Архетип героя по юнгу: Архетип Герой — теория происхождения, особенности и различные факты

Архетип Герой — теория происхождения, особенности и различные факты

Многие из нас хотя бы раз в жизни слышали термин «архетип», «архетип героя», «архетип мудреца» и другие подобные выражения. Однако не все из нас до конца понимают, что это такое. В данной статье мы попытаемся разобраться, что такое архетипы, какими они бывают и, наконец, как проявляет себя архетип героя.

Теория Юнга

Вначале поговорим о том, что такое архетип. Это центральное понятие в теории коллективного бессознательного психоаналитика Карла Густава Юнга. Под архетипами понимаются подсознательные идеальные собирательные образы. Их можно охарактеризовать несколькими основными чертами: во-первых, архетипы проявляют себя во всех культурах без исключения, в каждом временном периоде. Во-вторых, они устойчивы, обладают четкими положительными и отрицательными чертами, имеют многочисленные отражения в мифах, сказках, а в современном мире – в литературных и кинематографических произведениях. И в третьих, важным признаком архетипа является то, что каждый человек реагирует на эти образы глубоко и эмоционально, они всегда производят на него впечатление, вызывают положительную или негативную реакцию.


Архетипический образ: понятие, определение, исторические факты,…

Итак, эти элементы коллективного бессознательного, которое является общим для всего человечества, проявляют себя в каждой конкретной личности. В зависимости от того, какие архетипы проявлены в человеке наиболее сильно, они задают общую структуру его личности, влияя на мировосприятие, на специфику понимания себя и других людей, на выбор партнеров и многие другие аспекты. Кстати, последнее особенно тесно бывает связано с архетипами, поэтому работа с этими элементами бессознательного может помочь скорректировать или даже полностью изменить отношения.

Структура личности по Юнгу

Юнг рассматривал структуру человеческой личности как целое, состоящее из элементов: в ее центре располагается «Я», то есть само сознание. В нем сосредоточены все мысли и чувства, которые мы ясно и четко осознаем. К «Я» примыкает так называемая «Персона», которая вбирает в себя переживания и впечатления, не являющиеся для нас особенно важными. Сознание как бы вытесняет их на свою периферию. Кроме того, под обозначением «Персона» также подразумевают социальный имидж человека.


Dragon Nest: классы, подклассы, выбор лучшего персонажа, сюжет,…

Бессознательное начинается с Тени. В нее включены все вытесненные переживания, которые прямо противоречат нашим установкам и взглядам (в отличие от тех, которые переместились в Персону). В Тени же находятся все наши комплексы, поэтому она представляет собой личное бессознательное. Коллективное же бессознательное представлено Анимусом в личности женщины и Анимой – в личности мужчины. Это идеальное представление о мужчинах и женщинах, которое наиболее сильно влияет на выбор партнера. Оно наследуется в основном через фольклорные образы.

Таким образом выглядит структура личности, все части которой взаимосвязаны и при необходимости поддаются умелой корректировке психотерапевта.

Архетипы Юнга: Герой

Количество архетипов не бесконечно, их набор весьма ограничен. Обычно психологи выделяют около 30 фигур, которые подходят под описание устойчивых образов. Одним из самых известных является так называемый архетип героя, который мы и рассмотрим подробнее. Анимус может быть именно таким.


Соционические типы: виды, специфические особенности, методика…

Итак, это один из центральных архетипов. Образ героя пронизывает всю мировую мифологию, являясь движущей силой в большей части легенд. Исследовав их, Юнг выяснил, что герой обладает набором традиционных для него качеств: прежде всего, его рождение божественно – оба или хотя бы один из родителей является богом. На протяжении всей жизни герой совершает великие деяния: борется с чудовищами, освобождает из плена, выполняет опасные для жизни задания. В принципе, его жизнь всегда связана с риском и постоянным напряжением, в ней непременно есть период крушения всех надежд. Частым сюжетом является спуск в подземный мир с последующим возвращением. Кроме того, героя сопровождают верные спутники, которые могут быть как мужского, так и женского пола.

Архетип героя по Юнгу

Этот архетип можно отождествить с человеческим Эго, которое развивается медленно и плавно. Сам факт появления сознания близок к чему-то магическому, божественному, что сопоставляется с рождением Героя от божественных родителей. Когда он спускается в подземное царство, он знакомится с собственным бессознательным. Для такого путешествия требуется немалая смелость и выдержка. Это сложная и опасная, однако необходимая задача для того, чтобы преодолеть себя и повзрослеть. В этом, по Юнгу, и заключается самый важный и значимый подвиг архетипа Героя. Не менее тяжелой работой является сохранение целостности своей личности, для чего Герой вынужден сражаться с чудовищами и выполнять опасные задания. Для этого ему необходимо быть не только смелым, но и настойчивым, изобретательным и удачливым. Такая борьба за самого себя обычно протекает циклами, в которых поражения чередуются с победами – как и традиционный путь архетипа Героя-Воина.

Анимус-Герой

Однако, как мы уже упоминали, Герой может символизировать не только Эго, но и Анимуса у женщин. В этом случае Герой обычно сражается со всевозможными стрессами и опасностями повседневной жизни, при этом неизменно выходя победителем. Женщина в таком случае склонна отдавать предпочтение мужчинам с качествами, свойственными этому архетипу.

Образ Героя

Для Героя привычна неспокойная обстановка – от поля боя до обычной улицы, где всевозможные сложности требуют немедленных решений, действий и немалого мужества. Для него свойственно стремление улучшить мир любым возможным способом. Однако, несмотря на внешнюю непоколебимую уверенность в своей силе и правоте, в душе он опасается поражения. У Героя развита дисциплинированность, он неизменно решителен и сосредоточен на цели. Он самый настоящий идеалист, ему свойственно создавать утопии в своем сознании и пытаться воплощать их в реальном мире.

Одежда архетипа Героя, вероятнее всего, будет максимально удобной для моментальных действий, в ней не будет и следа роскоши, ведь его место – поле битвы, а не богатый дворец. Любой излишний комфорт понимается им как большая опасность для человека, ведь он расслабляет его и делает более подверженным внешним и внутренним слабостям. Поэтому одежда архетипа Героя функциональна и часто незаметна.

Подобные образы мы можем увидеть в кино: часто на Героях надеты доспехи, кольчуги. В их облике много кожи и металла. В архетипе Героя нередко бывает ярко выражен аспект воина, которому и соответствует подобный рыцарский облик.

Герои – это и определенные профессии, связанные со спасением человеческих жизней и немалым риском. Например, это пожарники, спасатели, военные, а также и профессиональные спортсмены, для которых важно стать первыми в своей сфере.

Когда черты Героя начинают проявляться в человеке, он готов принять вызов вне зависимости от того, кем он был брошен. Он становится архетипом героя-бунтаря, готового восстать против несправедливости, заполнившей мир в целом, и отдельных отрицательных персонажей в частности. Кроме того, человек начинает быть все более и более честолюбивым. Он стремится защищать униженных и оскорбленных (вернее тех, кого он считает таковыми). В итоге в своем наиболее положительном проявлении Герой действительно является носителем добра и света, благородным рыцарем без страха и упрека.

Негативный аспект Героя

На самом деле, как и другие архетипы, Герой может проявить весь свой негативный потенциал, если на то будут соответствующие обстоятельства. В худших случаях он становится властолюбивым, жестким и даже жестоким, невероятно высокомерным, страдающим паранойей – вечным поиском врагов. Героем можно считать того же Чингисхана, который стремился завоевать мир и сделал это, по крайней мере, на треть. Однако его путь был заполнен разрушениями, грабежами и насилием. Архетип Героя можно разделить на несколько уровней, и на самом низком из них единственное, чего он хочет – власти, как можно больше власти. Поэтому в Герое есть определенная ловушка. Человек может воспринимать себя благородным спасителем мира от зла, но окружающие люди будут справедливо видеть в нем злодея, который на самом деле разрушает, а не спасает.

Таким образом, самое страшное для любого Героя – в один прекрасный день обнаружить себя в роли тирана, самодура, которого боится все его окружение, прежде его боготворившее. Это не единственный его страх – для Героя также страшно понять, что он недостаточно силен и смел для выполнения поставленной перед ним задачи, подпасть под чужое негативное влияние и оказаться инструментом для выполнения чужих дурных целей, стать чрезмерно жестоким и требовательным по отношению к слабым, которых необходимо защищать.

Но поскольку чаще всего глубинными мотивами всех действий Героя являются две идеи – идея сверхсилы или идея справедливости, риск съехать в негатив подчас бывает очень высоким, поскольку сами идеи представляются невероятно высокими и по сути недостижимыми.

Архетип Героя в рекламе

Реклама является одним из самых массовых источников архетипов в современном мире. Неудивительно, что многие бренды продвигают свою продукцию, используя архетип Героя. Чаще всего его используют компании, которые работают в конкурентной среде – соответственно, им нужно быть агрессивными и уверенными в себе, чтобы продать свой товар, каким бы он ни был. Герой пытается изменить мир, поэтому такой образ подходит брендам, внедряющим различные инновации и решающим актуальные социальные проблемы. Герой помогает слабым – бренд, в свою очередь, позволяет людям раскрыть свои таланты, стать более сильными и уверенными в себе. Герой борется с вездесущим злом, несправедливостью, алчностью – бренд, используя этот архетип, стремится показать, что он дистанцируется от других компаний, нарушающих обещанные слова, ведущих себя нечестно и некомпетентно. И конечно же, такие бренды позиционируют себя пионерами в своей области.

Часто этот архетип используют производители автомобилей и спортивной продукции – например, компания Nike или Adidas. В рекламных роликах этих брендов отчетливо прослеживается образ Героя, который они фактически предлагают примерить на себя своим поклонникам, приобретая тот или иной товар их производства.

Архетипы используются в рекламе, в частности, для того, чтобы наиболее сильным образом воздействовать на зрителя, поскольку, как уже было сказано, архетипы неизменно вызывают сильную эмоциональную реакцию у любого человека. Следует отметить, что это очень эффективный метод, если создатели рекламы разумно сочетают архетипический образ и цели, которых они стремятся достичь при изобретении рекламного сообщения. Для этого используют не только непосредственный социальный образ, но также изображение, смысл и даже звук. Также часто в рекламе применяют не единственный архетип, но целый архетипический сценарий, который типичен для жизни многих людей, а не только для мифологии и литературы.

Олимпийские игры, например, также активно продвигают образ Героя, равно как и программы по изучению космических пространств. Среди других архетипов Юнга Герой наиболее подходит для их целей.

Герои в кинематографе

Наибольшее количество Героев мы можем найти в кино. Как мы уже говорили, он является эффектным и узнаваемым образом, который сразу способен завоевать симпатию зрителя. Чаще всего этот архетип представлен здесь мужскими персонажами, хотя встречаются и женские. Можно вспомнить огромное количество актеров, для которых роль Героя долгое время была основной: Арнольд Шварцнеггер, Джеки Чан, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне и многие другие.

В фильмах герои чаще всего выделяются своей силой, смелостью и стремлением к установлению справедливости и мира. Редко их образы отличаются особенной глубиной и тщательной проработкой. Здесь гораздо более важным является внешнее впечатление о Герое как хорошем парне, сражающимся с плохими и непременно побеждающим их. В массовой культуре всегда были востребованы такие образы, поскольку архетип Героя моментально находит отклик у зрителя как один из самых понятных и симпатичных.

Литературные Герои

Теперь скажем пару слов о литературе. Какие бывают архетипы персонажей? Герой, Волшебник, Мать и многие другие широко представлены в мировой литературе самых разных жанров. Использование этих устойчивых конструкций удобно, поскольку таким образом писатель создает персонажей, которых читатель моментально узнает. Архетипов героев в литературе значительно больше, чем в психологии – и действительно, существует множество легко узнаваемых типов персонажей. Тем более, каждый писатель может создать новый типаж, который в дальнейшем станет популярным и привычным. Архетипы героев служебного романа и фантастической повести, конечно, сильно отличаются друг от друга. Но сколько узнаваемых типов можно найти только в этих двух жанрах!

Однако существуют не только архетипы героев. Сюжетные архетипы мигрируют из одного произведения в другое уже много веков. Подавляющая часть литературы написана в рамках небольшого количества ограниченных сюжетов. В качестве примера можно привести путешествие – герои отправляются в далекий путь или, наоборот, издалека возвращаются домой, загадка – этот сюжетный архетип применяется в детективах, спасение – главный герой-жертва спасается из сложной опасной ситуации, часто с помощью друзей. Архетипом также является любовь, противостояние, жертвенность – особенно частые сюжеты для романов в жанре реализма.

Конечно же, в одном произведении может органично сочетаться сразу несколько архетипов. Определенная сложность у автора возникает с тем, чтобы не превратить их в затертые сюжетные повороты, которые делают текст фактически непригодным для чтения. Конечно, такие штампы – отголоски мифа, отточенные временем, но все же в интеллектуальной прозе такие приемы используются редко. Сюжетные архетипы более применимы в произведениях массовой культуры.

Героиня

Пару слов стоит сказать о том, что общепринятым выражением архетипа Героя является воин, мужчина. Однако Героем с успехом может быть и женщина. Архетип женщины-героя становится все более распространенным в современной массовой культуре: вспомним хотя бы «Игру престолов» или «Зену – королеву воинов». Но, наверное, самым известным реальным воплощением такого архетипа для многих стала Жанна Д’Арк.

Героиня по своим характеристикам мало отличается от Героя. Она также учит нас стойко переживать тяжелые времена, ставить перед собой высокие цели и непременно достигать их. Но, возможно, она не склонна видеть в мире четкое разделение на черное и белое, как это свойственно Герою.

Но все же традиционно этот архетип находит свое выражение в мужских образах.

Архетипы героя и злодея мифологической модели коммуникации К.Юнга в речах У.Черчилля начала 1940-х гг.

№1-2(14), 2020
Коммуникации

Гольцов Дмитрий Дмитриевич
старший преподаватель кафедры английского языка №3
МГИМО МИД России,
научная специализация: языкознание, профессиональные коммуникации,
методика преподавания английского языка
e-mail: goltsov_dd@mail. ru
Адрес: 119454, Москва, проспект Вернадского, 76

Аннотация: Автор анализирует процесс создания политического мифа в речах У.Черчилля в рамках мифологической модели коммуникации К.Юнга

Ключевые слова:  мифологическая модель коммуникации К.Юнга, архетип, У.Черчилль, политический миф

Карл Густав Юнг – основатель одного из направлений в психологии, известного как аналитическая психология. Сфера практического применения его идей не ограничивается психиатрией и психологией, она нашла свое отражение в способах формирования общественного мнения СМИ и в различных политических технологиях.

Идея о коллективной психике, развитая К.Юнгом, и позднее сформированная модель архетипов являются отражением множества психолого-философских проблематик, так как они затрагивают проблемы существования человека в социуме и возникающие у человека в результате этого неразрешенных внутренних конфликтов и мировоззренческих кризисов.

Архетипы по Юнгу – это первичные образы, ведущие свое происхождение из доисторических воззрений человека, его пониманий добра и зла, это модели мироустройства, которые дошли до нас в виде ритуалов, легенд, сказок и мифов, а в человеке присутствует на бессознательном уровне.

«Коллективное бессознательное, видимо, состоит – насколько мы вообще вправе судить об этом – из чего-то вроде мифологических мотивов или образов; поэтому мифы народов являются непосредственными проявлениями коллективного бессознательного. Вся мифология – это как бы своего рода проекция коллективного бессознательного»[4].

Архетипы, по мнению Юнга, существует на уровне коллективного бессознательного и потому имеют столь мгновенный и оглушительный эффект на психику человека, его дальнейшее поведение и поступки. Швейцарский ученый считает, что символы, которые человек воспринимает в процессе коммуникаций в социуме, проецируются на имеющиеся у него образы, резонируют с ними, проходя, таким образом, идентификацию. Таким образом, «оживают» они только после сознательного наполнения таких символов содержанием, которое присутствует у человека на бессознательном уровне, стимулируя определенное поведение человека.

«Культурные символы сохраняют в себе еще много от своей первоначальной нуминозности (сакральности, божественности) или «колдовского» начала. Известно, что они могут вызывать глубокий эмоциональный резонанс у некоторых людей, и такой психический заряд заставляет их действовать во многом тем же самым образом, как и в случае суеверий или предрассудков», – пишет Юнг [2].

Ученый в своих работах уделяет внимание разным архетипам, но при этом не создает полную и законченную систему архетипов. Среди архетипов, описываемых им, нас больше всего в данной работе интересуют архетип Героя – «фигура героя есть архетип, который существует с незапамятных времен»[2], и составляющий ему оппозицию архетип враждебных сил, проявляющихся через образ колдовского демона, неевропейского, скорее азиатского типа. «Эта фигура, если она представляет некоторый негативный и, возможно, опасный аспект, часто выступает как темнокожая и относящаяся к монголоидному типу [3].

В описании Юнгом архетипов героя и злодея прослеживаются оппозиции светлых и темных сил, борьба их разнонаправленных интересов. Такой сценарий можно найти в легендах, сказках и мифах народов всех стран и континентов. Но нужно не забывать, что Юнг был европейцем, и для него, как и для других европейцев, темный цвет кожи, черные волосы и темные глаза, то есть азиатские или африканские черты внешности, могли служить внешними признаками чужеродности и враждебности.

«Разница потенциалов» «своих» и «чужих» создает при их взаимодействии определенную динамику, – так в физике взаимодействие отрицательно заряженных и положительно заряженных частиц формирует электрическое поле, а в социальной жизни оно приводит к политической борьбе и крайним проявлениям этой борьбы – войнам.

Этот то переменный, то постоянный ток мифологического противостояния добра и зла прослеживается учеными с первобытнообщинных сообществ до настоящего времени.

Так, Мирче Элиаде, американский философ, антрополог и этнограф румынского происхождения посвятил ряд своих работ изучению мифов, архаическому сознанию и мышлению. В его понимании миф – это сакральная модель мира первобытнообщинных обществ, который они передавали в ритуалах из поколения в поколения, чтобы соединиться с истоками сущего и осознать свое место в этом мире. Война добра со злом для таких обществ являлась одним из таких двигателей истории, поэтому «каждый герой повторял архетипическое действие, каждая война возобновляла борьбу между добром и злом, каждая новая социальная несправедливость отождествлялась со страданиями спасителя…» [1].

Сходство с жизнью современного человека Мирче Элиаде видит в проживании тех же мифов, той же борьбы добра со злом, противостоянии тех же архетипов героя и злодея. Для человечества это стало жизненно важной терапией: «благодаря такому подходу десятки миллионов людей могли в течение столетий терпеть могучее давление истории, не впадая в отчаяние, не кончая самоубийством и не приходя в то состояние духовной иссушенности, которое неразрывно связано с релятивистским или нигилистическим видением истории» [1].

Видение истории человечества как мифологической борьбы добра со злом, помогает людям пережить тяжелые времена, поэтому в критических ситуациях, в особенности в периоды военных событий, обществом всегда становятся востребованными образ героя и образ врага. Это понимают талантливые политики, и, конечно же, это отражается в их речах и последующих коммуникационных интервенциях. Одними из ярких примеров являются речи Уинстона Спенсера Черчилля начала 1940-х гг.

В мае 1940 г., спустя 8 месяцев после начала Второй мировой войны, в результате правительственного кризиса Уинстон Черчилль становится премьер-министром Великобритании. Парламент и правительство было разделено на два лагеря: представители первого выступали за подписание мирного договора с Германией, представители второго лагеря – за продолжение войны с нацисткой Германией.

Перед Черчиллем, яростным противником нацизма, стояла труднейшая задача объединить как разнородную британскую элиту, так и всю нацию в борьбе с гитлеровской Германией. Во многом заслуга У. Черчилля является в том, что он смог возродить в британском народе миф о герое, миф о спасителе человечестве, тот, что изображен на британских монетах, как герой (святой Георгий), поражающий змея (зло). Он смог разбудить в народе то, что у него всегда было – то героическое, что дремлет в буднем, но просыпается в критическом.

В своих выступлениях перед парламентом, а впоследствии в адресованных всей нации радиопередачах Би-Би-Си, Уинстон Черчилль, персонифицируя Британию (нация как человек), изображает ее героем, спасающим человечество от бед, которые несет миру злодей Германия. Талантливый оратор, он последовательно создает оппозицию герой – враг/злодей, закрепляет эти образы в сознании британской общественности  и упорно возрождает в нации героический дух.

Уже  в своей первой речи «Кровь, тяжелый труд, слезы и пот» (Blood, Toil, Tears and Sweat, 1940)  в качестве премьер-министра 13 мая 1940 г. он призывает нацию вести войну против врага, которого он называет чудовищной тиранией – a monstrous tyranny:

You ask, what is our policy? I can say: It is to wage war, by sea, land and air, with all our might and with all the strength that God can give us; to wage war against a monstrous tyranny, never surpassed in the dark, lamentable catalogue of human crime.

That is our policy [6].

Вы спросите, какова наша политика? Я отвечу: вести войну на море, суше и воздухе, со всей нашей мощью и со всей той силой, которую Бог может даровать нам; вести войну против чудовищной тирании, равной которой никогда не было в мрачном и скорбном перечне человеческих преступлений. Такова наша политика.

В monstrous tyranny (чудовищной тирании) явно прослеживается персонифицированный образ нацисткой Германии, архетип злодея. Этот враг силен. Но чем сильнее враг, тем отважней и самоотверженней должен быть герой, ему противостоящий. На тот момент Германии противостоят народы Британии и Франции, которые спасают не просто Европу, а все человечество:

Side by side the British and French peoples have advanced to rescue not only Europe but mankind from the foulest and most soul-destroying tyranny which has ever darkened and stained the pages of history 

[7].

Отчетливая повторяемость в речах премьер-министра образов Героя-Британии и Злодея-Германии закрепляет и усиливает влияние архетипов, создает уникальную важность проявления подвига Героя в предстоящей битве со Злодеем – спасение всей христианской цивилизации: I expect that the Battle of Britain is about to begin. Upon this battle depends the survival of Christian civilization [7].

Подвиг, к которому У. Черчилль призывает народ Британии, требует напряжения всех душевных сил, выдержки и терпения, ведь после поражения Франции и эвакуации союзных войск из Дюнкерка (в основном Британского экспедиционного корпуса), Британии предстоит сражаться один на один с гитлеровской Германии. Он призывает народ биться до конца, даже если это будет затяжная битва –

if necessary alone, if necessary for years [7].

У. Черчилль, последовательно и неуклонно создавая политический миф борьбы Героя с враждебными силами в жизненно важный момент истории Британии начала 1940-х гг., когда стране угрожает оккупация вражескими войсками, организует нацию на отражение агрессии гитлеровской Германии.

Как пишет Э. Кассирер, в критических ситуациях человек всегда прибегает к отчаянным мерам – и политические мифы являются такими критическими мерами. В такие моменты, когда другие связующие силы социальной жизни по разным причинам теряют свою силу, они и востребуются обществом [5].

У.Черчилль, не просто эксплуатирует модель архетипов К.Юнга, он создает новый политический миф, миф противостояния Героя-Британии Злодею – Германии с целью объединения нации в нелегкий период начала Второй мировой войны, когда антигитлеровская коалиция еще не сформировалась, и Британии угрожало в одиночку отстаивать свою независимость перед лицом гитлеровской агрессии

Список литературы:

  1. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс,1987.с.135
  2. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс,1991.с.84-85.
  3. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. C. 401.
  4.  Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс: Универс, Б 1994., с. 126
  5. Cassirer E. The Myth of the State. Middletown: Book Crafters, 2014. 303 p.
  6. Churchill Winston. Blood, Toil, Tears and Sweat, 1940. URL: https://winstonchurchill.org/resources/speeches/1940-the-finest-hour/page/2/ (дата обращения 01.03.2020).
  7. Churchill Winston. We Shall Fight on the Beaches, 1940. URL: https://winstonchurchill.org/resources/speeches/1940-the-finest-hour/ (дата обращения 01.03.2020).
  8. Churchill Winston. The Few, URL: http://www.churchill-society-london.org.uk/thefew.html (дата обращения 12.03.2020).

About the author: Goltsov Dmitrii Dmitrievich; Senior Lecturer, English Language Department No.3
Specialization: linguistics, methods of teaching English; professional communications in media
E-mail: [email protected]
Address: MGIMO 119454, Moscow Vernadsky Prospekt, 76.

The reflection of Hero and Villain archetypes of K.G.Yung’s mythological model of communication in W.Churchill’s speeches in the early 1940s

Abstract: The author examines the creation of political myth by W. Churchill through K. Jung’s mythological model of communication

Key words: mythological model of communication, Jung K.G., political myth, Churchill W.

Архетип Героя – юнгианские концепции

Герой . Архетипический мотив, основанный на преодолении препятствий и достижении определенных целей.

Главный подвиг героя — одолеть чудовище тьмы: это долгожданная и ожидаемая победа сознания над бессознательным . [«Психология детского архетипа», CW 9i, пар. 284.]

Миф о герое — это бессознательная драма, видимая только в проекции, подобно событиям в притче Платона о пещере. [«Двойная мать», CW 5, пар. 612.]

Герой символизирует бессознательное «я» человека, которое эмпирически проявляется как сумма всех архетипов и, следовательно, включает в себя архетип отца и мудрого старца. В этом смысле герой — сам себе отец и сам себе родитель. [Там же, пар. 516.]

Мифологически цель героя найти клад, принцессу, кольцо, золотое яйцо, эликсир жизни и т. д. Психологически это метафоры своих истинных чувств и уникального потенциала. В процессе индивидуации героическая задача состоит в том, чтобы ассимилировать бессознательное содержание вместо того, чтобы быть перегруженным им. Потенциальным результатом является высвобождение энергии, связанной с бессознательными комплексами.

В мифах героем является тот, кто побеждает дракона, а не тот, кого он пожирает. И все же обоим приходится иметь дело с одним и тем же драконом. Также не тот герой, который никогда не встречал дракона или который, если он однажды увидел его, потом заявил, что ничего не видел. Точно так же только тот, кто рискнул сразиться с драконом и не был побежден им, завоевывает сокровище, «трудно достижимое сокровище». Он один имеет подлинную уверенность в себе, ибо столкнулся с темной почвой своего «я» и тем самым обрел себя. … Он получил право верить, что сможет преодолеть все будущие угрозы теми же средствами. [«Соединение», CW 14, пар. 756.]

В мифах и легендах герой обычно путешествует на корабле, сражается с морским чудовищем, проглатывается, борется с укусом или раздавливанием до смерти, а попав в брюхо кита, подобно Ионе, ищет жизненно важный орган и разрезает его. его выключить, тем самым выиграв освобождение. В конце концов он должен вернуться к своим истокам и свидетельствовать.

С точки зрения индивидуации мужчины кит-дракон — это мать или связанная с матерью анима . Жизненно важный орган, который необходимо перерезать, — это пуповина.

Герой — идеальный мужской тип: оставив позади себя мать, источник жизни, им движет неосознанное желание снова найти ее, вернуться в ее чрево. Каждое препятствие, встающее на его пути и препятствующее его восхождению, носит призрачные черты Ужасной Матери, которая истощает его силы ядом тайных сомнений и ретроспективной тоски. [«Двойная мать», CW 5, пар. 611.]

В женской психологии путь героя проживается через мирские подвиги анимус , или же в партнере-мужчине через проекцию .

© из Дэрила Шарпа Jung Lexicon , воспроизведено с любезного разрешения автора.

Расшифровка этого могущественного архетипа в кино и жизни

Герой начинает путешествие в обычном мире.

По правде говоря, он еще не герой. Во-первых, он должен войти в особый мир, который бросает вызов всему, чем он является и кем себя считает, через испытания, невзгоды и посвящения.

Герой часто отказывается от своего призыва к приключениям и много раз терпит неудачу на своем пути. Затем герой может вернуться домой с чем-то очень ценным, не обязательно материальным, но духовным.

Что такое этот архетип героя? Почему это так популярно? Какова его цель? И действительно ли это служит нам?

Давайте посмотрим глубже…

Содержание

  • Что такое Архетип Героя?
  • Архетип героя — это не то, что мы думаем
  • Тени архетипа героя
    • Великий хулиган
    • Трус
  • Падение архетипа героя
  • Цель архетипа героя
  • Прославление героев 90 058
  • Архетип Смерти Героя
  • Герой Архетип в бизнесе
  • Читать дальше
  • Что вы думаете?

Что такое Архетип Героя?

Здесь я опубликовал исчерпывающий список архетипов. Из более чем 325 архетипов нет сомнений, какой из них является наиболее распространенным и известным: архетип Героя.

Архетип Героя популяризировался благодаря работам Джозефа Кэмпбелла. В «Тысячеликом герое» Кэмпбелл отправляет читателя в эпическое путешествие, освещая этапы психологического развития через мифы и легенды культур со всего мира.

Архетип Героя представляет собой процесс преодоления препятствий для достижения конкретных целей. В мифах цель героя часто состоит в том, чтобы найти сокровище, подобное золотому яйцу, спасти принцессу и вернуться с эликсиром жизни.

Все это метафоры психологического путешествия с целью вернуться к своим истинным чувствам и уникальному потенциалу — того, что Карл Юнг называл процессом индивидуации.

Юнг писал в «Архетипах и коллективном бессознательном»:

«Главный подвиг героя — победить чудовище тьмы: это долгожданная и ожидаемая победа сознания над бессознательным».

Наши СМИ прославляют архетип героя. Каждый фильм о супергероях («Мстители», «Лига справедливости»), эпические приключения («Звездные войны», «Властелин колец», «История игрушек», «Тачки») и драмы сосредоточены на архетипе Героя.

Архетип Героя — это не то, что мы думаем

Интересно, что как бы ни был популярен архетип Героя в популярной культуре, его понимают неправильно.

Быть Героем считается благородным — признаком мужественности («настоящего мужчины»). Героическая жизнь – это жизнь, прожитая хорошо.

Тем не менее, архетип Героя на самом деле представляет собой продвинутую форму детской (мальчишеской) психологии. То есть, хотя архетип Героя и представляет собой пик юношеской стадии развития, он все еще незрел.

Так что же происходит, когда культура восхваляет архетип Героя? Это гарантирует, что мужчины не могут достичь полной зрелости.

Тени архетипа Героя

Хотя мы склонны прославлять Героя, исследовать его тень — это показательно. Тень представляет собой скрытые мотивы и модели поведения, которые, как правило, остаются за пределами нашего сознания.

В «Короле-воине, волшебнике-любовнике» Мур и Джиллетт подчеркивают теневые аспекты архетипа Героя: число 9.0049 Великий хулиган и Трус .

The Grandstander Bully

Grandstander Bully стремится произвести впечатление на окружающих, заявляя о своем превосходстве и своем праве доминировать над другими. Он считает, что быть в центре внимания — это его право по рождению.

Однако за инфляцией Задиры скрывается трусость и более глубокая незащищенность.

Трус

Трусу трудно постоять за себя в физических, эмоциональных и интеллектуальных столкновениях. Под давлением мальчик (или мужчина), одержимый трусом, прогибается, позволяя другим ходить по нему.

Великий Хулиган и Трус идут рука об руку. И именно побуждения этих теневых архетипов Героев во многом влияют на человеческое поведение.

Падение Архетипа Героя

Наше героическое сознание создано для того, чтобы преодолевать препятствия. Каков большой предел архетипов Героя?

От Мура и Джилетта:

«Падение Героя в том, что он не знает и не может признать свои собственные ограничения. Мальчик или мужчина, находящийся под властью Теневого Героя, не может по-настоящему осознать, что он смертное существо.

«Отрицание смерти — предельное ограничение человеческой жизни — его специальность… Когда мы не сталкиваемся с нашими истинными ограничениями, мы раздуваемся, и рано или поздно наша инфляция будет призвана к ответу».

Архетип Героя страдает инфляцией и поэтому мешает мужчине консолидировать спокойную внутреннюю силу своей истинной мужественности.

Цель Архетипа Героя

Архетип Героя, однако, находится в нашей душе не просто так.

Он играет важную роль: мобилизует энергию, волю и силу мальчика, чтобы покончить с Матерью в конце отрочества, чтобы он мог решать жизненные задачи.

Во многих мифах о героях рыцарь входит в пещеру, чтобы сразиться с драконом. Этот дракон является символом архетипа Матери, которого Герой должен победить, чтобы вернуться в свою деревню человеком.

Цель архетипа Героя — подтолкнуть мальчика к его пределам, бросить ему вызов мечтать, призвать мужество для преодоления, казалось бы, непреодолимых препятствий. С Героем мальчик (или мужчина) может сражаться с крупными противниками и потенциально побеждать их.

Если есть что-то, что вы действительно хотите сделать, но избегаете приключений, мужество архетипа Героя может вам помочь.

Прославление героев

Хотя нам нравится наблюдать за героями в фильмах и сериалах, в реальной жизни мы не прославляем героев. Вместо этого мы склонны им завидовать. Подобно крабам в ведре, когда кто-то начинает светиться, мы пытаемся стащить его обратно.

Очень часто мы завидуем в тайне — празднуем для других, но чувствуем совершенно противоположное.

Опять же от Мура и Жиллета:

«Нам нужно великое возрождение героического в нашем мире. Каждый сектор человеческого общества, где бы он ни находился на планете, кажется, скатывается в бессознательный хаос.

«Только героическое сознание, приложив все свои силы, сможет остановить это сползание к забвению. Только массовое возрождение мужества как в мужчинах, так и в женщинах спасет мир. Несмотря на огромные препятствия, Герой берет свой меч и под действием злых чар врывается в сердце бездны, в пасть дракона, в замок».

Таким образом, архетип Героя играет важную роль для нас как индивидуально, так и коллективно.

Смерть архетипа Героя

Но тогда мы должны позволить архетипу Героя умереть.

Для тех из вас, кто читал Карла Юнга, в его Красной книге он убил своего Героя в своем активном воображении. Почему?

Последний раз от Мура и Джиллета:

«Смерть» Героя в жизни мальчика (или мужчины) на самом деле означает, что он, наконец, столкнулся со своими ограничениями. Он встретил врага, и враг — он сам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *