Амбивалентность — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Амбивалентность | |
---|---|
Амбивалентность у человека может проявляться в области чувств, идей и суждений, в выборе решений, при возникновении желаний или стремлений. | |
МКБ-11 | MB24.0MB24.0 |
Амбивале́нтность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность (расщепление) отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
Термин введен Эйгеном Блейлером. Он считал амбивалентность основным признаком шизофрении или, говоря шире, шизоидности вообще,[1] в связи с чем выделял три типа амбивалентности[1]:
- Эмоциональную: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
- Волевую: бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
- Интеллектуальную: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Его современник Зигмунд Фрейд вкладывал в этот термин иной смысл. Он рассматривал амбивалентность как сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений, самыми фундаментальными из которых являются влечение к жизни и влечение к смерти.
ru.wikipedia.org
Амбивалентное поведение. Амбивалентность: виды, причины, преодоление
Периодически двойственность чувств и отношений по отношению к кому-то или чему-то испытывают все: любимый человек может сильно раздражать, интересная работа казаться скучной, а предстоящее событие одновременно пугать и притягивать. Но, если здоровый человек достаточно легко справляется с такими чувствами или они сосуществуют, не мешая друг другу, то при неврозе или других патологиях амбивалентность чувств и мыслей может стать причиной сильнейшего психического расстройства или срыва. Что же такое амбивалентное мышление?
Термин «амбивалентность» в медицине был впервые использован французским психиатром Брейлером в 1900 годах. Он применялся для обозначения патологического состояния – раздвоения сознания человека. Амбивалентное мышление считалось признаком шизофрении, не присущим психически здоровым людям.
Позже этот термин стали использовать не только психиатры, но и психоаналитики и психологи и он получил более широкое толкование. По мнению З. Фрейда и других психоаналитиков, одновременно существование противоположных чувств или отношений является нормой для человеческой психики. Но если сознание человека не способно справиться с этим или чересчур «зацикливается» на этом состоянии, то возможно возникновение невроза или развитие психических заболеваний.
Так что сегодня амбивалентность сознания может рассматривается двояко:
- Как периодически возникающее состояние у психически здорового человека – психоаналитики описывают это как комплекс сложных чувств, которые возникают по отношению к кому-либо. Это состояние нормально для человека, так он всегда испытывает самые разнообразные чувства и при концентрации на одном объекте возникает амбивалентность. Так, даже самая любящая мать может испытывать чувство раздражения к своему ребенку или можно одновременно любить человека и ненавидеть его из-за чувства ревности.
- Как патологическое состояние психики, возникающее при психических заболеваниях – при этом человек ощущает «расщепление», его отношение к чему-либо или кому-либо меняется полярно за очень короткий период времени и без причин.
Амбивалентность психически здоровой личности может развиться из-за:
- неспособности самостоятельно принять решение
- страха совершить ошибку
- Неуверенности в себе
- Стресса, переутомления.
Патологическая амбивалентность может развиться из-за:
- Психозов различного происхождения
- Депрессии
- Навязчивых состояний
- Фобий, панических атак
- Шизофрении
Проявления
Проявления амбивалентности могут сильно отличаться. Распознать патологию удается далеко не сразу, иногда даже специалисты не могут поставить диагноз без длительного наблюдения или дополнительных обследований.
Выделяют 3 основных формы амбивалентности:
- Интеллектуальная
- Волевая
- Эмоциональная
Интеллектуальная амбивалентность
Для амбивалентного человека характерно постоянное или периодически возникающее «раздвоение» сознания. Полярность мыслей и идей может вызывать нервное истощение или превращаться в навязчивую идею, избавиться от которой человек самостоятельно не может.
Иногда интеллектуальная амбивалентность проявляется тем, что в сознании человека «живет» 2 личности с противоположными идеями и мыслями. Но такое состояние характерно для шизофрении или других психопатологий.
Волевая амбивалентность
Амбивалентность такого типа проявляется невозможностью или сложностью в выборе или совершении конкретного действия. Такое состояние характерно для психически здоровых людей, которое находятся в состоянии стресса, нервного истощения, сильного переутомления или при недостатке сна.
Двойственность в принятии решений также может быть обусловлена особенностями характера или воспитания. Человек старается избегать ситуаций, в которых ему придется сделать выбор, а если ему приходиться делать его – это испытывает сильнейшее расстройство или пользуется чьим-то авторитетным мнением.
Эмоциональная амбивалентность
Амбивалентность в эмоционально-чувственной сфере встречается чаще всего. Двойственность в чувствах и отношениях может встречаться как в жизни абсолютно здоровых людей, при пограничных состояниях психики
warm-and-cozy.ru
Амбивалентное поведение. Амбивалентность, норма и болезнь
Скорость изменений в современной жизни непрерывно растёт. Это уменьшает возможность спокойно осмыслить происходящее. Возможно, именно поэтому современная психология становится всё популярнее, особенно практические её аспекты: всевозможные тесты, короткие статьи об особенностях человека. Ведь порой ситуация, в которой оказался человек, не имеет однозначного определения — хороша она или плоха. Двойственное отношение к миру наблюдается у человека довольно часто при восприятии окружающей среды.
Термин из Википедии: амбивалентность — это такое состояние, которое обозначает двойственность отношения к любому объекту или событию, то есть нечто или некто вызывает у человека два взаимно противоположных чувства. Например,
Определение амбивалентности в начале ХХ века ввёл Эйген Блейлер , швейцарский психиатр, известный своим вкладом в создание психиатрии и изучавший разные расстройства, в том числе шизофрению. Считая двойственность проявлением этого заболевания, он выделил три её типа:
Зигмунд Фрейд, не менее известный австрийский психоаналитик, отец психоанализа, живший в одну эпоху с Блейером, придавал определению амбивалентность иной смысл. Он считал его основой сосуществования в человеке двух наиболее глубинных его побуждений, стремление к смерти и влечение к жизни.
Идея двойственности присутствует в работах Карла Густава Юнга, швейцарского психиатра (1875–1961), основателя глубинной психологии или аналитической. Сотрудничал с З. Фрейдом и также сделал огромный вклад в становление теории и практики психологии как науки.
В своих работах он характеризовал двойственность такими понятиями:
- При соединении положительных и отрицательных ощущений при восприятии определённого объекта или явления.
- Проявлению интереса одновременно к множеству предметов или явлений, фрагментация психического состояния и непостоянство.
- Универсальность, поскольку многим явлениям сопутствует двойственность.
К.Г. Юнг отмечал, что амбивалентность присуща жизни как таковой, ведь успех часто перемежается поражениями, добро тесно граничит со злом, а рядом с надеждой таится отчаяние. В литературе по психологии можно достаточно подробно прочесть примеры из практики известных специалистов о проявлении подобных чувств.
Однако, не все проявления двойственного отношения являются признаками психических отклонений.
Двойственность по отношению к ситуации или конкретному человеку испытывают люди разных возрастов, и подростки, и взрослые, ведь основной причиной является внутренний конфликт из-за неудовлетворённости происходящим. Фрейд считал, что до определённых пределов двойственное отношение к кому-либо можно считать нормой.
Ведь иногда, увидев человека в разных ситуациях, действительно появляются и разные впечатления от него. Например, девушке нравится молодой человек, он вежливый и культурный, а вдруг в определённой ситуации она видит совершенно другие его проявления, и теперь он вызывает противоречивые чувства, симпатия не проходит мгновенно, а его поведение напугало или разочаровало настолько сильно, что повлекло за собой эмоциональный всплеск.
Супруг, много лет проживший со своей супругой , разражается в ответ на её слова или поведение почти ежедневно, однако, это не мешает ему заботиться о ней, когда она заболела.
Для западного мира более характерна однозначная оценка человека или события, в то время, как восточная философия состоит в том, что мир дуален изначально, и в нем одновременно присутствует хорошее и плохое. Поэтому проявление такой амбивалентности в чувствах говорит скорее об адекватном восприятии реальности. Другое дело, если эмоциональные состояния от отношений приносят существенный дискомфорт. Тогда стоит подумать и разобраться, почему так сильно задевает этот человек, чем вызвана противоречивая эмоциональная реакция на него? Возможно, противоречие вызвано не самой двойственностью, а скорее непониманием, какое именно чувство появилось к человеку.
Причины проявления
Немного разобравшись, что такое амбивалентность, стоит добавить, проявления двойственности не всегда имеют патологические корни. Так, инфантилизм, нерешительность и сильно заниженная самооценка, также, может прив
technosvarmet.ru
Амбивалентное поведение
//Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. 160 с. (Развитие и воспитание)
Психологи выявили особую форму поведения детей второго года жизни, которая наблюдается и в семье, и в детском учреждении. Эта форма получила название амбивалентного поведения. Оно встречается достаточно часто – примерно у 35% детей. Это одна из первых форм конфликтного поведения ребенка, которая в дальнейшем может закрепиться и в дошкольном возрасте проявляться как робость, застенчивость, что также мешает установлению доверительных отношений с воспитателем.
Амбивалентное поведение имеет прямое отношение к интересующей нас проблеме адаптации.
Как проявляется амбивалентное поведение? Лучше всего показать это на примере.
Ситуация
Маленький Сережа находится в ясельной группе, играет в манеже. В комнату входит незнакомый взрослый. Малыш замечает его и с любопытством разглядывает издали. На улыбку взрослого отвечает улыбкой. По всему видно, что взрослый вызывает у него интерес и симпатию.
Тогда взрослый обращается к мальчику: «Иди ко мне, Сереженька!». Сережа, немного помедлив, начинает робко приближаться к нему, но на полпути останавливается, топчется на месте и вдруг поворачивается и уходит в дальний угол манежа, откуда пристально наблюдает за незнакомцем. Вторая и третья просьбы взрослого вызывают ту же реакцию.
Но стоит взрослому заняться своим делом, как Сережа незаметно оказывается рядом. Малыш снова с любопытством разглядывает его.
Встречались ли вы с таким поведением?
Казалось бы, в нем нет ничего такого, что может вызвать тревогу. Да, малыш немного робеет, ему непросто вступить в контакт со взрослым, но ведь в целом он положительно относится к нему. Однако не будем спешить с выводами. Дальнейшие наблюдения обнаруживают ряд особенностей в поведении таких детей.
Во-первых, ребенок с амбивалентным поведением менее охотно взаимодействует со взрослым, чем сверстник с однозначно положительным отношением к нему. Так, просьбы взрослого, его поручения малыш выполняет неохотно, а иногда и вовсе отказывается что-то делать. Во-вторых, ребенок, увлеченно играющий в присутствии близких людей, теряется при появлении незнакомых – игра расстраивается.
Серьезные трудности испытывают эти дети и в ситуации переключения из одной сферы взаимодействия в другую. Так, при расставании с мамой в яслях малыш плачет, долго не может успокоиться, а встреча с ней в конце дня бывает такой же бурной. Отношения же с воспитателем, как правило, оказываются поверхностными. В течение дня ребенку недостает тепла, его поведение свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности и суженной сфере общения при выраженной избирательности в отношении родных.
Как правило, взаимоотношения с таким ребенком в семье сводятся в основном к эмоциональным контактам. Играют дома с ним мало, а если играют, то не поощряют его инициативу, самостоятельность. Среди детей с амбивалентным поведением особенно много избалованных и заласканных. Поэтому в детском учреждении, где воспитатели не могут уделять им столько же внимания, они чувствуют себя неуютно, одиноко.
Дети с амбивалентным поведением не умеют играть. В основном им доступны манипуляции с игрушками в одиночку или рядом со взрослым или сверстником. В семье малыш играет чаще всего один. Отсутствие навыка практического взаимодействия со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении затрудняют взаимоотношения ребенка со взрослыми, которые окружают его в детском учреждении: ведь установить эмоциональный контакт с посторонним человеком трудно, да и воспитатели не всегда идут навстречу ребенку. Накопление неудач такого рода вызывает у него постоянную робость.
Причиной конфликтного поведения детей является противоречие между слишком затянувшимся эмоциональным общением ребенка со взрослым и становлением деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества.
Переход в новую социальную среду обостряет это противоречие. Так, незначительные, на первый взгляд, особенности поведения оказываются помехой для благополучного привыкания ребенка к новой среде.
Существует четкая закономерная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям.
У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослыми решать предметные задачки (например, открыть коробочку или придумать способ, как достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные переживания во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним.
Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами. Трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, мало инициативны, нелюбознательны.
Из всего сказанного должно быть понятно, как правильно готовить малыша к поступлению в ясли.
Советы психолога
Наряду с укреплением здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского учреждения следует целенаправленно формировать у ребенка соответствующую возрасту форму общения со взрослыми и развивать его деятельность с предметами.
Прежде всего вы должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить эмоциональное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения. Но задача взрослого – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности.
Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода. Предоставляйте ему возможность самостоятельных действий.
Даже если малыш уже ходит в ясли и процесс адаптации протекает у него сложно, это не означает, что вы должны обеспечить ему только эмоциональный комфорт: задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.
С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру-драматизацию. Вначале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать новые игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.
Не забывайте поощрять любые успехи малыша – и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
Регулярные 10-15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит стремление все время сидеть у вас на коленях.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучать к порядку лучше тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание характера малыша помогут подобрать верный способ действий.
Разумеется, необходимо обучать ребенка умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель наденет им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую нее картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют.
Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют с ним, препятствуют адаптации ребенка в детском учреждении.
Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с посторонними.
Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку.
Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке доверчивость, открытость, умение ладить с людьми. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.
За сравнительно небольшой период времени, примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть с «чужим» взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. Малыш станет более инициативным во взаимоотношениях.
Как проверить, насколько готов ребенок к поступлению в дошкольное учреждение?
Для этого ответьте на следующие вопросы.
Анкета 1. Какое общение: эмоциональное или предметное – предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
6. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка; есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
7. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми?
8. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость; активен ли в игре; как реагирует на инициативу других?
Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не беспокоиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли – он готов к изменениям в своей жизни.
www.happy-giraffe.ru
что такое, почему возникает, как избавиться
Записаться к врачу
Алексеева Мария
Ваш личный психолог
Периодически двойственность чувств и отношений по отношению к кому-то или чему-то испытывают все: любимый человек может сильно раздражать, интересная работа казаться скучной, а предстоящее событие одновременно пугать и притягивать. Но, если здоровый человек достаточно легко справляется с такими чувствами или они сосуществуют, не мешая друг другу, то при неврозе или других патологиях амбивалентность чувств и мыслей может стать причиной сильнейшего психического расстройства или срыва. Что же такое амбивалентное мышление?
Содержание статьи:
Что такое амбивалентность и почему она возникает
Термин «амбивалентность» в медицине был впервые использован французским психиатром Брейлером в 1900 годах. Он применялся для обозначения патологического состояния – раздвоения сознания человека. Амбивалентное мышление считалось признаком шизофрении, не присущим психически здоровым людям.
Позже этот термин стали использовать не только психиатры, но и психоаналитики и психологи и он получил более широкое толкование. По мнению З. Фрейда и других психоаналитиков, одновременно существование противоположных чувств или отношений является нормой для человеческой психики. Но если сознание человека не способно справиться с этим или чересчур «зацикливается» на этом состоянии, то возможно возникновение невроза или развитие психических заболеваний.
Так что сегодня амбивалентность сознания может рассматривается двояко:
- Как периодически возникающее состояние у психически здорового человека – психоаналитики описывают это как комплекс сложных чувств, которые возникают по отношению к кому-либо. Это состояние нормально для человека, так он всегда испытывает самые разнообразные чувства и при концентрации на одном объекте возникает амбивалентность. Так, даже самая любящая мать может испытывать чувство раздражения к своему ребенку или можно одновременно любить человека и ненавидеть его из-за чувства ревности.
- Как патологическое состояние психики, возникающее при психических заболеваниях – при этом человек ощущает «расщепление», его отношение к чему-либо или кому-либо меняется полярно за очень короткий период времени и без причин.
Амбивалентность психически здоровой личности может развиться из-за:
- неспособности самостоятельно принять решение
- страха совершить ошибку
- Неуверенности в себе
- Стресса, переутомления.
Патологическая амбивалентность может развиться из-за:
- Психозов различного происхождения
- Депрессии
- Навязчивых состояний
- Фобий, панических атак
- Шизофрении
Проявления
Проявления амбивалентности могут сильно отличаться. Распознать патологию удается далеко не сразу, иногда даже специалисты не могут поставить диагноз без длительного наблюдения или дополнительных обследований.
Выделяют 3 основных формы амбивалентности:
- Интеллектуальная
- Волевая
- Эмоциональная
Интеллектуальная амбивалентность
Для амбивалентного человека характерно постоянное или периодически возникающее «раздвоение» сознания. Полярность мыслей и идей может вызывать нервное истощение или превращаться в навязчивую идею, избавиться от которой человек самостоятельно не может.
Иногда интеллектуальная амбивалентность проявляется тем, что в сознании человека «живет» 2 личности с противоположными идеями и мыслями. Но такое состояние характерно для шизофрении или других психопатологий.
Волевая амбивалентность
Амбивалентность такого типа проявляется невозможностью или сложностью в выборе или совершении конкретного действия. Такое состояние характерно для психически здоровых людей, которое находятся в состоянии стресса, нервного истощения, сильного переутомления или при недостатке сна.
Двойственность в принятии решений также может быть обусловлена особенностями характера или воспитания. Человек старается избегать ситуаций, в которых ему придется сделать выбор, а если ему приходиться делать его – это испытывает сильнейшее расстройство или пользуется чьим-то авторитетным мнением.
Эмоциональная амбивалентность
Амбивалентность в эмоционально-чувственной сфере встречается чаще всего. Двойственность в чувствах и отношениях может встречаться как в жизни абсолютно здоровых людей, при пограничных состояниях психики и при патологиях.
Основной симптом эмоциональной амбивалентности – это присутствие противоположных эмоций в одно и тоже время. Двойственные чувства или эмоции могут также быстро сменять друг друга, при этом вызывая нарушение внутреннего равновесия у человека.
Амбивалентность чувств открыто проявляют дети, когда кричат родителям, что ненавидят их или желают им смерти. Переживая эти эмоции они, одновременно, абсолютно уверены в своей любви к родителям.
Следующий этап жизни для которого характерна амбивалентность – это пубертатный период, когда у подростка могут одновременно возникать противоположные эмоции или чувства. Также для этого периода характерно быстрая смена настроения, чувств по отношению к кому-либо.
Амбивалентность в отношениях возникает и в более зрелом возрасте. Часто человек сам не отдает себе отчет в переживаемом или не считает такие резкие перепады настроения и эмоций патологией. Но при возникновении постоянной и стойкой амбивалентности в отношении к кому-либо психика человека расшатывается, он с трудом справляется с охватывающими его чувствами, а его поступки становятся непредсказуемыми и нелогичными, что тоже ухудшает отношения.
Как избавиться от амбивалентности
Если двойственность чувств, отношений или мыслей не слишком мешает человеку и не вызывает вопросов у окружающих, избавляться от нее необязательно. Амбивалентность можно считать чертой психики, которая нуждается в коррекции только в том случае, если ее проявления мешают нормальной жизни человека.
Патологическая амбивалентность, как правило, бывает одним из комплекса проявлений психического заболевания – невроза, депрессии или шизофрении. В этом случае она исчезает по мере коррекции основного заболевания.
Если же это состояние является единственным проявлением патологии психики и вызывает у человека дискомфорт, избавиться от нее можно с помощью комплексной терапии: приема медикаментов и психотерапии.
Для лечения используют седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, реже – нейролептики. Психотерапия может быть индивидуальной или групповой. Специалист определяет причину развития патологии и вместе с пациентом выбирает метод ее коррекции: психоанализ, тренинги, методы расслабления или контроля над сознанием.
opsihoze.ru
Амбивалентность : причины, симптомы, диагностика, лечение
В теории психологии и практике психотерапии принято различать определенные типы амбивалентности – в зависимости от того, в каких сферах взаимодействия личности они больше всего проявляются.
Амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность характеризуется двойственным отношением к одному и тому же субъекту или объекту, то есть наличием одновременно возникающих, но несовместимых чувств: благосклонности и неприязни, любви и ненависти, принятия и отвержения. Поскольку чаще всего такая внутренняя биполярность восприятия является основой переживаний человека, то данный тип может определяться как амбивалентность переживаний или амблиотимия.
Как результат, может возникать так называемая амбивалентность в отношениях: когда кто-то из окружающих на подсознательном уровне постоянно вызывает у человека противоположные эмоции. И когда человеку действительно присуща двойственность в отношениях, он не может избавиться от подсознательного негатива, беспокоясь даже в те моменты, когда их партнер делает что-то хорошее. Чаще всего это обусловливает неопределенность и нестабильность в партнерских отношениях, и связано с тем, что полярность чувств, как уже говорилось выше, существует изначально и может провоцировать внутриличностный конфликт. Выражается он во внутренней борьбе «да» и «нет», «хочу» и «не хочу». Степень осознания этой борьбы влияет на уровень конфликтности между людьми, то есть когда человек не осознает своего состояния, он не может сдерживать себя в конфликтных ситуациях.
У западных психотерапевтов существует понятие шаблон хронический амбивалентности: когда чувство беспомощности и стремление подавить глубоко засевший негатив заставляет человека занимать оборонительную позицию, лишая его не только ощущения управления своей жизнью, но и обычного душевного равновесия (проводя к истеричности или состоянию депрессивной неврастении).
У детей может развиваться амбивалентность в привязанности, сочетающая любовь к родителям и опасения не получить их одобрения. Подробнее читайте ниже – в отдельном разделе Амбивалентность в привязанности.
Состояние, при котором человеку одновременно приходят противоположные мысли, а в сознании уживаются противоположные понятия и убеждения, определяется как амбивалентность мышления. Такую раздвоенность принято считать результатом патологии в формировании способности к абстрактному мышлению (дихотомии) и признаком психического отклонения (в частности, паранойи или шизофрении).
Амбивалентность сознания (субъективная или аффективно-когнитивная) также относят измененным состояниям психики с фокусированием на разногласиях между собственными убеждениями человека и конфронтации между оценками происходящего (суждениями и личным опытом) и объективно существующими реалиями (либо их общеизвестными оценками). Данное когнитивное нарушение присутствует при психозах и сопровождаемых бредом, безотчетной тревогой и страхом навязчивых состояниях.
[7], [8], [9], [10]
Амбивалентность в привязанности
В детстве может развиваться амбивалентность в привязанности (тревожно-амбивалентная привязанность), если отношение родителей к своим детям противоречиво и непредсказуемо, отсутствует теплота и доверительность. Ребенок недополучает ласки и внимания, то есть воспитывается в строгих правилах – в условиях постоянного «эмоционального голода». Психологи утверждают, что в формировании данного типа амбивалентности немаловажную роль играют темперамент ребенка, взаимоотношения родителей между собой, уровень поддержки всех поколений семьи.
Многие из родителей ошибочно воспринимают свое желание завоевать любовь ребенка с фактической любовью и заботой о его благополучии: они могут проявлять гиперопеку по отношению к ребенку, быть сосредоточенными на его внешнем виде и успеваемости, бесцеремонно вторгаться в его личное пространство. Вырастая, люди, имеющие амбивалентность в привязанности в детстве, отличаются повышенной самокритичностью и заниженной самооценкой; они тревожны и недоверчивы, ищут одобрения окружающих, но это никогда не избавляет их от неуверенности в себе. А в их отношениях отмечается чрезмерная зависимость от партнера и постоянная обеспокоенность тем, что их могут отвергнуть. На почве постоянного самоконтроля и размышлений по поводу своего отношения к другим могут развиваться перфекционизм и компульсивное поведение (как средство самоутверждения).
Амбивалентное расстройство привязанности в детстве может стать базой для развития такого небезопасного психического отклонения, как реактивное расстройство привязанности (код по МКБ-10 – F94.1, F94.2), формулировка навязчивая амбивалентность в данном случае клинически некорректна.
Патологическая амбивалентность в виде реактивного расстройства привязанности (РРП) касается социального взимодействия и может принимать форму нарушений инициирования или реагирования на большинство межличностных контактов. Причинами расстройства являются невнимательность и грубое обращение взрослых с ребенком от шести месяцев до трех лет или частая смена лиц, обеспечивающих уход.
При этом отмечается заторможенная и расторможенная формы психической патологии. Так вот, именно расторможенная форма может приводить к тому, что подросшие дети с РРП пытаются получить внимание и комфорт от любых взрослых, даже абсолютно незнакомых, что делает их легкой добычей для извращенцев и криминальных личностей.
[11], [12], [13], [14], [15]
Примеры амбивалентности
Многие источники, со ссылкой на З. Фрейда, приводят пример амбивалентности чувств из трагедии В.Шекспира. Это большая любовь Отелло к Дездемоне и жгучая ненависть, охватившая его из-за подозрения в супружеской измене. Чем завершилась история венецианского ревнивца, всем известно.
Примеры амбивалентности из реальной жизни мы видим, когда люди, злоупотребляющие алкоголем, понимают, что пить вредно, но они не в состоянии принять меры, чтобы раз и навсегда отказаться от спиртного. С позиции психотерапии, такое состояние может быть квалифицировано, как амбивалентное отношение к трезвости.
Или вот такой пример. Человек хочет бросить работу, которую он ненавидит, но за которую неплохо платят. Это сложный вопрос для любого человека, но людей, страдающих от амбивалентности, постоянные раздумья над этой дилеммой, парализующее сомнение и страдания практически стопроцентно загонят в депрессию или вызовут состояние невроза.
Интеллектуальная амбивалентность относится к неспособности или нежеланию давать однозначный ответ и формировать определенное умозаключение – из-за отсутствия у человека логического или практического обоснования для определенная своей позиции. Основная проблема интеллектуальной амбивалентности в том, что она (согласно теории когнитивного диссонанса) является предпосылкой отсутствия четкого руководства или ориентации действий. Эта неопределенность парализует выбор и принятие решений, а в итоге выражается в несоответствии между тем, что человек думает, и тем, как он себя ведет в реальности. Эксперты называют такое состояние – амбивалентность поведения, двойственность поступков и действий, амбивалентность мотивации и воли или амбитендентность.
Следует отметить, что термин эпистемологическая амбивалентность (с греч epistеmikоs – знания) в психологии не применяют. Он имеет отношение к философии познания – эпистемологии или гносеологии. Известно также такое философское понятие как гносеологический дуализм (двойственность познания).
А химическая амбивалентность относится к характеристикам полярности углеродных структур органических молекул и их связей в процессе химического взаимодействия.
ilive.com.ua
Что такое амбивалентность в психологии
Амбивалентность – это термин, обозначающий двойственность, который изначально использовался в психологии для обозначения наличия нескольких полярных идей в человеческом сознании. Следует отметить, что в сознании человека могут одновременно существовать как несколько полярных идей, так и желаний или эмоций. Рассматриваемое понятие приняли на «вооружение» в начале девятнадцатого столетия, и долгое время рассматривали в качестве основного симптома шизофрении.
Феномен амбивалентности изучали такие выдающиеся ученые, как Карл Юнг и Зигмунд Фрейд, посвящая «двойственности сознания» много внимания в своих работах. Если говорить о двойственности сознания с точки зрения медицины, то можно сказать о том, что в подобном состоянии в человеческом мозге могут существовать две мысли, которые не будут смешиваться. С психологической стороны, двойственность сознания рассматривается как норма, не требующая психической коррекции. Давайте разберем, что такое амбивалентность и как она проявляется.
Амбивалентность (от лат. ambo – оба + valentia – сила): двойственное отношение человека к чему-либоФеномен двойственности в психологии
С момента своего появления, амбивалентность использовалась как термин, обозначающий двойственность лишь в сфере медицины. Значительно позже, о рассматриваемом феномене начали упоминать великие ученые девятнадцатого века, используя амбивалентность для характеристики особенностей психики. Важно отметить, что данное состояние с точки зрения психологии является нормой и не требует лечения. В этой сфере важна исключительно степень выраженности этого состояния. По мнению Зигмунда Фрейда, ярко выраженная амбивалентность является одним из симптомов невротических нарушений. Помимо этого, двойственность нередко отмечается при Эдиповом комплексе и на определенных стадиях личностного развития.
Учитывая вышеперечисленное, появляется весьма закономерный вопрос, почему данная черта человеческого сознания имеет столь высокое значение? Для того чтобы понять важность амбивалентности, следует внимательно изучить саму модель строения человеческого сознания. Помимо этого, повышенное внимание следует уделить и двум жизненно важным инстинктам – эрос (жизнь) и танатос (смерть). Именно эти инстинкты, заложенные в человеке с момента рождения, являются ключевым проявлением рассматриваемого феномена. Основываясь на этой теории, специалисты выдвигают версию о том, что двойственность сознания присуща каждому человеку от рождения и не является приобретенным состоянием, спровоцированным различными факторами.
Но важно отметить, что определенные жизненные условия, могут негативно отобразиться на человеческом сознании, что может стать причиной нарушения хрупкого баланса. Именно нарушенный психический баланс провоцирует развитие неврозов и других пограничных состояний. Чаще всего подобные нарушения наблюдаются в следующих ситуациях:
- Употребление психотропных препаратов, спиртных напитков и наркотических веществ.
- Негативные эмоциональные потрясения и стрессы.
- Психотравмирующие ситуации, оставляющие отпечаток на человеческом сознании.
- Использование различных практик и методик для расширения (изменения) восприятия.
Рассматривая вопрос что такое амбивалентность в психологии, важно упомянуть о том, что по мнению специалистов, противоположные идеи рано или поздно вступят в конфликт, который негативно отразится на сознании. В результате этого конфликта, одно из чувств может перейти в подсознание. Итогом такого перехода становится то, что двойственность снижает свою выраженность.
Амбивалентность по Блейлеру делится на три видаАмбивалентность в психиатрии
Рассматривая амбивалентность с медицинской точки зрения, нужно отметить, что подобное состояние не является самостоятельной патологией. В психиатрии, обсуждаемый феномен является частью клинической картины различных заболеваний. Исходя из этого, можно сказать, что появление двойственности связанно именно с развитием психических расстройств. Амбивалентные чувства, мысли и эмоции характерны различным заболеваниям, среди которых следует выделить шизофрению. Помимо этого, данная особенность человеческого сознания проявляется в негативном свете при таких заболеваниях, как:
- хроническая депрессия;
- психоз;
- навязчивые состояния (обсессивно-компульсивное расстройство, невроз и др.).
Нередко амбивалентность фигурирует при приступах панического страха, пищевых расстройствах и даже фобиях.
Важно понимать, что феномен амбивалентности подразумевает наличие нескольких чувств, эмоций или желаний, которые не перемешиваются, а появляются параллельно. Двойственность с точки зрения психиатрии, рассматривается как резкие перемены в отношении окружающего мира. В подобном состоянии, человек часто изменяет своё отношение к различным людям, предметам или явлениям.
Клиническая картина
Так как рассматриваемый термин имеет множество определений, при составлении клинической картины мы будем опираться на критерии, использующиеся в первоначальном (психиатрическом) контексте. Эти критерии подразделяются на три группы: эмоции, мысли и воля. В том случае, когда амбивалентное состояние рассматривается как патология, у больного отмечаются все три вышеперечисленные составляющие, которые порождаются друг другом.
Эмоциональная амбивалентность
Двойственность, затрагивающая эмоционально-чувствительную сферу, имеет самую высокую степень распространенности. Этот симптом, характерный для множества неврозов и других психических расстройств, часто встречается и у полностью здоровых людей. Яркий признак двойственности в эмоционально-чувствительной сфере – наличие нескольких противоположных эмоций. Амбивалентное отношение — это наличие таких чувств, как ненависть и любовь, любопытство и страх, презрение и симпатия. В большинстве случаев, здоровый человек пребывает в подобном состоянии при ностальгии, где грусть о прошлом порождает радость от приятных воспоминаний.
Опасность этого состояния объясняется тем, что рано или поздно, одно из состояний получает доминирующую роль. В той ситуации, когда страх сопутствует любопытству, отклонение чаши весов в пользу последнего может привести к травмаопасным последствиям и угрозе для жизни. Доминирование ненависти над любовью, становится причиной запуска защитных механизмов, при котором человек под влиянием собственных эмоций может принести вред, как окружающим, так и себе.
При амбивалентности человек одновременно переживает позитивные и негативные чувства по отношению к кому-то или чему-тоПолярные мысли и идеи
Полярные мысли и идеи являются неотъемлемой составляющей невротических расстройств. Навязчивые мысли и идеи, сменяющие друг друга в человеческом сознании, являются своеобразной характерной чертой психических заболеваний. Следует обратить внимание на то, что полярные мысли в сознании появляются исключительно из-за двойственности эмоционального восприятия. Сам спектр человеческих идей может иметь неограниченный размер. Двойственность мышления в психиатрии рассматривается как «трещина» в сознании, являющаяся основным симптомом шизофрении.
Волевая сфера
Волевая двойственность характеризуется, как отсутствие возможности осуществить конкретное действие, из-за наличия нескольких стимулов. Для того чтобы лучше понимать это состояние, давайте рассмотрим ситуацию, в которой человек испытывает сильную жажду. В подобных условиях, обычный человек возьмет стакан, нальет в него воды и утолит свою жажду. При волевой двойственности, больные отказывают от воды или застывают в одном положении со стаканом в руке, при этом, не обращая внимания на сильное желание пить. Чаще всего большинство людей, сталкиваются с данным феноменом, когда испытывают одновременное желание бодрствовать и лечь спать.
Специалисты, изучающие волевую амбивалентность, говорят о том, что отказ от принятия самостоятельных решений чаще всего порождается внутренними конфликтами. Причиной таких конфликтов может стать безответственное поведение или наоборот повышенная ответственность, сопровождающаяся боязнью допустить ошибку. В качестве причины внутреннего конфликта может выступить сниженная самооценка и повышенная самокритика, страх общественного внимания и склонность к перфекционизму, повышенная тревожность, нерешительность и различные фобии. Попытка избежать сложного выбора сопровождается появлением двух полярных чувств – стыд за собственную нерешительность и чувство облегчения. Именно наличием данных чувств, специалисты подтверждают теорию о том, что каждый вид двойственности тесно взаимосвязан друг с другом.
Двойственные эмоции, как и сама амбивалентность, могут быть как отличием человеческого сознания, так и симптомом заболевания. Именно поэтому во время проведения диагностического обследования уделяется повышенное внимание фоновым проявлениям этого состояния.
Амбивалентное поведение может быть признаком эмоциональной нестабильности, а иногда и первым признаком развития психических заболеванийМетоды терапии
Когда человек в меру амбивалентен, что сопровождается отсутствием негативного проявления этого состояния, использовать различные методики лечения не требуется. В данном случае, двойственность является характерной особенностью сознания. Медицинское вмешательство требуется исключительно в тех ситуациях, когда двойственное отношение к окружающему миру оставляет негативный отпечаток на привычной жизнедеятельности. В этой ситуации чувство дискомфорта, вызванное внутренними конфликтами, может стать своеобразным сигналом о наличии психических расстройств. Специалисты не рекомендуют людям с подобными проблемами самостоятельно искать различные методы решения конфликтов, так как существует высокий риск развития более серьезных осложнений.
Медикаментозная терапия
На сегодняшний день отсутствуют узконаправленные медикаментозные препараты, позволяющие устранить двойственность сознания. Стратегия лечения, как и применяемые средства, рассматриваются в индивидуальном порядке. Чаще всего выбор конкретного медикамента осуществляется на основе сопутствующих симптомов, которые дополняют клиническую картину.
В составе комплексного лечения пограничных состояний используются препараты из различных лекарственных групп. Это могут быть как легкие седативные медикаменты, так и более «мощные» транквилизаторы и антидепрессанты. Действие подобных лекарств направлены на подавление выраженности болезни и нормализацию психического баланса. В том случае, когда болезнь имеет сильную форму выраженности и существует высокий риск для жизни пациента, специалисты могут порекомендовать родственникам больного провести терапию в условиях стационара.
Психическая коррекция
Методы психотерапии основываются на различных способах выявления причины двойственности сознания. Это значит, что основной упор в лечении осуществляется на психоаналитическое действие. Для того чтобы добиться стойкого результата, специалисту необходимо выявить первопричину появления амбивалентности. В тех ситуациях, когда роль запускающего механизма отведена различным травмирующим обстоятельствам, имеющим детские корни, специалист должен тщательно «проработать» этот момент. Для этого следует увеличить самооценку и привить чувство ответственности пациенту. Повышенное внимание уделяется коррекции эмоционально-волевой сферы.
Многие психологи считают амбивалентность присущей каждому без исключения человеку, но разница заключается лишь в степени ее проявленияКогда двойственность сознания является причиной появления фобий и повышенной тревожности, основной упор психотерапевтического лечения осуществляется на борьбу с проблемными моментами из жизни больного. Достичь необходимого эффекта можно как при помощи самостоятельных тренингов, так и групповых занятий, направленных на борьбу с внутренним страхом и личностный рост.
В заключение следует сказать о том, что двойственность может являться как отличительной чертой человеческой психики, так и симптомом заболевания. Именно поэтому очень важно с должным вниманием относиться к собственному состоянию. Появление чувства дискомфорта из-за двойственного отношения к окружающему миру требует срочной консультации со специалистом. В противном случае, риск возможных негативных последствий для человеческой жизнедеятельности с каждым днем увеличивается.
Читайте также:
Вконтакте
Одноклассники
Google+
ktovdepressii.ru