Метод анкетирования | это… Что такое Метод анкетирования?
Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.
Содержание
|
Общие сведения
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 211 дней]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
Виды анкетирования
По числу респондентов
- Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
- Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
- Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
- Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).
По полноте охвата
- Сплошное — опрос всех представителей выборки;
- Выборочное — опрос части представителей выборки.
По типу контактов с респондентом
- Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
- Заочное — анкетёр отсутствует:
- Рассылка анкет по почте;
- Публикация анкет в прессе;
- Публикация анкет в Интернете;
- Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Онлайн-анкетирование
Основная статья: :en:Computer-assisted web interviewing
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.
Примечания
- ↑ Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.
Литература
- Ядов В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы. — М.: Издательство «Самарский университет», 1995. — ISBN 5-230-06020-4
- Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0
См. также
- Вербально-коммуникативные методы
- Метод опроса
- Экспериментальная психология
Метод анкетирования | это… Что такое Метод анкетирования?
Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.
Содержание
|
Общие сведения
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 211 дней]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
Виды анкетирования
По числу респондентов
- Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
- Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
- Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
- Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).
По полноте охвата
- Сплошное — опрос всех представителей выборки;
- Выборочное — опрос части представителей выборки.
По типу контактов с респондентом
- Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
- Заочное — анкетёр отсутствует:
- Рассылка анкет по почте;
- Публикация анкет в прессе;
- Публикация анкет в Интернете;
- Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Онлайн-анкетирование
Основная статья: :en:Computer-assisted web interviewing
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.
Примечания
- ↑ Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.
Литература
- Ядов В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы. — М.: Издательство «Самарский университет», 1995. — ISBN 5-230-06020-4
- Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0
См. также
- Вербально-коммуникативные методы
- Метод опроса
- Экспериментальная психология
анкет | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальные процессы: Методология · Виды теста
Анкета (также известная как самостоятельный опрос ) — это тип статистического обследования, которое обычно проводится среди определенной демографической группы для сбора информации с целью предоставления более качественных услуг или товаров. Анкета была изобретена сэром Фрэнсисом Гальтоном.
Анкеты имеют преимущества перед некоторыми другими типами опросов в том, что они дешевы, не требуют от опрашивающего столько усилий, как устные или телефонные опросы, и часто содержат стандартизированные ответы, которые упрощают сбор данных. Однако такие стандартизированные ответы могут расстраивать пользователей. Анкеты также резко ограничены тем, что респонденты должны уметь читать вопросы и отвечать на них. Таким образом, для некоторых демографических групп проведение анкетного опроса может оказаться нецелесообразным.
Анкеты, как вид опроса, также имеют многие из тех же проблем, связанных с построением вопросов и формулировками, которые существуют в других типах опросов общественного мнения.
Содержимое
- 1 См. также
- 2 Ссылки и библиография
- 3 Ключевые тексты
- 3.1 Книги
- 3.2 Документы
- 4 Дополнительный материал
- 4.
1 Книги - 4.2 Документы
- 4.
- 5 Внешние ссылки
См. также
- Система наблюдения за поведенческими факторами риска
- Оценка курса
- Личное собеседование с помощью компьютера (CAPI)
- Опрос клиентов
- Общий вопросник здоровья
- Почтовые опросы
- Онлайн-анкеты
- Количественные маркетинговые исследования
- Составление анкеты
- Структурированное интервью
- Телефонные опросы
- Список веб-экспериментов
Ссылки и библиография
Основные тексты
Книги
Статьи
- Reason,J. (1995) Анкеты самоотчетов в когнитивной психологии: принесли ли они пользу? in Attention: Selection, Awareness, and Control (Eds.) Alan Baddeley & Lawrence Weiskrantz
Доп.0003 Викисловарь: Анкеты
- Банк вопросов
- Гармонизированные вопросы Управления национальной статистики Великобритании
- Система наблюдения за поведенческими факторами риска
- Общество маркетинговых исследований Великобритании[1]
- Советы по составлению эффективных вопросников — из Информационного центра ERIC по оценке и оценке.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Составление анкеты: объяснение, примеры, принципы
Скорее всего, вы хотя бы раз в жизни заполняли анкету. Но вы когда-нибудь создавали его сами? Знаете ли вы этапы построения анкеты? Что ж, давайте не будем делать из этого введения анкету и быстрее перейдем к ответам. В этой статье мы рассмотрим различные принципы построения анкет в методологии исследования и подкрепим их примерами. Но, во-первых, зачем вообще использовать анкеты?
Анкеты в исследованиях
Исследователи часто используют анкеты в исследованиях, потому что они относительно недороги, их легко набирать и анализировать многие ответы и их данные. Как правило, исследователи используют анкеты, созданные ранее другими исследователями и зарекомендовавшие себя как надежные и действенные инструменты измерения.
Если вопросник для измерения изучаемых переменных недоступен, исследователи должны разработать свой собственный надежный и достоверный вопросник.
Различные этапы создания анкеты
Когда исследователи составляют анкеты, они должны гарантировать их надежность и достоверность. Есть несколько шагов, которые исследователи должны предпринять, чтобы подтвердить это. После того, как исследователи составляют анкету, они проверяют ее надежность и достоверность, прежде чем использовать ее в исследовании. Есть несколько вещей, которые исследователи должны учитывать при создании анкет.
Использует ли исследователь открытых или закрытых вопросов влияет на получение в ходе исследования качественных или количественных данных . Исследователь должен решить это заранее, так как это повлияет на данные, которые он получит, и на то, какие формы анализа он сможет использовать позже.
Когда исследователь хочет понять мысли или поведение респондентов, он использует открытые вопросы и закрытые вопросы в тех случаях, когда в этом нет необходимости. Таким образом, закрытый вопрос представляет собой заранее определенный ответ, например, да или нет. Открытый вопрос гораздо более подробен или позволяет больше самовыражения.
Некоторые анкеты содержат оба типа вопросов.
В открытых вопросах ответы респондентов не фиксированы. Это не относится к закрытым вопросам. Существует несколько форм шкал, которые исследователи могут использовать для закрытых вопросов:
- Фиксированный ответ, т. е. «да» или «нет».
- Шкала Лайкерта – исследователь создает ответы, а респонденты должны указать, какой из них относится к ним, например: «По шкале от 1 до 5, насколько счастливым вы себя чувствуете сегодня?»
Задаваемые вопросы не должны быть наводящими. В противном случае более вероятно, что результаты обусловлены влиянием исследователя, а не истинными мыслями респондентов.
Порядок вопросов в анкете должен быть понятным, чтобы респонденты не путались. Это может привести к неверным результатам.
Формулируя вопросы, исследователь должен помнить о типе анализа, который он хочет провести.
Сильные и слабые стороны закрытых вопросов
Закрытые вопросы имеют как хорошие, так и плохие стороны. Давайте исследуем их.
Использование закрытых вопросов обеспечивает экономичный сбор данных (большие объемы могут быть собраны с низкими затратами) и могут быть легко преобразованы в количественные данные. Вопросы также стандартизированы, что повышает надежность (их можно легко повторить).
В отличие от открытых вопросов, вы не можете получить больше информации с помощью закрытых вопросов. Нет реальной глубины или деталей, отражающих ответ участника.
Сильные и слабые стороны открытых вопросов
Теперь давайте рассмотрим сильные и слабые стороны открытых вопросов.
Эти вопросы гораздо более подробны и позволяют собирать качественные данные, которые дают представление об истинных мыслях и чувствах участников.
На сбор данных и их анализ уходит очень много времени. Исследователи не могут ввести их в закодированную программу анализа. Вместо этого исследователи должны выбрать общие темы и глубоко проанализировать ответы.
Принципы построения вопросника в методологии исследования
Прежде чем создать вопросник, исследователи должны протестировать его, что они обычно и делают в рамках пилотного исследования. Тестирование направлено на то, чтобы убедиться, что дизайн анкеты надежен и действителен. В идеале вопросы должны быть простыми и не допускать предвзятости.
Перед проведением исследования исследователи обычно воспроизводят процедуру, которую они будут использовать в своих исследованиях. Обычно они делают это в небольших масштабах, то есть с меньшим количеством участников. Целью пилотных исследований является выявление слабых сторон и улучшение исследования. Когда они создают новые материалы, такие как анкеты, они проверяют их, прежде чем использовать в исследовании, чтобы убедиться, что измерения надежны и достоверны. Эта процедура может быть осуществлена посредством экспериментальных исследований.
Что касается надежности, исследователи хотят, чтобы анкеты имели высокую внутреннюю надежность.
Внутренняя надежность означает, что все вопросы анкеты должны последовательно измерять одно и то же (без нерелевантных вопросов).
Ретестовая надежность также проверяется перед использованием вопросника. Одни и те же участники заполняют одну и ту же анкету, но в разные дни. Если между результатами тестов, измеренными в разные дни, существует высокая корреляция, исследователи могут предположить, что построенный опросник имеет высокую тест-ретестовую надежность.
Существует несколько типов валидности, один из которых сконструированная валидность . Анкета измеряет переменные, указанные в гипотезе, и если измеренные баллы отражают гипотезу. Исследователи также должны убедиться, что вопросы охватывают все изучаемые переменные. Если это так, то эксперимент имеет высокую валидность.
Валидность означает, что вопросник измеряет предполагаемые переменные, которые исследователь хочет измерить.
Распространенным способом изучения валидности анкеты является распределение анкеты на две группы:
- Одна группа состоит из экспертов.
- Другой имеет ограниченные знания об изучаемом явлении.
Если две группы приходят к одинаковым результатам, вопросник прост для понимания, а вопросы не допускают интерпретации. Таким образом, анкета имеет высокую валидность.
Еще один способ измерить валидность вопросника — проверить, имеет ли он одновременную валидность. Эта проверка осуществляется путем проверки того, совпадают ли результаты нового вопросника с результатами ранее созданного вопросника, который измеряет аналогичную концепцию, которая имеет высокую надежность и достоверность.
В целом анкеты — это недорогой и быстрый способ сбора данных для анализа, и они могут быть анонимными.
Возникают проблемы, когда вопросы составлены недостаточно тщательно, так что большие наборы данных не отражают истинного исследования, и вопросы могут быть неправильно поняты.