Апперцепция это в психологии – Апперцепция — Психологос

Апперцепция — Психологос

Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них — разная апперцепция.

Другое определение апперцепции — это психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия.

Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию. Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший апперцепцию в универсальный объяснительный принцип, считал, что апперцепция — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия.

www.psychologos.ru

Апперцепция — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 декабря 2015; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 декабря 2015; проверки требуют 7 правок.

Апперцепция (лат. ad — к и лат. perceptio — восприятие) — это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми.

Это одно фундаментальных свойств психики человека.

Данное свойство выражается в том, что человек воспринимает предметы и явления внешнего мира обусловленно — в тесной взаимосвязи друг от друга. Человек осознает то, как он воспринимает внешний мир. Данное восприятие зависит от запаса определенных знаний и опыта, а также от конкретного психического состояния его личности. Восприятие внешнего мира обусловлено особенностями общего содержания психической жизни в целом.

В то время как Лейбниц употреблял термин перцепция, как простое, ещё не дошедшее до сознания впечатление, которое известное явление производит на органы наших чувств (хотя в современной психологии перцепция — то же, что и восприятие), апперцепция означает ощущение, уже воспринятое сознанием. Так, например, если раздающийся вблизи нас звук потрясает барабанную перепонку нашего уха, но до нашего сознания этот звук не доходит, тогда имеет место простая перцепция; когда же мы обращаем на него своё внимание и сознательно его слышим, тогда имеем факт апперцепции; поэтому апперцепция — сознательное восприятие известного чувственного впечатления и является переходом от впечатления к познаванию. Термин этот употребляется в узком и широком смысле. Прежде всего впечатления сводятся к одному общему представлению о предмете, и таким образом из впечатлений вырабатываются основные и простейшие понятия. В этом значении Кант говорит о синтезе апперцепции, причем старается доказать, что формы этого синтеза, роды сочетания впечатлений, понятия пространства и времени и основные формы понятий о категориях составляют прирождённое достояние человеческого духа, не вытекающее из наблюдения. С помощью этого синтеза новое впечатление посредством сравнения, сопоставления и т. д. вводится в круг уже выработанных понятий, впечатлений, наблюдений, удержанных в памяти, и получает между ними своё место. Этот процесс усвоения и слияния понятий, который постоянно все более и более обогащает наше сознание, представляет апперцепцию в широком смысле этого слова. Гербарт сравнивал этот процесс с перевариванием пищи в нашем желудке. Оба рода этой апперцепции не совсем отделяются друг от друга, так как вообще восприятие отдельного впечатления обусловлено деятельностью, основанной на сопоставлении, сравнении, соединении, что, например, видно при определении величины предмета.

Трансцендентальная апперцепция Канта обнимает оба её значения; она есть деятельность чистого интеллекта, посредством которой он, с помощью существующих в нём форм мышления, из воспринято

ru.wikipedia.org

Апперцепция — примеры, трансцендентальное единство апперцепции

Апперцепция – это свойство психики, которое способствует условному восприятию объектов окружающего мира, согласно своему опыту, интересам, мировоззрению и взглядам. Понятие апперцепция означает осмысленное, внимательное и вдумчивое восприятие. Бывает, что различные люди наблюдают нечто одно, но у них всех может сложиться различное впечатление об увиденном. Это происходит в силу их способа мышления, прошлого опыта, фантазии и восприятия – это и называется апперцепцией. У всех людей она разная.

Апперцепция это в психологии понятие, которым описывается психический процесс, обеспечивающий отношение зависимости восприятия объектов и явлений из прошлого опыта личности, её знаний, направленности, мотивов и целей, текущей основной деятельности, личностных особенностей (эмоций, установок и др.).

Апперцепция восприятия это осмысленный процесс созерцания вещей и явлений окружающего мира. На апперцепцию большое влияние оказывают интересы и влечения человека, его характер, способности, эмоциональное состояние, социальный статус, поведение и другие факторы.

Также на апперцепцию влияет психическое состояние, актуальная установка, поставленные задачи и цели деятельности.

Примеры понятия апперцепция: человек, специализирующийся на ремонтах квартир, придя на новоселье, будет в первую очередь замечать все тонкости сделанного ремонта, если работа была сделана не совсем качественно, то он это увидит, хотя другим людям будет казаться, что все нормально. Другой пример апперцепции: человек, пришедший в магазин за покупками, будет ориентироваться на то, что ему необходимо купить, а не на весь ассортимент товаровю

Апперцепция это в психологии термин, введенный Г. Лейбницом. Понятие апперцепция по Г. Лейбницу содержит в себе психические процессы памяти и внимания, является условием развитого самосознания и познания. После эпохи Лейбница понятие апперцепция изучалось многими психологами и философами – И. Кантом, В. Вундтом, И. Гербартом и другими.

И. Кант в отличие от Лейбница не ограничивал апперцепцию высшим уровнем познания, а считал, что ею обуславливаются сочетания представлений. Он различал апперцепцию эмпирическую и трансцендентальную.

И. Гербарт характеризовал апперцепцию, как процесс приобретения знаний, в котором воспринятые характеристики нового объекта или явления связываются с существующими знаниями, сбереженными в опыте. Также И. Гербарт ввел понятие «апперцептивная масса», которым обозначил предварительно приобретенные знания. Его представление демонстрирует, что понимание и учение зависят от осознания того, что между последними идеями и имеющимися знаниями есть связь.

В. Вундт апперцепцией считал активный интеллектуальный процесс избрания и структурирования внутреннего накопленного опыта, центра внимания в области сознания. В. Вундт активно использовал данный термин в экспериментальной психологии, но в актуальное время, понятие апперцепция встречается все реже. Но, концепции, заложенные в данном понятии, очень важны, поэтому делаются попытки введения этого термина в повторное употребление в науке.

Термин «апперцепция» используется в большей мере представителями когнитивной психологии. Вместе с существующим понятием апперцепции, американским психологом Брунером было выделено еще понятие социальная апперцепция, под которой понимают процесс восприятия материальных предметов, социальных групп, отдельных личностей, этнических национальностей, народов и так далее. Брунер выяснил, что субъекты апперцепции могут в достаточной степени влиять на личную оценку.

Социальная апперцепция позволяет индивидам в процессе восприятия быть более субъективными и пристрастными, нежели в восприятии предметов или каких-то явлений.

Социальная апперцепция восприятия это влияние группы, их мнений и настроений, хода совместной деятельности на человека, на его оценки.

Происхождение апперцепции является биологическим, культурным и историческим. Апперцепции являются и врожденными и приобретенными в то же время. Целостность апперцепции человека можно объяснить только через единство мира и строения человека. Нейрофизиологические данные о различении ощущений и восприятий согласуется с психологическими знаниями о человеке.

Трансцендентальная апперцепция

Кант рассматривал апперцепцию, как трансцендентальное единство апперцепций. Под ней он понимал единство самосознания, представление «Я мыслю», принесенное всякому мышлению и одновременно не относящееся к чувственности. Это представление сопровождает все другие установки и является с ними тождественным в любом сознании.

Трансцендентальное единство апперцепции – это целостность сознания любого мыслящего субъекта, относительно которого является допустимым представление о предметах и объектах. После написания Кантом труда «Аналитика понятий», в котором он дает перечень первоначальных понятий синтеза, посредством которых человек может соображать что-либо в разнообразии наглядного представления, автор реализовывает идею трансцендентальной дедукции категорий. И. Кант видел цель этой дедукции в конституировании доступных для познания объектов, как приложения категорий к созерцанию.

Кант делает попытки отыскать в рассудке источник всевозможных типов связей и синтезов. Он называет этот источник изначальным единством, без существования которого не было бы реальным всякое синтезирующее действие. Объективным условием возможности реализации синтезов рассудка и «объективности знания» является единство человеческого «Я», целостность сознания мыслящего индивида.

Проводя исследования этого единства сознания субъекта, Кант говорит, что оно не сможет являться результатом опыта или познания, поскольку априорно и является фактором возможности подведения разнообразности чувственного представления до априорного единства. Именно эта принадлежность чувственной многообразности к единому сознанию становится высшим объективным условием возможности синтезов.

Представление, которое может быть предано всякому мышлению, у Канта называется созерцанием. Вся разнообразность в созерцании относится к представлению «я мыслю» в субъекте, в котором имеется это разнообразие. Это представление является актом спонтанности, то есть чем-то не принадлежащим чувственности. Именно это и является апперцепцией, сознанием, поднимающим идею – «я мыслю», которое должно сопровождать другие представления и оставаться одним во всяком сознании.

Трансцендентальное единство апперцепции дано изначально, как базовое неотъемлемое человеческое свойство и Кант отвергает идею, согласно которой это единство было данное Богом. Опыт человека и естествознание становятся возможными, благодаря наличию в разуме априорных категорий и приложения их к чувственным данным.

Кант считал, что представление «я мыслю» способно выражать акт человеческого существования, этим уже было дано существование субъекта, но ему не было дано понимание того способа, которым необходимо его определять. Выходит, что «я не способен определить себя, как самодеятельное существо, но могу представить самодеятельность собственного мышления». Из этой формулировки возникает идея «вещи в себе». Подобно процессу познания человеком явлений внешнего мира синтезом рассудка многообразия, таким же самым образом, человек познает и себя.

Внутреннее человеческое Я является результатом воздействия на внутреннее субъективное ощущение «вещи в себе». Каждый человек является «вещью в себе».

Концепция другого мыслителя, Фихте, содержится в том, что его видение трансцендентальной апперцепции заключается в акте созерцания, посредством рассудка, в действии, в котором этот самый рассудок является интуитивным. Согласно идее Фихте, в процессе апперцепции впервые порождается человеческое «Я», таким образом, сознание делается тождественным самосознанию, оно рождается от влияния самого человека в ходе интеллектуальной интуиции.

В трансцендентальной апперцепции язык играет большую роль. Языки являются субстратом априорных правил, имеющих заранее выдвинутое решение о возможном объяснении, описании всех вещей в такой мере, в которой они создают некоторую закономерную взаимосвязь. Так достигается единство в осознании предметов и самосознания. Современное изучение науками человека, исходящее из семиотического или аналитического языкового основания рефлексии, постулирует то, что через интерпретацию знаков должна достигаться интерсубъективная единая интерпретация мира.

Трансцендентальность силы воображения берет на себя роль начального момента и опосредствования рассудка и чувственности, субъекта и объекта, представления и предмета и так далее. С помощью воображения осуществляется связь чувственности с рассудком, образуется чувственно понятие, с помощью которого осознается, то есть создается предмет знаний, предмет субъективной деятельности человека. Воображение является способностью к самому важному акту познания, с помощью которого реализовывается функция систематизации в сфере чувственно-рассудочной деятельности и в теоретическом познании, содействуя систематичности и единству самого познания в целом.

Перцепция и апперцепция

Известный немецкий психолог Г.В. Лейбниц разделил понятие перцепция и понятие апперцепция. Перцепцию он понимал, как явление примитивного, бессознательного, неопределенного представления какого-нибудь содержания, то есть нечто нечеткое, неясное. Апперцепции он давал другое определение, он считал, что это осмысленная, четкая, понятная категория восприятия.

Апперцепция имеет связь с прошлым духовным опытом человека, его знаниями, способностями. Апперцепция является рефлективным актом, с помощью которого человек способен постичь себя, понять свое «Я», на что не способно явление неосознаваемой перцепции.

Необходимо понимать это важное отличие между неосознанным восприятием внутренних процессов – перцепцией и апперцепцией, то есть сознательным восприятием, познанием своего внутреннего мира и его состояния.

Картезианцы немного ранее говорили о том, что неосознаваемые данные апперцепции не несут в себе смысла, что их значение не велико, исходя из этого, они подкрепили свое мнение о смертности самой души.

Апперцепция является важным психическим свойством индивида, которое выражается в процессе условного восприятия предметов и явлений от всего окружающего мира на основании мировоззрения человека, его интересов и личного опыта взаимодействия с предметами или явлениями.

Перцепция – это процесс приема и преобразования сенсорной информации, основываясь на которой создается субъективный образ явлений или объекта. С помощью данного понятия человек способен понять себя и особенности другой личности, и на основе этих знаний устанавливать взаимодействие, и проявлять взаимопонимание.

Г. Лейбниц продемонстрировал, что апперцепция это базовое условие самосознания. Позже он дополнил это определение процессами памяти и внимания. Таким образом, это понятие еще более расширилось и стало пониматься, как сочетание самых главных психических процессов.

Лейбниц в свое время употреблял термин перцепции в качестве не доходящего до сознания впечатления, которое отбивается на органах человеческих чувств, но такое определение уже отошло и в современной психологии перцепция понимается, как, тоже самое, что и восприятие.

Под апперцепцией понимается то ощущение, которое было уже воспринято сознанием. Понятия апперцепция примеры существуют самые разные, но для наглядности можно один привести. Если вблизи раздается звук, то он только сотрясает барабанную перепонку уха, но до самого человеческого сознания он уже не имеет возможности дойти – это простая перцепция, если человек обращает свое внимание на этот звук, пытается его уловить, сознательно услышать, понять, о чем он извещает – это уже апперцепция. Следовательно, апперцепция – это полностью сознательный процесс восприятия известного ощущаемого впечатления и он служит, своего рода, переходом от впечатления до познавания. Данный термин употребляется в узком и в широком смысле.

Первоначально воспринятые впечатления объединяются в одно общее представление о предмете, таким образом, из этих впечатлений формируются простейшие и базовые понятия. В этом смысле И. Кант извещает о процессе синтеза понятий, он даже старается доказать, что формы данного синтеза, роды сочетаний впечатления, понятие пространства и времени, основоположные формы понятий о категориях формируют прирождённое истинное достояние человеческого духа, которое не вытекает из непосредственного наблюдения.

Посредством этого синтеза, новое сформированное впечатление с помощью сравнения, сопоставления и других процессов, включается в перечень уже созданных понятий, наблюдений, впечатлений, находящихся в памяти, и занимает своё постоянное место между этими явлениями.

Данный процесс приобретения, усвоения и слияния понятий в единый круг, который будет все время расширяться за счет обогащения сознания новыми понятиями, представляет апперцепцию, как она есть в широком значении этого слова.

Немецкий психолог и философ И. Гербарт наводил интересное сравнение этого процесса апперцепции и процесса переваривания пищи в желудке человека.

Оба рода апперцепции не сильно отделяются друг от друга, поскольку вообще, восприятие какого-то отдельно взятого впечатления обуславливается деятельностью, образованной на основе сопоставления, сравнения, соединения, это можно наблюдать, когда человек пытается определить величину какого-то предмета.

Современная психология рассматривает апперцепцию, как зависимость каждого поступающего восприятия от всеобщего содержания психологической сферы человека. Под апперцепцией разумеется процесс осмысленного восприятия, благодаря которому, в связи со знаниями жизненного опыта, человек может выдвигать гипотезы об особенностях воспринимаемого предмета или явления. Современная психология исходит из данных о том, что психическое отображение любого воспринимаемого объекта не является зеркальным отражением этого самого объекта. Поскольку человек овладевает все время новыми знаниями, его восприятие находится в состоянии постоянной изменяемости, оно становится содержательным, глубоким и осмысленным.

Восприятие может быть более успешным и отличаться необходимой правильностью, полнотой и глубиной только при определенной соответствующей апперцепции. Знание такой закономерности апперцепции обвязывает партнеров учитывать прошлый жизненный опыт каждого из них, характер их знаний, направленность интересов и одновременно содействовать формированию нового опыта, усовершенствованию и пополнению знаний.

Социальная перцепция – это сложный процесс восприятия. Он содержит в себе: восприятие внешних признаков окружающих людей; последующее соотношение полученных результатов с реальными личностными факторами; интерпретация и прогнозирование на полученной основе возможных действий.

В социальной перцепции всегда имеется оценка одним человеком другого и формирование личного отношения к нему, проявляющееся в поступках и эмоциях, в результате чего происходит построение личной стратегии деятельности.

Социальная перцепция включает межличностное, само- и межгрупповое восприятие.

В узком значении социальную перцепцию обозначают, как межличностное восприятие внешних признаков, их соотношение с индивидуальными свойствами, интерпретацию и прогнозирование соответствующих поступков.

Социальная перцепция имеет два аспекта: субъективный (субъект – воспринимающий человек) и объективный (объект – человек, которого воспринимают). Перцептивный процесс взаимодействия и общения является взаимным. Личности воспринимают друг друга, оценивают и не всегда эта оценка бывает верной и справедливой.

Социальная перцепция имеет специальные особенности: активность субъекта социального восприятия, которая означает, что этот субъект (индивид или группа) не безразличен и не пассивен относительно к воспринимаемому, как это может быть в случае восприятия материальных, неодушевленных предметов.

Объект, как и субъект социальной перцепции, имеют взаимное воздействие, они стремятся модифицировать представления о себе на положительные. Воспринимаемые явления или процесс являются целостными, представляют, что внимание субъекта социального восприятия концентрируются не на моментах создания образа, как конечного результата отображения воспринимаемой действительности, а на оценочных и смысловых интерпретациях объекта перцепции. Мотивация субъекта социальной перцепции свидетельствует, что восприятие объектов социального направления, характеризуется слитностью познавательных интересов и эмоционального положения и отношения к воспринимаемому, зависимостью социального восприятия от мотивационно-смысловой направленности воспринимающего.

Примеры социальной апперцепции: восприятие участниками группы друг друга или индивидов из другой группы; восприятие человеком себя самого, своей группы и других групп; восприятие группой своего участника, членов других групп и наконец, восприятие одной группы другой.

В социальных и психологических науках, как правило, выделяют четыре главные функции социальной перцепции. Первая функция – это познание субъектом себя самого, что является первоначальной базой в оценке других людей. Второй функцией социальной перцепции является познание партнеров по взаимодействию между собой, что дает возможность ориентироваться в социальном обществе. Третья функция – это установление эмоциональных контактов, которыми обеспечивается выбор самых надежных и предпочтительных собеседников и партнеров. Четвертая функция социальной перцепции – это формирование готовности к общей деятельности на принципе взаимопонимания, позволяющей достигать больших успехов.

psihomed.com

апперцепция — это… Что такое апперцепция?

(от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

Термин «А.» ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а под А. — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Добавление: А. — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

psychology.academic.ru

АППЕРЦЕПЦИЯ — Большой психологический словарь

(от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

Термин «А.» ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а под А. — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Добавление: А. — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me

gufo.me

Апперцепция — это… Что такое Апперцепция?


       

АППЕРЦЕПЦИЯ (латинск. apperceptio — восприятие) — термин описательной психологии, родовое название для всех психических актов, благодаря которым, при активном участии внимания и при воздействии ранее сложившихся комплексов психических элементов, мы ясно и отчетливо воспринимаем данное психическое содержание. В психологии нового времени термин «Апперцепция» прошел несколько этапов развития. Впервые в новую психологию понятие «апперцепция» ввел Лейбниц (1646–1716), противопоставивший «апперцепцию» простой «перцепции». В то время как перцепция есть внутреннее состояние души, представляющей внешний мир, — «апперцепция» есть «сознание или рефлексия этого внутреннего состояния». Лейбниц подчеркнул активный характер А. В актах А. представления не просто даются нам, но мы овладеваем ими, как нашим достоянием. Т. к. деятельностью отчетливого представления необходимо предполагается субъект, то, по Лейбницу, акты А. обусловлены самосознанием. Дальнейшее развитие понятие А. получило у Канта (1724–1804). По Канту, А. есть высшая и в каждом субъекте тождественная форма самосознания, благодаря к-рой все многообразие наглядных представлений относится к представлению того субъекта, в к-ром это многообразие находится. В А. Кант подчеркивает синтетический характер ее актов. По Канту, А. есть высшее условие единства всех понятий рассудка; единством А. обусловлена возможность априорных синтетических суждений в науке и в философии. — В то время как Лейбниц и Кант выдвинули на первый план гносеологическую функцию А., кантианец Гербарт (1776–1841) перенес центр тяжести в психологическое содержание этого понятия. По Гербарту, А. есть акт ассимиляции вновь вступающих в поле сознания представлений, посредством воздействия на них со стороны сложных комплексов, образовавшихся в прошлом психическом опыте. Возможность А. обусловлена, по Гербарту, механизмом сознания. Представления, исчезающие из сознания, не погибают бесследно, но, подвергшись торможению, продолжают существовать в качестве «стремления к представлению». Посредством ассоциаций (см.) или посредством самопроизвольного движения представления, ушедшие из кругозора сознания, могут вновь в него возвратиться. Процесс А. состоит в том, что ушедшие из поля сознания массы представлений не остаются пассивными, но, посредством особого рода притяжения, стремятся присоединить к своему составу вновь появляющиеся представления. Учение Гербарта об А. было сплошь механистично и интеллектуалистично, ибо оно сводило всю психическую жизнь к механическому движению и к механической борьбе одних лишь представлений. В духе волюнтаризма теорию А. развил знаменитый психолог Вильгельм Вундт (1832–1920), учение к-рого об А. есть синтез всей предыдущей истории этого понятия, начиная с Лейбница. Под А. Вундт разумеет всякий отдельный процесс, посредством к-рого мы ясно воспринимаем какое-нибудь психическое содержание. Характерный признак А. состоит, по Вундту, в напряжении внимания; восприятие, не сопровождаемое состоянием внимания, Вундт называет перцепцией. Вундт различает два вида А.: пассивную, при к-рой новое содержание схватывается вниманием мгновенно и без предварительной эмоциональной установки, и активную, при к-рой восприятие содержания предваряется чувством ожидания, а внимание направляется на новое содержание еще до его появления. — В эстетике понятие А. широко применяется при изучении эстетического восприятия. Особенное значение понятие А. получило в тех эстетических теориях, к-рые стремятся из устанавливаемых психологией законов и условий эстетического восприятия вывести нормативные предписания, регулирующие художественный процесс. Дело в том, что изучение А. выдвинуло такие вопросы, как вопрос об объеме воспринимающего сознания, т. е. о количественном пределе эстетических впечатлений, могущих быть воспринятыми в одном представлении; вопрос о прерывистом или непрерывном характере эстетического восприятия при перенесении внимания с одного психического содержания на другое; вопрос о градации моментов напряжения и ослабления в процессе эстетического восприятия и т. д. В зависимости от ответов на все эти вопросы нормативные теории эстетики пытались указывать свойства эстетического объекта, к-рые должны быть налицо — чтобы объект во всем содержании своих элементов и с исчерпывающей полнотой мог быть воспринят в эстетическом впечатлении. Особенные надежды возлагались на теорию А. при обсуждении таких вопросов, как проблема синтеза искусств. При этом исходили из мысли, что возможность синтеза искусств зависит не только от возможности объединения двух или нескольких искусств в лице одного художника, но также и от обусловленной законами психики возможности восприятия синтетических продуктов искусства. На этом основании многие эстетики (в том числе Лев Толстой (см.)) отрицали всякую возможность синтеза искусств, полагая, что даже если бы могли быть созданы совершенные произведения синтетического искусства, они, в силу ограниченности объема апперцепирующего сознания, не могли бы быть полностью усвоены. Нормативные теории, основанные на законах А., явно несостоятельны. Несмотря на то, что к изучению А. давно уже стали применять экспериментальные методы исследования, акты А. до настоящего времени не изучены еще в такой мере, чтобы на них можно было строить какие бы то ни было нормативные выводы в эстетике. К тому же формы А., ее объем, состав, условия осуществления не суть постоянные, неподвижные психические величины; они изменяются вместе с изменением психики общественного человека. С другой стороны в основе всех нормативных теорий лежит неверная психологическая гипотеза, будто эстетическое восприятие покоится исключительно на законе экономной траты сил. Новейшие работы по эстетике и в частности по теории литературы убедительно показали, что диалектика художественного процесса в целом ряде случаев побуждает художников к введению материалов, приемов и форм, не облегчающих, но напротив затрудняющих процесс эстетического восприятия. Условия, при к-рых художники испытывают необходимость в введении компонентов, затрудняющих усвоение произведения, определяются не имманентной логикой формального развития искусства, но социологическими причинами: диалектикой классового сознания и диалектикой развития самих общественных классов.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

dic.academic.ru

АППЕРЦЕПЦИЯ — это… Что такое АППЕРЦЕПЦИЯ?

  • апперцепция — (от лат. ad к, perceptio восприятие) зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АППЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. ad при, perceptio восприятие) осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; А. противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннее состояние ума,… …   Философская энциклопедия

  • Апперцепция — (латинск. apperceptio восприятие) термин описательной психологии, родовое название для всех психических актов, благодаря которым, при активном участии внимания и при воздействии ранее сложившихся комплексов психических элементов, мы ясно и… …   Литературная энциклопедия

  • Апперцепция — (лат. ad  к и лат. perceptio  восприятие)  одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего… …   Википедия

  • Апперцепция — (от лат. ad к и perceptio воспринимаю) влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин апперцепция был введен Г.&nbsp …   Психологический словарь

  • апперцепция — восприятие Словарь русских синонимов. апперцепция сущ., кол во синонимов: 1 • восприятие (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • АППЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. ad при, к и perceptio восприятие) англ. apperception; нем. Apperzepzeption. 1. По Г. Лейбницу ясное и осознанное восприятие к. л. впечатления, ощущения и т. д. в противоположность бессознательной перцепции. 2. По И. Канту изначально… …   Энциклопедия социологии

  • АППЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. ad к и perceptio восприятие) понятие философии и психологии нового времени, ясное и осознанное восприятие какого либо впечатления, ощущения и т. п.; введено Г. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. И. Кант наряду с этой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АППЕРЦЕПЦИЯ — (лат. ad к и percepcio восприятие) термин, введенный Г. Лейбницем для обозначения процессов актуализации элементов восприятия и опыта, обусловленных предшествующим знанием и составляющих активное самосознание монады. С тех пор А. является одним… …   Новейший философский словарь

  • АППЕРЦЕПЦИЯ — АППЕРЦЕПЦИЯ, и, жен. (книжн.). Восприятие, узнавание на основе прежних представлений. | прил. апперцепционный, ая, ое и апперцептивный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *