Апперцепция и перцепция: 16.Понятие о перцепции и апперцепции

16.Понятие о перцепции и апперцепции

Апперцепция — внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмысмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них — разная апперцепция. Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.). Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания.

В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию. Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший апперцепцию в универсальный объяснительный принцип, считал, что апперцепция — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности. Представители гештальт-психологии сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.
Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него.
Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия.

ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio — представление, восприятие, от percipio — ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность ясному его осознанию — апперцепции. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ПЕРЦЕПЦИЯ (от лат. percipere воспринимать) восприятие как акт; перципировать – воспринимать; n e p цептибильность – способность к восприятию, воспринимаемость (см. Апперцепция). Перцепционализм – учение, согласно которому только восприятие образует основу всего мышления и знания. Представителем перцепционализма был амер. философ Гамильтон

Апперцепция | Понятия и категории

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad – к и perceptio – восприятие) – понятие, выражающее осознанность восприятия, а также зависимость восприятия от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин «апперцепция» ввел Г.В.Лейбниц, обозначив им сознание или рефлективные акты («которые дают нам мысль о том, что называется «Я»), в отличие от неосознаваемых восприятий (перцепций). «Таким образом, следует делать различие между восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием этого внутреннего состояния…» (Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т., т. 1. М., 1982, с. 406). Это различие было проведено им в полемике с картезианцами, которые «считали за ничто» неосознаваемые восприятия и на основании этого даже «укрепились… во мнении о смертности душ»…

Tags: 

Философия

АППЕРЦЕПЦИЯ — свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания.

Tags: 

Психология

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ (нем. transzendentale Einheit der Apperzeption) — понятие философии Канта, введенное им в «Критике чистого разума». Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя эмпирическую и первоначальную (чистую) апперцепцию. Эмпирическая апперцепция имеет временной характер, это взгляд на самого себя глазами внутреннего чувства. Объект эмпирической апперцепции — душа как явление, поток переживаний, в котором нет ничего устойчивого.

Tags: 

Философия

Апперцепция. Психический процесс, благодаря которому новое содержание настолько приобщается к уже имеющимся содержаниям, что его обозначают, как понятое, постигнутое или ясное.

Различают активную и пассивную апперцепцию; первая есть процесс, при котором субъект от себя, по собственному побуждению, сознательно, со вниманием воспринимает новое содержание и ассимилирует его другими имеющимися наготове содержаниями; апперцепция второго рода есть процесс, при котором новое содержание навязывается сознанию извне (через органы чувств) или изнутри (из бессознательного), и до известной степени принудительно завладевает вниманием и восприятием. В первом случае акцент лежит на деятельности эго (см.), во втором — на деятельности нового самонавязывающегося содержания.

Tags: 

Психология

АППЕРЦЕПЦИЯ — свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и др. личностных особенностей его психической деятельности. Например, художник видит ландшафт как объект художественного отражения, архитектор — как объект возможной застройки и т.

д.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 16.

Tags: 

Психология

АППЕРЦЕПЦИЯ (лат. ad — при, к + perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания духовной жизни человека, а также от психического состояния человека в момент восприятия. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение гипотез о его особенностях.

Tags: 

Психология

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ — термин кантовской теории познания; означает априорное единство самосознания, составляющее условие возможности всякого знания. Это единство есть, по Канту, не результат опыта, а условие его возможности, форма знания, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое «Я» и составляющего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к некоему «Я», как его центру.

Tags: 

Философия

АППЕРЦЕПЦИЯ (APERCEPTION). Восприятие восприятия, т. е. восприятие себя в качестве воспринимающего, иными словами, самосознание, без которого невозможно осознание чего бы то ни было. Кант называет трансцендентальной апперцепцией самосознание, понятое как чистое, прирожденное, неподвижное сознание, благодаря которому все наши представления могут и должны сопровождаться единым «я мыслю» и без которого мы не могли бы воспринимать их как свои представления («Критика чистого разума», «О дедукции чистых рассудочных понятий», §§ 16-21).

Tags: 

Философия

АППЕРЦЕПЦИЯ (лат. ad — к, регceptio — восприятие) — зависимость каждого нового восприятия от предшествующего жизненного опыта человека и от его психического состояния в момент восприятия. Термин ввел Лейбниц, у которого апперцепция связана с самосознанием (в отличие от перцепции). В философии Канта важную роль играет понятие трансцендентальной апперцепции.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 29.

Tags: 

Философия

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к, на, при и perceptio — восприятие) — понятие философии и психологии, впервые существенным образом использованное

Г.В. Лейбницем, который обозначал им осознанное, отчетливо выраженное восприятие в отличие от бессознательного (малого) восприятия. По Лейбницу, А. является «самым ценным достоянием души», и игнорирование различия бессознательных и осознанных восприятий ведет к «беспомощной, неблагодарной и несерьезной философии». Кант под А.

Tags: 

Философия

Психология

Апперцепция при решении проблем

. 2007 г., декабрь 8(4):211-32.

doi: 10.1007/s10339-007-0189-4. Epub 2007 13 октября.

Саша Хельфенштайн 1 , Пертти Саарилуома

принадлежность

  • 1 Факультет компьютерных наук и информационных систем, Университет Ювяскюля, P. O. Box 35, 40014 Ювяскюля, Финляндия. [email protected]
  • PMID: 17934769
  • DOI: 10.1007/s10339-007-0189-4

Саша Хельфенштайн и др. Процесс познания. 2007 Декабрь

. 2007 г., декабрь 8(4):211-32.

дои: 10.1007/s10339-007-0189-4. Epub 2007 13 октября.

Авторы

Саша Хельфенштайн 1 , Пертти Саарилуома

принадлежность

  • 1 Факультет компьютерных наук и информационных систем, Университет Ювяскюля, P. O. Box 35, 40014 Ювяскюля, Финляндия. [email protected]
  • PMID: 17934769
  • DOI: 10.1007/s10339-007-0189-4

Абстрактный

Ментальная репрезентация является центральной теоретической концепцией современной когнитивной психологии. Однако его исследование базировалось преимущественно на неумелых перцептуалистских концепциях, предполагающих, что содержащиеся в них информационные содержания, т. е. психические содержания, возникают исключительно от раздражения. И это несмотря на свидетельства того, что многое в человеческом мышлении не имеет никакой сенсорной эквивалентности. Следовательно, мы проводим различие между восприятием и апперцепцией, как это делали, например, Кант и Вундт, и выступаем за детальный анализ этого психического процесса, ответственного за построение представлений. Мы представляем здесь пять основных экспериментов по решению проблем. Основная идея заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что в зависимости от исходной информации люди очень по-разному представляют воспринимаемые идентичные стимулы, то есть они приписывают разное использование и значение объектам и по-разному интегрируют их для составления различных решений. В этом ключе мы демонстрируем, что люди регулярно полагаются на информацию, которая в принципе не воспринимается или не может быть воспринята. На основании наших эмпирических данных мы поднимаем вопрос о том, почему разница между восприятием и апперцепцией теоретически адекватна, и вводим некоторые центральные понятия для теоретического анализа апперцепции, такие как «видение как» и функциональное связывание.

Похожие статьи

  • Апперцепция и образы в шахматах вслепую.

    Саарилуома П. , Калакоски В. Саарилуома П. и др. Память. 1998 Январь; 6 (1): 67-90. дои: 10.1080/741941600. Память. 1998. PMID: 9640433

  • Психическое содержание в передаче.

    Хельфенштайн С., Саарилуома П. Хельфенштайн С. и соавт. Психолог Рез. 2006 июль; 70 (4): 293-303. doi: 10.1007/s00426-005-0214-0. Epub 2005 7 июля. Психолог Рез. 2006. PMID: 16001278

  • Обратите внимание на промежуток между обеими руками: свидетельство внутреннего представления чисел на основе пальцев при умственном счете детей.

    Домахс Ф., Кринзингер Х., Уиллмес К. Домас Ф. и соавт. кора. 2008 г., апрель; 44(4):359-67. doi: 10.1016/j.cortex.2007.08.001. Epub 2007, 23 декабря. кора. 2008. PMID: 18387566

  • Познание и состояния сознания: необходимость эмпирического изучения обычного и необычного сознания для современной когнитивной психологии.

    Охота ХТ. Охота на ХТ. Навыки восприятия. 1985 г., февраль; 60 (1): 239–82. doi: 10.2466/pms.1985.60.1.239. Навыки восприятия. 1985. PMID: 2580265 Обзор.

  • Беспокойство, разработка проблемы и подавление образов: роль конкретности.

    Штёбер Дж. Штёбер Дж. Behav Res Ther. 1998 июль-август; 36 (7-8): 751-6. doi: 10.1016/s0005-7967(98)00027-8. Behav Res Ther. 1998. PMID: 9682529 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Подготовка понимания в группах: облегчение и торможение решения двусмысленно сформулированной проблемы понимания.

    Гибсон Дж.М., Дхузе С., Граховец Л., Гримм Л.Р. Гибсон Дж.М. и др. Мем Когнит. 2011 Январь; 39(1):128-46. doi: 10.3758/s13421-010-0014-7. Мем Когнит. 2011. PMID: 21264627

  • Вербализация нескольких стратегий в варианте задачи о коммивояжере.

    Тенбринк Т., Винер Дж. Тенбринк Т. и соавт. Процесс познания. 2009 май; 10(2):143-61. дои: 10.1007/s10339-008-0225-з. Epub 2008 26 августа. Процесс познания. 2009. PMID: 18726627

использованная литература

    1. Когн Психол. 2003 июнь; 46 (4): 414-66 — пабмед
    1. Анну Рев Психол. 1984;35:113-38 — пабмед
    1. Познание. 2003 г., сен; 89 (2): 133–55. — пабмед
    1. Память. 1998 Январь; 6 (1): 67-90 — пабмед
    1. Психолог Рез. 1992;54(1):17-26 — пабмед

термины MeSH

Чисто зрительные процессы апперцепции | Нарушения нижних и высших зрительных способностей, вызванные поражением затылка: с особым упором на психопатологические, педагогические, производственные и социальные последствия

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Нарушения нижних и высших зрительных способностей, вызванные повреждением затылка: с особым упором на психопатологические, педагогические, производственные и социальные последствия. Расстройства нервной системы. Книги. Журналы. Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Нарушения нижних и высших зрительных способностей, вызванные повреждением затылка: с особым упором на психопатологические, педагогические, производственные и социальные последствия. Расстройства нервной системы. Книги. Журналы. Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Еще

CITE

PoppelReuter, W. ,

‘Чисто визуальные процессы Apperception’

,

в J. Zihl (ред.) Со специальной ссылкой на психопатологические, педагогические, производственные и социальные последствия

, история неврологии

(

Оксфорд,

1990;

Online Edn,

Oxford Academic

, 22 марта 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198521907.003.0002,

. Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Нарушения нижних и высших зрительных способностей, вызванные повреждением затылка: с особым упором на психопатологические, педагогические, производственные и социальные последствия. Расстройства нервной системы. Книги. Журналы. Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Нарушения нижних и высших зрительных способностей, вызванные повреждением затылка: с особым упором на психопатологические, педагогические, производственные и социальные последствия. Расстройства нервной системы. Книги. Журналы. Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Резюме

Патологические аномалии зрительной функции остались бы для нас совершенно непонятными, если бы мы не различали «чистое восприятие», т. е. простое ощущение , с одной стороны, и зрительную апперцепцию , с другой. К сожалению, в патологии мозга слишком односторонне доминирует так называемая ассоциативная психология, которая не принимает во внимание существенное различие между ощущением и апперцепцией, а стирает его. Под ярлыком «апперцепция» можно понимать множество различных явлений. Во-первых, простое замечание раздражителя, осознание раздражителя, несомненно, представляет собой функцию, предшествующую ощущению и сложной апперцепции, и поэтому может рассматриваться как базовый им. Апперцепция основана на материале ощущения. Прямых доказательств существования ощущения, конечно, нет; но это существование самоочевидно, потому что в психических терминах «замечать» означает также «осознавать». Следовательно, процесс наблюдения должен быть по крайней мере на уровне процесса ощущения.

Ключевые слова: патологическая аномалия, чистое восприятие, зрительная апперцепция, патология мозга, ощущение, ассоциативная психология

Субъект

Заболевания нервной системы

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Вход с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *