Александр Сазерленд Нилл: Воспитание свободой
5 октября отмечается Всемирный день учителя. Обучение и воспитание – не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Хотя бы потому, что неграмотное обращение с ребенком наносит ему психологическую травму. Из-за этого вкривь и вкось может пойти вся его дальнейшая жизнь.
Кнут или пряник
Как же воспитывать детей? Человечество давно ищет пути такого воспитания ребенка, чтобы ребенок рос умным, здоровым, счастливым, мог развить свои способности, получить образование и найти работу по душе. Великие педагоги прошлого по-разному отвечали на этот вопрос.
Американский психолог и психотерапевт Карл Роджерс (1902–1987) считал, что главное для человека – самореализация. Но традиционная школа снижает интерес к знаниям. Нельзя передать другому человеку знание, добытое и усвоенное на чужом опыте. Дети должны «открывать» знания сами. Только при гуманном подходе к ученикам у них будет развиваться ум и сердце.
Француз Роже Кузине (1881–1973) требовал упразднить традиционное обучение: оно тормозит творческое развитие. Он предложил метод работы группами, суть которого — полная свобода и познавательная деятельность. Дети сами выбирают занятие и выполняют его, обращаясь к учителю за консультацией.
Не мешать ребенку в развитии, отвергнуть авторитарный подход предлагала итальянка Мария Монтессори (1870–1952). Учитель не навязывает ученику ни факты, ни слова, ни мысли. Ребенок занимается тем, что ему интересно. Взрослый лишь помогает воспитать волю в достижении цели. Девиз Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
За право ребенка быть собой ратовал Януш Корчак (1879–1942) – польский врач, писатель и педагог. Он делил общество на два класса – угнетенных детей и угнетателей взрослых. Отстаивал права детей, защищал их. В 1942 году, когда детей из Дома сирот отправили в Треблинку, он отказался от предложенной ему в последнюю минуту свободы и принял смерть с детьми газовой камере. Основная идея Корчака – нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка. Его книга «Право ребенка на уважение» стала манифестом гуманистической педагогики.
Ученики школы Саммерхилл
Тирания недопустима
Среди этих и других звезд мировой педагогики – Александр Сазерленд Нилл (1883 — 1973), шотландский педагог-новатор, теоретик свободного воспитания, который разработал уникальные методы работы и воплотил их в своей школе Саммерхилл. Отрывшаяся в 1921 году, она успешно работает и сегодня.
Будущий знаменитой педагог родился в шотландском городке Форфар. Его родители работали учителями. Александр был одним из 13 детей в семье. Отец как учитель был просто тиран. Впрочем, этим он не отличался от коллег. Розги, унижения – приемлемый и популярный способ управления детьми в то время.
Поначалу Александр тоже работал в местной школе. Но принципиально не был согласен с «дрессировкой» детей. Понял, что не может здесь ничего изменить. Знал только, что сам так работать никогда не будет.
Поступил в Эдинбургский университет и в 1912 году получил ученую степень. Через два года стал директором школы в деревушке Гретна-Грин на границе с Англией.
Сюда он прибыл со своими собственными взглядами на педагогику. За эти годы на мировоззрение Нилла оказали влияние работы Марии Монтессори, Зигмунда Фрейда и Вильгельма Райха.
«Никакого давления», — не уставал повторять Александр Нилл, автор популярной и в наши дни книги «Саммерхилл – воспитание свободой» (1960). Педагог уверен, что ребенок — внутренне мудрый и реалистичный человек. Давление учителя уродует его. Ребенок без внешнего вмешательства будет развит настолько, насколько он способен. Основной принцип Нилла: нет ничего важнее счастья ребенка, а оно невозможно без личной свободы.
1917 год стал для него переломным. Александр побывал в экспериментальной трудовой колонии для малолетних нарушителей. И был поражен, увидев, как работают принципы самоорганизованного управления в коллективе. Директор заведения Гомер Лэйн считал, что для каждого ребенка гораздо важнее эмоциональное благополучие, чем образование, оценки. Александр Нилл был полностью с этим согласен. Позже в своей книге «Саммерхилл — воспитание свободой» он писал: «Я предпочту, чтоб школы выпускали счастливых дворников, чем невротиков-ученых».
В обыкновенной школе Нилла возмущала идея того, что главное – это знания. Он говорил, что школа не обращает внимания на воспитание счастливого человека. «Все греческие языки, математики и истории не помогут сделать семью более любящей, детей – свободными от подавления, а родителей – свободными от неврозов»
И еще. Ребенок с рождения опутан сетью запретов. Они, подавляя его естественное поведение, формируют в нем разные комплексы. «В результате все человечество оказывается больным, те самые человеческие существа, которые хотели любить и быть любимыми, получают вместо любви ненависть и становятся ненавистниками», — отмечал педагог. Школа должна обеспечивать детям свободу быть самими собой.
Школа Саммерхилл
Школа для ребенка, а не ребенок для школы
В 1921 году Александр Нилл переехал в Германию. В окрестностях Дрездена открыл свою школу, основанную на необычных, немыслимых принципах: посещение детьми занятий абсолютно добровольное, школьные правила принимаются самими учениками на собраниях, у детей и взрослых равные права при голосовании.
Позже школа была перенесена в Зонтагберг (Австрия), спустя два года в английский Лайм-Реджис. Затем ее переименовали в Саммерхилл. С 1927 года и до сих пор она находится в городке Лейстон графства Саффолк.
В своей школе директор создал радостную, комфортную обстановку. В ней мальчики и девочки жили, учились самоуправлению, занимались трудом. При этом Нилл стремился научить ребенка главному — мыслить, а не забивать голову знаниями. Он также был против подавления в подростках сексуальности и заявлял, что отрицание секса равносильно отрицанию жизни.
«Счастливая семья похожа на оркестр и наслаждается тем же духом единой команды. Несчастливая семья подобна казарме, управляемой злобой и наказаниями», — писал Нилл.
В школу-интернат принимались дети от 5 до 16 лет. Их делили на три группы 5-7, 8-10 и 11-16 лет.
В основном это были ребятишки из средних слоев общества. Из богатых семей Нилл старался не брать. Он считал, что трудно добраться до души ребенка, если она скрыта за большим количеством денег и дорогой одеждой. Предпочтение директор отдавал детям из самых бедных семей. Даже установил очень низкую плату за их пребывание в интернате. И это несмотря на то, что школа находилась вне государственной системы образования и получала от министерства мизерные дотации
Результат – хронические денежные проблемы, очень маленькая зарплата учителей. Злые языки утверждали, что в Саммерхилле работали только люди отчаявшиеся, «летуны» или состоятельные идеалисты. Но это было не так. Оставались в ней те, кто разделял педагогические взгляды директора.
Учителей Александр Нилл выбирал тщательно. Учитывал профессиональную подготовку, чувство юмора, коммуникабельность и характер, который позволял бы приспособиться к системе Саммерхилла. Часто предлагал тест, от которого зависело принять учителя на работу или нет. Это был ответ на вопрос: «Как вы отреагируете, если ребенок назовет вас законченным дураком?»
. Нилл выбирал и тех кандидатов, кто не боялся физической работы, мог исправить покосившуюся дверь или заделать дырку в стене.Нилл сознательно противопоставил концепцию своей школы общепринятой установке на режим, дисциплину и принуждение. Смело отказался от всякой дисциплины, всякого управления со стороны взрослых, внушения, всевозможных менторских поучений и какого-либо религиозного наставления. Он преследовал одну цель – счастье ребенка, а путь видел в приспособлении школы к ребенку, а не ребенка к школе.
Нилл был уверен, что любой ребенок по своей природе добр. Его портят только общество и воспитание. «Сорок лет практической работы не только не уменьшили эту веру, но даже укрепили ее», – писал Нилл в одной из своих книг. Он знал, что нереально глобально реформировать общество, поэтому предпочел организацию закрытого детского учреждения, где были бы созданы условия для свободного развития каждого мальчика, каждой девочки.
Традиционная школа приспосабливает ребенка к представлениям взрослых о том, каким он должен быть. Она навязывает каждому ученику собственные темпы и методы обучения, с ранних лет опутывая его сетью приказов и запретов, ограничивая его естественное развитие. Взрослые сознательно или нет, но игнорируют право ребенка быть собой, право на игру, на творчество и детство.
Нилл дал детям право быть собой. Он говорил, что каждый ребенок обладает неповторимой индивидуальностью, способностью любить жизнь и находить в ней собственный интерес. Если предоставить ребенка самому себе, он будет развиваться в соответствии со своими индивидуальными наклонностями. Надо только обеспечить ему абсолютную свободу. Ребенок, жизнь которого постоянно не корректируется взрослыми, рано или поздно добивается в жизни успеха. Задача школы — предоставить ребенку возможности жить своей жизнью, а не жизнью, навязанной ему родителями или педагогами. Подобное давление на ребенка, по мнению Нилла, порождает послушных роботов.
Ученики школы Саммерхилл
Лечение «испорченных» детей
Но идеальных детей-ангелов не бывает. Кто-то пришел в школу уже с обидами, злобой, комплексами ненависти и агрессии. В таких случаях директор ставил перед педагогами задачу окружить этих детей особой заботой. Они начинали чувствовать себя в безопасности, видели, что им ничего не грозит. Их здесь просто любят.
Сама атмосфера свободы в Саммерхилле имеет «лечебное» воздействие на души юных. Дети свободно выражают себя через танец, музыку, рисунок, живопись, театр, движения на свежем воздухе. Это высвобождает их эмоции. Находясь в системе демократичных межличностных отношений, сердечной, не мелочной опеки, ученики быстро избавлялись от страха перед взрослыми. Испытывали радость и интерес к жизни.
Отношения взрослых и детей также отличались от тех, что были приняты повсеместно. Учителя, персонал и дети были равными во всем, что касалось прав и обязанностей. Людям со стороны трудно было различить, кто здесь кухарки, садоводы и воспитатели. Дети не чувствовали страха или отчуждения по отношению к взрослым и шли к ним со своими проблемами. Даже если кто-то был виноват, он не боялся сам признаться в этом.
Ученик школы показывает свои успехи в Брейк-данс
Принцип саморегуляции
Это еще одна основа педагогической системы Нилла. Саморегуляция означает право ребенка на свободную жизнь, отсутствие внешней власти, регулирующей его психику или соматическую сторону жизни. Взрослым запрещается управлять выбором ученика. Ребенок имеет право кушать тогда, когда голоден, а не по часам. Нельзя заставлять его кушать определенную еду в определенном количестве. Если у ребенка будет выбор, то он без чьей-либо помощи выберет столько блюд, сколько ему нужно. Нельзя навязывать мальчику или девочке тот или иной вид одежды. Они сами все решат. Если почувствуют холод, оденутся теплее, станет жарко — снимут свитер.
Нилл также разрешал детям спать тогда, когда они хотели (кроме случаев, когда время отбоя было определено самими детьми общим голосованием). Он считал, что дети способны руководствоваться здравым смыслом и в их личных интересах хорошо выспаться.
Принцип саморегуляции давал ребятам право самостоятельно решать проблемы без обращения к взрослым. Например, когда кто-либо из учеников регулярно не приходил на уроки, группа могла выразить свое недовольство и попросить, чтобы товарищ либо пообещал ходить на уроки, либо совсем перестал появляться в классе, иначе он мешает всем. Если и это не поможет, то можно внести на заседание школьного самоуправления предложение о наказании виновного.
Уроки игры на гитаре
Без категорий добра и зла
Принцип саморегуляции тесно переплетался с принципом свободы. Свобода не означала анархии. Детям можно было ругаться (но только вне школы), не ходить на уроки, не умываться и даже ругать учителей. Но нельзя было без спросу взять чужой велосипед, ходить по крыше, купаться без старших, зажигать свет ночью, когда другие спят.
Дети были вольны делать все, что касалось лично их. Однако запрещалось вести себя так, чтобы это вредило своему здоровью. Также ученики не должны были делать поступки, которые могли обидеть или нарушить права другого человека.
Например, мальчик может разбить окно в своей комнате, поскольку в данном случае вред от этого он терпит сам. Но он не имеет права разбить окно в комнате, где живут другие дети. Если Ниллу случалось застать ребенка за каким-то проступком, то этот проступок всегда рассматривался с точки зрения того, переходит ли он границу, где начинаются интересы других. Проступки никогда не рассматривались с точки зрения обычных категорий добра и зла. Нилл считал, что использование чисто нравственных оценок в данном случае неэтично, так как порождает у ребенка чувство вины, которое вызывает страх, враждебность и агрессивность.
Эти правила дети приняли на общем собрании детей и взрослых путем голосования.
Национальный праздник в школе
Пропускала уроки годами
В Саммерхилле дети могли не ходить на уроки, если не хотели. Были такие, кто не заходил в класс подолгу. Причем, ребятишки, которые поступили в Саммерхилл дошкольниками, с желанием шли в школу. Ребята постарше, прибывшие в Саммерхилл из других школ, где у них были проблемы, воспринимали свободу посещения занятий с восторгом и первое время месяцами вообще не думали об учебниках. Это состояние, по мнению Нилла, прямо пропорционально уровню ненависти, которую заложила в них прежняя школа. Одна девочка установила рекорд — не училась в течение трех лет! Среднее же время «выздоровления» и возврат к учению обычно занимает три месяца.
Часто Нилла упрекали, что дети, живущие при такой вольнице, даже пальцем впоследствии не шевельнут, чтобы чего-нибудь добиться в жизни. Но школа, вся ее обстановка, детский коллектив все же влияли на прогульщиков в правильном русле.
Нилл сам не вмешивался в этих случаях. Например, история с 13-летней Венифред. Она нескольких недель отсутствовала в школе, но пришла к директору, сказав, что хочет учиться. Он одобрил ее решение. Однако девочка не знала, чему она хотела бы научиться. А Нилл не стал давать никакого совета. Проблема не была решена до тех пор, пока через несколько месяцев Венифред сама не пришла к выводу, что ей необходимо подготовиться к сдаче вступительных экзаменов в колледж.
Также Нилл стремился к тому, чтобы его воспитанники без чьей-либо помощи нашли цель в жизни, выбрали тот вид деятельности, который наиболее полно отвечает их потребностям. Если кто-то хотел учиться дальше, педагоги старались дать ученикам хороший уровень знаний, чтобы выпускник мог поступить в вуз.
В целом школа не нацеливалась на подготовку учащихся к экзаменам. Директор вообще был категорически против них. Их проводили только для поступающих в вузы.
Также в Саммерфилле не ставили оценок. Вместо них принималось во внимание творчество, изобретательность и оригинальность. Нилл утверждал, что задача школы – дать детям возможность научиться читать, писать и считать. Остальное — производное от интересов и потребностей каждого ученика.
Уроки рисования, для маленьких художников
Демократия без обмана
Все вопросы, связанные с жизнью школы или отдельных групп детей, обычно решались общим голосованием в субботний вечер на школьном собрании. Единственный вопрос, который оставался для единоличного решения Нилла, это прием и увольнение учителей, а также подготовка хозяйственных заказов и счетов (этим занималась жена Нилла).
По мнению директора, участие в общем собрании школы имеет большое воспитательное значение. Часто гораздо большее, чем серия докладов или уроков, потому что там дети учатся самостоятельной организации собственных дел, ответственности и демократии.
Самоуправление в Саммерхилле – это весь коллектив детей и взрослых. В начале семестра самоуправление выбирает председателя, он через неделю назначает следующего. Роль председателя заключается в правильном и справедливом проведении еженедельного собрания. Председатель никого не заменяет и не имеет права принимать решения между заседаниями самоуправления. Он лишь ведет собрания. Такую же роль играет и секретарь, функции которого может выполнять любой, кто захочет. Он обязан подготовить субботнее заседание.
Самоуправление не занимается вопросами учебы, не выполняет посреднических функций между учащимися и учителями. Его цель — организация жизни школы.
Все участники собрания (каждый ребенок и взрослый) владеют правом одного голоса. Главная функция самоуправления — принятие или модификация законов, которые касаются основных правил общежития. Также по субботам рассматривались все конфликты, пожелания, жалобы и проблемы детей. То есть, речь идет о защищенности каждого члена коллектива.
В начале каждого семестра общим голосованием утверждалось время отбоя (разное для детей разного возраста), правила общего поведения. Избирался спортивный, танцевальный и театральный комитеты, вечерняя служба, следящая за тишиной ночью, и городская служба, отслеживающая поведение детей вне школы.
По субботам разбирались и конфликты между учениками и взрослыми. Причем, в разных ситуациях Нилл видел лишь столкновение взрослой и детской точек зрения.
Эти конфликты показывают, что в школе не демонстрируют агрессивности ни со стороны детей, ни со стороны взрослых. Ненависть к старшим возникает лишь там, где учащиеся не видят уважения к себе.
С нарушителями дети всегда обходились беспристрастно и даже мудро. Отличались чувством справедливости. За всю историю Саммерхилла ребята не приняли ни одного слишком жесткого наказания. Это, конечно, имело большое воспитательное значение.
Но случались и кризисы. Например, когда никто не хотел быть кандидатом на выборах. Тогда директор объявил себя диктатором. И дети быстро поняли, что без привычных уже законов и правил, которые принимаются ими самими, нельзя устроить нормальную жизнь.
После смерти Александра Нилла учебным заведением руководила его жена Эна Вуд Нилл. Она несколько десятилетий работала вместе с мужем в Саммерхилле. В 1985 году эстафету переняла их дочь Зоя Нилл Редхед.
У нее четверо детей — три сына и дочь, которых воспитывали в этих же традициях. Поэтому у них никогда не было особых проблем. Они росли дружелюбными и веселыми. Сегодня дети Зои Редхед — сами родители. И внуки основателя школы тоже растут свободными и счастливыми.
Александр Нилл в Summerhill
Школа Саммерхилл, основанная в 1921 году, и сегодня является влиятельной моделью прогрессивного демократического образования. Это старейшая детская демократия в мире. Инспекторы из Управления стандартами в образовании Великобритании (Ofsted), посетив школу, подтвердили хорошее качество образования. Также работа школы была одобрена ООН, как оказывающая лечебное влияние на детей.
«В Конвенции о правах ребенка уделено особое внимание праву детей участвовать в решениях, касающихся их. Саммерхилл, благодаря своему подходу к образованию, воплощает это право наилучшим образом»,- заявил Давид Пауло, секретарь ОНН из Комитета по правам ребенка.
www.break-fast.com.ua
Александр Нилл – биография, книги, отзывы, цитаты
Шотландский либертарный педагог, сторонник освобождения детей, основатель школы Саммерхилл. Родился 17 октября 1883 г. в Шотландии в семье школьного учителя. Сначала помогал в отцу, затем, после окончания Эдинбургского университета (1912), начал работать школьным преподавателем. В это время он начал разочаровыватся в традиционных методах воспитания, описывая свои взгляды как «достаточно ницшеанские для того, чтобы протестовать против того, что детей учат быть кроткими и скромными». Сам он стремился к тому, чтобы «формировать умы (детей) таким образом, чтобы они подвергали сомнению, разрушали и строили заново».
Нилл считал, что приоритетом в образовании и воспитании должно быть поддержание…
Шотландский либертарный педагог, сторонник освобождения детей, основатель школы Саммерхилл. Родился 17 октября 1883 г. в Шотландии в семье школьного учителя. Сначала помогал в отцу, затем, после окончания Эдинбургского университета (1912), начал работать школьным преподавателем. В это время он начал разочаровыватся в традиционных методах воспитания, описывая свои взгляды как «достаточно ницшеанские для того, чтобы протестовать против того, что детей учат быть кроткими и скромными». Сам он стремился к тому, чтобы «формировать умы (детей) таким образом, чтобы они подвергали сомнению, разрушали и строили заново».
Нилл считал, что приоритетом в образовании и воспитании должно быть поддержание в ребенке ощущения счастья, и что это ощущение вырастает из чувства личной свободы. Он полагал, что лишение ребенка личной свободы в детстве является причиной возникновения последующего ощущения несчастности человека во взрослой жизни, которое в свою очередь вызывает различные психические расстройства. В те годы эта идея казалась крамольной, хотя теперь считается почти общепринятой.
Нилл организовал собственную школу Саммерхилл (сначала в 1921 г. в окрестностях Дрездена в Германии, затем перебравшись в Англию), в которой присутствие детей на занятиях было добровольным. Кроме того, школа была основана на демократических принципах, – дети могли обсуждать и принимать голосованием школьные правила, причем у школьников и преподавателей были равные права при голосовании.
Опыт школы Саммерхилл показал, что освобожденные от принуждения традиционной школы, ученики позитивно реагируют на процесс обучения благодаря собственной положительной мотивации. По мнению Нилла, выпускники Саммерхилла имели гораздо больше здорового скептицизма по отношению к взрослому миру по выходу из школы, чем их более конформистски-воспитанные сверстники из обычных школ. Положительные результаты пребывания детей в Саммерхилле еще более заметны и поразительны, если принять во внимание, что в эту школу принимали и так называемых «проблемных» детей, у которых за плечами были острые переживания конфликта родителей или родительского небрежения, что безусловно негативно отражалось на их психике.
Будучи сторонником психоанализа, Нилл выступал против сексуального подавления и установления в школе жестких викторианских правил. Он считал, что негативно относиться к сексуальности — значит ненавидеть жизнь как таковую.
Нилл преподавал в школе алгебру, геометрию, а также учил детей работе с металлом. Сам он при этом часто говорил, что гораздо больше восхищается умелыми ремесленниками, чем людьми, достигнувшими успехов на исключительно интеллектуальном поприще. Хотя посещение уроков было добровольным, сами уроки в школе велись довольно строго.
Кроме этого Нилл проводил с учениками так назывемые «личные уроки» (фактически сеансы психотерапии), на которых обсуждались личностные проблемы детей. В последствии он отказался от них, ссылаясь на то, что даже те из учеников, кто не проходил такой психотерапии, тем не менее успешно избавлялись от «преступного» поведения за счет того, что в школе царила атмосфера свободы.
За время работы в школе Нилл написал несколько десятков книг, публиковавшихся начиная с 1916 г. и вплоть до его смерти. Наибольшую известность приобрела его книга «Саммерхилл: радикальный подход к обучению детей» (Summerhill: A Radical Approach to Child Learning, предисловие к ней написал Эрих Фромм) (1960). Кроме того Нилл написал книгу воспоминаний «Нилл, Нилл, апельсиновая корка!» (Neill, Neill, Orange Peel! (1973)), а также был автором юмористических книг для детей.
Наибольшее влияние на Нилла оказали идеи британского педагога Гомера Лейна (Homer Lane), а также радикального психоаналитика Вильгельма Райха, с которым Нилл долгие годы состоял в переписке. Сотрудничал с Ниллом и известный британский ученый, философ, либертарный педагог и социалист Бертран Расселл, создавший собственную школу в Бикон Хилл. Идеи Нилла, в свою очередь, оказали большое влияние на педагогов во всем мире, в частности на американца Джона Холта и движение «обесшколивания» (unschooling).
Нилл был дважды женат. Его вторая жена Эна Вуд Нилл (Ena Wood Neill) на протяжении нескольких десятилетий работала вместе с ним в Саммерхилле, а после его смерти (23 сентября 1973 г.) стала директором школы. Затем Саммерхилл возглавила их дочь Зоя Редхед (Zoe Readhead). Школа Саммерхилл существует и по сей день.
На русском языке работы Александра Нилла вышли в сборнике «Саммерхилл — воспитание свободой» (М., «Педагогика-пресс», 2000).
www.livelib.ru
Александр Нилл — Психологос
Александр Нилл (1883-1973) — шотландский либертарный педагог, сторонник освобождения детей, основатель школы Саммерхилл. Родился 17 октября 1883 г. в Шотландии в семье школьного учителя. Сначала помогал в отцу, затем, после окончания Эдинбургского университета (1912), начал работать школьным преподавателем. В это время он начал разочаровывается в традиционных методах воспитания, описывая свои взгляды как «достаточно ницшеанские для того, чтобы протестовать против того, что детей учат быть кроткими и скромными». Сам он стремился к тому, чтобы «формировать умы (детей) таким образом, чтобы они подвергали сомнению, разрушали и строили заново».
Нилл считал, что приоритетом в образовании и воспитании должно быть поддержание в ребенке ощущения счастья, и что это ощущение вырастает из чувства личной свободы. Он полагал, что лишение ребенка личной свободы в детстве является причиной возникновения последующего ощущения несчастности человека во взрослой жизни, которое в свою очередь вызывает различные психические расстройства. В те годы эта идея казалась крамольной, хотя теперь считается почти общепринятой.
Нилл организовал собственную школу Саммерхилл (в переводе с англ. — Летний холм), сначала в 1921 г. в окрестностях Дрездена в Германии, затем перебравшись в Англию. В этой школе присутствие детей на занятиях было добровольным. Кроме того, школа была основана на демократических принципах, – дети могли обсуждать и принимать голосованием школьные правила, причем у школьников и преподавателей были равные права при голосовании.
Опыт школы Саммерхилл показал, что освобожденные от принуждения традиционной школы, ученики позитивно реагируют на процесс обучения благодаря собственной положительной мотивации. По мнению Нилла, выпускники Саммерхилла имели гораздо больше здорового скептицизма по отношению к взрослому миру по выходу из школы, чем их более конформистски-воспитанные сверстники из обычных школ. Положительные результаты пребывания детей в Саммерхилле еще более заметны и поразительны, если принять во внимание, что в эту школу принимали и так называемых «проблемных» детей, у которых за плечами были острые переживания конфликта родителей или родительского небрежения, что безусловно негативно отражалось на их психике.
Будучи сторонником психоанализа, Нилл выступал против сексуального подавления и установления в школе жестких викторианских правил. Он считал, что негативно относиться к сексуальности — значит ненавидеть жизнь как таковую.
Нилл преподавал в школе алгебру, геометрию, а также учил детей работе с металлом. Сам он при этом часто говорил, что гораздо больше восхищается умелыми ремесленниками, чем людьми, достигнувшими успехов на исключительно интеллектуальном поприще. Хотя посещение уроков было добровольным, сами уроки в школе велись довольно строго.
Кроме этого Нилл проводил с учениками так называемые «личные уроки» (фактически сеансы психотерапии), на которых обсуждались личностные проблемы детей. В последствии он отказался от них, ссылаясь на то, что даже те из учеников, кто не проходил такой психотерапии, тем не менее успешно избавлялись от «преступного» поведения за счет того, что в школе царила атмосфера свободы.
За время работы в школе Нилл написал несколько десятков книг, публиковавшихся начиная с 1916 г. и вплоть до его смерти. Наибольшую известность приобрела его книга «Саммерхилл: радикальный подход к обучению детей» (Summerhill: A Radical Approach to Child Learning, предисловие к ней написал Эрих Фромм) (1960). Кроме того Нилл написал книгу воспоминаний «Нилл, Нилл, апельсиновая корка!» (Neill, Neill, Orange Peel! (1973)), а также был автором юмористических книг для детей.
Наибольшее влияние на Нилла оказали идеи британского педагога Гомера Лейна (Homer Lane), а также радикального психоаналитика Вильгельма Райха, с которым Нилл долгие годы состоял в переписке. Сотрудничал с Ниллом и известный британский ученый, философ, либертарный педагог и социалист Бертран Расселл, создавший собственную школу в Бикон Хилл. Идеи Нилла, в свою очередь, оказали большое влияние на педагогов во всем мире, в частности на американца Джона Холта и движение «обесшколивания» (unschooling).
Нилл был дважды женат. Его вторая жена Эна Вуд Нилл (Ena Wood Neill) на протяжении нескольких десятилетий работала вместе с ним в Саммерхилле, а после его смерти (23 сентября 1973 г.) стала директором школы. Затем Саммерхилл возглавила их дочь Зоя Редхед (Zoe Readhead). Школа Саммерхилл существует и по сей день.
На русском языке работы Александра Нилла вышли в сборнике «Саммерхилл — воспитание свободой» (М., «Педагогика-пресс», 2000). Школа А. Нилла ко времени написания его книги существовала уже более сорока лет (После смерти А. Нилла школу возглавила его дочь, Зоя). В течение этого времени результаты ее работы продолжали поражать. Дело в том, что в школу принимались в основном «трудные» дети, от которых отказывалась традиционная школа и даже родители. В Саммерхилле они «излечивались»: начинали учиться и становились счастливыми детьми с нормальным поведением.
Книги А. Нилла
- Саммерхилл — воспитание свободой
- Воспитание детей
- Секс
- Религия и мораль
www.psychologos.ru
Нилл, Александр Сазерленд — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Нилл.Александр Сазерленд Нилл (англ. Alexander Sutherland Neill; 17 октября 1883 — 23 сентября 1973) — новатор в области образования, автор книг о воспитании детей и основатель школы «Саммерхилл», которая следует его образовательной философии по сей день. А. С. Нилл известен как защитник личной свободы ребёнка.
Биография
Нилл родился в шотландском городе Форфар. Он был одним из тринадцати детей в семье. Его отец и мать были школьными учителями. Проработав некоторое время учителем в местной школе, Нилл поступил в Эдинбургский университет и в 1912 году получил ученую степень. В 1914 году стал директором школы в деревне Гретна-Грин. На философию Александра Нилла оказали большое влияние работы Марии Монтессори, Зигмунда Фрейда и Вильгельма Райха
В 1921 году Нилл покинул Англию. В Хеллерау вблизи Дрездена он навестил Лилиан Ричардсон, с которой познакомился в школе King Alfred. Позже она стала его женой. В Хеллерау Александр Нилл вместе с Лилиан Ричардсон и Кристиан Бир основали Международную школу, в которой Ниллу впервые была предоставлена возможность следовать своим принципам в воспитании и обучении детей. Позже школа была перенесена сначала в Зонтагберг, Австрия, а затем в 1923 году в Лайм-Реджис, Англия, где была переименована в Саммерхилл. С 1927 года школа находится в Лейстоне, Саффолк.
Во время преподавательской деятельности А. С. Нилл написал множество книг, включая серию «Dominie», начатую книгой A Dominie’s Log (1916). Его наиболее известная работа Summerhill: A Radical Approach to Child Rearing (1960) получила мощный отклик в образовательных кругах США. Его последняя книга была автобиографией, Neill, Neill, Orange Peel! (1973). Он также писал юмористические книги для детей, например, The Last Man Alive (1939).
А. С. Нилл был женат дважды. После его смерти в 1973 году полномочия директора школы перешли к его второй жене Эне Вуд Нилл, которая управляла школой до 1985 года. С 1985 года по настоящее время директором школы является дочь Александра Нилла Зоя Редхед.
Образовательная философия
Нилл верил, что счастье ребёнка должно быть определяющим фактором в принятии решений, касающихся его воспитания, и источником этого счастья является личная свобода. Он понимал, что лишение ребёнка чувства свободы и, как следствие, несчастье, испытываемое им в детстве, приводит к психологическим проблемам, когда он становится взрослым. Идеи Нилла, направленные на помощь детям в самоопределении, поощряющие критическое мышление и отказ от слепого повиновения, ранее считавшиеся радикальными или, в лучшем случае, спорными, сегодня широко применяются, хотя есть консервативные педагоги, считающие эти идеи угрожающими общественному порядку.
В 1921 году Нилл основал школу Саммерхилл для практической демонстрации своих образовательных теорий. Он был убежден, что дети учатся лучше, когда они не обязаны посещать занятия. В школе также были введены принципы демократии с регулярными собраниями для определения правил школы. Ученики имели такое же право голоса, как и учителя.
Опыт Саммерхилла демонстрировал, что в отсутствие принуждения, существующего в традиционных школах, ученики вырабатывают собственную мотивацию, а не бездельничают. Навязанная извне дисциплина, как полагал Нилл, мешает формированию внутренней самодисциплины, и поэтому, как он считал, дети, посещавшие Саммерхилл, выходят из школы с более развитыми навыками критического мышления и лучшей самодисциплиной, чем ученики традиционных школ, основанных на принудительном посещении занятий.
Дети, принятые в Саммерхилл, были преимущественно из трудных семей, где родительские конфликты и пренебрежение ребёнком приводили к его угнетенному состоянию. О терапевтическом воздействии атмосферы Саммерхилла свидетельствовал тот факт, что многие дети, исключенные из обычных школ, расцветали в Саммерхилле. Находясь под сильным влиянием работ Зигмунда Фрейда и Вильгельма Райха, Нилл был против сексуального подавления и введения строгой Викторианской морали времен его детства. Он четко заявлял, что отрицание секса тождественно отрицанию жизни. Эти взгляды сделали его непопулярным среди значимых фигур того времени.
Жизнь в Саммерхилле
Работая директором школы, Нилл также преподавал алгебру, геометрию и металлообработку. Он часто говорил, что больше восхищается искусными мастерами, чем теми, кто посвящает себя интеллектуальной деятельности. Нилл полагал, что, поскольку посещение уроков необязательно, они могут быть более строгими. Ученики обучаются быстрее, а их знания более глубоки, поскольку они учатся добровольно, а не по принуждению.
Нилл также проводил частные уроки с учениками. Они включали в себя обсуждение личных проблем учеников и являлись формой психотерапии. Позже он перестал давать такие уроки, обнаружив, что дети, не получающие частных уроков, также излечивались от антиобщественного поведения. Из этого он заключил, что излечивает свобода, а не психотерапия.
Инспекция, проведенная OFSTED в Саммерхилле в 2007 году, подтвердила хорошее качество образования в этой школе. Саммерхилл также был одобрен ООН как оказывающий лечебное влияние на детей.
«В Конвенции о правах ребёнка уделено особое внимание праву детей участвовать в решениях, касающихся их. Саммерхилл, благодаря своему подходу к образованию, воплощает это право наилучшим образом.» — Давид Пауло, Секретарь, ООН, Комитет по правам ребенка
Книги
- A Dominie’s Log (1916)
- A Dominie Dismissed (1916)
- Booming of Bunkie (1919)
- Carroty Broon (1920)
- A Dominie in Doubt (1920)
- A Dominie Abroad (1922)
- A Dominie’s Five (1924)
- The Problem Child (1926)
- The Problem Parent (1932)
- Is Scotland Educated? (1936)
- That Dreadful School (1937)
- The Last Man Alive (1938)
- The Problem Teacher (1939)
- Hearts Not Heads in the School (1945)
- The Problem Family (1949)
- The Free Child (1953)
- Summerhill: A Radical Approach to Child Rearing (Preface by Erich Fromm) (1960)
- Freedom, Not License! (1966)
- Talking of Summerhill (1967)
- Children’s Rights: Toward the Liberation of the Child (with Leila Berg, Paul Adams, Nan Berger, Michael Duane, and Robert Ollendorff) (1971)
- Neill, Neill, Orange Peel! (1972)
Опубликованная переписка
- Record of a friendship: the correspondence between Wilhelm Reich and A. S. Neill, 1936—1957 (1982)
- All the Best, Neill: Letters from Summerhill (1984)
См. также
wikipedia.green
Нилл, Александр Сазерленд — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Нилл.Александр Сазерленд Нилл (англ. Alexander Sutherland Neill; 17 октября 1883 — 23 сентября 1973) — новатор в области образования, автор книг о воспитании детей и основатель школы «Саммерхилл», которая следует его образовательной философии по сей день. А. С. Нилл известен как защитник личной свободы ребёнка.
Биография
Нилл родился в шотландском городе Форфар. Он был одним из тринадцати детей в семье. Его отец и мать были школьными учителями. Проработав некоторое время учителем в местной школе, Нилл поступил в Эдинбургский университет и в 1912 году получил ученую степень. В 1914 году стал директором школы в деревне Гретна-Грин. На философию Александра Нилла оказали большое влияние работы Марии Монтессори, Зигмунда Фрейда и Вильгельма Райха
В 1921 году Нилл покинул Англию. В Хеллерау вблизи Дрездена он навестил Лилиан Ричардсон, с которой познакомился в школе King Alfred. Позже она стала его женой. В Хеллерау Александр Нилл вместе с Лилиан Ричардсон и Кристиан Бир основали Международную школу, в которой Ниллу впервые была предоставлена возможность следовать своим принципам в воспитании и обучении детей. Позже школа была перенесена сначала в Зонтагберг, Австрия, а затем в 1923 году в Лайм-Реджис, Англия, где была переименована в Саммерхилл. С 1927 года школа находится в Лейстоне, Саффолк.
Во время преподавательской деятельности А. С. Нилл написал множество книг, включая серию «Dominie», начатую книгой A Dominie’s Log (1916). Его наиболее известная работа Summerhill: A Radical Approach to Child Rearing (1960) получила мощный отклик в образовательных кругах США. Его последняя книга была автобиографией, Neill, Neill, Orange Peel! (1973). Он также писал юмористические книги для детей, например, The Last Man Alive (1939).
А. С. Нилл был женат дважды. После его смерти в 1973 году полномочия директора школы перешли к его второй жене Эне Вуд Нилл, которая управляла школой до 1985 года. С 1985 года по настоящее время директором школы является дочь Александра Нилла Зоя Редхед.
Видео по теме
Образовательная философия
Нилл верил, что счастье ребёнка должно быть определяющим фактором в принятии решений, касающихся его воспитания, и источником этого счастья является личная свобода. Он понимал, что лишение ребёнка чувства свободы и, как следствие, несчастье, испытываемое им в детстве, приводит к психологическим проблемам, когда он становится взрослым. Идеи Нилла, направленные на помощь детям в самоопределении, поощряющие критическое мышление и отказ от слепого повиновения, ранее считавшиеся радикальными или, в лучшем случае, спорными, сегодня широко применяются, хотя есть консервативные педагоги, считающие эти идеи угрожающими общественному порядку.
В 1921 году Нилл основал школу Саммерхилл для практической демонстрации своих образовательных теорий. Он был убежден, что дети учатся лучше, когда они не обязаны посещать занятия. В школе также были введены принципы демократии с регулярными собраниями для определения правил школы. Ученики имели такое же право голоса, как и учителя.
Опыт Саммерхилла демонстрировал, что в отсутствие принуждения, существующего в традиционных школах, ученики вырабатывают собственную мотивацию, а не бездельничают. Навязанная извне дисциплина, как полагал Нилл, мешает формированию внутренней самодисциплины, и поэтому, как он считал, дети, посещавшие Саммерхилл, выходят из школы с более развитыми навыками критического мышления и лучшей самодисциплиной, чем ученики традиционных школ, основанных на принудительном посещении занятий.
Дети, принятые в Саммерхилл, были преимущественно из трудных семей, где родительские конфликты и пренебрежение ребёнком приводили к его угнетенному состоянию. О терапевтическом воздействии атмосферы Саммерхилла свидетельствовал тот факт, что многие дети, исключенные из обычных школ, расцветали в Саммерхилле. Находясь под сильным влиянием работ Зигмунда Фрейда и Вильгельма Райха, Нилл был против сексуального подавления и введения строгой Викторианской морали времен его детства. Он четко заявлял, что отрицание секса тождественно отрицанию жизни. Эти взгляды сделали его непопулярным среди значимых фигур того времени.
Жизнь в Саммерхилле
Работая директором школы, Нилл также преподавал алгебру, геометрию и металлообработку. Он часто говорил, что больше восхищается искусными мастерами, чем теми, кто посвящает себя интеллектуальной деятельности. Нилл полагал, что, поскольку посещение уроков необязательно, они могут быть более строгими. Ученики обучаются быстрее, а их знания более глубоки, поскольку они учатся добровольно, а не по принуждению.
Нилл также проводил частные уроки с учениками. Они включали в себя обсуждение личных проблем учеников и являлись формой психотерапии. Позже он перестал давать такие уроки, обнаружив, что дети, не получающие частных уроков, также излечивались от антиобщественного поведения. Из этого он заключил, что излечивает свобода, а не психотерапия.
Инспекция, проведенная OFSTED в Саммерхилле в 2007 году, подтвердила хорошее качество образования в этой школе. Саммерхилл также был одобрен ООН как оказывающий лечебное влияние на детей.
«В Конвенции о правах ребёнка уделено особое внимание праву детей участвовать в решениях, касающихся их. Саммерхилл, благодаря своему подходу к образованию, воплощает это право наилучшим образом.» — Давид Пауло, Секретарь, ООН, Комитет по правам ребенка
Книги
- A Dominie’s Log (1916)
- A Dominie Dismissed (1916)
- Booming of Bunkie (1919)
- Carroty Broon (1920)
- A Dominie in Doubt (1920)
- A Dominie Abroad (1922)
- A Dominie’s Five (1924)
- The Problem Child (1926)
- The Problem Parent (1932)
- Is Scotland Educated? (1936)
- That Dreadful School (1937)
- The Last Man Alive (1938)
- The Problem Teacher (1939)
- Hearts Not Heads in the School (1945)
- The Problem Family (1949)
- The Free Child (1953)
- Summerhill: A Radical Approach to Child Rearing (Preface by Erich Fromm) (1960)
- Freedom, Not License! (1966)
- Talking of Summerhill (1967)
- Children’s Rights: Toward the Liberation of the Child (with Leila Berg, Paul Adams, Nan Berger, Michael Duane, and Robert Ollendorff) (1971)
- Neill, Neill, Orange Peel! (1972)
Опубликованная переписка
- Record of a friendship: the correspondence between Wilhelm Reich and A. S. Neill, 1936—1957 (1982)
- All the Best, Neill: Letters from Summerhill (1984)
См. также
wiki2.red
Педагогика Александра Нилла. «Саммерхилл — воспитание свободой»
1. Философские основы педагогики Александра Нилла
Если бы самого Александра Нилла спросили, каковы корни его философии образования, он, вероятно, ответил бы насмешливо резкое, что-нибудь вроде того, что он никогда не читал никаких философов и не считает, что это так уж необходимо для того, чтобы иметь собственную философию образования. Скорее всего, так оно и было — не читал и не считал. Нилл не был профессиональным философом, он хотел создать (и создал) школу, которая решительно противостояла (и до сих пор противостоит, теперь уже под руководством его дочери Зои) традиционной системе образования. Однако тем интереснее становится отыскать философскую традицию, в контекст которой адекватно, без насилия вписывалась бы позиция — философская, жизненная, педагогическая — этого единственного в своем роде автора и деятеля. Слово и дело у Александра Нилла почти неразделимы, но все же текст, слава богу, существует и сам по себе, его можно даже перевести на другой язык, над ним можно думать, извлекать из него уроки и искать исторические и философские соответствия. Вслушаемся еще раз — можно ли найти в истории философии аналог этой совокупности идей и этому стилю высказываний:
Такой, какая она есть, нашу школу создала идея невмешательства в развитие ребенка и отказ от давления на него…
Любовь и ненависть не противоположны друг другу. Противоположностью любви является безразличие.
Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, оставить без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться.
Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь — любовью.
Так вот, мы взялись создать школу, в которой у детей была бы свобода быть самими собой. Чтобы сделать это, мы должны были отказаться от всякой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких моральных поучений, всякого религиозного наставления…
…то, что исправляет и излечивает, — это любовь, приятие и свобода быть самим собой…
…свобода… высвобождает скрытое. Она, как дуновение свежего воздуха, проветривает душу, чтобы очистить ее от ненависти к себе и к другим.
И стиль, и идеи сначала вызывают в восприятии смутно знакомые (очень смутно) образы древних восточных книг, звучит в ушах что-то вроде «ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она» — это древняя Индия, Махабхарата, так сказал Кришна Арджуне перед тем, как тот принял решение не продолжать войну. Но потом воображение переваливает через Гималаи, мы попадаем в Древний Китай и тут-то находим удивительное соответствие не только идеям и стилю, но даже и тому общественному противостоянию, которое делало жизнь, мысль и деятельность Александра Нилла постоянной проповедью — он ведь, как и Альберт Швейцер, воистину сделал собственную жизнь аргументом своей философии. Мы имеем в виду проповедь ранних даосов и их противостояние с конфуцианцами, которые выражали философию тамошней официальной, традиционной системы, государственной вообще и образования в частности.
Даосы решительно отстаивали примат естественного, природного, натурального начала над культурным, которое у конфуцианцев означало этикет, ритуал, нормы приличного поведения. Даосы призывали к спонтанности, непосредственности, простоте, безыскусности, они отвергали насильственное окультуривание человека (но не саму культуру, разумеется). Для конфуцианцев природный человек — существо дикое, а культурные нормы как раз и необходимы для обуздания дикого природного начала. Сущность человека для конфуцианцев выражал принцип «вэнь» — человечность, гуманность. Но даосы тоже стремились не к дикости, просто для них природное начало как раз и заключало в себе универсальные законы Вселенной, оно было для них началом общекосмическим, существующим в том числе и в человеке, в самой глубине его человеческой сущности.
Наш выдающийся востоковед Николай Иосифович Конрад так писал об этом противостоянии: «Конфуций настаивал на том, что человек живет и действует в организованном коллективе — обществе, государстве. Эта организованность достигается подчинением каждого члена общества определенным правилам — нормам общественной жизни, выработанным самим человечеством в процессе развития цивилизации. Лao-цзы придерживался противоположной концепции: все бедствия человечества, все пороки — и личности, и общества — проистекают именно от этих самых правил. «Правила» есть насилие над человеческой личностью».
Таким образом, по представлениям даосов, социальный порядок достигается только отказом от всяких правил; их должно заменить следование человеком его «естественной природе». Стремясь подавить эгоцентризм, правила только усиливают его, подвергая личность насилию, от которого она бессознательно обороняется. Даосы считали: «Чем больше становится законов и приказов, тем больше становится воров и разбойников». («Преступления создает закон», — говорит Александр Нилл).
Даосы призывали забыть нормы и условности, пробиться к своей истинной человеческой сущности, уничтожить конфликт между личностью и сущностью. Если это удается сделать, достигается состояние «великого единения», в котором человек как бы растворяется в других Я. В этом состоянии исчезает необходимость самоутверждения, и человек избавляется от притязаний своего Я на овладение чем бы то ни было. В нем человек не будет делать искусственных усилий, чтобы соответствовать нормам нравственного поведения, но вместе с тем не станет совершать безнравственных поступков по отношению к другим людям, так как его Я находится с ними в единстве.
Ведущие концепции даосизма — естественность (спонтанность) и недеяние. Недеяние — ненарушение закона естественности, спонтанная реализация собственной природы. Недеяние — особый вид деятельности, следующей естественному порядку жизни, сливающейся с ним и оттого одновременно незаметной и достигающей цели. Цель же никогда не может быть сформулирована иначе, как в самом общем виде, например: правильная, хорошая, естественная жизнь. Все совершается само собой, так, как дышит человек, как бьется у него сердце, а отнюдь не по каким-то правилам, которые можно явно сформулировать. Произвольная целеполагающая деятельность, буквальное следование прописям, в том числе и нравственным, отвергается.
В книге Лаo-цзы (Учителя Лао), легендарного основателя даосизма, об этом сказано так… Но сначала придется сказать два слова о центральном понятии даосизма — о дао. Слово это, как и логос у древних греков, имеет много значений, и среди них два главных, тоже, кстати, в точности таких же, как у слова логос: «закон» и «слово» (еще одно очень важное — «путь»). Так вот, первая строка книги Лао-цзы «Дао дэ цзин» звучит в стандартном переводе таким образом:
Дао, которое можно выразить словами, — не есть истинное дао,
что одновременно означает и
Закон,
litresp.ru
Нилл, Александр Сазерленд — Википедия. Что такое Нилл, Александр Сазерленд
Александр Сазерленд Нилл (англ. Alexander Sutherland Neill; 17 октября 1883 — 23 сентября 1973) — новатор в области образования, автор книг о воспитании детей и основатель школы «Саммерхилл», которая следует его образовательной философии по сей день. А. С. Нилл известен как защитник личной свободы ребёнка.
Биография
Нилл родился в шотландском городе Форфар. Он был одним из тринадцати детей в семье. Его отец и мать были школьными учителями. Проработав некоторое время учителем в местной школе, Нилл поступил в Эдинбургский университет и в 1912 году получил ученую степень. В 1914 году стал директором школы в деревне Гретна-Грин. На философию Александра Нилла оказали большое влияние работы Марии Монтессори, Зигмунда Фрейда и Вильгельма Райха
В 1921 году Нилл покинул Англию. В Хеллерау вблизи Дрездена он навестил Лилиан Ричардсон, с которой познакомился в школе King Alfred. Позже она стала его женой. В Хеллерау Александр Нилл вместе с Лилиан Ричардсон и Кристиан Бир основали Международную школу, в которой Ниллу впервые была предоставлена возможность следовать своим принципам в воспитании и обучении детей. Позже школа была перенесена сначала в Зонтагберг, Австрия, а затем в 1923 году в Лайм-Реджис, Англия, где была переименована в Саммерхилл. С 1927 года школа находится в Лейстоне, Саффолк.
Во время преподавательской деятельности А. С. Нилл написал множество книг, включая серию «Dominie», начатую книгой A Dominie’s Log (1916). Его наиболее известная работа Summerhill: A Radical Approach to Child Rearing (1960) получила мощный отклик в образовательных кругах США. Его последняя книга была автобиографией, Neill, Neill, Orange Peel! (1973). Он также писал юмористические книги для детей, например, The Last Man Alive (1939).
А. С. Нилл был женат дважды. После его смерти в 1973 году полномочия директора школы перешли к его второй жене Эне Вуд Нилл, которая управляла школой до 1985 года. С 1985 года по настоящее время директором школы является дочь Александра Нилла Зоя Редхед.
Образовательная философия
Нилл верил, что счастье ребёнка должно быть определяющим фактором в принятии решений, касающихся его воспитания, и источником этого счастья является личная свобода. Он понимал, что лишение ребёнка чувства свободы и, как следствие, несчастье, испытываемое им в детстве, приводит к психологическим проблемам, когда он становится взрослым. Идеи Нилла, направленные на помощь детям в самоопределении, поощряющие критическое мышление и отказ от слепого повиновения, ранее считавшиеся радикальными или, в лучшем случае, спорными, сегодня широко применяются, хотя есть консервативные педагоги, считающие эти идеи угрожающими общественному порядку.
В 1921 году Нилл основал школу Саммерхилл для практической демонстрации своих образовательных теорий. Он был убежден, что дети учатся лучше, когда они не обязаны посещать занятия. В школе также были введены принципы демократии с регулярными собраниями для определения правил школы. Ученики имели такое же право голоса, как и учителя.
Опыт Саммерхилла демонстрировал, что в отсутствие принуждения, существующего в традиционных школах, ученики вырабатывают собственную мотивацию, а не бездельничают. Навязанная извне дисциплина, как полагал Нилл, мешает формированию внутренней самодисциплины, и поэтому, как он считал, дети, посещавшие Саммерхилл, выходят из школы с более развитыми навыками критического мышления и лучшей самодисциплиной, чем ученики традиционных школ, основанных на принудительном посещении занятий.
Дети, принятые в Саммерхилл, были преимущественно из трудных семей, где родительские конфликты и пренебрежение ребёнком приводили к его угнетенному состоянию. О терапевтическом воздействии атмосферы Саммерхилла свидетельствовал тот факт, что многие дети, исключенные из обычных школ, расцветали в Саммерхилле. Находясь под сильным влиянием работ Зигмунда Фрейда и Вильгельма Райха, Нилл был против сексуального подавления и введения строгой Викторианской морали времен его детства. Он четко заявлял, что отрицание секса тождественно отрицанию жизни. Эти взгляды сделали его непопулярным среди значимых фигур того времени.
Жизнь в Саммерхилле
Работая директором школы, Нилл также преподавал алгебру, геометрию и металлообработку. Он часто говорил, что больше восхищается искусными мастерами, чем теми, кто посвящает себя интеллектуальной деятельности. Нилл полагал, что, поскольку посещение уроков необязательно, они могут быть более строгими. Ученики обучаются быстрее, а их знания более глубоки, поскольку они учатся добровольно, а не по принуждению.
Нилл также проводил частные уроки с учениками. Они включали в себя обсуждение личных проблем учеников и являлись формой психотерапии. Позже он перестал давать такие уроки, обнаружив, что дети, не получающие частных уроков, также излечивались от антиобщественного поведения. Из этого он заключил, что излечивает свобода, а не психотерапия.
Инспекция, проведенная OFSTED в Саммерхилле в 2007 году, подтвердила хорошее качество образования в этой школе. Саммерхилл также был одобрен ООН как оказывающий лечебное влияние на детей.
«В Конвенции о правах ребёнка уделено особое внимание праву детей участвовать в решениях, касающихся их. Саммерхилл, благодаря своему подходу к образованию, воплощает это право наилучшим образом.» — Давид Пауло, Секретарь, ООН, Комитет по правам ребенка
Книги
- A Dominie’s Log (1916)
- A Dominie Dismissed (1916)
- Booming of Bunkie (1919)
- Carroty Broon (1920)
- A Dominie in Doubt (1920)
- A Dominie Abroad (1922)
- A Dominie’s Five (1924)
- The Problem Child (1926)
- The Problem Parent (1932)
- Is Scotland Educated? (1936)
- That Dreadful School (1937)
- The Last Man Alive (1938)
- The Problem Teacher (1939)
- Hearts Not Heads in the School (1945)
- The Problem Family (1949)
- The Free Child (1953)
- Summerhill: A Radical Approach to Child Rearing (Preface by Erich Fromm) (1960)
- Freedom, Not License! (1966)
- Talking of Summerhill (1967)
- Children’s Rights: Toward the Liberation of the Child (with Leila Berg, Paul Adams, Nan Berger, Michael Duane, and Robert Ollendorff) (1971)
- Neill, Neill, Orange Peel! (1972)
Опубликованная переписка
- Record of a friendship: the correspondence between Wilhelm Reich and A. S. Neill, 1936—1957 (1982)
- All the Best, Neill: Letters from Summerhill (1984)
См. также
wiki.sc