Актуальные методики гуманистической психологии – Гуманистическая психология, гуманистическое направление — психология

идеи, актуальные методики, основные сторонники

Ведущие представители гуманистической психологии. Гуманистическая психология: идеи, актуальные методики, основные сторонники Главная-Розетки и выключатели-Ведущие представители гуманистической психологии. Гуманистическая психология: идеи, актуальные методики, основные сторонники Гуманистическая психология — направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т.д.
Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:
♦ человек целостен и должен изучаться в его целостности;
♦ каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
♦ человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;
♦ человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
♦ человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
♦ человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
♦ человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т.д.;
2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
4) потребности уважения (почитания) — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
7) потребности самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.
В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности — это стремление к

master-electrician.ru

Методы психологического исследования в гуманистической психологии.


⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

Методы гуманистической психологии

Изданный еще в 1971 году в Соединенных Штатах Каталог путей личностного роста Северина Петерсона (Peterson (S.). A Catalog of the ways People grow. New York, Ballantine Books, 1971) называет уже около сорока основных методов. Во Франции Анн Анселен-Шутценбергер в 1977 году описывает примерно столько же методов в чрезвычайно ясной работе

Тело и группа, содержащей большое количество комментариев. В свою очередь Эдмон Марк в Практическом путеводителе по новым видам терапии, опубликованном в 1982 году, называет примерно такое же их число «. (Àncelene-Schutzenberger A., Sauret M. J. Le Corps et ie Grolipe: les nouvelles therapies, de la Gestalt i la bio-energie, aux groupes de rencontres & la meditation, Toulouse, Privat, 1977).

Вот некоторые, представленные в алфавитном порядке, наиболее распространенные сегодня методы:

Арт-терапия (рисунок, музыка, танец и т. д.)

Аутотренинг (И. Шульц)

Биодинамика (Г. Бойсен)

Биоэнергетика (А. Лоуэн)

Вегетотерапия (В. Райх)

Визуализация (К. Симонтон)

Восточные техники (медитация, тайцзицюань, йога, дзен, тантризм и т.д.)

Гаптономия (Ф. Вельдман)

Гештальт-терапия (Ф. Перлз)

Группы встреч (К. Роджерс, В. Шютц)

Массажи (рейхианские, калифорнийские, восточные, до-инь, шиатцу и т. д.)

Медитация (статическая или динамическая, восточная или западная…)

«Мягкие» виды гимнастики (в частности, методики Александера, Фельденкрайса, Мезьера и др.)

Метод Виттоза

Метод Гордона

Нейро-лингвистическое программирование (Дж. Гриндер, Р. Бэндлер)

Общая семантика (А. Корцибский)

Постуральная интеграция (Дж. Пэйнтер)

Просветление (интенсивные сессии, ведущие к просветлению) (К. Бернер)

Психодрама (Дж. Морено)

Психосинтез (Р. Ассаджиоли)

Ребефинг (Л. Орр)

Релаксация (в частности Э. Джекобсон, а также др.)

Рольфинг, или структурная интеграция (И. Рольф)

Сексотерапия (Мастерc и Джонсон, Мишель Меньян и др.)

Семейная терапия (системная, психоаналитическая, гештальтистская и т. д.)

Софрология (А. Кайседо)

Суггестопедия (Г. Лозанов)

Трансактный анализ (Э. Берн)

Трансперсональная психология (С. Гроф)

Эйтония (Дж. Александер)

Экзистенциальная психотерапия (Л. Бинсвангер, Р. Мэй)

Эриксонианский гипноз (М. Эриксон)

и другие методы.

 

Экспериментальная психология.

Экспериментальная психология — область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своей терминологией. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
  • Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
  • Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2. Cпецифичные для психологии принципы:

  • Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
  • Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
  • Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Основные понятия


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Гуманистическая психология, гуманистическое направление — Психологос

Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) — направление в западной, преимущественно американской, психологии, сформировшееся в 1960-х гг. XX в., в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века (Смотри статью Н.И. Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической).

С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.

Фильм «Целитель Адамс»

Речь Адамса — не академический подход. Это житейский, душевный, человеческий подход, и в этом его сила.
скачать видео

Как-либо строгим образом взгляды и принципы гуманистической психологии сформулировать сложно, гуманитарии не склонны к четким формулировкам.

Истоки идей гуманистической психологии — в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Тем не менее, ей близки взгляды, что человек целостен и должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения. В сравнении с бихевиоризмом гуманистическая психология считает, что человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. В отличие от психоанализа, от которого также происходило явное дистанцирование, взгляды гуманистической психологии на человека очень позитивны: согласно представлениям ее представителей, человек есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее потенциями к непрерывному развитию и самореализации, Близость к экзистенциализму выразилась в постулате, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, при этом переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность. Здесь, очевидно, гуманистическая психология примыкает к феноменологическому подходу, отстраняясь от подхода поведенческого.

В меньшей степени гуманистической психологии удалось противопоставить себя психотерапевтической работе: несмотря на призыв одного из ее основателей А. Маслоу изучать психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей, основное приложение гуманистическая психология нашла все-таки в психотерапии. Основной областью практического приложения гуманистической психологии сегодня выступает психотерапевтическая практика: недирективная психотерапия К. Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности↑. Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

Гуманистическая психология и Синтон-подход

Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровни личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода. В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности. Смотри→

Критика гуманистической психологии

Гуманистическая психология имеет своих критиков.

К. Бенсон показывает этноцентризм концепции самоактуализирующейся личности и скрытые аморальные последствия ее использования в культурах, отличных от западной. Его вывод: «Это акультурная, антиисторическая психология в полном самоуверенности полете под камуфляжем исторических ссылок» [Benson, 2001, с. 227].

Б.С. Братусь также считает, что гуманистическая психология, несмотря на свое название, внеморальна – это «психология самости как самоцели человека» [Братусь, 1997, с. 12]. Ссылаясь на В. Франкла, он подчеркивает, что «самоактуализация, направленная на самое себя, означает промах в главном», поскольку «центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» [Братусь, 1997, с. 8].

www.psychologos.ru

8.Основное содержание гуманистической психологии. Модель психического здоровья в гуманистической психологии: понятие и критерии.

В 1962 г состоялось первое заседание ассоциации за гуманистическую психологию.

Таким образом возникла третья сила (после психоанализа и бихевиоризма).

Участники: Олпорт, Роджерс (предложил термин гуманистическая психология). Бюлер, Мэй, Бьюдженталь, Маслоу (сформировал идею 3-й силы).

Маслоу сказал, что человек стремится не к равновесию, а к нарушению равновесия. Никакие эксперименты на животных не могут быть перенесены на людей! «Фрейд показал нам больную сторону человека, а мы должны изучить здоровую».

Гуманистическая психология— ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека.

Похожа на экзистенциальную, но экзистенциальная – смысл вне деятельности, а гуманистическая – смысл самоактуализации внутри человека.

Очень важно внутренне согласие человека.

Основные предметы анализа: высшие ценности, самоактуализацияличности,творчество,любовь,свобода,ответственность, автономия,психическое здоровье, межличностное общение.

Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-хгодовXX века, как протест против доминированиябихевиоризмаипсихоанализав США, получив название третьей силы.

Ориентирована на описание психологически здоровых, зрелых, творчески активных представителей человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.

Представители: А. Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл,Ш.Бюлер, Р.Мэй, С.Джурарди др.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Убежденность в целостном характере человека;

2.Важность роли сознательного опыта;

3.Априорное признание свободы воли, спонтанности, ответственности (принцип активности и самодетерминации) и творческой силы человека;

Теории гуманистической психологии:

-теория личностных черт Г. Олпорта (люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью)

-теория самоактуализации А. Маслоу (стремление человека к самоактуализации)

-психотерапия центрированная на клиенте К. Роджерса (Феноменологическое поле – поле личного опыта. Каждый человек может решить свои проблемы. Каждый человек стремится к саморазвитию, дифференциации и росту. Никто лучше самого чел не может знать, что ему нужно для развития.)

-представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности

-идеи Р. Мэйя (тревоги как скрытой от сознания борьбы против небытия)

-логотерапия Франкла (Изучение смысла жизни. Понятия: свобода воли, смысл жизни, воля к смыслу)

Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее, не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.

Общеметодологические принципы:

1.Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.

2.Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.

3.Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.

4.Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.

5.Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

6.Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.

7.Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

Психическое здоровье — это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам и высокой творческой активностью (К.Роджерс).

Здоровая личность – находится в процессе непрерывных изменений, а не как сложившиеся и жестко зафиксированная система. В ходе такого развития личностные структуры стремятся к обретению все большей гармонии. Идея самоактуализации, разделяемая большинством гуманистических психологов, подразумевает, что источники прогрессивного развития находятся внутри человека.

studfiles.net

Гуманистическая психология

Гуманистическая и Трансперсональная психология, как базовый контекст дыхательных психотехник и личностный рост

Несмотря на то, что дыхательные психотехники корнями произрастают из западной психологии, как мы убедились в предыдущей главе, тем не менее, долгое время они не считались полноценными инструментами западной психотерапии, а были скорее альтернативными методами самопостижения и личностного роста.

Но в начале 1960-х гуманистическая психология стала проступать из работ Маслоу, Роджерса и других теоретиков, занимающихся проблемами психологического здоровья и эффективного функционирования. Многие психологи гуманистического направления использовали теории Маслоу, в особенности его работы, касающиеся самоактуализации, личностного роста как основу для собственных исследований. В рамки гуманистической психологии достаточно быстро попало множество психотехник, и психотерапевтических направлений, разработанных как программы личностного роста, но уже не вмещающихся в тесные рамки психоанализа.

Например, Александр Лоуэн, разработавший биоэнергетику как своеобразный тренинг личностного роста, также говорит о принадлежности своего направления гуманистическому подходу, развивающему процесс личностного роста: «Так как биоэнергетика вносит свой вклад в это развитие и принадлежит к гуманистическому подходу, то важно понять роль сознания в биоэнергетической терапии и как его можно расширить посредством этой терапии». Многие последователи гуманистической психологии стали причислять дыхательные психотехники к ее методам.

Так, в книге Сержа и Анн Гингер «Гештальт – терапия контакта» приводится список методов гуманистической психологии, в котором указан ребефинг (Л. Орра) и холотропное дыхание (С. Грофа), как полноправные методы гуманистической психологии, рассматриваемые как своеобразные программы тренингов личностного роста. В 1968 году Маслоу привлек внимание к ограниченности возможностей гуманистической модели психологии для личностного роста и развития человека.

Изучая самые современные достижения человеческого разума, Маслоу сделал вывод, что кроме самоактуализации, есть и другие возможности преображения личности и возможного личностного роста. Когда вершинные переживания бывают особенно мощными, ощущение своего «я» растворяется в осознании какого-то более обширного единения. По-видимому, термин «самоактуализация» не подходит для этих переживаний, решил он. Поэтому он стал искать термин, более полно выражающий суть этих переживаний, способствующих развитию личностного роста.

«Я бы сказал, что считаю Гуманистическую Психологию третьей силы подготовительным этапом для «высшей» Четвертой психологии, трансперсональной, трансчеловеческой, центр которой скорее в космосе, чем в человеческих потребностях; психологии, идущей дальше человечности, самоактуализации и т.п. Мы нуждаемся в чем-то «большем, чем мы есть», чтобы испытывать благоговение и отдаваться новому, эмпирическому, естественному, не церковному чувству…» — писал Маслоу в 1968 году. Это не просто процесс личностного роста, это нечто, лежащее за пределами той сферы, где существует понятие личностного роста.

Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин transpersonal (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году, и он по праву считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта». В ходе многочисленных дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей – Э. Сутичем, А. Маслоу, С. Грофом и другими – по предложению С. Грофа было принято название трансперсональная психология.

«Основная доктрина трансперсональной психологии заключается в том, что каждый индивид имеет, кроме обыденного, более глубокое и истинное «я», которое человек ощущает при трансперсональных состояниях сознания. Независимое от личности и личного эго, это «я» является источником мудрости, душевного здоровья и гармонии».

Словарь Вебстера (Webster’s Tenth Collegiate Dictionary) определяет трансперсональное как «простирающееся или идущее за пределы персонального или индивидуального». Термин относится к распространению идентичности за пределы индивидуальности и личности.

Трансперсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как «личное +…» и считает, что трансперсональная ориентация явным образом включает все остальные области личной психологии, и добавляет к ним более глубокие и высокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют обычные и повседневные переживания. Брюс Скоттон определяет «трансперсональное» как находящееся «за пределами личностного» и относит его к области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня.

Рассмотрев сорок определений данного предмета (Lajoie&Shapiro, 1992), авторы вывели следующее: «Трансперсональная психология занимается изучением наиболее высокого потенциала человечества, распознаванием, пониманием и реализацией объединяющих, духовных и трансцендентальных переживаний».

Холотропное дыхание изначально создавалось, как техника трансперсональной психологии. Что касается ребефинга и других западных дыхательных психотехник, то они возникали как самостоятельные техники, не принадлежащие ни к одному психотерапевтическому течению, но впоследствии, многие психологи, работающие с этими техниками, стали причислять их к техникам трансперсональной психологии, поскольку их цели и ценности максимально соответствуют идее этих психологических направлений.

Результатом этого является то, что к концу ХХ века они широко распространились по всему миру и влились в психологию, как адекватные методы трансперсональной психологии. Хотя их использование, как самостоятельных методов самопостижения продолжается и по сей день.

breathe.ru

Гуманизм и гуманистические термины в психологии.

Гуманизм и гуманистические термины в психологии связанны с подходом, который изучает человека в целом, и уникальность каждого человека в отдельности. Этому посвящен целый раздел в психологии.

Гуманизм является психологическим подходом, в котором подчеркнуто изучение человека в целом. Гуманистические психологи смотрят на поведение человека не только глазами наблюдателя, но и глазами человека, изучающего себя. 

Гуманистические психологи считают, что поведение человека связано с их внутренними чувствами и Я-концепцией .

Гуманистический подход в психологии разработан как бунт против   бихевиористской психологии и психодинамической . Таким образом, гуманистический подход часто называют «третьей силой» в психологии после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу, 1968).

Гуманизм отверг предположение бихевиористской точки зрения , которая характеризуется как детерминированная, ориентированная на укрепление подхода «стимул-реакция» и основные теории построены на  исследовании  животных.

Гуманистическая психология также отклонила методы психодинамического подхода , поскольку он также является детерминированным с бессознательной и с иррациональной точкой зрения, что инстинктивные силы определяют человеческое мышление и поведение. Оба метода: бихевиоризм и психоанализ рассматриваются гуманистическими психологами как бесчеловечные.

Гуманистическая психология расширила свое влияние в 1970-х и 1980-х годах. Ее влияние можно рассмотреть с точки зрения трех основных областей :

1) Она предложила новый набор значений для  понимания человеческой природы и человеческой сущности.

2) Предлагает расширение горизонтов и методов исследования в изучении человеческого поведения.

3) Предлагает более широкий спектр, более эффективных методов в профессиональной практике психотерапии.

Предположения гуманистической психологии

Гуманистическая психология начинается с предположения, что экзистенциальная феноменология является центральной и что люди имеют свободную волю.  «Личный агентства» является гуманистическим термином для осуществления свободной воли . Личное агентство ссылается на выбор, который мы делаем в жизни, пути которые выбираем и их последствия.

Потом добавилось еще одно предположение  — люди в основном хорошие, и есть врожденная потребность, чтобы сделать себя и мир лучше.Гуманистический подход подчеркивает личную ценность личности, центральные человеческие ценности, и творческую, активную природу человека. Этот подход является оптимистичным и фокусируется на благородные человеческие способности преодолевать трудности, боль и отчаяние.

Пирамида потребностей.Оба Роджерс и Маслоу считали личный рост и самореализацию в жизни, как одну из базовых человеческих потребностей. Это означает, что каждый человек стремится расти психологически и постоянно улучшать себя. Это было названо термином самореализации что включает в себя  психологический рост,  и удовлетворение  жизнью. Тем не менее,  Роджерс и Маслоу оба описывают различные способы, как самоактуализация может быть достигнута.

Центральное место в гуманистических теориях Роджерса (1959) и А. Маслоу(1943), является субъективизм, сознательного опыта .Гуманистические психологи утверждают, что объективная реальность является менее важной, чем субъективное восприятие человека и понимание мира. Из-за этого, Роджерс и Маслоу уделяли мало внимание  научной психологии особенно использование психологической  лаборатории для исследования человека и  поведение животных.

Гуманизм отвергает научную методологию, как и эксперименты используемые качественные методы исследования . Например, дневник счета,   анкеты, неструктурированные интервью и неструктурированные наблюдения. Качественное исследование полезно для исследования на индивидуальном уровне, и изучает  глубину способов, которыми люди думают или чувствуют (например, тематические исследования).

Гуманизм рассматривает человека как принципиально отличающегося от других животных, главным образом потому, что люди сознательные существа способны мыслить у них есть разум и язык. Эксперименты гуманистических психологов на животных, таких как крысы, голуби, или обезьян отводилось мало значения. Исследование таких животных, может сказать очень мало о человеческой мысли, поведении и опыте.

Гуманистические психологи отклонил строгий научный подход к психологии, потому что они оценивали его как бесчеловечный и не способный охватить богатства сознательного опыта. Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах пошатнуло доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии.

История гуманистической психологии

* Маслоу (1943) разработал  теорию иерархию человеческой мотивации(Иерархия потребностей Маслоу).

* Карл Роджерс (1946) публикует важные аспекты терапии клиентов.

* В 1957 году и 1958 году, по приглашению Абрахама Маслоу и Кларка Мустакаса, произошли две встречи в Детройте среди психологов, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации посвященной более значимым  гуманистическим теориям.

* В 1962 году при финансовой поддержке университета Brandeis, это движение было официально запущено как Ассоциация гуманистической психологии .

* Первый выпуск Журнала гуманистической психологии появилась весной 1961 года.

Основы гуманистического подхода.

Основные характеристикиМетодология
  • Качественные исследования
  • Идиографический подход
  • Конгруэнтность
  • Я-концепции (например, самоуважение, самооценка, самореализация)
  • Холизм (например, исследование человека в целом)
  • Иерархия потребностей
  • Свободная воля
  • Качественные методы
  • Case Study
  • Неофициальная Интервью
  • Q-сортировки (Стивенсон, 1953)
  • Открытого состава Анкеты
  • Inter-rater/coder надежности
Основные допущенияОбласти применения
  • Люди обладают свободой воли, не все определяется поведением .
  • Все люди уникальны и имеют врожденное  стремление к достижению своего максимального потенциала.
  • Правильное понимание поведения человека может быть достигнуто только путем изучения человека — как не животного.
  • Психология должна изучать в каждом отдельном случае (идиографические), а не средние показатели группы (номотетические).
  • Лицо центрированная терапия
  • Качественные методы
  • Аномальное поведение (инконгруэнтное, низкая самооценка)
  • Образование
  • Мотивация
СильныеНедостатки
  • Сместили фокус на  поведение отдельных и всего человека в целом, а не подсознания, ген или наблюдаемого поведения и т.д.
  • Гуманистическая психология удовлетворяет идеи большинства людей о том, что значит быть человеком, потому что гуманизм ценит личные идеалы и самореализацию.
  • Качественные данные дает подлинное понимание и более целостная информации в поведении.
  • Подчеркивает значение более индивидуалистический и идиографическим методы исследования.
  • Игнорирует биологию (например, тестостерон).
  • Ненаучный — субъективные понятия.
  • Например, нельзя объективно измерить самореализацию.
  • Гуманизм игнорирует подсознание.
  • бихевиоризм — человек и животное поведения могут быть сопоставлены.
  • Качественные данные трудно сравнивать.
  • Этноцентрические (смещен в сторону западной культуры).
  • Их вера в свободу воли находится в оппозиции к детерминированным законам науки.

 

Критическая оценка

 

Гуманистический подход был применен в относительно к небольшой области психологии по сравнению с другими подходами. Таким образом, его вклад ограничивается в таких областях, как терапия, ненормальности, мотивации и личности.

Возможными причинами этого отсутствие влияния из академической психологии, возможно, связана с тем, что гуманизм сознательно отрицает научный подход к изучению человека. Например  вера в свободную волю находится в прямой оппозиции к детерминированным законам науки. Кроме того, исследовать области гуманизма, такие как сознание и эмоции очень трудно. Результат научных ограничений влечет нехватку эмпирических доказательств в поддержку ключевых теорий подхода.

Однако оборотной стороной этого является то, что гуманизм может получить более полное представление о поведении лиц за счет использования качественных методов, таких, как неструктурированные интервью. Такой подход также помог доказать, более целостное представление о человеческом поведении.

Статьи по психологии: 

 

psichov.net

Гуманистическая психология как научное направление


Гуманистическая психология как научное направление.

На развитие гуманистической психологии огромное влияние оказал персонализм в середине XX века. Гуманистическая наука появилась в качестве альтернативного направления всем существующим в середине века психологическим школам (бихевиоризму, персонализму и психоанализу), сформировав при этом собственную концепцию личности и этапы ее развития. Главными представителями гуманистической психологии стали: А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Олпорт и Р.Мэй. Новые направления в данной науке предопределяли собственные программы через противопоставление установившимся ранее, поскольку она наблюдала неполноценность психологических направлений. Собственные же стремления способствовали разряжению внутреннего напряжения для достижения уравновешенности при взаимодействии с окружающей средой. Гуманистическая психология призывала понять непосредственно человеческое существование на уровне между философией и наукой нашего времени.

Представители гуманистической психологии и их концепции, подходы к изучению науки.

Г.Олпорт – изучал концепцию личности в качестве альтернативы механизма биологического, поведенческого и инстинктивного подходов. Он выступал против переноса фактов психического состояния больного на здорового человека. Вся его деятельность была сосредоточена и подтверждена экспериментальными исследованиями здоровых людей. Г.Олпорт главной своей задачей считал создание новых принципов развития личности. Одним из главных его постулатов было положение о саморазвивающейся и открытой личности. Это предположение было предпринято прежде всего потому, что человек выступает как социальное существо и не может развиваться, не контактируя с окружающим миром. Г.Олпорт стал одним из первых, кто заявил об уникальности человека, т.к. каждый неповторим и уникален в силу сочетания различных качеств, потребностей и черт. Все эти различия способствуют уникальному для каждого формированию личности и становления в жизни.

Абрахам Маслоу – доктор психологических наук, разработавший собственную теорию на основе детального изучения психологических концепций 50-х годов XX века и сформировавший новейшее направление в психологии. Необходимость формирования собственного подхода к пониманию психики заключается в противостоянии абсолютизации опыта старых школ и их подходов. Одним из наибольших недостатков психоанализа Маслоу считал не стремление снизить роль сознания, а уменьшить тенденцию рассмотрения психического развития относительно процессов адаптации организма человека к окружающей среде и стремление к равновесию с данной средой. Так же, как и его предшественник, он считал, что это может пагубно сказаться для личности. Самым главным в психике Маслоу ставил самостоятельность и стремление к саморазвитию. В отличие от прочих психоаналитиков, он был заинтересован главным образом в процессе возникновения отклоняющегося поведения. Только таким способом можно было определить границы возможностей человека и оценить истинную природу человеческого ума.

Таким образом, гуманистическая психология Маслоу свелась к разработке определенной иерархии человеческих потребностей. Рассмотрим потребности, выделенные Абрахамом Маслоу для разивития личности:

  • Физиологические потребности – еда, вода, сон и т.п.; 
  • Потребность в безопасности – стабильность, порядок; 
  • Потребность в любви и принадлежности – семья, дружба; 
  • Потребность в уважении – самоуважение, признание; 
  • Потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Самоактуализация личности – это потребность, связанная с умением понять самого себя, т.е. научиться существовать и строить свое поведение в соответствии с данной природой. Данный процесс самоактуализации личности безконечен. Маслоу считал осознанные мотивы и стремления главной составляющей человеческой личности. Но при реализации собственных потребностей человек зачастую сталкивается с препятствиями или непонимание окружающих и собственных слабостей. Большинство людей не стправляются с трудностями и отступают, в результате чего рост личности прекращается. Само по себе общество не может стать препятствием для стремления человека к самоактуализации, поскольку любое общество пытается представить человека в образе шаблонного представителя, что способствует отчуждению личности от главнейшей сути и делает ее конформной. Таким образом, теория Маслоу, единственная, в которой основной акцент делался на трудности, отклонения и негативные стороны личности. Он, один из первых стал исследовать достижения личного опыта. В результате был открыт путь для саморазвития и самосовершенствования каждого человека.

Карл Роджерс работал практикующим психологом в Центре помощи детям. Первое издание «Клиническая работа с проблемными детьми» имела огромный успех. Разработанная Роджерсом собственная теория личности состоит в определенной системе понятий, где люди имеют возможность создавать и менять собственные представления о себе и окружающих. Данная терапия способна помочь каждому человеку изменить отношение к себе и окружающим. Основной идеей стала уникальность и ценность человеческой личности. Человек на протяжении всей своей жизни приобретает опыт, названный Роджерсом «феноменальным полем», который по своей сути заключается в уникальности и индивидуальности. Создавая подобный мир, он может совпасть или не совпасть с реальностью, поскольку все окружающие предметы осознаются субъектом. Особое значение в теории Роджерса уделялось самооценке, выражающееся сущностью человека и его самостоятельностью. По его мнению, самооценка должна быть гибкой и адекватной, которая меняется в зависимости от складывающейся ситуации. Данный представитель гуманистической психологии ориентировался на ценности будущего с учетом влияния прошлого, поскольку каждый человек должен ценить каждый момент собственной жизни в настоящем.

БЕСПЛАТНО: запросить план своей работы перейти

www.edu-psycho.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *