Античные философы основой учения которых являлся гедонизм – Античные философы основой учения которых являлся гедонизм, идея гедонизма

Античные философы основой учения которых являлся гедонизм. Введение, гедонизм

Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone — наслаждение). Как концепция гедонистический смысл жизни уходит своими корнями в древнегреческую культуру. Впервые он был развернуто представлен философской школой киренаиков, основанной Аристиппом из города Кирены. Киренаики видели в чувственном наслаждении цель и смысл своей жизни. Оговорки насчет разумности наслаждений, благоразумности в удовольствиях мало что меняли в их общей жизненной установке. Непосредственное физическое наслаждение, учили киренаики, — единственное и подлинное благо в жизни человека. Жизнь есть совокупность моментов настоящего, каждый из которых должен быть наполнен как можно более сильным и острым удовольствием. Будущего в этом смысле нет.
Для умножения и интенсификации удовольствий хороши все средства и пути. Именно удовольствие является критерием добра и зла. Можно манипулировать всем и вся, лишь бы это приносило наслаждение. Богатство, власть, слава и т.п. — все подчинено наслаждению, его достижению и продлению. Наслаждение, удовольствие — главный мотив всех человеческих поступков и деяний.

Смысложизненная доктрина киренаиков по-своему преломилась в учении Эпикура. Как и Аристипп, Эпикур считал наслаждение единственным благом, началом и концом счастливой жизни. Между ними есть, однако, и различия. Если наслаждение у Аристиппа ценно само по себе, уже одним своим наличием, то у Эпикура оно идет как бы со знаком минус — как отсутствие страдания. Лучше сразу избежать страдания, чем искать удовольствия, если оно имеет своим следствием страдание. «Предел величины удовольствия, — отмечал Эпикур, — есть устранение всякого страдания, а где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет страдания или печали, или нет и того и другого».

Благоразумие, только намеченное в школе киренаиков, получает у Эпикура дальнейшее развитие. В благоразумии древнегреческий мыслитель видел корень всех других добродетелей. Нельзя жить приятно, не живя разумно, пренебрегая рассудительным самообладанием. Можно, полагал Эпикур, пойти и на страдание, если только за ним последует еще большее удовольствие.

Высшей формой счастья, идеалом жизни, по Эпикуру, является атараксия — блаженное состояние свободы от телесных страданий и душевных тревог, от болезней тела и страхов (перед смертью и вообще всем непонятным) души.
Гедонистическая концепция смысла жизни имеет много недостатков или уязвимых точек. Во-первых, многие удовольствия ведут к отрицательным последствиям, причиняют в конечном счете страдания. Удовольствие от систематического приема наркотиков, например, приводит к деградации личности, к расстройству физического и психического здоровья человека. Во-вторых, многие удовольствия несовместимы друг с другом, т.е. гедонизм как концепция внутренне противоречив. Скажем, наслаждение, испытываемое человеком от динамизма и полноты своих физических сил, трудно совместить с удовольствием от плотного ужина, крепких напитков и т.п. В-третьих, ориентация на поиск одних удовольствий в жизни делает человека рабом как самих этих удовольствий, так и, в особенности, тех обстоятельств, вещей и людей, от которых они зависят. Рабская зависимость от удовольствий — вряд ли удовольствие. Наконец, что очевидно, в жизни полно малоприятных вещей, рутинной, грязной работы. Участие в военных действиях по защите Отечества, уход за физически беспомощным человеком — эти и подобные им ситуации приятными не назовешь. Но ни отменить их, ни уйти от них в реальной жизни нельзя. Гедонистическая линия поведения, таким образом, вряд ли совместима с достойным человека смыслом жизни. Хотя жизнь без удовольствий — тоже не жизнь.

Поищем теперь смысл жизни в разуме или в жизни по разуму. В поисках смысла жизни разум открывает определенные законы, нормы, правила, которым необходимо следовать или подчиняться. Общая их определенность — долженствование. Иными словами, их сущность схватывается понятием и принципом долга. Следуя гедонизму как логике чувств, допустимо, что называется, плыть по течению жизни, не задумываясь, куда и зачем. Обоснованного смысложизненного кредо в этом случае может и не быть. Долг же, будучи логикой не чувств, а разума, предполагает осмысленный выбор, сознательное решение, целесообразное поведение, рациональный контроль и дисциплину для недопущения отклонения от намеченной «линии жизни» и т.д. Долг — это норма, возникшая на основе какой-нибудь фундаментальной социальной ценности (свободы, добра, совести, справедливости и т.д.) и являющаяся морально обязательной для человека.

Конец работы —

Эта тема принад

www.labetik.ru

Философия — словарь терминов — гедонизм

Гедонизм

гедонизм

– направление в этике, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение жизнью в качестве главного мотива, главной цели нравственной деятельности. Гедонизм оправдывал с этической точки зрения такой образ жизни и такое понимание счастья, но при этом считал, что наслаждение должно уравновешиваться мудростью и умеренностью, дабы не причинить несчастья другим.

См. в других словарях

1.

  принцип обоснований моральных требований, согласно которому добро – это то, что приносит наслаждение, зло – то, что влечет за собой страдание; этическая позиция, утверждающая наслаждение (чувственное удовольствие) высшим благом, к которому стремится человек. Идеи гедонизма встречаются в киренской школе Аристиппа (нач. 4 в. до н.э.), в этических теориях просветителей 18 века, в теории утилитаризма (И.Бентам, Дж.С.Милль). …

Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

2.

  (от греч. — удовольствие)— тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). В учениях представителей киренской школы гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность гедонизма как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой гедонизм утверждал самоценность личности, в нем очевидны гуманистические черты, с другой — в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является абсолютной ценностью, гедонизм оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Различают «эгоистический гедонизм» (теории, согласно которым исключительно личное удовольствие является конечной целью действий) и «универсалистский гедонизм» (когда удовольствие как общее счастье является конечной целью действий). Аристипп, вслед за…

Новая философская энциклопедия

3.

  («удовольствие») этическое учение, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению принципом поведения. Разработано Аристиппом (киренаик). Его следует отличать от эвдемонизма, признающего основой нравственного поведения стремление к счастью. …

Тематический философский словарь

4.

  философская доктрина, провозглашающая удовольствие целью жизни. Аристиппа из Кирены (произведения его утеряны) историки считают одним из первых гедонистов. Аристотель и его ученики утверждают, что живые существа по природе своей склонны к поиску удовольствий и избеганию страдания, и что если телесные удовольствия перевешивают душевные, то они также часто вызывают . физическую или душевную боль. Именно поэтому мудрость и истинное счастье предполагают сохранение свободы духа и сопротивление желаниям и иллюзиям. В морали гедонизм — доктрина, считающая, что моральность состоит в поиске удовольствия как источника расцвета человека. См. Эпикур, Эвдемонизм.   …

Новый философский словарь

5.

  (греч.-наслажаение): этическая теория, согласно которой высшим благом для человека является наслаждение, понимаемое как чувственное удовольствие, как отсутствие телесных страданий и как независимость, безмятежность духа. Гедонизм не означает оправдания грубых, безудержных телесных удовольствий или «чистых» чувственных наслаждений, ибо это ведет к аморализму в мыслях и поступках. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо» (Эпикур). Чувственные удовольствия должны сочетаться с духовными, получаемыми от занятий любым делом, философией, от общения с близкими людьми. Гедонизм преувеличивает роль наслаждений в жизни людей. Являясь одной из многих человеческих потребностей, стремление к наслаждению имеет различное содержание, которое зависит не только от личностных качеств человека, но и от культуры, от среды, в которой он живет, от образа его жизни, уровня образования и воспитания. Мудрость и истинное счастье предполагают сохранение свободы духа и сопротивление желаниям и иллюзиям. В морали гедонизм – доктрина, считающая, что моральность состоит в поиске удовольствия как источника расцвета…

Евразийская мудрость от А до Я

6.

  (от греч. hedone — наслаждение) — мировоззренческая позиция, утверждающая наслаждение в качестве высшей ценности, а стремление к наслаждению — основной движущей силой человеческого поведения; противоположен аскетизму. Г. имеет широкий спектр проявлений: от стремления к удовлетворению элементарных жизненных потребностей до утонченного эстетизма и разнообразных форм символического удовлетворения искусственно культивируемых потребностей. Примером такого «символического наслаждения» может служить чувство обладания. Г. в философии и в этике является разновидностью антропологизма. Ранней формой Г. являются идеи Киренской школы в Древней Греции. Эпикуреизм сближает Г. с эвдемонизмом — учением, сторонники которого основной мотив человеческого поведения усматривают в стремлении к счастью. Для Эпикура высшим наслаждением являлось отсутствие страданий и безмятежность духа. Г. был распространен в эпоху Возрождения, характерен для взглядов французских материалистов XVIII в. С наибольшей полнотой Г. выражен в этике утилитаризма (И. Бентам, Дж. Милль), в …

Краткий словарь по обществознанию

7.

  мировоззренческая позиция и этическое учение, согласно которому смысл человеческого существования состоит в достижении удовольствия и наслаждения. …

Словарь основных понятий по философии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Ответы на тест 1 цдо по философии ИТМО — Архив работ КОТ ИТМО

1. [Аврелий] Относительно проблемы происхождения зла в мире Августин Аврелий придерживался следующей точки зрения: —зло не является субстанциальным. Оно- недостаток добра в мире, причина которого нынешняя удаленность человека от Бога.

2. Согласно Августину Аврелию человеческая душа состоит из трех частей. Назовите ту, которая является основным проявлением чело-веческой субъективности за содержаний двух частей ума и памяти—воля.
3. Аверлий: …и доставляет человеку наибольшее счастье— интеллектуальное созерцание.
4. [Аристотель] По Аристотелю проблема свободы—проблема свободы выбора добра и зла.
5. Относительно вопроса о бессмертии души Аристотель придерживался следующего мнения—Бессмертие является лишь разумной ча-стью души.
6. Человеческое благо по Аристотелю—деятельность души сообразно добродетели.
7. [Кант] Мир свободы у Канта это—сверхчувственный мир.
8. В качестве постулатов Практического разума И.Кант полагал свободу, бессмертие и— Бога
9. Категорический императив Канта это—принцип поведения.
10. Укажите какой поступок может быть назван безусловно моральным с точки зрения этического учения И. Канта—обусловленный долгом.
11. [Маркс] Как известно Маркс выделил в истории общества пять общественно-экономических формаций. Это первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, коммунистическая, капиталистическая.
12. История смены способов по Марксу—это история развития общества.
13. Укажите в чем суть процесса отчуждения по К. Марксу—отчуждение-это утрата человеком социальной сущности.
14. Укажите две основные составляющие в структуре общественно-экономических формаций согласно Марксу—базис и надстройка.
15. Укажите из перечисленных определение свободы принимаемое в марксистской философии—осознанная и активно реализуемая в практике необходимость.
16. Укажите из перечисленных основные факторы, которые согласно Марксу являются причинами отчуждения.—экономические отно-шения в обществе и социально-политические отношения.
17. Укажите, используя цифры, количество общественно-экономических формаций, выделенных Марксом.—5.
18. [Спиноза] В представлениях философов Нового времени (Спиноза) познанная необходимость—свобода.
19. [Тоинби] Известно, что согласно А.Тойнби любая цивилизация проходит 4 стадии: генезис, рост, разложение, надлом.
20. Укажите из перечисленных что по Тойнби является атрибутивными признаками цивилизации—наука, город, письменность.
21. Укажите как называется конкретный вид общества в концепции философии истории А.Тойнби—цивилизация.
22. Укажите основное понятие, используемое А.Тойнби для анализа общественного развития—цивилизация.
23. Укажите, используя цифры, количество стадий которые в соответствии с историей Тойнби проходят цивилизации—4.
24. Условия возникновения цивилизации по Тойнби—2 условия
25. [Хайдеггер]Укажите в чем из перечисленных ниже М.Хайдеггер видит подлинное аутентичное существование— аутентичное суще-ствование Дазайн – это открытое и сознательное принятие своей смерти как последней возможности. Только в бытии к смерти аутен-тично выявляется, что существую именно я, а не кто-то другой.
26. Укажите, что согласно Хайдеггеру является единственным по настоящему индивидуальным поступком человека, последней воз-можностью для человека— смерть.
27. [Платон] добродетель, придает единство всем остальным добродетелям и придает человеку гармонию души—справедливость.
28. добродетель, является аффективной(страстной) частью души—мужество.
29. добродетель является вожделеющей частью души—умеренность.
30. добродетель, является разумной частью души—мудрость.
31. Укажите что является характерным для осмысления социума Платоном.—отождествление государства и общества.
32. В состав производительных сил входят —цели, мотивы и предмет деятельности и субъект и объект деятельности.
33. Какая из ниже перечисленных философских школ античности проповедовала гедонизм—киренаики.
34. Каково решение проблемы свободы с метафизической точки зрения—Свобода принадлежит к сверхчувственному миру ноуменов.
35. Какое из перечисленных направлений считает, что человек- проект самого себя.—экзистенциализм.
36. Кому из перечисленных философов принадлежат следующие слова: «Привыкай думать, что смерть для нас- ничто: ведь всё хоро-шее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений».—Эпикур.
37. Кому принадлежит высказывание «Мера всех вещей-человек» —Протагор.
38. Кто из перечисленных философов был материалистом во взглядах на общество и человека.—Маркс.
39. Название философской школы «Знаю и подчиняюсь»—стоики.
40. Назовите первые исторические социальные общности—род и племя.
41. Назовите эпоху, философские взгляды которой характеризуются следующими основными чертами: понтеизм, антропоцентризм, эсте-тизм, культ художника творца.—эпоха нового времени.
42. наличия в данном обществе творческого меньшинства и умеренной географической среды.
43. Определите соответствие между установками, выражающими отношение человека к миру и античными философами, которые эти ус-тановки разработали:
не знать, но жить сообразно традиции и здравому смыслу—скептики; знать и соответствующим образом поступать—Сократ; знать и подчиняться—стоики; знать и уклоняться—Эпикур.
44. Относительно проблемы свободы воли Фома Аквинский придерживался следующей точки зрения — воля человека свободна в той степени, в какой она движется к цели не внешними предметами а самим Богом.
45. Свобода по Локку — способность действовать в соответствии с выбором или желанием.
46. Согласно киникам целью жизни является в первую очередь—достижение добродетели.
47. Согласно Сократу добродетель это прежде всего —знание.
48. Согласно Сократу сущностью человека является —разум.
49. Согласно Сократу человек творит зло поскольку—не знает разницы между добром и злом.
50. Согласно точке зрения Фейербаха человек-это прежде всего—биологическая особь.
51. Согласно философам Нового времени природа человека является— зависимой от воспитания и образования.
52. Среди перечисленных характеристик укажите те, которыми философы Нового времени наделяли природу человека—жадность и тще-славие.
53. Укажите благодаря чему, согласно М. Лютеру достигается спасение человека—чистой верой, которая является «даром божьим».
54. Укажите в доктрине какого из перечисленных философов человек понимается как преходящий момент в абстрактно-логическом процессе самопознания идеи—Гегель.
55. Укажите из перечисленных все типичные признаки человека как части массы.—утрата личной ответственности, обезличенность, ут-рата интеллекта.
56. Укажите из перечисленных ниже в чем специфика космологического объективизма ранней античности—ему присущи этические и эстетические моменты.
57. Укажите из перечисленных причину, согласно которой, как полагают стоики человек свободен как божество—свобода и необходи-мость для мудреца совпадают.
58. Укажите из перечисленных, что является основными принципами метафизики субъективности:—индивидуализм и деятельность.
59. Укажите какие из перечисленных положений впервые формулируются в средневековой антропологии и принципиально отличают ее от античного понимания мира.—воля- самостоятельная, независимая от других часть души и каждый человек изначально порочен по-скольку он является носителем первородного греха.
60. Укажите какие специфические особенности человека выделяет античность—умение различать добро и зло и разум (сознание).
61. Укажите кто из перечисленных философов эпохи Возрождения объявил себя последователем Эпикура и обосновывал право человека на наслаждение.— Лоренцо Вала.
62. Укажите название античной философской школы, этическая доктрина которой может быть представлена следующим принципом «не знать, но жить сообразно традиции и здравому смыслу»—скептики.
63. Укажите направление в философии для которого характерны тревога, страх, заброшенность—экзистенциализм.
64. Укажите основной аспект осмысления человека в философской доктрине Фейербаха—Человек рассматривается как биологическая особь.
65. Укажите чем из перечисленного прежде всего отличается согласно П.Сорокину социальное взаимодействие от подобных «взаимодей-ствий» низших животных или насекомых.—сознательностью, ибо социальный мир есть мир идей, мир понятий.
66. Укажите чем является экзистенция согласно Ясперсу.—свобода.
67. Укажите что есть свобода по Гегелю—субстанция духа.
68. Укажите что из перечисленного есть человек согласно Ж.П. Сартра— совокупность своих поступков, собственную жизнь.
69. Укажите что из перечисленного определяет богоподобие человека в философии Возрождения—свободная воля, безграничная творче-ская мощь, разум.
70. Укажите что из перечисленного относят к основным сферам общественной жизни—политическая, экономическая, социальная, ду-ховная.
71. Укажите что из перечисленного характерно для ранних греческих философов—осмысление природных процессов по аналогии с эс-тетическими и нравственными нормами.
72. Укажите что согласно стоикам является источником страданий и несчастий для человека—страсть.
73. Укажите, какое из представленных ниже высказываний является основным тезисом Протагора относительно человека—Мера всех вещей- человек, существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют.
74. Укажите, с чем из перечисленного прежде всего связывают активность человеческой природы философы Нового времени—с разу-мом, познанием и самопознанием.
75. Установите кому из античных философов принадлежит следующее утверждение: «Пьяный, ведомый ребенком, шатается и не заме-чает, куда идет, ибо влажна его душа… Сухая, сияющая, огненная душа мудрейшая и наилучшая»—Гераклит.
76. Философская школа «Знаю и Уклоняюсь»—Эпикур — Элейская.
77. Философская школа аскесиз, апайдеусия и аутаркейа.—киники.
78. Философские школы киников предлагают отказаться от богатства поскольку—счастье человека заключается автономии его личности от внешнего социального мира.
79. Ценность науки согласно киренаикам—готовит к истинному наслаждению.
80. Что есть для Фихте субъект или «Я»—изначальная деятельность, чистая активность сознания.
81. Что есть человек для софистов—центр культуры и ее творец.
82. Что такое провиденциализм—божественная предопределенность.
83. Что управляет волей человека по Шопенгауэру? —характер.
84. Что является основанием свободы по Гегелю.—разум.

Post Views: 4 512

kot.ak91.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *