Анкетирование метод опроса – 3. Анкетирование как метод исследования

Опрос, интервью и анкетирование как способы исследования массовой коммуникации. Исследование мнения респондентов с помощью опроса, интервью и анкетирования.

     Опрос – метод получения информации посредством ответов на вопросы. Опрос является наиболее популярным методом исследования массовой коммуникации. Обусловлено это тем, что применение опроса, особенно анкетирования4, позволяет получить индивидуализированную информацию от большого числа людей. При этом необходимо помнить об ограниченности метода при изучении мотивации поведения респондентов. В одних случаях возможны неточные, необъективные ответы, в других – социально желательные ответы, основанные на представлениях о «верном» ответе на тот или иной вопрос. Возможно возникновение барьера по отношению к интервьюеру, тем более к автору анкеты, с которым опрашиваемый обычно лично не знаком.

     В практике исследований массовой коммуникации применяются такие формы опроса, как интервьюирование и анкетирование. Интервью – это метод социально-психологического исследования, при котором интервьюер лично проводит опрос. Анкетирование – это метод социально-психологического исследования, при котором проводится заочный опрос с использованием анкет.

   Применяются такие виды интервью, как:

  •  Стандартизированное. В стандартизованном интервью формулировка вопросов и их последовательность определены заранее и неизменны для всех опрашиваемых. Основным достоинством этого вида интервью является удобство сбора и обработки информации. Стандартизированное интервью востребовано при опросе значительного количества человек, например зрителей определенного телевизионного канала, жителей района и т. д.
  • Нестандартизированное. При проведении нестандартизированного интервью интервьюер руководствуется лишь общим планом, может самостоятельно формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана. Поскольку этот вид интервью более близок к обычной беседе, опрашиваемые склонны давать более искренние ответы. Конечно, как на стадии сбора информации, так и на стадии ее обработки важен профессионализм исследователя. Однако на ранних стадиях проведения исследования, так сказать, разведки, нестандартизированное интервью даже с несколькими людьми может дать решающую информацию, например при разработке идеи рекламной кампании некоего продукта.
  • Полустандартизованное. При полустандаризированном, или фокусированном (фокус-интервью), интервью используется т. н. «путеводитель», гайд (от англ. guide) с перечнем необходимых и возможных вопросов. Форма вопросов может меняться интервьюером в зависимости от особенностей опрашиваемого и хода беседы. Этот вид опроса совмещает в себе достоинства двух предыдущих разновидностей интервью, поскольку получаемые данные являются, с одной стороны, сопоставимыми, а с другой – в большей степени отражают действительные представления и отношения респондентов. Фокус-интервью с успехом применяется при опросе жителей избирательного участка в преддверии предвыборной кампании.

    При необходимости опроса значительного количества человек – от 800 и более – на поздних стадиях проведения исследования обычно применяется

анкетирование. Этот метод позволяет с меньшими затратами получить значительный объем данных. Анкетирование востребовано для уточнения имеющейся информации, при необходимости отслеживания эффекта каких-либо акций, например при запуске рекламы, вида товара и т. п.

     В целом структуру анкеты, повторяющую узловые моменты интервью, можно представить следующим образом.

1. Введение (указание на то, кто и для чего проводит опрос, возможные гарантии анонимности информации, инструкции по заполнению анкеты и ее возврату).

2. Вступительные вопросы (для формирования интереса и включенности в работу респондента).

3. Основные вопросы.

4. «Паспортичка» (графы для указания пола, возраста, уровня доходов, образования и др. необходимой информации).

5. Благодарность (кратко).

    При составлении вопросов желательно соблюдать следующие правила, сформулированные А. Л. Свенцицким [52].

1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

2. Не следует использовать малораспространенные, узкоспециальные слова и термины с двойным значением.

3. Вопросы не должны быть слишком длинными.

4. Если опрос касается малознакомого предмета, необходимо делать предисловие.

5. Каждый вопрос должен быть конкретным.

6. Следует предлагать все возможные варианты ответа на определенный вопрос или не указывать ни одного.

7. Варианты ответа должны быть приемлемы в равной степени.

8. Формулировать вопрос нужно таким образом, чтобы избежать стереотипных ответов.

9. Не следует включать в вопрос слова, которые сами могут вызвать негативное отношение опрашиваемого.

10. Вопрос не должен носить внушающий характер.

      Основной особенностью использования метода опроса является возможность изучения представлений респондентов об определенных аспектах интересующих исследователя явлений. Метод имеет ряд модификаций, разнообразие которых позволяет приспособить метод под задачи конкретного исследования.

4    В изложении материала автор опирается на традиционную для отечественной социальной психологии классификацию методов исследования, предложенную в работе «Методы социальной психологии» под редакцией В. Е. Кузьмина и Е. С. Семенова [52].

                                                                                Тесты – предыдущая | следующая – Эксперимент

Оглавление

Количественные и качественные методы психологического исследования массовой коммуникации

Консультация психолога детям, подросткам, взрослым

vprosvet.ru

Методы опроса: интервью, анкета.

Анкетирование. Здесь источник психологических знаний – ответы испытуемых на поставленные вопросы, которые он дает на основе самонаблюдения и оценки себя. Эти данные хранятся в памяти и достаточно субъективны.

Следует помнить, что анализируя ответы испытуемых мы получаем в результате коллективное представление о какой-то реальности и не всегда это представление соответствует объективным законам, показателям.

Сумма ответов испытуемого – это не объективная реальность.

Вопросы могут задаваться письменно и требовать письменного ответа => мы имеем дело с методом анкетирование.

Он осуществляется опосредованно. Анкеты обычно проводятся, когда требуется обсудить острые, дискуссионные, личные, интимные вопросы и тогда, когда нужно изучить большое количество испытуемых.

При проведение анкеты следует учитывать:

1) ее оформление,

2)       инструкция испытуемому,

3)       точность сбора объективной информации в виде сведений, сообщаемых о себе.

Внешний вид. Шрифт, верстка, наличие цвета, рисунка и таблиц.

Инструкция. Центральное звено в психологических исследованиях. Обычно в них указывается

  • кто проводит,
  • с какой целью,
  • где будут использованы результаты,
  • гарантируется анонимность личных ответов,
  • дается инструкция как отвечать,
  • формулируется призыв к искренности и полноте ответов,
  • благодарность за участие в исследовании.

Зачастую указывают второстепенную, либо ложную цель анкетирования, чтобы люди специально не стремились представить себя в выгодном свете. В конце анкеты обычно приводится паспортичка, где спрашивают испытуемого о его объективных характеристиках(а теперь сообщите некоторые сведения о себе: пол, возраст, образование и др.).

Опросы: очные, заочные.  Вопросы:

Конструирование закрытых вопросов происходит следующим образом. Закрытые вопросы могут быть представлены в виде таблицы, могут быть составлены как определенные суждения, к которым можно присоединиться или нет.

Вопросы по другим основаниям и по форме их составления могут быть прямыми и косвенными.

Прямые вопросы требуют критичного отношения к самом себе и могут оставаться без ответа.

Косвенные вопросы могут быть разделены на вопросы о фактах поведения и фактах сознания.

Факты поведения люди стремятся представить в выгодном для себя и социально приемлемом свете. Здесь мы сталкиваемся с ошибками памяти и непониманием. Существует ряд типичных ошибок которые связаны с особенностями человеческой психологии.

Это следующие эффекты:

  • эффект ложного согласия – мои недостатки и пороки широко распространены и встречаются у всех.
  • Эффект ложной уникальности – мои достоинства и добродетели чрезвычайно редки и есть только у меня.
  • Собственный успех приписывают своим личным достоинствам, а свои неудачи и ошибки к стечению обстоятельств. Оценивая других, тенденция противоположная.
  • Эффект ложной корреляции: когда присутствие вместе двух событий распространяется на объяснение всех событий в целом.

Вопросы связанные с сознанием следует проверять дополнительно – интервью.

Все вопросы могут быть разделены на основные, которые дают главную информацию об изучаемом явлении и неосновные.

Неосновные вопросы бывают:

а) в виде фильтров,

б) контрольные вопросы.

Вопросы, выполненные в проективной технике:

а) рисуночные ситуации, где обычно изображаются двое беседующих людей и приводятся слова одного из них. Требуется ответить за другого.

б) в виде незаконченных предложений.

Вопросы могут представлять из себя ловушки, которые выявляют некомпетентных респондентов(отметить те книги, которые вы читали, перечисляют три книги, которые существуют и две не существующие ).

Буферные вопросы для того, чтобы осуществить переход  от 1 темы к другой

Вопросы-тесты- коротенькие задания для оценки каких-то качеств личности словарн.запаса — подобрать синонимы к слову

Правила формулировки вопросов.

1)       Вопросы должны быть информативны, т.е. давать информацию, которой нет в других источниках. Информативность требует, чтобы вопросы не вызывали однозначные ответы.

2)       Вопросы должны быть в пределах компетентности испытуемого. Она связана с образованием и жизненным опытом.

3)       Вопросы должны учитывать возможности человеческой памяти.

4)       Вопросы должны быть логически отдельны, т.е. не должно быть запятых или союзов «и».

5)       Должна употребляться понятная терминология и однозначные понятия. Следует опробировать вопросы на понимание.

6)       Вопросы не должны быть слишком длинными не больше 10-11 слов.

7)       Перед необычными вопросами требуется пояснение.

8)       Вопросы должны быть по возможности конкретны в максимальной степени. Такие  оценки как «много», «мало» иногда вызывают  затруднения. Не следует задавать вопросы об общих категориях (Есть ли у вас чувство юмора?)

9)       В закрытых вариантах вопросов требуется  проверять полноту этих вариантов и уравновешивать позитивные и негативные ответы. Их кол-во должно быть одинаковым.

10)    Вопросы должны быть морально приемлемы , т.е. не должны задевать религиозные, национальные  чувства, традиции, самоуважение человека. Интимные вопросы должны быть продуманы.

11)    Вопросы должны быть личностно приемлемы. Следует принимать во внимание  особенности  личности испытуемых (пр. возраст). Связано с состоянием человека. Чтобы не задевать человека.

12)    Вопросы должны быть не шаблонные, т.е. следует избегать речевых штампов и банальных выражений. Лучше задавать косвенные вопросы.

13)    Следует избегать тенденциозных вопросов. Такие вопросы внушают определенные ответы или направления мышления. Поэтому при помощи определенных вопросов можно получить результат.

Обработка результатов.

Результаты анкетирования подсчитываются по частоте встречающихся ответов. Все  рез-ты должны быть разбиты на группы по  объективным показателям и сравниваться между собой по статистич. критериям.

students-library.com

МЕТОДЫ ОПРОСА АНКЕТИРОВАНИЕ АНКЕТА ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ АНКЕТЫ

МЕТОДЫ ОПРОСА. АНКЕТИРОВАНИЕ. АНКЕТА. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ АНКЕТЫ.

МЕТОДЫ ОПРОСА ОПРОС — метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом (человеком, отвечающим на вопросы и выступающим источником информации) и исследователем (человеком, собирающим информацию; им может быть сотрудник социальной службы, менеджер по персоналу и т. п. ).

МЕТОДЫ ОПРОСА Обозначение получаемой информации как первичной подчеркивает необходимость дальнейшей ее интерпретации. Ни один из опросников, даже самый простой, не дает возможности использовать его данные без осмысления.

МЕТОДЫ ОПРОСА Методы опроса — основные методы, применяемые в социологии и социально-психологических исследованиях — около 60 80% эмпирических данных получают при их помощи.

МЕТОДЫ ОПРОСА Опросы носят также название демоскопии (гр. demos народ + skopeo смотрю, рассматриваю) – 1) соц. изучение общественного мнения, метод выявления настроений и позиций населения (групп людей) по отношению к чему (кому) либо путем репрезентативного устного или письменного опроса (социологическое исследование).

МЕТОДЫ ОПРОСА ВИДЫ ОПРОСА I. ПО ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ 1) 2) ОЧНЫЙ, ЗАОЧНЫЙ. ОЧНЫЙ ОПРОС предполагает непосредственный контакт исследователя с респондентом. Это может быть и интервью, и письменное анкетирование. Важный момент очного опроса — влияние личности человека, проводящего сбор информации. В случае ЗАОЧНОГО ОПРОСА инструментом, опосредующим взаимодействие, выступает письменная анкета как средство сбора информации.

МЕТОДЫ ОПРОСА II. ПО СОДЕРЖАНИЮ Число оснований для таких классификаций практически бесконечно. II. ПО ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ 1) 2) ГРУППОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

МЕТОДЫ ОПРОСА АНКЕТИРОВАНИЕ- это ПРОЦЕДУРА проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.

МЕТОДЫ ОПРОСА Название «анкета» происходит от французского enque’te, что означает расследование или же опросный лист для получения каких либо сведений от того, кто его заполняет. В современных социально психологических (конфликтологических) и социологических исследованиях АНКЕТА представляет собой перечень вопросов и ответов, составленных в соответствии с исследовательской программой (целью исследования) (Свенцицкий 2008).

МЕТОДЫ ОПРОСА ДОСТОИНСТВА АНКЕТИРОВАНИЯ 1) высокая оперативность получения информации; 2) возможность организации массовых обследований; 3) сравнительно малая трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; 4) отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов; 5) невыраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому либо из отвечающих.

МЕТОДЫ ОПРОСА НЕДОСТАТКИ АНКЕТИРОВАНИЯ 1) отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов; 2) не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

МЕТОДЫ ОПРОСА ИСКУССТВО анкетирования заключается в том, чтобы знать, о чем спрашивать, какие задавать вопросы и убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

АНКЕТА ВИДЫ АНКЕТ 1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ анкета (один респондент) — ГРУППОВАЯ (аудиторная) анкета (несколько респондентов). 2. СПЛОШНАЯ (опрос всех представителей выборки) — ВЫБОРОЧНАЯ (опрос части выборки) анкета. 3. ОЧНАЯ (в присутствии исследователя анкетёра) — ЗАОЧНАЯ (анкетёр отсутствует) анкета. ЗАОЧНЫЕ АНКЕТЫ 1) 2) 3) 4) раздаточные; почтовые; прессовые; интернет анкеты.

АНКЕТА 4. 5. ЛИЧНАЯ (с указанием фамилии, имени и других данных) и БЕЗЛИЧНАЯ (анонимная) ОТКРЫТАЯ (вопросы задаются в открытой форме, предполагающей произвольный ответ), ЗАКРЫТАЯ(предусмотрены одно значные варианты ответов типа «да — нет» ) и ПОЛУЗАКРЫТАЯ (комбинированные вопросы) анкета. 6. ТЕЛЕФОННАЯ.

АНКЕТА СТРУКТУРА ОПРОСА Последовательность задаваемых вопросов имеет большое значение для получения качественной информации. Любой ОПРОС включает несколько сменяющих друга закономерных ФАЗЫ ОПРОСА (по цели и характеру вопросов): 1) фазу адаптации; 2) основную фазу; 3) выход из ситуации опроса.

АНКЕТА ФАЗА АДАПТАЦИИ включает: 1) подготовку к работе с данной конкретной анкетой, 2) принятие такой задачи, как последовательные ответы на ряд разнообразных вопросов, когда речь идет о вопросах, связанных с реальной жизнью (с ситуацией на работе, отношениями с начальством, семейными проблемами и т. д. ).

АНКЕТА ФАЗА СБОРА ОСНОВНОЙ ИНФОРМАЦИИ Обеспечить для респондента снятие напряжения и выход из ситуации опроса: 1) это чисто этические обязательства перед человеком, которого вы «втянули» в постороннее для него занятие; 2) более прагматическая причина — создание себе (или кому то из своих коллег) возможности обратиться к данному респонденту еще раз. У РЕСПОНДЕНТА должны оставаться приятные воспоминания о встрече с вами.

АНКЕТА ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ ОПРОСА Практика социальных исследований подтверждает негативное влияние больших опросников на качество данных: 1) желание «спросить обо всем» приводит к тому, что большая часть полученной информации просто пропадает; 2) увеличение размера анкеты негативно влияет, прежде всего, на согласие людей давать ответы (существует прямая зависимость возврата заочных анкет от их компактности).

АНКЕТА СРЕДНЕЕ ВРЕМЯ, отводимое на ответы на вопросы анкеты, должно быть приблизительно 20 мин (около 30 вопросов). ВАЖНЫМИ ФАКТОРАМИ, определяющими возможную длительность анкетирования и достоверность сообщаемой респондентом информации, выступают ХАРАКТЕР и СИЛА МОТИВАЦИИ респондента.

АНКЕТА ПОСТРОЕНИЕ АНКЕТ I. ВВЕДЕНИЕ 1. ОБРАЩЕНИЕ К РЕСПОНДЕНТАМ (содержащее серьезную научную рекомендацию (кто проводит опрос) и цель работы, что побуждает респондентов к ответам — устанавливает контакт). Важно это сделать кратко, ясно и живо, чтобы заинтересовать отвечающих на анкету. 2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКА АНКЕТЫ. 3. ГДЕ И КОГДА МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

АНКЕТА 4. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ (НЕСЛОЖНЫЕ) ВОПРОСЫ – ВОПРОСЫ «КОНТАКТЁРЫ» (цель— настроить респондентов на ответы, ощущать себя безопасно). ФУНКЦИИ ВОПРОСОВ «КОНТАКТЁРОВ» 1) формирование установки на сотрудничество; 2) стимулирование заинтересованности испытуемых; 3) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете; 4) получение информации. Первые вопросы составляют максимально легкими и интересными

АНКЕТА II. СЕРЕДИНА АНКЕТЫ — это наиболее важные и сложные с содержательной точки зрения вопросы, направленные на выяснение сути изучаемых явлений. III. В КОНЦЕ АНКЕТЫ задаются менее сложные, заключительные вопросы, так же, как и вступительные, направленные на создание атмосферы безопасности. IV. «ПАСПОРТИЧКА» (должна дать исследователю максимальное представление о социальнодемографических характеристиках респондентов).

АНКЕТА КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ АНКЕТ I. ПО СОДЕРЖАНИЮ (ИЛИ НАПРАВЛЕННОСТИ) 1) о личности респондента; 2) о фактах сознания; 3) о фактах поведения. II. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ОТВЕТА 1) закрытые; 2) полузакрытые; 3) открытые.

АНКЕТА ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС 1) содержит полный набор возможных ответов. 2) респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. 3) количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

АНКЕТА СПОСОБЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ ДЛЯ ЗАКРЫТОГО ВОПРОСА: 1) 2) 3) 4) дихотомическая форма; поливариантная форма; шкальная форма; табличная форма.

АНКЕТА 1) ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ позволяют эффективно сопоставлять результаты респондентов; 2) в ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСАХ отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, 3) ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

АНКЕТА ПОЛУЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС 1) используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц; 2) кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь).

АНКЕТА ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент.

АНКЕТА III. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ФОРМУЛИРОВАНИЯ 1) прямыми; 2) косвенными. ПРЯМОЙ ВОПРОС § направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента; § предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ. Если требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим составляют КОСВЕННЫЙ ВОПРОС, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации.

АНКЕТА IV. ПО ФУНКЦИИ вопросы анкеты подразделяются на 1) информационные (основные), 2) фильтры, 3) контрольные (уточняющие). Большинство вопросов в анкете направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ.

АНКЕТА ВОПРОСЫ-ФИЛЬТРЫ § используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них; § это своеобразная «анкета в анкете». § начало и окончание ФИЛЬТРА обычно четко обозначают графически. Ограничения круга респондентов, осуществляемые ФИЛЬТРОМ, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

АНКЕТА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ § § дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений; исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

АНКЕТА ВИДЫ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ § § Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами (если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа). Вторые служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов (в них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ).

АНКЕТА СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ: 1) в анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь; 2) ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами; 3) контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете; 4) необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п. ).

АНКЕТА ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВОПРОСОВ АНКЕТ 1. Вопросы должны соответствовать жизненному опыту и знаниям опрашиваемых. 2. В анкете не должно быть вопросов, имеющих неточный смысл. 3. Каждый вопрос должен быть логически отдельным, не должно быть несколько вопросов в одном. 4. Вопросы не должны требовать дополнительных пояснений.

АНКЕТА 5. Вопросы не должны содержать иностранных слов или специальных терминов. 6. Не присутствуют ли в вопросе слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? 7. Вопросы не должны носить внушающего характера. 8. Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? 9. Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента?

АНКЕТА 9. Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции ? 10. Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему? 11. Относится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр? 12. Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно? 13. Какой вид вопроса (по форме ответа и но способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?

АНКЕТА 14. Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они? 15. Опрос не должен быть очень длительным ( желательно не более 20 минут, оптимальное количество вопросов в анкете 25 — 30). 16. Если интересующие нас данные можно получить другим путем (например, в отделе кадров), то о них не следует спрашивать в анкете. 17. Интимные вопросы должны стоять в середине или конце анкеты. 18. Вопросы должны иметь грамматическое согласование между вопросами и ответами. 19. Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

АНКЕТА I. III. IV. V. VI. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ АНКЕТЫ Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов. Анкетирование. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.

present5.com

Метод опроса

В социально-психологических исследованиях особое место занимает метод опроса.

Опрос различных общественных слоев населения дает возможность составлять прогнозы в разных областях деятельности человека. Ответы респондентов рассматриваются как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах.

Носитель информации при анкетировании имеет возможность дать на них письменный ответ без экспериментатора, в то время как опрос представляет собой акт непосредственного общения. При этом достаточно большую роль играют не только умело и четко поставленные вопросы, но и межличностные отношения, устанавливаемые в процессе беседы.

Исследователь, после формулировки исходной гипотезы, определяет те факторы, которые собирается изучить и, исходя из целей и задач, обдумывает систему вопросов. При этом первоначальные сведения о респонденте – возраст, уровень образования – являются важными.

По виду методы опроса бывают стандартизированные и не стандартизированные:

  • Стандартизированные опросы рассматриваются как строгие опросы. Они дают общее представление об исследуемой проблеме;
  • Не стандартизированные опросы в сравнении с первыми, менее строгие, без жестких рамок и позволяют, в зависимости от реакции респондентов на вопросы, варьировать поведение исследователя.

При составлении вопросов существуют определенные правила:

  1. Вопросы должны быть логичными и отдельными;
  2. Специальная, специфичная терминология не должна употребляться;
  3. Каждый вопрос должен быть краток;
  4. Каждый вопрос должен быть конкретен;
  5. Вопросы не должны содержать подсказку;
  6. Предотвращение в формулировке вопроса возможности получения шаблонных ответов;
  7. Язык вопроса не должен вызывать отторжение, например, не быть слишком экспрессивным;
  8. Вопросы внушающего характера недопустимы.

В опрос могут быть включены вопросы как закрытые, так и открытые, что будет зависеть от характера исследования. В закрытых вопросах предоставляется выбор ответа из нескольких пунктов, а на открытые вопросы респондент должен дать распространенный ответ. В первом случае недостатком будет вероятность невнимательного и необдуманного ответа, т.н. «автоматизм» в заполнении. Следствием является в этом случае искажение результатов тестирования.

Открытые вопросы, когда ответы даются в свободной форме, дают более точные результаты, но усложняют их обработку.

Существуют разные методы опроса, среди них:

  • Анкетирование;
  • Личностные тесты;
  • Метод лестницы;
  • Метод интервью.

Данные методы дают возможность быстро разобраться в интересующей проблеме и использовать в дальнейшем эти знания.

Критерии классификации опросов

Существуют определенные критерии, по которым все опросы можно классифицировать:

  • По способу получения информации, её интерпретации. По этому критерию существует:
  1. Анкетный опрос, который в виде анкеты вручается респонденту для заполнения;
  2. Социологическое интервью. Это наиболее гибкая форма работы с респондентом. В основании лежит очная или заочная (по телефону) беседа с респондентом по заданной проблеме;
  3. Экспертный опрос. В данном случае в качестве респондентов выступают эксперты.
  • По степени охвата генеральной совокупности:
    1. Сплошные опросы, охватывающие всю генеральную совокупность;
    2. Выборочные опросы. В данной ситуации опросом охватывается часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки.
  • По процедуре проведения выделяются:
    1. Индивидуальные опросы, они всегда проходят один на один в индивидуально-личностной форме;
    2. Групповые опросы, как правило, проходят с несколькими респондентами, иногда с целой группой.
  • По форме проведения опросы бывают:
    1. Устные;
    2. Письменные.
  • По способу коммуникации респондента и социолога:
    1. Контактные опросы, основанные непосредственно на личном контакте в процессе проведения опроса;
    2. Бесконтактные опросы.
  • По частоте проведения опросов:
    1. Разовые опросы населения по какой-либо проблеме;
    2. Повторные опросы.

    Основные методы опроса

    Известно, что опрос может проводиться в различной форме – анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос. Подробнее рассмотрим метод экспертного опроса.

    Метод экспертного опроса

    Под методом экспертного опроса понимается совокупность различных методов, приемов, техник, процедур. Выделяются следующие процедуры:

    • Обычный опрос, который предполагает проведение разового анонимного опроса. Это наиболее легкий опрос, как в организационном, так и экономическом отношении;
    • Многоступенчатый опрос. Задача экспертов здесь уже усложняется, потому что многоступенчатость вводится для того, чтобы на каждом последующем этапе эксперты решали более сложные задачи. Организовать многоступенчатый опрос можно по-разному, от общих вопросов к более конкретным вопросам или наоборот. В конце эксперты делают обобщения, используя метод «пирамиды».
    • Основным методом опроса в силу специфики экспертной аудитории, становится анкета, заполняемая экспертом, а не интервью. В анкете чаще используют открытые вопросы, позволяющие установить творческий потенциал эксперта и высказать оригинальную точку зрения;

    • Заочный и очный экспертный опрос. К заочному опросу относят письменный опрос, анкетирование, метод независимых характеристик, дельфийскую технику. Опрос связан с организационными трудностями, которые проявляются в низком уровне возврата анкет. Очным опросом является интервью, совещание, исследовательская беседа, «мозговая атака»;
    • Формализованный опрос экспертов. Это обычное анкетирование по вопросам, сформулированным как в открытой, так и в закрытой форме. От письменного сбора мнений его отличают цели, задачи и содержание. Анализ данных обычно статистический;
    • Метод независимых характеристик. Он дает обобщенную оценку одного явления, а информация о нем поступает из разных источников. На начальном этапе разные мнения сравниваются и сопоставляются. На втором этапе, с помощью математико-статистических процедур, происходит их обработка и сопоставление. Достоверные выводы формулируются на заключительном третьем этапе;
    • «Дельфийская техника». Это самая распространенная процедура проведения экспертного опроса. Опрос экспертов происходит в несколько туров, обработка результатов каждого тура, информирование о результатах и повторение такой же процедуры:
    1. Первый тур – ответы без аргументации. Выделение крайних и средних суждений после обработки и сообщение экспертам;
    2. Повторное обращение к оценкам опрашиваемых экспертов, чтобы пересмотреть свои взгляды и суждения, т.к. у них было время на размышление. После этого тура новые оценки тоже обрабатываются, крайние и средние мнения обобщаются, итоги снова докладываются экспертам. Такое повторение идет 3-4 раза. Как показала практика, после четвертого тура мнение экспертов уже не меняется. В результате вырабатывается согласованная оценка.

    Общую оценку методом «Дельфы» выводит не математика и статистика, а сами люди;

  • Метод «мозговой атаки» – наиболее известный метод коллективного принятия творческих решений. Метод представляет собой неструктурированный, свободный процесс генерирования собственных идей вокруг заданной темы. Разработан и описан он был в 1938 г. американским психологом А.Ф. Осборном.
  • spravochnick.ru

    Методы проведение опросов

    Частное учреждение образования

    «Техникум бизнеса и права»

    Рекламный Менеджмент

    (наименование дисциплины)

    Контрольная работа № 1

    Вариант № 14,

    Учащегося (йся) Кучвальского Павла Игоревича

    (Фамилия, имя, отчество)

    _5­_ курса, группы ____К — 803___ шифр учащегося________________________________

    (№ ДОГОВОРА или зачётной книжки)

    Специальности: ___Коммерческая деятельность___

    Адрес, телефон. г. Бобруйск, ул. Спартаковская д. 15 8-029-935-46-39

    Содержание

    1. Опишите методы проведение опросов.

    2. Опишите методы определения экономической эффективности рекламы.


    1. Опишите методы проведение опросов.

    Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

    Общие сведения

    Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

    Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

    При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

    Виды опросов:

    Анкетирование

    Личностные тесты

    Метод лестницы

    Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

    Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

    Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.

    Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

    Виды анкетирования:

    По числу респондентов

    Индивидуальное анкетирование (один респондент)

    Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.

    Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

    По полноте охвата:

    Сплошное (опрос всех представителей выборки)

    Выборочное (опрос части выборки)

    По типу контактов с респондентом

    Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

    Заочное (анкетёр отсутствует)

    Рассылка анкет по почте

    Публикация анкет в прессе

    Публикация анкет в Интернете

    Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

    Онлайн анкетирование.

    С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

    Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно-следственных связей между свойствами (attributes) продукта или бренда, выгодами от использования (consequences) и ценностями (values) потребителей. Например, домохозяйка может покупать дорогой стиральный порошок, чтобы удовлетворить потребность в чистом, опрятном внешнем виде (выгода). Ценностный ориентир, который определяет выбор бренда/продукта — стремление быть образцовой женой и матерью и заслужить таким образом уважение в обществе. Другим мотивом (выгодой) может быть сохранение первоначального цвета белья и потребность модно выглядеть. За последней выгодой стоят уже иные ценностные ориентиры — например, стремление выделиться из общей массы.

    Опрос происходит таким образом: интервьюер задает вопрос: «Почему Вы покупаете этот продукт/бренд»? Респондент отвечает, после этого интервьюер задает вопрос: «А почему?», «Почему?» и т. д. Таким образом, постоянно повышается уровень абстракции — отсюда название метода.

    Метод основан на теории means-end-chain, разработанной Т.Дж. Рэйнолдсом и Дж. Гутманом.

    На основе собранных данных может быть построена Диаграмма связей, отражающая частоту связей между различными свойствами, выгодами и ценностями. Наиболее частые пути соединений могут использоваться, например, для позиционирования брендов.

    Проблемой такой процедуры является то, что респонденты могут начать выдумывать причины и пытаться объяснить своё поведение даже в том случае, если на самом деле их решения являются привычными или малоосознанными (например, в случае импульсных, спонтанных покупок). Соответственно, данный метод имеет смысл применять только для товаров с высоким уровнем (рациональной) вовлечённости потребителей.

    Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

    Виды интервью:

    По степени формализации.

    Стандартизированное, полустандартизированное и свободное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

    Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

    Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

    По стадии исследования.

    Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

    Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

    Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

    По количеству участников.

    Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

    Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.

    Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

    Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

    Виды беседы.

    Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

    Терапевтическая беседа

    Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

    Автобиографическая беседа

    Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

    Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

    Обычно беседа двух людей бывает похожа на вербальный пинг-понг — собеседники говорят по очереди. Однако в консультировании и психотерапии все происходит иначе, особенно в начале беседы. Здесь вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.

    Существуют два важных аспекта, свя

    mirznanii.com

    АНКЕТИРОВАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА : Методы психодиагностики Аргентова Т.Е. : Библиотека Инокентия Ахмерова онлайн

    Анкета — это структурно организованный опросник, на который даются ответы в письменной форме. Это очень распространённый метод, в основном, используемый в социологии, а из психологических отраслей — в социальной психологии. Анкета как метод исследования была впервые разработана Д. Гальтоном в Англии в 1870 году.

    Преимуществами анкетирования как метода являются:

    — возможность одновременно исследовать мнение большого количества людей по какому-либо вопросу;

    — относительная лёгкость статистической обработки, особенно при использовании компьютерных программ;

    С помощью метода анкетирования в психологии исследуются отношения групп населения к тем или иным явлениям социальной действительности (удовлетворённость условиями труда, решениями правительства и т.д.), социально-психологические характеристики личности (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, стереотипы). Это не простой метод.

    Для получения качественной психологической информации необходимо соблюдать следующие правила при составлении анкет.

    Требования к формулированию вопросов:

    — они должны быть понятны для исследуемой категории людей;

    — лаконичны;

    — исключать двусмысленность в понимании;

    — не раздражать, не унижать достоинства;

    — хорошо и чётко напечатаны.

    По форме вопросы делятся на открытые, закрытые и полузакрытые; прямые и косвенные. Открытые вопросы предполагают свободные ответы, не содержат возможных вариантов ответов. Они встречаются значительно реже закрытых. Готовые ответы здесь не предполагаются. Респондент отвечает на такие вопросы по своему усмотрению. По сравнению с закрытыми, информация в этом случае получается более полная (и в этом их плюс), а обработка и интерпретация затруднены, неоднозначны, что затрудняет сравнение ответов разных испытуемых. Кроме того, такие анкеты требуют большего времени выполнения.

    Закрытые вопросы предусматривают готовые варианты ответов. Несомненным преимуществом закрытых вопросов является единообразие ответов и относительная лёгкость обработки данных, а недостатком — менее точная интерпретация, приближенный вариант ответа, отсутствие необходимого варианта ответа.

    В этом плане есть выход в использовании полузакрытых вопросов, содержащих наряду с готовыми вариантами ответов возможность изложения своего варианта ответа, в формулировке типа: Изложите свой вариант, если нет нужного Вам варианта ответа.

    В случае с закрытыми вопросами от респондента требуется выбрать один ответ, соответствующий его мнению. Может быть из двух (да / нет; согласен / не согласен), из трёх вариантов ответов (да / в половине случаев / нет), из пяти (всегда / в большинстве случаев / в половине случаев / редко / никогда) и т.д.

    Анкета, как правило, состоит из:

    а) вводной части, содержащей обращение к респонденту, разъясняющее цели опроса, указание о правилах заполнения, адресат использования полученных данных;

    б) как правило, анкета начинается с, так называемой, паспортички, где респондента просят сообщить о себе некоторые сведения (например, пол, возраст, уровень образования, место работы, жительства, семейное положение, количество детей и т.д.). Выбор вопросов для паспортички обусловлен дальнейшим ранжированием полученной информации. Например, если исследуются проблемы семьи, то, безусловно, в паспортичку вносится вопрос о семейном положении, количестве браков, стаже совместной жизни в них. Если исследуются проблемы, связанные с занимаемой должностью — то в паспортичку могут войти вопросы, связанные с образованием, стажем работы в той или иной должности и т.д.

    в) затем в анкете идут основные вопросы. Их не должно быть много (на весь опрос не более 15 — 25). Они должны быть сформулированы соответствующим образом (о чём было сказано выше).

    В заключение анкеты требуется поблагодарить респондента.

    www.ahmerov.com

    Метод опроса Википедия

    Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми, участвующими в опросе), посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

    Общие сведения[ | ]

    Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

    Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

    При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

    Виды опросов[ | ]

    Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

    Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

    • Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
    • Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном

    ru-wiki.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *