Анкетирование метод это – «Анкетирование – как метод педагогического исследования. Виды анкет и вопросов»

Метод анкетирования — Википедия. Что такое Метод анкетирования

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 2334 дня]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное — анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте;
    • Публикация анкет в прессе;
    • Публикация анкет в Интернете;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Примечания

  1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

Литература

См. также

wiki.sc

Эмпирические методы исследования. Анкетирование

Из многочисленных опросных методов сбора информации наиболее распространен метод анкетирования.

 Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов; это важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, при чем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (

заочное анкетирование), либо в присутствии анкетера (прямое анкетирование).

Анкетные опросы (анкетирование) классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытое анкетирование, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом анкетировании все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный, или экспресс опрос, применяется в обследованиях общественного мнения. Анкетирование по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором – анкетер сам собирает заполненные листы.

Групповое пиитирование отличается от индивидуализированного. В первом случае анкетируют до 30 – 40 человек, во втором – он обращается индивидуально к каждому респонденту. Наконец, при классификации анкет используются также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций и мнений и т.д.

Надежность эмпирических материалов, получаемой при использовании анкетирования, существенно зависит не только от содержания планируемой информации, но, конечно, и от конструкции самого вопроса, целесообразность которой диктуется конкретной задачей и условиями опроса.

Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме.

Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием деления по их содержанию. По

формевопросы делятся на группы: 1) открытые, закрытые, полузакрытые; 2) прямые и косвенные; 3) личные и безличные; 4) основные и контрольные; 5) функциональные и другие.

Открытые вопросы хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди отмечают те стороны явлений или говорят о том, что доминирует в их сознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей.

Главный недостаток открытых вопросов состоит в том, что высказываемые здесь мнения и оценки связаны с какими-то неизвестными нам рамками сравнения. Другой недостаток открытых вопросов – в трудности обработки данных.

Закрытые вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях. Появляется возможность не только выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок.

Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих основных требований:

1. Главное – максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Используют также полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев и замечаний.

2. Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить три важных правила:

а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже – последующие, поэтому первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить, следовательно, подсказки должны быть примерно равной длины;

в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной. Отсюда еще одно правило – все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности.

3. Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе (например, «работа интересная и хорошо оплачивается»; «работа хорошо оплачивается, но неинтересная»).

4. Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.

5. Нельзя печатать всю серию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею – серию отрицательных или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.

6. Список предложенных ответов иногда столь обширный, что опрашиваемые устают по мере продвижения к его концу и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах.

7. Ограничения выбора подсказок могут быть жесткими и нежесткими.  Если по смыслу вопроса возможны комбинации разных выборов, при том в любом количестве, нельзя без особых пояснений ограничивать выбор некоторым условием («Укажите не более трех вариантов …»). Однако в том же случае, если цель вопроса – выявить доминанту, ограничить выбор вполне целесообразно («Хотя у Вас, вероятно, не одно и не два любимых занятия в свободное время, просим в предложенном перечне указать не более трех наиболее привлекательных»).

8. Важную роль выполняет вариант, предполагающий возможность уклониться от ответа на закрытый вопрос («трудно сказать», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не знаю»). Формула уклонения от ответа подчеркивает, что респонденту представляют достаточную свободу. Это побуждает его более добросовестно относиться к опросу в целом.

В целом, сопоставляя возможности открытых и закрытых вопросов, можно сказать, что при первом подходе к теме необходимо пользоваться открытыми вариантами (трудно предусмотреть разброс ответов). Поэтому на стадии разведки открытый вопрос обладает несомненными преимуществами. В описательных исследованиях удобнее пользоваться закрытыми и полузакрытыми вопросами.

Прямые и косвенные вопросы. В прямом варианте вопроса предусмотрен ответ, который следует понимать в том же смысле,  как его понимает опрашиваемый («Если Вас не удовлетворяет качество преподавания предмета, не могли бы Вы указать, что именно?»). Косвенный вопрос ставиться в случае, если затронуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны высказываться откровенно («Вы сказали, что подумываете о переходе на другой факультет. Куда бы вы хотели перевестись?»).

Личные и безличные вопросы в равной мере относятся к оценкам и суждениям самого опрашиваемого, но во втором случае оценки имеют косвенный характер. Так, вместо прямого вопроса «Как Вы считаете …» – задают косвенный, безличный: «Некоторые полагают, что … Какие суждения, по Вашему мнению, наиболее справедливы?». Ожидается, что опрашиваемый выберет те суждения, которых он сам придерживается.

Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.

Для проверки достоверности информации используют контрольные вопросы. Основные и контрольные вопросы различаются по их функциям и интерпретации данных. С помощью контрольных уточняют, дополняют сведения, полученные в основных вопросах. В анкете (опросном листе) основной и контрольные вопросы должны быть размещены так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними. Поэтому они перемежаются другими темами, не относящимися к данной. Иногда для этого используют вопрос – «глушитель».Один из самых надежных способов контроля достоверности данного анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение; анкетирование и свободное интервью и т.д.

Помимо ведущих – целевых, отвечающим прямым задачам исследования, всегда используются так называемые функциональные (служебные) формулировки и вопросы. Задачи последних – облегчить процесс интервью или анкетирования, снять напряжение и усталость, появляющиеся к концу работы респондента, отвлечь его внимание. Когда это требуется, или же, напротив, помочь сконцентрироваться.

К числу функциональных относятся вопросы-«фильтры» и «ловушки», отсеивающие некомпетентных и невнимательных; «глушители», с помощью которых отвлекают внимание при длинном перечне или перед постановкой контрольного вопроса; многообразные пояснительные комментарии и оговорки («По Вашему мнению …», «А теперь, если рассматривать в целом, как бы вы характеризовали …»). Цель подобных формулировок – создать психологический комфорт респонденту.

Как составляется анкета? Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

1. Программная логика вопросов не должна смешиваться с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к учреждениям дополнительного образования казалось бы логичным сначала выяснить, посещают ли их данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого – тех, кто их не посещает. Однако, учитывая, что в общей массе детей последних больше, следует поступить иначе: в первую очередь формулируются вопросы для всех, затем – для посещающих, потом – для не посещающих и снова – для всех респондентов.

Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты – ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

2. Непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе неразумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

3. Следует помнить, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию.

4. Смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».

5. Распределение вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми. Далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – еще сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее наиболее сложные вопросы (один-два), после чего – завершающая «паспортичка».

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

а) введение, в котором указано кто и для чего проводит опрос; как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, – гарантия анонимности информации; инструкция по заполнению анкеты и способов ее возврата;

б) вступительные вопросы выполняют две функции: 1) заинтересовать респондента и 2) максимально облегчить ему вступление в работу. Поэтому в начале анкеты не должны появляться трудные или беспокоящие вопросы. Наиболее удобны для этой цели вопросы сугубо событийного содержания. Нельзя начинать опрос с «паспортички», которая вообще тревожит некоторых людей. Сведения о демографических данных опрашиваемого полезно отнести в заключение анкеты. Трудные вопросы, поставленные вначале, могут отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе. Если же респондент уже включился в беседу, он будет склонен скорее закончить работу, чем прервать ее на полпути;

в)  заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными. Так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль они разрешаются и в конце, но не более одного-двух;

г) «паспортичка» занимает последнюю страницу. Она лаконична, не требует особого напряжения и свидетельствует о завершении анкеты;

д) обычно в заключение выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

Итак, мы ответили на вопрос – как разрабатывается анкета? Предположим, что Вами в соответствии с этими принципами и требованиями анкета составлена. Но это только первый шаг – подготовка ее проектавторой – пробный опрос (опрос-разведка), который охватывает небольшое число лиц (20-30 человек), отобранным по основным характеристикам, которые определяются темой, целями и задачами исследования. После тщательного анализа результатов пробы и исправления ошибок в анкете можно приступать к массовому опросу.

Резюмируем все вышеизложенное. Таким образом, проводимое анкетирование должно отвечать ряду требований:

1) должно длиться не более 30-40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов;

2) важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми;

3) первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим, лучше всего, если он будет нейтральным;

4) трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент «включился» в тему;

5) вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым, причем всем без исключения;

6) вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке;

7) введение и в новый раздел анкеты необходимо начинать с обращения к респонденту, например: «А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о том-то …».

Полученные в результате анкетирования эмпирические материалы пиилизируются, обрабатываются и могут служить основой для получения ориентировки в проблеме, выявления имеющей место тенденции,  формулирование определенных выводов и т.д.

magref.ru

Метод анкетирования — Энциклопедия по экономике

Специфический метод анкетирования (см. «Анкетирование» [А 29]). Сущность его заключается в многократном анкетировании с небольшими промежутками времени определенной, одной и той же или почти той же группы субъектов рынка. Как правило, речь идет о панельном обследовании покупателей. Панельное обследование покупателей дает ту же информацию, что и одноразовое анкетирование, но, кроме этого, позволяет определить изменения спроса, предпочтений потребителей, произошедших в одной и той же группе опрашиваемых с течением времени. Обследуется состав панели потребителей по возрасту, полу, социальному и семейному положению, исследуется бюджет покупателей, семьи и пр.  [c.211]
Для получения более полного представления о социальной структуре, психологическом климате или степени удовлетворенности условиями труда и отдыха проводят специальные социологические исследования с привлечением соответствующих функциональных отделов и общественных организаций. Их возглавляет руководитель коллектива. Такие исследования проводят методом анкетирования, интервьюирования, личных наблюдений, изучения документов научно-технических конференций, социального эксперимента.  [c.253]

Метод анкетирования заключается в том, что работника просят заполнить вопросник или дать свободное описание деятельности и требований, предъявляемых к профессионалу в данной области.  [c.232]

Методы социологии позволяют исследовать процессы распространения информации на рынке, выявлять отношение потребителей к нововведениям, изучать развитие различных сфер жизнедеятельности человека, его ценностных ориентации. При этом используются методы анкетирования, панельных обследований и т.п.  [c.76]

Применяемые ныне методы (анкетирование, аттестация, экспертизы и др.) и измерители (баллы, коэффициенты и др.) сами по себе не гарантируют полной объективности оценок. Не очень надежны также различные приемы сравнительной оценки, например по системе рангов, когда оцениваемые ранжируются по определенным признакам и по шкалам, в которых описываются различные степени проявления того или иного качества, благодаря чему достигается сравнимость результатов количественных оценок. Получение достаточно точных оценок затрудняется и ввиду того, что прямые измерения личных  [c.195]

Основными методами социологических исследований, получившими распространение, являются методы анкетирования, интервьюирования, наблюдения, изучения документов, социального эксперимента, научно-технических конференций, статистические методы социологических исследований.  [c.75]

Широкое развитие находит метод анкетирования, позволяющий получить достаточно большой объем информации при сравнительно незначительных затратах. В основе этого метода лежат специально разрабатываемые опросные листы — анкеты. Характер и объем информации, получаемой с помощью анкеты, зависят от задач, преследуемых проведением данного социологического исследования.  [c.75]

Применяемые ныне методы (анкетирование, аттестация, экспертизы и др.) и измерители (баллы, коэффициенты и др.) сами по себе не гарантируют полной объективности оценок. Особенно большие затруднения сопряжены с выявлением потенциальных возможностей к выполнению руководящей деятельности. Поэтому вполне объяснима возникающая временами неуверенность при отборе кандидатов на руководящие должности.  [c.186]

Перед руководителями компании стоит задача — узнать, что можно продать и какой уровень качества продукции потребуется. Для получения этой информации производится обследование потребителей с использованием метода анкетирования, жюри потреби-  [c.56]

Перед руководителями компании стоит задача узнать, что можно продать и какой уровень качества продукции потребуется. Для получения этой информации производится обследование потребителей с использованием метода анкетирования, жюри потребителей и службы изучения рынка. После получения основных характеристик продукции составляется их перечень и разрабатываются стандарты качества. На примере этого момента в управлении качеством продукции видно, что капиталистическая система ведения хозяйства накладывает значительный отпечаток на формирование уровня качества.  [c.238]

Выявление мнений Метод интервью Метод анкетирования мнений Метод выборочных опросов Метод экспертизы  [c.24]

Посредством описанных выше методов анкетирования, традиционных опросов с применением опросных листов, а также панельных исследований — можно получать в основном количественную информацию, обработка которой ведется с помощью процедур упорядочения (например, классификации), вычислений и т.п., что позволяет вычислять разнообразные производные показатели, подробно освещающие изучаемые явления, процессы, объекты и др. Качественную информацию также можно получать посредством применения этих методов, например посредством включения в анкеты или опросные листы открытых вопросов, но в значительно меньших объемах. Все-таки эти методы в большей степени предназначены именно для получения количественной информации. Для получения качественной информации чаще всего используются такие методы, как фокус-группы, глубокие опросы (интервью), методы проецирования и наблюдения.  [c.204]

Одним из наиболее эффективных методов анкетирования яв-тся метод Дельфы .  [c.567]

Анализ производственной ситуации методом анкетирования  [c.497]

Метод анкетирования уже давно получил широкое распространение в практике западных фирм и хорошо зарекомендовал себя при осуществлении различных мероприятий кадровой политики, разработке новых оргструктур, проведении в жизнь инноваций.  [c.497]

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ МЕТОДОМ АНКЕТИРОВАНИЯ  [c.39]

Метод анкетирования уже давно широко применяется в практике западных фирм и хорошо зарекомендовал себя при  [c.39]

Опрос проводился методом анкетирования на сайте проекта Интернет — Финансы и на VII международном форуме разработчиков интегрированных банковских систем, прошедшем в Москве.  [c.430]

Социологический метод получения информации о социально-психологической реакции населения на различные явления, события и мероприятия. Широко используется при изучении рынка. Процедура анкетирования состоит в разработке, распространении, обработке и анализе анкет. Анкетирование — это прежде всего метод сбора первичной вербальной (словесной) информации, основанной на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом). Анкетирование может проводиться как в устной, так и в письменной форме (см. также «Обследование, панельное» [О 22]).  [c.13]

Анкетирование позволяет получить информацию о степени удовлетворенности работой, руководством, условиями труда, о запросах и склонностях. Этот метод нашел наибольшее применение и предполагает составление специального опросного листа—анкеты, распространение его среди коллектива, ответы на вопросы и их последующую обработку с соответствующими выводами. Вопросы могут быть закрытые, т. е. исследуемый должен ответить да или нет , либо открытые, когда анкетируемый дает конструктивные ответы, позволяющие получить более полную информацию. Но в последнем случае требуются большие затраты на обработку и анализ. Характер и число вопросов, включенных в анкету, определяются задачами, поставленными перед исследованием. Однако вопросов не должно быть много. Кроме того, они должны быть четко сформулированы. Массовое анкетирование может дать довольно полную и достоверную информацию для успешной реализации плана социального развития.  [c.253]

Эффективное использование социально-психологических методов управления предполагает повседневное глубокое изучение социальных явлений, происходящих в каждом коллективе. Особенно большого внимания заслуживает изучение индивидуально-психологических черт личности в коллективе взаимоотношений работников внутри трудовых коллективов и коллективов между собой факторов, способствующих сплоченности коллектива характера и форм взаимоотношений между руководителями и подчиненными влияния окружающей социальной среды на деятельность каждого работника и коллектива в целом. Изучение социальных явлений (посредством анкетирования, собеседования с подчиненными, личных наблюдений, постановки социального эксперимента и т. п.) позволяет получать конкретную и точную информацию, способствующую принятию целеустремленных управленческих решений и применению оптимальных способов их реализации.  [c.74]

Типология методов ценообразования. Затратные методы ценообразования (на базе полных издержек, рентабельности инвестиций и др.), применение затратного метода при расчете нижних границ цен. Методы ценообразования, ориентированные на спрос (на базе анкетирования, аукцион и др.). Методы ценообразования, ориентированные на конкуренцию (мониторинг, тендер и т.п.). Синтетические методы ценообразования (агрегатный, обратная калькуляция и др.).  [c.132]

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ -изучение закономерностей функционирования общества в целом или его отдельных подсистем. Методы И.с. наблюдение, интервьюирование, анкетирование. Разновидность И.с. составляют соц.-психо-логические исследования, направленные на выявление закономерностей взаимодействия психологических и соц. факторов межличностной и групповой деятельности, особенностей различных соц. групп, развития личности. И.с. служит важным источником информации для решения соц. вопросов управления организацией.  [c.108]

Составление анкеты — сложный исследовательский процесс, включающий постановку целей, выдвижение гипотез, формулирование вопросов, разработку выборки, определение способа с1нкетирования и т.д. Анкетный опрос может быть осуществлен в устной форме, т.е. регистратор сам заполняет бланк со слов респондента (экспедиционный способ). Другая форма — письменная (метод саморегистрации), когда респондент заполняет собственноручно анкету, которая рассылается по почте (корреспондентский способ). Недостатком этого (более дешевого) метода является определенный процент неправильно заполненных анкет. Кроме того, часть анкет вообще не возвращается. Иногда даже проводятся контрольные выборочные обходы опрашиваемых. Метод анкетирования применяется также при организации панелей, работе с торговыми корреспондентами. Анкеты заполняются экспертами, специалистами и т.д.  [c.72]

Следует помнить, что общее число вопросов в анкете не должно превышать 45. Это максимум, после которого внимание опрашиваемого снижается. Всегда учитывайте и то обстоятельство, может ли опрашиваемый быстро ответить на поставленный вопрос. Не задавайте вопросов, при ответе на которые потребители могут испытывать неудобства или затруднения. В качестве примера использования метода анкетирования и иллюстрации того, как надо составлять анкеты, можно привести анкету японской фирмы «Сони», которой была оснащена двухкассетная магнитола (модель «Сони FH 404).  [c.199]

Метод анкетирования. Он требует наименьших денежных затрат и достаточно эффективен, чтобы получить большое количество информации за короткий период времени. Анкета ИСАРМ, которая была представлена выше, стандартная включает вопросы о рабочем месте и процессе, требованиях к ним, условиях работы и оборудовании. Менее стандартный подход — это попросить работников описать их работу, что дает им возможность выразить собственные идеи и описать рабочий процесс своими словами.  [c.65]

Изучение функций и затрат времени проводилось1 методами анкетирования, интервьюирования, проведения фотографий и само-фотографин рабочего дня.  [c.92]

Каковы же были результаты брендинговой кампании Исследование, проведенное агентством/м/п/л я/г по результатам кампании (методом анкетирования были опрошены 300 респондентов — представителей ЦА), показало, что 52% опрошенных так пли иначе вспомнили, что видели/слышали рекламу Альфа-Банк-Экспресс . По замечен-ности Альфа-Банк-Экспресс стоял на третьем месте среди других банков (после Альфа-Банка и Сбербанка). При этом необходимо учитывать, что масть заметивших рекламу Альфа-Банк-Экспресс отнесли ее к рекламе Альфа-Банка , что тоже было важно. Таким образом, в сумме — как минимум второе место. 44% видевших рекламу Альфа-Банк-Экспресс заявили о том, что запомнили слоган. Слоган был воспроизведен в трех вариантах (даны в порядке убывания частоты воспроизведения) Это мне нравится , Альфа-Банк-Экспресс — это мне нравится , Мне это нравится . 90% опрошенных не были в новых отделениях Альфа-Банк-Экспресс , 9% посещали и вынесли положительное впечатление, и только у 1% респондентов впечатление после посещения отделении отрицательное.  [c.260]

С помощью социологич. методов (анкетирование, интервьюирование и др.) в теории управления изучаются отношения управления с точки зрения их воздействия на люден, формирование социального поведения в процессе труда, а также влияние, к-рое оказывает развитие обществ, сознания на совершенствование отношений управления произ-вом. Широкое применение получают зкономико-математич. методы, линейное, целочисленное, дипамич. и стохастич. программирование, теория очередей, теория массового обслуживания, теория игр и т. д., а также отдельные разделы прикладной математики (теория графов, теория информации, корреляционный, регрессионный и факторный анализ и др.) (см. Математические метода, в экономических исследования. ). Теория управления произ-вом применяет и такие общенаучные инструменты познания, как анализ и синтез, индукцию и дедукцию и ряд других.  [c.643]

Нет метода анкетирования, который был бы лучшим во всех случаях. В табл. 6.4 приведена сравнительная характеристика основных способов сбора количественных данных в международных маркетинговых исследованиях. В таблице методы опроса классифицированы по широким категориям, таким как телефонные, личные, почтовые и электронные опросы. Использование API и почтовых панелей значительно зависит от уровня развития страны. Точно так же использование личных опросов f орговых центрах зависит от того, преобладают ли торговые центры в розничной торговой сети. Это же характерно для опросов по электронной почте и Internet, которые зависят от доступа к компьютерной технике и к Internet.  [c.257]

Одним из примеров применения метода анкетирования в целях анализа производственной ситуации и выработки на его основе стратегии деятельности может служить опыт фирмы ZEDA в г. Вуппертале (Германия), специализирующейся на производстве и сбыте программного обеспечения. Новый управляющий фирмы предложил использовать данный метод исследования для анализа существующих проблем. Метод позволил ему получить информацию, которая по формальным каналам, как правило, не поступает.  [c.497]

Состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, условиям и характеру труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов. У. т. — важный показатель адаптированности работников на данном предприятии. Выявлена прямая связь между у. т. и потенциальной текучестью кадров. У. т. исследуется с помощью методов анкетирования и тестирования.  [c.819]

Анкетирование как форма опроса, его сущность, задачи и методология. Роль статистики и социометрии в анкетировании. Понятие анкеты, требования по ее составлению, -типы вопросов, методы обработки анкеты. Виды анкетирования Способы распространения и сбора анкет. Разработка содержания анкеты. Виды вопросов, их последовательность. Типология вопросника. Веер вопросов.  [c.135]

Методы организации опросов. Использование социометрических методов. Опрос потребителей и продавцов/предпринимателей. Использование выборочного метода отбора респондентов. Методика интервьюирования, индивидуальные и групповые интервью. Тестирование респондентов. Методика анкетирования. Метод саморегистрации кор-  [c.149]

Методология экспертных опросов. Формирование экспертной группы. Оценки компетентности экспертов. Анкетирование экспертов. Дельфи-метод. Метод мозгового штурма (brain-storm). Метод си-нектики. Морфологический -метод. Метод семантического дифференциала Логико-смысловое моделирование проблем. Многомерное шкалирование.  [c.150]

Информадшонные функции. Мотивационные функции. Методы получения необходимой информации от нанимаемых претендентов. Анкетирование, собеседование, тестирование, квалификационный экзамен, оценка и принятие решения.  [c.436]

АНАЛИЗ ДОЛЖНОСТИ — определение наиболее существенных характеристик долж-Hq ra, а также содержания работы (задач, функций, обязанностей) по данной должности на основе упорядочения и оценки информации, связанной с работой или работником. Информация должна включать содержание работы, выраженное в терминах конкретных производственных или управленческих функций и процедур, и характеристики работника (практические навыки, знания, способности, допустимые отклонения и т.д.), необходимые для компетентного выполнения работы. Основные методы сбора информации для А.д. — наблюдения, собеседования, анкетирование. А.д. должен дать ответы на следующие вопросы кому подчиняется должность кто ей подчиняется пункты ответственности (за подчиненных, за материалы, оргтехнику, финансовая ответственность) служебные взаимоотношения (с руководителями, подчиненными, с работниками др. подразделений, представителями внешней среды — клиентами, поставщиками) какой состав задач, функций необходимо выполнить какой режим работы целесообразен для данной должности сколько времени необходимо для выполнения основных процедур какие условия труда способствуют наивысшей производительности труда на данной должности как должно быть организовано рабочее место какими личностными характеристиками должен обладать работник для выполнения работы (по образованию, опыту, профессиональной подготовке аналитическими способностями физ. данными и т.п.). А.д. используется для описания должности, а затем — должностной инструкции.  [c.10]

АНКЕТА (фр. enquete — расследование) — опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. В зависимости от того, как распространяется А. среди опрашиваемых, различают прессовое анкетирование (А. публикуется в прессе), почтовое (А. рассылается по почте) и раздаточное (А. раздается исследователем или под его наблюдением). Анкетирование — один из наиболее распространенных социологических методов.  [c.11]

Анкетирование позволяет получить информацию о степени удовлетворенности работой, руководством, условиями труда, о запросах и склонностях. Этот метод нашел наибольшее применение и предполагает составление специального опросного листа — анкеты, распрос-  [c.222]

economy-ru.info

Анкетирование как метод исследования – психологического, социологического, маркетингового и многих других

 

  Анкетирование как метод исследования (психологического, маркетингового или социологического) играет важную роль в жизни и развитии современного общества. Именно с его помощью специалистам разных сфер удается проводить различные исследования, действовать четко намеченному плану и добиваться высоких (и точных) результатов. Все становится возможным четкой структуре и регламенту любого анкетирования – системе «вопрос-ответ».

  Основные преимущества данного метода – возможность получения информации от большого количества респондентов — анкетный опрос как метод исследования не ограничивает количество участников, а также обеспечение высокого уровня массовости исследовании. Еще одним положительным моментом можно считать анонимность, так как подавляющее большинство опросов направлено на фиксирование ответов, а не на личности респондента. Однако стоит уточнить, что все это не относится к анкетированию при приеме на работу, где действуют несколько иные правила.

  Анкетирование как метод исследования позволяет за короткий срок получить максимально возможный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения общества по каким-то вопросам и в прочих подобных случаях. Как понятно из названия самого метода, в его основе находится главное средства, фиксирующее все данные анкетирования, то есть анкеты. Если обратиться за помощью к толковому словарю, то можно получить такое определение данного слова: анкетой называется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать четкий ответ. Вопросы в анкетах могут требовать ответы точные (математические) или выражающие конкретное мнение (социологические и психологические). На основе данных ответов специалисты и делают соответствующие выводы по интересующей их проблеме.

  В современном мире для анализа мнений разных групп людей чаще всего используется анкетирование как метод социологического исследования, поэтому над созданием соответствующих анкет трудятся профессионалы данной сферы, а также опытные психологи, задачей которых является грамотное составление вопросов для респондента. Есть несколько правил, которым так называемый «опросник» должен соответствовать. Во-первых, следует соотносить цель исследования с общим количеством и содержанием вопросов в анкете. Во-вторых, для того чтобы была возможность анализировать результаты анкетирования разных фокусных групп, в начале анкеты всегда должны размещаться вопросы для уточнения личных данных опрашиваемого – ФИО (в небольшом количестве случаев), возраст, пол и социальное положение. В-третьих, анкетирование как метод исследования не должно быть перегружено расплывчатыми или малозначимыми вопросам, устав от которых респондент не сможет полноценно ответить на самые важные.

   Помимо всего прочего вопросы в анкете должны быть четкими и логичными, следовать в логической последовательности, а также постепенно наращивать интерес опрашиваемого (в случае маркетингового опроса). В конце анкетирования стоит задавать вопросы самые сложные, над ответом на которые придется подумать. Важное условие качественного проведения анкетирования – точность формулировок вопросов, не допускающая двоякого толкования или неясности. Нельзя при создании анкеты допускать вопросов из нескольких многословных предложений, с употреблением профессиональных терминов. Кроме того, если анкетирование как метод исследования не является социологическим, в нем не должны затрагиваться вопросы о воспоминаниях, личных предпочтениях или социальной среде, в которой проживает опрашиваемый.

  Напоследок следует заметить: если вы создаете анкету для любого вида опросов самостоятельно, не забудьте перед анкетированием проверить. Можно задать вопросы людям незаинтересованным, чтобы оценить, насколько грамотно звучит формулировка и легко ли можно дать ответ. Если «пилотная» проверка состоится удачно – можно приступать к исследованию.

 

fb.ru

ГЛАВА 5. ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ (беседа, интервью, анкетирование)

Специфика опросных методов

Опросные методы, к числу которых относятся беседа, интервью и анкетирование, являются инструментом социологических исследований, откуда они и были заимствованы педагогами, психологами. Такие методы используют как разведочные (в начале исследования) и как уточняющие (в его итоге). Беседа, интервью – устный опрос, а анкетирование – письменный. При проведении опросов предварительного решения требуют три проблемы: во-первых, объем и, во-вторых, однородность выборки. Опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц и если окажется, что индивиды, входящие в выборку, весьма различаются по измеряемым параметрам. В-третьих, всегда существует проблема репрезентативности выборки, для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки) на целое (генеральную совокупность).

Все виды опросов делятся на имеющие определенную программу (план, опросник) и свободные (беспрограммные). Свободные опросы проводятся в начале исследования, когда необходимо продумать до конца цели, задачи и гипотезу, выдвинуть и обосновать научную проблему.

Опрос проводится с учетом следующих этапов: адаптация, достижение поставленной цели, снятие напряжения. В процессе адаптации реализуются две важные цели: создание у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройка его к исследованию. Этап адаптации складывается из обращения и нескольких вопросов. Обращение – завязка, начало опроса, момент весьма ответственный. От начала во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо подготовить респондента к беседе психологически.

На этапе достижения поставленной цели происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.

Наконец, в процессе опроса может накапливаться отрицательное психологическое напряжение, в связи с чем перед расставанием необходимо попытаться сгладить это впечатление, снять стресс. Для этого рекомендуется в конце опроса ставить функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.



По цели различают вопросы содержательные (основные) и функциональные (не основные). Содержательные направлены на получение информации об явлениях и взаимосвязях. Функциональные используются для оптимизации, упорядочения течения опроса.

Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Различают несколько видов функциональных вопросов: 1) функционально-психологические, которые используют для снятия напряжения; 2) вопросы-фильтры, которые задаются перед содержательными, чтобы определить, относится ли респондент к той группе людей, для которой предназначен вопрос; 3) контрольные вопросы, которые используются для проверки данных; 4) поддерживающие вопросы, необходимые для оптимизации проведения опроса.

Выделяют прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы – такие, при которых объект интереса исследователя совпадает с содержанием вопроса (Нравится ли Вам профессия педагога-психолога?). Косвенный вопрос, когда содержание вопроса и объект интереса исследователя расходятся (Согласны ли Вы, что профессия педагога-психолога одна из лучших?).

Открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы в свободной анкете предполагают любой ответ. Их применяют для предварительной ориентировке в мнениях. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного ответа среди нескольких имеющихся вариантов. Такие ответы легче подвергать статистической обработке. Закрытые вопросы могут быть альтернативные, когда на один вопрос имеется лишь два ответа: «да», «нет». Стандартизированные ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке. В этом их достоинство. Полузакрытый вопрос предоставляет возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант.

При составлении вопросов педагог-исследователь должен избегать ряда типичных ошибок, которые значительно снижают ценность полученных данных. Ошибки эти заключаются в следующем: скрытые подсказки желаемого ответа; сверхдетализированность вопроса; двусмысленность вопросов; преобладание закрытых вопросов, которые в анкетах снижают возможность качественного анализа ответов; отсутствие логической связи вопросов друг с другом, их последовательности и взаимозаменяемости, что часто делает полученные результаты с научной точки зрения бессмысленными.

Метод беседы

Беседа как метод исследования в значительной мере искусство. Ее результат во многом зависит от личностных качеств исследователя. Беседа может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Предварительно определяется программа: цель, объект, предмет разговора, отдельные вопросы и место проведения. Успех зависит от заинтересованности предметом разговора, умения вызвать на откровенность. Формулировки вопросов должны быть понятными, тактичными. Опыт показывает, что нецелесообразно ставить прямые вопросы «в лоб», типа: «Какой у вас режим?» Лучше: «Когда вы ложитесь спать?».

Для вступления в контакт рекомендуется придерживаться следующих правил. Люди склонны охотно говорить о тех предметах, которые их интересуют и увлекают (профессия, хобби), поэтому важно предварительно узнать о преобладающих интересах данного ученика или группы. Поводом для начала беседы могут быть объекты, ситуации или события, имеющие эмоциональный характер. Например, результаты смотра художественной самодеятельности. При этом следует избегать того, о чем собеседнику вспоминать неприятно. Важно создать атмосферу доверия и соблюдать педагогический такт. Человек должен быть уверен, что результаты беседы не станут для него источником неприятностей. Благоприятной обстановкой для беседы является привычная и естественная среда: класс, домашняя обстановка, совместный отдых. Беседу лучше сначала запомнить, а потом записать.

Метод интервью

Важным методом сбора информации является интервью. Интервью [< англ. interview] в научных исследованиях разновидность беседы с целью сбора материала для изучения и обобщения. В беседе идет разговор, то есть взаимообмен информацией, каждый из участников может задать или ответить на вопрос. В интервью один спрашивает другого, сам свое мнение не высказывает. Интервью бывает индивидуальным и групповым.

Интервьюер – лицо, которое проводит интервьюирование. Интервьюирование в социальных исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью метода интервью. Метод интервьюирования полезен, когда исследователь заранее уверен в объективности ответов ученика. Так как интервью не предполагает ряда уточняющих вопросов, как в беседе.

Интервью по целям делят на интервью мнений (изучают отношение людей к явлениям) и документальное интервью (уточняют факты, события). Документальное интервью отличается большей достоверностью информации.

Выделяют стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью. В нестандартизированном интервью формулировка и последовательность вопросов по ходу могут подменяться и изменяться от первоначального замысла. В стандартизированном интервью вопросы предлагаются в определенной последовательности. Схема содержит также необходимые пояснения к вопросам, а также описание ситуации, в которой должен проходить опрос (в квартире, в классе, в школьном дворе на прогулке).

Нестандартизированное интервью чаще всего применяют в начале исследования, когда необходимо уточнить проблематику, еще раз проверить основные положения плана сбора информации, определить объект исследования. В этом случае для опроса задается только тема, в рамках которой проходит беседа. Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Респондент имеет оптимальную возможность выразить свою позицию в наиболее удобной для себя форме.

Преимущество стандартизированного интервью выражается в следующем: оно следует основному принципу измерения – сделать информацию сопоставимой; оно сокращает до минимума количество ошибок при формулировке вопроса.

 

 

Метод анкетирования

Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование. Анкета [< фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.

Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные).

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.

Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявления взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям. В анкете задается серия вопросов (в 3-4-х классах не более 4, в 6-8-х до 7-8, в 9-10-х допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут). В анкете существует жесткая логическая структура. Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых (5-6 человек).

Виды анкет. Выделяются анкеты-интервью, когда исследователь сам заполняет анкету, уточняя мысли собеседника, выявляя правильность понимания вопроса, выясняя мотивы ответа. Прессовая анкета – отправляется по почте, в конверт закладывается пустой конверт с написанным обратным адресом.

Анкетные данные тем достовернее, чем больше лиц опрошено. Типичными недостатками метода анкетирования являются неточность в формулировке вопросов, что порождает ошибочные ответы. Порой бывает обилие вопросов, сходных по содержанию, вызывающих недоумение и механические ответы без серьезных раздумий. Неумелая мотивировка важности анкетного опроса ведет к попытке угадывания ответов, какой нужен исследователю. И, наконец, неорганизованность в проведении опроса приводит к шуму, консультациям, списыванию друг у друга.

Грамотно составленные анкеты должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности, но помимо этого, каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям. Предусмотрены ли такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить». Такие ответы предоставляют респонденту возможность уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками? Тем самым закрытый вопрос превращается в полузакрытый. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения ответа? Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения? Есть ли необходимость заменить непонятные слова или термины? Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если такое возможно, то необходимо предусмотреть вопрос-фильтр на проверку компетентности. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? При необходимости следует один вопрос раздробить на целый блок вопросов. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений?

Композиция анкеты проверяется по следующим критериям. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты? Нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие? Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока? Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?

Итак, в процессе педагогического исследования необходимо применить наиболее оптимальный комплекс методов, которые позволяли бы получать разносторонние сведения, могли бы отражать динамику развития формируемых качеств во времени, а также позволили бы анализировать ход экспериментально-педагогического процесса, его результаты и его условия, в которых он функционирует. На разведочном этапе, на этапе проверки экспериментальных данных этому наилучшим образом соответствуют опросные методы исследования (беседа, интервью, анкетирование). Начинающему исследователю важно только позаботиться о следующем: выбранные методы должны соответствовать объекту, предмету и общим задачам проводимого исследования; соответствовать современным принципам научного исследования; соответствовать этапу исследования; гармонично дополнять другие методы в единой методической системе.

Основные понятия по теме

АНКЕТА [< фр. enquete] – 1) опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет; 2) составляемый исследователем список вопросов обследуемому контингенту лиц, ответы на которые служат исходным материалом для обобщений.

АНКЕТЕР – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

АНКЕТИРОВАНИЕ – метод сбора первичного материала в социологических, педагогических, психологических и других исследованиях с помощью анкеты.

ИНТЕРВЬЮ [< англ. interview] – в социальных исследованиях – беседа лица, проводящего интервью по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для исследования и обобщения.

ИНТЕРВЬЮЕР [< англ. interviewer] – лицо, которое проводит интервьюирование.

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ – в социальных исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью интервью.

ИНФОРМАНТ – лицо, включенное в эксперимент и поставляющее какую-либо информацию в виде ответов на вопросы исследователя.

СТРАТА [< лат. stratum – настил, слой] – в социологии – социальный слой, группа людей, выделяемая по какому-либо общему признаку (возрастному, профессиональному, уровню образования и т.п.).

СТРАТИФИКАЦИЯ [< лат. stratum – настил, слой + fasere – делать] – в процессе научного исследования – разделение, расчленение общества (генеральной совокупности) на страты.

РЕСПОНДЕНТ [< англ. respond – отвечать] – тот, кто отвечает на вопросы анкеты; тот у кого берут интервью.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чём специфика опросных методов?

2. Каковы этапы проведения опроса?

3. Перечислите виды вопросов. Каковы типичные ошибки при составлении вопросов?

4. Каковы критерии для проверки правильности составления анкеты?

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *