Апперцепция и перцепция: 16.Понятие о перцепции и апперцепции

16.Понятие о перцепции и апперцепции

Апперцепция — внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмысмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них — разная апперцепция. Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.). Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания.

В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию. Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший апперцепцию в универсальный объяснительный принцип, считал, что апперцепция — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности. Представители гештальт-психологии сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.
Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него.
Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия.

ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio — представление, восприятие, от percipio — ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность ясному его осознанию — апперцепции. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ПЕРЦЕПЦИЯ (от лат. percipere воспринимать) восприятие как акт; перципировать – воспринимать; n e p цептибильность – способность к восприятию, воспринимаемость (см. Апперцепция). Перцепционализм – учение, согласно которому только восприятие образует основу всего мышления и знания. Представителем перцепционализма был амер. философ Гамильтон

Апперцепция в психологии: примеры, виды

Содержание (открыть/закрыть)

  1. Что такое апперцепция
  2. Перцепция и апперцепция
  3. Разные люди — разное восприятие
  4. Единство и тождественность
  5. Особенности
  6. Примеры апперцепции
  7. Механизмы перцепции
  8. Виды апперцепции
  9. Свойства восприятия
  10. Трансцендентальное единство апперцепции
  11. Апперцептивное искажение
  12. Апперцептивные галлюцинации
  13. История понятия
  14. Влияние апперцепции на повседневную жизнь
  15. Развитие перцептивных навыков

Каждый день люди сталкиваются с апперцепцией, даже не замечая этого. Все их восприятие происходящих событий основано на ней. Она может помогать человеку, а может ему мешать, вызывать много ошибок, которые затрудняют жизнь.

Что такое апперцепция

Апперцепция – это базовое свойство психики. Благодаря ему человек может условно воспринимать объекты окружающего мира, узнавать их. Например, когда человек смотрит на яблоко, он воспринимает его не как мяч или шар. Человек знает, что это фрукт, знает его вкус, запах и назначение. Это знание он получил благодаря опыту, потому что раньше уже пробовал яблоко. Процесс узнавания и понимания объекта – это и есть апперцепция.

Готфрид Лейбниц первым ввел этот термин. Он подразумевает приставку «ad», которая обозначает приближение к чему-то. И «perceptio», то есть восприятие.

Перцепция и апперцепция

Г. Лейбниц разделял процесс восприятия на две стадии – перцепция и апперцепция. Перцепция – ощущение, которое уже есть. Оно воспринято, но еще не идентифицировано. Это бессознательная форма восприятия. Вторая стадия – апперцепция. Процесс осмысления воспринятого объекта, его узнавание и соотнесение с другими аналогичными объектами. На уровне апперцепции восприятие уже дошло до сознания человека, обработано им.

На уровне бессознательного психика «замечает» все, что происходит с человеком. Все что попадает ему на глаза – воспринимается. Но далеко не все из этого осознается. Для этого нужно сфокусироваться на объекте восприятия. Так бывает, когда человек замечает что-то «краем глаза», фокусируется и понимает, что увидел.

Разные люди — разное восприятие

Хотя вещи и события существуют в объективной реальности, их восприятие всегда субъективно. Смотря на один и тот же объект, люди могут воспринимать его по-разному.

Все зависит от группы факторов. Опыт, мировоззрение, культурные особенности, настроение, усталость, эмоции, которые человек переживает в данный момент. Даже то, какая потребность у него сейчас наиболее актуальна – все влияет на процесс апперцепции. Например, голодный человек будет обращать внимание на вывески кафе и плакаты с едой. Он может увидеть изображение еды даже там, где его нет.

Именно на этой особенности в психологии построено множество проективных методик и тестов. Например, тест Роршаха. Люди смотрят на одинаковые абстрактные изображения, но воспринимают их по-разному. Их восприятие отражает внутренний мир конкретной личности, психологические конфликты, желания и страхи.

Единство и тождественность

Человек воспринимает мир в зависимости от того, на что он обращает внимание. Кто-то видит положительные стороны этого мира, кто-то отрицательные. Но суть в том, что мир одновременно и тот, и другой. В нем есть хорошие вещи и плохие. На чем человек фокусируется – в таком мире он и живет.

Восприятие окружающей действительности и самого себя определяется мнением человека, его образом мыслей и предыдущим опытом. Его взгляды тождественны реальности, которую он воспринимает.

Единство апперцепции предполагает осознание человеком, что мир может не соответствовать его ожиданиям. Это понимание ведет к развитию толерантности. Например, есть ожидание, что ребенок должен вести себя тихо. Реальность же может ожидание опровергнуть, что вызовет чувство раздражения и разочарования. Но если бы не изначально искаженное представление, громко смеющийся ребенок не вызвал бы негативной реакции.

Единство апперцепции и ее тожественность – это основы когнитивного синтеза.

Особенности

У апперцепции есть несколько особенностей, например, чувствительность. Она подразумевает субъективность восприятия. Разные люди воспринимают объекты по-разному. К особенностям относится и постоянство. Один и тот же человек воспринимает предмет одинаково, несмотря на разные условия.

Основательность – эта особенность включает в себя то, что человек соотносит объект со своим предыдущим опытом. Поэтому новое восприятие проходит через призму прошлого.

Примеры апперцепции

Процесс апперцепции не прекращается на протяжении всей жизни. Все предметы, которые окружают человека он воспринимает, благодаря апперцепции.

Например, если он ищет на картине кошку, спрятанную в листве. Его глаза ее точно видят, но человек этого не осознает, потому что не происходит фокусировки. Но когда он ее находит, то уже не может потерять снова или упустить из виду благодаря апперцепции.

Субъективность апперцепции особенно ярко проявляется у людей с разными профессиями. Смотря на здание, дизайнер, строитель, инженер и архитектор будут обращать внимание на разные детали. Если человек не доверяет собеседнику – то будет видеть в его словах ложь и манипуляцию.

Люди могут читать слова, буквы в которых перепутаны, если правильными будут только первая и последняя. Взрослый человек не читает по буквам, а просто узнает слово. На этом принципе построено скорочтение.

Когда два человека идут по улице, они запомнят ее по-разному. Если один из них на диете, то он заметит все ресторанные вывески. А другой, если он думает о покупке нового пальто – все магазины одежды. Более того, он будет обращать внимание на пальто окружающих. А первый – на фигуры прохожих, потому что думает о своей физической форме.

Механизмы перцепции

Это способы, с помощью которых происходит восприятие. Их достаточно много: идентификация, эмпатия, социальная рефлексивность, казуальная атрибуция и другие.

Идентификация – это частичное отступление от своей позиции, и принятие взглядов другого, уподобление другому человеку. Поставить себя на его место и понять собеседника, то есть воспринять то, что он говорит.

Эмпатия – способность воспринять эмоции другого человека.

Социальная рефлексивность – способность человека понять, как его воспринимают другие люди.

Каузальная атрибуция – из-за недостатка информации приписывание своего смысла какому-то явлению. Ее основа – зависимость восприятия от прошлого опыта. Человек приписывает другому черты, которые были у похожих людей.

Виды апперцепции

Апперцептивность имеет несколько классификаций. Она бывает временной и стойкой. Временная зависит от эмоций человека, его ожиданий и текущих потребностей. Она меняется в зависимости от того, как меняются они. Стойкая апперцепция более долгосрочная. Она формируется под влиянием жизненного опыта, мировоззрения, системы взглядов и ценностей.

Выделяют трансцендентную и эмпирическую апперцепцию. Первую ввел Кант. Он говорил о том, что существует необусловленная апперцепция чистого разума, которой обладает каждый. Эмпирическая основана на том опыте, который человек пережил.

Д. Брунер ввел понятие «социальной апперцепции». Она выражает форму восприятия определенных социальных групп. В зависимости от восприятия, формируются определенные ожидания от этой группы. Интерпретация поступков членов группы тоже основана на социальной апперцепции.

Свойства восприятия

Кроме апперцепции у восприятия есть и другие свойства: избирательность, целостность, постоянство, структурность, объективность, чувствительность.

Избирательность выражается в фокусировке на конкретном объекте. Например, увидев в магазине нужную вещь, человек сосредотачивается на ней. Тогда как все остальное уходит на задний план, будто расплывается. Хотя стоит ему обратить внимание на это – как все тут же становится четким и осознанным.

Целостность означает, что объект воспринимается не как совокупность частей, а нечто целое. Ему не нужно знать все части. Так дети дорисовывают картинку, узнавая ее по нескольким штрихам.

Постоянство – человек продолжает понимать, что перед ним за объект, даже если условия восприятия меняются. Например, домашнюю кошку он узнает, даже если в комнате темно, а она прыгнула ему на колени. Он ее не видит, но воспринимает ее как кошку.

Структурность – человек осознает взаимосвязь отдельных частей объекта. Например, восприятие кошки – это не только ее цвет, звуки, движения. Человек воспринимает ее всю, осознавая, что перед ним кошка.

Объективность – соотнесение объекта с определенной группой: желтое, громкое, сладкое, маленькое.

Чувствительность – восприятие меняется, оно не врожденное. Пока ребенок впервые не возьмет в руки яблоко, он ни с чем его не ассоциирует.

Трансцендентальное единство апперцепции

Это свойство, которое есть у каждого. Людям кажется, что они видят мир объективно, но это не так. Единство апперцепции выражается в том, что любое новое знание воспринимается через призму предыдущего опыта. Убеждения, установки, стереотипы – все это искажает восприятие.

Например, человек, имеющий негативный опыт общения с мигрантами, будет всех их воспринимать негативно. Ревнивый мужчина будет во всех, даже самых невинных действиях женщины видеть намеки на измену. Потому, что он уже ее ожидает. Женщина, выросшая в семье алкоголика, подозревает, что все мужчины такие.

Восприятие имеет свойство избирательности. Психика негативно реагирует на все, что не вписывается в его картину мира. Поэтому подсознательно человек воспринимает и обращает внимание только на ту информацию, которая ее подтверждает. При этом игнорирует или уменьшает значимость того, что ей противоречит.

Если человек имеет пессимистичный взгляд на вещи, он будет подтверждать свою правоту раз за разом. При этом игнорировать все хорошее и позитивное.

Единство апперцепции включает в себя несколько факторов: воображение, созерцание, дедукцию. Благодаря последней он делает выводы из общей информации. Созерцание помогает ему воспринимать мир. А воображение «достраивать» воспринятое при нехватке реальной информации.

Апперцептивное искажение

Восприятие подвержено множеству искажений. Они происходят бессознательно, поэтому их трудно отслеживать и контролировать. Например, к апперцептивным искажениям можно отнести проекцию.

При простой проекции человек приписывает другому черты характера, которые имеет сам. Критика и раздражение по отношению к другим основаны на этом. Человеку не нравятся свои слабости и черты характера, но он их не признает в себе. Хотя замечает в других людях. При обратной проекции человек приписывает себе те качества, которыми не обладает, но хочет обладать. Он их не развивает в реальности, а занимается самообманом, считая, что они у него есть.

Апперцептивные галлюцинации

Они проявляются в расстройстве восприятия, при котором человек видит объекты, не существующие в реальности. Галлюцинации могут быть визуальными, слуховыми, тактильными и обонятельными.

Особенность апперцептивных галлюцинаций в том, что изначально человек может вызывать их сознательно. Он получает от этого удовольствие, однако позже уже не может контролировать этот процесс.

История понятия

Несмотря на то, что термин «апперцепция» ввел Лейбниц, он понимал под ней «активность человеческой души». Позже вопрос восприятия рассматривал И. Кант, он ввел понятие «трансцендентной апперцепции». И. Кант утверждал, что кроме эмпирического восприятия, есть «чистое». Оно основано на факторах, которые находятся за пределами человеческого понимания. Человек мыслит, он все воспринимает и познает. Единство чувственного опыта – это часть самосознания человека, а не наоборот.

Научное понимание апперцепции появилось благодаря Иоганну Гербарту. Он ввел понятие «апперцептивная масса» – совокупность накопленных знаний.

Большой вклад в изучение восприятия внес В. Вундт. Он считал, что апперцепция – это часть интеллектуального процесса. Он включает в себя идентификацию, накопление, понимание и систематизацию полученных знаний. То есть воспринимая какой-то объект, человек не только его осознает и соотносит с предыдущим опытом. Благодаря интеллекту он встраивает этот объект в систему уже имеющихся знаний, классифицирует его.

Вундт считал, что апперцепция – это проявление волевого акта. Восприятие может быть осознанным, когда человек прикладывает усилия для получения новой информации. А может быть и пассивным. Он предположил, что в мозге есть определенные физиологические структуры, отвечающие за апперцепцию.

Наука доказала, что «специальных» центров не существует. Апперцепцию определяет системность высшей нервной деятельности, то есть замыкание и сохранение нейронных связей.

Влияние апперцепции на повседневную жизнь

Апперцепция необходима человеку, она помогает тратить меньше усилий на узнавание нового. Объект и ситуация воспринимаются проще, если ассоциируются с прошлым опытом. Человеку легче ориентироваться в новой ситуации. Он уже знает, чего от нее ожидать.

Апперцепция может проявляться в развитии шаблонного мышления, стереотипов, нетерпимости. Из-за сформированных ожиданий, человек может испытывать разочарование, поскольку они не соответствуют реальности. Апперцепция формирует предвзятое отношение к людям. Если незнакомец подсознательно напоминает кого-то, психика припишет ему качества другого человека. Они могут быть как хорошие, так и плохие. Проблема в том, что они не соответствуют реальности.

Поэтому, с одной стороны – апперцепция облегчает жизнь. С другой, вызывает искажение восприятия и ошибочные суждения.

Развитие перцептивных навыков

Перцептивные навыки начинают формироваться у детей 2-3 лет. Важен период дошкольного и школьного возраста. В это время дети рисуют, конструируют, занимаются двигательной активностью. Они познают предметность окружающего мира, классифицируют и сравнивают объекты.

У детей развитие перцептивных навыков проходит неосознанно. Но им можно обучаться и в зрелом возрасте, для этого нужна мотивация, четкое понимание цели. Чаще развиваются навыки социальной перцепции, основанные на умении определять эмоции людей. Для обучения этому хорошо подходит техника Пола Экмана. Он разделил лицо человека на зоны и определил для каждой признаки той или иной эмоции. Обучение правильному восприятию улучшает навыки перцепции и понимание окружающих.

Для развития перцепции также важно помнить об искажениях восприятия. Подсознательно первое впечатление о чем-то кажется более достоверным, даже если оно неверное. Человек ищет подтверждения своим ожиданиям, но игнорирует все, что им противоречит.

Нужно уметь отказываться от шаблонного восприятия реальности, развивать критическое мышление. Ставить под сомнение свои установки и стереотипные взгляды. Например, если человек пессимистично смотрит на ситуацию – сознательно найти в ней хорошие стороны. Чем больше тренировки, тем больше развиваются перцептивные навыки. В конечном счете они дойдут до уровня автоматизма и будут работать неосознанно.

Проект MUSE — Лейбниц: апперцепция, восприятие и мышление (обзор)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

96 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ не видят, как это поддерживает спиритуалистическое прочтение субстанции.

На самом деле в «Опыте» есть много пассажей, из которых можно заподозрить, что Локк склонялся к материализму. В Книге 4 Локк говорит: «У нас есть идеи материи и мышления, но, возможно, мы никогда не сможем узнать, мыслит ли какое-либо чисто материальное существо или нет» (4.3.6.). Локк также утверждает, что нематериальность не является необходимой для представления о бессмертии души. Учитывая ограниченность человеческого знания, было бы так же неправильно делать вывод, что Локк является материалистом, как и заключать, что материальные объекты содержат в себе нематериальные формы или сущности. КЭТИСКВАДРИТО Университет Индианы-Университет Пердью Роберт Макрей. Лейбниц: Апперцепция, восприятие и мышление. Торонто и Буффало: University of Toronto Press, 19.76. Стр. х + 148. $15,00. Профессор Макрей предпринял сложную задачу: реконструкцию эпистемологии Лейбница. Как указывает МакРак, у Лейбница «в большей части его сочинений нет ничего, на что можно было бы указать как на составляющую теорию познания», и причина этого в том, что он, по-видимому, не интересовался эпистемологическими проблемами как таковыми.
Отличие видимости от реальности в некотором смысле может служить парадигмой для иллюстрации тенденции Лейбница использовать эпистемологическую теорию для решения метафизических проблем. Опять же, формулировка различия восприятия и апперцепции неразрывно связана с метафизическими проблемами разграничения духов от простых душ. Приблизиться к эпистемологии Лейбница — значит переместиться на периферию его мысли и, в конце концов, вернуться прямо к ее метафизической сердцевине. Анализировать его эпистемологическую теорию ради нее самой — значит делать почти больше, чем делал сам Лейбниц; возможно, как полагал Рассел, «попытка реконструкции системы, которую Лейбниц должен был написать, но не сделал». Обсуждение Макрея обширно, и он предлагает интересные интерпретации многих элементов мысли Лейбница, касающихся восприятия, апперцепции, идей, концепций, принципов, врожденности, памяти, явлений, понимания и многого другого. Если и есть центральный тезис книги, так это то, что, с должными оговорками, «теория познания» Лейбница состоит в том, что «соединение апперцепции с восприятием обеспечивает необходимые и достаточные условия мышления и понимания» (стр.
5). Восприятие есть «выражение» внешней множественности в единой индивидуальной сущности. Восприятию не хватает современных коннотаций, и Макрей подчеркивает, вопреки Расселу, что восприятие не является разновидностью сознания, по крайней мере, в лейбницком смысле этого термина. Макрей убежден, что сознание, апперцепция и рефлексия являются эквивалентными терминами и влекут за собой рассмотрение того, что мы называем «я», эго, в отличие от восприятия. Сознание, по Лейбницу, есть самосознание. Макрей готов заплатить цену за эту интерпретацию, которая подтверждается текстами, и цена состоит в том, чтобы согласиться на «неразрешенную несогласованность в описании ощущений Лейбницем» (стр. 34). Ибо Лейбниц допускает, что животные являются душами и обладают чувством и ощущением. По мнению Макрея, Лейбниц придерживается мнения, что ощущение требует апперцепции или сознания. Отсюда следует, что у животных должна быть апперцепция. Однако люди отличаются от животных тем, что обладают разумом, тем знанием необходимых и вечных истин, которое приходит с (само)рефлексивными актами.
Таким образом, если апперцепция является синонимом рефлексии, животные как обладают, так и не обладают рефлексией-апперцепцией-сознанием. Альтернативная возможность состоит в том, что Лейбниц просто двусмысленно использовал апперцепцию и сознание и допускал, что в широком смысле апперцепция может быть осознанием восприятий. , но без осознания Я. Это оставило бы отражение как осознание самого эго. Макрей отвергает эту возможность на том основании, что, во-первых, Лейбниц нигде не говорит о возможности апперцепции восприятий без осознания Я; во-вторых, что он никогда не приписывает животным сознание, апперцепцию или рефлексию; и в-третьих, что «сознание Я и его мыслей есть… для Лейбница «один факт». ОБЗОРЫ КНИГИ 97 Однако можно задаться вопросом, не вводят ли эти соображения в некоторых отношениях в заблуждение. Несмотря на то, что Лейбниц совершенно верно не приписывает апперцепцию животным, можно отметить, что он указывает, что в душах (таких как животные…

Проект MUSE — Лейбниц: апперцепция, восприятие и мысль (обзор)

  • Джон М. Николас
  • Журнал истории философии
  • Издательство Университета Джона Хопкинса
  • Том 17, номер 1, январь 1979 г.
  • стр. 96-98
  • 10.1353/л.с./ч.2008.0132
  • Обзор
    • Посмотреть цитату
  • Дополнительная информация

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

96 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ не видят, как это поддерживает спиритуалистическое прочтение субстанции. На самом деле в «Опыте» есть много пассажей, из которых можно заподозрить, что Локк склонялся к материализму. В Книге 4 Локк говорит: «У нас есть идеи материи и мышления, но, возможно, мы никогда не сможем узнать, мыслит ли какое-либо чисто материальное существо или нет» (4.3.6.). Локк также утверждает, что нематериальность не является необходимой для представления о бессмертии души. Учитывая ограниченность человеческого знания, было бы так же неправильно делать вывод, что Локк является материалистом, как и заключать, что материальные объекты содержат в себе нематериальные формы или сущности.

КЭТИСКВАДРИТО Университет Индианы-Университет Пердью Роберт Макрей. Лейбниц: Апперцепция, восприятие и мышление. Торонто и Буффало: University of Toronto Press, 19.76. Стр. х + 148. $15,00. Профессор Макрей предпринял сложную задачу: реконструкцию эпистемологии Лейбница. Как указывает МакРак, у Лейбница «в большей части его сочинений нет ничего, на что можно было бы указать как на составляющую теорию познания», и причина этого в том, что он, по-видимому, не интересовался эпистемологическими проблемами как таковыми. Отличие видимости от реальности в некотором смысле может служить парадигмой для иллюстрации тенденции Лейбница использовать эпистемологическую теорию для решения метафизических проблем. Опять же, формулировка различия восприятия и апперцепции неразрывно связана с метафизическими проблемами разграничения духов от простых душ. Приблизиться к эпистемологии Лейбница — значит переместиться на периферию его мысли и, в конце концов, вернуться прямо к ее метафизической сердцевине. Анализировать его эпистемологическую теорию ради нее самой — значит делать почти больше, чем делал сам Лейбниц; возможно, как полагал Рассел, «попытка реконструкции системы, которую Лейбниц должен был написать, но не сделал». Обсуждение Макрея обширно, и он предлагает интересные интерпретации многих элементов мысли Лейбница, касающихся восприятия, апперцепции, идей, концепций, принципов, врожденности, памяти, явлений, понимания и многого другого. Если и есть центральный тезис книги, так это то, что, с должными оговорками, «теория познания» Лейбница состоит в том, что «соединение апперцепции с восприятием обеспечивает необходимые и достаточные условия мышления и понимания» (стр. 5). Восприятие есть «выражение» внешней множественности в единой индивидуальной сущности. Восприятию не хватает современных коннотаций, и Макрей подчеркивает, вопреки Расселу, что восприятие не является разновидностью сознания, по крайней мере, в лейбницком смысле этого термина. Макрей убежден, что сознание, апперцепция и рефлексия являются эквивалентными терминами и влекут за собой рассмотрение того, что мы называем «я», эго, в отличие от восприятия. Сознание, по Лейбницу, есть самосознание. Макрей готов заплатить цену за эту интерпретацию, которая подтверждается текстами, и цена состоит в том, чтобы согласиться на «неразрешенную несогласованность в описании ощущений Лейбницем» (стр. 34). Ибо Лейбниц допускает, что животные являются душами и обладают чувством и ощущением. По мнению Макрея, Лейбниц придерживается мнения, что ощущение требует апперцепции или сознания. Отсюда следует, что у животных должна быть апперцепция. Однако люди отличаются от животных тем, что обладают разумом, тем знанием необходимых и вечных истин, которое приходит с (само)рефлексивными актами. Таким образом, если апперцепция является синонимом рефлексии, животные как обладают, так и не обладают рефлексией-апперцепцией-сознанием. Альтернативная возможность состоит в том, что Лейбниц просто двусмысленно использовал апперцепцию и сознание и допускал, что в широком смысле апперцепция может быть осознанием восприятий. , но без осознания Я. Это оставило бы отражение как осознание самого эго. Макрей отвергает эту возможность на том основании, что, во-первых, Лейбниц нигде не говорит о возможности апперцепции восприятий без осознания Я; во-вторых, что он никогда не приписывает животным сознание, апперцепцию или рефлексию; и в-третьих, что «сознание Я и его мыслей есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *