотеть понять другого человека. Бывает, что вы сами не в ресурсе, устали и чувствуете, что совсем нет сил, тогда просто скажите об этом.
Не мучайте себя и другого, в крайнем случае, разговор можно будет отложить. Иначе вполне естественно, если начнёте чувствовать раздражение, которое возникает при фрустрации потребностей. То есть, когда они не удовлетворяются. Подробнее о них можно рассмотреть в статье о потребностях по пирамиде Маслоу.
Приёмы
1.Пауза
Это как раз то пространство, я о котором я говорил в начале статьи. Удерживая паузу, вы даёте возможность себе и ему что-то осознать, вспомнить, придумать. Таким образом, вы немного отстраняетесь от влияния эмоций на ваши мысли и поступки, и становитесь способны увидеть сложившуюся ситуацию под другим углом. Умение приостановиться творит чудеса. И оно является самым сложным и простым одновременно.
Не каждый способен выдержать паузу, ведь тогда придётся столкнуться лицом к лицу со своими мыслями и эмоциями, от которых прежде сбегал с помощью забалтывания, быстрого темпа.
2.Уточнение
Это вопросы, с помощью которых становится возможным прояснить, что именно имел в виду собеседник. Порой это акцентирование внимания на неточности рассказа, которые также важно прояснить. К сожалению, часто происходит так, что мы домысливаем за другого, считая, что всё очевидно и понятно. К примеру, ведь даже такое знакомое всем понятие, как любовь, расшифровывается для каждого человека по-разному. И если девушка заявляет о том, что её больше не любит мужчина, не стоит сразу же поддерживать идею о том, какой он нехороший. Вот как раз с помощью уточнения можно узнать, что он заботится о ней, только вот в последнюю неделю пару раз придя домой, лёг спать. И не из-за отсутствия любви, а потому, что слишком напряжённые стали рабочие дни.
3.Перефразирование
Эта техника позволяет тому, кого слушают, получить обратную связь от вас и убедиться в том, что вы его понимаете, а также посмотреть на ситуацию немного по-другому, эмоционально от неё отдалившись. К тому же, даёт пищу для размышления о том, как я изъясняюсь и выгляжу в глазах людей, насколько я понятен для них. Следует просто повторить сказанное им, только коротко и немного другими словами, подчеркнуть главное и выделить смысл, который вам пытались донести.
4.Развитие мысли
Тут мы пробуем продолжить ход мыслей, если убедились, что верно поняли то, что нам хотели донести. Можно начать с такой фразы: «Ты хочешь сказать, что …».
5.Обратная связь
То есть наше впечатление о рассказе и самом рассказчике, только помните о принципе без оценочного суждения. Тут не стоит что-то советовать, просто скажите о своих чувствах, которые возникли, пока вы слушали, какие мысли вас посещали, можете привести в пример собственный опыт, если были в похожей ситуации.
6.Резюмирование
То есть, подведение итога беседы, она ведь не может длиться бесконечно. К примеру: «Если подытожить сказанное тобой, то ты…», «Итак, ты предлагаешь…»
Рекомендации
- Используя вышеперечисленные приемы во время общения, обязательно смотрите в глаза собеседнику. Это самое первое, что вы должны сделать – установить зрительный контакт. Улыбайтесь и кивайте головой, когда будет уместно. Про чтение по глазам, вы можете почитать в ранее опубликованной статье.
- Задавайте открытые вопросы, чтобы ответы были развёрнутыми. И следите за тем, чтобы они не выглядели, как допрос, помните про паузу и вставляйте обратную связь между ответами, если есть, что сказать.
- Перечитайте статью про невербальное общение, чтобы изучить открытые позы, жесты и мимику.
- Поощряйте его речь с помощью таких слов: «Ага», «понимаю», «да-да»… Также помогает такой метод, как «эхо», то есть следует повторить за ним последнее, либо ключевое слово. Он вынуждает рассказчика дать полный ответ, более понятный и чёткий, к тому показывает, что вы внимательны к его словам.
- Проявляйте эмпатию, или хотя бы заявляйте о предполагаемых чувствах, которые, как показалось, он испытывает: «Мне кажется, ты чем-то взволнован», «Мне грустно это слышать», «Я сопереживаю тебе в данный момент»… Для этого важно уметь ставить себя на место рассказчика, как бы образно «присоединяться» к нему, и уметь замечать изменения в своём внутреннем состоянии, чтобы отслеживать возникающие чувства.
- Интонация также играет важную роль. Проведите эксперимент, и подберите 20 вариантов произношения вопроса «как дела?». И вы тогда заметите разницу и поймёте, что смысл её полностью меняется, стоит только слегка изменить интонацию.
- Всегда выслушивайте до конца, не все умеют кратко формулировать свои мысли, и порой самое главное таится в конце речи.
Упражнения
- «Говорю и слушаю». Оно поможет вам понять, что для понимания и конструктивного диалога следует уметь делать паузу. Для этого выберите себе партнёра, и в течение пары минут одновременно друг другу что-то рассказывайте, после чего попробуйте пересказать услышанное.
- «Мимика». Вспомните какую-то ситуацию и расскажите партнёру только с помощью мимики и жестов, совсем не используя слов. После чего пусть он расскажет, какие чувства испытывал и предположения о самой истории. Затем поменяйтесь местами. Это упражнение научит вас быть более внимательным, «считывать» эмоции и суть рассказа с помощью невербалики.
- «Пересказ». Пусть партнёр в течение 5 минут расскажет о себе, к примеру, на что обычно злится и каким образом её проявляет, или о своих желаниях, мечтах, от чего испытывает радость… По истечению времени перескажите то, что поняли. Это поможет выработать навык определения сути сказанного, смысла, а также развивает умение не просто слушать, а слышать.
Заключение
Практикуйтесь, используйте все виды слушания, и тогда увидите, как меняются ваши отношения в семье, с коллегами и друзьями в лучшую сторону, стают более тёплыми, близкими. Вы прослывёте интересной и уважаемой личностью, а для чего это надо, можете изучить в статье «Что такое коммуникационные навыки человека и почему они жизненно важны». Продуктивного вам общения, уважаемые читатели! И не забывайте, что есть возможность подписаться на mail рассылку новых статей блога(форма подписки внизу под текстом). Пока, пока.
qvilon.ru
Для чего нужно «активное слушание»
Как вы думаете, каждый ли человек умеет слушать? Казалось бы, в этом нет ничего сложного, но отчего тогда с какими-то людьми нам хочется общаться постоянно, а другим нет желания рассказывать даже о мелочах? Секрет прост – это способность дать собеседнику понять, что мы его не просто слушаем, но и слышим, понимаем его точку зрения, поддерживаем, разделяем чувства. Все эти преимущества даёт так называемое «активное» или эмпатическое слушание, подразумевающее применение специальных приёмов участия в беседе и выражения собственных переживаний и соображений.
В повседневной жизни даже такая простая задача, как слушать человека, не перебивая, зачастую становится невыполнимой. Между тем, умение быть активным участником диалога, а не пассивным слушателем, способно приносить немалую пользу. Например, при ведении деловых переговоров оно помогает склонить партнёра в свою сторону, а при решении конфликтов – снизить эмоциональное напряжение и выйти на уровень спокойной беседы. Кроме того, такой способ общения является оптимальным при взаимодействии с детьми и подростками. И, конечно же, все мы любим внимательных собеседников (понимающих и принимающих), с которыми так приятно делиться и сторонними новостями, и своими личными переживаниями.
Техника активного слушания – это серьёзный инструмент, применяемый в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, однако это не значит, что её не способен использовать в своей жизни обычный человек. Давайте рассмотрим несколько самых простых приёмов эмпатического слушания.
Пауза.
Пауза даёт собеседнику возможность подумать. Нередко после неё он говорит что-то ещё, о чём в противном случае промолчал бы. Эффективная беседа не боится пауз, напротив, постоянное говорение и заполнение «пространства» пустопорожней болтовнёй обесценивают общение, которое становится поверхностным и пустым. Остановки же дают самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств) и сосредоточиться на собеседнике. Говорящий также концентрируется на описываемой ситуации, может что-то переосмыслить, вспомнить, дополнить, раскрыть предмет беседы с новой стороны.
Уточнение или выяснение.
Просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного вовсе не является чем-то постыдным и сигнализирующим о вашей невнимательности. Напротив, стремление додумывать за собеседника «недосказанности» и неточности может сыграть с вами злую шутку. Особенно важными уточнения говорящего ставятся, если речь идёт о сложных, эмоционально значимых вещах. Без подсказок собеседника вы не сможете максимально точно понять его мыслей и чувств. Разумеется, уточняющий вопрос обязательно задаётся в любой ситуации, в которой есть двусмысленные, многозначительные, непонятные моменты. Используйте нейтральные фразы, приглашающие собеседника, не обижая его, высказать свою мысль более конкретно, подбирая при этом другие слова («Извините, но я не совсем понял это», «Не могли ли вы объяснить это подробнее?», «Верно ли я понял, что…»). Помните: пользуясь приёмом выяснения, надо стараться не задавать вопросов, требующих односложного («да», «нет») ответа, так как это сбивает человека. Он начинает ощущать, что его допрашивают. Например, вместо вопроса: «Это что, трудно сделать?» полезно спросить: «А насколько трудно это сделать?».
Пересказ (парафраз).
Как ни странно, умение кратко, своими словами, изложить сказанное собеседником – также важная составляющая общения. Эта техника позволит вам выделить из общей массы слов те, в которых заложен основной смысл сообщения. Подчеркнув его в своём кратком пересказе можно убедиться, верно ли вы уловили информационный посыл собеседника. Другими словами, это способ установить контакт с человеком и глубже проникнуть в суть проблемы. Это «обратная связь» от вас, которая показывает собеседнику, что он был понят или, наоборот, сигнализирует о необходимости скорректировать свои слова. Кроме того, когда человек слышит пересказ собственных мыслей, он получает возможность посмотреть на свою проблему со стороны, что бывает непросто, особенно если трудности связаны со значительными эмоциональными переживаниями (от них у кого угодно образуется «каша в голове»). Плюс ко всему, парафраз используется как отличный способ подведения итогов беседы, в том числе и промежуточных. Это непростой приём, подразумевающий активную умственную работу и проникновение в самую суть сказанного. При этом нужно ориентироваться именно на смысл, содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.
Пример. На просторах Интернета мы нашли забавный пример диалога мужа и жены, иллюстрирующий достоинства техники парафраза.
Варианты диалога, ведущие к скандалу:
Муж: Я ехал на работу три часа! Жена: Надо раньше выезжать! Муж: Может мне вообще спать не ложиться???!! (уходит)
Муж: Я ехал на работу три часа! Жена: Я давно говорю – надо переехать ближе к центру. Муж: Вот заладила!
Муж: Я ехал на работу три часа! Жена: Так вчера же передавали, что снегопад будет. А ты зачем-то на машине поехал!
Вариант беседы с конструктивным продолжением диалога:
Муж: Ужасные пробки! Жена: Сегодня очень много машин на дорогах.
Муж: Да не то слово, я ехал на работу три часа! Жена: Ты потратил на дорогу гораздо больше времени, чем обычно.
Муж: Угу, и я опоздал на совещание…. Жена: Когда ты пришел, совещание уже началось.
Муж: Шеф был очень недоволен. Он обещал меня уволить (и так далее)
Повтор или эхо-парафраз.
Это банальный приём, который может пригодиться в том случае, если пауза в беседе слишком затянулась. Просто точно повторите последние слова собеседника (например, окончание фразы, после которой тот замолчал) и взгляните на него – это «заставит» человека продолжить рассказ.
Сообщения о восприятии.
Это как раз та группа приёмов, которая позволяет человеку выразить собственные переживания и соображения по поводу услышанного. Важно понимать, что речь здесь вовсе не идёт о категоричных и грубых фразах вроде «Ты не прав», «Это ерунда», «Я не желаю этого слышать» и тому подобного. Деликатность и желание поделиться собственной эмоцией – вот ваши лучшие друзья в деле освоения данной техники. Неплохими вариантами могут быть высказывания: «Я вижу, что это очень важно для тебя», «Мне больно это слышать», «Я взволнован этим сообщением».
Называние чувств.
Называть чувства своими именами очень полезно – это вносит в разговор ясность. Обозначая чувства собеседника, не бойтесь ошибиться. Используйте мягкие выражения («мне кажется», «похоже на то, что», «вы, кажется…», «скорее всего, это тебя…»), а категоричных формулировок избегайте. Если вдруг вы неверно истолкуете чувства говорящего, он сам вас исправит.
Кое-что о вашем поведении во время беседы. Активное слушание включает в себя гораздо большее количество приёмов, чем мы описали выше, однако нельзя забывать, что это также и комплекс невербальных проявлений в процессе общения. Поворот или наклон тела в сторону собеседника, кивки, «акценты» глазами, поддакивание в знак согласия, угукание – все эти мелкие элементы покажут человеку, что вы не просто слушаете, но и слышите его, понимаете его позицию и готовы к диалогу. Внимательно смотрите на говорящего, приготовьтесь фиксировать основные моменты беседы, если её формат к этому располагает (деловые переговоры, сфера продаж, обсуждение плана работы), и вы заметите, насколько такие несущественные, на первый взгляд, детали, облегчают понимание между людьми.
zdrav-med.ru
Навыки активного слушания | PSYERA
Умение слушать является составляющей коммуникативной стороной общения. При неумелом слушании может исказиться смысл передаваемой информации. Менеджеру по персоналу необходимо владеть способностью и развивать эту способность, помня при этом:
- что для любого человека, наиболее правильным, важным и ценным являются собственные высказывания. Профессионально работающий менеджер помогает персоналу и кандидатам разобраться в собственных словах, дает возможность высказаться, обсудить плюсы и минусы решения о покупке, ставит нужные акценты и задает нужные вопросы, подводя к пониманию возникшей проблемы;
- чем больше мы делимся с человеком собственными переживаниями, тем больше начинаем ему доверять. Прежде чем начать попытки повлиять на клиента или кандидата, необходимо установить с ним доверительный контакт;
- только внимательно слушая собеседника, мы можем получить необходимую информацию о его интересах, потребностях, желаниях, т. е. провести диагностику клиента. Только правильная диагностика позволит нам выбрать наиболее эффективную тактику работы с кандидатом и персоналом коллектива;
- практика показывает, что когда мы видим, что нас внимательно слушают, то бессознательно решаем для себя: «Этот человек похож на меня, ему интересно то же, что и мне. А раз ему интересно то, что я говорю, он может сказать свое мнение по этому поводу».
На практике чаще всего используются два основных метода слушания: нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника и максимальное сосредоточение на ней, чтобы суметь ответить на его вопросы, и главное понять цель разговора. При этом необходимо уметь молчать, демонстрируя понимание, поддержку и доброжелательность. Существуют приемы пассивного и активного слушания: невербальные (поза, жест, взгляд) и вербальные (междометие, вопрос, поощрение).
К пассивному слушанию относится внимательное, молчаливое восприятие информации от собеседника. При этом может возникнуть впечатление, что собеседника не слушают.
К приемам активного слушания относятся:
Кивание головой и использование междометий «ага», «угу». Утвердительный кивок головы несет клиенту послание: «Да, я слушаю тебя». Междометия позволяют сообщить партнеру по общению о собственной заинтересованности. Для эмоционального клиента эффективны междометия «Ух ты», «здорово» и другие. А для сдержанного клиента, сохраняющего в течение переговоров официальную дистанцию, будет достаточно внимательного взгляда и небольшого кивка головы.
Вопрос – «эхо». Важно, что результатом данной микробеседы явился вопрос менеджера к собеседнику. Это означает, что менеджер готов воспринять некоторую информацию о собеседнике, и его сообщение попадает на «благоприятную почву».
Метод нерефлексивного слушания рекомендуется использовать в следующих ситуациях:
- если собеседник хочет высказать свою точку зрения, очень эмоционален и проявляет активность;
- если собеседник испытывает отрицательные эмоции и хочет с кем-нибудь поговорить о том, что его беспокоит;
- если собеседник испытывает смущение, неуверенность и затруднения при беседе;
- если собеседнику трудно выразить словами то, что он хочет сказать;
- если о собеседнике необходимо узнать как можно больше (при приеме на работу).
Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи при беседе с собеседником, что позволит более точно понять содержание его высказываний. Многие слова в русском языке имеют несколько значений, поэтому в зависимости от ситуации, от контекста, в котором они используются, могут по-разному восприниматься различными людьми. Используя рефлексивный метод в процессе беседы, менеджер уточняет значение той информации, которая вызвала у него сомнение или недопонимание.
К приемам рефлексивного слушания относятся:
- выяснение,
- отражение,
- резюмирование,
- перефразирование чувств.
Выяснение (повторение фразы). Не бойтесь повторить за собеседником фразу, слово, задать уточняющий вопрос. Это вызывает доверие, а следовательно, дает возможность узнать более подробно интересующую вас информацию и способствует лучшему пониманию друг друга.
Отражение чувств. Эмоциональная реакция собеседника дает возможность менеджеру по персоналу более точно понять содержание сообщения и осознать его эмоциональное состояние. Отражая чувства собеседника, менеджер показывает ему, что понимает его состояние. Важную роль в этом случае играют невербальные средства общения (мимика, жесты, интонация, поза и т. д.) и эмпатия – представление себя на месте говорящего.
Резюмирование. Применяется при продолжительных беседах, в ситуациях, когда менеджеру необходимо подытожить мысли и чувства говорящего. Это дает возможность собеседнику убедиться в том, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. Прием резюмирования особенно полезен в ситуациях, когда необходимо принимать решения.
Перефразирование. Этот прием позволяет менеджеру активно управлять процессом деловой беседы, а также проверить точность сообщения говорящего. Сохраняя контакт с собеседником, менеджер делает акцент на тех фразах, которые необходимы ему для поддержания разговора. Можно начать со слов: «Если я Вас правильно понял…», «Другими словами, Вы считаете…». При перефразировании нас интересуют только смысл и идея сказанного, а не установка и чувства собеседника. Слушающий обязательно должен выразить чужую мысль своими словами, иначе повторение слов собеседника может поставить его в тупик. Перефразирование незаменимо в ситуациях, когда собеседники спорят или отстаивают непримиримые позиции.
Успех в совместной деятельности зависит, прежде всего, от того, как формируется образ партнеров по общению, каково их взаимопонимание, как они могут говорить и слушать друг друга. Применяя эти методы и приемы слушания на практике, вы всегда добьетесь успеха.
psyera.ru
Что такое активное слушание | Журнал «По-женски»
Не сказать, что активное слушание – новое направление в навыках коммуникации. Умение слушать другого человека и раньше наблюдалось, но раньше это не было так сильно выражено в отличие от современного быта.
Большинство людей считает, что в общении главное – научиться хорошо говорить, учат этому детей. Это, конечно, важное умение, но не менее важно научиться слушать. С человеком, который умеет слушать, приятно поговорить, люди с ним более откровенны и честны. Это очень важно, если вам нужно наладить контакт с человеком.
Активное слушание в психологии общения
Один из приемов для этого, существующих в психологии, называется активное слушание. Что же это такое?
Это способ общения, когда вы проявляете заинтересованность тем, что вам говорят.
Самый простой вариант – это поддакивать, кивать в знак согласия, смотреть в глаза собеседнику и улыбаться. Это делают многие. Но есть и более сложные способы активного слушания, которым надо учиться.
Главное условие активного слушания – доброжелательность, положительный настрой и желание понять собеседника.
Основной прием – повторение сказанных слов и фраз, уточнения, развитие мысли собеседника. Старайтесь делать это на языке этого человека, то есть не искажайте смысл сказанного.
Никогда не перебивайте и делайте паузы. Это дает собеседнику возможность подумать. Старайтесь не задавать много вопросов и говорить в уточняющей форме. Не отвечайте вопросом на вопрос. Вопросы служат для уточнения.
– Действенная фраза: « я правильно вас понимаю…».
Очень важно в общении сопереживание.
Покажите собеседнику, что вы понимаете его чувства: « ты расстроен…», « ты на меня обиделся…», говорить нужно спокойно и доброжелательно.
Никогда не давите на собеседника и не торопите его, он скажет, что его беспокоит, если будет чувствовать вашу искреннюю заинтересованность.
Не критикуйте и не осуждайте, тем более не оскорбляйте собеседника. Ваша цель – понять собеседника, наладить контакт и вызвать человека на откровенность.
Не давайте советов, если вас об этом не просят, не читайте нравоучений.
Такие слова: « я говорила, что так произойдет…», «сколько тебе можно говорить…» только раздражают людей. Не употребляйте слова «надо», «должен», не насмехайтесь над чувствами собеседника.
Не забывайте о невербальных сигналах заинтересованности: кивание головой, поддакивания, контакт глаз, для близких людей и более тесный контакт
Помните в конце беседы желательно подвести итог, обобщить сказанное.
Научиться активно слушать сложно, для этого нужно меньше думать о себе. Конечно же есть люди, которые то и дело ищут “свободные уши”, как быть? Если не интересно, можно вежливо перенести встречу ссылаясь на банальную занятость или плавно сменить тему разговора.
В общении, особенно с детьми, эта техника приносит ощутимые результаты.
Посмотрите еще по теме:
po-zhenski.ru
слушание активное — это… Что такое слушание активное?
- слушание активное
— процесс слушания, характерный намеренно повышенной активностью восприятия и субъективного участия индивида в ситуации общения. Включает в себя:
1) восприятие устного речевого сообщения — на сенсорном уровне;
2) вычленение сигнальных звуков в составе слов и их опознание — на перцептивном уровне;
3) установление смысла предложения и всего сообщения в целом — на когнитивном уровне.
Восприятие смысла при слушании активном значительно зависит от индивидуально-личностных особенностей слушающего, прежде всего — от гибкости мышления и направленности личности.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- слухи
- слушание дихотическое
Смотреть что такое «слушание активное» в других словарях:
слушание Рефлексивное — активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник [24, c. 137]. СОАВТОРСТВО – сотрудничество нескольких авторов в работе над созданием совместного… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Активное слушание — (Эмпатическое слушание) техника, применяемая в практике социально психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых… … Википедия
РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание — активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник. Применяются следующие формы уточнения: вопросы говорящему, просьба повторить фразу; перефразирование,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Внутренний диалог — Внутренний диалог понятие в психологии, описывающее процесс непрерывного внутреннего общения человека с самим собой, внутриличностной аутокоммуникации (англ.)русск.. Одним из элементов, который обеспечивает диалогизм самосознания,… … Википедия
БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ + — активное владение языком, аспект обучения, аспектное обучение, аспектно комплексное обучение, аспекты языка, аудирование, базисные категории методики, виды речевой деятельности продуктивные, виды речевой деятельности рецептивные, владение языком… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Метод беседы — Метод беседы психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы … Википедия
Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора
Оливерос, Полина — Полина Оливерос Полное имя англ. Pauline Oliveros Дата рождения 30 мая 1932(1932 05 30) (80 лет) Место рождения … Википедия
Трибунал над Саддамом Хусейном — (1 июля 2004 наст. время) специальный уголовный суд над бывшим иракским президентом Саддамом Хусейном и рядом его сподвижников. Содержание 1 Судьи 2 Подсудимые и приговоры … Википедия
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс приобщения личности к муз. культуре общества. Цель М. в. передача опыта муз. деятельности (создания, исполнения, восприятия, анализа муз. произведения) новому поколению. М. в. предполагает целенаправленное пед. воздействие на индивида и… … Российская педагогическая энциклопедия
Книги
- Чудеса активного слушания, Гиппенрейтер Юлия Борисовна. Профессор Юлия Борисовна Гиппенрейтер — один из самых известных в России детских психологов, автор книги, которая помогла сотням тысяч родителей, — «Общаться с ребенком. Как?». Цель новой… Подробнее Купить за 188 руб
- Чудеса активного слушания, Гиппенрейтер Ю.. Активное слушание — уникальная техника общения, введенная в нашу культуру знаменитым психологом Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Активное слушание необходимо всем, оно позволяет наладить… Подробнее Купить за 162 руб
- Чудеса активного слушания, Гиппенрейтер Ю.Б.. Активное слушание — уникальная техника общения, введенная в нашу культуру знаменитым психологом Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Активное слушание необходимо всем, оно позволяет наладить… Подробнее Купить за 127 руб
psychology.academic.ru