Вклад Альфреда Адлера. Комплекс неполноценности и его взаимосвязь с психосоматической медициной
Альфред Адлер сын еврейского торговца, родился в Вене 7 февраля 1870 года. Мать Альфреда была замечательной пианисткой, а сам Адлер обладал необыкновенно красивым голосом и ему часто советовали попробовать себя в роли оперного певца. Альфред Адлер перенёс в детстве много болезней, но больше его тяготило постоянное соперничество со старшим братом. Дома он не чувствовал равенства и не мог насладится самоуважением. Полученный опыт борьбы он отразил потом в своих трудах, где он подчеркивал важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества [7, 118]. В 18 лет Альфред поступает в Венский университет на отделение медицины. На одном из политических собраний в университете он встретил свою будущую супругу Раису, русскую студентку, которая также училась в университете.
Адлер получил медицинскую степень в 1895 году и начал практику как офтальмолог, но по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией Альфред переквалифицировался в сторону неврологии и психиатрии.
В 1901 году, защищая в печати книгу Фрейда, получил от З.Фрейда благодарственное письмо и был приглашен в дискуссионную группу по психоанализу.
В 1910 году став президентом Психоаналитического общества и соредактором одного из психологических журналов. Всего через год расхождение во взглядах с Фрейдом неприемлемыми для многих членов Общества и самого Фрейда и Адлер покинул пост президента и ушел из Общества вместе с девятью единомышленниками. В дальнейшем Адлер создал собственную организацию «Ассоциацию индивидуальной психологии», и это направление распространилось по всей Европе.
Альфред Адлер опубликовал множество статей и монографий, а также посвятил огромную часть своего времени лекционным турам по Европе и США, занимался преподавательской деятельностью. В 1932 году он навсегда покинул Вену и обосновался в Соединенных штатах, возглавив кафедру медицинской психологии Лонг-Айлендского медицинского колледжа.Умер Адлер в Шотландии в 1937 году, в возрасте 67 лет, во время лекционного тура по Европе[7, 118].
Основные понятия индивидуальной психологии Адлера
Теория Адлера основана на нескольких источниках. Особенно значимыми стали теория эволюции Ч.Дарвина, психоаналитическая теория З.Фрейда, воля к власти Ницше, вымышленные цели Вайхингера и теория холизма.Адлер концентрировал своё внимание на отношении личности и окружающего мира. Главный биологический факт для Адлера – это не инстинктивное сексуальное поведение ребенка, а то что ребёнок чувствует себя маленьким и беспомощным в мире взрослых. Согласно Адлеру, ранние попытки детей адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они вырабатывают превосходство над другими в качестве способа обрести самоутверждение и достигнуть успеха.
Основные принципы теории А. Адлера следующие:
- Все действия человека происходят в социальном контексте, нельзя изучать людей изолировано.
- Упор делается на межличностной психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой его части.
Неполноценность (органическая неполноценность) – органическая слабость. У каждого индивидуума существуют определенные слабые места – органы, особенно подверженные болезням. Органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека. «Важно не то с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается»
Комплекс неполноценности. Согласно Адлеру, на детей глубоко воздействует сознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребёнка и отсутствия у него власти. Дети относительно малы и беспомощны во взрослом мире. Для ребёнка контролировать собственное поведение и вырваться на свободу из-под власти взрослых — наиважнейшая задача. Борьба за достижение власти – это ранняя детская компенсация чувства неполноценности. «Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно – причина всех улучшений в положении человечества. » Умеренное чувство неполноценности может подтолкнуть личность к конструктивным достижениям.
Для Адлера практически весь прогресс, есть результат наших стараний компенсировать чувство неполноценности. Это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям.
Осознание своей слабости, несостоятельность и фрустрация в совокупности формируют комплекс неполноценности.
Агрессия и борьба за превосходство. Понятие агрессии Адлер отождествлял с инициативностью и способностью преодолевать препятствия, также агрессия может проявляться как воля к власти. В дальнейшем он рассматривал агрессию и волю к власти как обобщенный мотив «стремление к превосходству». Стремление к превосходству может принимать как позитивное, так и негативное направление. Так если стремление связано с социальным интересом и заботой о благополучии окружающих, то развитие будет благоприятным здоровым, конструктивным, и наоборот, если стремление направленно на личное превосходство, стараясь подчинить себе других, вместо того чтобы становиться более полезным для окружающих может привести к невротическому синдрому, личное превосходство обычно не приносит признания и личного удовлетворения, которое ищет человек.
Жизненные цели – всегда нечто нереалистичное, часто могут быть невротически преувеличены. Для невротика обычно существует огромная пропасть между сознательно поставленными реальными целями и саморазрушительными жизненными целями, поставленными бессознательно. Фантазиям о личном превосходстве и самоуважении уделяется больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям.
Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности.
Составляющие жизненного стиля:- Я-концепция;
- Идеал себя – мнение о том, каким он должен быть;
- Образ мира – представление о мире, людях, а также о том, что требует мир от человека.
- Этические убеждения – личный этический кодекс.
Отдельные привычки и черты поведения приобретают значение как элементы индивидуального жизненного стиля и целей, поэтому при лечении следует обращаться к целостному стилю жизни, так как данный симптом или черта поведения – всего лишь выражение единого жизненного стиля. [7, 125]
Схема апперцепции – по Адлеру – это личная концепция мира, определяющая поведение человека. Адлер напоминал «наши чувства получают не реальные факты, а лишь их субъективный образ, отражение внешнего мира». Схема апперцепции имеет свойство усиливать сама себя. Например, если мы боимся, мы более склонны замечать угрозы в окружающем мире и тем самым усиливаем нашу изначальную веру в то, что окружающий мир угрожает нам.
Социальный интерес. В некотором смысле все поведение человека социально, потому что мы развиваемся в социальном окружении, и наши личностные характеристики формируются обществом. Социальный интерес — в широком смысле включает в себя чувство родства со всем человечеством и привязанности к жизни в целом.
Сотрудничество. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность. «Если человек взаимодействует с другими, — писал Адлер, — он никогда не станет невротиком»
Идея комплекса неполноценности, его взаимосвязь с психосоматической медициной
Само по себе чувство неполноценности — не болезнь или недостаток. Человек в отличие от животных рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей. Тяготясь этим, он делает все, чтобы стать более совершенным. В такой ситуации чувство неполноценности — не тормоз, а стимул.
Болезненное переживание собственной неполноценности может породить у человека неуверенность в своих силах, что создает ему многочисленные проблемы. Если переживания своей неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, он утрачивает способность к развитию своих творческих сил и дарований. Не чувствуя возможностей для подлинной компенсации неполноценности, человек избирает извращенные пути.Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступает так называемый комплекс превосходства — человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность. Верх в нем берут надменность, высокомерие и самодовольство. Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы — материальныеи статусные.Для компенсации этого комплекса человек может стремиться к обогащению, всячески подчеркивая значение денег как мерила жизненного успеха, либо к обретению всевозможных званий и высоких должностей, позволяющих ему вопреки скромным способностям утвердить свое превосходство над другими.
Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценности отдельных органов: ведь ни у одного человека все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного – выносливое сердце, но больной желудок, у другого – хорошее зрение, но неважный слух, у третьего – сильный интеллект, но вялые чувства и т. д. органы и функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу. Слабовидящий человек склонен чаще прислушиваться. Но Адлера больше всего интересует компенсация в рамках одной функции: ребенок со слабым зрением тренирует себя в искусстве рассматривания предметов, человек со слабым слухом напрягает слуховой орган и постепенно учится различать самые тонкие различия звуков.
Кроме физических дефектов существуют социально – культурныеформы неполноценности. Адлер легко обнаруживает их в возрастных, половых, экономических. Политических и моральных отношениях. Возраст – главный и универсальный источник неполноценности.
Адлер заявлял, что «комплекс неполноценности» — лишь идея, объяснительный принцип, элемент общей схемы поведения, который должен рассматриваться в совокупности с другими элементами: «жизненным стилем», «компенсацией» и «социальным чувством». Он подчеркивал, особенно в последних своих работах, что дело не в фактической полноценности, поскольку критерии полноценности и совершенства относительны, зависят от культуры. Дело в «генерализированном чувстве» неполноценности, которое вызывает приток сил и служит импульсом к действию. [6,115]
А. Адлер выделялтак же причины, “три вида страданий”, которые способствуют возникновению комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Рассмотрим виды этих причин, лежащих в основе возникновения комплекса неполноценности, согласно их вкладу в формирование личностных границ ребенка.
Чрезмерная опека, например, может приводить к слиянию с родителями, к поглощению ребенка или к размыванию его границ и подмене их границами другого. Отвержение со стороны родителей, полное пренебрежение ребенком или отсутствие полноценного взаимодействия создает вокруг него некое подобие психологического вакуума, в котором он не может найти опору для выстраивания своих границ с социальным миром. Неполноценность какого-либо органа позволяет ребенку довольно рано устанавливать его отличие от других, т.е. фактически проводить границу между собой и другими людьми, но и одновременно максимально ограничивает возможность последнего в установлении широкого плодотворного контакта с миром.[5, 87]Психологи называют комплексом совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение.Закомплексованность может выражаться в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь».
Говоря о невротических проявлениях у людей А. Адлер писал «Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру». Конечно, из этого не следует, что все талантливые невротики, применив механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и полководцами. Для обычного невротика, как пишет Адлер, «психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себя способом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственной воле не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическим требованиям».
Вернемся немного к истории появления индивидуальной психологии А.Адлера и психосоматической медицины вообще.Издавна людям было известно, что состояние психики влияет на физическое здоровье. Примеры такого влияния приводились еще Гиппократом. Тем не менее, в 19 в., когда зарождалась современная научная медицина, представление о важности этой связи было утрачено. Основное внимание уделялось изучению доступных глазу структурных аномалий (патоанатомии). Лишь в 20 в. пришло понимание, что болезни, прежде всего, связаны с функциональными нарушениями (патофизиологией). Одной из основ психосоматической медицины стала научная психология, также появившаяся лишь в 20 в., так в 1907 году А.Адлер в своих работах пытался объяснить, почему болезни по разному воздействуют на разных людей, он писал как врач преимущественно с физиологической точки зрения, а также обращал внимание, что у каждого индивидуума существуют определённые слабые места, особенно подверженные болезням. В дальнейшем развитии психосоматической медицины были сделаны выводы о том, что нет ни одной болезни, в развитие которой так или иначе не вовлекались бы наряду с физическими и психологические факторы. Такие факторы, как плохое питание, алкоголь, курение, злоупотребление лекарствами, кажутся биологическими, но в их основе лежит психологически мотивированное поведение. Аналогичным образом жизненные «стрессы», как известно, связаны со множеством различных болезней.[3, 187] Учитывая основные понятия связанные с комплексом неполноценности и способом избавления человека от чувства неполноценности, дискомфорта, слабости и беспомощности Адлер предположил появление множества симптомов, связанных с психологическим состоянием человека, и способов комплексного лечения с помощью психотерапии.
Новейшие достижения Альфреда Адлера
Многие из новаторских идей Адлера сейчас применяются столь широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его работа над взаимодействием психологических и физических элементов в случаях органической неполноценности (см. выше) стала инструментом для создания психосоматической медицины. Почти в каждой психологической работе касающейся воспитания используются положения из теории Адлера, касающиеся детского поведения, хотя и без ссылок на него. Адлеровская психология оказала влияниена ведущихпсихологов, таких как Маслоу, Роджерс, документально доказано (Ansbacher, 1990)[7, 141]. Как неоднократно было доказано, теория Адлера сталапредпосылкой образования когнитивной психологии. Значительным вкладом Адлера вразвитие современной психологии является исследование комплекса неполноценности, роли власти и агрессии в поведении человека, концепция единства личности и утверждение важности несексуальных факторов в развитии.
Идеи Адлера имели огромное значение для развития современной психологии, психиатрии, особенно детской, а также оказали существенное влияние напроцессы воспитания и обучения.
Список литературы:
- Акимова М.К.Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489с.
- Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Васильев В. Стресс и здоровье. — М., 1991.-369с.
- Грановская Р. Элементы практической психологии. Л. 1988.-215с.
- Запашный А.М. Комплексы в подростковом возрасте. Монография. Новосибирск, 1985.- 446с.
- Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 612с.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.
Автор: Попова Юлия, практикующий военный психолог.
Публикуется в авторской редакции
Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Чувство неполноценности по А.
Адлеру- размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
Альфред Адлер начал свою практику в качестве глазного врача, а затем в качестве основной сферы деятельности он выбрал психиатрию. В процессе работы он сталкивался с проблемой лечения неврозов и знакомился с работами З. Фрейда. В 1902 году он стал активным участником дискуссионной группы по психоанализу.
А.Адлер никогда не был учеником Фрейда и развивал собственные идеи, что (впоследствии)привело к разногласию между ними. Их взгляды относительно развития личности сильно различались. Адлер считал, что центральное место в развитии личности занимают не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект [3].
Разница во мнениях привела к тому, что в 1911 году Адлер решил сложить с себя полномочия президента Венского психоаналитического общества и разорвал все связи с Фрейдом.
Чувство неполноценности & стремление к превосходству
Чувство неполноценности — это ощущение человеком своей слабости, несостоятельности. Адлер считал, что чувство неполноценности возникает в детстве. Ребенок начинает испытывать его от того, что длительное время находится в полной зависимости от своих родителей. Это приводит к возникновению чувства собственной слабости, неполноценности по сравнению с сильными и независимыми родителями. При этом, данное чувство является вполне естественным и не должно восприниматься негативно. Скорее даже наоборот, данное чувство часто вызывает ответную реакцию, стимулирующую амбиции и стремление к превосходству.
Стремление к превосходству является главной движущей силой общества. Благодаря этому стремлению человек способен развиваться. Таким образом, чувство неполноценности и стремление к превосходству могут дополнять друг друга. Ведь вероятно, без осознания чувства неполноценности у человека и не возникнет желание преодолеть его и достичь успеха.
Комплекс неполноценности & комплекс превосходства
Чувство неполноценности может стать слишком сильным и преобразоваться в комплекс. Он проявляется в стойкой убежденности человека в том, что он во многом хуже других и у него имеются серьезные недостатки, которые делают его действительно неполноценным.
По мнению А.Адлера детей, у которых наиболее ярко проявляется чувство неполноценности, которое впоследствии может стать комплексом неполноценности, можно разделить на три категории. «Это дети, рожденные со слабыми или несовершенными органами; дети, к которым относились сурово и без любви, и, наконец, слишком избалованные дети» [1].
В первом случае, дети, рожденные с явными физическими недостатками, часто страдают чувством психологической неполноценности. Дети, обделенные заботой и любовью, также становятся неуверенными в себе, из-за мысли о том, что их никогда не будут любить и ценить. Но и те, которых любят, но слишком балуют в детстве, тоже часто подвержены этому комплексу. Это происходит из-за чрезмерной опеки и заботы, они зачастую боятся что-либо делать самостоятельно, что формирует у них чувство неуверенности в собственных силах.
Несмотря на то, что вышеуказанные случаи часто приводят к возникновению комплекса неполноценности, они не являются обязательным условием его появления.
Подведение итогов
Если чувство неполноценности слишком возрастет, то это может привести к развитию комплекса. Так, человек начинает преувеличивать чувство своей слабости и у него закрепляются мысли о собственной ущербности. Это чувство приводит к тому, что человек становится неуверенным в своих способностях и считает, что совершенно ни на что не годен. В иных случаях у человека возникает комплекс превосходства, в результате чего, человек начинает безосновательно преувеличивать свои способности и умения. Такой человек становится высокомерным и эгоцентричным.
Таким образом, комплекс неполноценности может являться отрицательным проявлением чрезмерного чувства неполноценности, которое само по себе вполне нейтрально и естественно. Оно способствует личностному развитию человека, побуждает к тому, чтобы совершенствоваться, становиться лучше, достигать поставленных целей и реализовать свой внутренний потенциал. Однако сам комплекс неполноценности не является нормальным явлением. Если человек ощущает определенный дискомфорт, в связи с ним, то следует всерьез задуматься о том, чтобы начать работу над устранением комплекса.
Литература:
- 1. А.Адлер. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998.
- 2. Гуревич, П. С. Психоанализ. Современная глубинная психология : учебник для магистров / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
- 3. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд. третье, исправленное. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
Автор: Закирова Ляйсан, студентка
Редактор: Бибикова Анна Александровна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch. ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Эпигенетическая теория развития Эрика Эриксона
- Секрет счастья: гарвардское исследование развития взрослых людей, начавшееся еще в 1938 году
- Исследование: популярность произведения и простота обработки текстов песен
- Исследование: связь между умеренным потреблением алкоголя, содержанием железа в мозге и когнитивными способностями
- Исследование: половые и возрастные различия в «теории разума» в 57 странах с использованием теста «чтение мыслей по глазам»
Другие материалы в этой категории: « Рецензия. Практика и теория индивидуальной психологии Жизненная цель и теория личности по А. Адлеру »
Наверх
Комплекс неполноценности и превосходства — Альфред Адлер
Узнайте об идее Адлера о комплексе неполноценности и превосходства.
Используйте оглавление, чтобы найти именно то, что вы ищете ⤵️
Если и есть что-то общее, что у всех нас есть, так это то, что мы так или иначе чувствуем себя неполноценными. В тот момент, когда мы рождаемся, мы почти ничего не можем делать. Мы не можем говорить, мы не можем ходить, мы даже не можем нормально пользоваться руками. Но все же в младенчестве мы самые любопытные существа на планете. Вы, наверное, видели младенцев, повторяющих одно и то же снова и снова. Не потому, что им нравится повторение, а потому, что они действительно хотят расти, становиться лучше и компетентнее.
Вы увидите, как невероятно важно понять, почему вы чувствуете себя неполноценным и стремитесь расти. Потому что это стремление направляет всю вашу жизнь. Каждая цель, которую вы сознательно или бессознательно имеете, направляется этим стремлением.
Тем, кто поставил стремление к компетентности (или превосходству) в центр своей психологии, был Альфред Адлер. И воспринимаемая неполноценность и превосходство открывают игровое поле, на котором это происходит.
Стремление к превосходству
«Я стал ясно видеть в каждом психологическом явлении стремление к превосходству. Он идет параллельно физическому росту и является внутренней необходимостью самой жизни. Оно лежит в основе всех решений жизненных проблем и проявляется в том, как мы сталкиваемся с этими проблемами. Все наши функции следуют его направлению. Они стремятся к завоеванию, безопасности, росту либо в правильном, либо в неправильном направлении. Импульс от минуса к плюсу никогда не заканчивается. Стремление снизу вверх никогда не прекращается. О каких бы предпосылках ни мечтали все наши философы и психологи о самосохранении, принципе удовольствия, уравниловке, все это — о бодрствующих представлениях, пытающихся выразить великое стремление вверх».
Альфред Адлер
Неполноценность
В своей оригинальной немецкой работе Альфред Адлер использует слово «Minderwertigkeitsgefühl». Это не просто чертовски длинное немецкое слово, но важно понять, что оно на самом деле означает, потому что английский перевод не так ясен. «Minderwertigkeitsgefühl» определяет чувство (-gefühl) меньшей (Minder-) ценности (-wertigkeit-). Это означает, что это не объективное суждение, а субъективное чувство, которое вы испытываете по отношению к себе. Мы все слышали, как красивые люди говорят, что считают себя уродливыми, или умные люди, опасаясь провалить тест.
Чувство неполноценности совершенно нормально. Каждый думает так об одной области своей жизни или многих областях своей жизни. И вы действительно можете использовать это чувство неполноценности для здорового стремления к росту.
Превосходство
Если мы посмотрим на превосходство, стремление всегда является компенсацией того, где вы чувствуете себя хуже. Это стремление можно назвать многими именами: стремление к самореализации, стремление к безопасности, стремление к самосохранению. Но в конечном итоге все сводится к тому, что все мы хотим чувствовать себя полноценными, безопасными и компетентными.
Адлер выбрал слово «превосходство», когда он в основном работал с невротическими пациентами (то есть с пациентами с психопатологиями). Вот почему вначале его определение превосходства действительно относилось к чему-то, что было очень сильно сосредоточено на личности. Это было чувство большей самооценки, безопасности, силы.
Но через некоторое время, когда он сосредоточился больше на «нормальных» людях, он обнаружил, что превосходство на самом деле может относиться и к другим вещам, к другим людям, к другим объектам. Оно может быть гораздо меньше сосредоточено на человеке и гораздо больше сосредоточено на том, чтобы делать что-то хорошее для общества.
Здоровое и нездоровое стремление
Отличие стремления к превосходству от здорового к нездоровому заключается в том, насколько велико чувство неполноценности и на чем сосредоточено это стремление. Нездоровые люди, как правило, имеют гораздо большее чувство неполноценности. Им нужна более крайняя форма превосходства, чтобы компенсировать это. Кроме того, их стремление гораздо больше сосредоточено на самих себе. Они хотят чувствовать себя более сильными, они хотят чувствовать себя более достойными, они хотят иметь большую самооценку.
У здоровых людей мы можем обнаружить, что стремление также направлено на большее благо. Они хотят внести свой вклад в улучшение отношений, семьи, сообщества, группы друзей или общества.
Осознание собственного стремления
Проблема в том, что большинство людей понятия не имеют, что на самом деле ими движет. Они понятия не имеют, где они чувствуют себя хуже. Они понятия не имеют, как сознательно или бессознательно пытаются компенсировать эту неполноценность устремлением. Поскольку эти бессознательные цели, которым мы следуем, влияют на все сферы нашей жизни, нам действительно нужно более осознанно относиться к ним.
Результаты могут быть ужасными для человека, потому что он может стремиться к неправильным целям . Они могут стремиться к чему-то, что на самом деле никогда не принесет им больше смысла или лучших отношений. Это также ужасно для общества, потому что вы можете себе представить, если коллектив понятия не имеет, где он на самом деле чувствует себя неполноценным или к чему он стремится, это, вероятно, не приведет к лучшему обществу.
Я бы очень хотел, чтобы вы уделили время и глубоко задумались о том, почему вы можете чувствовать себя неполноценным и к чему вы стремитесь. Пока ваши цели неосознанны, вы никогда не узнаете, хорошие они цели или просто сбивают вас с пути.
Комплекс неполноценности
Если ваше чувство неполноценности становится слишком сильным и вам не хватает смелости стремиться к укреплению здоровья, это может привести к «Комплексу неполноценности» .
Здоровая неполноценность выглядит так: вы сравниваете себя со своим идеальным «я», а не с другими. Часто причина, по которой у нас возникает эта потребность чувствовать себя особенными, заключается в том, что мы не можем принять себя такими несовершенными личностями, какими мы являемся. Адлер подробно остановился на этом, сравнив самопринятие с самоутверждением.
Комплекс превосходства
Если у вас есть комплекс неполноценности, но вы не можете принять свою несостоятельность, это может привести к «комплексу превосходства» . Любыми средствами вы будете стремиться компенсировать и искать легкий выход из неполноценности.
Многие люди пытаются быть особенными. Либо они носят дорогую брендовую одежду, либо дружат только с влиятельными людьми. Все дело в том, что им самим не хватает чувства собственного достоинства и поэтому им необходимо заимствовать авторитет у людей или брендов. В конечном итоге это приводит их к тому, что они живут в соответствии с системой ценностей других людей. В конечном итоге они живут жизнью других людей, что является крайне неудовлетворенным образом жизни, лишенным смысла.
Так они входят в бесконечный круг чувства неполноценности ➡️ пытаясь почувствовать себя лучше с помощью фальшивого превосходства ➡️ в конечном итоге чувствуя себя хуже.
Еще один способ быть особенным — быть особенно плохим. Если попытки быть особенно хорошими оказались безнадежными, некоторые люди пытаются сделать то, что Адлер называет легким превосходством . На самом деле это очень тесно связано с местью: «Я не получаю того, чего именно хочу, поэтому сейчас я собираюсь превратить жизнь всех остальных в сущий ад».
Еще один способ быть особенным — всегда изображать из себя девятку.0003 жертва . Иногда люди используют несчастья, которые с ними случаются, реальные или воображаемые, чтобы управлять другими людьми. Они требуют, чтобы все ходили вокруг них на цыпочках, все остальные должны изменить свое поведение и приспособиться к их потребностям. Адлер сразу понял это и сказал:
.«В нашей культуре слабость может быть довольно сильной и могущественной».
Альфред Адлер
В конце концов, вы обнаружите, что вашей настоящей целью является привлечение внимания, которое вы получите, а не чувство удовлетворения, смысла и покоя, которое приходит от жизни, прожитой в здоровых отношениях и развивающей компетентность.
Комплекс неполноценности (теория Альфреда Адлера)
Комплекс неполноценности (теория Альфреда Адлера)
By M.Farouk Radwan , MSc.
неполноценность
Согласно Альфреду Адлеру, который первым ввел термин «комплекс неполноценности», каждый ребенок испытывает чувство неполноценности в результате того, что его окружают более сильные и способные взрослые.
По мере того, как ребенок растет, он становится одержим своим первоначальным чувством неполноценности, которое он испытывал ранее, и поэтому он стремится к власти и признанию.
Если ребенок не смог справиться с определенными жизненными проблемами во время акта компенсации, у него разовьется комплекс неполноценности.
Итак, согласно Адлеру, каждый ребенок чувствует себя неполноценным, но не у каждого развивается комплекс неполноценности, который затрагивает только тех, кто не смог правильно компенсировать.
Первичный и вторичный комплекс неполноценности
Когда человек, привыкший чувствовать себя неполноценным в детстве из-за своих предполагаемых слабостей, сталкивается с проблемой, с которой он не может справиться, у него развивается так называемая вторичная неполноценность.
В программе «Твердая уверенность в себе» я сказал, что вторичные чувства неполноценности — это чувства неполноценности, основанные на первичных чувствах неполноценности, которые ребенок испытывал в детстве. Как будто чувство неполноценности дремало до тех пор, пока не возникло вторичное чувство неполноценности, которое напомнило человеку о его изначальной неполноценности.
Как я указывал в своей статье причины и лечение комплекса неполноценности, неприятие, дискриминация, запугивание и физические недостатки могут быть основной причиной первичной неполноценности, которая затем приводит к вторичной неполноценности.
Адлер также ввел термин неполноценность органов, который относится к чувству неполноценности, которое возникает у человека с определенной физической инвалидностью, если люди заставляют его поверить, что он не так хорош, как они.
Лечение комплекса неполноценности?
Вы не можете использовать аффирмации, позитивное мышление, НЛП или какие-либо быстрые решения, доступные для лечения комплекса неполноценности. Если вы чувствуете себя неполноценным, то, по Адлеру, вам не удалось правильно компенсировать это, и если вы этого не сделаете, ваше чувство неполноценности останется. (см. Действительно ли аффирмации работают?).
Возможно, вам не удалось достичь своих жизненных целей, вы могли оказаться некомпетентными по сравнению со своими сверстниками или, возможно, вам не удалось развить те же навыки, которые развили ваши сверстники, и это привело к вашему чувству неполноценности.
Я полностью согласен с тем, что решение проблемы комплекса неполноценности заключается в компенсации в правильном направлении. Если вам не удалось стать популярным в школе, вы не сможете компенсировать это получением степени доктора наук!! Но вместо этого вы должны компенсировать это, став популярным где-то еще (например, среди ваших нынешних друзей или коллег по работе).
Большинство людей обычно пытаются компенсировать в неправильном направлении, поэтому их комплекс неполноценности преследует их всю жизнь. Найдите настоящую причину своей неполноценности, правильно компенсируйте ее, и ваше чувство неполноценности исчезнет.
Книга Полное руководство по преодолению депрессии было выпущено 2knowmself, книга дает 100% гарантию того, что вы почувствуете себя лучше, иначе вам вернут деньги. 2knowmysef — это не сложный медицинский веб-сайт и не скучная онлайн-энциклопедия, а скорее место, где вы найдете простую, точную и эффективную информацию, основанную на психологии и представленную в простой форме, которую вы можете понять и применить. Если вы думаете, что это какой-то маркетинговый ход, то посмотрите, что другие посетители говорят о 2knowmyself.
Хотите знать больше?
Комплекс неполноценности и самооценка
Лечение комплекса неполноценности
Преодоление комплекса неполноценности
Как побороть любого за несколько дней (книга)
Как заставить любого влюбиться в меня быстро (книга)
Как покончить с собой Мгновенная депрессия (книга)
Как управлять сознанием людей (курс)
Как быстро развить твердую уверенность в себе (курс)
Сотни видео по психологии
2knowmyself Книги-бестселлеры Как влюбить в себя кого-то. |