что такое амбивалентность и почему трудно уволиться с нелюбимой работы — T&P
Слово «амбивалентность» то используют как синоним равнодушия, то относят к тем непонятным терминам, которые смутно помнятся по школьным урокам физики. В новом выпуске рубрики «Словарный запас» T&P разбираются, что оно означает и как его использовать в повседневной речи.
В первой половине XX века термин использовали в основном в психиатрии, но постепенно он перешел в другие науки и повседневную речь. Примеры амбивалентного поведения в жизни встречаются часто. Например, если человек понимает, что алкоголь вредит здоровью, но не может от него отказаться, то можно говорить об амбивалентном отношении к трезвости. Когда хочется уволиться с нелюбимой работы, но принять решение не получается, потому что она приносит стабильный доход, — это тоже амбивалентность. Литературный пример, который любил приводить Фрейд, — противоречивые чувства Отелло к Дездемоне в трагедии Шекспира.
Первым слово «амбивалентность» использовал швейцарский психиатр Эйген Блейлер. В 1908 году врач опубликовал работу, в которой назвал заболевание, известное как «преждевременное слабоумие», новым именем — шизофрения. Блейлер дал описание основным симптомам шизофренического мышления, среди которых, кроме аутизма, деперсонализации и расстройства ассоциаций, он особенно выделял «амбивалентность» (лат. ambo — «оба», valentia — «сила») — одновременное наличие у человека взаимоисключающих мыслей. Из-за этой двойственности мышления личность раскалывается на две антагонические субличности, и больной идентифицирует себя то с одной, то с другой. Врач писал о таком состоянии следующее: «Любовь и ненависть (у больного. — Прим. ред.) к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга. Больному одновременно хочется есть и не есть, он одинаково охотно исполняет то, что хочет, и чего не хочет, в одно и то же время думает: «Я такой же человек, как и вы» и «Я не такой, как вы». «Бог» и «черт», «здравствуй» и «прощай» для него равноценны и сливаются в одно понятие».
Психиатр выделял три типа амбивалентности. Эмоциональной амбивалентностью он описывал одновременное позитивное и негативное чувство к человеку, предмету или событию. Например, при ревности можно испытывать и любовь, и ненависть, а ностальгия вызывает не только радость от приятного воспоминания, но и грусть от того, что событие осталось в прошлом.
Волевая амбивалентность значит, что человек не может сделать выбор и в итоге часто вообще отказывается принимать решение. Такие сомнения наглядно иллюстрирует притча про Буриданова осла: голодное животное стоит между двумя одинаково привлекательными стогами сена и не может выбрать ни один. Избегая выбора, человек часто испытывает облегчение, но в то же время стыдится своей нерешительности — то есть один вид двойственности порождает другой.
Третий тип, интеллектуальная амбивалентность, — это когда в рассуждениях чередуются взаимоисключающие идеи. К примеру, уверенность в справедливости «божественного промысла» сменяется атеизмом. Считается, что именно такой «раскол» мышления в первую очередь указывает на развитие шизофрении.
При этом Блейлер отмечал, что противоречивое поведение — не обязательно признак шизофрении. По его мнению, оно может быть свойственно совершенно здоровым людям, особенно с шизоидным типом личности. Тревожиться стоит, если человек постоянно страдает от двойственности идей, чувств или затрудняется принимать решения, а его настроение и реакции меняются очень быстро, когда это ничем не мотивировано. Психологи обращают внимание на то, что сомнения и неопределенность являются естественной составляющей жизни. Причинами амбивалентности, если речь не идет о патологии психики, может быть нерешительность, замкнутость, фобии, склонность к самокритике или наоборот — перфекционизм, подсознательный страх совершить ошибку и потерпеть неудачу, эмоциональная и интеллектуальная незрелость. Считается, что алкоголь, наркотики, наркоз и сильный стресс усиливают проявления амбивалентности. Как правило, осознать состояние сложно, потому что это подсознательный процесс.
Как говорить
Неправильно: «Весь день у меня было вялое, амбивалентное состояние, поэтому из дома я так и не вышел».
Правильно: «Меня доводит до отчаяния собственная амбивалентность: повышение на работе одновременно и радует, и пугает».
Правильно: «Амбивалентное отношение Коли к деньгам удивляет: он то экономит на каждой мелочи, то спускает всю зарплату за день».
Denis Bondarev
Теги
#словарный запас
#шизофрения
#Эйген Блейлер
#амбивалентность
165 506
Что такое амбивалентность в психологии, философии и в отношениях?
Изначально термин двойственности был широко распространен в медицине. Впервые амбивалентность стала известна благодаря французскому психиатру Блейлеру в 1900-х годах. С течением времени данное понятие начали применять в теориях психоаналитического характера и работах Зигмунда Фрейда.
Что такое амбивалентность?
Амбивалентность – это раздвоение в сознании человека отношения к чему-либо и это может быть связано с переживаниями, или двусторонним отношением к предмету, человеку и прочему. Состояние, в рамках которого может сосуществовать 2 противоположных чувства. Для того, чтобы полностью изучить понятие амбивалентности, необходимо рассмотреть его с точки зрения психологии и психиатрии.
Что такое амбивалентность в психологии?
Если не учитывать, тот факт, что изначально термин амбивалентность употреблялся только в сфере медицины, идея сосуществования совершенно разных чувств в человеческом сознании стала широко популярной и в психоанализе. С психологической точки зрения амбивалентный человек не является больным, поскольку данное состояние может коснуться абсолютно любого человека, разница лишь в степени проявления подобного состояния. В целом, амбивалентность в психологии — это чувство двойственного отношения к чему-либо.
Зигмунд Фрейд утверждал, что яркое проявление двойственности может выражаться в разных невротических состояниях, проявляться в определенный период развития личности. Почему же психоаналитики уделяют такое большое внимание данной особенности? Основа лежит еще в самом строении человеческого суперэго. Существует два неотъемлемых инстинкта жизни и смерти, которые уже сосуществуют в сознании человека с самого его появления, что и является более наглядным показателем амбивалентности.
Исходя из этого, нельзя утверждать, что данное явление может быть приобретенным, или вызванным определенными факторами, но, нужно отметить, что при наличии условий, способствующих двойственности, данное состояние может стать гораздо опаснее и вызвать нервные расстройства и как результат – негативные последствия. Благоприятные факторы могут быть следующие:
- попытка изменить сознание, или расширить его;
- применение препаратов психотропного действия, наркоз, употребление алкоголя;
- обстоятельства, травмирующие психику человека;
- различные негативные стрессы, депрессии.
Известна также версия о том, что в один момент существующие противоречивые чувства или мысли могут вступить в конфликтную ситуацию, в результате чего одно состояние может вытеснить другое в подсознании.
Из-за этого не каждый человек способен проявлять амбивалентность, которая присутствует в сознании, на фоне чего и развиваются неприятные ситуации.Амбивалентность в философии
Понятие двойственности в философии рассматривается, как зеркальное отражение в сознании человека процессов, противоречащих друг-другу. Амбивалентность бытия заключается в постоянной борьбе между добром и злом, в рождении и смерти, любви и ненависти. Ежесекундно человек подвергается нескольким влечениям одновременно, делая выбор, ощущая и создавая то или иное. Жизнь человека наполнена большим количеством двойственных чувств и решений.
Амбивалентность и амбитендентность
Амбитендентность обозначает сложное нарушение двигательного поведения, которое характеризуется двойственностью в сфере самопроизвольных действий, последствием чего становится неадекватное, странное поведение. Подобной явление, в основном, проявляется у людей, которые больны шизофренией при кататоническом синдроме. То есть, амбивалентный процесс может привести к амбитендентности человека с психомоторным расстройством.
Причины амбивалентности
Основными причинами двойственности являются особые факторы, которые проявляются у человека.
- Неспособность принять какое-либо решение. Выбор перед человеком возникает на протяжении всей жизни, и каждое его решение влечет за собой ряд последствий, как хороших, так и плохих. Люди, которые пытаются избежать принятия решений, сталкиваются с конфликтами на внутреннем психоэмоциональном уровне, что и приводит к амбивалентности.
- Неуверенность и подсознательный страх в совершении ошибки тоже может стать причиной проявления амбивалентности.
- Затяжные депрессии, стрессы, негативные эмоции — все это может вызвать амбивалентное расстройство.
Амбивалентность в отношениях
Человек — сложное существо, в котором нет согласованности между мыслями, действиями и желаниями. Человеческие чувства, в основном, не имеют слаженности и единства. Мы можем испытывать одновременно два противоречащих чувства к одной личности. Не спроста ведь говорят: «люблю и ненавижу» — казалось бы, как можно одновременно испытывать это?
Амбивалентное отношение может проявляться в одновременном испытании нежности мамы к своему ребенку и чувства злости и раздраженности от усталости, или любовь к своему супругу и ненависть, вызванную ревностью. Двойственность чувств может являться нормой в случае, если противоречивые эмоции чем-то спровоцированы и возникают кратковременно, при этом есть определенные устоявшиеся чувства к определенному предмету, человеку или действию.
Сексуальная амбивалентность
Переживания двойственного характера в сексуальной жизни могут быть вызваны устоявшимися нормами половой жизни, от чего может возникать чувство, спровоцированное сексуальными мыслями. Помимо этого, амбивалентные чувства могут быть вызваны одновременным присутствием нежности и мыслях о грубостях в сексуальном плане. В один момент человеку может хотеться чего-то «сладкого», а в следующую секунду ему «перчинку» подавай.
Гендерная амбивалентность
Проблема состоит в неуверенности человека в своем роде и ориентации сексуального характера. Нет конкретной определенности в человеческом сознании – он почему-то может метаться между своими определениями, не осознавая, на какой путь ему встать. Амбивалентность поведения тоже может быть вызвана влечением сексуального характера к лицам как женского, так и мужского пола.
Амбивалентность в привязанности
Амбивалентная привязанность — это разновидность привязанности, при которой ребенок не уверен в своих чувствах к маме, он колеблется, то пытаясь привлечь ее внимание, то наоборот отталкивая ее. Подобное проявление может возникнуть в результате отсутствия доверия между мамой и ее чадом. Воспитание детей в строгости, с постоянными ограничениями и рамками, без проявления теплоты, ласки и внимания, приводит к последующей двойственности чувств у ребенка по отношению к родителям.
Следствием такого явления может стать наоборот чрезмерная опека родителей, вторжение в личное пространство ребенка и постоянное внимание, без каких-либо ограничений. Как следствие такого воспитания и может проявиться амбивалентность. При этом, с возрастом человек станет:
- более самокритичным;
- неуверенным;
- недоверчивым к окружающему миру;
- зависимым в отношениях.
Амбивалентность — как избавиться?
Амбивалентность — явление, которое чаще протекает в сознании человека незаметно и не влечет за собой каких-либо последствий. Однако, если амбивалентность эмоций, проявлений чувств, приносит дискомфорт в общении с другими людьми и в целом в жизни, то следует обратиться к специалисту. Лечение амбивалентности заключается в правильно подобранных средствах, основываясь на общем состоянии человека и причинах возникновения двойственности.
В терапии могут использоваться препараты задача которых состоит в подавлении патологического состояния психики и стабилизации состояния. Бывают случаи, когда заболевание прогрессирует, возможна угроза жизни самого пациента и окружающим, тогда лечение необходимо проводить в психиатрических больницах. При первых сигналах амбивалентности, как проявления патологического состояния, не нужно заниматься самолечением, поскольку это может не только не дать положительных результатов, но и значительно усугубить состояние.
Учитывая, что амбивалентность является чертой психологического состояния человека, необходимо следить за своей психикой, обращать внимание на любые перемены. Если же вас начинают посещать навязчивые идеи, от которых вы не в силах избавиться самостоятельно, то нужно обратиться за помощью к врачу. Это даст возможность определить заболевание на ранних стадиях, что значительно облегчит последующее лечение.
Психология амбиций | Psychology Today
Источник: Public Domain
Всякий раз, когда я посещаю Уолден-Понд, я думаю о прекрасном панегирике, произнесенном Ральфом Уолдо Эмерсоном в связи с кончиной Генри Дэвида Торо. После долгих похвал Эмерсон оставил место для некоторой критики, что так необычно, когда речь идет о недавно умершем; он упрекал Торо в том, что он не пытался сделать больше со своим потенциалом: «Если бы его гений был только созерцательным, он был бы приспособлен к своей жизни, но с его энергией и практическими способностями он казался рожденным для великих предприятий и командования; сожалею о потере его редкой способности к действию, что я не могу не считать его недостатком то, что у него не было честолюбия. Желая этого, вместо того, чтобы заниматься инженерным делом для всей Америки, он был капитаном черничной вечеринки. Молоть бобы — это хорошо к концу империй в один из этих дней, но если, в конце лет, это все еще только бобы?»
Панегирик Эмерсона перекликается с его афоризмом о том, что вы должны стремиться к выше, , если вы попадете в цель. Можно сказать, что это здоровое честолюбие необходимо молодым и способным людям; больше из нас достигает меньшего, потому что мы не пытаемся, чем не достигаем, потому что слишком стараемся.
Назовем это тезисом Эмерсона.
Есть еще один подход к амбициям, который я почерпнул из мыслей малоизвестного психиатра Элвина Семрада, который однажды сказал: «Вы можете достичь всего, чего хотите, если готовы платить за это». Вы хотите быть президентом Соединенных Штатов? Заплатите цену: если вы прилагаете усилия каждую минуту своей жизни для достижения этой цели, ваши шансы не могут быть незначительными. (См. Clinton, W.J.) Вы хотите стать известным писателем? Тратьте каждую секунду на то, чтобы научиться писать, работая над письмом, встречаясь с другими писателями, издателями и агентами. Делайте это десятилетиями, и вполне вероятно, что вы станете настоящим писателем. Теперь давайте предположим, что вы также хотите взять несколько отпусков, или жениться, или завести детей, или поиграть в боулинг по воскресеньям. .. Такова цена. От чего вам придется отказаться, чтобы достичь своей мечты?
У меня всегда были мечты и амбиции; Я полагаю, что большинство авторов блогов для Psychology Today делают то же самое, иначе они не прилагали бы усилий, чтобы угождать, развлекать и информировать, как они это делают. Большинство из нас, вероятно, были бы не прочь стать авторами бестселлеров или кем-то в этом роде, получив славу и последующие средства. Но какую цену мы готовы заплатить? В свои двадцать лет я так и не понял той привязанности к семье, которую я видел в своем отце и во многих других, чьи достижения, хотя часто выдающиеся, никогда не достигали отметки их первоначальных амбиций. Я представлял себя другим: я потянусь к золоту, а не к бронзе.
Теперь с детьми я смотрю на вещи по-другому. Недавно мой пятилетний сын сильно упал с велосипеда и разбил себе подбородок; к счастью, он не пострадал больше, но могло быть и иначе. Это заставило меня задуматься: предположим, Мефистофель сделал мне предложение — всю славу и богатство, которые я только мог желать, в обмен на мою левую руку, или правую руку, или ногу, или ребенка. .. Десять лет назад, с тех пор как было все абстрактно, я думал об этом; теперь я откажусь от него и буду считать свое благословение, когда я устроюсь ночью с пивом в руке, чтобы смотреть известных людей по телевизору.
В какой-то момент все амбиции имеют свою цену. Когда уплаченная цена превышает достоинства награды, честолюбие становится высокомерием, и ищущий теряется. Именно тогда, как сказал Уильямс Джеймс, амбиции становятся не чем иным, как жертвой стервозной богине Успеха. Возможно, именно тогда пример Торо мог бы быть оправдан, когда простые блага жизни больше всего заслуживают благодарности и когда юноша превращается в мужчину.
Две стороны амбиций — Психология
4 минуты
Последнее обновление: 19 ноября 2018 г.
Амбиции парадоксальны. Одни школы осуждают честолюбие, другие восхваляют его. На самом деле честолюбие — это одна из тех черт, которые мы не уверены, считать ли их достоинством или недостатком. Вот почему мы решили поговорить о двух сторонах амбиций.
Merriam Webster определяет честолюбие как «горячее стремление к положению, славе или власти». Само определение показывает две стороны амбиций. С одной стороны, стремление достичь сложной цели. С другой стороны, тривиальные цели.
«Честолюбие никогда не спешит больше, чем я; он просто идет в ногу с обстоятельствами и с моим общим образом мышления».
-Наполеон Бонапарт-
Есть еще один способ увидеть две стороны амбиций: когда кто-то слишком амбициозен или недостаточно амбициозен. Если вы недостаточно амбициозны, вы просто соглашаетесь со своей текущей реальностью. Вам будет трудно развиваться или расти. Если вы чрезмерно амбициозны, вы можете совершать недобросовестные поступки. Вы можете решить пойти на то, что вы хотите, независимо от стоимости.
Отсутствие амбиций и подчинение
Общество изрыгает сообщения, побуждающие людей принимать вещи такими, какие они есть. Они говорят людям не пытаться что-то изменить и просто смириться с текущими ситуациями. Это может быть положительным сигналом, если желаемое невозможно осуществить. Например, когда умирает любимый человек, а вы не хотите смириться с этим.
Однако в других случаях это сообщение может быть опасным. Обычно это сообщение имеет своим источником страх, авторитаризм или и то, и другое. Человеческие существа естественным образом стремятся быть лучше. Мы не просто смирились со своей судьбой. Это послание исходит от школ мысли, которые хотят продвигать послушание. Так легче контролировать людей.
Страх, неуверенность в себе или чрезмерная зависимость от внешней силы могут сделать вас конформистом. Другими словами, вы отказываетесь от своих амбиций. Вы придерживаетесь того, что предлагает вам жизнь, и не пытаетесь получить что-то еще.
Жадность и чрезмерное честолюбие
На другом конце спектра находится жадность. Жадность связана с безграничным желанием и стремлением к успеху и славе. Жадность подобна бездонной яме, потому что того, что у тебя есть, никогда не бывает достаточно. Вы всегда хотите больше и больше. Если вы жадны, вы никогда не будете удовлетворены.
Жадность — ядовитое чувство. Он затягивает вас в ад и уничтожает окружающих. Жадность не остановится ни перед чем. Жадные люди считают, что цель оправдывает средства. Самое главное – получать все больше и больше. Неважно, что вы должны сделать, чтобы получить его.
Люди поддаются жадности, потому что чувствуют, что в их жизни чего-то не хватает. Не обязательно, что им чего-то не хватает. Именно так они себя чувствуют. Они не выносят недостатка в чем бы то ни было. В глубине души они чувствуют, что когда-нибудь это заполнит пустоту, которая у них внутри.
Две стороны честолюбия
Теперь вы видите, что есть две стороны амбиций. Вы можете быть чрезмерно амбициозным или неамбициозным. Но это также зависит от мотивов, которые движут вашими амбициями.
Как вы справляетесь с этим и какова ваша конечная цель?Амбиции и великие мечты сделаны из одного материала. И то, и другое требует огромных усилий и трудных решений. Вы должны рисковать и идти неизвестными путями, чтобы получить то, что вы хотите. В этом смысле честолюбие — это добродетель. Это выводит вас из зоны комфорта и вдохновляет делать больше. Это источник важных достижений в жизни.
Две стороны амбиций также связаны с вашей целью. Является ли ваша цель конструктивной или навязчивой и эгоистичной? В обоих случаях вам нужна сила, чтобы достичь цели. Однако они не одинаковы. Если ваши цели достойны восхищения, ваши амбиции положительны. Если вы хотите только хорошо выглядеть и подпитывать нарциссизм, то это становится недостатком.
Поощрять отсутствие амбиций и соответствие нехорошо. Это только подпитывает неуверенность и обесценивает усилия людей, стремящиеся к лучшему. Однако и не следует поощрять необузданное честолюбие, чтобы получать все больше и больше.