АНТРОПОМОРФИЗМ | Энциклопедия Кругосвет
АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos ‘человек’ и morphe ‘вид, форма’), наделение человеческими качествами, уподобление человеку.
Различаются следующие значения данного термина.
1. Мировоззренческий принцип, выражаемый различными, прежде всего, номинативными средствами языка. В соответствии с этим принципом неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими. Указанным объектам приписывается, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.
Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идет гроза, небо хмурится и т. п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевленные объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также вымышленные сущности земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др.
В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребенка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа.
2. Прием поэтической речи, состоящий в том, что предмет изображения уподобляется человеку, либо наделяется человеческими свойствами, в частности, способностью вести беседу с человеком:
О временах простых и грубых
Копыта конские твердят
(О.Мандельштам)
В поэтической речи нередки случаи, когда все изложение ведется от лица неодушевленного предмета:
Я – кактус! Я с трудом великим
Даю порою корешок,
Я неуклюж и с видом диким
Колол и жег что только мог
(К.Случевский)
Антропоморфизм в поэтической и некоторых видах непоэтической речи представляет собой пример коммутации «лицо/не-лицо». Распространенность антропоморфизма в определенных родах прозы и поэзии настолько высока, что скорее отказ от видения в неодушевленных объектах и живых существах, не являющихся людьми, партнеров по диалогу станет считаться здесь отклонением от нормы: «баснописцы, любящие „говорящих» животных, а также философы, изучающие развитие сознания у растений и даже у материи вообще, сохранили многочисленных последователей» (Ж.Дюбуа. Общая риторика).
3. Риторический прием включения в аргументативный или убеждающий дискурс духовных и прочих воображаемых сущностей, умерших или еще не родившихся людей или персонифицированных неодушевленных предметов. В уста этих сущностей вкладываются аргументы в пользу отстаиваемой оратором точки зрения или выражение определенного отношения к сообщаемому. Так, в старопольской литературе популярны жалобы отчизны-матери на неблагодарность детей-граждан. Другие примеры: Наши славные предки стыдятся, глядя на вас, бросивших мечи и бежавших; Потомки доверили нам заботу о нашей голубой планете; Звери только скажут вам спасибо, если вы прекратите рубить лес в промышленных масштабах; Любой компьютер, отвечая на этот вопрос, покажет на экране код ассемблера.
4. Единицы языка, являющиеся результатом использования приемов, перечисленных выше (в этом значении термин антролпоморфизм употребляется также во множ. числе), т.е. обозначающие соответствующие «человеческие» признаки, качества, действия и отношения сходства между человеком и другими предметами и явлениями (растениями, животными, объектами неживой природы, мифологическими существами и т.д.).
Антропоморфизмы можно разделить на лексические и синтаксические. Антропоморфный характер первых присутствует в их словарном значении: это лексические единицы, представляющие наименования предметов, не являющихся частями тела человека или не обозначающих человеческие качества, но этимологически восходящие к наименованиям последних. К лексическим антропоморфизмам относится, в частности, богатый арсенал стершихся метафор: ручка (двери), носик (чайника), ушко (иголки), устье (реки) и т.п. Синтаксические антропоморфизмы представляют собой сочетания наименований предметов, не относящих к человеку и не обладающих в действительности человеческими качествами, с обозначениями качеств, действий и отношений, характеризующих людей или свойственных людям. Среди синтаксических антропоморфизмов четко различаются носители живой и стершейся образности (ср.: три гордые пальмы Лермонтова и устойчивые терминологические сочетания очарованные частицы, усталость металла и т.п.).
Некоторые лингвисты и философы считают, что изобилие антропоморфизмов в речи является одним из показателей того, насколько искажается истина в ходе употребления естественного языка. Х.Вайнрих отмечает: «языковая ложь, если понимать вещи буквально, – это большинство таких риторических фигур, как эвфемизмы, гиперболы,… слова-табу, антропоморфизмы и др.» (Язык и моделирование социального взаимодействия). Ж.Деррида пишет: «Что же, таким образом, представляет собой истина? – вопрошает Ницше, – марширующую армию метафор […] и антропоморфизмов […] Истины есть иллюзии, которые забыли об этой своей иллюзорной природе».
Приблизительными синонимами для термина антропоморфизм являются: олицетворение, персонификация, прозопопея.
Леон Иванов
АНТРОПОМОРФИЗМ — это что такое АНТРОПОМОРФИЗМ
(от греч. ἄνϑρωπος – человек и μορφή – форма) – наделение предметов природы, а также вымышленных мифич. существ (духов, богов) человеч. обликом и свойствами. А. – одна из характерных черт большинства религий. Уже др.-греч. мыслители, напр. Ксенофан (6 в. до н.э.), указывали на то, что все люди создают богов по своему образу (Ксенофан, В 14, 15, Diels). Позднее эта мысль развивалась Спинозой («Этика», см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 396 и др.), Вико («Основания новой науки об общей природе наций», 1940, с. 88 и др.), Вольнеем («Руины, или размышления о революциях империй», 1928, с. 53, 99–100) и др. Наиболее глубоко вскрыл значение А. в религии Фейербах: «…природа там, где она религиозно почитается, является для человека предметом не как природа,… а как человекоподобное, или, вернее, человеческое существо» (Избр. филос. соч., т. 2, М., 1955, с. 688). Эти мысли Фейербаха положительно оценили Маркс и Ленин.
Ряд сов. ученых (Зеленин, Лосев) считает, что А. является поздней ступенью развития мифологии; первоначально человек представлял себе сверхъестеств. существа в виде животных (зооморфизм) или бесформ. чудовищ. Зеленин полагает, что именно переход от зооморфизма к А. означал наиболее существенный этап в развитии религии. Однако данные науки показывают, что антропоморфные представления о духах и демонах существовали параллельно с зооморфными. Кроме того, вплоть до наст. времени в религ. верованиях всех стран встречаются образы мифич. животных. А. ранних религий связан с погребальным культом (поверья о «живом мертвеце», о привидениях, о душах умерших), с тотемизмом, где в образах «тотемических предков» переплетаются животные и человеч.
черты; известны и антропоморфные олицетворения явлений природы: солнца (чаще в образе женщины), месяца (в образе мужчины), грома, ветра и др. Такого рода антропоморфные представления существуют у австралийцев, семангов, андаманцев, ведда, огнеземельцев, калифорнийских индейцев и др.На позднейших стадиях развития А. свойствен всем религиям, но не в одинаковой степени. Почти все народы представляли себе и изображали богов в человеч. образе; но у древних египтян, индейцев, отчасти у народов Месопотамии, Сирии, Финикии образы богов наделены и животными чертами и изображаются зачастую зооантропоморфными. У римлян А. развился под греч. влиянием.
Наибольшего развития А. достиг в религии древних греков. Боги Гомера, Эсхила – настоящие люди с их достоинствами и недостатками, только более могучие и бессмертные; в греч. скульптуре и живописи боги и богини изображались прекрасными мужчинами и женщинами. Эта антич. (греч.) традиция перешла и в христианство, где сохранилась, особенно в католич.
Развитие науч. знаний в новое время побудило христианских и др. церковников очистить религию от наивно-антропоморфных образов: бога они стали представлять себе как некий отвлеченно-моральный принцип. На этой же почве возникли утонченные религ.-филос. концепции: теизм, деизм, богоискательство, богостроительство и пр. сохраняющие, однако, в себе следы А.
А. присущ, помимо религ. верований, также и народному поэтич. творчеству: в нар. сказках и песнях животные, растения и неодушевленные предметы зачастую говорят и действуют, как люди. Этот «поэтический» А. имеет иные корни, чем религ. А.; на них одним из первых указал М. Горький, отметивший, что А. этого типа «возник из процессов работы и выражает вполне естественное стремление человека наделять предметы реального мира – материалы и орудия труда – человеческими свойствами, для того чтобы понять и освоить их» (Собр. соч., т. 27, 1953, с. 189).
Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, М., 1958, с. 49–72; Тюменев А. И., Возникновение религии и первые шаги религиозного развития, «Зап. научн. об-ва марксистов», 1922, No 3, с. 60–85; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 4–12; Зеленин Д. К., Культ онгонов в Сибири, М.–Л., 1936; Никольский В. К., Происхождение религии, М. , 1940, с. 75–76; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с франц., М., 1954, с. 87; Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; Веth К., Einführung in die vergleichende Religionsgeschichte, Lpz., 1920, гл. 6.
С. Токарев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.
Антропоморфизм — определение и примеры
Определение антропоморфизма
Антропоморфизм — это литературный прием, который можно определить как метод, с помощью которого писатель приписывает человеческие черты, амбиции, эмоции или поведение в целом животным, нечеловеческим существам, явлениям природы , или объекты.
Разница между антропоморфизмом и персонификацией
Антропоморфизм также является типом персонификации, который придает человеческие характеристики нечеловеческим существам или объектам, особенно животным. Однако между этими двумя есть небольшая разница. Олицетворение — это акт наделения животных или объектов человеческими характеристиками для создания образов, в то время как антропоморфизм направлен на то, чтобы заставить животное или объект вести себя и выглядеть как человек.
Знаменитая деревянная кукла Пиноккио была антропоморфизирована, когда ему дали возможность говорить, ходить, думать и чувствовать, как настоящий мальчик. Басни и сказки обычно имеют персонажей, которые могут служить примерами антропоморфизма.
Примеры антропоморфизма в литературе
Пример №1:
Ягуар (Тед Хьюз)«Но кто бежит, как и все, мимо них, прибывает
В клетку, где толпа стоит, смотрит, загипнотизированная,
Как ребенок во сне, во сне, у ягуара, спешащего в ярости
Сквозь тюремную тьму после сверла глазНа короткий свирепый запал. Не от скуки –
Глаз доволен быть слепым в огне,
Ударом крови в мозг глухой ухо –
Он вертится из прутьев, но нет ему клеткиБольше, чем провидцу его келья:
Его походка — пустыни свободы:
Мир катится под длинным толчком его пятки.
Над полом клетки открываются горизонты».
Это стихотворение основано на ягуаре, свирепом животном. Хьюз показывает своим читателям мир глазами ягуара, который думает как человек.
Пример #2:
Скотный двор (Джордж Оруэлл)«Товарищи, вы уже слышали о странном сне, который мне приснился прошлой ночью. Но я приду к сну позже. У меня есть еще кое-что, чтобы сказать сначала. Не думаю, товарищи, что пробуду с вами еще много месяцев, и перед смертью считаю своим долгом передать вам ту мудрость, которую приобрел. Я прожил долгую жизнь, у меня было много времени для размышлений, пока я лежал один в своем стойле, и я думаю, что могу сказать, что понимаю природу жизни на этой земле не хуже любого живущего сейчас животного. Вот об этом я и хочу вам сказать… Человек — единственное существо, которое потребляет, не производя. Он не дает молока, не несет яиц, он слишком слаб, чтобы тянуть плуг».
Скотный двор — один из прекрасных примеров антропоморфизма. В этом отрывке одна из свиней по имени Старый Майор произносит политическую речь перед своими товарищами против зла, навязанного человеческими правителями. Здесь Старый Майор подстрекает их к восстанию против человека-тирана. Все это использование является хорошим примером антропоморфизма.
Пример №3:
Собачья сказка (Марк Твен)«Мой отец был сенбернар, моя мать была колли, но я пресвитерианка. Это мне мама сказала, я сама не знаю этих приятных различий. Для меня это всего лишь красивые большие слова, ничего не значащие. Моя мать любила такие; ей нравилось их произносить и видеть, как другие собаки смотрят с удивлением и завистью, будто недоумевая, как она получила такое образование… Когда я, наконец, подросла, меня продали и увезли, и я никогда больше ее не видел. У нее было разбито сердце, и у меня тоже, и мы плакали; но она утешала меня, как могла…»
Главный герой этой истории — пес, который описывает свою жизнь щенком. История рассказывается с точки зрения верного питомца. Собака обладает человеческими чертами, такими как эмоции, стыд, страх, боль, счастье и безнадежность.
Функция антропоморфизма
Существуют различные причины для использования антропоморфизма. Основной из них – сделать более широкое обращение к читателям. С использованием предметов или животных история может стать визуально привлекательной и не угрожающей читателям. Следовательно, он мог привлечь внимание широкой аудитории (в том числе и детей), представляя мультипликационных персонажей в сказках и мультипликационных фильмах. В литературе он служит действенным средством создания политической и социальной сатиры. Следовательно, он имеет более широкую сферу применения, чем просто развлечение детей.
report this ad
Anthropomorphism Examples in Well-Known Characters
DESCRIPTION
raven nevermore anthropomorphism
SOURCE
Joko Yulianto / iStock / Getty
PERMISSION
Used under Getty Images license
Антропоморфизм очень распространен в литературе и развлечениях. Каждый раз, когда нечеловеческий персонаж демонстрирует человеческое поведение или характеристики, это пример антропоморфизма. Есть много примеров антропоморфизма в телешоу и фильмах, рекламных сообщениях и во многих письменных работах.
Что такое антропоморфизм?
Антропоморфизм — широко используемый литературный прием, при котором нечеловеческий объект или персонаж ведет себя так, как действовал бы человек, или иным образом проявляет черты человеческого существа. Проще говоря, любой персонаж, который ведет себя как человек, но не является человеком, демонстрирует антропоморфизм. Этот литературный прием часто используется с персонажами-животными, хотя его также можно использовать с неживыми неодушевленными предметами.
Реклама
Антропоморфизм в кино и на телевидении
Реклама
В популярных фильмах и телешоу много антропоморфных животных и предметов. Любые нечеловеческие персонажи, которые ходят, разговаривают, поют или танцуют, являются примерами антропоморфизма.
- Персонажи животных Диснея, такие как Микки Маус, Минни Маус, Дональд Дак, Гуфи и многие другие, представляют собой антропоморфных животных.
- Говорящая тряпка из перьев Фифи в анимированной версии Красавица и чудовище — неживой объект с человеческими характеристиками.
- Молния МакКуин и другие персонажи из Тачки , такие как Тау Матер и Салли Каррера, — это транспортные средства, которые ведут себя как люди.
- Симба, Муфаса, Шрам и все остальные говорящие львы из Король Лев являются примерами антропоморфных животных.
- Главные герои мультфильмов Снеговик Фрости и Рудольф Красноносый северный олень демонстрируют человеческое поведение и характеристики.
Реклама
Примеры антропоморфизма в детских книгах
Существует множество примеров антропоморфизма, особенно в детских книгах.
- Алиса в Стране Чудес Чеширский Кот, Белый Кролик и Гусеница — антропоморфные животные.
- Арагог, огромный паук из серии «Гарри Поттер », иногда разговаривает с настоящими человеческими персонажами.
- Аслан, лев из «Лев, колдунья и платяной шкаф» из серии «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса, умеет говорить.
- Заглавные персонажи доктора Сьюза из таких произведений, как Кот в шляпе и Гринч, похититель Рождества , не являются людьми, но общаются так, как если бы они были людьми.
- Паровозик Томас и другие персонажи говорящего поезда из серии «Томас и его друзья» — это транспортные средства с человеческими характеристиками.
Антропоморфизм в литературе и поэзии
Реклама
Антропоморфизм в письменной форме не ограничивается детской литературой. Во многих книгах, написанных для взрослой аудитории, есть антропоморфные персонажи.
- Животные на ферме Джорджа Оруэлла «Скотный двор » разговаривают друг с другом и замышляют против настоящих людей.
- В произведении Франца Кафки «: Метаморфоза » главный герой сначала человек, но становится говорящим тараканом.
- Дж.Р.Р. Трилогия Толкина «Властелин колец » наполнена антропоморфными персонажами, в том числе говорящими драконами и деревьями, а также (конечно!) самим кольцом.
- Эпические поэмы Гомера, Одиссея и В «Илиаде » представлены многие боги и другие нечеловеческие фигуры из греческой мифологии, демонстрирующие человеческое поведение.
Примеры антропоморфизма бренда
Реклама
Компании нередко используют антропоморфизм в своих сообщениях о брендинге. Нечеловеческие персонажи, которые выглядят и ведут себя как люди, являются отличными талисманами продуктов и идеально подходят для использования в анимационных рекламных роликах и других типах рекламных сообщений.
- Кондиционер для белья Snuggle . С помощью своего говорящего плюшевого мишки Snuggle рассчитывает на клиентов, которые хотят, чтобы белье было таким же уютным, как любимая плюшевая игрушка.
- Морозные хлопья Kellogg’s — Хлопья Kellogg’s Frosted Flakes выпускаются под торговой маркой Тони Тигра, который дает всем понять, что замороженные хлопья Gr-r-реальны!
- Geico — Вам может быть интересно, какое отношение говорящая ящерица имеет к страховке. Все дело в узнаваемости бренда, когда компания выбирает маркетинговый талисман.
- Cheetos — Cheetah Cheetah — красноречивый, модный антропоморфный талисман для закусок Cheetos. Честер классный кот!
- Charmin — Charmin поднимает антропоморфизм бренда на небывалый уровень со своей семьей говорящих медведей в поисках мягкой туалетной бумаги.
Примеры антропоморфизма в Библии
Примеры антропоморфизма есть даже в Библии. Сюда входят ситуации, когда животные приобретают человеческие черты, а также ситуации, в которых Бог появляется в человеческом обличии или иным образом демонстрирует человеческое поведение.
- В книге Бытия змей разговаривает с Евой и убеждает ее съесть запретный плод. Змей — антропоморфное животное.
- Бог появляется в человеческом обличии во многих библейских историях. Например, в книге Чисел упоминается беседа лицом к лицу между Богом и Моисеем.
- В Библии много упоминаний о лице, руках и глазах Бога, каждое из которых представляет собой антропоморфизм по отношению к божеству.
- В Новом Завете основное внимание уделяется пребыванию Иисуса на Земле, когда он, божественное существо (Сын Божий), принял полностью человеческий облик и прожил человеческую жизнь.
Антропоморфизм в предложении
Просмотрите эти примеры антропоморфизма в предложениях, чтобы понять, как это слово может использоваться в письменной речи или в разговоре.
- Мой класс воскресной школы изучает примеры антропоморфизма в Библии.
- Мне нужно научиться писать антропоморфизм для контрольной по литературе.
- На тесте учитель попросил три примера книг, включающих антропоморфизмов .
- Антропоморфизм — это громкое слово, которое применяется к говорящим персонажам мультфильмов о животных.
- Мой преподаватель английского написала докторскую диссертацию. о роли антропоморфизма в фантастических романах.
- Мне нужно написать статью о том, почему антропоморфизм так часто встречается в детских книгах.
Изучение антропоморфизма в сравнении с персонификацией
Теперь, когда вы знаете, что такое антропоморфизм, и знакомы с некоторыми примерами этой концепции, найдите время, чтобы расширить свои знания о родственной концепции персонификации, которая включает метафорическое применение черт, которые только люди могут относиться к объектам.