Активность индивида для удовлетворения музыкальных потребностей: Активность личности. Потребности. Мотивы

Содержание

Духовные потребности человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Духовные потребности, или потребности в самореализации, — это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя [5, с. 312].

«Духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей» [11].

А.Г. Здравомыслов [4] выделил несколько аспектов термина «духовные потребности»:

1) стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, философской культуре;

2) как формы выражения потребностей материального порядка и социально-классовых отношений в современном обществе;

3) гармоническое развитие личности.

Духовные потребности предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. «Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования» [2].

Данные потребности характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. «Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве» [2].

 

Признаки духовных потребностей, позволяющие отличить их от материальных:

  1. духовные потребности возникают в сознании;

  2. духовным потребностям присущ относительный характер необходимости, а степень свободы в выборе средств и способов их удовлетворения значительно большая, нежели у материальных;

  3. удовлетворение большинства духовных потребностей связано главным образом со сферой свободного времени;

  4. в духовных потребностях связь между субъектом и объектом характеризуется определенной бескорыстностью;

  5. процесс удовлетворения духовных потребностей безграничен.

Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. «Чем более цивилизованно развитым является оно, тем заметнее действует закон «возвышения потребностей», т.е. тем важнее для многих людей духовно-культурные ценности их жизни» [7]. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Развернутую классификацию духовных потребностей дал Ю.В. Шаров [10]. Среди них он выделил следующие потребности:

  1. потребности трудовой деятельности;

  2. потребности общения;

  3. нравственные потребности;

  4. эстетические потребности;

  5. научно-познавательные потребности;

  6. потребности в укреплении здоровья;

  7. потребности воинского долга.

Важнейшая духовная потребность человека — в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: «нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».

Другая важнейшая духовная потребность — эстетическая. Понятию «эстетические потребности» Шаров дал следующее определение – «потребность в наслаждении прекрасным, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии художественного кругозора, эстетического вкуса, художественных способностей, потребности в овладении умениями и навыками художественной деятельности в облюбованных видах искусства, стремлении вносить красоту в окружаюшую жизнь, труд и быт» [10, c. 55]. Тараткевич М.В. так говорит об эстетической потребности. «Эстетическая потребность – это потребность в ”художественном освоении действительности”. В процессе этого освоения у человека складываются свои нормы и оценки, свое субъективное отношение не только к прекрасному — возвышенному, комическому, трагическому, иронии, юмору, но и к безобразно-низменному, уродливому.

А поскольку эстетическое представляет собой единство внешнего и внутреннего, то и соответствующие потребности выступают не только в эстетических оценках всего окружающего – вещей, людей и их действий, но и в стремлении творить по законам красоты» [9, c. 24]. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения – все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека — в общении. « Потребность человека в общении выступает как потребность человека в человеке. С общения начинается процесс узнавания человеком самого себя. В личных контактах формируется весь спектр человеческих эмоций, этических и эстетических представлений и навыков, волевых качеств» [9, c.22]. Любовь к человеку, дружба, товарищество – подлинно человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество — таковы некоторые проявления потребности в общении.

Существенной стороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных потребностей, который называется духовным потреблением. Этот процесс неизменно связан с творческим процессом. «Духовное потребление – всегда творческий процесс, даже если он заключается «лишь» в созерцании, это все равно активный процесс сотворчества. Таким образом, в процессе потребления ценностей культуры человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует себя» [1, c. 28]. В подтверждение сказанному, приведем высказывания Есенкулова Б.А. «В творческой деятельности заключается сущность человеческого способа бытия, результат человеческой свободы, форма самораскрытия, развертывания сущностных сил. Утверждая себя в творчестве, личность удовлетворяет высшие духовные потребности» [3, c.45]. «От сознания того, что он творит, человек по-настоящему испытывает духовное наслаждение, удовлетворяя тем самым свои высшие потребности» [3, c.

34]. «По мере своего интеллектуального развития человек осознает свои потенциальные возможности созидателя, воспринимая культуру как важный фактор активизации его жизнедеятельности» [3, c. 45]. Возникновение самодвижения потребностей высо­кого духовного порядка, например, потребности в позна­нии, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функ­ционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его актив­ности и непрекращающегося совершенствования его лич­ности. Следовательно, полноценное формирование человече­ской личности решающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы управлять этим процессом [8].

Потребителя нужно воспитывать путем систематического приобщения к настоящей духовной культуре, для этого она должна быть доступной и интересной каждому человеку. В том случае, если духовное потребление никем не направляется, человек, ориентируясь на свой вкус, сам выбирает для себя духовные ценности, то такое самостоятельное приобщение находится под влиянием того склада жизни общества, в котором человек живет. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д.

Будущее нашей страны зависит от того, какой духовно-нравственный фундамент будет сформирован у современной молодежи. «Проблематика духовных потребностей молодежи приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовной культурной трансформации российского общества, вызванной ситуацией перехода к новому государственному укладу, социальным и гражданским отношениям, сопровождающихся кардинальной переоценкой духовных потребностей» [6, c. 3].

«Отечественная система образования подошла к необходимости восстановления, воспроизводства своих социальных и духовно-нравственных функций, которые всегда являлись основным ценностным ориентиром ее развития» [6, c. 3].

Литература:
  1. Дорофеева Е.В. Потребности студенческой молодежи в сфере художественной культуры: дисс. …канд. социол. Наук. – Екатеринбург, 2006. – 163 с.

  2. Духовные потребности. – URL: http://referat.mirslovarei.com/kultura-i-iskusstvo/116991-duxovnye-potrebnosti.html.

  3. Есенкулов Б.А. Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма: дисс. … канд. философ. наук. – Фрунзе, 1984. – 148 с.

  4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.

  5. Кравченко А.И. Общая психология: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 432 с.

  6. Нурова А.Р. Формирование духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества: автореф. дисс. …канд. философ. наук. – Уфа, 2007. – 17 с.

  7. Потребности и интересы – движущие силы деятельности людей. Роль личностей и народных масс в истории. – URL: http://yhdgbfhjng.ru/filosofiya/filosofiya58.html.

  8. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. – Электронный ресурс. – URL: http://www.psichology.vuzlib.net/book_o317_page_8.html.

  9. Тараткевич М.В. Семья и разумные потребности. – М.: Нар. асвета, 1983. – 143 с.

  10. Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей //Проблемы формирования духовных потребностей личности: науч. тр. ПГПИ. Вып. 47. – Новосибирск, 1970.

  11. Электронный ресурс. – URL: http://bibliofond. ru/view.aspx?id=452626

  12. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. – Мн.: Белорусская акдемия музыки, 1993. – 147 с.

Основные термины (генерируются автоматически): потребность, духовная, духовное потребление, духовная потребность человека, стремление, духовная потребность, духовное творчество, потребность человека, творческий процесс, Эстетическая потребность.

Билет №1 Психология как наука. Предмет психологии. Психические явления и психологические факты шпоры психология


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации


Билет №1

1.Психология как наука. Предмет психологии. Психические явления и психологические факты.

Психология – это наука, целью которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности поведения людей в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания.

Как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины.

В течение многих столетий предметом психологии так и считалась душа. Представления о ней во все века были неопределенны. Каждый исследователь предлагал свою концепцию. Так, например, в Древней Греции философ Гераклит считал душу и разум состоящими из мирового огня – первоначала всего сущего; Анаксимен – из воздуха; Эмпедокл – из слияния корней всего сущего, четырех вечных стихий: земли, воды, воздуха и огня. Алкмеон впервые предположил, что «органом души» является мозг. До него считали, что душа «размещается» в сердце, в крови или вообще существует отдельно от тела. Все эти концепции очень далеки от современных представлений о психологии, однако так или иначе они способствовали накапливанию знаний о человеке.

Аристотель был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной. По его мнению, у человека все эти три вида сосуществовали вместе. Это был большой прорыв в познании о психике. Ведь если перевести эти представления на язык современной психологии, то можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней – элементарного способа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система и сознания – продукта активной деятельности головного мозга. Таким образом, у Аристотеля душа есть активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него.

Помимо философов, свое представление о душе имели и теологи. Согласно теистическим воззрениям душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Пантеизм определял душу как индивидуальное проявление единой духовной субстанции (микрокосм как отражение макрокосма).

В Новое время Рене Декарт предложил дуалистическое воззрение, которое разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. В новоевропейской же философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Таким образом, в настоящее время предметом психологии как науки является не размытое в своем толковании понятие души, а более строгое понятие психики. Объектом же исследования психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, к объекту исследования психологии относятся психические процессы и состояния человека, психические качества человека как биосоциальной системы, т. е. уникального существа, представляющего собой сложный сплав биологических и социальных свойств.

Под психикой в современной науке понимают свойство высокоорганизованной материи активно и адекватно отражать реалии окружающего мира.

Чтобы понять сущность психики, необходимо обратиться к рефлекторной теории отражения. Эта теория является естественно-научным фундаментом современной психологии. Согласно данной теории в основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, посредством которого осуществляются все жизненно важные акты.

Рефлекс имеет пятизвенную структуру. Первым звеном является преобразование внешнего или внутреннего раздражения в нервный импульс, который передается в мозг афферентным (центростремительным) потоком. Вторым и наиболее важным звеном является переработка переданного нервного импульса в ощущение, вызывающее соответствующий образ, мысль, эмоцию. Далее следует действие эфферентного (центробежного) потока нервных импульсов, которые передают команду от мозга в соответствующий орган. Четвертое звено – реакция этого органа на мозговой импульс. Завершающее звено – «отчет» о выполнении, поступающий от органа в мозг. Вот элементарный пример – кожный рецептор руки передает болевой импульс. Мозг расшифровывает его как жжение от горячего предмета, посылает команду мышцам руки, она отдергивается от предмета. Мозг получает ответный сигнал об исполнении команды. Как вы понимаете, в действительности это происходит в десятки раз быстрее, чем можно прочитать описание данного примера. Рефлексы делят на безусловные и условные. Безусловные рефлексы врожденны. Отдергивание руки от обжигающего предмета как раз является рефлексом безусловным – он является непосредственной реакцией на болевое раздражение. Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни спонтанно или формируются искусственно при многократном повторении реакции на раздражитель. Например, условным рефлексом можно назвать реакцию матери, которая способна спокойно спать при любом шуме, но мгновенно просыпается, услышав хныканье своего малыша. Создание искусственных условных рефлексов применялось лишь в лабораторных условиях на животных. Подобные эксперименты описаны в трудах И. П. Павлова, который ввел в психологию понятие условного рефлекса.

Теория рефлекторного отражения позволила выделить одну из важнейших категорий психологии – сознание. Чтобы подойти к этому понятию, следует сказать несколько слов о филогенезе психики, который можно проследить именно на теории отражения.

Скачать 476.06 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Как планировать музыкальные мероприятия для лечения деменции

Это одно из многих бесплатных мероприятий.
Golden Carers предлагает тысячи мероприятий и ресурсов для ухода за пожилыми людьми.

Все инстинктивно реагируют на музыку. Способность человека заниматься музыкой часто остается неизменной даже на поздних стадиях деменции.

Исследования музыки и функций мозга показали, что музыка активирует определенные сети мозга, которые приносят пользу людям, у которых есть проблемы с речью, познанием или контролем моторики.

Что такое музыкальная терапия?

Музыкальная терапия — это основанная на исследованиях практика и профессия, в которой музыка используется для активной поддержки людей в их стремлении улучшить свое здоровье, функционирование и благополучие.

Музыкальная терапия обычно используется в качестве вмешательства для людей, живущих с деменцией, чтобы уменьшить возбужденное поведение и улучшить общение.

В отсутствие музыкального терапевта вы все равно можете успешно включать музыкальные занятия в свои программы занятий. Регулярные музыкальные занятия под знакомую музыку — прекрасный способ положительно повлиять на настроение и поведение.

Связанный: Музыкальные занятия для пожилых людей

Музыкальная терапия деменции

Музыка освещает весь мозг. Музыкальная терапия может помочь людям с деменцией избавиться от замешательства и страха. Некоторые люди уже не могут вспомнить своих близких, но по-прежнему знают все слова любимых песен.

Музыкальная терапия может даже в некоторых случаях облегчить боль и помочь людям восстановить утраченные воспоминания.

Кому может быть полезен индивидуальный сеанс музыкальной активности?

Каждый может получить пользу от занятий музыкой! Независимо от жанра, прослушивание любимой музыки способствует высвобождению эндорфинов в мозге и может уменьшить тревогу, облегчить депрессию и укрепить иммунную систему среди других преимуществ.

Вы можете предлагать индивидуальные занятия музыкой:

  • Физически ослабленным пожилым клиентам с функциональной зависимостью
  • Люди, страдающие деменцией или болезнью Альцгеймера
  • Люди с расстройствами афазии и агнозии
  • Люди с предполагаемым или реальным отсутствием автономии
  • Люди, живущие с хроническими заболеваниями: рак, болезни сердца, артрит, болезнь Паркинсона
  • Люди, страдающие от стресса, беспокойства и/или депрессии

Связанный: 15 Поднимающих настроение людей, прикованных к постели

Цели музыкальной сессии

Музыкальные сессии должны быть разработаны, чтобы утешать, развлекать и положительно влиять на жизнь пациентов, находящихся на долгосрочном уходе. Важно установить цели для индивидуальных музыкальных занятий, чтобы дать вам направление и помочь определить, работает ли занятие.

Вот несколько идей для целей:

  • Улучшить социальное поведение
  • Улучшение связи
  • Развлечение и комфорт
  • Облегчение изоляции и изъятия
  • Уменьшение возбуждения
  • Пробуждает особые воспоминания, связанные со счастливыми этапами жизни
  • Улучшить настроение
  • Успокоить чувства грусти и печали (которые могут быть глубоко прочувствованы, но не выражены)

Связано: Социальная изоляция: как поддержать своих клиентов

Типы музыкальных сеансов

Музыкальные сеансы могут быть восприимчивыми или активными .

Рецептивные сеансы — это когда человек слушает живую или записанную музыку по своему вкусу.

Активные сеансы — это когда человек участвует, поя или играя на мелодичном или ритмичном музыкальном инструменте; или оба.

Важно помнить, что музыка вызывает эмоции из прошлого и что реакция на эти эмоции может быть хорошей, а иногда и болезненной. Будьте готовы поддержать, сопереживать и утешить людей скорбными ответами.

Как провести индивидуальную музыкальную сессию

Музыкальная сессия должна пробуждать воспоминания и вызывать у человека значимые переживания. Он должен эмоционально вовлекать людей, приносить радость и подтверждать чувства.

Вот несколько советов, как получить максимальную отдачу от индивидуального музыкального занятия:

  • Место проведения сеанса должно быть знакомо человеку; их спальня часто идеальна для спокойной и безмятежной обстановки.
  • Используйте «живую» музыку, если у вас есть ресурсы. Можно использовать различные музыкальные инструменты: флейту, переносную клавиатуру, укулеле, скрипку или аккордеон.
  • При использовании записанной музыки ее следует выбирать в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
  • Начните сеанс, спросив человека, какую песню он/она хотел бы услышать.
  • Попробуйте заинтересовать человека, спросив, что ему напоминает эта песня. Жителя следует поощрять вспоминать и петь вместе с вами.
  • Спойте песню и оставьте несколько слов в конце, чтобы клиент закончил.
  • Если у человека проблемы с пением, попробуйте напевать или ля-лень.
  • Продолжительность индивидуального музыкального сеанса, как правило, должна составлять около 30 минут (больше, если ответ положительный).
  • Запускайте сеансы один раз в неделю или чаще, в зависимости от доступного времени.
  • В конце каждого занятия делайте заметки и сообщайте о своих наблюдениях в заметках о ходе выполнения.

По теме: Бесплатные музыкальные плейлисты для пожилых людей — хиты 40-х, 50-х и 60-х годов

Другие полезные советы:

  • Если ваш клиент нездоров, предложите сделать микс с его любимыми песнями для прослушивания когда тебя нет рядом. Вы можете найти музыку в Интернете, и песни не дорогие, некоторые стоят всего 1 доллар за штуку. Это может стать мощным подарком для того, у кого осталось мало времени. iPod с персонализированными плейлистами также является прекрасной инвестицией.
  • Если взаимодействие невозможно из-за медицинского диагноза, используйте тот же процесс, чтобы поговорить с резидентом и объяснить, во что вы играете дальше. Вы можете быть удивлены изменением бдительности и зрительного контакта у некоторых клиентов, когда слышится музыка. Если вы получите такую ​​реакцию, вы достигли одной из своих целей.
  • Если вы работаете с жителями неанглоязычного происхождения, вы можете использовать фольклорную музыку их страны. Напевайте мелодию и наблюдайте за реакцией жителя.

Индивидуальные музыкальные занятия для людей, живущих с болезнью Альцгеймера

Даже те, у кого деменция на поздних стадиях, получают пользу от занятий пением. Сеанс пения увлекателен и прост в проведении. Согласно нескольким исследованиям, когда разговорный язык, кажется, не достигает человека, музыка может действовать как посредник, активируя память и эмоции.

  • Вы можете начать сеанс с «Вспомним вместе!» и продолжайте петь известную песню прошлых лет.
  • Если невозможно установить музыкальные предпочтения, выберите популярную музыку того времени, когда человеку было от 15 до 35 лет.
  • Предложите необходимый реквизит: барабаны, маракасы, тарелки, ритм-палочки, блокфлейту и клавишные; также используйте фотографии, плакаты, журналы.
  • Продолжайте петь/играть музыку и терпеливо ждать ответа. Если ответ не получен, не думайте, что это не сработало; вернитесь на следующей неделе и повторите попытку.
  • При необходимости поделитесь сеансом с родственниками человека
  • После каждой песни наблюдайте за индивидуальной
    • Бдительность,
    • Попадание в глаза
    • Улыбки
    • Нюансы языка тела
    • Изменения настроения
    • Взаимодействие с руководителем деятельности/семьей
  • Продолжительность сеанса должна быть примерно полчаса.
  • Делайте заметки и сообщайте о своих наблюдениях в заметках о проделанной работе.

Связано: Музыкальное бинго и групповое пение

Музыка может помочь достичь недостижимого

Люди, страдающие деменцией, могут измениться с помощью музыки. Включение музыкальных занятий в вашу еженедельную программу занятий стоит затраченных усилий.

Связанный: Музыкальные мероприятия для пожилых людей


Мы будем рады услышать ваши отзывы!
Каков ваш опыт музыкальной терапии пожилых людей?

А4 А3 Письмо Юридический Таблоид

Связанные виды деятельности

Четыре способа, которыми музыка укрепляет социальные связи

В 2009 году археологи обнаружили флейту, вырезанную из кости и слоновой кости, которой более 35 000 лет. Это доказывает, что даже на стадии охоты/собирательства в человеческой эволюции музыка присутствовала и была важна для общества. Зачем еще отвлекать время от задач выживания на создание музыкального инструмента?

Мы знаем, что музыка доставляет удовольствие и, похоже, играет определенную роль в нашем благополучии. Но многие исследователи также считают, что музыка играет значительную роль в укреплении социальных связей.

В обзоре исследований музыки, проведенном в 2013 году, Стефан Кельш, музыкальный психолог из Свободного университета Берлина, описал несколько механизмов, с помощью которых музыка влияет на нашу способность общаться друг с другом, воздействуя на мозговые цепи, участвующие в эмпатии, доверии и сотрудничестве. — возможно, объясняя, как она сохранилась в каждой культуре мира.

Реклама Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Хотя музыку, безусловно, можно слушать и слушать в одиночестве, в душе или на iPod, она также является мощным социальным магнитом. В конце концов, музыкальный концерт — это один из немногих случаев, когда мы собираемся вместе с тысячами других людей, чтобы заняться общим делом. Есть что-то в прослушивании музыки или воспроизведении ее с другими людьми, что приносит свой собственный социальный шум, заставляя вас чувствовать связь с окружающими.

Ученые считают, что музыка укрепляет социальные связи.

1. Музыка улучшает контакты, координацию и сотрудничество с другими

На протяжении большей части истории человечества единственным способом услышать музыку было живое — не было записей, позволяющих нам делиться музыкой вне выступления. Поскольку музыка должна была подразумевать контакт с другими (например, совместное участие в концерте), она обеспечивала сеть физической и психологической безопасности, которая, возможно, помогла нашим древним предкам — и может помочь нам — выжить.

Исполнение музыки также требует координации наших усилий… по крайней мере, если мы хотим произвести приятный звук. По мнению исследователей, когда мы пытаемся синхронизироваться с другими в музыкальном плане — например, сохраняя ритм или гармонируя, — мы склонны испытывать положительные социальные чувства по отношению к тем, с кем мы синхронизируемся, даже если этот человек не виден нам или не находится в поле зрения. та же комната. Хотя точно неясно, почему это происходит, координация движений с другим человеком связана с высвобождением химических веществ удовольствия (эндорфинов) в мозгу, что может объяснить, почему мы испытываем эти положительные, теплые чувства, когда вместе сочиняем музыку.

Игра в музыкальной группе или пение в хоре, безусловно, также предполагает сотрудничество — будь то подготовка к выступлению или во время выступления. Можно утверждать, что сотрудничество повышает доверие между людьми и увеличивает шансы на сотрудничество в будущем — важные факторы человеческого эволюционного успеха и социальной стабильности.

2. Музыка повышает уровень окситоцина
  • Подробнее о музыке и искусстве

    Джилл Сатти объясняет, почему мы любим музыку

    На протяжении всей нашей истории люди чувствовали необходимость заниматься искусством. Эллен Диссанаяке объясняет почему.

    Узнайте, как совместное воспроизведение музыки может помочь детям развить эмпатию.

    Узнайте, как искусство способствует успеваемости.

Окситоцин представляет собой нейропептид, связанный с грудным вскармливанием и половым контактом, и известно, что он играет важную роль в укреплении связи и доверия между людьми. Теперь исследователи обнаруживают, что музыка может влиять на уровень окситоцина в организме.

В одном эксперименте с участием породы «поющих» мышей мыши, у которых исследователи искусственно отключили сайты рецепторов окситоцина, меньше вокализировали и демонстрировали заметный социальный дефицит по сравнению с нормальными мышами, что указывает на связь между пением, окситоцином и социализация. В исследовании с участием людей было показано, что 30-минутное пение значительно повышает уровень окситоцина как у певцов-любителей, так и у профессиональных певцов, независимо от того, насколько они были счастливы или несчастны. Возможно, это объясняет, почему молодые матери часто поют колыбельные своим новорожденным детям: это может способствовать установлению связи посредством выброса окситоцина.

Исследователи также обнаружили, что при прослушивании музыки высвобождает окситоцин. В одном исследовании пациентов, перенесших операцию коронарного шунтирования, попросили слушать выбранную экспериментатором «успокаивающую» музыку в течение 30 минут через день после операции. При более позднем тестировании у тех, кто слушал музыку, был более высокий уровень окситоцина в сыворотке по сравнению с теми, кому был назначен только постельный режим. Хотя исследование было больше сосредоточено на расслабляющих свойствах музыки, чем конкретно на окситоцине, оно все же предполагает, что музыка напрямую влияет на уровень окситоцина, который, в свою очередь, влияет на нашу способность доверять другим и вести себя великодушно по отношению к другим — факторы, которые увеличивают нашу социальную связь.

3. Музыка укрепляет нашу «теорию разума» и эмпатию

Было показано, что музыка активирует многие области мозга, включая схему, которая помогает нам понять, что думают и чувствуют другие, и предсказать, как они могут себя вести. — социальный навык, который ученые называют «теорией разума», связанный с эмпатией.

В одном исследовании Кельш и его коллега подключили участников к аппарату фМРТ и попросили их прослушать музыкальное произведение, которое, как им сказали, было написано либо человеком, либо компьютером (хотя на самом деле это было одно и то же произведение). Музыка). Когда участники слушали музыку, которую, по их мнению, сочинил человек, их корковая сеть «теории разума» загоралась, чего не происходило в компьютерных условиях. Это говорит о том, что наш мозг не просто обрабатывает звук, когда мы слышим музыку, но вместо этого пытается понять намерения музыканта и то, что он сообщает.

В более позднем исследовании группа детей младшего школьного возраста участвовала в музыкальных играх с другими детьми в течение одного часа в неделю в течение учебного года, в то время как две контрольные группы детей того же возраста не участвовали в музыкальных играх. игры или игры с той же целью, но с участием драмы или рассказывания историй вместо музыки. Всем детям были даны различные меры эмпатии в начале и в конце года; но только музыкальная группа значительно увеличила свои показатели эмпатии, предполагая, что музыка могла сыграть ключевую роль в развитии их эмпатии.

4. Музыка укрепляет культурную сплоченность

© Damian King

Подумайте о любимой колыбельной или детской песенке, передаваемой из поколения в поколение, или о толпе, слушающей национальный гимн на бейсбольном матче. Музыка — это один из способов сообщить о своей принадлежности, который может усилить ваше чувство безопасности и обязательств по отношению к вашей группе.

Когда мы обнаруживаем, что кому-то нравится музыкальное произведение, которое нравится нам, мы склонны думать о нем лучше, как будто музыкальные предпочтения имеют более глубокое значение, чем просто развлечение. Фактически, исследования показали, что люди связывают музыкальный вкус с определенными ценностями, и что эта предполагаемая связь между музыкой и ценностями влияет на то, насколько мы думаем, что нам понравится кто-то, основываясь на их музыкальных вкусах.

Музыка также влияет на то, как, по нашему мнению, будут ладить другие. В одном из недавних исследований участники слушали музыку или молчали во время просмотра видеокассет, на которых было видно, как три человека шли в ногу или не в ногу друг с другом. Когда участников попросили оценить уровень взаимопонимания и чувства единства между тремя ходоками в обоих условиях, участники, которые слушали музыку, ощутили большее взаимопонимание и единство среди ходячих, чем те участники, которые не слушали музыку. Это говорит о том, что музыка каким-то образом усиливает наше восприятие социальной сплоченности среди людей, возможно, из-за того, что мы ошибочно принимаем наши собственные чувства за чувства людей, которых мы наблюдаем.

Исследования показывают, что социальная сплоченность выше в семьях и среди сверстников, когда молодые люди слушают музыку вместе с членами семьи или сверстниками соответственно. Этот эффект верен даже в культурах, где взаимозависимость менее ценится, указывая на способность музыки действовать как «социальный клей», который связывает людей вместе.

Конечно, иногда эти эффекты могут иметь неприятные последствия. Например, некоторые утверждали, что музыка — особенно музыка Вагнера в Германии начала 20-го века — играла роль в гитлеровской пропагандистской машине, эмоционально объединяя людей для отвратительной политической программы. Это показывает, в какой степени человеческие связи могут иногда приводить к отчуждению или даже агрессии по отношению к чужим группам — тенденции, против которой мы должны постоянно остерегаться.

На самом деле, музыка во многом похожа на язык, только вместо слов и идей передаются эмоции и намерения. Таким образом, музыку, как и язык, можно передавать из поколения в поколение, создавая ощущение преемственности и верности своему племени.


В наши дни музыка может заставить нас почувствовать связь со всем человечеством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *